Источник

Урок 5

I. Аорист

В русском языке одно прошедшее время, а в церковнославянском – четыре: аорист, имперфект, перфект и плюсквамперфект. Наиболее распространённой формой прошедшего времени является аорист.

В русском языке формам церковнославянского аориста могут соответствовать формы прошедшего времени как совершенного вида, так и (реже) несовершенного вида. Формы аориста могут быть образованы как от основы инфинитива12, так и от основы настоящего времени.

Рассмотрим сначала формы аориста, образованные от основы инфинитива. Это происходит в том случае, если основа инфинитива оканчивается на гласный: писа́-ти, хвали́-ти, болѣ́-ти. В этом случае окончания аориста присоединяются прямо к основе инфинитива. В 3-м лице единственного числа окончание нулевое.

Таблица 10


Лицо Единственное число Двойственное число Множественное число
м. р. ж. р., ср. р.
1-е писа́-хъ, болѣ́-хъ писа-хова, болѣ́-хова писа́-ховѣ, болѣ́-ховѣ писа-хомъ, болѣ́-хомъ
2-е писа̀, болѣ̀ (устаревш.)******** писа́-ста, болѣ́-ста писа́-стѣ, болѣ́-стѣ писа́-сте, болѣ́-сте
3-е писа̀, болѣ̀ писа́-ста, болѣ́-ста писа́-стѣ, болѣ́-стѣ писа́-ша, болѣ́-ша

Если основа инфинитива оканчивается на согласный, то аорист образуется от основы настоящего времени: плес-тѝплет-ꙋ̀, вес-тѝвед-ꙋ̀ Перед окончанием в этом случае появляется соединительный гласный –о-: плет-о́-хъ, плет-о́-ша, вед-о́-х, вед-о́-ша. В 3-м лице единственного числа, характеризующемся нулевым окончанием, соединительный гласный –о– переходит в –еплет-ѐ, вед-ѐ. Так же образуются формы аориста и от глаголов с инфинитивом на –щи: пещѝпек-ꙋ̀, рещѝрек-ꙋ̀, мощѝмог-ꙋ̀. В 3-м лице единственного числа у этих глаголов перед соединительным гласным –е– наблюдается чередование к//ч, г//ж: печѐ (он пёк), речѐ (он сказал), можѐ (он мог).

Таблица 11


Лицо Единственное число Двойственное число Множественное число
м. р. ж. р., ср. р.
1-е плет-о́-хъ, мог-о́-хъ плет-о́-хова, мог-о́-хова плет-о́-ховѣ, мог-о́-ховѣ плет-о́-хомъ, мог-о́-хомъ
2-е плет-ѐ, мож-ѐ (устаревш.) плет-о-ста, мог-о́-ста плет-о-стѣ, мог-о́-стѣ плет-о-сте, мог-о́-сте
3-е плет-ѐ, мож-ѐ плет-о́-ста, мог-о́-ста плет-о́-стѣ, мог-о́-стѣ плет-о́-ша, мог-о́-ша

– Обратите внимание на формы писа́стѣ, плето́стѣ (дв. ж.-ср. р. 2–3 л.) и писа́сте, плето́сте (мн. 2 л.), которые читаются одинаково, а пишутся по-разному.

– Если глагол имеет возвратный суффикс –сѧ (боѧ́-ти-сѧ), то этот суффикс так и остаётся в конце слова, после окончания: боѧ́-х-сѧ, боѧ́-сѧ, боѧ́-хова-сѧ, боѧ́-ста-сѧ, боѧ́-хом-сѧ, боѧ́-сте-сѧ, боѧ́-ша-сѧ.

– Глаголы ꙗ҆́ти, нача́ти, зача́ти, ви́ти, клѧ́ти, пѣ́ти и однокоренные им (ѿѧ́ти, прїѧ́ти и др.) в 3-м лице единственного числа, как правило, имеют окончание –тъ вместо обычного нулевого окончания: Ѿто́лѣ нача́-тъ (начал) і҆и҃съ проповѣ́дати [Мф.4:17]. Да сбꙋ́детсѧ рече́нное и҆са́їемъ прⷪ҇ро́комъ, глаго́лющимъ (который говорил), то́й (Он) недꙋ́ги на́ша прїѧ́-тъ (принял), и҆ бѡлѣ́зни понесѐ [Мф.8:17].

