Источник

Глава XXVII

Истинное Боговедение в древнем мире и положительный закон Божий. Закон и вера. Вера, как обращение духа человеческого к Богу, и вера, как наивысочайший «тонус» духа человеческого, поставляющий человека в Боге. Значение благочестия и праведности от закона для веры. Оглавление и содержание закона. Спаситель мира и закон. Спаситель мира и весь род человеческий вообще, и каждый человек в частности. Спасение в Иисусе Христе. Дух Божий через Христа и во Христе, или благодать Бога Спасителя. Вменение и усвоение Христа человеку. Что принадлежит самому человеку при действии на него благодати Бога Спасителя. Благодать Бога Спасителя и свобода человека. Точнейшее изъяснение истины о благодати, о вменении Христа человеку и о личной свободе человека.

Истинное Боговедение в древнем мире, как известно, сохранялось только в среде народа еврейского и было плодом положительного откровения Божия: «Для чего же закон? – спрашивает Апостол Павел. – Он дан после по причине преступлений» (Гал.3:19), т.е. положительный закон, по свидетельству Апостола Павла, дан был Богом потому, что люди в самих себе потеряли истинное Богознание и Боговедение, через что разумение воли Божией и постижение истинного добра теряли свой источник, а преступление и зло, по мере потемнения религиозного сознания, будучи причиной этого потемнения, в то же время угрожали совершенно исказить религиозное сознание во всем человеческом роде, как мы, действительно, и видим это в языческом мире. Но закон, данный Богом, не сам по себе имел жизнь, говорит Апостол, «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3:20), а заимствовал оную от обетования Божия, и праведность – не от закона (Гал.3:21), а от веры (Гал.3:11), поэтому обетование Божие о Семени Жены и благословение Божие суть плод веры (Гал.3:6–9).

Чем же положительный закон был для веры? Внешний положительный закон, данный Богом, служил, по свидетельству Апостола Павла, к ограждению и к воспитанию веры в откровение и в опознание воли Божией, дабы истинное Боговедение и истинное Богоделание сохранялись в людях, в своей неповрежденной чистоте (Гал.3:23–24; Втор.30:19–20). Но спрашивается: что же такое есть вера, как такое обнаружение или самоопределение духа человеческого, через которое религиозное сознание человека открывается Богу и Бог таинственно открывается человеку? Св. Писание дает точное и глубочайшее определение веры: в начальном и общечеловечески-сохраненном своем обнаружении в душе человека вера есть непреложное убеждение, почерпаемое непосредственно из самооткровения и самоощущения духа человеческого, в том, что Бог есть, «и взыскающим Его мздовоздаятель бывает» (Евр.11:6). В этом своем значении вера, как мы сказали, имеет общечеловеческий характер и есть принадлежность рода, т.е. человека, выражая собой обращение человека к Богу, как к Абсолюту и Верховной Воле.

Как вполне человеческое самоопределение духа, вера, в основном и изначальном своем раскрытии, может подлежать, как все человеческое, оскудению (Лк.22:32), заблуждению и даже извращению (Рим. 1:21–25; 3:10–11), если она или не ограждается внешним положительным Откровением Божиим, или в самом человеке не восходит до высшего и главного своего «тонуса» – до непосредственного, более или менее ясного в самом человеке ощущения Бога, до соразделения духовной жизни в Боге через Духа Божия и до усвоения как бы себе Духа Божия. Об этом высшем значении веры Апостол Павел говорит: «верою разумеваем» (Евр. 11:3) и, объясняя самое разумение, говорит о вере: вера есть «уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» – εστι πιστιζ ελπιξομενων υποστασιζ, πραγματων ελεγχοζ ου βλεπομενων), – т.е. вера есть обличье (υπο-στασιζ,) – показатель в нашей душе того, на что мы надеемся и уповаем; она есть в нас живая, говорящая действительность (ελεγχοζ | ελεγχω) о таких предметах, которых мы не видим и не можем видеть: верою, значит, человек зрит и непосредственно опознает и знает невидимое как видимое и уповаемое как предметнонастоящее и реально-сущее.

