Источник

О помощи смирения в борьбе со страстями39

Вы задавали мне вопрос о том, как смирение помогает бороться со страстями, и я обещал посвятить этой теме отдельную беседу. В своих рассуждениях я буду опираться на святоотеческое учение. Здесь уместно привести слова святителя Игнатия (Брянчанинова), который говорил, что его учение – не его, но святых отцов. В беседе о смирении я так же буду исходить не из своего опыта (в этом отношении весьма скудного), а из мнения святых отцов.

В начале беседы мне хотелось бы привести две пространные цитаты из творений преподобного Григория Синаита. Я уже говорил вам, что вышла хорошая книга – перевод сочинений Григория Синаита, ранее не публиковавшихся. Этот перевод отличается в лучшую сторону от тех текстов, которые помещены в русском и славянском «добротолюбии». В новом издании мы находим более точный перевод с греческого языка.

Итак, цитата: «Говорящие или что-нибудь выполняющие без смирения подобны строящим дом зимою или без цемента. Опытом и разумом найти и постичь смирение есть счастье очень немногих. Распространяющиеся о нем словесно похожи на измеривающих бездну. Мы же, слепые, отрочески догадывающиеся об этом великом свете, скажем немногое»40. обратите внимание на нижеследующие слова: «Настоящее смирение не имеет смиренной речи, ни смиренного вида, не понуждает мыслить смиренное, ни, смиряясь, упрекать себя. Хотя все эти признаки и образы смирения суть как бы разновидности его, но само смирение есть благодать и дар свыше»41. Все перечисленное: смиренная речь, смиренный вид, смиренная мысль о себе, самоукорение – является лишь средствами к достижению смирения. Здесь уместно вспомнить и выражение старца Силуана. Я не помню точно его слова, но смысл их такой: есть смирение аскетическое и есть смирение Христово. Нечто подобное говорит и его ученик архимандрит Софроний (Сахаров). Смирение аскетическое достигается подвигом и в значительной степени благодаря самопонуждению, оно – результат человеческой деятельности. Смирение же Христово – это благодать свыше. О том же говорит Иоанн Лествичник: тщетно трудится тот, кто пытается описать смирение словами. Попытка описать смирение равнозначна попытке описать благодать.

Другой фрагмент: «существуют, как говорят отцы, два смирения: а) считать себя низшим всех и б) приписывать свои добрые дела Богу. Первое – начало, второе же – конец смирения»42. Только не надо думать, что от одного желания стяжать совершенное смирение мы сможем достигнуть его одним усилием ума или воли и будем иметь всегда. Ведь даже если мы понимаем, что какая-то добродетель (в частности, то же смирение) выше всех прочих добродетелей, то это не значит, что мы приобретем ее от одного нашего понимания. Все приобретается постепенно.

Продолжим цитирование: «Ищущим его (смирения. – Схиигум. А.) следует сознавать и иметь в уме три таких предмета размышления: 1) что они грешнее всех людей, 2) отвратительнее всего творения, как противоречащие своей природе, и 3) несчастнее бесов, как демонские рабы. Смиряющийся так должен говорить: „Точно ли я знаю грехи людей, каковы они и сколько их? превосходят ли они или равняются моим грехам? Вследствие незнания будем, душа, считать себя ниже всех людей, как землю и прах под их ногами. И как мне не считать себя гнуснейшим всех тварей, когда они соответствуют своей природе, с какою рождены, я же по неизмеримым беззакониям уклонился от природы? Подлинно звери и скоты чище меня, грешника. потому я, низвергающий себя до ада и лежащий в нем прежде смерти, ниже всех. да и кто не знает и не чувствует, что грешник низменнее даже бесов, как их раб, послушник и наследник с ними тьмы еще здесь?! В самом деле, он, несчастный, ожесточеннее бесов и, управляемый ими, пострадает чрез это, наследовавши с ними бездну. обитающий прежде смерти в земле, аде и бездне! Как ты осмеливаешься именовать себя праведным, обратив себя злыми делами в грешного, нечестивого и в беса? Горе прельщению и заблуждению твоему, бесноватый, пес грязный, посылаемый за это во огонь и тьму!“»43