– Если в инфинитиве перед –ти стоит суффикс –нꙋ-, то в аористе он иногда сохраняется, а иногда выпадает. Если перед суффиксом –нꙋ– стоит согласный, то этот суффикс обычно выпадает, если гласный, то остаётся:

дꙋ́-нꙋ-ти – дꙋ́-нꙋ-хъ, дꙋ́-нꙋ и т. д.

воскре́с-нꙋ-тивоскрес-о́-хъ, воскре́се и т. д.

ᲂу҆вѧ́з-нꙋ-тиᲂу҆вѧз-о́-хъ, ᲂу҆вѧзѐ и т. д.

прикос-нꙋ́-тисѧприкос-нꙋ́-х-сѧ, прикос-нꙋ́-сѧ и т. д.

– У глагола рещѝ в 1-м л. ед. и 3-м л. мн. кроме обычных форм реко́хъ и реко́ша встречаются архаичные формы рѣ́хъ (я сказал) и рѣ́ша (они сказали).

II. Одиночное отрицание

Сравните церковнославянские предложения и их перевод на русский язык:

Таблица 12


Бг҃а никто́же ви́дѣ нигдѣ́же. Бога никто нигде не видел.
Ничесѡ́же возми́те на пꙋ́ть. Ничего не берите в путь.
Никто́же взы́де на нб҃о, то́кмѡ сше́дый съ нб҃се сн҃ь человѣ́ческїй. Никто не взошёл на Небо, только сошедший с Небес Сын Человеческий.

Мы видим, что в церковнославянских предложениях при сказуемом не стоит отрицание. Отрицательное местоимение, стоящее вначале, как бы распространяет отрицание и на стоящий после него глагол (как в английском или французском языках). Такие предложения называются предложениями с одиночным отрицанием. Однако если сказуемое стоит на первом месте, то при нём отрицательная частица должна быть: Не могꙋ̀ а҆́зъ ѡ҆ себѣ̀ твори́ти ничесѡ́же [Ин.5:30]. И҆ не восхи́титъ и҆̀хъ никто́же ѿ рꙋкѝ моеѧ̀ [Ин.10:28].

III. Упражнения

1. Переведите, определите форму подчёркнутых глаголов и личных местоимений:

I. А҆́зъ крести́хъ вы̀ водо́ю. Согрѣши́хъ пред̾ тобо́ю. Посла́хъ вы̀. Видѣхъ тѧ̀. А҆́зъ не вѣ́дѣхъ є҆гѡ̀. Не а҆́зъ ли ва́съ и҆збра́хъ; Прогнѣ́вахъ творца̀ моего̀. Жнꙋ̀, и҆дѣ́же не сѣ́ѧхъ. А҆́зъ моли́хсѧ ѡ҆ тебѣ̀.

II. Мы̀ воста́хомъ. Ви́дѣхомъ ѕвѣздꙋ̀. И҆ска́хомъ тебѐ. Мы̀ слы́шахомъ є҆го̀. Хлѣ́бы не взѧ́хомъ. Мы̀ вѣ́ровахомъ и҆ позна́хомъ, ꙗ҆́кѡ ты̀ є҆сѝ хрⷭ҇тосъ. Бѣ́сы и҆згонѧ́хомъ. Не послꙋжи́хомъ тебѣ̀.

III. Ви́дѣша тѧ̀ всѝ. На тѧ̀ у҆пова́ша ѻ҆тцы̀ на́ши: у҆пова́ша, и҆ и҆зба́вилъ є҆сѝ ѧ҆̀: къ тебѣ̀ воззва́ша, и҆ спасо́шаса: на тѧ̀ у҆пова́ша, и҆ не постыдѣ́шаса [Пс.21:5–6]. Нача́ша моли́ти є҆го̀. Ѻ҆нѝ ѿвѣща́ша. Вопроси́ша є҆го̀. Не позна́ша є҆гѡ̀.

