Аскетизм как метод психологии
Перед лицом столь высокочтимого собрания, мне грешному и малоученому говорить весьма затруднительно, а паче боязно. И моя боязнь связана прежде всего с высотой предмета, о котором принуждают меня говорить. «Знай себя и будет с тебя», – говорит святоотеческая пословица. Давать же советы, а тем более рекомендации – дело хотя и великое, но далеко небезопасное.1 И какая в том польза, если учащий своим учением весь мир приобретет, а душе своей повредит (Мф. 16:26). Сами судите, насколько горше будет тому, кто повредит своей душе, создавая науку о душе и исследуя те или иные вопросы психологии. А ведь это очень даже возможно, если учесть, что наша душа со всеми своими силами повреждена настолько, что не в состоянии оказывается сказать что-либо удобовразумительного не то что о ком-то, но и о самой себе. По слову святителя Феофана Затворника, доводы приводимые в различных психологических системах для оправдания скудости душезнания, должно обратить в обличение расстройства человеческой природы грехом, ибо человек в греховном состоянии не знает своей души и знать не может.2 Эту истину подтвердят все святые Отцы. К ним присоединяюсь и я. И больше основываясь на их опыте, чем на собственных соображениях позволю себе сделать такое заключение, согласно которому первым и основным методом в создании психологической науки должен быть метод очищения от греха, ибо только совершенно очистившийся от страстей, способен видеть душу ближнего, т.е. «в каком она находится устроении и каковы ее расположения и чувствования».3
Следовательно, основополагающим методом православной психологии должен быть метод православного подвижничества. Святитель Игнатий Брянчанинов прямо говорит, что только подвижническая или монашеская деятельность способна доставить самые подробные, основательные и глубокие познания в экспериментальной психологии.4 Напомним, что и по выражению известного русского философа И. А. Ильина, всякое настоящее исследование всегда аскетично.
С другой стороны, только та мудрость причастна истине, которая свыше (от Бога) нисходит, а мудрость земная, душевная (психологическая) очень часто бывает бесовской (Иак. 3:15) и в сущности не есть мудрость, но безумие (1Кор. 3:19), не способное познавать истину. Еще преподобный Макарий Великий говорил, что мудрые земной мудростью ученые не могут постичь тонкости душевной и сказать о душе, что она такое по существу, только содействием Духа Святого приобретается точное знание о душе.5 Но ведь душевный человек, не говоря уже о плотском, не принимает того, что от Духа Божия по причине невместимости для него вещаний Духа и даже не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1Кор. 2:14). Чтобы принять и разуметь то, что предлагает премудрость Божия, для этого надо душевному перестать быть душевным и перейти в состояние духовное, потому что только духовный может судить о всем (1Кор. 2:15). Послушаем по этому поводу объяснение духовного лица: «Духовный человек и свою область духовную востязует, ибо в ней пребывает, почему и знает ее, как знают обыкновенно дом, в котором живут; и душевную область востязует и обозревает, и понимает, ибо хотя он не в ней уже, но знает ее хорошо, потому что столько томился под игом ее, знает все извороты душевности».6 А чтобы стать духовным надо опять же вступить на поприще подвижнической, христианской деятельности. От чего и «душезнания истинного, прочного, полного должно искать только у тех, кои живут истинно по христиански»,7 то есть аскетически.8
Итак, первый и основополагающий на наш взгляд метод православной психологии есть аскетическая христианская жизнедеятельность.