что сказать об этих словах святого Григория? Если какой-нибудь новоначальный начнет себя понуждать произносить их от всей души, то он, пожалуй, может прийти в уныние. Но, скорее всего, это окажется для него только игрой, неким фарисейством: мы знаем, что смирение – это хорошо, и поэтому, произнося о себе смиренные слова, начинаем думать, будто уже имеем такую добродетель, однако наше сердце эти слова не принимает, оно не убеждено в их истинности. Спаситель говорит: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Значит, смирение – это добродетель, которая должна быть укоренена именно в сердце, она не должна исходить из одного лишь ума. Поэтому приведенные григорием Синаитом слова уместно произносить тому, кто уже достиг состояния, при котором они отзываются в его сердце и оно чувствует их справедливость. Для нас же правильнее было бы усердно молиться, каяться, а когда в нашем уме вдруг начнут возникать подобные смиренные мысли, тогда мы, ориентируясь на прочитанное у преподобного Григория, поймем, что имеем правильное душевное состояние, движемся в правильном направлении. Таким образом, приведенное мною поучение указывает нам некие ориентиры на пути к достижению смирения. Если же мы сразу начнем произносить такие слова, пусть даже не вслух, а только мысленно, то это, скорее всего, будет просто смиреннословием. И конечно, во всем, что касается приобретения смирения или любой другой добродетели (как, впрочем, и борьбы с какой угодно страстью) необходимо советоваться со старицей или духовником и ничего не предпринимать самостоятельно, самочинно, чтобы не допустить из-за ложной ревности какой-нибудь грубой ошибки.

вот еще одно изречение Григория Синаита, мне кажется особенно полезное и, так сказать, жизненное. несмотря на некоторую свою откровенность и даже беспощадность, оно может оказаться утешительным для тех людей, которые испытывают сильные брани.

«Есть семь взаимно входящих и друг от друга порождающихся, но различных способов, ведущих и руководствующих к ниспосылаемому Богом смирению»44, то есть еще не являющихся собственно смирением, но приводящих к этой добродетели. Мы иногда называем сами эти способы смирением, но лишь условно. Истинное же смирение посылается от Бога – это действие Божественной благодати, которое неизъяснимо, как говорят и Иоанн Лествичник, и Силуан Афонский, и многие другие подвижники. Итак, «есть семь взаимно входящих и друг от друга порождающихся, но различных способов, ведущих и руководствующих к ниспосылаемому Богом смирению: молчание, смиренномудрие, смиреннословие, смиренная одежда, самоунижение, сокрушение духа и отнесение себя всюду к последним. Разумное молчание рождает смиренномудрие. от смиренномудрия проистекают три вида смирения: смиренное словопроизношение, смирение и нищета в одежде и постоянное самоукорение. Эти три образа смирения дают начало сокрушению, производимому попущением испытаний и называемому промыслительным наказанием и смирением посредством демонов. Сокрушение самым делом легко поставляет душу в ее чувстве ниже всех и последней из всех, как раболепствующую всем. Два этих вида приносят совершенное и богодарованное смирение, называемое силой и совершенством всех добродетелей. оно свое исправление приписывает Богу. Итак, первый из всех образов смирения – молчание, от которого рождается смиренномудрие»45.

Под смиренномудрием, судя по внутренней форме слова, подразумевается смиренное о себе мудрование, смиренномыслие. конечно, это еще не сердечное смирение, но тем не менее шаг к нему: человек перестает мнить, будто он собой что-то представляет, будто он обладает какими-то добродетелями или достоинствами. Смиренномудрие «производит три вида смирения; три образуют один – сокрушение. сокрушение рождает седьмой вид, или подчиненный всем образ первого смирения, которое называют промыслительным. Промыслительное же смирение приносит в душу ниспосылаемое Богом совершенное, истинное, необразное смирение»46. обратите внимание на нижеследующие слова, потому что они относятся ко всем нам: «Первое, то есть промыслительное смирение, возникает при таких условиях. если человек, предоставленный самому себе, нравственно побежден, порабощен и испытывает над собой господство всякой страсти и помысла, то, не встречая помощи ни от дел, ни от Бога и совершенно ни от кого и почти впадая в отчаяние, не может, угнетаемый отовсюду, не сокрушиться. Он считает себя низшим всех и последним рабом, худшим самих демонов, как побеждаемый ими и подпавший их тиранству. Это и есть промыслительное смирение. После него Богом подается свыше второе – высшее – смирение, которое представляет собой Божественную силу, действующую во всем и производящую все. Благодаря ей человек, всегда видя себя орудием божественной силы, совершает с ее помощью удивительные Божии дела»47.

