Преподобный Герман Аляскинский: американский святой русского происхождения, руководитель миссии земной и небесной
Аннотация:
Русская Америка – это отдельный феномен в истории русского православия. Распространение православной веры шло, в общем, обычным путем: вначале приходят военные/купеческие силы, затем, через некоторое время, появляются миссионеры и стараются Божьим словом исправить действия военных. Но есть один важный нюанс: Америка далеко, поэтому миссионерские труды там начались довольно поздно. Конечно, мы знаем светильников веры, подвизавшихся на другом материке, например, святой патриарх Тихон семь лет (1900–1907 гг.) служил в Северной Америке, оказавшись там первым православным епископом за 55 лет. Но одним из важнейших православных миссионеров для Северной Америки оказался обычный монах, прп. Герман Аляскинский.
«Итак, идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать всё, что Я повелел вам;
и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»
(Мф.28:19–20).
Эти слова Христа были обращены, в первую очередь, апостолам, но не только к ним: «ибо, несомненно, апостолы не имели жить до кончины мира. Итак, и нам, и тем, которые будут после нас, обещается это»1.
Естественно, что не каждый человек по своему внутреннему складу и внешним причинам может оставить всё и пойти благовествовать в другие страны и города. Однако своей жизнью на месте проповедовать может каждый, ведь «с нами Бог» (Ис.8:10).
Особый – тройственный – характер миссии апостолов выделяет св. Иероним Стридонский: «Он повелел апостолам, чтобы они сначала учили все народы, потом насыщали таинством веры, а после веры и крещения учили всему, что нужно соблюдать»2.
Одним из таких святых, нёсших свет Христов в трёхчастном апостольском служении в другие страны, и стал прп. Герман Аляскинский.
К сожалению, мы многого о нём не знаем. Мы не знаем ни года его рождения (обычно называются 1751/57 гг.), ни настоящего имени (предполагаются Герасим Иванович Зырянов, выходец из купеческой семьи города Серпухова3, или Георгий Иванович Попов, выходец из небогатых купцов или крестьян города Кадома4). Известно только, что семья будущего великого святого отличалась благочестием.
Уже в возрасте 16-ти лет юноша, горя желанием послужить Богу, ушёл в Саровскую пустынь, где и прожил четыре года на послушаниии у старца по имени Варлаам. Об этом периоде его жизни сведений не сохранилось.
После этого он поступил в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом, где прожил немного дольше: шесть лет. Мы знаем одно из чудес, совершившихся с ним в это время: исцеление от тяжелейшей болезни, случившееся при личном участии Девы Богородицы.
В 1782-м году будущий миссионер был переведён в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, где настоятелем был его давний друг ещё по Саровской пустыни – игумен Назарий, который почти сразу (1 ноября 1782 года) и совершил постриг будущего преподобного с именем Герман. Монахи, по свидетельствам современников, жили в большой подвижнической строгости, но в полном согласии друг с другом.
Интересные сведения мы находим в одном из источников, с похвалой говорящем о тамошних монахах: «они ведут жизнь трудолюбивую; в обществе их, которое состоит, по крайней мере, из двадцати человеков, не видно ни малого несогласия; они ничего не имеют порознь, а всем владеют вместе: но паче всего похвальна их трезвость»5.
Но, несмотря на суровую жизнь, душа отца Германа желала ещё большего уединения, и, после долгих духовных испытаний, он по благословению духовника перешёл в пустынь примерно за 2 километра от монастыря, в который возвращался на богослужения только по праздникам.
По словам источника, на Валааме тогда не было другого населённого пункта, кроме монастыря, но в разных местах стояли «пустые хижинки, нарочно построенные для большего объединения Валаамским пустынникам… для сих пустынек избраны места самые красивые, где взор наслаждается приятностью дерев, произрастений, каменных утёсов и долин, а душа питается размышлениями, кои рождает тишина и уединение»6. Судя по некоторым данным7, отец Герман лично знал тогдашнего первоиерарха Русской Православной Церкви, митрополита Гавриила. Это могло бы способствовать быстрому получению священного сана, однако на два поступивших предложения монах Герман дважды отказывался от хиротонии, понимая, что это прекратит его отшельничество и тесное молитвенное общение с Богом. Так до конца жизни он и оставался обычным монахом, как в далёком будущем и прп. Паисий Святогорец. Уникальный случай: руководитель миссии – и простой монах; воистину, Бог смотрит на сердца человеческие…
Через одиннадцать лет молитвенного жития в жизни простого монаха Германа начнётся новый этап, который завершится его блаженной кончиной. И связан он будет с другим материком.