Далее Апостол Павел развивает мысль о том, чем такая вера была в своем оказательстве для избраннейших людей Ветхого Завета: ею, говорит Апостол, люди утверждались и жили духом в Боге; через нее получали и видели обетования, творили великие знамения и чудеса и являлись свидетельствованными от Бога, как избраннейшие сосуды Духа Божия (Евр.11:4, 35). Очевидно, говоря о такой чудотворящей вере, Апостол имеет в виду тот наивысший «тонус» обнаружения духовной жизни человека, на который восходя и в нем утверждаясь, человек «достигает», по выражению митр. Филарета, «до внутренности Божественного исполнения» (слов, и реч. митр. Фил.1:77) и являет в себе Божественные дарования действием в нем Духа Божия, Который, делаясь благодатно собствен человеку, «вся испытует, – как говорит Апостол Павел, – и глубины Божия» (1Кор. 2:10). Сама вера в этом случае оживляется Духом Божиим и полнотой своей, а равно твердостью и совершенством утверждения человека в Боге, является уже плодом, по свидетельству Св. Писания, действия в человеке Духа Божия (1Кор.12:9), хотя в основе этой веры лежит опять-таки лично-собственная заслуга самого человека верующего, именно – верность Богу, «хождение пред Богом» (Быт.6:9, 5:22), безусловное повиновение воле Божией (Евр.11:8–17) и соблюдение святыни имени Божия в служении словом и делом Господу, посему Св. Писание говорит, что по мере веры бывает и пророчество (Рим.12:3–6).

Итак, вера есть обнаружение в человеке жизни духа, которое определяет собой его обращение к Богу, обнимает собой таинственное нисхождение и прикосновение Бога к человеку и, поставляя человека в Боге, является как бы вместилищем и силою, приемлющими таинственный акт единения человека с Богом. Но при всем своем априорном и безусловном значении в человеке, при действительной ее насущности самой по себе в духе человеческом, вера в то же время, как все человеческое, подлежит укреплению, развитию, воспитанию и прехождению от степени в степень, от силы в силу и от славы утверждения в Боге в славу (Лк.17:5–6, Лк.22:32; Мф.17:20). Поэтому все, что способствует прежде всего сохранению истинной веры в Бога, что ограждает, утверждает и воспитывет эту веру, должно иметь наивысшую цену само по себе – не только как свидетельство истины, но и как правило веры и руководство жизни.

Такое значение и имел закон Божий в истории Ветхого Завета: «...какое преимущество быть иудеем, или какая польза от обрезания? – спрашивает Апостол Павел. – Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие» (Рим.3:1–2): закон, данный Богом чрез Моисея, не только служит оградою веры, «стражею» ее, но и был «пестуном во Христа» (Гал.3:23–24), в Котором совершилось уже исполнение самой веры, как говорит Апостол, т.е. спасение душам (1Пет.1:9), ибо Христос есть «Начальник и Совершитель веры» (Евр.12:2). Что касается до обрядов и символов ветхозаветного закона, то хотя они были только «тенью грядущих благ», как говорил Апостол (Евр.10:1), а не самыми благами, и не могли, следовательно, сообщать и усвоятъ человеку Божественных дарований, «яже к животу и благочестию» (2Пет.1:3), тем не менее, с одной стороны, они содержали и воспитывали умы и сердца людей в страхе и святыне имени Божия, с другой – соблюдая людей в той истине, что спасение человека – от Бога, причем обряд обрезания и жертвы одухотворялись высшим смыслом и служили – первый аналогом благословения Божия, а вторые – прообразом самого спасения в жертве «Архиерея велика, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия» (Евр.4:14–16), Который «единым бо приношением совершил есть во веки освящаемых» (Евр.10:14).

