Жизнь блаженного Иоанна Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца
В окрестностях города Устюга, по ту сторону реки Сухоны, близ монастыря Живоначальной Троицы, есть село Пухово. В этом селе, в половине XV века жил благочестивый крестьянин Савва с женою своею Натальей. В первые годы своей супружеской жизни они не имели детей и пламенно молились Господу, чтобы он даровал им дитя, которое могло бы утешить их в старости. Господь услышал молитву праведников и даровал им двух сыновей: Родиона и Иоанна, который после так прославился своею жизнью. Этому светильнику имени Христова суждено было родиться от незнатных и бедных родителей, которые с большим трудом, своими собственными руками добывали себе пропитание.
Уже в самом раннем возрасте блаженный Иоанн обнаружил стремление к святой и непорочной жизни; уже в детстве он показал примерное воздержание, за которое Божественная благодать излилась на его юную душу. В среду и пятницу он не ел ничего, а в прочие дни утолял свой голод только одним хлебом с водою. Ночи он проводил почти без сна, в молитве к Господу, от чего его лицо казалось больным, немощным и унылым. Соседи, знавшие его, истолковывали это в худую сторону и говорили, что он малоумен. Но блаженный Иоанн пренебрегал тем, что думали о нем другие, и не переставал изнурять своего тела долгою молитвою и постом. Мать Иоанна, видя, что он день ото дня становится слабее, что его силы постоянно уменьшаются, стала его умолять, чтобы он принимал более пищи. Она говорила:
– Чадо, не изнуряй своего тела чрезмерным воздержанием. Смотри, чтобы сильный пост не причинил тебе болезни. Ты еще молод и должен расти, и цвести. Никто в такой молодости не изнуряет себя таким чрезвычайным постом,
Смиренный юноша отвечал матери умоляющим голосом:
– Не укоряй меня за это: я молюсь о том, чтобы Бог простил мне грехи, в которых я перед Ним виновен.
Когда же мать, которой больно было видеть изнеможение своего сына, снова ему говорила:– Какие грехи ты знаешь за собою и в чем ты виновен перед Богом? Мы не видим в тебе ничего кроме благодати Божией, – то блаженный Иоанн отвечал:
– Не говори этого, мать моя; это ты делаешь по своей любви к сыну. Послушай, что говорит Писание: «никто же бо да не хвалится в человецех, никто же бо без греха, токмо един Бог».После этого он уже не встречал препятствия своей богоугодной жизни; он снова теперь предался молитве и посту. Не наученный книжной премудрости, он силою благодати, обитающей в нем, знал все, что касается христианской жизни и богопочитания. Это он обнаружил уже и в том, когда отвечал матери на ее упреки в излишней воздержности. По мере своего духовного и телесного совершенствования, он преуспевал все более и более в разумении заповедей и повелений Господних. Так на нем исполнилось изречение апостола Павла, что мудрость состоит не в препретельных человеческой мудрости словесах, но в явлении духа и силы.
Скоро в жизни блаженного Иоанна совершилась большая перемена, которая еще ближе, еще теснее соединила его с Тем, Кого искала его душа. Отец его, по особенным семейным обстоятельствам, переселился скоро в город Орлец, стоящий на реке Юге, в 40 верстах от Устюга, со всем своим имением и детьми. Через несколько времени он скончался и оставил после себя жену и двух детей. Благочестивая Наталья, похоронивши своего любимого супруга, не желала долее оставаться в мире и вступила в монастырь Живоначальной Троицы, взявши вместе с собою и своего сына Иоанна. За ее благочестивую и богоугодную жизнь ее скоро удостоили там пострижения и сделали: игуменьей монастыря. Здесь сокровище, заключенное в юном сердце Иоанна, успело увеличиться еще более; семя богоугодной жизни, посеянное в его душе с самой ранней молодости, успело здесь разрастись в великое, тенистое дерево.
