Б. М. Клосс

Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв.

Источник

Введение

Глава I. Ранняя московская агиография (XIV – начало XV в.) § 1. Первоначальная (Краткая) редакция Жития митрополита Петра Краткая редакция Жития митрополита Петра по списку ЯМЗ, № 15326 § 2. Пространная (Киприановская) редакция Жития митрополита Петра Киприановская редакция Жития Петра по списку ГИМ, Чуд., № 221 § 3. Первоначальная (Краткая) редакция Жития митрополита Алексия О Алексеи митрополите. Глава II. Повесть о Темир-Аксаке § 1. Епифаниевская редакция Повесть о Темир-Аксаке по списку Лих., № 161 Повесть о Темир-Аксаке в составе Типографской летописи Мазуринской редакции О Темире Оксаке. § 2. Первая Пахомиевская редакция § 3. Вторая Пахомиевская редакция: извод А Извод А: Первый вид Извод А: Второй вид. Вариант Ундольского Соловецкий вариант Егоровский вариант Извод А: Третий вид. Чудовский вариант Академический вариант Минейная группа Вторую Пахомиевскую редакцию Повести о Темир-Аксаке публикуем по списку Сoф., № 1389 Первого вида извода А: § 4. Вторая Пахомиевская редакция: извод В Извод В: Первый вид Извод В: Второй вид Саратовский вариант Уваровский вариант Извод В: Третий вид Извод В: Четвертый вид Извод В: Пятый вид Академический вариант Вариант Вяземского Троицкий вариант § 5. Повесть о Темир-Аксаке в составе Никоновской летописи § 6. Сказание о Владимирской иконе Богоматери § 7. Повесть о Темир-Аксаке в составе Пролога Глава III. Формирование идеологии Московского царства § 1. «Град славен во всех градех русских» § 2. Царь Русский § 3. Православное великое самодержавство Глава IV. Тверская агиография XIV-XVI вв. § 1. Житие Михаила Ярославича § 2. Житие Софьи Ярославны § 3. Житие Михаила Александровича О преставлении князя Михаила Тферскаго § 4. Житие епископа Арсения Зачало. О поставлении преподобнаго игумена Кипреяна на великии архиереискии престол в Рускую митрополию. О возведении преподобнаго отца нашего Арсения на святительскии престол. О поставлении церкве Пречистые Богородицы и преподобных отецъ нашых Антония и Феодосия, Печерь ских чюдотворець, и о составлении монастыря, нарицаемое Желтиково. О преставлении святаго. Божия милость и чюдеса новые великаго чюдотворца Арсения епископа Тверскаго, не в давных летех содеяшася у гроба его. Чюдо второе новеишее. Глава V. Житие Федора Ярославского § 1. Проложная редакция А) Памятная запись Б) Краткий вид В) Пространный вид Проложной редакции Г) Поздние варианты в составе Прологов § 2. Редакция Андрея Юрьева [Житие и жизнь преподобнаго князя Феодора Ярославскаго, списано от Ондрея Юрьева. Отче, благослови. § 3. Летописная статья о проявлении мощей ярославских чудотворцев § 4. Редакция иеромонаха Антония А) Древнейший вид Б) Вторичный вид В) Переработанная редакция § 5. Минейная редакция § 6. Редакция Великих Миней Четьих § 7. Редакция Степенной книги Месяца септября в 19 день. Житие святаго и праведнаго князя Феодора Ростиславича, Смоленьскаго и Ярославьскаго чюдотворца. О проявлении мощем чюдотворных князеи Феодора и Давыда и Коньстянтина. Чюдо о архиепископе Трифоне и о протопопе Константине. Чюдеса святых § 9. Редакция 1620 г. § 10. Редакция середины XVII века § 11. Редакция 1658 г. § 12. Редакция 1704 г. Глава VI. Сказание о Мамаевом побоище Глава VII. Суздальская агиография XVI в. § 1. Житие Евфимия Суздальского Государственный архив Нижегородской области, ф. 2636, оп. 2, № 52: § 2. Житие Евфросинии Суздальской Месяца септеврия 25. Григория черноризца Суждаля града, монастыря святого Еуфимия, споведание вкратце житиа и жизни преподобныя Еуфросинии Суждальския. Господи, благослови, отче. Чюдо преподобныя Еуфросинии о раслабленом. Чюдо преподобныя Еуфросинии о иступившем ума. Глава VIII. Повесть о Николе Заразском § 1. История изучения Повести о Николе Заразском § 2. Редакция А Первоначальный вид Промежуточный вид Редакция иерея Петра Хронографическая редакция § 3. Редакция Б1 Основной вид: Редакция 1614 года иерея Симеона Редакция протопопа Никиты § 4. Редакция Б2 § 5. Источники Повести о Николе Заразском  

 
Введение

В книге излагаются результаты разысканий автора по истории русской агиографии ХIV-XVI вв., касающиеся малоизученных или спорных проблем этого важного направления исследования культуры Русского Средневековья. Разделы располагаются в хронологическом порядке.