Благочестие и праведность от закона имели поэтому величайшее значение для веры. Оглавление всего закона – как нравственного, так и обрядового, призывная, так сказать, хартия закона, обнимающая собой все заповеди, отдельные правила и постановления, заключается, без сомнения, в следующих словах закона: Внимай и слушай, Израиль! Слушай гласа Господа, Бога твоего, и исполняй все заповеди Его и постановления Его (Втор.28:9–10); «Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе» (Втор.12:28): «Я Господь, Бог твой» (Исх.20:2; Втор.5:6); «слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4). Иисус Христос на вопрос книжника: «Какая есть первая всех заповедий?» – ответил.: «...первейши всех заповедий <есть>: слыши, Израилю, Господь, Бог ваш, Господь един есть» (Мк.12:28–29), т.е. вера в единого истинного Бога, как в Абсолют, в Верховную Первопричину, в Верховный Разум и в Верховную Волю, есть краеугольный камень, основа и оглавление закона, не первая, но первейшая заповедь. Разделение закона на две заповеди – на любовь к Богу и любовь к ближнему и сокращение закона в сих заповедях (Мф.22:40) есть уже точнейшее определение того, что должно заключаться в словах: «слушай, внимай, прилепляйся Богу и исполняй Его волю!». «Во свидетели... призываю сегодня небо и землю, – говорил пророк Моисей народу еврейскому, – жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» (Втор.30:19–20). Иисус Христос, сказав о первейшей заповеди, продолжает Свою речь: «...и возлюби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк.12:30–31). Человеческая воля поэтому, в подлежащем исполнении закона, должна была и прежде всего быть утверждена в истине, что Бог един есть, в первых и в последних Он же: Абсолют, Сущий, Конечная Причина и Последнее Основание всего, – и насаждена в правде, что воля Божия и есть Верховный Разум для поведения человека: любовь же к Богу и любовь к ближнему есть, так сказать, реализация этих основных, изначальных и вечных истины и правды.

В этом случае исполнение закона, в его совершеннейшем, идеальнейшем смысле, адекватном во всей полноте и целости воле Божией, есть Иисус Христос по Его человеческому естеству: сию правду и сию истину: «Отче!.. не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42) и «...не как Я хочу, но как Ты... да будет воля Твоя!» (Мф.26:39–42) – Иисус Христос соблюл во всем их идеальнейшем совершенстве и запечатлел всем своим служением. В Лице Иисуса Христа как нравственный закон нашел свое совершеннейшее исполнение, адекватное самой идее о нем, так обрядовый закон, бывший лишь символом и образом, почил как в своем Первообразе; в Нем пестунство подзаконное сменилось сыновством благодати, и сень грядущих благ от закона открылась в Нем как свет и самые блага. Поэтому «...конец закона», – говорит Апостол Павел, – «Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4): Он, как новый родоначальник, возглавил Собою род человеческий и привел его к Богу (Еф.1:10–12); в Лице Своем, как Богочеловек, и делом Своего служения Иисус Христос, по свидетельству Св. Писания, совершил не внешне, не юридически только искупление и спасение рода человеческого, но фактически реально и нравственно или, как выражается Апостол, «преискренне» заступает Собой вообще естество человеческое перед Богом для спасения и вечной жизни людей: «Понеже убо дети, – говорит Апостол Павел, – приобщишася плоти и крови, и Той преискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущего державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни быша работе» (Евр.2:14–15); в Нем люди имеют «приведение к Отцу» (Еф.2:18), воспринимают усыновление (Гал.4:4–5) и делаются «приснии Богу» (Еф.2:19); в Нем совершилось «очищение грехов» (1Ин.1:7), искупление вины человеческой перед Богом и снятие клятвы Божией (Гал.3:13); в Нем исполнилось «примирение» с Богом и спасение людей «в животе Его» (Рим.5:10); «обетование вечного наследия» в Нем открылось для принятия всем «званым» (Евр.9:15), ибо «в Нем обитала всякая полнота», так что Бог-Отец «посредством Его <примирил> с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное», и «примиренные в теле плоти Его, смертью Его» и соединенные с Ним являются «святыми и непорочными и неповинными» перед Богом (Кол.1:19–22), «сынами в славу» (Евр.2:10); Он новый родоначальник – Адам, но не для «душевного человека, перстного из земли, подобно первому Адаму, а для духовного небесного от Духа животворящего» (1Кор.15:45–47): «Как в Адаме все умирают, – говорил Апостол, – так во Христе все оживут... первенец Христос, потом Христовы» (1Кор.15:22–23).

