Вернись к Жениху своему

Источник

(увещание инокине)

Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез; и плачуся день и ночь о побиенных дщерях Сиона (Иер. 9:1).

Не о телесном поражении плач мой и не о разрушении древнего священного града скорбит сердце мое, а о поражении святой души, с которой весь мир со всем своим великолепием сравниться не в состоянии и о разрушении того дивного устроения ея, в котором благоволил некогда пребывать Царь Царей и Владыка всей вселенной. Чувствую, что недостает мне собственных слез и собственных сил, чтобы оплакать случившееся несчастье. Здесь нужна посторонняя помощь и умение не только плакать, но и заражать своим плачем всех слушающих. Но где мне найти таких плакальщиц, которые были бы настолько искусны в своем деле, чтобы когда подняли плач о погибающей душе, из глаз наших тотчас полились бы слезы, и с ресниц наших потоком бы текла вода (Иер. 9:18).

Увы! Искусство плача не ценится современным обществом человеческим и давно находится в великом презрении. Все устремляются к освоению другого рода искусств, хотя по достоинству и плодам своим они далеко отстоят от искусства из искусств – плача по Богу (2Кор. 7:10).

Оглядываюсь по сторонам и вижу, что делание плача ныне как бы испарилось с лица земли, придав ей вид пустынный, так что не к кому обратиться за помощью. Потому говорю: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего (Ис. 22:4). Я буду плакать горько подобно Петру (Мф. 26:75), потому что предмет плача моего такой же – отречение. Да, именно отречение, и именно от Него. Разве это не горько?!

Что может быть горестнее зрелища, когда невеста, обручившись с Возлюбленным Своим на глазах у Него и у всех присутствующих еще на самом браке начинает флиртовать со случайным прохожим, которого не знает ни она сама, ни ее Жених. Горестно смотрит на неожиданное поведение Своей возлюбленной Прекрасный Юноша и недоумевает: шутит ли она или делает это серьезно. Если шутит, то это шутка ее весьма неудачна, и никто поэтому не смеется, глядя на происходящее, а если не шутит, то значит… она внезапно сошла с ума! Какое поистине горестное зрелище!

Прекрасный Жених плачет, не скрывая скорби своей. Никто и ничто не может утешить Его. Все родные Его говорят Ему:

– Не убивайся так из-за нее, она недостойна Твоей любви. Если она так легкомысленно отнеслась к обещаниям своей верности Тебе, значит она не любила Тебя, а лишь притворялась любящей. Если она так скоро забыла все Твои слова исполненные нежности и любви, все ласки Твои и самый вид Твой, прекрасней которого нет во всей вселенной (Пс. 44:3), значит она слыша не слышала, видя не видела и имела сердце каменное.

– Но не от избытка ли сердца говорят уста (Лук. 6:45), – робко возражает оскорбленный Жених, – и не ее ли это слова: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами» (Песнь песней. 2:3). И когда ей возражали, говоря, «чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных», то она, пламенея от любви и еле сдерживаясь, отвечала: «Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других: голова его – чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; глаза его – как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его – лилии, источают текучую мирру; руки его – золотые кругляки, усаженные топазами; живот его – как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами; голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры; уста его – сладость, и весь он – любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские» (Песнь песней. 5:10–16)! А потом добавляла радостно: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне» (Песнь песней. 6:3)! Неужели эти слова – пустой звон, а причина рождающая их такое же пустое женское тщеславие? Но ведь подобное она говорила и Мне наедине, затворившись в клети своей, и Отцу Моему (Мф. 6:6).

– Увы, – сочувствуют Его горю друзья, – всякий человек ложь (Пс. 115:2), а если при этом он сочувствует нечестию, то ложь его на устах во все дни жизни его (Пс. 57:4). Не согрешает в слове только совершенно избавившийся от действия греха (Иак. 3:2) или вовсе не имеющий его (1Петр. 2:22). Так что забудь слова ее, как она забыла их.

– Но это невозможно! – восклицает Жених. – Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она смогла забыть, Я не могу сделать этого по свойству Своей природы (Ис. 49:15), даже после того, как отойдет от дщери Сиона все ее великолепие (Плач. Иерем. 1:6)!

