О почитании Святого Креста
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое,
победы Церкви на сопротивныя даруя,
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство (Тропарь).
Христиане всех времен всегда почитали Св. Крест Христов по следующим причинам:
1) Так как Христос есть жертва за грехи мира, а жертва немыслима без жертвенника, то крест есть жертвенник. А все жертвенники во всем мире всегда считались святынею; поэтому и крест есть святыня.
2) Крест есть орудие божественного прославления Спасителя (Лк.24:26; Флп.2:5–11) и орудие победы Господа Иисуса Христа над диаволом (Ин. 12:31–33; 1Кор.15:53; Кол.2:14,15).
3) Крест – орудие спасения нашего (Гал.3:13; Кол.1:20) и слава наша.
4) Крест – видимое знамя христианина, поднятое ради истины.
Рассмотрим, каким образом Христос является всемирною жертвою за грехи мира, а Крест Его – жертвенником.
Бог создал людей по образу Своему, заключающемуся в душе человека. Душа человека обладает умом, сердцем и волею. Умом он стремится познавать Бога, сердцем – любить Творца и ближних, волею – исполнять заповеди Божии. Но люди согрешили. Грех извратил всю природу их: помрачил разум, испортил волю, в тело внес семена всяких болезней и смерть. Чрез свое падение люди лишились духовной радости, света и блаженства. Своим грехопадением человек оскорбил своего благого Создателя и подвергся проклятию; заразил грехом все свое существо: произвел гибельные последствия в природе потомков и внешней природе. Избавиться от всех сих зол, восстать из такого глубокого падения человек своими силами не мог. Не мог избавить его и спасти никто из высших духов, потому что они, будучи ограниченными существами, не могли удовлетворить правде Божией. Это мог сделать Сам Бог. Он мог изобрести и принести вполне удовлетворительную жертву правде Божией за грехи людей, потребить грех во всем существе человека и уничтожить все гибельные последствия греха как в природе людей, так и в видимой природе. Дело нашего спасения было делом совета Божия от вечности, Бог предвидел падение человека и от вечности же Он избрал и средство для восстановления его. Средство это следующее: Второе Лице Пресвятой Троицы, Единородный Сын Божий добровольно восхотел сделаться человеком, принять на Себя все грехи человеческие, претерпеть за них все, что определила праведная воля Божия, и таким образом удовлетворить за нас вечной правде, изгладить грехи наши, уничтожить самыя последствия их в нас и во внешней природе, т. е. воссоздать мир. Поэтому Единородный Сын Божий и называется в слове Божием непорочным и чистым Агнцем, предназначенным еще прежде создания мира (1Пет.1:19,20), Агнцем, закланным от создания мира (Откр. 13:8). Дабы изгнанные из рая люди ожидали грядущего Искупителя, Бог изрек первое обетование Свое об Искупителе в грозном приговоре обольстителю их диаволу: «Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и Семенем Ее; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3:15). Это означает, что Иисус Христос победил диавола, прельстившего человеков, и избавил их от греха, проклятия и смерти. Веру свою в имеющего прийти Агнца, закланного от создания мира, Который принесет Себя видимо для всех в жертву за грехи мира на всемирном жертвеннике Голгофы, на Кресте, ветхозаветные люди выражали жертвоприношениями. В книге Левит (глав. 1–9) читаем о том, как по приказанию Бога народ Божий приносил в жертву Господу из скота крупного (волы) и мелкого (овцы). «Если жертва есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобресть ему благоволение пред Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения – и приобретет он благоволение, во очищение грехов его; и заколет тельцы пред Господом; сыны же Аароновы, священники положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова» (Лев.1:3–7)... «Это всесожжение, жертва, благоухание приятное Господу» (Лев.1:9). То, что жертвенное животное должно было быть мужеского пола, без порока, по принесении его в жертву приносило очищение грехов людей должно было напоминать ветхозаветным людям, что всемирная жертва – Господь Иисус Христос, безгрешный Сын Божий, принеся Себя в жертву за грехи мира на жертвеннике – Св. Кресте – очистит людей от греха, избавит от проклятия, диавола и смерти. Очевидно, кровь невинного ягненка напоминала людям о невинной крови Спасителя, а жертвенник напоминал собою Св. Крест!