IV. Гдⷭ҇ь поми́лова мѧ̀. На тѧ̀ ᲂу҆пова̀ дꙋша̀ моѧ̀. Посла̀ бг҃ъ ми́лость свою̀. Воззва̀ ѧ҆̀. Погна̀ вра́гъ дꙋ́шꙋ мою̀. Вїногра́дъ насадѝ человѣ́къ, и҆ ѡ҆градѝ ѡ҆пло́томъ. Вра́гъ человѣ̑къ сїѐ сотворѝ. А҆враа́мъ родѝ і҆саа́ка. Ꙗ҆ви́сѧ є҆мꙋ̀ а҆́гг҃лъ. Дꙋ́нꙋ и҆ глаго́ла: прїими́те дх҃ъ ст҃ъ. Прикоснꙋ́сѧ мнѣ̀. Помѧнꙋ̀, ꙗ҆́кѡ пе́рсть є҆смы̀.

V. Не позна́сте є҆гѡ̀. Не вѣ́ровасте є҆мꙋ̀. Приведо́сте мѝ человѣ́ка сего̀. Са́мъ бо ѻ҆ц҃ъ лю́битъ вы̀, ꙗ҆́кѡ вы̀ менѐ возлюби́сте [Ин.16:27].

Печатный знак Ивана Фёдорова

2. Переведите, найдите глагол в аористе, укажите его форму и инфинитив:

I. Введо́ста роди́телѧ ѻ҆троча̀. По і҆и҃сѣ и҆до́ста. Прїидо́ста и҆ ви́дѣста. Ѻ҆́чи мои и҆знемого́стѣ ѿ нищеты̀. Жены̀ теко́стѣ возвѣсти́ти ᲂу҆ченикѡ́мъ (ученикам) є҆гѡ̀. Е҆гда̀ же и҆до́стѣ возвѣсти́ти ᲂу҆ченикѡ́мъ (ученикам) є҆гѡ̀, и҆ сѐ і҆и҃съ срѣ́те ѧ҆̀, гл҃го́ла: радꙋйтесѧ. Млⷭ҇ть и҆ и҆́стина срѣто́стѣсѧ, пра́вда и҆ ми́ръ ѡ҆блобыза́стаса [Пс.84:11].

II. Ѽбрѣто́хъ ѻ҆вцꙋ̀ поги́бшꙋю. Внидо́хъ въ до́мъ. Снидо́хъ съ небесѐ.

III. Ны́нѣ позна́хъ, ꙗ҆́кѡ спасѐ гдⷭ҇ь хрїста̀ своего̀. Хрⷭ҇то́съ воскре́се. Ѿнесѐ ма́тери свое́й. Вознесе́сѧ на нб҃о. Мѡѷсе́й вознесѐ ѕмїю̀ въ пꙋсты́ни, Вѣ́ра твоѧ̀ спасе́ тѧ. Оу҆зрѣ̀ і҆а́кѡва зеведе́ѡва.

IV. Ꙗ҆до́хомъ пред̾ тобо́ю и҆ пи́хомъ. Почто̀ (почему) мы̀ не возмого́хомъ и҆згна́ти є҆го̀;

V. И҆до́ша всѝ. Приведо́ша къ немꙋ̀ бѣснꙋ́ющаса слѣ́па и҆ нѣ́ма.

VI. Приведо́сте мѝ человѣ́ка сего̀. Ꙗ҆́кѡ на разбо́йника ли и҆зыдо́сте со ѻ҆рꙋ́ужїемъ; Стра́ненъ бѣхъ (был странником), и҆ не введо́сте менѐ, на́гъ, и҆ не ѡ҆дѣ́ѧсте менѐ, бо́ленъ, и҆ въ темни́цѣ, и҆ не посѣти́сте менѐ [Мф.25:43].

3. Прочитайте, переведите, найдите глаголы в аористе, укажите их форму.

