сост. А.Попов

Церкви, причты и приходы Пензенской Епархии

Содержание

Пензенская губерния и епархия (краткие исторические сведения)

I. Г. Городище и Городищенский уезд Первый благочиннический округ Второй благочиннический округ Третий благочиннический округ Четвертый благочиннический округ II. Город Инсар и Инсарский уезд Первый благочиннический округ Второй благочиннический округ Третий благочиннический округ Четвертый благочиннический округ III. Г. Керенск и Керенский уезд Первый благочиннический округ Второй благочиннический округ IV. Город Краснослободск и Краснослободский уезд Первый благочиннический округ 2-й участок 1-го благочиннического округа Второй благочиннический округ Третий благочиннический округ V. Город Мокшан и Мокшанский уезд Первый благочиннический округ Второй благочиннический округ Третий благочиннический округ VI. Город Наровчат и Наровчатский уезд Первый благочиннический округ Второй благочиннический округ Третий благочиннический округ Четвертый благочиннический округ VII. Город Нижний Ломов и Н.-Ломовский уезд VIII. Город Пенза и Пензенский уезд IX. Город Саранск и Саранский уезд Х. Город Чембар и Чембарский уезд Монастыри Пензенской епархии А. Мужские Б. Женские Адреса оо. Благочинных и причтов сел Пензенской епархии  

 

Некоторые епархии уже давно имеют у себя в виде отдельных книжек описание церквей, причтов и приходов. Сведения эти для епархиального духовенства и полезны, и нужны. Определяющиеся во священники, диаконы и псаломщики нередко поступают в село, не имея почти никаких сведений о той местности, где они будут служить, не знают ни храма, ни состава причта и приходов, ни условий жизни и содержания членов причта. Для поступающего во священники не безразлично, например, теплый ли или холодный приходской храм, есть ли в селе церковные или общественные дома для жительства, какое жалованье получает причт, сколько при церкви земли, состоит ли приход из одного села или и из деревень и в каком расстоянии от села, есть ли в приходе школа церковная или земская, есть ли в приходе раскольники и сектанты и проч. Не имея всех этих сведений, поступивший в приход нередко с первых же дней своего поступления начинает раскаиваться в том, что поступил в такое село, и думать о переходе в другое, более для него подходящее. При переходе в другое село иногда случается то же самое, так как здесь встречаются другие неудобства. Частые же перемены места службы членами причта давно уже признаны неполезными для дела: храм остается некоторое время без службы, школа – без законоучителя или учителя, прихожане терпят неудобства и затруднения в удовлетворении своих религиозно-церковных потребностей: не успевая ознакомиться с религиозно-нравственным состоянием своей паствы, священник не может в достаточной мере благотворно действовать на нее. Не говорим уже о том, как убыточны эти переходы для нашего вообще небогатого духовенства. Наконец, и для епархиального начальства частые просьбы о перемещениях с жалобами на те или другие неудобства причиняют излишнее беспокойство, увеличивают массу дел, осложняют занятия и нередко поставляют его в затруднительное положение, особенно когда на одно и то же место просятся несколько лиц. Если выбор места службы вообще должен делаться осмотрительно, то тем более этого нужно потребовать от поступающих на священно-церковные должности. Положивший руку на рало и озирающийся назад не управит в царствие Божие. В видах наиболее осмотрительного выбора мест службы, сообщаемые краткие сведения о церквах, причтах и приходах могут быть небесполезны. Кроме сего, они могут удовлетворять и естественному чувству любознательности относительно родной епархии в ближайшем для священнослужителей церковном отношении. Знание родины всегда дорого и приятно. Ограничиваться знанием одного села и прихода недостаточно священнику даже для своего непосредственного и прямого дела. Если, например, священник видит, что в таких-то и стольких-то селах открыты школы, то не послужит ли это для него побуждением к открытию школы и в своем селе, если ее еще нет? Если священник видит, что в таких-то и стольких селах открыты церковно-приходские попечительства, то не вызывает ли это его на новый и полезный труд открытия попечительства и в своем приходе? Мы учимся у других и воодушевляемся другими.