В монастыре Живоначальной Троицы в жизни блаженного Иоанна совершился важный переворот, определивший всю его последующую жизнь. В стенах святой обители в его душе воспиталась ненависть ко всем наслаждениям и красотам земным. Здесь он впервые почувствовал то неописанное наслаждение, которое получает душа от созерцания Божественной красоты. Такое чувство побудило его сделаться юродивым и совершенно отказаться от мира. Мать Иоанна, видя такую важную перемну в своем сыне, не решилась возражать ему, как прежде, но оставила его на волю Божию. Теперь Иоанн покинул свою мать и монастырь и переселился в город Устюг. Не имея никакого состояния, он принужден был избрать своим жилищем сторожку при храме Успения Пресвятой Богородицы. В этом-то бедном жилище, неведомый никому, блаженный Иоанн проводил дни и ночи в молитве к Владычице мира и изнурял свое тело воздержанием. Постелью его служили голые доски, одежды он никогда не переменял и ел пищу самую скудную. Чтобы друге люди не заметили его подвигов, он днем молился не иначе как юродивым, и в таком виде ходил по улицам и площадям, обличая, в загадочных выражениях, неправду и защищая истину. Часто он, потерявши всякие силы, ложился на гноище, подобно праведному Иову, и, не обращая внимания на запах, проводил здесь иногда целые дни. За такую свою жизнь он встречал самые горькие и насмешливые укоры со стороны людей, которые превратно понимали его подвиги. Многие, глядя на него, только качали своими головами и называли его безумным, а другие плевали на него, делали ему всякие оскорбления и били самым беспощадным образом. Все это блаженный Иоанн переносил терпеливо, без ропота, без всякого упрека своим мучителям. Он только в душе своей благодарил Бога и просил Его, чтобы Он не попустил его впасть в грех. И Господь прославлял его, ради его подвигов.
При храме, где жил блаженный Иоанн, находился священник Григорий, по прозванию «Долгая борода». При виде странных поступков угодника Божия ему пришло на мысль испытать блаженного Иоанна. Случай к этому скоро представился. В один зимний вечер священник служил вечерню. Так как зимой очень рано делается темно, то народу у вечерни было мало, да и те, которые были, очень скоро разошлись по домам. В храме остался священник и блаженный Иоанн. Священник счел это время самым удобным для испытания юродивого. Он осторожно вышел из алтаря и, незамеченный блаженным Иоанном, остановился за дверью, чтобы наблюдать, что будет делать юродивый. Прошло несколько секунд; блаженный Иоанн окинул взором церковь и, не увидевши в ней никого, упал на колени и стал молиться перед образом Богоматери. Окончивши свою молитву, он подошел к печке, в которой ярко горели дрова, между тем как священник не переставал наблюдать за ним. Блаженный стал ровнять уголья. Затем он сотворил молитву и с словами: «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» лег на раскаленные угли, чтобы согреть свое, застывшее от холода тело. Священник ужаснулся, увидев такое зрелище; объятый страхом и удивлением, он долго не мог двинуться с места. Наконец, он подумал, что Иоанн юродивый делает это по недостатку ума и, опасаясь, чтобы он не сгорел, подошел к блаженному. Но лишь только Иоанн увидел перед собою священника, он тотчас вышел из печи и грозно посмотрел на него. Тогда священник понял, что это было сделано не по недостатку ума, но при особенном содействии Божием. Он увидел теперь, что это есть чудо, и стал умолять святого, чтобы он простил ему греховный помысл. Блаженный Иоанн великодушно простил его, но вместе с тем строго запретил ему рассказывать кому-либо о виденном. Священник обещал исполнить в точности это приказание, – и, действительно, до самой смерти блаженного никому не говорил о чуде.