* * *

Великолепие отходит от невесты тогда, когда она отходит от Сиона, который есть верх красоты (Пс. 49:2). Красота Сиона не от него самого, а от стоящего на нем храма Божия, отражающего славу и благолепие Божества. И красота человеческая определяется степенью отражения неизреченной славы Божией. Образ сей славы изобразился в человеке при самом его сотворении настолько, что он стал храмом Божиим (1Кор. 3:16), в котором Божество желает присутствовать особым образом. «Как небо и землю сотворил Бог для человека, – говорит преподобный Макарий Великий, – так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его».1 И настолько полюбил Господь «невесту» Свою, что когда она в первый же день бытия своего изменила Ему в Раю сладости с отвратительным и безобразным (как потерявшим образ Божий) ангелом, Он, взирая на прелюбодейное сожительство ее и порождаемых ею бесчисленных страстей и прегрешений, не изменял к ней любви Своей, усматривая в ней между язвами прегрешений ее черты неизреченной славы Своей.2 В этом кроется причина того, что Господь не только всегда помнил о человеке (Пс. 8:5) и обращал на него Свое внимание (Пс. 143:3), но и посещал его каждое утро и каждое мгновение (Иов. 7:18), напоминая о Себе через красоту сотворенных Им созданий.

А когда красота образа Божественного, состоящая в совершенном отчуждении от зла, утратилась в человеческой природе настолько, что она не только уподобилась скотам несмысленным (Пс. 48:13), но и приобрела от тесного сожительства с супротивником безобразные черты последнего, тогда ради спасения ее от сего непотребства красéн добротою паче сынов человеческих (Пс. 44:3) пришел в мир сей, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Фил. 2:7). Пришел Он самолично за невестой Своей, потому что кроме Него никто не мог остановить безумство ее и восстановить утраченное достоинство ее.

В безумстве своем она не узнавала Его и причиняла Ему бесчисленные оскорбления и издевательства, по перенесении которых знавшие Его не узнали Его, столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих (Ис. 52:14)! И сама она, когда прошло безумство ее, не узнала Его (Ин. 20:14), пока Он не позвал ее по имени (Ин. 20:16). Узнав же голос Его, она вспомнила и прежний вид Его и обратилась к Нему всем сердцем своим.

* * *

Не таково ли было твое первое обращение от безумства настоящей жизни?! Не вернул ли Жених твой Свое полное благоволение к тебе, не восстановил ли утерянное благородство твое и утраченную красоту твою, не возжелал ли Царь вновь доброты твоея (Пс. 54:12) и не возвратил ли тебе радость общения Своего?! Поистине любовь Божия превосходит не только всякое слово, но и всякий ум. Кто был обижен? Он. А кто прежде пришел для примирения? Он же примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их (2Кор. 5:19). Вспомни, что сказал тебе Господь, когда застал тебя в прелюбодеянии: «Хотя ты со многими любовниками блудодействовала, – и однако же возвратись ко Мне» (Иер. 3:1). Одного только потребовал Он от тебя: впредь не грешить (Ин. 8:11).

Что же мы видим?! О, лучше было бы нам ослепнуть, чем видеть такое бесчестие Жениху. Еще недавно ты была невестою Христовой и твоей пленительной красотой непорочности любовался весь свет. Не только Жених, но целые сонмы святых Ангелов и святых душ с нетерпением ожидали вступления твоего в брачный чертог для бесконечного общения с Господом в радости и веселии. И вот все это внезапно рушится. Рушится буквально на глазах. И уже виден гнев Женихов и взоры отвращающиеся от тебя; слышен плач небожителей и недоумение смешанное со страхом овладевает ближними твоими, замечающими как помрачает Господь во гневе Своем дщерь Сиона и с небес повергает на землю красу Израиля (Плач Иерем. 2:1).

Уже не щадит, не милует тебя Господь наш, а в пылу гнева Своего разрушает все укрепления твои – добродетели и подвиги иночества твоего (Плач Иерем. 2:2). Как огонь излил ярость Свою на самую скинию дщери Сиона (Плач Иерем. 2:4) – дух твой, и как цвет опаленный солнечным зноем, увядает духовное благолепие твое; подобно сухим листьям опадают помыслы и чувствования святые; растут на их месте, заменяя их, помыслы греховные, плотские и ощущения страстные.

Все вокруг давно уже воздыхают, говоря: «Отошло от дщери Сиона все ее великолепие» (Плач Иерем. 2:1). Не видно это только тебе самой. И это естественно. Вспомни, что сделал царь Вавилонский с царем Иудейским, когда ему удалось пленить его при взятии Иерусалима. Он выколол ему глаза (Иерем. 52:11). Пленив человека, грех – этот жестокий деспот, в первую очередь, лишает его духовных очей. Поэтому раб греха становится неспособным видеть то, что очевидно всем. «Все видят ничтожность его кумира, опасность его положения, неминуемые следствия разврата; один грешник слеп; ему кажется нередко, что он живет и ведет себя как нельзя лучше».3 Но это не все на что способен жестокий царь Вавилона. Лишив очей, он оковывает пленника своего медными оковами, отводит в Вавилон и заключает в дом стражи до дня смерти его (Иерем. 52:11). Поэтому, даже если удастся грешнику объяснить всю опасность его положения, он не в силах оказывается выйти из Вавилона – области греха. Ему мешают в этом оковы – греховные навыки и стража – нечистые духи. А всякая неудачная попытка бежать из темницы душевной оборачивается жестокими наказаниями, которые доводят узника до исступления умственного.