Но «живот вечный, который дал Отец в Сыне Своем», не есть дар внешний и не юридическая передача или ввод во владение на основании юридической правды, а дар внутренний, нравственно-индивидуальное всыновление через Иисуса Христа, есть «имение» в себе каждым верующим Сына Божия: «..живот вечный, – говорит евангелист Иоанн, – дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия имать живот» (1Ин.5:11–12). «Я есмь лоза, – говорит Иисус Христос, – а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет...» (Ин.15:5–6); «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима» (Ин. 14:23); «...Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6:57). Таким образом, из свидетельства Св. Писания мы видим, что не дело только Иисуса Христа вменяется, но Сам Он усвояется человеку, через что верующий со Христом в Нем получает «сокровенный живот свой в Боге» (Кол.3:3). Поэтому Апостол Петр свидетельствует, что в Иисусе Христе человек становится причастником Божественного естества: «...от Божественной силы Его, – говорит Апостол, – даровано нам все, потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам величия и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божественного естества...» (2Пет.1:3–4).

Это «причастие Божественного естества» и усвоение человеку Христа есть уже действие благодати Духа Божия, благодати не Бога Творца, но Бога Творца и Спасителя человека: «...Аз умолю Отца, – говорит Иисус Христос ученикам, оставляя мир, – и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век Дух истины...» (Ин.14:16). «Вы же знаете Его, яко в вас пребывает, и в вас будет»; «Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам» (Ин.14:17–26); «егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину.... Он Мя прославит, яко от Моего приимет» (Ин.16:13–15). Поэтому рождение во Христе есть «рождение свыше – от Духа Божия»: «Аще кто не родится свыше, – говорит Иисус Христос, – не может видети Царствия Божия», поясняя, что «родиться свыше» значит родиться «водою и Духом» (Ин.3:3–5). «...Все водимые Духом Божиим, – говорит Апостол, – суть сыны Божии. Потому что... приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу.., чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:14–17); «чрез освящение Духа и веру истине <Бог> избрал вас ко спасению» (2Фес.2:13).

Как дар Божий во Христе, благодать Духа Божия в этом случае называется благодатью Христа-Спасителя: «Бог спас нас, – говорит Апостол, – не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3:3–7), и уже не мы живем, но живет в нас Христос (Гал.2:20), как в храме Своем через Духа Божия: «Храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас... храм бо Божий свят есть, иже есте вы» (1Кор.3:16–17). Вменение и усвоение всего Христа человеку через Духа Божия и соединенное с ним действие Духа Божия, «рождение человека свыше» в святость и непорочность перед Богом создают то, что, с одной стороны, человек является «живым Господу», с другой – получает благодатные силы и средства творить истинное добро и в сердце своем: «...сущих нас мертвых прегрешеньми, – говорит Апостол Павел, – сооживи Христом: благодатию есте спасени: и с Ним воскреси и спосади на небесных во Христе Иисусе... Благодатию бо есте спасени чрез веру; и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:5–8); «...Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор.4:6–7).

Богопросвещенный от Духа Божия человек во Христе получает всецело воскрешение в себе непосредственного ведения, что добро и что зло, и начинает иметь вполне открытые очи сердца ко всему истинному и святому, как помазание и запечатление в нем даров Духа Святого: «...вы помазание имате от Святого, – говорит евангелист Иоанн, – и весте вся... И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы; но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть и несть ложно; и якоже научи вас, пребывайте в нем» (1Ин.2:20–27), «утверждающий нас с вами во Христе, – говорит Апостол Павел, – и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21–22); «...Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам, – пишет Апостол Павел ефесянам, – Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе...» (Еф.1:17–20). Укрепление воли человека в добре при содействии благодати Духа Божия и восстановление истинной и действительной свободы человека – вот Божественный дар человеку во Христе для деятельной жизни человека: «Возлюбленнии,– говорит Апостол Павел, – Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Фил.2:12–13); «...вы, слышавше слово истины, благовествование спасения нашего, ...знаменастеся Духом обетования Святым» (Еф.1:13); «...Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26): «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы силою Духа Святого, обогатились надеждою» (Рим.15:13); «Вы бо на свободу звани бысте, братие» (Гал.5:13), «Свободою убо, еюже Христос нас свободи, стойте» (Гал.5:1); «а идеже Дух Господень, ту свобода» (2Кор.3:17).