Не вы̀ менѐ и҆збра́сте, но а҆́зъ и҆збра́хъ ва́съ [Ин.15:16]. И҆ пристꙋпи́ша къ немꙋ̀ фарїсе́є, и҆скꙋша́юще (искушая) є҆го̀, и҆ глаго́лаша ємꙋ̀ [Мф.19:3]. Посла́стѣ ᲂу҆̀бо сестрѣ̑ (две сестры) къ немꙋ̀, глаго́лющѣ (говоря): гдⷭ҇и, сѐ, є҆го́же (которого) лю́биши, боли́тъ [Ин.11:3]. А҆́зъ ᲂу҆снꙋ́хъ, и҆ спа́хъ, воста́хъ, ꙗ҆́кѡ гдⷭ҇ь застꙋ́питъ (хранит) мѧ̀ [Пс.3:6]. Нача́тъ і҆и҃съ проповѣ́дати. Ꙗ҆́тъ ю҆̀ за рꙋ́кꙋ. Прише́дшꙋ же є҆мꙋ̀ въ до́мъ (когда он пришёл в дом), пристꙋпи́ста къ немꙋ̀ слѣпца̑ (два слепца), и҆ гл҃го́ла и҆́ма і҆и҃съ: вѣ́рꙋета ли, ꙗ҆́кѡ могꙋ̀ сїѐ сотвори́ти; Глаго́ласта є҆мꙋ̀: є҆́й, гдⷭ҇и [Мф.9:28]. Тогда̀ ѿвѣща́ютъ є҆мꙋ̀ првⷣницы, глаго́люще (говоря): гдⷭ҇и, когда́ тѧ ви́дѣхомъ а҆́лчꙋща, и напита́хомъ; и҆лѝ жа́ждꙋща, и҆ напои́хомъ; [Мф.25:37]. Ꙗ҆́кѡ ѻ҆те́цъ мо́й и́ ма́ти моѧ̀ ѡ҆ста́виста мѧ̀, гдⷭ҇ь же воспрїѧ́тъ мѧ̀ [Пс.26:10]. Ѱало́мъ дв҃дꙋ (Давида), є҆го́же (который) воспѣ́тъ гдⷭ҇еви (Господу). Прїи́де вода̀ и҆ взѧ́тъ всѧ̑ (всё). Рꙋ́цѣ твоѝ сотвори́стѣ мѧ̀, и҆ созда́стѣ мѧ̀ [Пс.118:73]. Вни́демъ въ селе́нїѧ є҆гѡ̀, поклонимса на мѣсто, идѣже (где) стоѧ́стѣ но́зѣ є҆гѡ̀ [Пс.131:7]. Прїи́де фїлі́ппъ и҆ глаго́ла а҆ндре́ови (Андрею): и҆ па́ки (зд.: потом) а҆ндре́й и҆ фїлі́ппъ глаго́ласта і҆и҃сови [Ин.12:22]. Ѻ҆́на же и҆зшє́дша, просла́виста є҆го̀ по все́й землѝ то́й [Мф.9:31]. И҆ къ немꙋ̀ мт҃и є҆гѡ̀ речѐ: ча́до, что̀ сотворѝ на́ма та́кѡ; [Лк.2:48]. Глаго́ла є҆мꙋ̀ пїла́тъ: что̀ є҆́сть и҆́стина; [Ин.18:38]. Поѧ́тъ і҆и҃съ петра̀ и҆ і҆а́кѡва и҆ і҆ѡа́нна, и҆ возведѐ и҆́хъ на горꙋ̀ высокꙋ̀ [Мк.9:2]. И҆́рѡдъ, посла́въ, ꙗ҆́тъ і҆ѡа́нна, и свѧза̀ є҆го̀ въ темни́цѣ [Мк.6:17].

4. Переведите, укажите форму встретившихся глаголов и их инфинитив.