Только этим обстоятельством можно объяснить твои рассуждения лишенные здравого смысла. Ты говоришь, что брак – законное дело. Да, честен брак и ложе непорочно (Евр. 13:4), но не для тебя! Сочетавшись с Женихом небесным, ты уже не можешь сочетаться с женихом земным, не совершив прелюбодеяния. Ты не властна над своим телом (1Кор. 7:4) и не имеешь права члены Христовы делать членами блудницы (1Кор. 6:15). Ты связана законом, доколе жив муж твой (1Кор. 7:39). А так как Муж твой жив вечно, то и действие сего закона распространяется на всю вечность и нет Божиего благословения на развод Ваш, по какому бы то ни было поводу (1Кор. 7:10). Если же разведется жена с мужем, то должна или оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим (1Кор. 7:11).

Пока не поздно прошу тебя от имени Христова: «Примирись с Ним» (2Кор. 5:20). Повинись Ему и повинуйся Ему, как вся Церковь Ему повинуется (Еф. 5:24). И как жена должна боятся мужа своего (Еф. 5:33), так и ты пригвозди страху Божию плоть свою (Пс. 118:120). Все действия ума и влечения сердца пригвозди к страху преступать заповеди Евангелия, чтобы твои ум и сердце пребывали, если не в безмолвии, то хотя бы в бездействии.

Ты же знаешь, что те, которые Христовы, должны распять плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). И только нечестивым свойственно хвалиться похотями своими (Пс. 9:24), от которых рождаются различные грехи безобразящие душу. Невестам Христовым, чтобы понравиться Жениху, должно всеусердно избегать безобразящею греха и по возможности украшать себя добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1Тим. 2:10), потому что миловидность обманчива и красота суетна, но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы (Притч. 31:30). Тебе известно, что украшает невесту Христову не внешнее плетение волос, не подкрашивания и притирания, не жеманная походка и изнеженный голос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1Петр. 3:3–4). Вся слава дщери Царя внутри (Пс. 44:14) и только в этой шитой золотом добродетелей одежде приводится она к Царю и вводится в Его чертог (Пс. 44:15–16).

Сам Господь заботится о достодолжном украшении невесты Своей и иногда прямо, а иногда косвенно указывает на то, какого рода украшения приличны ей и любезны Ему. По Его словам, прекрасный венок для головы ее – принятые ею наставление отца духовного и завет матери своей Церкви (Притч. 1:8–9). Украшением для шеи ее служат здравомыслие с рассудительностью (Притч. 1:21–22), ибо что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая телесно, но безрассудная (Притч. 11:22). Руки свои невеста Христова должна украшать не кольцами и перстнями золотыми, а полезным трудом, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф. 4:28). Ногами своими она должна ходить прямо, удерживаясь от всякого злого пути (Пс. 118:101), дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось (Евр. 12:13). Никакое гнилое слово да не исходит из уст невесты, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф. 4:29). Уши свои невеста Христова может украсить не чем иным, как слышанием слов из уст Жениха (Пс. 77:1). Если же она предпочтет нетленной красоте духа, тленную красоту плоти, то в тот день, в день встречи Жениха с невестою (Мф. 25:6), отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо (Ис. 3:18–23).

Таким бесчестием облекутся и такою одеждою стыда покроются все противники Божии (Пс. 108:29). А кто осмелится в таком виде, не имея соответственного брачного одеяния взойти на пир Сына Божия, таковаго Отец Его повелит связать и бросить во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов (Мф. 22:11–13). Но не это самое ужасное. Страшнее услышать из уст Самого Сына Божия холодящие душу слова: «Не знаю вас» (Мф. 25:12). Поэтому пока не поздно отвергнем дела тьмы, чтобы не наследовать тьму и облечемся в оружия света, чтобы пребывать во свете. «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти», – умоляет нас апостольское слово (Рим. 13:12–14).

Похоть, зачавшись, всегда рождает грех и следующую за ним смерть (Иак. 1:15). Если же ты панически боишься смерти и связанные с нею болезни, то держи постоянно во внимании причины их образующие – похоть и грех. Боишься болеть, бойся и грешить. А лучше сказать: не бойся болезни убивающей тело, души же не могущей убить, а бойся более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28). Зачем тебе губить себя? Не предавайся греху, и не будь безумна: зачем тебе умирать не в свое время? Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того (Еккл. 7:16–18).