Итак, мы видим, что, по учению Григория Синаита, никто не может стяжать истинного смирения, если не испытает смирения промыслительного, то есть постоянного ощущения собственной немощи. Обойти этот этап нельзя. Такое сокрушение возникает в человеке оттого, что он видит свои бесчисленные падения и совершенно ни от кого не получает помощи. Конечно, причины наших грехопадений – в нашей собственной гордости, лукавстве и нерадении, но тем не менее эти падения способствуют смирению. В момент, когда человек испытывает столь ужасное состояние духа, он ощущает некую богооставленность, даже как бы несправедливость по отношению к себе. под падениями здесь нужно понимать не совершение смертных грехов или хотя бы грехов на деле, а падения мысленные, как об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Грехи, совершаемые на деле, в особенности смертные, лишают человека благодати, и тогда он уже не в состоянии трезво взглянуть на то, что с ним происходит, ибо вразумляет человека именно благодать. Постоянно подвергаясь мысленным падениям, человек смиряется настолько, что видит: без Бога он не может сделать ничего. Он на деле, самым глубочайшим образом, сердцем, всем своим существом, познаёт правоту изречения Спасителя: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Однако подобное бывает только с тем, кто ведет духовную брань, кто вступил в борьбу с грехом. Большинство людей совсем не замечают происходящего с ними. Иной человек готов стонать от своей беспомощности и своего богопротивного поведения, от того, что он бесконечно оскорбляет Бога, а иной, рядом с ним совершающий грехи гораздо большие, даже и не замечает, что грешит, и чувствует себя совершенно спокойно и беспечально. К ощущению своей преступности пред Богом, своей совершенной немощи, а через это – к сердечному сокрушению еще нужно прийти. это также действие благодати Божией, несмотря на то что такое сокрушение приносит человеку глубокую печаль и сильнейшие переживания. Бывает, что мы находимся в унынии или почти отчаянии от того, что бесконечно падаем и никак не можем исправиться. В эти моменты надо понимать, что такое состояние неизбежно, что мы обязательно должны через него пройти.

Не думайте, что смирение – это нечто, прививаемое человеку искусственно. немощь души познаётся нами опытно. Человек должен не один раз, а тысячекратно убедиться в своей совершенной беспомощности, греховности и даже лукавстве. И когда он уже окончательно в этом убедится, когда поймет, что без Бога не может сделать совершенно ничего, когда полностью в себе разочаруется, только тогда и начнет действовать в нем благодать Божия. еще раз говорю, смирение – это не что-то внешнее, это – самопознание. Насколько я понимаю, смирение такого рода старец Силуан и называет аскетическим. Под Христовым же смирением он имеет в виду действие благодати Божией, которая сходит в душу человека, подготовленную таким, я бы сказал, человеческим смирением.

Нужно добавить, что в молитве смирение имеет исключительно важное значение. Святые отцы говорят: «Сколько ты преуспел в смирении, столько ты преуспел в молитве». А также: «Смирение рождает молитву, а молитва – смирение». что это значит? Когда человек по-настоящему смиряется, чувствует свою совершенную беспомощность и видит, что никто ему ничем помочь не может и что даже Бог помогает ему будто бы неохотно, как бы отворачиваясь от него, тогда он начинает молиться от всей души, всем своим существом. Он начинает действительно вопиять к Богу, умолять Его, требовать у Него помощи, пытается «докричаться» до Бога, как будто Тот его не слышит. конечно, в том, что Бог нас «не слышит», наша вина. По нашей душевной немощи нам иногда кажется, что Бог проявляет к нам безразличие. Однако Бог на такой наш, можно сказать, хульный помысел никак не реагирует, снисходит к нам и прощает нас, лишь бы мы молились ему искренне.

Он Сам поучает нас в Божественном Евангелии, чтобы в молитве мы были дерзкими. в одной притче из Евангелия от Луки Господь уподобляет молящегося человека некоему просителю, который приходит к своему другу в полночь, то есть в самое неподходящее время. Пришедший начинает стучать в дверь, нарушает покой друга, тот же отвечает: «Я не могу встать, уже поздно, я и мои дети спим». Но пришедший все же проявляет наглость (ведь по-человечески это действительно наглость), продолжая стучать, отчего друг вынужден встать и дать просимое, лишь бы его оставили в покое. Вот как Спаситель учит нас молиться. Он говорит, что если не отворят вам по дружбе, то по вашей дерзости и неотступности отворят вам (см. Лк. 11, 8).

