Источник

№ 47. Неделя св. отец, перед Рождеством Христовым

Евр. XI, 9–10,17–32

9. Братия, верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;

10. ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

17. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

18. о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя (Быт. XXI, 12).

19. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

24. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой;

25. и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение,

26. и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

27. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29. Верою перешли они Чермное море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули.

30. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

32. И что еще скажу? Не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках.

Есть наблюдение, что нет ничего томительнее, как дожидаться да догонять. Это томление испытали и ветхозаветные люди.

Так, Спасителя ожидали люди долго – пять тысяч пятьсот восемь лет со дня своего грехопадения. День Рождества Христова был самым вожделенным днем. Но не скоро после сотворения мира наступил этот день. Нужно было людям еще много потрудиться, пострадать из-за своего непослушания первой, легкой заповеди Божией; нужно было, чтобы грех, как какая-либо тяжкая язва, весь выступил наружу для окончательного, совершенного уврачевания болезненности. А с другой стороны, Спаситель долго не приходил также и потому, что люди еще не были готовы к Его принятию, еще не глубоко чувствовали свою беспомощность, свое ужасное положение; не было также между людьми такого чистого, святого лица, от которого мог бы родиться Спаситель миру. Как бы то ни было, но добрым, праведным (а их было немного) приходилось сохранять данные обетования с твердостью, с борьбою среди соблазнов мира и выносить лишения с высоким самопожертвованием. Таких великих и редких добродетелей в ветхозаветных праведниках не было бы, если бы они не были твердо уверены в непременном пришествии Спасителя и в своем собственном искуплении. Иначе к чему же, например, собою жертвовать, терпеть горе, нужду, побои, узы, заглушать в себе священные чувства отца, жертвовать сыном, отвергать любовь к отечеству, идти куда-то в страну неведомую? О таком-то самопожертвовании, о такой-то замечательной вере для нашего назидания и предлагается нам св. Церковью ныне, пред днем Рождества Христова, апостольское чтение.

Св. апостол Павел ныне говорит нам о вере Авраама, Исаака, Иакова и других ветхозаветных праведников.

Гл. XI, ст. 9. Верою Авраам обитал на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования.

Дивны, в самом деле, вера Авраама и его послушание Богу. В то время, когда престарелый отец Авраама стал уже поклоняться чужим богам, т. е. языческим, Господь однажды говорит Аврааму: Пойди из земли твоей от родни своей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ (Быт. XII, 1–2). Аврааму было тогда семьдесят пять лет, и он был бездетен. Легко ли было ему оставить то место, в котором он прожил много лет, покинуть своего старика отца, прервать все связи с родней и со знакомыми и идти почти одинокому, бездетному, лишь с женою и племянником, в землю, в сторону, ему не ведомую! Иной бы задумался, усомнился и не скоро послушался такого внушения. Для другого неимоверно тяжело расстаться с родиной, особенно с благосостоянием наследственным. Но не таков был Авраам. Он, привыкши измлада к послушанию, охотно пошел из Месопотамии на запад и остановился по указанию Божию близ города Сихема (Быт. XII, 6). Но здесь ему недолго суждено было жить; он спустился к югу и в Хевроне создал жертвенник Господу, а сам поселился в шатре, в палатке, по-нашему – в шалаше, в дубраве Мамврийской (Быт. XIII, 18).

Такие шатры имели у себя люди кочующие, переходящие со своими стадами с одного места на другое. Но Авраам не в силу этих соображений не строил себе постоянного, прочного дома, хотя и знал, что ему и его потомству принадлежит навсегда занятая им земля. Он на всю землю вместе со своими потомками Исааком и Иаковом не смотрел как на собственность, а как на чужую; и всю земную жизнь считал временным странствованием, себя – путником, идущим по земле на родину, на небо.