Несколько времени спустя, блаженный Иоанн сотворил другое чудо, из которого многие, считавшие его малоумным, поняли, что на нем почивает благодать Божия, которая неоднократно являлась на тех, кто обращался к блаженному с просьбою о помощи. Это было так: в городе Устюге, где в то время жил блаженный Иоанн, был наместник князь Феодор Красный. Однажды жена Феодора сильно заболела горячкой; Феодор обращался ко всем лекарям и просил их помочь своей жене. Но болезнь была так сильна, что все отказались лечить больную. Тогда Мария (так звали жену наместника), услышав, что в городе живет блаженный Иоанн, который, по благодати Божией, имел дар чудодействия, просила своего мужа, чтобы он пригласил угодника к себе в дом.
Князь послал своего слугу к блаженному Иоанну. Угодник в это время лежал на гноище и, лишь, только завидел слугу наместника, тотчас проговорил: – «Да здравствует князь и княгиня!» Когда слуга уже подошел к блаженному, он снова сказал: – «Пусть будут здоровы князь и княгиня!» Слуга удивился такой прозорливости Иоанна и, когда воротился назад, увидел княгиню совершенно здоровою. Княгиня прославила Бога за свое чудесное исцеление и всем громко объявила, что на юродивом Иоанне почивает благодать Божия.
Много и других чудес совершил блаженный Иоанн. Наконец, приспело его отшествие из земного мира. Он умер в 1494 году, 29-го мая, при великом князе Иоанне Васильевиче III. Перед кончиною своею, которую он уразумел еще за насколько дней, он сотворил пламенную молитву к Богу и Пресвятой Богородице. Он молился о себе самом, о терпящих нужды, о несущих скорби и о всем мире. Затем он сотворил крестное знамение и скончался. Тело блаженного Иоанна было вынесено торжественно в церковь, при которой он жил. К погребению стеклось большое множество народа; здесь был почти весь город, начиная со старцев и кончая детьми. Лицо блаженного Иоанна было подобно ангельскому: оно было так живо и так свежо, как будто он лежал живой. Во время погребения многие глубоко рыдали, сознавая, что они в лице Иоанна лишились своего лучшего помощника. Гроб угодника был зарыт возле храма Успения Пресвятой Богородицы. Так кончил свою жизнь угодник Божий Иоанн. Много скорбей, лишений, поруганий и насмешек потерпел он от людей, которые, по своей греховности, не могли понять, что в нем обитает Дух Божий. Но за то Господь прославил его. Дар чудодействования, которым обладал Иоанн, служит самым живым свидетельством того, что Господь награждает и прославляет тех, которые, из любви к Нему, подвергаются людскому поруганию. Блажени есте, егда поносят вы.
Скоро после кончины блаженного Иоанна один благочестивый поселянин – Федор Тугин, по обещанию своему, решился построить церковь над гробом угодника. Наместник города Устюга и протоиерей соборной церкви одобрили его благочестивое намерение. Таким образом над гробом блаженного Иоанна возникла церковь в память «Происхождения честных древ креста». Над самою могилою его поставлена гробница, которая многим верующим подавала исцеление.
Дар чудодействия, которым обладал блаженный Иоанн при жизни, не переставал изливаться на многих, с верою приходящих к его гробу, и после его смерти. Таково было чудо над одною женщиною, Аполлинарией. Она была одержима тяжкою болезнью, от которой ослабело все тело ее, так что она не могла двигаться. По совету некоторых, она была принесена к раке блаженного Иоанна. Во время совершения литургии, больная услышала из гробницы голос: – «Я за тебя просил Бога». Эти слова так мгновенно подействовали на нее, что она в ту же пору встала совершенно здоровою, не чувствуя никаких следов боли. Исполненная самой глубокой благодарности к угоднику за свое чудесное исцеление, она пошла по городу и всем рассказывала о чуде, совершившемся над нею. Она хвалила Бога и Его угодника Иоанна, который, как скорый помощник, не замедлил излить на нее благодать, которая в нем обитает за его подвиги на земле. Она говорила: "дивен Бог во святых Своих».