За́пѡвѣди ѻ҆ц҃а̀ моегѡ̀ соблюдо́хъ, и пребыва́ю въ є҆гѡ̀ любвѝ [Ин.15:10]. Речѐ пе́тръ: сѐ, мы ѡ҆ста́вихомъ всѧ̑ (всё) и по тебѣ̀ (за тобой) и҆до́хомъ. Сѣ́мѡ (сюда) прїидо́хова и҆ пла́кахова. И҆ приведо́ста жребѧ̀ ко і҆и҃сови (к Иисусу): и҆ возложи́ша на нѐ ри̑зы своѧ̑, и҆ всѣ́де на нѐ [Мк.11:7]. И҆ и҆зве́дше (выведя) є҆го̀ во́нъ из вїногра́да, ᲂу҆биша [Лк.20:15]. Возвра́щшѧсѧ (возвратившись) же ᲂу҆гото́ваша а҆рома́ты и҆ мѵ́ро: и҆ въ сꙋббѡ́тꙋ ᲂу҆бѡ ᲂу҆молча́ша по за́повѣди (остались в покое, как того требовала заповедь) [Лк.23:56]. Внегда́ же нача́хъ глаго́лати, нападѐ (нашёл) дх҃ъ ст҃ы́й на ни́хъ, ꙗ҆́коже и҆ на ны̀ въ нача́лѣ [Деян.11:15]. И҆ и҆зыдо́ста ᲂу҆ч҃ника̑ (два ученика) є҆гѡ̀, и҆ прїидо́ста во гра́дъ, и҆ ѡ҆брѣто́ста, ꙗ҆́коже речѐ и҆́ма: и҆ ᲂу҆гото́васта па́схꙋ [Мк.14:16]. Е҆гда́ же прозѧбѐ трава̀ и҆ пло́дъ сотворѝ, тогда́ ꙗ҆ви́шаса и҆ пле́велїе [Мф.13:26]. Го́ре ва́мъ зако́нникѡмъ, ꙗ҆́кѡ взѧ́сте клю́чь разꙋмѣ́нїа: са́ми не внидо́сте, и҆ входѧ́щымъ возбрани́сте [Лк.11:52].

5. Переведите следующие предложения:

Никто́же бл҃гъ, то́кмѡ є҆ди́нъ бг҃ъ [Мф.19:17]. Никто́же прїи́детъ ко ѻ҆ц҃ꙋ̀, то́кмѡ мно́ю (через Меня). Бо́льши сеѧ̀ любвѐ никто́же и҆́мать (имеет), да (как если) кто̀ дꙋ́шꙋ свою̀ положи́тъ за дрꙋ́ги своѧ̑ [Ин.15:13]. Никто́же мо́жетъ сосꙋ́ды крѣ́пкагѡ (сильного), вше́дъ (войдя) въ до́мъ є҆гѡ̀, расхи́тити, а҆́ще не пе́рвѣе (вначале) крѣ́пкаго свѧ́жетъ [Мк.3:27]. И҆ ты̀, вифлее́ме, землѐ і҆ꙋ́дова (Вифлеем, земля Иудеи), ничи́мже ме́нши є҆сѝ во влады́кахъ і҆ꙋ́довыхъ (среди владычеств иудейских) [Мф.2:6].

6. Ответьте на вопросы:

В каких случаях форма аориста образуется от основы инфинитива, а в каких – от основы настоящего времени? Как спрягаются глаголы с возвратными суффиксами? Чем отличается форма дв. ж.-ср. р. 2–3 л. от формы мн. 2 л.? Что такое одиночное отрицание?

* * *

12

Формы инфинитива (в некоторых грамматиках церковнославянского языка инфинитив называется неопределённым наклонением) оканчиваются на –ти (писа́ти, люби́ти, болѣ́ти, нестѝ) или на –щи (рещѝ, мощѝ).

********

В четиих и богослужебных книгах XVIII–ХХ вв. форма аориста 2 л. ед. практически не встречается. Для 2 л. ед. используется форма перфекта (см. урок 9). Первым заменять аористные формы на перфектные начал преподобный Максим Грек. Так же поступали никоновские справщики и справщики позднейших эпох.


Источник: Церковнославянский язык: Учебник для общеобразовательных учебных заведений, духовных училищ, гимназий, воскресных школ и самообразования / А.А. Плетнева, А.Г. Кравецкий ; Науч. ред. В.М. Живов. - 2. изд., доп. и перераб. - Москва: РОПО «Древо добра», 2001. - 286, [1] с.: ил., табл., факс.

Комментарии для сайта Cackle