Ст. 10. Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. То есть, Авраам себе несомненно ожидал постоянного и прочного жилища в обителях Отца Небесного (Ин. XIV, 2). Он, подобно как св. апостол Павел и первые христиане, считал себя странником и пришельцем; не имел здесь пребывающего града, но грядущего, т. е. Иерусалима Небесного, искал. К нему стремился. И наше житие – на небесах, откуда мы и ожидаем на Страшный суд Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. III, 20). Так вот почему Авраам не строил себе прочных построек: он веровал, что все это здесь не нужно, что не стоит пристращаться к благам мира, которые могут расстраивать душу и задерживать ее порывы на ее родину – на небо. Досточтимо самопожертвование Авраама, отказавшегося от родной земли, от отца и поселившегося в чужой, незнакомой стране. Но еще поразительнее и досточтимее его любовь к Богу, явленная в пожертвовании своим единственным сыном ради Бога.

Старец Авраам перед отходом из дома отца слышал свыше утешение о том, что от него произойдет великий народ на новой, неведомой земле. Поселился Авраам там; живет год, живет другой; все более и более со своею женою стареют, а нет у них детей. Так прожил в томительном ожидании Авраам на земле обетованной двадцать четыре года. Наконец Бог послал им сына, наследника всей земли, всего имущества, а главное, дал в сыне будущего родоначальника, от которого произойдет много народов, и даже сильных, владычественных (Быт. XVII, 16).

Можете сами представить себе, с какою радостью престарелые родители приняли свое дитя, с какой любовью и заботой они воспитывали своего сына; он – их отрада; он – подпора их старости; он – их надежда. Родителям только оставалось любоваться своим сыном. Действительно, дитя выросло. И что же? Вдруг Авраам в Вирсавии слышит повеление от Бога: Возьми Исаака, единственного сына твоего… которого ты любишь… и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе (Быт. XXII, 2). Не искушение ли, не тяжкое ли испытание Господь посылает этим велением родительскому сердцу? Воспитывали Авраам и Сарра Исаака; сын расцвел, а они уже очень постарели, и от них-то Господь берет Себе единственного любимого сына. Господи, что есть сие таинство? Такие же, или почти такие же, испытания Господь делает и ныне родительским сердцам, отнимая у них иногда любимых детей или поражая их тяжкою болезнию, от которой дитя избавляется только по молитве и вере родителей. И блаженны родители, если они перенесут это испытание с твердою верою во всеблагий и премудрый Промысл. Потому что за терпение и веру Господь пошлет и утешение, и награду. Это мы видим и в истории приношения Исаака в жертву.

Авраам после повеления Божия на другой день рано утром без замедления оседлал осла своего; взял с собою двух слуг и сына своего Исаака; наколол дров для всесожжения и пошел на место, о котором сказал ему Бог. Так шли они два дня. На третий день он на горе Мориа принес в жертву сына своего Исаака. Что побуждало его к такой жертве? Вера в Бога, в Его премудрость, благость и всемогущество. Не будь ее, Авраам бы пал духом; но при вере в то, что Бог не пошлет искушений выше сил человека, что Господь все устрояет к лучшему и всякое прежнее обетование Свое исполнит, как Авраам опытно убедился, Авраам охотно послушался Бога. Потому-то св. апостол Павел и говорит:

(ст. 17) верою Авраам, будучи искушаем, прите в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

(ст. 18) о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя (Быт. XXI, 12).

Ст. 19. Ибо Авраам думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его, т. е. своего сына, в предзнаменование, т. е. в предызображение смерти и воскресения Самого Единородного Сына Божия.

И действительно, Исаак и вся история его жертвоприношения были прообразом нашего искупления чрез Господа Иисуса Христа.

Авраам по любви к Богу жертвует единственным сыном своим. Бог из любви к человечеству не пощадил Сына Своего Единородного, но предал Его за всех нас (Ин. III, 16; Рим. VIII, 32).

На Исаака возлагают дрова, потом он сам возлагается на эти же дрова; Иисус Христос сам несет на гору Крест, потом Его Самого вознесли на этот Крест.