Если же кому-нибудь из психологов покажется жестоким слово сие (Ин. 6:60), то можно предложить другой, более теоретический метод для построения православной научной психологии. Это метод связан с предыдущим и из него логически вытекает. Определить его можно так: если кто хочет иметь истинные познания о душе, но при этом не желает проводить жизни подвижнической, то ему ничего не остается как обратится к тем, кто живет или жил по законам христианского аскетизма. У первых, психологическую мудрость он может черпать непосредственно через вопрошание и общение, у вторых – через оставленные ими письмена, если таковые имеются.9 Это и есть то самое научное сообщество, к которому необходимо обращаться православному психологу. Правда, понять до конца глубину святоотеческих определений мы сможем лишь тогда, когда «приобщимся их духовному опыту и будем духовно подвизаться в том же, в чем подвизались и они, а не только схоластически, теоретически их изучать»,10 ибо «душа видит истину Божию по силе жития».11 Чтобы правильно понимать мысли святых Отцов надо приобщиться к их духу, ибо подобное познается подобным (психологический закон). А приобщиться их духу значит приобщиться Духу Святому и святости. Без христианской подвижнической жизни этого, конечно же, сделать нельзя.
Кроме всего прочего, как мы знаем, святые Отцы практически не занимались научной разработкой психологических проблем самих по себе, а значит их «попутные» психологические заметки разбросаны по всему безбрежному морю святоотеческой письменности. И собирая эти крупицы, можно легко утонуть в этом бездонном море, если нет у ума навыка плавать в Слове Божием. Для того, чтобы такой навык получить следует, по мысли преп. Серафима Саровского, долгое время в уединении упражняться в разумном чтении Слова Божия, «исполняясь разумением того, что есть добро и что есть зло».12
Что же касается методологического принципа построения научной православной психологии, то я бы предложил на ваше рассмотрение принцип иерархичности, согласно которому на всем пространстве изложения предмета должна воплощаться смысловая вертикаль, соединяющая психологию с аскетикой. Аскетика для психологии должна быть одновременно и источником, и вершиной. Психология должна заключать в себе аскетику как почва семя. С одной стороны, как семя, содержащее в себе развитие и плод, вне почвы не может этого дать, так и аскетика, как деятельность, вне психологии оказывается нежизнеспособной. С другой стороны, психология будучи фундаментом для аскетики как почва для семени, без семени может оказаться источником душевных плевел, годных разве что для сожжения (Евр. 6:8). В то же самое время семя не само по себе возникает в земле, а привносится извне, сверху – от Сеятеля. И иерархическое начало в психологии должно таким образом идти от самого Творца, являющегося одновременно и Источником и Пределом, т.е. Сеятелем и Жнецом.
На наш взгляд задача православной психологии не просто дать те или иные интересные сведения о душе, а самим сообщением этих данных подвигнуть к работе над собой с целью нравственного совершенствования. Без этого психологическая наука становится ничем иным как прикрытием, видимостью которой прикрывается внутренняя нравственная беспечность не только от взора других, но и от своего собственного. Психологическая наука должна стать тем зеркалом, смотрясь в которое всякий сможет увидеть, что недостает его бессмертной душе и что нужно исправить для достижения в свойствах своей нравственной жизни возможно полного сходства с Богом как Первообразом Своим. Говоря иначе, психологическая наука должна помочь более обстоятельному изучению науки из наук – аскетики. Как знание анатомии и физиологии дает возможность освоить искусство врачевания, так и православная психология призвана помочь освоению подвижнического искусства, цель которого не только правильно поставить диагноз болезни душевной, но и определить систему ее лечения.
Таким образом, православная психология должна составить ни что иное, как пропедевтику аскетики, являясь в прямом смысле слова подготовительным курсом, вводящим в более сложную и более важную аскетическую науку.
* * *
Св. Григорий Богослов. Сл. 32. М., 1994. Т. 1. С. 469.
Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1994. Т. 1. Ч. 1. С. 254, 256.
Преп. Иоанн Синайский. Лествица. Сл. 26. § 96. С. 192.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. М., 1993. Т. 1. С.478.
Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1994. С. 312.
Святитель Феофан Затворник. Толкование на первое послание к Коринфянам. М., 1994. С. 116–117.
Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. Ч. 2. С. 256.
Св. Феодор Поздеевский. Смысл христианского подвига. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С. 57.
Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. Ч. 2. С. 257.
Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., 1996.. С. 232–233.
Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М.: Правило веры. 1993. Сл. 30. С. 133.
Преп. Серафим Саровский. Наставления. 10. Чем должно снабдевать душу? С. 291.