Сначала следует немного рассказать об истории вопроса.
Северная Америка частично, то есть Аляска и некоторые другие территории, уже много лет – с 1648 года – была знакома русским людям, жившим на Камчатке, на Сахалине, на Колыме, в Якутске. Более пристальное внимание ей начали уделять позже, только после смерти царя-антихриста. Экспедиции Витуса Беринга (1728, 1729, 1841 гг.) дали богатый материал по Аляске и Алеутским островам.
Именно в экспедиции 1741 года Беринг открыл острова архипелага Александра и Алеутской гряды. В день памяти св. пророка Илии «корабельные священнослужители иером. Иларион (Трусов) и свящ. Игнатий Козыревский совершили первую правосл. литургию по случаю открытия сев.-зап. побережья Сев. Америки»8.
Следующее крайне значимое событие для русской миссии произошло только через 40 лет, в 1781-м году – Григорий Иванович Шелихов, русский промышленник, основал компанию для зверобойного и пушного промысла на Аляске и Алеутских островах, которая в 1799-м году была переименована в «Российско-Американскую компанию».
В 1783-м году Григорий Иванович снарядил «три судна для промыслов»9. Естественно, эта экспедиция, построившая опорный пункт на о. Кадьяк, не могла не нести свет православия: Шелихов крестил 40 человек. Но для дальнейшего просвещения сил у членов экспедиции не было, поэтому Григорий Иванович, посетив в 1778-м году Валаамский монастырь, имел с игуменом беседу об устройстве православной миссии на вновь открытых землях.
В силу тогдашних несовершенных способов передвижения дело было отложено на 5 лет, когда Шелихов обратился с этой же просьбой в Синод. Его поддержала императрица Екатерина II, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил благословил эту миссию, и уже 25 декабря 1783 года миссия отбыла на новые земли.
Начало распространения Православия на новом континенте было положено, как считается, 24 сентября 1784 года, когда миссия, состоящая из восьми монахов (шестеро из них были из Валаамского монастыря, двое – из Коневецкого), прибыла на о. Кадьяк. Во главе миссии был поставлен иером. Иоасаф (Болотов), живший на Валааме. Кроме него в состав новой духовной экспедиции входили «иеромонахи Макарий (Александров), Ювеналий (Говорухин), Афанасий (Михайлов), иеродиакон Нектарий (Панов), монах Герман (Попов), послушники Михаил Говорухин, Козьма Алексеев, Дмитрий Авдеев и Никита Семёнов»10.
Первым делом всего через 2 месяца после прибытия миссия стала строить деревянный храм в честь Воскресения Христова.Очень подробные сведения о климате, флоре, фауне, промыслах и населении острова мы находим в книге К. Т. Хлебникова. Так, климат он описывает как холодный и не слишком гостеприимный: «в марте и апреле нередко падает снег»11, да ещё добавляются землетрясения. Впрочем, если говорить объективно, то тот климат не слишком отличается от климата части тогдашней Российской империи.
Характер алеутов и других автохтонов стал одним из препятствий духовной миссии. Хлебников описывает алеутов довольно ярко, хотя и кратко: «…я мог бы сказать об алеутах, что в характере их не последнюю черту составляет притворство… Упрёк, изобличение, наказание, коими можно пристыдить, унизить и обесславить, есть сильные причины к возбуждению мщения»12.
Несколькими страницами далее, после разнообразных и подробных статистических сведений, Хлебников вновь возвращается к описанию туземцев различных племён, которое и производит яркими красками, хотя и немного пристрастно. Он выделяет следующие черты:
1) Воинственность. «Сии народы имели между собой беспрерывные войны»13. Другой источник отмечает: «Войны, или, сказать справедливее, убийства и грабежи, у алеутов были почти всегда. Особенно у алеутов среднего времени, т. е. прадедов и дедов нынешнего поколения, войны были чрезвычайно часты и самые губительные… Причины к междоусобиям были бесчисленны. Желания человека, никогда не насытимые – и, особенно, человека необразованного; свободного, не знающего ни меры, ни границ своим животным желаниям – были первой к тому причиной»14.