Поэтому когда мы, с одной стороны, осознаём, что должны исполнять заповеди, а с другой – не находим для этого совершенно никаких сил, когда мы чувствуем, что бесконечно падаем, что абсолютно беспомощны, тогда мы начинаем от всей души вопиять к Богу. Тогда наша молитва становится искренней, в ней появляется и внимание, и, самое главное, в ней появляется чувство. Можно образно, с некоторым дерзновением сказать, что Бог для нас оживает. До сих пор мы молились Богу сухо, обращались к Нему как к какому-то далекому и непонятному Существу, а когда от своей внутренней боли, от безысходности мы начинаем к Нему вопиять, Он становится для нас живым существом, мы чувствуем Его присутствие, знаем, что Он слышит, понимает нас, внимает нам. И одно это уже приносит нам некоторое облегчение, надежду, а иногда и помощь.

Таким образом, смирение действительно рождает в нас истинную молитву, но только в том случае, если мы подлинно хотим соблюсти заповеди, исполнить добродетели или победить страсти. Когда мы для себя решили, что ни в коем случае не должны согрешить, тогда мы и молиться будем изо всех сил. Когда же мы считаем, что тому или иному греху можно поддаться: мол, ничего страшного в этом нет и Бог нас простит, – тогда, конечно, истинной молитвы не будет, да и быть не может. Собственно, зачем тогда молиться, о чем просить, если мы уже заранее сдались? Настоящее смирение бывает тогда, когда мы проявляем мужество, твердость в исполнении заповедей. Именно это желание на деле следовать воле Божией дает человеку, как выразился один подвижник, познание своей немощи. А познание своей немощи естественно рождает ту единственную добродетель, которая может помочь человеку тогда, когда никто другой помочь не в состоянии, – молитву. И не обычную спокойную молитву, пусть даже и искреннюю, а именно исходящий из всего нашего существа вопль к Богу, словно бы вопль отчаяния, длящийся к тому же не одно мгновение, не несколько минут, а многие часы, дни и даже годы. Таким образом, смирение рождает молитву искреннюю, внимательную, непрестанную. Вот что значат слова исихия Иерусалимского о том, что смирение рождает молитву.

Святитель Игнатий говорит несколько иначе: непрестанная молитва приучает человека не надеяться на себя, – но это не противоречит приведенному нами изречению преподобного Исихия. Действительно, не только смирение рождает молитву, но и молитва рождает смирение. когда человек приобретает искреннюю молитву, в нем утверждается чувство того, что надеяться можно только на одного Бога; он чувствует необходимость изо всех сил понуждать себя лишь к одной, наиболее важной добродетели, без которой человеку не помогут и все прочие добродетели, – к молитве. Так что между молитвой и смирением существует тесная взаимосвязь: от опытного смирения, происходящего от бесконечных мысленных падений, появляется молитва, а от молитвы приходит смирение уже иного рода, – может быть, именно то благодатное смирение Христово, о котором говорит старец Силуан, – преображающее душу человека, изменяющее его так, что он во всем и всюду приучается полагаться только на единого Господа.

Очень важно понять, что необходимо изо всех сил понуждать себя противостоять греху, потому что в этом противостоянии человек и осознаёт свою немощь. Конечно, человек поневоле смиряется от своих падений. Но мы должны понимать, что наши падения – это следствие нашей духовной немощи, а не естественное состояние, с которым можно примириться. Мы должны постоянно бороться с грехом. И когда человек, напрягая все свои силы, чувствует, что не может справиться в этой борьбе один, он начинает от всей души вопить к Богу, прося Его помощи. Собственно, такое значение имеет смирение во внутренней борьбе человека с грехом.

