священномученик Павел (Кратиров)

(6 мая 1871–23 дек./5 янв. 1932)

Нравственное богословие

Письма

священномученик Павел (Кратиров)
священномученик Павел (Кратиров)

Епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии. Деятель иосифлянского движения в Русской православной церкви.

Биография


В миру - Кратиров Павел Фёдорович, родился 6 мая 1871 года в с. Покровское, Тотемского уезда, Вологодской губернии в семье священника Молочской Троицкой церкви, который впоследствии стал епископом Саратовским Иоанном. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1891), Казанскую Духовную Академию (1896) со степенью кандидата богословия. Преподавал в Тульской, Курской, а затем Харьковской духовной семинариях. Активно печатал свои труды в периодических изданиях епархии. Был женат, имел трёх дочерей: Валентину, Инну, Зою. Вдовец с июня 1914 года. Рукоположен в сан диакона 11 сентября, в сан священника 13 сентября 1921 года. Служил в храме Озерянской Божией Матери г. Харькова.

15 января 1922 был пострижен в монашество, 2 февраля возведен в сан архимандрита. 5 февраля совершилось его наречение во епископа, а 6 февраля — хиротония во епископа Старобельского в церкви «Всех скорбящих Радосте» Покровского монастыря. Хиротонию совершили Назарий, митрополит Курский и Обоянский, Нафанаил, архиепископ Харьковский и Ахтырский, Корнилий, епископ Сумский и Никон, епископ Белгородский.

2 мая 1923 года был арестован за то, что они не признал ВЦУ как каноническое учреждение и не желал подчиняться ставленникам «Живой церкви». 8 мая 1923 освобожден под расписку и выехал в Крым. В Крыму некоторое время управлял Ялтинским викариатством Таврической епархии, но пробыл там недолго. Затем жил в Абхазии. Позже переехал в Вологду. 4 сентября 1923 года был назначен временным управляющим Вологодской епархией.

14 ноября 1923 года постановлением Патриарха Тихона и Священного Синода назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. Жил во Владимире. Затем переехал в Великий Устюг. Некоторое время жил в Москве.

 С весны 1925 года жил в Харькове на улице Мариинская на положении ссыльного.

Весной 1926 года поддержал претензии митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) на пост Патриаршего Местоблюстителя. Считал митрополита Сергия захватчиком высшей церковной власти ещё до создания им Временного Патриаршего Священного Синода и издания «Декларации…» от 16/29 июля 1927 года. Стал первым из епископов Патриаршей церкви в СССР, кто порвал отношения с митрополитом Сергием по причине несогласия с принятым им курсом церковной политики. Такой вывод можно сделать на основании его письма «Церковь в пустыне». Отход епископа Павла, произошедший в сентябре 1927 года, однако, большого резонанса в церковной среде не вызвал.

В апреле 1928 отослал Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) официальное заявление об отходе от него, за что был запрещён в священнослужении постановлением митрополита Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода, чего не признал.

В мае 1928 года митрополит Агафангел и его викарии направили Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию письмо, в котором сообщили, что не прерывали и не прерывают молитвенного общения с ним, что означало примирение митрополита Сергия и митрополита Агафангела и отказ последнего от претензий на пост Патриаршего Местоблюстителя. После этого епископ Павел, по-видимому, отделяется и от митрополита Агафангела. Летом того же года узнаёт о епископе Димитрии (Любимове), который за отсутствием в Ленинграде митрополита Иосифа (Петровых) фактически управлял иосифлянским движением. Епископ Павел пишет епископу Димитрию письмо, в котором просит принять его в молитвенное общение. Впоследствии, в общей сложности, он возглавлет около 40 «иосифлянских» приходов в Харьковском, Сумском и Днепропетровском округах.

В 1931 году был арестован в Харькове по делу «контрреволюционной организации Истинно-Православная Церковь». С января по март 1931 года допрашивался 24 раза, виновным себя не признал, однако не скрывал своего негативного отношения к политике советской власти: 

"Если я буду честно исполнять свои пастырские обязанности, я буду рассматриваться как лицо нежелательное и даже вредное с точки зрения существующей власти; если я буду благословлять и одобрять все начинания существующей власти, противные религии и даже направленные против неё, я буду бесчестным и никуда негодным служителем Церкви".

2 января 1932 года тяжело больной епископ был осуждён Особым совещанием при коллегии ОГПУ к 10 годам заключения. Спустя три дня он скончался в тюремной больнице при нарастающей сердечной слабости от саркомы лимфатических желёз и двухстороннего плеврита. Похоронен на кладбище, которое находилось недалеко от Озерянской церкви, что на Холодной Горе.

В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей канонизирован в лике священномучеников со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских.

23 декабря 2014 года решением Священного Синода Украинской православной церкви включён в состав Собора Старобельских святых (память 14/27 мая).