протоиерей Павел Алфеев

(06.01.1846–1918)

История России

Критика

Священное Писание Нового Завета

протоиерей Павел Алфеев
протоиерей Павел Алфеев

Духовный писатель, проповедник и публицист. Преподаватель Рязанской духовной семинарии.

Биография

Родился в селе Дегтяном, Спасского уезда, Рязанской губернии в семье пономаря Ивана Стефановича Алфеева и его жены Татьяны Агафоновны.

В 1867 году окончил Рязанскую духовную семинарию по первому разряду.

Поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия 30 июня 1871 года.

Был определен в Курскую духовную семинарию преподавателем Священного Писания Нового Завета в классах высшего отделения.

17 сентября 1872 года, по прошению, был переведен в Рязанскую духовную семинарию преподавателем по тому же предмету.

C 1873 по 1879 годы состоял членом Педагогического собрания Правления Семинарии. По поручению семинарского Правления обучал учеников гимнастике.

13 июня 1875 года был рукоположен во священника. Служил в Александровской церкви при больнице города Рязани. 1 августа того же года был определен законоучителем Рязанского Дома трудолюбия.

В 1876 году был назначен членом Рязанского епархиального цензурного комитета, в 1879 году - Церковно-исторического комитета Рязани.

С 1881 года преподавал в семинарии также и французский язык.

В 1884 - 1893 годах состоял наблюдателем церковно-приходских школ по 1-му Рязанскому округу.

25 мая 1892 года был рукоположен во протоиерея.

22 января 1893 года был перемещен в Архангельскую церковь при Рязанском исправительном арестантском отделении.

В 1908 году вышел в отставку и преподавал французский язык в Рязанской духовной семинарии.

Занимался большой благотворительной деятельностью. На протяжении многих лет состоял духовником при двух отделениях Лазарета Красного Креста, жертвовал 3% своего жалованья в пользу общества попечения о больных и раненых воинах, неоднократно отдавал свои средства на устройство добровольного флота, за что получал благодарности от Священного Синода, Государя, Наследника и Государыни.

В 1918 году приехал в родное село Дегтяное. Осенью того же года в селе Санском, Спасского уезда, Рязанской губернии поднялось крестьянское восстание против большевиков. Крестьяне упросили о. Павла отслужить молебен на "начало дела". Он их благословил, но сам не участвовал. Когда восстание было подавлено, он был схвачен вместе с прочими и отведен к опушке леса, где был расстрелян. Перед расстрелом он помолился и, став на колени, воскликнул: "Господи, в руки Твои предаю дух мой!".

Награды

  • наперсный крест
  • орден св. Анны 2-й и 3-й степени
  • знак Красного Креста

Труды

Автор многочисленных богословских статей, слов и речей. Обращался к истокам христианства, описывая воздействие евангельской проповеди на души язычников и мужество самих проповедников; анализировал и сопоставлял с христианством мусульманские верования, исследовал причины русского раскола, обличал сектантские лжеучения, показал разрушительный характер религиозных идей Л. Н. Толстого, а также секты пашковцев. В журнале "Миссионерский сборник" публиковал обзоры периодической печати по вопросам сектантства и миссионерской деятельности. Многие его слова и речи являлись откликами на важнейшие события жизни русского обществ в конце XIX - начале XX веков: убийство императора Александра II (Рязанские епархаильные ведомости, 1881. № 8), распространение нигилизма и др.

  • Пасха: Празднование Пасхи у древних евреев и религиозно-нравственное значение оного в жизни еврейского народа // Ряз. ЕВ. 1873/74. № 17-18, 23-24
  • Последние часы земной жизни Иисуса Христа // Там же. 1885. № 8, 14-15; 1886. № 19-20; 1891. № 11-17, 19-21; 1892. № 4
  • Что такое миссионерство? // Там же. 1889. № 3-5
  • Касимовская противомусульманская миссия. Рязань, 1889
  • Ответ на догматические заблуждения современных раскольников // МОб. 1896. № 5
  • Против увлечения спиритизмом // Миссионерский сб. 1897. № 4. С. 1-8
  • Новый способ распространения лжеучения пашковцев: (Разбор двух брошюр «Сборник статей духовного содержания». Ч. 1-2. М., 1891) // Там же. 1897. № 5-6
  • Разрушительный характер учения графа Л. Н. Толстого // Там же. 1898. № 3-4
  • Мусульманская молитва // Там же. 1898. № 6
  • Ответ на заблуждения современных сектантов по брошюрам их // МОб. 1899. № 1-5
  • Критический разбор сочинений графа Л. Н. Толстого: 1) «Краткое изложение Евангелия» и 2) «Соединение и перевод четырех Евангелий» // МОб. 1907. № 2
  • Иуда предатель. Рязань, 1915
  • От Гефсимании до Голгофы. Рязань, 1915
  • На Голгофе. Рязань, 1915
  • Перепись Квириния как неизгладимый исторический документ неопровержимой достоверности евангельских событий. Рязань, 1915