Конечно, бывают такие самоуверенные, преуспевшие в лукавстве люди, которые каждое свое падение объясняют разными причинами: человек обвиняет в своем падении то какого-то другого человека, то плохую погоду, то свой плохой характер, то слабое здоровье. Он не может признать свои падения следствием собственной немощи, считает их не закономерными, а случайными. И падения у такого человека будут всё глубже, всё сильнее, они будут повторяться всё чаще: он начнет согрешать уже не мысленно, а на словах, потом – в делах. Может быть, дойдет и до совершения смертных грехов. И это будет продолжаться до тех пор, пока он волей-неволей не смирится, если, конечно, прежде того не потеряет совершенно ревности к исполнению заповедей. Ведь сознание его может измениться настолько, что человек скажет: а зачем это смирение мне вообще нужно? Буду наслаждаться жизнью, все так живут.

Поэтому смиряться нужно еще уметь, надо не искать различные оправдания, не выкручиваться, но смириться перед самим собой и сделать правильный вывод: я немощный, ничтожный человек и, как говорит Григорий Синаит, хуже скотов, хуже самих демонов, хуже всякой твари. К такому выводу приходишь естественным путем, к нему тебя приводит сама твоя внутренняя жизнь, если ты понуждаешь себя к исполнению Евангелия. Конечно, если у тебя свои жизненные принципы и ты заботишься только о том, чтобы всегда быть сытым, чисто одетым, чтобы тебя никто не обижал, чтобы ты не был на последнем месте, – тогда тебе, пожалуй, смиряться будет не для чего, да и не в чем. Другое дело – если ты поставишь своей жизненной целью исполнять евангельские заповеди: блаженны нищие духом (Мф. 5, 3) или возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39); любите друг друга, как я возлюбил вас (Ин. 13, 34), то есть даже больше, чем самого себя; возлюби врага твоего (см. Мф. 5, 44); не гневайтесь всуе на ближнего (см. Мф. 5, 22); не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1) и прочие. если мы все эти необыкновенно возвышенные заповеди сделаем своими жизненными принципами, будем непрестанно содержать их в своем уме и стараться исполнять, то увидим, что наших сил на это не хватает и что мы постоянно грешим. Мы хотим исполнить заповеди – и не можем, падаем вновь и вновь – и только тогда познаём свою немощь.

Некий подвижник справедливо сказал, что евангельские заповеди научают человека осознанию своей немощи. Собственная немощь – это первое, что человек познаёт, когда пытается понудить себя к исполнению заповедей. А если Евангелие является для нас чем-то маловажным и несущественным, если мы только говорим, что верим в него и что мы христиане, а в жизни руководствуемся совсем иными принципами, тогда о соблюдении евангельских заповедей говорить, конечно, уже не приходится. Мы не почувствуем своей немощи, когда хотим непременно настоять на чем-то своем: допустим, добиваемся того, чтобы форточка в келии была открыта или закрыта в зависимости от нашего желания. Но кто в такой ситуации понимает, что ему необходимо уступить ближнему, а у него внутри все против этого восстает, и он едва-едва сдерживается от гнева – только тот и способен ощутить свою немощь. Он почувствует ее и в том случае, когда он уступит и форточка, допустим, осталась открытой: в келии холодно, и он всю ночь ворочается, но терпит и борется с собой, молится, чтобы не разгневаться. То, что я сейчас привожу в качестве примера, вроде бы пустяк, но в таких пустяках и проявляются наши добродетели или пороки.

Подводя итог, можно сказать, что существует две возможности для смирения. первая – когда в случае падений (желательно, чтобы эти падения были только мысленные) мы делаем вывод о своей немощи, а не оправдываем произошедшее какой-то случайностью, не уверяем себя, будто в следующий раз обязательно поступим иначе: мол, в этот раз мы согрешили нечаянно, хотя это «нечаянно» у нас бывало уже две тысячи раз. вторая – когда мы осознаём свою немощь в борьбе, противостоянии соблазну и страсти, едва-едва удерживаемся от греха и начинаем изо всех сил вопить к Богу, прося Его о помощи.

конечно, лучше, чтобы мы приобретали смирение от борьбы с грехом, но, безусловно, не избежать и невольных мысленных падений. Чем глубже, чем полнее человек убедится в своем бессилии, своей полной несостоятельности, тем сильнее, откровеннее начнет действовать в нем благодать Божия, укрепляющая его в исполнении заповедей и особенно в молитве, а от молитвы придут и все прочие добродетели. для того чтобы прийти к смирению от своих падений, необходимы некоторые условия, которые перечисляет Григорий Синаит: «молчание, смиренномудрие, смиреннословие, смиренная одежда, самоунижение, сокрушение духа и отнесение себя всюду к последним». Далее он поясняет: «Разумное молчание рождает смиренномудрие. от смиренномудрия проистекают три вида смирения: смиренное словопроизношение, смирение и нищета в одежде и постоянное самоукорение. Эти три образа смирения дают начало сокрушению, производимому попущением испытаний».

