Когда опьянение становится грехом?

Содержание

Библия и Святые Отцы о вине и увлечении вином Аскетика и наркология: стадии развития алкогольной страсти Аскетика и наркология: грех и стадии развития опьянения  

 

Православная Церковь не запрещает употребление алкоголя, при этом злоупотребление алкоголем считается грехом1. Отсюда вопрос: где граница между употреблением алкоголя и злоупотреблением? Попытаемся обдумать это. Сначала обратимся к Библии и святоотеческим толкованиям, потом проанализируем вопрос с учетом опыта современной медицины.

 

 

Библия и Святые Отцы о вине и увлечении вином

В Библии звучат предостережения по поводу алкоголя. Находятся они в ветхозаветном аскетическом сборнике – книге Притч Соломоновых: «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч. 20:1). Здесь осуждается увлечение слабоалкогольным напитком и напитком, более высокоградусным. Неразумно ими увлекаться, а неразумие на языке Притч синоним греховности. Даже слабоалкогольный напиток (наподобие пива) постепенно вызывает у человека греховное увлечение, нездоровую зависимость с печальными последствиями. Алкогольная зависимость делает умного человека глупцом, лишает его страха Божия, отдает его кровожадной стихии гнева.

Апостол Павел перечисляет страсти, среди них и пьянство, и говорит, что греховные страсти губят нас – препятствуют нам войти в Царствие Божие: «Не обманывайтесь… ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9)2. Приведенные слова о пьянстве и спасении могут показаться слишком суровыми, крайностью.

Нет здесь крайности, тот же апостол пишет своему помощнику – апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну только воду, но употребляй немного вина, ради желудка и частых твоих недугов» (1Тим. 5:23). Люди в жарком климате Средиземноморья во время еды добавляли немного вина ради дезинфекции, для желудка. Вот почему апостолу Тимофею полное воздержание от алкоголя не было полезно. Да и во многих современных лекарственных настойках тоже присутствует алкогольная компонента, хотя заболевания желудочно-кишечного тракта сейчас предотвращают и лечат, обходясь без алкоголя.

Почему люди употребляют алкоголь? Порой тянутся к спиртному, желая раскрасить унылые будни в праздничные цвета. Это распространенная ошибка, от нее предостерегает книга Притч: «Не царям пить вино... чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою» (Притч. 31:4–5).

В этой цитате начало понятное – царь может пировать хоть каждый день, но это не доведет до добра. Дальше тоже вроде бы понятно: «Царь, убери со стола кувшины с хмельной сикерой, тебе они не нужны. В конце концов отдай их тем людям, кому плохо сейчас, это немного заглушит боль, залечит раны, уймет душевные терзания». Но тут возникают такие соображения: «Царь имеет возможность попивать каждый день, но это путь в никуда. А разве для бедняка пить с горя – не путь в никуда? Разве три глотка сикеры решат проблему бедняка, огорченного душою? Нет, только на время самочувствие полегче будет. Сегодня три глотка, завтра тоже. Бедняк привыкнет заливать алкоголем свои проблемы, и от этого проблем будет гораздо больше». Что тут скажешь? Как понимать этот стих из Притчей?

Святитель Григорий Нисский и блаженный Иероним толковали библейский текст – иносказательно, как речь о «духовном вине», не о «плотском вине». Детальнее этот стих Притчей объяснил преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: тому, кто в покаянии угнетается скорбью, дайте сладость духовного знания, «поите спасительным словом»3, духовным вином. Утешьте того, кто совершает покаянное очищение от грехов, на смену горечи духовного очищения приходит отрадное для человека познание (благодатное просвещение, ведение).

Не только преподобный Кассиан, но и преподобный Исаак Сирин пишет о высоком духовном опыте иносказательно – как о «вкушении вина»: «Начало исхода из мира – страх Божий и опьянение верой. Пока душа не придёт в опьянённость верою в Бога, впитывая силу веры, она не уврачует болезни чувств и не сможет преодолеть коварное видимое вещество, которое служит преградой для того, что обретается внутри»4. Отметим, что преподобный Исаак сравнивает общение с Богом в сердце с состоянием опьянения вином не для того, чтобы похвалить вредную привычку. Он подчеркивает, насколько благодать меняет жизнь человека, врачует болезни, чувственные страсти, услаждает богообщением, ничего подобного человек в своей бездуховной жизни пережить не может.