Сообщаемые краткие сведения о церквах, причтах и приходах Пензенской епархии не отличаются полнотою, в некоторых случаях в них замечены будут и неточности, но это первый опыт. Со временем сведения эти могут быть пополнены и исправлены. Сведения заимствованы были из клировых ведомостей1, но и они не всегда дают нужные сведения, например, не всегда прописывается: теплый ли храм или холодный, есть ли при церкви попечительство или нет, в каком расстоянии деревни отстоят от села; некоторые села и деревни имеют двойное название, но это не всегда обозначается, хотя может иметь свое значение. Мы были бы очень благодарны священникам, если бы каждый из них прислал нам свои дополнения и поправки по своему селу и приходу. Здесь могли бы иметь значение и интерес: местночтимые иконы, религиозно-нравственное состояние прихожан, занятия, промыслы, имущественное их состояние (в общих чертах), географическое и топографическое описание местности прихода, происхождение названия села и проч. Сообщаемые сведения да послужат основанием и началом нового и капитального по сему предмету труда, каковой мог бы быть полезен и в теоретическом, и в практическом отношениях.

А. Попов

Пензенская губерния и епархия (краткие исторические сведения)

В XVI и XVII столетиях настоящая Пензенская губерния составляла часть земель, называвшихся Украйною, и подвергалась частым нападениям от крымских татар, кубанцев и других кочевых народов. С целию защиты от набегов «неприятельских людей» московские государи в более опасных пунктах нынешней Пензенской губернии стоили остроги, или крепостцы, и посылали в эти крепостцы как из Москвы, так и других городом московского царства служилых (военных) людей. Такие крепостцы и положили начало нынешним городам Пензенской губернии, а служилые люди были первыми русскими колонизаторами Пензенского края, населенного до второй половины XVI века мордвою, мещерою, буртасами и татарами. Вместе с появлением в Пензенском крае русских служилых людей здесь начали возникать православные храмы и монастыри.

В начале протекшего столетия на пространстве нынешней Пензенской губернии существовало 10 городов: Пенза, Саранск, Мокшан, Инсар, Наровчат (под именем Наровчатского Городища), Троицкий Острог (нынешний Троицк), Краснослободск, Верхний Ломов, Нижний Ломов и Керенск. В 1708 г. вся территория настоящей Пензенской губернии с названными городами разделена была между двумя губерниями: Азовской, переименованной в 1725 г. в Воронежскую, и Казанской. Одни из городов входили в состав (с 1719 г.) Тамбовской и Шацкой провинции Казанской губернии2. В 1780 г. учреждена была самостоятельная Пензенская губерния с 13-ю уездами (в названном году открыто было три новых города: Шишкеев, Чембар и Городище), а 5 марта 1797 г. она была упразднена и разделена между соседними губерниями: вновь учрежденной Саратовской, Нижегородской, Симбирской и Тамбовской. В 1801 г. Пензенская губерния была восстановлена, причем в состав ее вошли 10 уездов: Пензенский, Мокшанский, Саранский, Инсарский, Краснослободский, Наровчатовский, Нижнеломомвский, Керенский, Чембарский и Городищенский.