Св. Апостол Павел называет Христа жертвою: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его, во спасение» (Евр.9:27,28). Или: «Как закон, ослабленный плотию, был безсилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех, и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим.8:4–8). Жертву Свою Господь принес на кресте. Следовательно, Крест и есть христианский жертвенник.
Для уяснения, что Крест Христов мы справедливо называем жертвенником, прочтем 22-ю главу книги Бытия, где повествуется о жертвоприношении Авраамом. Это, а не другое место Св. Писания избираем мы потому, что принесение Исаака в жертву прообразовало жертву Голгофскую. Как на горе Мориа отец приносит в жертву единственного сына своего, так и на горе Голгофе Бог Отец приносит в жертву Единородного Сына Своего.
«И пришли Авраам и Исаак на место, о котором сказал Аврааму Бог, и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров, и простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт.22:9,10). Вникая в историю жертвоприношения Исаака, мы видим, что здесь жертва – Исаак, и устроенный Авраамом – деревянный жертвенник. Исаак прообразовал собою принесенного на Голгофе в жертву Агнца Божия – Иисуса Христа, о Котором в Евангелии от Иоанна пишется: «На другой день видит идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Ссбя грехи мира» (Ин. 1:29). Без жертвенника же никогда жертва не приносилась, поэтому и Агнец Христос не мог быть принесен без жертвенника.
В слове Божием, как мы видели уже выше, ясно различаются два предмета при всяком жертвоприношении: жертва – закалываемое животное и притом лучшее из животных своего рода, и жертвенник – предмет неодушевленный, рукотворенный. Например: в книге Быт.8:20 (о Ное), Исх.40:10 и мн. друг.
До пришествия на землю Сына Божия, те жертвенники, по которым лилась кровь тельцов, овец и других жертвенных животных, как прообразы жертвенника всемирной жертвы, были в глубоком и благоговейном почитании у еврейского народа: они считались предметами святыми. «Жертвенник, – говорит Бог Моисею, – будет святыня великая, все, прикасающееся к нему (жертвеннику), освятится» (Исх.30:28,29). В Новом Завете пред нами жертвенник всемирной жертвы – Крест Господень: по нему текла кровь не тельцов, агнцев или иных животных, но пречистая кровь Сына Божия. Это сравнение жертвенников ветхозаветных с новозаветным внушает нам необходимость почитать Святый Крест Господень. Ведь если жертвенники, облитые кровью жертвенных животных, были почитаемы в Ветхозаветной Церкви за великую святыню, то тем более в Христианской Церкви свят и достопоклоняем Крест – жертвенник, обагренный святейшею кровью Спасителя. Если прикасавшиеся к ветхозаветному жертвеннику освящались, то тем более освящаются христиане благоговейно прикасающиеся ко св. Кресту и с любовию лобызающие его.
Затем Крест Господень есть орудие божественного прославления его, как уверяет нас в этом Сам Господь в Св. Евангелии (Лк.24:26; Ин.12:23). В 24-ой гл. от Луки рассказывается о том, как Спаситель после Своего воскресения из мертвых обратился к шедшим в Эммаус ученикам Своим со словами: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк.24:26). При торжественном входе Своем в Иерусалим за несколько дней до страданий Своих на кресте Спаситель сказал: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12:23). «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертию Он умрет» (Ин.12:32,33). Христос Свое шествие на Крест, принесение Себя в жертву за грехи мира считает за славу, за честь и за неизбежное условие к привлечению в Свое вечное царство всего мира. Отсюда ясно, что Крест есть лествица к славе для Господа Иисуса и знамя победы над диаволом, адом и смертью. Что Бог Отец Небесный возвеличил Сына Своего на кресте, об этом свидетельствует апостол Павел, говоря филиппийцам, что Спаситель смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Флп. 2:6–9). Выражение: посему Бог превознес Иисуса Христа после слов: смерти крестной, показывает что крест был высочайшею ступению неизмеримого Божеского прославления Господа.
Будучи орудием прославления Спасителя крест является орудием победы над диаволом (Кол.2:15; Ефес.4:8; Пс.67:19). В Св. Писании читаем: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он воспринял также оныя, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти, чрез всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:14,15). Таким образом, смертью на кресте Спаситель избавил нас от власти диавола. А орудие победы над врагами народа Божия святится, почитается и сохраняется во святом месте. Так меч, которым поразил Давид Голиафа и тем избавил евреев от пленения, хранися в скинии – доме Божием (1Цар.21:9), как святыня – знак милости Божией к народу, Крест Господень должен тем более считаться великою святынею для благочестивого христианина. Если город Иерусалим, в котором был распят Иисус Христос, свят (Мф.27:53), если свята гора, на которой некогда стояли пречистые ноги Спасителя (2Пет.1:18), то тем более свят крест, на котором Спаситель находился всем Своим пречистым телом.
