Источник

№ 7. Неделя третья Великого поста

Крестопоклонная

Евр. IV, 14–16; V, 1–6

14. Братия! имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.

15. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

16. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

1. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,

2. могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,

3. и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

4. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

5. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Пс. II, 7);

6. как и в другом месте говорит: Ты священник во век по чину Мелхиседека (Пс. CIX, 4).

Пред нами – Крест Христов. Он торжественно вчера из св. алтаря изнесен и для поклонения всеобщего, и для ободрения и утешения строгих христиан, подвизающихся в посте, сокрушении и трудной борьбе с своими страстями, и для возбуждения во всех нас благодарности к Господу нашему Иисусу Христу, принесшему Самого Себя в жертву за грехи людские. Он, будучи Богом, Сыном Божиим, Существом Святейшим, Безгрешным, принимает на Себя ответственность и кары за грехи всего мира, воплощается, не признается своими, терпит утомление, голод, жажду, клевету, наконец, осуждается на самую позорную смерть – на кресте, распинается на нем. И за что, из-за кого? Из-за нас и наших грехов; из-за нашего непослушания Богу Творцу, Христос является послушным Ему даже до смерти, и притом смерти крестной. Из-за нашего невоздержания постится, терпит голод и искушения. А мы что? А мы живем себе изо дня в день, не помышляя о важности крестных заслуг Спасителя; не особенно ревностны и к нашему вероисповеданию. А сколько христианских дел совершено нами в течение целого дня? И есть ли в душе и жизни нашей обдуманное, постоянно строго исполняемое правило быть полезным всякому человеку во всем добром, каким являл Себя и был, есть и будет всегда Христос, подающий нам благодать для благовременной помощи?

Потому-то св. Церковь, зная наши немощи, опущения и леность, в виду предлежащего Креста и особенно в виду приближающихся дней страдания Христова, словами апостола внушает нам быть благодарнее к Богу и внимательнее к своему вероисповеданию.

Вы слышали сегодня следующее:

(гл. IV, ст. 14) имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.

Спаситель наш Иисус Христос, будучи единственным Ходатаем, Посредником между Богом и человеком, был предуказан издревле Богоучрежденным служением первосвященника у евреев.

Кто такой первосвященник? Первосвященником, или архиереем, у евреев до Рождества Христова называлось высшее духовное лицо, которое по воле Божией назначалось из одного определенного семейства – Ааронова. Брат Моисея – Аарон, был первым, от Бога указанным, архиереем у евреев; а после него, по указанию Божию, старший из старшей семьи в потомстве Аарона обыкновенно получал звание первосвященника. Так, после Аарона был первосвященником сын его. Первосвященник распоряжался всеми священнослужителями и священнодействиями. Он был посредником между Богом и евреями.

Гл. V, ст. 1. Он – из человеков избранный, для человеков поставляется на высшее служение Богу, чтобы приносить Ему дары и жертвы за грехи. Дарами называются приношения вещей или предметов неодушевленных, например масла, хлеба, вина, зерна, пшеничной или ячменной муки. А жертвами назывались чистые, здоровые животные, представленные на заклание на жертвенник. Эти жертвы и дары к скинии приносились у евреев и за грехи, и в знак благодарности каждый день и каждый вечер, а особенные дары и жертвы – по праздникам. Принимали и предносили к скинии эти жертвы по большей части священники. Но архиерей приносил их в особенных случаях, при особенных торжествах – на праздниках.

Так например, в день очищения – всеобщего народного поста и покаяния у евреев (Лев. XVI, 29–31) – только первосвященник мог и должен был входить во святая святых, и то однажды в год, с кровью жертвы, и там, представши пред Господа, он исповедовал грехи всего народа (Лев. IX, 7; XVI, 6, 11, 24).

Но так как первосвященник сам человек не без слабостей, не без грехов, то ему самому приходилось приносить жертвы и за себя не в один только день очищения, но и в другие времена (Лев. IV, 3). Понятно, что если первосвященник сознавал за собою слабости, каялся в них, смирял душу свою, то он мог снисходить и невежествующим, и заблуждающимся. Он мог иметь искреннюю любовь к ближнему, без которой нельзя любить Бога. Оттого-то у пастыря с паствою было взаимное общение, единомыслие. Оттого-то, между прочим, молитва первосвященника, как посредника между народом и Богом, была сильна пред Богом.

Но ветхозаветный первосвященник своим служением только отчасти предуказывал на нашего Великого Архиерея, прошедшего небеса, не простого человека, но Сына Божия.

Ст. 5. Христос тоже не Сам Себе присвоил славу и честь быть первосвященником, но Его послал на это служение Господь Бог Саваоф, Который Ему говорил: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. С1Х, 4).

Что это значит? – Это значит, что Христос тоже, подобно ветхозаветному первосвященнику, Богом Отцом назначен в Ходатаи, Посредники за нас. Но только Христос безгрешен, а ветхозаветные архиереи были люди грешные. Они приносили дары и кровавые жертвы от животных за народ и за свои грехи; а Христос безгрешный Себя Самого принес в жертву, искупил навсегда и всегда спасает Своею Кровию всех людей, верующих в Него. Архиереи еврейские не вечны – они умирали и заменялись другими. Христос – неизменяем, вечен. Еврейские первосвященники получали звание архиерейское по наследству от Аарона. Но Христос есть Первосвященник, Архиерей вечный по чину Мельхиседекову. Кто такой Мелхиседек, и что значат слова: по чину Мелхиседека?

Мелхиседек есть лицо таинственное… Он немногими, какие известны, чертами своей жизни напоминает нам служение нашего Великого Архиерея, Сына Божия. Именно:

Мелхиседек был первосвященником и в то же время царем города Салима. Иисус Христос есть Царь Вечный и Первосвященник. Слово еврейское «Мелхиседек» значит «царь правды». Христос есть Царь Правды, Самосущая Правда. Мелхиседек есть царь Салима, т. е. мира, и Христос есть Царь Мира (Ис. IX, 6).

О Мелхиседеке неизвестно, где, когда и от кого он родился и когда скончался. Христос Спаситель наш прежде век рожден. Он – вечен, Царствию Его нет конца.

Авраам дает Мелхиседеку десятину, поклоняется ему. Мелхиседек благословляет Авраама, а благословение принимает низший от высшего. Так, значит, ветхозаветный мир, в лице своего представителя Авраама, получает себе блаженство и благословение от Христа, прообразом Которого был Мелхиседек.

Итак, все: имя, лицо и служение Мелхиседека есть прообраз Христа и Его служения. Значит, Христос выше всех ветхозаветных властей церковных.

И Он, действительно – Сам Глава Церкви, Начальник и Совершитель нашей веры; Он не с кровью жертвенных козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел нам и потомкам нашим, и всем родам вечное искупление (Евр. IX, 12).

После всего того, что сделал для нас Сын Божий, прошедший небеса, сшедший с небес, вочеловечившийся, пострадавший и умерший за нас, мы, православные, будем твердо держаться нашего, православного, исповедания, радостного сердцу и удовлетворяющего недоумениям души нашей (Евр. IV, 14). Да светит свет наш пред людьми, да другие видят наши добрые дела и прославят Отца нашего Небесного и Его Сына, нашего Великого Первосвященника и Спасителя. При светлой, богобоязненной жизни нашей вам дерзновеннее приступать к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной, столь нужной нам, высшей помощи (Евр. IV, 16).


Источник: Объяснение апостольских чтений на литургии во все воскресные дни года / Протоиер. о. Василий Михайловский. - М. : Изд-во Сретен. монастыря, 1998. - 477 с.

Комментарии для сайта Cackle