Если Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Если Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое (Пс. 26:1–3)! Истина эта известна уму твоему, почему же сердце твое перестало внимать ему? Если сердце твое боится телесных болезней постигающих всех странников земных и устрашается перед действительными или только воображаемыми превратностями жизни временной, если оно боится неизвестного будущего и неустойчивого настоящего, если оно трепещет от одной тени земных скорбей, то значит оно не боится Бога. Чего же ты так испугалась и устрашилась, что перестала хранить в сердце своем память о Небесном Женихе Твоем? От того, что ты не думаешь о Нем и не вспоминаешь Его тебе не станет легче. Когда-нибудь, после долгого молчания Своего, Он покажет всем правду твою и дела твои, – и они будут не в пользу тебе (Ис. 57:12).

Кроме того, как свидетельствует испытавший все горечи земные: «То ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов. 3:25). Мнимые страхи наши получают свое воплощение для того, чтобы мы убоявшись обратились к Богу, как малые дети перед лицом страха своего вспоминают о родителях своих и бегут к ним, моля о защите. Но можно избежать подобного горького опыта, если всегда содержать в памяти своей пресветлый лик Господа своего, наблюдая за тем, чтобы никакая тень греха нашего не омрачила светлости Его и боясь того, чтобы Он по причине беззаконий наших не сокрыл от нас лице Свое и не отдал нас в руки невидимых врагов наших на истязание (Иез. 39:23–24).

И не говори: «Господь долготерпелив и милосердие Его велико, Он простит множество грехов моих» (Сирах. 6:6). Господь не только милосерд, но и справедлив. И надо понимать, что одинаково безумно как отчаиваться в конце греховной жизни своей, не надеясь на перемену свою и Божию, так и питать себя надеждою на то, что Господь будет терпеливо ждать, когда мы сознательно обратившись к удовольствиям, оставим для подвигов покаяния последний период земной жизни своей. Ведь неожиданная смерть, говорят, постигает тех, кто не ждет ее и не готовится к ней.4 Послушай лучше совета Премудрого и не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения (Сирах. 6:8).

Дело обращения твоего начни с осуждения, но не ближних своих, а себя. Осуди себя немилосердно и привлечешь к себе Божие милосердие. Осуди себя сейчас же, не откладывая на завтрашний день, который может и не наступить для тебя. Мы не знаем, что может случиться завтра, ибо что такое жизнь наша? – пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (Иак. 4:14). Завтра ты уже можешь не найти возможности положить начало покаяния твоего. Перестань слушать лжепророков – обманчивые помыслы падшего естества, которые провещают тебе пустое и ложное и не раскрывают твоего беззакония (Плач Иер. 2:14). Это они, по внушению демона, а не Духа Божия, представляют тебе счастливую и беззаботную жизнь в незаконном браке, указывая на примеры подруг твоих, которых не поражает гнев Божий. Это они оправдывают жизнь сладострастную требованием юного естества и качеством телосложения. Это они отвращают тебя от отеческих объятий благости Божией, говоря, что настоящее благо в наслаждениях и покое плоти. Но по плодам их узнаете их (Мф. 7:16). Плод лжепророчества – нравственное расстройство и погибель человеческая (Мф. 7:15). Присмотрись к окружающим тебя и прислушайся к тому, что говорят они. Ведь руками всплескивают о тебе все проходящие путем жизни сей, свищут и качают головою своею о дщери Иерусалима, говоря: «это ли город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли» (Плач Иер. 2:15)? Мирное устроение души твоей, называемое Иерусалимом, разрушилось, потеряло совершенство свое и разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят: «поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидели» (Плач Иер. 2:15)!

В глазах бесовских сил падение одного инока превосходит падения множества мирян, почему и радуются они больше тому, когда удастся совратить на путь греха одного инока, нежели совратить на грех целый город.5 Веселятся бесы о том, что наконец-то им удалось разрушить сами стены укрепления твоего – трезвенность и бодрствование, пленить всю силу мужества твоего при помощи которого защищаем был град Божий и разграбить накопленное за годы иночества твоего богатство добродетелей, а самое главное прекратить совершение истинного Богослужения и приношение Богу жертв сокрушения и смирения, которые единственно приятны Ему (Пс. 50:19) и единственно неприятны Его врагу.