святитель Игнатий под смирением в одежде подразумевает то, что одеваться следует просто и прилично, одинаково избегая и роскоши и неопрятности. смиренное словопроизношение – это, думаю, понятно всем: надо говорить просто, не выражаться высокопарно. Наконец, очень важно и самоукорение, потому что без него невозможно приобрести промыслительного смирения, то есть смирения от демонов, от своих падений. Как мы сможем прийти к выводу о своей греховности и духовной немощи, если будем постоянно себя оправдывать?

* * *

Вопрос. Смирение Христово и смирение аскетическое – это два разных вида смирения или одно происходит из другого?

Ответ. Из прочитанного поучения Григория Синаита и слов старца Силуана понятно, что аскетическое смирение как бы подготавливает приход благодатного смирения, которое есть неизъяснимое действие Божественной благодати и которое, как говорит Иоанн Лествичник, даже не поддается описанию.

Вопрос. Как ведет себя человек, имеющий Христово смирение?

Ответ. смирение Христово может внешне никак не выражаться: человек не стремится его показать, поэтому неопытные люди могут его и не распознать. Например, праведного Симеона Верхотурского при его жизни никто не считал особенным, для всех он был обыкновенным человеком, портным. проявляется это смирение лишь по каким-то особым поводам.

Вопрос. Аскетическое смирение, как вы только что сказали, проявляется в том, что человек сам себя укоряет, смиреннословит, а потом, когда он смиряется настолько, что достигает смирения благодатного, он, если я не ошибаюсь, уже перестает себя укорять. Почему?

Ответ. Что такое самоукорение или смиренная речь? Это понуждение себя к смирению. А зачем понуждать себя к тому, что уже имеешь? Смиренный человек и так уже думает о себе плохо: даже если он обладает какими-то великими добродетелями и осознаёт это, то всё равно приписывает их Богу и самого себя считает ничего не значащим. Не мог ведь, например, Симеон новый богослов не осознавать той великой благодати, которую он имел. или отец Иоанн Кронштадтский, который говорил: «без Бога я ничто, а с Богом я нечто». Представьте себе: человек каждый день творил по нескольку чудес, даже воскрешал мертвых. Он не мог не осознавать себя человеком необыкновенным. И не только из-за того, что совершал чудеса. Он при этом всегда углубленно молился и чувствовал обилие благодати, которая через него действовала.

Известен случай, когда во чреве одной матери умер плод. Отец Иоанн выгнал всех из комнаты, молился, обливаясь потом, и затем сказал: «Богу угодно плод воскресить». Откуда он знал – он же не доктор, – что происходит во чреве матери? значит, в тот момент он чувствовал в душе нечто необыкновенное. Когда отец Иоанн служил литургию, то испытывал такой молитвенный подъем, что присутствовавшие в алтаре содрогались от благоговейного ужаса. но он все приписывал Богу, знал, что таким образом через него действует благодать Божия. В нем было истинное Христово смирение, которое не позволяло ему вознестись. Зачем же ему еще нужно было себя укорять? В таких подвижниках, как отец Иоанн, повторю, действует высшее смирение. Конечно, необязательно, чтобы они творили чудеса. Я просто привел очень яркий пример.

Вопрос. В письме святого Иоанна Златоуста к Олимпиаде сказано: «И Сам Христос, показывая, насколько важнее девства милостыня, скипетр который ты сама крепко держишь и за которую давно стяжала себе венец, изгнал из того сонма половину дев, так как они вошли без этой добродетели, лучше же сказать, потому, что они не владели ею в достаточной степени, – потому, что масло у них было, но не в достаточной мере, – а тех, которые вошли без девства, но облечены были добродетелью милостыни, принял с великой честью, называя их и благословенными Отца и призывая к себе, даруя им участие в Царстве Своем и провозглашая об их добродетели перед всей вселенной»48. Получается, что милостыня выше девства? Такое толкование притчи о юродивых девах показалось мне неожиданным: непонятно, причем тут милостыня?