Ранняя московская агиография рассматривается в Главе I. Акцент сделан на вопросах атрибуции и датировки различных редакций Жития митрополита Петра и Жития митрополита Алексия.

Две главы (вторая и восьмая) посвящены сюжетам, связанным со Сказаниями о чудесах от чудотворных икон. Повесть о Темир-Аксаке является частью популярного цикла рассказов о чудесах от Владимирской иконы Божией Матери и повествует о походе завоевателя Тимура на Русь в 1395 г. Несмотря на то, что Повесть давно является предметом изучения, в научной литературе высказаны различные, порой взаимоисключающие точки зрения на происхождение редакций и их датировку. В настоящей работе с помощью стилистического анализа выявлен первоначальный вариант Повести и определен его автор, каковым оказался известный писатель-агиограф и историк Епифаний Премудрый. Памятник публикуется нами по древнейшему выявленному списку из собрания Н. П. Лихачева. Определяется происхождение также последующих редакций XV в., важнейшие из которых я атрибутирую Пахомию Логофету. В Приложении издается текст Пахомиевской редакции по Софийскому списку № 1389.

В исследовании идеологии Московского православного царства до сих пор недооценивалась роль агиографических сочинений. Между тем в становлении теории о мировом значении Русского государства и о Москве как центре православного мира решающее слово принадлежит агиографическому жанру. Раскрытию данного положения посвящена Глава III.

Начиная с Главы IV, рассматривается региональная агиография, в изучении которой имеются еще довольно значительные пробелы. В истории тверской житийной литературы уточнить происхождение некоторых памятников удается главным образом на базе археографических открытий последнего времени.

Исследованию выдающегося памятника ярославской агиографии – Жития князя Федора Смоленского и Ярославского – посвящена Глава V. Кстати, в 1999 г. отмечалось 700-летие со дня преставления этого наиболее почитаемого ярославского святого. Нами выявлено около 200 списков Жития Федора Черного и проведена их классификация. Построены текстологические стеммы взаимоотношений редакций, подготовлены издания важнейших видов памятника.

Наиболее распространенным литературным произведением о Куликовской битве является Сказание о Мамаевом побоище. Хотя оно и примыкает к жанру воинских повестей, но составлено талантливым церковным писателем. Выяснению вопроса о датировке Сказания и личности его автора посвящена Глава VI. Новый подход предложен для решения проблемы источников Сказания, что ограничило снизу время его создания началом XVI в., а углубленная характеристика воззрений автора позволила определить его личность и уточнить время написания произведения (около 1521 г.).

О становлении суздальской агиографии теперь можно говорить более точно – благодаря археографическим находкам последних лет. В Главе VII характеризуется древнейшая рукописная традиция Житий Евфимия и Евфросинии Суздальских и публикуются соответствующие тексты.

Тема Главы VIII – Повесть о Николе Заразском. Повесть, с одной стороны, включается в ряд Сказаний о чудесах от иконы Св. Николая, а с другой – содержит популярнейшую воинскую Повесть о разорении Рязани Батыем. Плодотворному изучению Повести долгое время препятствовало существовавшее в литературе мнение о невозможности написания двух указанных частей одним автором (аргумент: в первой части превалирует церковная тематика, во второй – воинская). Такое суждение не выдерживает критики, так как многие летописи, например, содержат повествования и о светских, и о церковных событиях. Сомнения в правильности установившегося понимания литературной истории Повести о Николе Заразском во многом проистекают из еще имеющихся недостатков в состоянии археографической разработки вопроса. Обращение к рукописным оригиналам выявило отдельные ошибки в изданиях текстов Повести, сами палеографические описания уже не отвечают современным требованиям, да и списков памятника сейчас обнаружено намного больше. Очевидно, необходимо подготовить новое издание Повести с учетом последних достижений в изучении ее истории. Для выяснения времени создания Повести о Николе Заразском решающее значение имеет определение ее летописных источников. Близость текста Повести к летописям различных традиций была замечена исследователями давно, но соотношение между памятниками объяснялось по-разному. В результате настоящей работы летописный источник Повести был найден – им является Московский свод 1479 г., оказавший влияние и на первую, и на вторую части Повести. Разработанная текстология списков Повести о Николе Заразском и выявление ее летописных источников привели меня к выводу о возникновении и литературном оформлении Повести лишь в XVI столетии (более точно – в 1560 г.).

В заключение пользуюсь приятной возможностью выразить искреннюю благодарность сотрудникам Архивов и Рукописных отделов Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Киева, Пскова, Твери, Ярославля, Нижнего Новгорода, Казани, Саратова, Новосибирска за исключительное внимание, доброжелательность и помощь. Я признателен также коллегам из Института российской истории РАН за поддержку и ценные советы, способствовавшие улучшению настоящей работы.


Источник: Избранные труды / Клосс Б.М. - М.: Яз. рус. культуры, 1998-. Т. 2: Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. - 2001. - 488 с. ISBN 5-7859-0087-4

Комментарии для сайта Cackle