Только влияние русских экспедиций и поселенцев смогло в некоторой степени прекратить эти постоянные междоусобные военные действия.
2) Несоблюдение христианских обязанностей в жизни, например, многожёнство. При этом, по словам источника, «на увещание, что сие противно правилам веры, обыкновенно отвечают, что лучше согласятся потерять жизнь, нежели оставить одну из жён»15.
3) Другие проявления язычества. Как одно из наиболее сильных – полная и безоговорочная вера шаманам.
4) Лень. Как раз здесь Хлебников оказывается пристрастен. Он приводит, в частности, такой пример: «Все дикие от природы ленивы, и хотя главное пропитание их зависит от запасения рыбы, но они никогда о том не стараются: если нужда заставляет его иметь пищу, то добывает только на день и опять покоится между жёнами»16.
Однако это не совсем верно, поскольку охотничьи народы живут строго по сезонам. Так, весной туземцы уходили на промысел бобров, летом запасали рыбу на юколу и охотились на белуг – и нельзя забывать, что подобный образ жизни напрямую сопряжён с опасностью для здоровья и жизни. В августе охотники уходили торговать добычей, а вернувшись по домам, в октябре на племенных праздниках они раздавали в виде подарков почти все запасы, как бы в благодарность за то, что духи позволили им столько добыть. Поэтому здесь корректнее будет говорить не о лени, а о религиозно-бытовой беспечности, которая свойственна вообще всем охотничьим языческим народам, вне зависимости от места их проживания.
Впрочем, куда подробнее и объективнее об этом пишет святитель Иннокентий (Вениаминов), отмечая основные черты алеутов как народа, в том числе их удивительную терпеливость, упрямство, незнание воровства, любовь родителей к детям и детей к родителям, смелость при обычных для тех мест катаклизмах, молчаливость, доверчивость, гостеприимство, честность, удивительную веру – с другой стороны, леность, неопрятность, беспечность, сластолюбие17.
Особо следует отметить, что русские монахи, став оседлыми, не довольствовались только словесной проповедью православной веры, но и жили рядом с автохтонами, и старались прививать полезные привычки. В частности, они старались обучить людей «огородничеству, садоводству, земледелию и другим необходимым занятиям»18. Была открыта школа, появилась пекарня, которой заведовал отец Герман.
Однако была очень важная проблема, которая препятствовала миссионерской деятельности: «В Русской Америке в то время присутствовали две тенденции по отношению к местным жителям: с одной стороны, хищническая эксплуатация по отношению к местным жителям, с другой – эксплуатировали местное население по хорошо известным как в Америке, и в России образцам. Об убийствах русскими туземцев (зачастую не виновных ни в чём) много и обстоятельно говорили многие, в том числе будущий святитель Иннокентий19.
Это было связано со следующим важным обстоятельством: «Большую часть промышленников составляли разорившиеся мелкие купцы, беглые солдаты и беглые каторжники. Компания Г.И. Шелихова, при зачислении на службу, старалась подбирать людей, обременённых долгами, и выплачивала их так, что промышленный ещё до приезда в Америку уже имел солидный долг перед компанией и попадал в полную зависимость от неё»20. Естественно, что от подобного контингента трудно было ожидать высокой духовности (архим. Иоасаф неоднократно писал, что дикий разврат и даже убийства стали обычным делом), что иногда подвигало туземцев на вооружённое сопротивление. При этом кадьякские алеуты также, по сути, не были свободными людьми по отношению к компании Шелихова, поэтому и отношение к ним было зачастую не слишком положительным.
Через несколько лет жизни на новом материке русские миссионеры пришли к выводу, что здесь должна быть образована новая епархия, ранее все сведения шли к Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому. Но в силу огромных расстояний поступающие сведения сразу же становились устаревшими почти на год, поэтому миссионеры решили просить о создании новой епархии.
