18 февраля
Память святителя Флавиана, исповедника, архиепископа Константинопольского559
После кончины св. Прокла [20 н.] в июле 446 г. патриархом избрали священника Флавиана, известного набожностью и добродетелями. Он занимал должность хранителя священных сосудов. Приближенному императора, евнуху Хрисафию, не нравилась его кандидатура. По подсказке евнуха император Феодосий II (408–450) во время рукоположения попросил патриарха подарить Хрисафию что-нибудь золотое. Чтобы пристыдить приближенного за его алчность, Флавиан отправил ему священные сосуды Великой Церкви со словами: «Иного золота, кроме священных сосудов, у нас нет, а они принадлежат Богу и бедным».
С тех пор евнух не думал ни о чем другом, как только о смещении Флавиана. С этой целью он стал распространять слух, что благочестивая Пульхерия [17 фев.], сестра императора и реальная правительница, хочет сохранить девство и Флавиан собирается рукоположить ее в диакониссы. Вхождение в состав клира поставило бы Пульхерию в двусмысленное положение относительно светской власти и, возможно, повлекло бы за собой недоразумения между Церковью и государством. Однако святой ловко справился с этой интригой, попросив Пульхерию избегать выказывать ему, патриарху, какое-либо расположение.
Затем лукавый царедворец использовал всю свою власть, чтобы поддержать Евтихия – известного архимандрита одного из столичных монастырей. Евтихий, после осуждения Нестория на Ефесском Соборе (431), впал в другую ересь – монофизитство и стал учить, что в воплотившемся Иисусе Христе есть лишь одна природа, Божественная, которая якобы поглотила природу человеческую. Не заботясь об истине, движимый только ненавистью и властолюбием, евнух поддерживал гордого еретика, чтобы поставить его на место Флавиана.
Святитель Флавиан, архиепископ Константинопольский. Церковь Св. Георгия в Старо Нагорично. XIV в.
В ноябре 448 г. по случаю Поместного Собора в Константинополе епископ Дорилеи Фригийской Евсевий выступил с осуждением ереси Евтихия. Несмотря на попытки Флавиана не прибегать к суровым мерам, Собор несколько раз призывал Евтихия к ответу, но тот уклонялся и старался выиграть время, чтобы приобрести сторонников. Наконец он предстал перед Собором и открыто заявил, что признает лишь одну природу в Иисусе Христе. Собор тут же подверг его анафеме и отлучил от Церкви, а Флавиан написал в Рим св. папе Льву, чтобы сообщить о случившемся.
Евтихий тоже пожаловался папе на анафему, изложив ложную версию событий. Однако св. Лев не дал себя обмануть и написал св. Флавиану два послания, в которых одобрил решение патриарха и присоединился к православному учению. Второе послание, известное под названием «Томос к Флавиану», было торжественно зачитано на Халкидонском Соборе и в высшей степени способствовало защите Православия.
Евтихий и Хрисафий не смирились. Заручившись поддержкой архиепископа Александрийского Диоскора, человека жестокого и бессовестного, они стали интриговать при императорском дворе с помощью императрицы Евдокии. Она пользовалась любой возможностью, чтобы навредить Пульхерии и стоявшим за ней православным епископам. Они убедили императора созвать в Ефесе Собор, чтобы осудить Флавиана и его сторонников как новых несториан.
Этот ложный Собор, вошедший в историю как «разбойничий», проходил под председательством Диоскора. Он привез с собой из Египта большое число епископов и монахов, которые горячо желали во что бы то ни стало утвердить монофизитство и реабилитировать Евтихия. Последний предстал на Соборе не для того, чтобы признать свои ошибки, но, чтобы обвинить Флавиана и добиться его низложения. К тому же его поддержал убежденный еретик Варсаума, прибывший из Сирии во главе целой тысячи монахов, которые остались за дверями во время заседания и были готовы в любой момент вмешаться.
Когда Собор открылся, папским легатам не дали прочитать послание свт. Льва, и Диоскор пригласил Евтихия, чтобы тот представил свое исповедание. Точку зрения Евтихия признали православной. Его восстановили в достоинстве архимандрита и объявили, что Флавиан и Евсевий Дорилейский своей формулировкой о двух природах нарушили решения предшествующего Вселенского Собора в Ефесе и должны быть низложены. Флавиан и легаты напрасно протестовали – Диоскор начал зачитывать приговор.
Несколько епископов бросились к его ногам, умоляя не принимать такого решения, но Диоскор, делая вид, что ему якобы угрожают, вызвал стражу. Двери открылись, и проконсул Азии бросился в зал во главе вооруженных солдат, множества монахов, матросов и людей с улицы. Флавиан постарался добраться до алтаря и схватился за него, чтобы спасти жизнь. Солдаты оттащили его и вывели из храма с побоями и оскорблениями. Большинству запертых в помещении епископов пришлось волей-неволей подписаться под решениями еретиков и согласиться на низложение Флавиана. Он написал апелляцию к папе, но она была перехвачена. Диоскор, Варсаума и их клевреты схватили патриарха, бросили на землю и жестоко избили ногами. Св. Флавиан умер по дороге в ссылку в Гипиду Лидийскую.
Когда Пульхерия стала регентшей империи по смерти Феодосия (450), она перенесла останки св. Флавиана в Константинополь. Мощи патриарха были торжественно захоронены в церкви Святых Апостолов рядом с его предшественниками (февраль 451). Вселенский Собор в Халкидоне, собравшийся в том же году, осудил монофизитскую ересь и отлучил Диоскора и Евтихия, а Флавиана причислил к лику святых мучеников за веру.
* * *
В некоторых Синаксарях и славянских Минологиях св. Флавиан поминается 18 февраля, после свт. Льва, в других – 17 февраля вместе со св. Пульхерией. Памяти этих трех великих борцов за Православие против монофизитства тесно связаны. В Святой Софии в X в. свв. Флавиан, Лев, Маркиан и Пульхерия поминались одновременно в Неделю сыропустную, накануне Великого поста (см.: Typikon de la Grande-Eglise / Ed. Mateos J. T. 2. Rome, 1962. P. 9).