Итак, если прибавим к сказанному, что самое призвание человека ко Христу есть дело Божие, дело благодати Господа призывающего (Ин.6:44), и что действию той же благодати принадлежит достижение «познания Сына Божия» и возрастание человека «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13), то находим, что в Иисусе Христе благодать Бога-Спасителя обнимает собой всецело нравственно-духовную жизнь человека, так что в нравственном своем устроении – в Боговедении и в Богоделании человек во Христе должен сказать о себе вместе с Апостолом Павлом: «благодатию же Божию есмь, еже есмь», и в чем «потрудихомся; не аз же, но благодать Божия, яже со мною» (1Кор.15:10).

Но спрашивается, что принадлежит тогда самому человеку при действии на него благодати Бога-Спасителя? И остается ли при действии благодати во Христе свобода выбора у человека, свобода самоопределения и вообще свобода его действий? Не будет ли действие благодати действием принудительным на человека? Самому человеку при действии на него благодати Божией принадлежит весьма многое – существенное и притом абсолютно доброе по самой своей природе: во-первых, вся основа духовно-нравственной жизни в его существе принадлежит, без сомнения, самому человеку, как остаток в нем неразрушенного злом добра. В индивидуальной жизни отдельных людей и в исторической жизни всего рода человеческого это добро выразилось в вере в Бога, в обращении человека к Богу и в искании Бога; во-вторых, «законом ума своего» человек всегда стремился «служить закону Божию» и по внутреннему своему человеку никогда не переставал находить удовольствие в законе Божием (Рим.7:22–25), что, само собой разумеется, принадлежит индивидуальному нравственно-свободному определению самого человека; наконец, в-третьих, Бог-Спаситель, Искупитель-Христос есть «Желаемый всеми народами» (Аг.2:7), о Нем, т.е. о спасении в Боге, хотя смутно и темно, однако, несомненно воздыхал весь род человеческий (Смот. Догм. Богосл. преосв. Филар. – ожидание Избавителя по памят. нар. II. 55–58) и искал спасения, стремясь к Боговедению и Богоделанию, принося жертвы, устрояя богослужение и придумывая религиозные мистерии. Следовательно, действие во Христе благодати Духа Божия отвечает самым искренним, глубочайшим и священнейшим расположениям самого человека и утверждается в нем на таких желаниях и волениях, которые не только собственны ему, но и составляют «закон его ума», определяя собой его человеческую личность и характеризуя всего его «внутреннего человека, находящего удовольствие в законе Божием».

Да и на то, в самом деле, можно указать в действии благодати Духа Божия как на такое, которое не имело бы почина в самом человеке, не было бы его самодеятельностью, творческим актом в нем самом, сознательным и лично свободным, получающем свое начало в нем самом, в природе его индивидуального существа, которое не отвечало бы в исторической жизни всего человеческого рода явленному и в индивидуальной жизни каждого человека постоянно являемому самоопределению человека? На то ли, что благодать Святого Духа приводит к познанию Христа, так как, по свидетельству Св. Писания, «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3)? Но познать и признать Христа – значит обрести свое спасение: кто же может сказать, что вопрос о спасении не есть центральный вопрос как всего мироздания, так и всей жизнедеятельности человека в его самоопределении? – На то ли, что благодать Духа Божия содействует духу человеческому «прилеплятися Господеви», дабы един дух был с Господом? (1Кор.6:17).