Но была ещё одна, довольно щекотливая, причина. Дело в том, что, по сообщениям архим. Иоасафа, Александр Баранов и сотрудники компании во многом препятствовали распространению Благой вести. Какими методами – об этом было сказано выше. В письме архим. Иоасаф пишет: «Я слыхал от некоторых, что Баранов со своими бунтовщиками нередко поговаривает: как бы де, как отправить на тот свет Архимандрита да Иувеналия, а других как мух придавим, хотя и не должен я всем вракам верить, но сомневаться могу, от столь бесчеловечного скоро то может быть»21. И новая епархия получила бы независимость от Баранова, что в тех условиях было очень важно. В Санкт-Петербурге это понимали, поэтому 17 июля 1796 года было учреждено Кадьяское викариатство, и первым архиереем стал сам архим. Иоасаф, хиротонисанный 10 апреля 1799 года. К сожалению, на обратном пути в Америку судно «Феникс» было потоплено штормом, поэтому ещё несколько десятилетий на Аляску не назначали епископа.
Это несчастье вполне могло бы прекратить православную миссию, если бы не труды отца Германа. Повторяя «Я нижайший слуга здешних народов и нянька», он всеми силами проповедовал Слово Божие и жил вместе с туземцами, разделяя их быт, надежды и упования. Например, с 1807 года он заведовал школой, в которой осталось всего 20 мальчиков. Школа просуществовала всего несколько лет, но многие алеуты в ней получили начальное образование, что позже им пригодилось.
Согласно своему внутреннему устроению монах Герман вновь попытался уйти в отшельничество: около шести лет, с 1811-го по 1817 гг. он жил на о. Еловый, где разбил для себя огород; свой дом он назвал Новым Валаамом. Но ему не случилось долго жить в одиночестве. Эпидемия гриппа 1819-го года, во время которой умерло много людей, показала самоотверженность пожилого монаха: из всех русских только он навещал больных алеутов, совершая молитвы, утешая и причащая своих духовных детей. При этом он постоянно заступался за алеутов перед Барановым и его соратниками.
Последнее особенно проявилось при прибытии Василия Михайловича Головнина в 1818-м году. Капитан Головнин, назначенный ревизором по проверке колоний на о. Кадьяк, каждый день принимал множество жалоб алеутов и простых русских поселенцев на руководство компании. Ему посоветовали обратиться к руководителю духовной миссии монаху Герману. Василий Михайлович поступил по совету коллег и вскоре получил честный, объективный и подробный ответ.
Старец Герман был приглашен на фрегат «Суворов», на котором прибыл новый правитель Русской Америки Семён Иванович Яновский. Монах своим обликом и духовной благодатью в беседе поразил моряков и чиновников вплоть до того, что Яновский обратился из модного тогда деизма в христианство, а к концу жизни принял постриг с именем Сергий.
Не только алеуты и русские приходили к стяжавшему «дух мирен» отцу Герману. Сохранились сведения о том, что животные видели благодать и искали общества святого: горностай, принимавший пищу из рук монаха, птицы, в большом количестве селившиеся у его кельи, даже медведи, которые в тех местах крайне агрессивны – все животные тянулись к святому иноку.
Все годы жизни прп. Германа, а особенно в последние по его молитвам совершались многие чудеса. Примерно за год до смерти, по некоторым сведениям, он ослеп, но не оставил своей святой молитвы. После его смерти многие видели столб света, поднявшийся от его кельи до неба, некоторые так и узнали, что старец отошёл к Господу. Перед своей кончиной (15.11.1836) он предсказал духом некоторые будущие события, что вскоре и сбылось.
Первые сведения о жизни святого были опубликованы довольно быстро, уже в 1868-м году, в Валаамском монастыре. 9 августа 1970 года митрополит всей Америки и Канады Ириней (Бекиш) на острове Кадьяк в соборе Воскресения Христова совершил торжественное прославление монаха Германа в чине равноапостольных святых. Мощи святого были положены в деревянную раку, поставленную в соборе.
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5:5). Воистину монах Герман наследовал землю – множество земель: землю рая Божьего, землю Кадьяка и окрестных островов, землю душ человеческих, просвещённых им в его нелёгком служении. Не всем дан подобный подвиг, но всем дан святой молитвенник перед Спасителем, простой монах Герман.