Далее. Мы спасены кровью Христа на кресте. Он примирил нас с Богом именно посредством креста, убив вражду на нем (Ефес.2:16). Значит, крест в деле нашего спасения имел великую силу как орудие нашего спасения. Поэтому надо почитать Крест с любовью. Он – слава наша. Апостолу Петру Христос предлагает крестное страдание как честь, дважды говоря ему: «Иди за Мною», – во время обеда при Тивериаденском море (Ин.21:18,19). Св. Ап. Павел говорит коринфянам: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:23–24). «Слово Божие о кресте для погибающих юродство (безумие) есть, а для нас спасаемых сила Божия» (1Кор.1:18). Галатам Ап. Павел говорит: «Я не желаю хвалиться разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Гал.6:14).
Что значит хвалиться Крестом Христовым? Это значит держать его высоко, на виду как святыню. Православные так и поступают. Они ставят крест на храмах, и внутри храмов крест занимает первое место. Как святыня, верное оружие против духовного врага, крест на груди у каждого православного христианина; он же осеняет и могилы усопших как знамение их веры в Распятого и надежды воскресения. Сколько врагов одолела Русь крестом в руках и молитвою в сердце! С крестом святым и ныне воин идет на брань за веру Христову, подвизается на войне, и легче ему умирать в надежде на милость Божию по вере. С крестом святым выходит селянин на поле свое и на всякую работу, и легче ему труд и слаще ему свой хлеб трудовой! Легко живется на свете с верою в Распятого и молитвою к Нему, легче и в могиле лежать, когда над нею стоит крест христианский!.. Таким образом, то, что служило знаком позора для иудеев, а для язычников римлян орудием казни, мы почитаем за самый дорогой предмет и не стыдимся выставлять его напоказ.
Св. Писание пророчески еще в Ветхом Завете говорит о Кресте: «благословенно дерево, через которое бывает правда» (Прем. 14:7). Божия правда была оскорблена преслушанием Адама. После прародительского преступления между Богом и людьми возникла как бы вражда (Евр. 2:15). Эту вражду и упразднил Христос, примирив нас с Богом посредством Креста (Ефес. 2:16). Отсюда ясно следует, что Крест был тем деревом, посредством которого явилась в мир правда Божия.
Наконец, Крест есть победоносное знамя для каждого христианина. Царь Давид просил у Бога: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» (Пс.59:6). Душа псалмопевца Давида жаждала торжества дела Божьего на земле и в доказательство этого торжества «боящиеся Бога», по словам царя Давида, должны были поднять знамя ради истины. И пророк Исаия говорит про Спасителя людей: «Он поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и разсеянных Иудеев созовет от четырех концев земли» (Ис.11:12, 62:10). Таким образом, то, о чем молил Бога царь Давид, должно исполниться с пришествием Спасителя в мир. Значит, у «боящихся Бога», христиан должно быть видимое знамя, поднятое ради истины. И это видимое знамя, это древо, через которое бывает всякая правда, исполняется истина, есть святый крест. Знают это враги Креста Христова (Флп.3:2, 18) и потому силятся лишить православных христиан этого важнейшего знамени, обзывая Св. Крест Христов виселицею, эшафотом и произнося на него всяческие хулы и ругательства. Они забывают, что при кончине мира «явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земныя и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Тогда дадут враги Креста Христова строгий ответ за свои издевательства над знаменем Христовым, над жертвенником всемирным, благословенным древом – святым Крестом!