Но это не только свойственно, но и собственно духу человеческому по самому акту творения Божия, как указано было нами на это в своем месте; да и религии всех народов имеют в основе своей не иную, а именно такую презумпцию: кто же откажет в самоопределении тому, что природно-свойственно и собственно, и что сверх того универсально явило и продолжает являть свое самоопределение в том же? – На то ли, что благодать Духа Божия, усвояя человеку Христа-Спасителя и вменяя Его дело, возрождает человека в безгрешность и чистоту, в святость и непорочность, содействует ему и укрепляет его в истинном добре? Но искупление и спасение во Христе есть дар Божий вообще роду человеческому, есть откровение милости и благости Божией «в паки-бытии» и «обновлении Святым Духом» (Тит.3:5), как свидетельствует Св. Писание, и есть, следовательно, возвращение человека к Богу и воссоединение Бога с человеком: кто же может отрицать, что и по своем падении человек остался обращенным к Богу и всегда искал теснейшего единения с Ним в своем самоопределении? – Если в рассмотрении действия благодати Бога-Спасителя и могут возникать какие-либо вопросы, то эти вопросы касаются, во-первых, самого факта вменения человеку Христа, и во-вторых, отношение благодати к свободе человека во всякий данный момент самодеятельности и самоопределения человека.

Спрашивается, не сверхдолжно ли человеку усвоение Христа и вменение Его дела, и остается ли человек свободной личностью при действии на него Духа Божия, т.е. не есть ли такое действие благодати непреодолимо? Вопрос о должном и сверхдолжном, собственно, не должен иметь места, коль скоро дело касается действий Божества: здесь все должно, если оно получает бытие свое от Бога, и оно абсолютно реально потому, что начало свое имеет в абсолютных свойствах Божиих и воле Божией: «...кто познал ум Господень? – говорит Апостол Павел. – Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим.11:34–36). «...Кто противостанет воле Его?»... Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»... Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (Рим.9:19–23).

Искупление и творение причинны в Боге; они не подлежат вопросу: должны ли или не должны быть, ибо они сущи и причинны в Боге, – также суще и вменение Христа человеку; оно суще и потому, что Христос есть Сын Божий, и потому, что Он есть Сын Человеческий. В первом случае Бог воссоединяет Себя со Своим творением – человеком, так как человек не был потерян для своего воссоединения; во втором случае само естество человеческое в Лице Богочеловека, по единству рода человеческого, имеет непосредственное касательство к каждому человеку: «...не ангелов восприемлет Он, – говорит Апостол Павел, – но восприемлет семя Авраамово» (Евр.2:16), противополагая, очевидно, здесь, как мы упоминали уже однажды, не собственно Авраамово, а вообще человеческое Ангельскому. Но усвояя и вменяя Христа человеку, благодать Духа Божия «не тща» бывает, как говорит Апостол Павел (1Кор.15:10), а сотворяет «в человеке еже хотети и еже деяти о благоволении» (Фил.2:13): как рассматривать такое действие человека в отношении к свободе человека? Только при этом действии благодати, отвечает нам свидетельство Св. Писания, и восстанавливается у человека истинная свобода, свободная, так сказать, свобода и в свободе выбора, и в свободе самоопределения. «Закон ума» есть сущее в человеке, «закон же уд» есть нечто пришлое человеку и во всяком случае относительно-существующее; а между тем «закон ума» находится в рабстве «закона уд»: «Я соглашаюсь с законом, – говорит Апостол Павел, – что он добр; желание добра есть во мне, и по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; я умом служу закону Божию; но я плотян, предан греху: добра, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю; когда хочу делать добро, прилежит мне зло, ибо в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию – закону греха» (Рим.7:14–25).