Исаак не противится воле отца, послушно идет на заклание; Иисус Христос послушен был Отцу Своему даже до смерти, и притом смерти крестной (Флп. II, 8).

Исаак в течение трех дней пути, закалаемый в жертву Богу решимостью отца своего и уже возложенный на дрова всесожжения, получает жизнь по воле Божией; Иисус Христос, умерший на Кресте, как Бог восстает тридневен от гроба.

Жертвоприношение Исаака низводит обильнейшие благословения Божий на все потомство Авраама; жертва Иисуса Христа, Его крестная смерть приобрела бесчисленные благословения на всю Церковь, на весь род человеческий.

Наконец, Исаак принесен был в жертву на горе Мориа, то есть на одном из холмов, занятых Иерусалимом; и Христос был распят на одном из Иерусалимских холмов – на Голгофе.

Ст. 20. По смерти Авраама и Исаак жил верою в ожидаемого Мессию. Он верою в будущее благословил сначала младшего сына Иакова, а потом старшего сына Исава, уже раньше продавшего первенство брату своему. При этом Исаак, уже древний, слепой старец, различил будущую участь своих сыновей. Иакову передал благословение, данное от Бога Аврааму и его потомству в лице старшего члена семьи, т. е. обетование Мессии от его рода, т. е. Спасителя, а Исаву предсказал зависимость от Иакова и боевую жизнь в набегах и охоте.

Ст. 21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. У Иосифа было два сына: Манассия и Ефрем. И однако Иаков, предвидя чувством веры далекое будущее, предпочел благословением младшего сына Иосифова, т. е. Ефрема, старшему – Манассии. И окончивши предсмертные отеческие благословения внукам и сыновьям своим, Иаков, утомленный, уже готовый сойти в гроб, яко же пшеница созрелая во время пожатая (Иов. V, 26), в чувстве благодарности к Богу и с верою в спасительную силу крестных заслуг Христа (Ис. LIII гл.), Который у пророка называется Жезлом от Израиля (Чис. XXIV, 17), поклонился наверх жезла своего (Быт. XXXXVII, 33), т. е. склонил свою голову, отдал свою судьбу загробную под покровительство величайшего своего потомка – Мессии, нашего Спасителя.

Ст. 22. Верою Иосиф, при кончине своей, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих, чтобы их вынесли из земли Египетской в землю обетованную, на которой и явится Спаситель мира. Иначе не для чего было бы Иосифу делать завещания о своих останках, если бы он не веровал в лучшую жизнь для своей души и для своих потомков. Это завещание было исполнено при Моисее (Исх. XIII, 19).

Ст. 23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, весьма красиво лицом (а красота лица как дар Божий не без цели же дается человеку); и поэтому родители Моисеевы не устрашились царского повеления бросить рожденного в реку (Исх. I, 22). Они надеялись, что их сын – младенец, наделенный такою красотою тела, вероятно одарен и душевными силами и, следовательно, взыскан от Бога особенными милостями, а потому и со своей стороны заботились о сохранении его жизни.

Ст. 24. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

Ст. 25. и лучше захотел страдать с народом Божиим, т. е. с еврейским, нежели иметь временное, греховное наслаждение,

Ст. 26. и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

Ст. 27. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, т. е. Бога истинного, был тверд.

Ст. 28. Верою совершил он Пасху и пролитие крови на перекладинах и косяках дверей в домах еврейских (Исх. XII, 22), дабы истребитель первенцев египетских не коснулся евреев.

Ст. 29. Верою перешли они Чермное (Красное) море, как по суше,на что покусившись, Египтяне потонули.

