3 апреля
Память преподобного Никиты исповедника, игумена Мидикийской обители
Св. Никита появился на свет в вифинской Кесарии, неподалеку от гор. Пруссы, в конце VIII в. Его мать умерла на восьмой день после рождения сына. Мальчик, словно новый Самуил, был посвящен Богу и исполнял разную работу в церкви. Такова была воля его отца Филарета, который впоследствии принял постриг. Епископ города взял ребенка к себе, чтобы обучить науке Писания, и приблизительно в двенадцать лет рукоположил в чтеца. Ревностно изучая священные книги, мальчик чувствовал себя объятым божественным жаром, когда читал слова Господа, призывающие учеников оставить мир. Тогда Никита решил последовать примеру отца и в свою очередь взять крест, чтобы следовать за Христом.
Он отправился к святому отшельнику по имени Стефан, который жил недалеко от города в пещере, и некоторое время пребывал вместе с ним в суровой аскезе. Однако отшельник посоветовал ему на благо души пройти испытания совместной жизни с людьми. «Ты найдешь скорбь, но она принесет тебе радость, и так, испытав трудности общежития, ты сможешь обрести разумение, а душа твоя преуспеет в восхождении к Богу».
Юноша удалился в Мидикийский монастырь, незадолго до того основанный св. Никифором [4 мая] на горе Олимп в Вифинии. Все братия монастыря вскоре полюбили его за примерное послушание, за безграничную любовь, которую он питал к духовному отцу, и за его терпеливость. Через пять лет Никита был рукоположен в священника патриархом св. Тарасием [25 фев.].
Через некоторое время св. Никифор, не отказываясь официально от игуменского сана, поручил Никите, совместно с монахом из монастыря Символов, по имени Афанасий, окормление монастырской общины. Она насчитывала тогда около сотни монахов, причем Афанасию было поручено ведение монастырского хозяйства. Рвение этих святых людей к добродетели сделали Мидикий образцом для всех остальных современных ему монастырей: он стал настоящим земным раем, где не было слышно ни одного пустого слова. Для братии св. Никита был воплощением всех добродетелей. Строгость в управлении он соединял со смирением, исполненным мягкосердечия. Благодатью Божией, пребывавшей в нем, он предсказывал будущее и исцелял больных, во множестве приходивших в монастырь.
По прошествии некоторого времени он лишился одного за другим и Афанасия, и своего духовного отца Никифора. Тогда св. Никита вынужден был принять, по настоянию братии и патриарха Никифора I [2 июня], сан игумена.
В это время Лев V Исавр (815) вновь воздвиг гонение на защитников святых икон. Император собрал в Константинополе самых известных игуменов, надеясь привлечь их на свою сторону и прельстить таким образом ту часть народа, которая осталась верна Православию. Чтобы оправдать отвержение икон, Лев V ссылался на повеление Господа молиться в духе и истине (Ин. 4:22). Тогда Никита дерзновенно возразил ему, говоря, что те, кто поступает подобно ему, отвергают реальность Воплощения Господа нашего Иисуса Христа.
Видя, что его доводы неубедительны, и боясь славы святого игумена, тиран решил прибегнуть к насилию. Он приказал заточить Никиту в тюрьму, самый воздух которой был невыносим, и предоставил его оскорблениям и издевательствам своих посланцев, время от времени приходивших допрашивать святого.
Так как присутствие исповедников в столице представляло угрозу для намерений императора, он выслал св. Никиту в крепость Массалею в Малой Азии, заставив идти в разгар зимы пешком. Как только они достигли места ссылки, Лев приказал им вернуться в Константинополь. За время их отсутствия патриарха Никифора также отправили в ссылку, поскольку он, по его собственному утверждению, держал у себя иконы и почитал их, но не поклонялся им. Вместо него Лев назначил патриархом Феодота (815–821). Когда исповедники прибыли в столицу, император объявил, что им достаточно вступить в церковное общение с Феодотом. Истощенные долгим заключением и обманутые лицемерными словами императора, исповедники согласились вступить в общение с самозваным патриархом и убедили Никиту последовать их примеру391.
Сразу же после этих событий святой, мучимый угрызениями совести, сначала удалился на о. Проконнес в Мраморном море, чтобы принести покаяние в уединенном месте. Однако затем, размышляя о недолжном влиянии, которое его поступок оказал на народное мнение, он возвратился в Константинополь. Выступив в публичном месте, игумен Никита, ударяя себя в грудь, жестоко раскаивался в ошибке, совершенной из человекоугодия (818)392. Его тотчас схватили и отправили в ссылку на о. Святой Гликерии, на мыс Акрит.
Там он шесть месяцев подвергался преследованиям некоего Анфима, которого прозвали Каиафой за жестокое обращение с учеником Христовым. Запертый в темнице без света, питаясь только плесневелым хлебом и гнилой водой, св. Никита стойко переносил эти страдания, решив все терпеть даже до смерти, чтобы загладить ошибку и остаться верным Православию. Но если тело его испытывало всевозможные мучения, то душа возносилась к высотам созерцания, и по милости Господней он творил чудеса ради друзей, подвергавшихся опасности.
После смерти Льва V (820) вновь воцарился мир. Никита был освобожден, но не вернулся в Мидикий. Считая, что по справедливости он не достоин. управлять монастырем из-за отступничества, святой решил пожертвовать жизнью, если не в форме мученичества, то в форме духовного подвига. Переходя с места на место по островам, окружающим Константинополь, св. Никита молитвами приносил утешение больным и угнетенным. В конце концов он избрал для жительства местечко на берегах Золотого Рога, напротив Константинополя, где вел жизнь скорее ангельскую, чем человеческую.
По прошествии нескольких месяцев, истощенный страданиями, которые он перенес в заключении, и строгостью избранного им образа жизни, он тяжело заболел и отошел ко Господу 3 апреля 824 г. На его похоронах присутствовало множество монахов и исповедников Православия, в том числе св. Иосиф Солунский [14 июня]. Они сопровождали его тело до самого Мидикийского монастыря, где он был погребен рядом со св. Никифором.
* * *
Это случилось на Пасху в 815 г.
Св. Феодор Студит писал ему, убеждая вернуться в Православие (письма 255, 267), а затем направил другое письмо, где похвалил за примирение с Церковью (280).