Итак, для Библии и Отцов злоупотребление алкоголем – это, прежде всего, страсть алкоголизма. Как и всякая страсть, алкоголизм уводит человека с пути к Царству небесному. И еще, здравый смысл подсказывает людям: «Алкоголику пить нельзя совсем»5. Аскетика утверждает то же самое, но конкретнее: «Каждое проявление страсти алкоголизма, то есть каждое опьянение алкоголика, – это грех, его нужно очищать покаянием и борьбой со страстью алкоголизма». Многие из нас знают людей, которым с Божьей помощью удалось победить страсть пьянства, теперь они не употребляют алкоголь совсем, хотя годами пили безбожно.

Аскетика и наркология: стадии развития алкогольной страсти

Алкоголизм – это страсть и зависимость, она развивается в несколько стадий. Обратимся к опыту наркологов, его изложил в своем замечательном учебнике по психиатрии доктор Ю. Тюльпин6.

1 стадия алкоголизма характеризуется психической зависимостью. Организм постепенно становится толерантным ко всё большим дозировкам алкоголя: «Могу выпить бутылку, и меня не развезёт». Человек ищет повод снова и снова пережить опьянение. От этого предостерегала Книга Притч: «Не царям пить вино». Нужно «бросать пить», как только понял, что появилась психическая зависимость от алкоголя, иначе подкрадётся беда – со временем «влечение к алкоголю становится доминантой поведения»7. Что это значит с точки зрения аскетики? На 1 стадии алкоголизм перерастает в главную страсть человека. С главной страстью и надо бороться в первую очередь, как советовал святитель Феофан Затворник.

На 2 стадии алкоголизм – это физическая зависимость. Совсем другое дело! Влечение к спиртному приобретает непреодолимый характер, компульсивный характер. Добавим к медицинским формулам аскетический комментарий: на этой стадии алкоголик может преодолеть свою главную страсть, только если он сам этого хочет и ему помогают Бог и люди (семья, врачи, священники).

Алкоголик на 2 стадии неспособен надолго отказаться от спиртного. Когда нет возможности выпить, у него наблюдается синдром отмены, то есть он становится злобным, тревожным, мучается бессонницей и делирием («белой горячкой», когда он «видит» разных враждебных существ)8. А так алкоголик пьет помногу, ежедневно, неделями и месяцами «не просыхает». Перерывы в пьянстве бывают только из-за внешних обстоятельств.

Алкозависимый превращается в семейного тирана, от него страдают близкие люди, созависимые. Вот почему Православная Церковь считает алкоголизм одного из супругов достаточной причиной для развода9. На 2 стадии алкоголики воруют и пропивают вещи из дома, шантажом и побоями вымогают у родственников водку, выпрашивают на выпивку у знакомых и незнакомых. Алкоголь на этой стадии приносит алкоголику меньше наслаждения (эйфории), больше раздражения (дизфории), порождает конфликты. «Вино – глумливо, сикера – буйна» (Притч. 20:1). Алкоголик всё хуже слышит голос совести, постепенно утрачивает чувство ответственности. Очень сложно такому человеку каяться!

3 стадия снижает толерантность организма к спиртному, поэтому некоторые алкоголики пьют меньшими дозами, но чаще; некоторые переходят с водки на слабоалкогольные напитки. «Нет здоровья пить как раньше», приходится делать перерывы. Эйфория от спиртного бывает редко, чаще возникает угрюмость и суетливость или же вялое безразличие к окружающей жизни. Снижается аппетит, ухудшается способность мыслить и критически оценивать себя, плохо служит память10. Как тут каяться? Человек живет, будто в преддверии ада. Господи, воскреси душу, помоги, воздвигни со дна адова!..