Ответ. Надо иметь в виду, что святитель Иоанн Златоуст обращался к конкретному человеку, поощряя его к совершению определенной добродетели. Надо думать, что Олимпиада занималась в особенности именно подаянием милостыни, поэтому он и подбадривает ее в этом отношении. Олимпиада, как известно, была вдовицей, и он как бы утешает ее: не печалься, что ты не девица, ибо милостыня выше девства. Конечно, если у человека будет девство, но не окажется никаких других христианских добродетелей – молитвы, поста, бдения, милосердия, – то оно одно само по себе не принесет никакой пользы. Целомудрие без прочих добродетелей – это ничто. например, жрицы богини Артемиды, по самому уставу своего так называемого богослужения, должны были быть девицами, но, поскольку они жили в заблуждении, поклоняясь бесам, их девственность не имела никакого значения. у римлян был культ богини Весты, которой также должны были служить девицы.

целомудрие должно соединяться с определенными добродетелями, поэтому Иоанн Златоуст говорит, конечно же, правильно. Только не нужно его слова абсолютизировать так, будто бы милостыня вообще выше девства. Если взять только девство и только милостыню, то милостыня, конечно, выше. Но если мы говорим о милостыне с девством и милостыне без девства, то выше будет милостыня с девством. Так же и молитва девицы будет особенно угодна Богу. Целомудрие и вообще воздержание – даже у человека, который имел в прошлом плотские грехи, – почти приравнивается к девству и является великой добродетелью пред Богом. Поэтому умалять значение целомудрия никак нельзя. Это действительно особая жертва Богу, можно сказать, всесожжение Ему. Иоанн Златоуст объясняет притчу о десяти девах в узком смысле и применяет ее к данному случаю, толкуя елей как милостыню. Самое мудрое объяснение этой притчи, по моему мнению, принадлежит Серафиму Саровскому, который говорит, что елей – это благодать.

Вопрос. Расскажите, пожалуйста, какую грубую ошибку можно совершить из-за ложного смирения? Умом стараешься смиряться, а душа не смиряется. Ощущаешь это при искушении, скорбишь об этом, а потом опять все повторяется, падаешь даже в мелочах.

Ответ. что значит «ложное смирение»? Ложное смирение – это смирение показное. Во-первых, это напускной смиренный вид. Во-вторых, это смиреннословие: человек говорит о себе, что он великий грешник и хуже всех, а если его на самом деле оскорбят, он тут же возмущается и очень ревностно отстаивает свои права. В-третьих, ложное смирение проявляется в том, что человек мысленно повторяет какие-то заученные смиренные фразы, допустим изречения святых отцов о смирении, полагая, что он сам думает так искренне, но смысл этих фраз до его сердца не доходит.

Из сердца исходят не только помышления злая (Мф. 15, 19), но и вообще все человеческие помышления. человек, если можно так выразиться, мыслит сердцем: если он не убежден в чем-то сердцем, значит, он не убежден в этом совсем – будь то хорошее или плохое. Допустим, ты вычитал у Григория Синаита, что надо считать себя хуже всех. Ты ходишь и повторяешь: «Я хуже всех», но если твое сердце не соглашается с этими словами, значит, на самом деле ты так не думаешь. Твое смирение – воображаемое, ты просто мечтаешь о себе.

Поэтому самое главное – найти для себя ту меру смирения, которую ты искренне принимаешь сердцем, а уже от нее начинать двигаться дальше и понуждать себя к большему.

* * *

39

*Беседа в Свято-Игнатьевском скиту Ново-Тихвинского женского монастыря, 9 января 2000 года.

40

Григорий Синаит, прп. Творения: пер. с греч. еп. Вениамина (Милова). М., 1999. С. 54–55.

41

Григорий Синаит, прп. Творения. С. 55.

42

Григорий Синаит, прп. Творения. С. 55.

43

Григорий Синаит, прп. Творения. С. 55–56.

44

Григорий Синаит, прп. Творения. С. 56.

45

Григорий Синаит, прп. Творения. С. 56–57.

46

Григорий Синаит, прп. Творения. С. 57.

47

Григорий Синаит, прп. Творения. С. 57–58.

48

Иоанн Златоуст, свт. Письма к Олимпиаде. М., 1997. С. 35.

Комментарии для сайта Cackle