Источник

Хрестоматия

I

В хрестоматию включены фрагменты из четиих (т. е. предназначенных для чтения) и богослужебных книг. Четьи тексты (вы познакомитесь с фрагментами Св. Писания и Минеями св. Димитрия Ростовского) проще для понимания, чем литургическая поэзия. Самый простой раздел хрестоматии – Житие св. Герасима Иорданского из Миней св. Димитрия Ростовского. Язык этого памятника был на рубеже XVII и XVIII веков несколько упрощён.

Чтение фрагментов Св. Писания облегчает то, что при затруднениях можно пользоваться русскими переводами Св. Писания, в том числе и комментированными. Это избавляет нас от необходимости комментировать общеизвестные реалии, информацию о которых можно найти в любой популярной книге. Комментарии к текстам исходят из того, что учащиеся уже знакомы с Новым Заветом в русском переводе, а Ветхий Завет знают хотя бы на уровне популярных пересказов, многочисленные издания которых вышли в последние годы.

II

С более серьёзными трудностями предстоит столкнуться при чтении отрывков из богослужебных книг, т. е. книг, по которым читают и поют во время богослужения. Сначала несколько слов о самих богослужебных книгах. Мы привыкли к тому, что обычную книгу надо читать от начала до конца, с первой страницы до последней. Нам странно представить себе книгу, которую лучше читать по кускам, взятым из разных частей, периодически обращаясь к другим книгам. Между тем богослужебные книги читаются именно так.

Каждое церковное богослужение – вечерня (малая, великая, вседневная), повечерие (великое, малое), полунощница, утреня, часы (вседневные, царские, пасхальные, великопостные), Литургия (Иоанна Златоуста, Василия Великого, Преждеосвященных Даров) имеют постоянную и изменяющуюся части.

Неизменяемая часть каждого богослужения изложена в соответствующих чинопоследованиях, которые содержатся в Часослове Псалтири следованной), а в первую очередь – в Служебнике, которым пользуются священники и диаконы28.

Дополнительные тексты, связанные с временем суток, содержатся также в Часослове (ὡρολόγιον), основное содержание которого – часы, т. е. богослужения, связанные с разными частями суток. Служба первого часа обычно соединяется с утреней, третьего и шестого – с Литургией, девятого – с вечерней.

Изменяемые части богослужений, связанные с днем недели, содержатся в книге, называемой Октоих (ὀκτώηχος – осьмогласник). эта книга названа так потому, что в ней богослужение на каждый день недели приводится для восьми различных напевов, или гласов29. Богослужение каждого дня недели посвящено определенной теме. Так, понедельник посвящён бесплотным силам, т. е. Ангелам. Во вторник прославляется св. Иоанн Предтеча. Среда посвящена воспоминанию предательства Господа Иудой (поэтому среда – постный день). В четверг прославляются апостолы и св. Николай Чудотворец. В пятницу вспоминается распятие Христа (поэтому пятница, как и среда, – день постный). В субботу прославляются Богоматерь, мученики и все святые, и, наконец, воскресенье посвящено воспоминанию о Воскресении Христовом. Таким образом, Октоих содержит дополнения к Служебнику и Часослову на каждый из семи дней недели.

Каждый день года посвящён воспоминанию об определенных событиях церковной истории или святых. Дополнительные тексты, связанные с днём года, содержатся в Служебных Минеях (μήν – месяц). Месячные Минеи – это 12 объёмных томов. В каждом томе содержатся службы одного месяца. Если мы возьмём, например, майскую Минею, то на 11 мая найдём службу свв. Кириллу и Мефодию (даты в Минеях, как и во всех православных богослужебных книгах, приводятся по старому стилю30: 11 мая по старому стилю соответствует 24 мая по новому). Служба свв. Мефодию и Кириллу включает тропарь и кондак (они помещены на форзаце этого учебника), стихиры, канон (о них вы сможете прочитать в соответствующих разделах этой хрестоматии) и некоторые другие тексты.

Самый главный христианский праздник – Пасха – празднуется всегда в воскресенье, но каждый год дата его меняется. День празднования Пасхи устанавливается путём относительно сложных вычислений и связан с датой первого полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия (правила вычисления даты дня Пасхи были установлены в 325 г. на Никейском соборе). Соответственно, не имеют фиксированной даты и начало предшествующего Пасхе Великого поста, и Пятидесятница (Троица), празднуемая через семь недель после Пасхи, и др. Праздники, дата которых зависит от дня Пасхи, называются пасхальным циклом или подвижными праздниками. Молитвы и песнопения пасхального цикла содержатся в Триодях (τριώδιον). Постная Триодь охватывает период приготовления к Пасхе (недели подготовительные к Великому посту, Великий пост и Страстная неделя), а Цветная Триодь содержит службы Пасхи и недель после Пасхи.

Во время богослужения читаются также фрагменты Ветхого и Нового Завета. Ветхозаветные чтения входят в Минеи и Триоди, а читаемые во время богослужения фрагменты Нового Завета составляют особые книги – Служебное Евангелие и Служебный Апостол.

Существует специальная книга, содержащая правила составления служб каждого дня. Она называется Типикон (τυπικόν) или Церковный устав. Для того чтобы пользоваться этой книгой, надо обладать специальной подготовкой.

Итак, текст богослужения каждого дня составляется на основе нескольких книг. Именно этот текст, а не содержание каждой книги в отдельности следует рассматривать как нечто целостное. Неповторяющиеся части богослужений делают службу каждого дня уникальной. Тот, кто часто бывает в храме и понимает то, что читается и поётся, не может пожаловаться на однообразие. Многие молитвословия можно услышать только один раз в году, а многие сочетания их – лишь раз в жизни. Годовой круг богослужения повторяется один раз в 532 года.

* * *

28

Архиереи пользуются особым Чиновником архиерейского богослужения – это специальный служебник для совершения архиерейских служб с добавлением чинов поставления в чтеца, иподиакона, диакона и священника и др. – того, что может совершать только архиерей.

29

Гласы – церковные мелодии. Богослужение седмичного круга подчинено одному из восьми гласов. Таким образом составляются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счёт гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа.

30

Русская Православная Церковь пользуется юлианским календарём (египетский календарь, реформированный в 46 г. до Р.X. Юлием Цезарем), католики и протестанты Западной Европы – григорианским (введён в 1582 г. по инициативе папы Григория XIII). В России григорианский календарь (новый стиль) был введён в 1918 г. в качестве гражданского, в то время как календарём церковным остался юлианский.


Источник: Церковнославянский язык: Учебник для общеобразовательных учебных заведений, духовных училищ, гимназий, воскресных школ и самообразования / А.А. Плетнева, А.Г. Кравецкий ; Науч. ред. В.М. Живов. - 2. изд., доп. и перераб. - Москва: РОПО «Древо добра», 2001. - 286, [1] с.: ил., табл., факс.

Комментарии для сайта Cackle