Рассмотренные 3 стадии алкоголизма дают нам яркую картину, как страсть постепенно развивается и губит человека. Перейдем теперь к вопросу опьянения, поставленному в заголовок статьи.

Аскетика и наркология: грех и стадии развития опьянения

Прежде сделаем две ремарки по поводу опьянения. Первая: психиатры отличают обычный процесс опьянения от патологического. Бывает, у человека патологическое опьянение, в этом случае окружающие говорят: «Вроде бы молодой здоровый парень, а пить ему нельзя совсем. От наперстка пьянеет, дебоширит»11. Так человек от близких людей получает свидетельство, что выпивать ему не следует, – это для него грех, потому что он теряет контроль за собой, «язык распускает и руки». Патологическое опьянение от одной рюмки может привести к тяжкому греху, преступлению, сломать жизнь.

Вторая ремарка: патологическое опьянение и наследственная предрасположенность к алкоголизму – похожие ситуации. Хорошо, если человек это понимает: «У меня папа пьющий, тяжело с ним жить. Дедушка вообще разбился насмерть, за руль сел пьяный. Значит, мне пить нельзя. Радость буду получать безалкогольным способом, с пользой для семьи и здоровья. Если навалится депрессия, не сробею пойти к врачу, пропью курс антидепрессантов, они не вызывают побочки – привыкания и деградации».

Теперь поговорим про обычный процесс опьянения. У большинства людей он развивается в 3 степени. Мы их опишем и поставим вопрос: это грешно или нет?

Первая – легкая степень опьянения, характеризуется «расторможенностью, повышением общительности, болтливостью, несдержанностью, утратой самоконтроля, разбросанностью движений, повышением пищевого и сексуального влечений»12. Из описания ясно, что часть признаков легкой степени нейтральны. Что греховного в повышении общительности, в разбросанности движений13? Другая часть признаков чревата грехом, это касается болтливости, утраты самоконтроля, повышения пищевого и сексуального влечений. «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18). Итак, в каких-то случаях легкая степень опьянения обходится без греха, а в каких-то будет греховна.

Средняя степень опьянения однозначно греховна. Для средней степени характерна раздраженность, задиристость, обидчивость, пьяный недоволен окружающими, осыпает их упреками. Это всё точно грехи! Мышление пьяного замедленное и нечеткое, он без нужды повторяет свои фразы, хуже слышит, его тошнит. Завершается средняя стадия сном, после него похмелье14. Здесь есть в чем каяться, без сомнений.

Поэтому будем отдавать себе отчет вовремя: «Я сижу за праздничным столом, мы выпили два тоста. У меня легкая степень опьянения. На сегодня хватит, налью себе соку. Не хочу терять самоконтроль. Средняя степень опьянения мне не нужна, пойду освежиться».

При тяжелой степени опьянения человек уже не способен ходить без посторонней помощи, его движения раскоординированы. Нарушение сознания развивается от оглушения до комы. Есть риск смертельно отравиться алкоголем.

Неприятно это говорить, но средняя степень опьянения превращает человека в «пьяную скотину», тяжелая степень – превращает человека в «овощ». Итак, при легкой степени опьянения мы рискуем согрешить значительно больше, чем на трезвую голову. Средняя степень опьянения сама по себе является грехом, даже если до поножовщины не дошло. В средней и тяжелой степени опьянения нужно каяться. А еще загодя их избегать. Как? Вот за праздничным застольем рядом с нами сел человек, он активно подливает в рюмку: «Пей до дна! Ты мужик или нет?» Мы вежливо и твердо отстаиваем право самому решать, что делать: «Чтобы чувствовать себя мужчиной, мне пить не обязательно». Или наливающий нам водку грозит обидеться в случе отказа: «Ты меня уважаешь?» Ответ простой: «Уважаю. Просто выпивать еще не хочу. И ты меня уважай – не дави, чтоб я выпил».