В духовном управлении настоящая Пензенская епархия испытала множество перемен. В период патриаршества она находилась под непосредственным управлением Московских патриархов. Древнейшие церкви нынешней Пензенской епархии построены были с благословения патриархов, древнейшие антиминсы выданы и священны патриархами3. В 1682 г. учреждена была Тамбовская епархия, после чего города, ближайшие к Тамбову, как-то: Краснослободск, Троицкий Острог (Троицк), Керенск, Верхний и Нижний Ломовы с их уездами, вошли в состав названной епархии4; а Пенза и прочие города остались по-прежнему в ведении патриархов. С упразднением в 1699 г. Тамбовской епархии поименованные города, принадлежащие к ней, отошли к епархии Рязанской, а по кончине последнего патриарха Адриана (1700 г.) и назначении Рязанского митрополита Стефана Яворского блюстителем патриаршего престола и вся нынешняя Пензенская епархия поступила в ведение Рязанского митрополита. В 1722 г., по кончине Стефана Яворского, почти вся настоящая Пензенская епархия поступила в управление Московской духовной консистории5, состоявшей в непосредственном ведении Св. Синода (по кончине последнего патриарха, до 1742 г. Москва не имел своего архипастыря). В 1742 г. определено было учредить епархию Владимирскую, восстановить Тамбовскую и приписать к ним нынешнюю Пензенскую. Но назначение епископом во Владимир, а особенно в Тамбов замедлилось; на Владимирскую кафедру определен епископ (Платон) только в 1748 г., на Тамбовскую же – в 1758 г. С назначением епископа во Владимир Краснослободский, Наровчатский и Троицкий уезды вошли в состав Владимирской епархии, а остальные уезды впредь до определения в Тамбов епископа поделены были между несколькими епархиями: Саранский и Инсарский уезды причислены были к Нижегородской епархии, Верхнеломовский, Нижнеломовский и Керенский – к Суздальской, Пензенский и Мокшанский – к Астраханской. С 23 мая 1758 г., с определением на кафедру Тамбовскую епископа Пахомия, все пензенские города вошли в состав Тамбовской епархии, епископ же ее именовался Тамбовским и Пензенским. Но ненадолго пензенские города соединились под управлением одного епископа: в 1764 г. Саранск отчислен был от Тамбовских епископов и присоединен к Нижегородской епархии. В1797 г. от Тамбова отчислена была большая часть городов нынешней Пензенской епархии: Инсар и Шишкеев (заштатный город) отошли к Казанской епархии (к ней же присоединен был и Саранск, находившийся под управлением Нижегородских епископов); Пенза, Мокшан и Городище (в то время заштатный город) – к Астраханской; Краснослободск, Троицк (заштатный город) и Наровчат – к Нижегородской. После того в пределах Тамбовской епархии остались только города: Верхний Ломов (заштатный), Нижний Ломов, Керенск и Чембар (в то время заштатный).

Вследствие таких постоянный перемен в епархиальном управлении пределы епархий были перепутаны до крайности, и ближайшие церкви состояли под ведением разных архиереев. Город Краснослободск с определением в Тамбов епископа Пахомия вошел в состав Тамбовской епархии, но некоторые села Краснослободского уезда, как-то: Куликово, Ямская слобода, Уреи, Рыбкино, состояли под ведением нижегородского епархиального начальства, а одно из краснослободских сел, Каменный Брод, числилось во Владимирской епархии. Город Наровчат по назначении в Тамбов Пахомия приписан был к Тамбовской епархии, но наровчатский Сканов монастырь был в зависимости от Нижегородских епископов. Из сел Наровчатского уезда некоторые тоже состояли в Нижегородской епархии. В 1764 г. из всех сел Пензенского уезда одна Бекетовка была в ведении Нижегородского епархиального начальства, прочие же села этого уезда принадлежали к епархии Тамбовской6. То же было и в прочих уездах.

16 октября 1799 г. учреждена была самостоятельная Саратовская епархия, причем епископу ее назначено было пребывание в Пензе, а именоваться положено Саратовским и Пензенским7; но в 1803 г. последовало изменение: епархия стала называться Пензенскою, а епископы ее – Пензенскими и Саратовскими. 12 ноября 1828 г. произошло разделение этой епархии на две: на Пензенскую и Саратовскую, причем первая осталась в тех пределах, в каких мы видим ее и теперь. С этого времени Пензенскому епископу усвоен был титул Пензенского и Саранского.