И причиной этого послужило не твое изгнание из обители иноческой и не соблазны мира сего, посреди которых ты стала вращаться, а единственно твое нерадение о Богоугождении. Как говорят иноки, жившие не только в пустыне, но и среди мира: «Внимательному ничто никогда не вредит, равно как спящему, беспечному и не заботящемуся о своем спасении ничто не приносит пользы».6

Правда то, что ты стала гораздо слабее для борьбы с лукавым врагом, и сила мужества твоего иссякла, и благое произволение твое поколебалось, а положение твое усугубилось еще тем, что диавол ввергнул тебя в огненную печь плотских удовольствий, повелев при помощи современных технических достижений разжечь ее в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее (Дан. 3:19). Но если ты найдешь в себе мужество покаяться и среди жара похотного вознесешь молитву к Богу, прося у Него помощи и заступления, то милосердный Господь не замедлит послать тебе шумящий влажный ветер благодати Своей (Дан. 3:50), чтобы угасить огонь помыслов твоих и жжение совести твоей. Пусть сердце твое возопиет ко Господу: «Стена дщери Сиона! лей ручьем слезы день и ночь» (Плач Иерем. 2:18). Твои стены – сердечные чувства, которые действием греха и самоволия окаменели так, что не дают Слову Божию действовать на сердце твое,7 должно смягчить умилением. Не давай себе покоя в плаче своем, жалуясь на врага посредством зениц очей твоих (Плач Иерем. 2:18). Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи; изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа (Плач Иерем. 2:19).

Плач, смешиваясь с раскаянием, образует скрепляющую смесь, способную соединять и связывать между собой разрушенное. Собери бездумно разбросанные тобою нищету духа, отсечение воли, смиренные коленопреклонения, строгое воздержание, продолжительные молитвословия, неусыпные ночные бдения, частое исповедание грехов, молчание уст, телесный труд, злострадание, нелюбопытную веру, беспопечение о мире, беспристрастие к суетному, произвольную худость в вещах, самоуничижение, непамятозлобие, кротость, чистоту сердца и прочие камения честныя (1Кор. 3:12) и воздвигни из них на месте разрушенного первого храма второй храм Божий, используя в качестве связки для камней чувство плача о грехах. Было у тебя время разрушать, теперь пусть наступит время строить (Еккл. 3:3). И хотя тебе будет препятствовать в этом князь мира сего, предвидя, что построив храм Божий и воздвигнув вокруг него ограждение, ты перестанешь платить ему пошлины и налоги (1Ездр. 4:13), ты не смутись этим обстоятельством, а, обратившись с молитвой к Богу, начни смело строительство свое. Первоначально сооруди жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем жертвы сокрушения и смирения (1Ездр. 3:2). Затем положи и само основание храму Господню (1Ездр. 3:10), которое есть Иисус Христос (1Кор. 3:11). После этого, вооружившись молитвою и постом (Матф. 17:21), одной рукой отражай нечаянные нападения помыслов и бесов, а другой – производи кропотливую работу, по восстановлению разрушенного твоего духовного устроения (Неем. 4:17).

Труждаясь над восстановлением собственного духовного устроения, воодушевись упованием на то, что твой новый храм, обновленный многотрудным покаянием, может прославиться обилием благодати Божией, как это исторически случилось со вторым храмом Иерусалимским, хотя по величию и великолепию уступавшему храму Соломонову, однако удостоившемуся посещения вочеловечившегося Бога-Слова. Сам Господь через притчу разъяснил, что обычно больше любит тот, кому больше прощается (Лук. 7:41–43).

Таким образом, впадшие в многоразличные грехи имеют преимущество перед теми, которые никогда не падали, так как после обращения своего проявляют сильнейшую ревность от сознания собственной греховности.

Молю тебя, пока не поздно начни свое возвращение к оставленному тобою в печали Жениху. Он примет тебя, ибо Сам с нетерпением ждет этого, кротко увещевая, говоря: «Возвратись, отступница, дочь Израилева. Я не изолью гнева Моего, ибо Я милостив – не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего ты не слушала» (Иер. 3:12–14). Не содеянные однажды грехи наши раздражают Его, а нежелание перемениться. Грешить человеку свойственно, но упорствовать во грехе свойство уже не человеческое, а поистине бесовское. Упорных в этом смысле Господь отвергается, говоря: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан. 8:44). Не дай Бог это услышать нам и потом плакать вечно, сожалея о своем неразумии.