Легкая степень опьянения будет греховной для человека с алкогольной зависимостью, потому что дальше он утратит контроль и уйдет в запой «после 4 лет полного воздержания». Легкая степень будет грехом и когда обстановка неподходящая. Например, человек выпивает в компании малознакомых людей. Что может случиться? Подмешают что-нибудь в рюмку «для прикола», очнешься в реанимации. Или кто-то напьется и втянет окружающих в уголовную историю, будешь потом доказывать свою непричастность. Извините, что эти простые соображения приходится проговаривать. К сожалению, со взрослыми, неглупыми, неплохими людьми тоже случаются беды, просто потому что им однажды предложили выпить, и неудобно было отказаться, или они не учли, какая обстановка вокруг.

Еще обстановка неподходящая, если рядом с нами сидит алкоголик и предлагает выпивать вместе с ним. Мы делаемся в какой-то мере соучастниками его опьянения со всеми последствиями, подыгрываем его страсти, становимся созависимыми в тот момент. Лучше тогда воздержаться вообще от алкоголя и не поощрять его к выпивке. Например, не поддерживать шуток в стиле «алкогольного юмора».

Постоянно Церковь ходатайствует перед Богом на особых молебнах об алкозависимых. Там читается Евангелие о том, как Христос изгнал легион бесов: «Приплыли в страну Гадаринскую… встретил Его один человек… его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (Лк.8:26–31). В состоянии сильного алкогольного опьянения, «белой горячки» люди испытывают тяжелые психопатологические состояния и подвергаются насилию бесов.

Из всего этого можно сделать выводы. Для любого человека хорошо бы свести к минимуму употребление алкоголя. И есть такие люди и такие ситуации, когда требуется полное воздержание. Решительный отказ от алкоголя связан со страстью алкоголизма, патологическим опьянением и наследственной предрасположенностью, а еще с необходимостью сохранять ясность сознания и скоординированность движений.

* * *

Мы предложили некоторые размышления на тему «Когда употребление алкоголя становится грехом». Надеемся, читатель увидел в них что-то полезное. Эта тема нам представляется важной, болезненной, весьма непростой, дискуссионной, и мы не претендуем на то, чтобы представить исчерпывающие соображения и рекомендации.

* * *

1

Абсолютный запрет на алкоголь сам по себе не обеспечивает трезвую жизнь. Существует много видов наркотиков, которые человек может употреблять и при этом гордиться, что он не пьет. Кроме того, существуют техники измененного сознания, экстазы и трансы – это «наркотик без наркотика», «алкоголь без алкоголя».

2

Святитель Григорий Палама перечисляет более ста пятидесяти греховных влечений, страстей, недобрых поступков и состояний человека. Некоторые из них относятся к употреблению алкоголя: κραιπάλη – похмелье, μέθη – пьянство, οίνοφλυγία – винопитие. Злоупотребив алкоголем, человек становится потенциальным самоубийцей. Он приобретает «состояние изменённого сознания», как бы покидает реальность, умирает для неё. Теряет контроль над собой, совершает тяжкие грехи, сам не понимая того, порой физически погибает из-за опьянения.

3

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII вв. Ветхий Завет. Т. IX. Притч Соломона, Книга Экклесиаста, Песнь Песней. Тверь, 2012. С. 189.

4

Преп. Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. СПб., 2006. С. 39.

5

В раннехристианские времена еретики-гностики, энкратиты (от греч. αποχή – «воздержание») запрещали употребление вина, заменяя его водой даже в Евхаристии. Церковь не согласилась с их практикой абсолютного воздержания от вина для всех.

6

Тюльпин Ю. Г. Психические болезни с курсом наркологии: учебник. М., 2016.

7

Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 270.

8

Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 271.

9

Это обозначено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором.

10

Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 273.

11

Причиной может быть врожденная патологическая реакция организма на алкоголь или органическое поражение головного мозга.

12

Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 267. Есть у этих стадий и соответственное каждой содержание алкоголя в крови.

13

Конечно, при легкой степени опьянения разбросанность движений может оказаться греховной и даже фатальной, – если выпивший человек управляет автомобилем.

14

Тюльпин Ю. Г. Цит. изд. С. 267.

Комментарии для сайта Cackle