Ст. 30. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Иерихон был город очень укрепленный, и силою не было возможности взять его. Была только одна надежда на Бога и Его чудную помощь. Но эта помощь всегда подается только верующему. Евреи с усердною молитвою обратились к Богу своему, и Господь повелел им совершать в течение целой недели обход вокруг стен иерихонских. Шесть дней они должны обходить по разу в день, а в седьмой – семь раз, и при этом трубить в трубы. Евреи так и сделали. В седьмой день после седьмого обхода при звуке труб и молитвенном воззвании осаждавших евреев стены иерихонские пали. Очевидно, они пали не от звуков трубных, а от веры молящихся, привлекшей к себе всемогущую милость Божию.

Ст. 31. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев, и проводив их другим путем, т. е. в окно, не погибла с неверными.

Кто такая была Раав? Она была жительница Иерихона; имела свой дом в стене города. Хотя она была и блудница, но добрая женщина, она имела раскаяние, имела веру, а потому и была помилована Богом. Добрую душу свою она выказала в приеме еврейских соглядатаев, которые были посланы для обзора Иерихона Иисусом Навином. Им грозила в Иерихоне опасность. Раав, зная это, скрыла своих гостей от посланников царских и потом спустила их по веревке в окно наружное за черту города, и таким образом спасла их жизнь. Но при этом она, веруя, что Бог еврейский всемогущ и все отдаст евреям под власть, испросила себе пощаду и помилование – по доброте души своей не только себе, но и родителям и сродникам своим – в то время, когда евреи возьмут Иерихон, в чем она тоже не сомневалась (Нав. II, 12–13).

Не имей она веры в Бога еврейского, в Его всемогущество, она бы не ослушалась воли своего царя иерихонского и выдала бы своих гостей. Да, в женщине с таким поведением такая доброта и забота о сохранении жизни чужой с опасностью для своей – редкое в истории явление. И Господь вознаградил ее за ее добро. По взятии Иерихона она со всем домом отца своего, с братьями и сестрами была пощажена и при общем избиении всех иерихонцев была отведена к стану еврейскому (Нав. VI, 22, 24). Впоследствии она вышла замуж за одного вождя из колена Иудина – за Салмона, и чрез то удостоилась даже чести быть праматерью Давида, из племени которого родился Христос (Мф. I, 5). Так-то вера, проявляемая в любви к ближнему, даже при слабостях и грехопадениях доброго человека спасает его. Такую силу она имеет пред Богом всегда.

Православные! Не раз в течение года произносится изъясненное нами апостольское чтение. Св. Церковь наша этим убедительно внушает нам сохранять и оживлять свою веру православную поразительными и досточтимыми примерами веры в ветхозаветных людях. Они, как мы видели, несмотря на стесненные обстоятельства, не пали духом, а переносили домашние, семейные скорби и уничижения от иноплеменных, несомненно ожидая себе избавления, быть может, в далеком будущем. От них требовались жертвы и жертвы, нелегкие для сердца; однако они веровали во Всемогущего и Милостивого Бога и с охотой приносили Ему требуемые жертвы. Подобная вера естественно основывается на чувствах благоговения и любви к Высшему Существу и проникается ими, и проявляется в готовности послужить Ему.

Есть ли в нас такая вера с таким самопожертвованием? Случится у нас маленькая болезнь, легкая скорбь или несчастье, тогда мы нередко теряемся, суетимся, мечемся от одного лица к другому за помощью, а не думаем, что их посылает нам Бог для нашего вразумления, к Нему-то и нужно бы обратиться и от Него ожидать избавления. Часто, очень часто по маловерию мы всю надежду возлагаем на людей сильных, знатных, на родных и знакомых, как бы забывая о первом и главном Источнике всякого добра – Боге.

Имейте же, братия, твердую веру в Единого Великого Бога (Мк. XI, 23). Возверзите на Господа печаль вашу. Он нас не оставит, Он помилует нас в наших грехах и спасет, потому что Он един только Благ и Человеколюбец.


Источник: Объяснение апостольских чтений на литургии во все воскресные дни года / Протоиер. о. Василий Михайловский. - М. : Изд-во Сретен. монастыря, 1998. - 477 с.

Комментарии для сайта Cackle