Подумай об этом, а лучше непрестанно помышляй, освобождаясь при помощи этих помышлений от оков вражиих, когда, наконец, получишь возможность выйти из самого града, где царствует грех и сесть у ворот в ожидании прихода Спасителя, Который, милосердствуя, непременно пойдет туда, где живут грешники, чтобы освободить их от гнета их. Сиди и жди, как тот иерехонский слепец, день и час прихода Его (Мк. 10:46). И не просто жди, а бди и молись, потому что неизвестно нам время Его прихода (Мф. 24:42). А молясь за городом день и ночь, смотри не соблазнись слышимой тобою городской молвой. Вдумайся, что ближе к тебе грех, который живет в городе или Божье естество вездесущее и все исполняющее? Однажды отрекшись от вещества, не возвращайся вновь, как пес возвращается на блевотину свою (Прит. 26:11). Не прилепляйся сердцем к тленному имуществу, которое все равно твоим не станет, но по смерти твоей достанется другим – людям или тлению. Оставь и наслаждения чувственные как отнимающие способность к занятиям духовным. И славу мира сего как тщетную презри, а право гражданства мирского смени на право небесного гражданства, ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13:14).

Итак, выйди к Нему за стан (Евр. 13:14), выйди из мира сего, образ которого проходит (1Кор. 7:31), облекись в смиренные одежды покаяния, сядь при вратах сердца своего – этого града греховного и претерпевая тягость положения нищего и скуку мрака слепца, кричи как можно громче и как можно чаще: «Сыне Давидов, Иисусе, помилуй мя» (Мк. 10:47). А когда услышишь, что Бог проходит близ тебя, останови Его своими покаянными воплями и пусть никто и ничто не сможет помешать тебе в этом. Знай, что многие в этот момент будут пытаться заставить тебя замолчать (Мк. 10:48). Эти «многие» – падшие духи, окружающие нас толпой. Они всячески пытаются вернуть нас в прежнюю темницу свою – область греха. Не имея силы близ Христа, они пользуются тем, чем пользуется всегда слабый противник – обманом, мнимыми страхами, насмехательством. Они, обступив тебя со всех сторон, будут стараться всячески отвлечь внимание твое от Спасителя, будут запрещать тебе молиться, будут угрожать тебе новыми неприятностями, будут смеяться над твоим духовным деланием, как над тщетным и бесплодным. Одним словом будут делать все, чтобы уничтожить молитву твою ко Господу.

Но обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им, обыдоша мя, яко пчелы сот, и разгорешася, яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им (Пс. 117:11–12). «Бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле».8 Не смотря ни на что вопи свое: «Сыне Давидов! помилуй мя» (Мк. 10:48). В этом суть делания иноческого, «в этом корень монашества».9 Что до того, что ты сейчас не в монастыре, «монашество ведь всегда можно устроить и без монастыря»10 и «без монашеской одежды»,11 ибо монах тот «кто пребывает един с Господом».12 Монастырем для такого монаха является сердце, в котором пребывают «Бог да душа»,13 а «главное его правило – непрестанно молиться».14

Итак, подражай слепцу и молись Христу. А когда Он подаст тебе прозрение, ты увидишь, что тебе надо будет делать дальше… Конечно, по примеру прозревшего слепца, ты не раздумывая пойдешь за Ним (Мк. 10:52). А когда Господь увидит, что ты пошла за Ним, то скажет тебе, как говорит всем последователям Своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). А что значит взять крест свой ты и сама знаешь. Не потому ли ты его бросила и пошла не за Христом, а от Христа, что слишком суровым он показался тебе? Смотри сама и решай сама, ведь Господь дал тебе свободную волю. Только помни, что другого пути ко спасению, кроме указанного Сыном Божиим, нет. Только тесный путь и узкие врата ведут ко спасению, а широкие врата и пространный путь, ведут в погибель. Впрочем, многие идут ими (Матф. 7:13).

Может и зря, конечно, я пишу сие увещание, как о том твердит мне мое сердце: «Зачем ты напрасно трудишься и сеешь на каменную поверхность. Ты видишь, что она не слышит и не хочет слушать. Оставь ее в покое и не трогай. Пусть живет как хочет. Ведь Господь терпит ее и смиряется пред ней. Смирись и ты». Но моя совесть мне не позволяет смириться с подобным бесчестием. Когда бы ударили по правой щеке меня, я бы обратил для сего и другую (Мф. 5:39), но когда бьют Друга нашего, то заповедь требует полагать душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Господь – Друг наш, потому что мы друзья Его, если исполняем то, что Он заповедал (Ин. 15:14). А друзьям свойственно радостью радоваться, слыша голос Жениха, свидетельствующий о радости общения Его с невестой (Ин. 3:29) и скорбеть, когда невеста наносит бесчестье Жениху. И если мы не пытаемся образумить невесту, то значит мы с нею заодно. Так что даже, если наше увещание и не произведет перемены в поведении твоем, то по крайней мере мы освободимся от обвинения в молчании и безразличии.