Начиная со времени учреждения в Пензе архиерейской кафедры до вступления на эту кафедру настоящего Владыки, Преосвященнейшего Павла, Пенза имела 14 архипастырей, которые управляли епархиею в таком порядке: Гаий Такаов – с 1799 г. по 1808-й, Моисей Близнецов-Платонов – с 1808 по 1811-й, Афанасий Корчанов – с 1811 по 1819-й, Иннокентий Смирнов – с 1819-м, Амвросий Орнатский – с 1819 по 1825-й, Ириней Нестерович – с 1825 по 1830-й, Иоанн Доброзраков – с 1830 по 1835-й, Амвросий Морев – с 1835 по 1854-й, Варлаам Успенский – с 1855 по 1862-й, Антоний Смолин – с 1862 по 1868-й, Григорий Медиоланский – с 1868 по 1881-й, Антоний Николаевский – с 1881 по 1889-й, Василий Левитов – с 1889 по 1890-й, Митрофан Невский – с 1890 по 1893-й. Таким образом, дольше всех пребывали на кафедре Пензенской Амвросий Морев и Григорий Медиоланский, а меньше всех – Иннокентий Смирнов (его управление епархией продолжалось менее полугода: 21 июня 1819 г. Иннокентий прибыл в Пензу, а 10 октября того же года скончался). Первый из архипастырей стал именоваться Пензенским и Саранским Ириней Нестерович. Один из Пензенских владык, Варлаам Успенский, носил титул архиепископа (с 1860 года).

С 1828 г. пределы Пензенской епархии совпадают с пределами той же губернии. Пензенская епархия находится между 52° 38ʹ и 54° 54ʹ с. ш. и 60° 25ʹ и 64° 25ʹ в.д.; граничит с севера с Нижегородской епархией, с востока – с Симбирской, с юга – с Саратовской и с запада – с Тамбовской.

Пространство епархии равняется 34.129.1 кв. вер., или 3.555.115 десятин.

Число жителей: 1.593.548, из коих 789.196 м. п. и 804.352 ж. п.

По вероисповеданиям они распределяются так: православных и единоверцев 1.505.026, раскольников 19.196, римско-католиков 1044, лютеран 506, армяно-григориан 1, евреев 450, магометан 67.325.

В состав Пензенской епархии входят 10 уездов: Городищенский, Инсарский, Керенский, Краснослободский, Мокшанский, Наровчатский, Нижнеломовский, Пензенский, Саранский и Чембарский.

В названных уездах числится всех церквей 859, из них при архиерейском доме 2, храмов соборных 10, церквей приходский 690, единоверческих 9, приписных 24, придельных 9, домовых 21, кладбищенских 53, монастырей мужских 6 и женских 11, при них церквей 41. В числе церквей – каменных 439, деревянных 420; часовен и молитвенных домов 52, благотворительных и богоугодных заведений 18, церковно-приходских попечительств 141, церковно-приходских школ 194, при женских монастырях училищ 5, школ грамоты 143, воскресных школ 3, народных училищ министерства нар. просвещения 391, частных приготовительных школ 4, духовная семинария 1, духовных мужских училищ 3, епархиальное женское училище 1, гимназий мужских 2, женская гимназия 1, женских прогимназий 2, учительская семинария 1, реальное училище 1, землемерное училище 1, училище садоводства 1, железнодорожное техническое 1, уездных училищ 4, четырехклассных городских училищ 4, трехклассных 2, школа сельскохозяйственная 1, школ ремесленных 3, фельдшерская школа 1, школа сельских повитух 1, музыкальная школа 1.

Всего духовенства: протоиереев 23, священников 771, диаконов 402, псаломщиков 717. Сверх того, уволенных по старости и болезни за штат – протоиереев 3, священников 15, диаконов 5, псаломщиков 23.

* * *

1

Исторические сведении о городах епархии заимствованы из справочной книги Пензенской губернии на 1893 г. Изд. Губ. Статист. Комитета.

2

См. исторические сведения о городах Пензенской губернии.

3

Древнейшие антиминсы относятся к 1600 г.

4

Епископы ее Леонтий и Игнатий назывались Тамбовскими и Козловскими.

5

Исключение составлял Мокшан; он еще в 1708 г. был приписан к Казанской епархии, к которой и принадлежал до 1748 г.

6

Тамбовский епископ Пахомий хотел приписать и Бекетовку к своей епархии, но Нижегородский епископ Феофан воспротивился этому.

7

Это объясняется тем, что в то время Саратов был губернским городом, а Пенза уездным.

Комментарии для сайта Cackle