Так как св. Крест есть величайшая святыня для христиан и покланяться святыне повелено было еще в Ветхом Завете, то понятно, почему христиане кланяются пред св. Крестом и лобызают его... Св. пророк Давид в Псалтири, по внушению Духа Божия, заповедует: «Превозносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию Его. Свято оно» (Пс.98:5); а в 131 псалме призывает к исполнению повеления Божия: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (Пс.131:7). Если в силу повеления Божия ветхозаветные люди поклонялись месту, освященному особым присутствием Божиим, то тем более мы, христиане, должны поклоняться Кресту Господню, освященному не только присутствием Господа Бога, но и спасительными страданиями нашего Искупителя и божественною кровью Его. Да и можно ли равнодушно стоять и не преклоняться пред такой великой святыней, если человек искренно верует в Спасителя и хоть сколько-нибудь ценит страдания Его за нас! И мы видим, что все, исповедующие веру Христову от дней апостольских и доныне, благоговейно преклоняют колена пред св. Крестом Господа нашего Иисуса Христа и с верою целуют это подножие ног Спасителя, – все, кроме одной горсти отпадших от Церкви Христовой (баптистов, штундистов и друг. протестантов), появившихся лишь в недавнее время.
Враги Креста Господня говорят: «Как же можно почитать крест? Ведь если бы моего родного отца казнили, то неужели я стал бы почитать то орудие, которым его умертвили? Да мне противно было бы видеть его». Отвечай им на это, православный христианин, так: «Да, если бы твой или мой отец был преступник и казнен за свои преступления, то нам было бы тяжело видеть то орудие, которым казнили за преступление твоего или моего отца; но представь себе, что преступники мы с тобою; и за тяжкие вины наши оба мы осуждены на смертную казнь, и что какой-нибудь святой человек, сжалившись над нами, пожертвовал собою за нас, принял на себя все наши преступления и предал себя на позорную казнь, чтобы оправдать и спасти нас с тобою. И это орудие, которым его, невинного и святого, умертвили и которое из орудия казни обратилось в орудие нашего с тобою спасения, не сделалось ли бы оно для нас священным? Не стали ли бы мы, глядя на него, вспоминать со слезами благодарности о нашем благодетеле, принявшем на себя заслуженную нами казнь, не так ли? Представьте же себе, что этот благодетель был не простой святой человек, а вместе и Бог, да и спас от заслуженной казни и погибели бесчисленное множество подобных грешников, как же нам не почитать священным то орудие, которое Он Сам избрал для принесения Себя в жертву, на котором Он выстрадал в страшных муках наше оправдание пред Правосудием Небесным, и который, обливши Своею кровию, сделал орудием нашего спасения?»
Только не веровавшие во Христа евреи и римские язычники, считая Христа простым человеком, возмущавшим народ против римской власти, распинали Его на кресте, как на эшафоте. Только евреи и римские язычники считали крест орудием казни, как теперь протестанты считают крест виселицею, но всякий, искренно верующий во Христа как Искупителя своего от греха, проклятия и смерти, считает крест жертвенником, а Христа – жертвою и чтит Св. Крест, и хвалится ним подобно апостолу Павлу, который восклицает: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14).
Но, воздавая честь и поклонение Кресту как благословенному древу, чрез которое мы оправданы, Св. Церковь воздает честь Кресту не как веществу, из которого он сделан, не дереву, не меди, не золоту, или серебру, а тому, что он образует. Крест – образ Распятого Господа нашего Иисуса Христа; он представляет нашему зрению и на память нам приводит последние минуты из земной жизни Иисуса Христа: Его страшные за нас, грешных, мучения, пречистую кровь, пролитую на кресте, раны, которыми мы исцелились (Ис.53:5); а потому верующие, преклоняясь телом своим пред Крестом, сердцем и мыслями возносятся к Распятому на нем.
Итак, ясно из слова Божия, что Крест Христов – великая святыня Церкви Христовой; это – сила Божия для нас спасаемых (1Кор. 1:18). Поэтому-то истинно верующие во Христа, где бы ни встретили образ Распятого, должны преклонять колена пред ним, вознося ум и сердце свое к Первообразу. Да и как христианину не преклоняться пред крестом Христовым? Если, по слову Божию, колоссяне обязаны были помнить узы св. Апостола Павла (Кол.4:18), то тем более все христиане должны памятовать о страданиях Христа, потому что:
Его злодеев руки
На древо вознесли,
Ему страданья, муки
Грехом мы нанесли.
Должны помнить об Его Кресте, которым открыт нам путь в Царство Небесное. Через поклонение св. Кресту православные христиане выражают любовь свою к Распятому Господу и памятование об Его крестных заслугах.
«Непобедимая, и непостижимая, и божественная сила Честного и Животворящего Креста не остави нас грешных»!
Протоиерей Иоанн Недзельницкий.
Гор. Миннеаполис. Сентября, 1930 года.