Кроме того, долг требует от нас подать руку помощи утопающему и в том случае, когда тот решил утопиться добровольно. Просто же смотреть на то, как он тонет и не пытаться ничем ему помочь – слишком жестоко для человеческого естества. И в этом случае присутствует радость, когда удается спасти утопающего по примеру Спасителя нашего (Мф. 14:31), образ Коего мы носим в себе (Рим. 8:29).

Но мы веруем, что ты преодолеешь благодатью Божией влекущий тебя на дно ада грех и надеемся увидеть тебя в числе мудрых жен, которые успели облачиться в брачную одежду и приготовиться к достойной встрече Жениха Своего, Ему же честь и слава во веки. Аминь.

Послесловие

Право было сердце мое, твердившее мне о бесполезности труда, употребляемого на вразумление той, которая оставила в презрении и сами остатки разумности, свойственные ее немощной в этом отношении природе. Глупо ожидать проявления благоразумия там, где заправляют всем чувства падшего естества и где разум – лишь служебное орудие. Что может сделать вблизи мужчины та, которая не может в силу естества своего даже просто воспротивиться непреодолимому влечению к нему (Быт. 3:16), если он не поможет ей в этом своим разумом и своей волей. Посему я после продолжительного и тщетного ожидания решился обратить речь свою к тому, кто служит причиной ее нечестия и досаждает тем законному Жениху ее, пребывающему в неутешном горе до сих пор и неизвестно до каких пор еще. Что же скажу ему? А то, что лучше было бы ему, если бы немедленно мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он продолжал соблазнять невесту Христову (Лук. 17:2). «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7), потому что его ждет не море воды, но море огня (Мф. 18:9). Ведь мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам (Евр. 10:30). Соответствующее воздаяние от Бога будет в любом случае: рано или поздно, в этой жизни или в жизни будущей, ибо Бог пребывает всегда, ныне и присно и во веки веков. И страшно должно быть впасть в руки Бога живаго (Евр. 10:31). Ведь если отвергшийся закона Моисеева, в том числе и закона о супружеской верности, без милосердия наказывается смертью (Лев. 20:10), то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия (Евр. 10:28), склоняя невесту Его к неверности Ему. Бесчестие его не изгладится, потому что ревность – ярость Мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа (Притч. 6:34). И где же, скажите мне, ум у того, кто при этом еще рассчитывает на законность своего незаконного сожительства. Поистине кто прелюбодействует с женщиною, у того нет ума (Притч. 6:34). Уже даже по этому одному нет возможности им заключать между собой никакого брака, ибо по существующему церковному законодательству браки, заключенные с безумными и сумасшедшими, действительными не признаются, и лица, вступившие в такой брак, должны быть разлучены от дальнейшего сожительства.15 Другим не менее важным обстоятельством, не дозволяющим им совместное жительство, является то, что она однажды уже посвятила себя Богу и благочестию (1Тим. 2:10).

Посвященных же Богу вещей никто из посторонних не смеет касаться. Наказывается даже тот, кто делает это по ошибке и неведению (Лев. 5:15). Сколько же надо иметь дерзости и бесстыдства, чтобы коснуться не принесенного в дар Богу бездушного сосуда, но сосуда одушевленного, посвященного к благопотребному употреблению Владыкой всей Вселенной. И если Бог требует, чтобы каждый умел соблюдать не только Его но и свой собственный сосуд телесный в святости и чести (Сол. 4:4), обещая за неисполнение сего соответствующее наказание (1Кор. 3:17), то что следует сказать о безумстве того, кто так бесцеремонно и бесстрашно сквернит столь немощный сосуд (1Петр. 3:7), взятый из дома Господня. За подобную дерзость некий царь вавилонский в одночасье лишился не только царства своего, но и самой жизни (Дан. 5:30–31). А какую чашу гнева ему еще предстоит пить об этом можно только догадываться (Отк. 16:19).

И пусть не говорит он мне, оправдываясь, что не знал первоначально о ее посвящении. Ведь когда стало ему об этом известно, поведение его в отношении ее осталось прежним, чем доказывается, что дерзость его вполне сознательная. Пусть не ссылается он мне и на ее желание быть с ним, ибо и похотливая египтянка страстно желала быть с Иосифом, но ее похоть так и не преодолела целомудрия Иосифова (Быт. 39:12). Не хочу слышать и о том, что была нужда поддержать ее в трудные минуты жизни ее. Оза тоже хотел поддержать падавший с повозки ковчег Божий, но его кажущееся благое намерение было наказано Богом как дерзкое (2Цар. 6:7). В таких случаях законной поддержкой является только Господь, который поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных (Пс. 144:14). Есть сила у Бога поддержать и повергнуть (2Парал. 25:8), но Он один решает, что и в каких случаях сделать. Одного и того же человека Он может поддержать (2Парал. 25:11), когда тот делает угодное в очах Господних, а может предать в руки вражьи (2Парал. 25:20), когда он не чествует Того, Кому единственно подобает честь и слава (2Парал. 25:14–15). Посему неложен сказавший, что Бог не поддерживает нечестивых (Иов. 36:6), но и не отвергает непорочных (Иов. 8:20).