Следовательно, действие благодати Духа Божия – «еже хотети и еже деяти о благоволении», освобождая «закон ума человека» из рабства «закону уд», делает первый действительно активной силой, могущей творить истинное добро, и только с этим высвобождением, с этим «возрождением и обновлением Святым Духом» (Тит.3:5) свобода начинает быть у человека истинно свободною. Потому и говорит Св. Писание: «...идеже Дух Господень, ту свобода» (2Кор.3:17). Даже это действие благодати Духа Божия, как «привлечение ко Христу» (Ин.6:44), как забота и попечение о «содевании своего спасения» (Фил.2:12), причем сладость ли добра и радость спасения, страх ли вечного осуждения от Бога воздействием Духа Божия действуют препобедительно в добре над злом – что не имеет существенного различия для почина и укрепления воли в добре – даже такое, говорим, действие благодати Духа Божия служит сохранению в человеке истинной свободы, дозволяя быть и свободе выбора, и свободе самоопределения истинно и действительно свободными, так как в противовес такому «привлечению» Божию действует с силой в человеке обольщение злом, искушающая его сладость греха, ложь самости и вожделение самозакония.

Но свидетельствуя так о действии благодати Духа Божия, Св. Писание в то же время свидетельствует, что такое действие благодати не есть действие непреоборимое для человека, ибо воля человеческая остается всегда решающей силой в человеке во всех воздействиях на него «свыше» от Духа Святого. Потому апостол и советует, и наставляет, говоря: «Духа не угашайте» (1Сол.5:19), «познавайте Духа Божия» (1Ин.4:2), «не оскорбляйте Святого Духа Божия» (Еф.4:30); «но паче исполняйтеся Духом» (Еф.5:18), оказывая «послушание истине чрез Духа» (1Пет.1:22); потому, с другой стороны, человек, даже принявший Христа, может снова попирать Сына Божия и оскорблять Духа благодати (Евр.10:29), может, значит, и при благодати «Бога Спасителя» также впасть в суету помышлений, вожделев вопреки Богу и Его закону, как впал в суету Адам, находясь в осенении и в озарении благодатью «Бога-Творца».

Таким образом, содействует ли благодать Божия тому, чтобы открылось у людей их духовное зрение, дабы «они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу», и верой во Христа «получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян.26:17–18), она оставляет за самим человеком акт его воления: идти ли к свету, или остаться во тьме, принять ли жребий с освященными, или уклониться от сего жребия, «отверзает ли Господь сердце внимать тому, что говорит проповедник истины христианской», Господь делает это тем, которые чтут Его и стремятся к единению с Ним (Деян.16:13–14); производит ли благодать Духа Божия у человека умиление души и горение сердца к Богу (Деян.2:36–38; Лк.24:32), она «для несмысленных и медлительных сердцем» (Лк.24:25), открывает путь к тому, чего они искали и на что надеялись (Лк 24:21; Деян.2:36–38); содействует ли, наконец, Господь тому, чтобы человек Духом Святым назвал Иисуса Христа Господом (1Кор.12:3) и чтобы не к тому себе жил, но жил в нем Христос (Гал.2:20), – Господь в этом случае «святит человека в истину Христову, дабы он истинно был свободным» (Ин.17:17, 8:32, 34, 36) во Христе, достигая начала и конца своих вожделений и своих воздыханий – спасения в Боге.

Итак, давая человеку опознание «Пути Истины и Живота во Христе», усвояя и вменяя человеку Христа, совершая «возрождение, освящение, помазание свыше и укрепление воли человека для совершения своего спасения», Благодать Духа Божия во всех этих воздействиях оставляет за самим человеком совершенно свободным решающий акт быть или не быть на известном пути: «хочу и сего желаю; хочу и к сему стремлюсь; хочу и сие решаю; хочу и сие творю» – говорит сам всегда человек, а не Господня сила в нем. Потому и при благодати Бога-Спасителя люди могут «возлюблять паче тьму, неже свет» (Ин.3:19), «паче славу человеческую, неже славу Божию» (Ин.12:43), могут даже являться «сынами противления и плевелами» на ниве Христовой (Мф.13:25–39; Еф.2:2).


Источник: Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания / Прот. Иоанн (Иванов). - Санкт-Петербург. : Общество памяти игумении Таисии, 2013. - 656 с.

Комментарии для сайта Cackle