Список литературы
1) Герман Аляскинский, православный святой. – [электронный ресурс]. Систем. требования: PDF – С. 7.
2) Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherkipo-istorii-missionerstva-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/1_24 (дата обращения: 08.09.2022).
3) Иероним Стридонский, блаж. Толкование на Евангелие по Матфею. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-naevangelie-po-matfeju/28 (дата обращения: 07.09.2022).
4) Иннокентий (Вениаминов), свт. Записки об островах Уналашкинского отдела. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/ tvorenija-innokentija-mitropolita-moskovskogo-kniga-tretja/2 (дата обращения: 13.09.2022).
5) Куренков А., свящ. Аляскинская (Кадьякская) миссия. / Православная энциклопедия. Т. II – М.: Православная религиозная организация Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. – С. 89.
6) Преподобный Герман Аляскинский. Жизнеописание / Сост. Сергей Корсун. – URL: http://www.russian-inok.org/books/prep_german.html (дата обращения: 08.09.2022).
7) Путешествие академика Н. Озерецовскаго по озёрам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя. – [электронный ресурс]. Систем. требования: Djvu – С. 80.
8) Русская Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова. – [электронный ресурс]. Систем. требования: PDF – С. 19.
9) Скурат К. Е. История поместных Православных Церквей. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/istorija-pomestnyhpravoslavnyh-tserkvej/10 (дата обращения: 07.09.2022).
10) Феофилакт Болгарский, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-naevangelie-ot-matfeja/28 (дата обращения: 07.09.2022).
* * *
Феофилакт Болгарский, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-naevangelie-ot-matfeja/28 (дата обращения: 07.09.2022).
Иероним Блаженный, Стридонский. Толкование на Евангелие по Матфею. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovaniena-evangelie-po-matfeju/28 (дата обращения: 07.09.2022).
Преподобный Герман Аляскинский. Жизнеописание. / Сост. Сергей Корсун. – URL: http://www.russian-inok.org/books/prep_german.html (дата обращения: 08.09.2022).
Герман Аляскинский, православный святой. – [электронный ресурс]. Систем. требования: PDF – С. 7.
Путешествие академика Н. Озерецовскаго по озёрам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя. – [электронный ресурс]. Систем. требования: Djvu. – С. 80.
Там же. – С. 81–82.
Преподобный Герман Аляскинский. Жизнеописание. / Сост. Сергей Корсун. – URL: http://www.russian-inok.org/books/prep_german.html (дата обращения: 08.09.2022).
Куренков А., свящ. Аляскинская (Кадьякская) миссия. / Православная энциклопедия. Т. II – М.: Православная религиозная организация Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. – С. 89.
Русская Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова. – [электронный ресурс]. Систем. требования: PDF – С. 19.
Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherkipo-istorii-missionerstva-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/1_24 (дата обращения: 08.09.2022).
Русская Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова. – [электронный ресурс]. Систем. требования: PDF – С. 20.
Там же. – С. 22.
Там же. – С. 46.
Иннокентий (Вениаминов), свт. Записки об островах Уналашкинского отдела. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/ tvorenija-innokentija-mitropolita-moskovskogo-kniga-tretja/2 (дата обращения: 13.09.2022).
Русская Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова. – [электронный ресурс]. Систем. требования: PDF – С. 46.
Там же.
Иннокентий (Вениаминов), свт. Записки об островах Уналашкинского отдела. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/ tvorenija-innokentija-mitropolita-moskovskogo-kniga-tretja/2 (дата обращения: 13.09.2022).
Скурат К. Е. История поместных Православных Церквей. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/istorija-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej/10 (дата обращения: 07.09.2022).
Иннокентий (Вениаминов), свт. Записки об островах Уналашкинского отдела. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/ tvorenija-innokentija-mitropolita-moskovskogo-kniga-tretja/2 (дата обращения: 13.09.2022).
Преподобный Герман Аляскинский. Жизнеописание. / Сост. Сергей Корсун. – URL: http://www.russian-inok.org/books/prep_german.html (дата обращения: 08.09.2022).
Иннокентий (Вениаминов), свт. Записки об островах Уналашкинского отдела. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/ tvorenija-innokentija-mitropolita-moskovskogo-kniga-tretja/2 (дата обращения: 13.09.2022).