Надеюсь этого достаточно, чтобы понять, что во время скорби кажущейся невыносимой следует сперва обратить свое внимание на то, Тому ли, кому подобает мы воздает честь (1Парал. 16:28) или не чествуем Его, воздавая честь иным богам, а потом, покаявшись в нечестии своем, обратиться за помощью и поддержкой к Тому, очи Которого обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему (2Парал. 16:9). Нечестивый же не способен поддержать нечестивого, ибо сказано Премудрым, что нечестие нечестивого не спасает (Еккл. 8:8). Оно скорее наказывает по свойству природы своей (Иер. 2:19) и нечестивый в конце концов падает от нечестия своего (Притч. 11:5). Так что в отношении их совместного нечестия можно сказать вместе с пророком: «Вы возделывали нечестие, так пожинайте беззаконие» (Ос. 10:13). И как бы это долго не продолжалось (Еккл. 7:15), цель Божьего долготерпения одна – чтобы познано было ими наконец их совместное нечестие глупости (Еккл. 7:25) и сказали бы они от сердца: «Сознаем, Господи, нечестие наше» (Иер. 14:20). А потом, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2:12). Аминь.

(Авраамиев Богоявленский женский монастырь).

г. Ростов Великий – 2005 год

Печальное примечание: Инокиня Евстолия, к которой было обращено сие «Увещание» умерла от рака 11 июня 2015 года в возрасте 38 лет, оставив на попечении бабушки и своей сестры 4-летнюю дочь свою.

Со времени написания «Увещания» и до ее смерти прошло ровно 10 лет. Было ли это сроком, который Бог дал ей на покаяние?! Мы можем только предполагать. Возможно, что Бог ждал от нее возвращения к прежнему чину. Но так как она не только не вернулась, но и продолжала жить по-прежнему, была попущена такая смертельная болезнь, которая считается проявлением особой милости Божией, ибо дает возможность приготовиться (настроиться) к жизни вечной. За полгода до своей смерти (когда был выявлен рак печени) Юля (это ее мирское имя) уже знала, что умирает. Конечно, она надеялась на выздоровление, лечилась… но как-то неожиданно быстро и легко смирилась с диагнозом и на удивление всем окружающим безропотно переносила эту болезнь до конца. Никто не видел у нее отчаяния или уныния. Последние недели две она ежедневно причащалась св. Таин и умерла в день празднования иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных» (перед которой она давала обеты при постриге). Этот факт дает нам надежду на то, что Пресвятая Дева поручилась за нее пред Своим Сыном и сподобила достижению спасения, хотя и без венцов.

К этому можно присоединить еще видение, которое имела ее лучшая подруга жизни (моя супруга). В период сорокодневного поминовения она ей явилась во сне с выражением лица спокойного, но печального. На вопрос: как ты там? Она ответила: лучше, чем было на земле. Но выражение лица показывало, что она упустила данный ей шанс!..

* * *

1

Преп. Макарий Египетский. Творения. Бес. XLIX. Гл. 4. С. 465.

2

Тропари по непорочнах в субботу. Гл. 5.

3

Иннокентий, архиепископ Херсонский. О грехе и смерти. М.: Паломник. С. 73–74.

4

Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 90. М.: Правило веры. 1993. С. 429.

5

Древний патерик. Гл. 5. Разные повести к управлению против восстающих на нас блудных браней. 42(39). С. 89.

6

Св. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в 12-ти томах. Т. 3. Кн. 1. М., 1994. С. 257.

7

Преп. Пимен Великий. Достопамятные сказания. Гл. 54.

8

Преп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Сл. 21:7. С-Пб. 1996. С. 149.

9

Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. III. № 496. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря., 1994. С. 168.

10

Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. IV. № 579. С. 53.

11

Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. IV. № 611. С. 86.

12

Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. VII. № 1055. С. 16.

13

Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. Ч. 1. № 3. М., 1994. С. 5.

14

Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. III. № 434. С. 76.

15

Булгаков С.В. Настольная кника для священно-церковно-служителей. Ч. 2. М., 1993. – С. 1174.


Источник: Коржевский Вадим, иерей // Вернись к Жениху своему (увещание инокине). М.: Твердислов. 2005.

Комментарии для сайта Cackle