Вселенская Церковь и русское православие

Источник

Содержание

Предисловие

Введение. Иисус Назарянин и Христианская Церковь.

Глава Первая. Церковь первых христиан. (1 – 313) Священное Писание Пришествие Спасителя Распятие Воскресение Спасителя Начало Церкви Отличительные черты Церкви первых христиан Свидетельство Киприана Карфагенского Христианская вера в Св. Троицу Св. Таинства Крещение Миропомазание Евхаристия Церковь среди язычников в первые три века своей истории Место Евхаристии в жизни ранней Церкви Причины гонений Римская Империя при Диоклетиане. (284 – 305) Глава Вторая. Союз Вселенской Церкви с Римской Империей Константин Великий (288–337) Начало сотрудничества между Империей и Церковью Начало распрей среди христиан Арианство Церковные собрания и Соборы Империи Никейский Собор Последствия Никейского Собора Последние годы царствования Константина 325 – 337 Церковь при сыновьях Константина Император Феодосий Великий. (379 – 395 г.г.) Возникновение Патриархатов Третий Ефесский (431) и Четвертый Халкидонский (451) вселенские Соборы. Расколы между греками и другими восточными христианами Император Юстиниан. Симфония Церкви и Империи Магометанство и поражение Восточного христианства Иконоборчество Церковь на Западе до раскола с Востоком Раскол между Западом и Востоком (1054 г.) Благодатные плоды христианского благовестия Римская Церковь Реформация Последствия церковных расколов Глава Третья. Христианство в России от крещения Руси до воцарения Петра Первого. (988 – 1682) Происхождение Руси Начало христианства в России Крещение Руси (987–989) Последствия выбора Князя Владимира Византийское Православие и влияние его на русский народ Значение славянского языка для развития Православия в России Первые русские Святые Борис и Глеб (1015) Преп. Феодосии Печерский (1074) Первые достижения и неудачи Церкви в России Нашествие татар 1237–1241 Значение Церкви в деле восстановления России Митрополиты всея Руси Преп. Сергий Радонежский (1314–1392) Куликово Поле (1380) Святитель Стефан Пермский († 1396) Москва 3-й Рим Русское благочестие Стяжатели и нестяжатели Победа стяжателей Преп. Максим Грек (1470–1556) Священник Сильвестр и боярин Адашев Св. Филипп (1507–1569) Царь Федор Иванович (1584–1598) Смутное время (1598–1613) Православная церковь под властью поляков Церковная уния Царь Михаил Федорович (1613–1645) и Патриарх Филарет († 1633) Недочеты русской жизни XVII века Прот. Стефан Вонифатьев и его ученики Патриарх Никон (1605–1681) Старообрядческий раскол Причины Никоновских Реформ Последствия раскола Московская Русь и Православная Церковь Глава Четвертая. Петербургская Империя и Православная Церковь 1682 – 1700 – 1917) Петр Великий (1682–1725) и Церковь Стефан Яворский и Феофан Прокопович Духовный регламент Святейший Синод Отношение народа к церковным реформам Итоги Петровских реформ Русская Церковь при преемниках Петра Великого Императрица Екатерина Вторая (1762–1796) Святитель Тихон Задонский (1724–1782) Паисий Величковский (1722–1794) Русская Церковь в царствование Александра I (1801–1825). Возврат к религии русского высшего общества Библейское Общество Отношение духовенства к Западу Преподобный Серафим Саровский (1759–1833) Царствование Императора Николая I (1825–1855) и начало славянофильства Обер-прокурор Протасов Митрополит Филарет Московский (1782–1867) Эпоха великих реформ. Царствование Императора Александра II (1855–1881) Церковь в эпоху Императора Александра II Обер-Прокурор Константин Петрович Победоносцев (1827–1907) Духовные дары Церкви России в XIX веке Возрождение монашеской жизни и старчества Оптина Пустынь Православие и народное просвещение Миссионерская деятельность Русской Церкви Макарий Глухарев (1782–1847) Иннокентий Вельяминов (1797–1879) Епископ Николай Японский (Касаткин) (1836–1912) Православие и русская интеллигенция Православие и русская литература В. С. Соловьев (1853–1900) Попытки церковных реформ, 1905–1906 гг Состояние Церкви накануне революции 1917 года Падение Империи в 1917 году и созыв Московского Собора 1917–1918 г Русская Церковь в годы советской власти Значение Церкви в истории русского народа Глава Пятая. Восточные .и Западные христиане и их взаимоотношения Первоначальное единство Церкви Христианские разделения Западное христианство и Рим Лютеранство и кальвинизм Западные не-римские католики Свободные Церкви Запада Разница между западным христианством и Восточным Православием Различные подходы к церковным разделениям Оценка Православной Церковью инославных Русская Церковь и раскол между восточными и западными христианами Католическая Польша и православная Украина Западные христиане и Московское государство в XVII веке Реформы Петра и рост влияния Запада на Русскую Церковь Вильям Пальмер в России Англикане и Русская Церковь Русское изгнание и западное христианство Экуменическое Движение Содружество св. муч. Албания и преп. Сергия Чему можем мы научиться и чему научить западных христиан Заключение. Истина христианства и церковные расколы Иисус Христос и Церковь Церковь свет мира Церковь в истории Причины церковных разделений Пути церковного воссоединения Евхаристия и восстановление христианского единства Вселенское единство Церкви и русское Православие Приложение. Содружество Св. Мученика Албания .и Преп. Сергия Радонежского Издания содружества Книги на английском языке Книги на русском языке Брошюры  

 

Посвящаю эту книгу

моей сестре

Софии Михайловне

3ерновой

Автор

31 – I –1952

Предисловие

Предлагаемая книга была задумана первоначально, как один из выпусков в серии книг о России, предназначенных для русской молодежи, выросшей за рубежом.

Идея подобного издания принадлежала покойному И. И. Фундаминскому и С. М. Зерновой, но им удалось выпустить лишь одну книгу К. В. Мочульского «Великие Русские Писатели 19-го века», изданную в 1938 поду от лица Центра Помощи Русским в Эмиграции и Содружества Св. Албания и Пр. Сергия.

Книга о русской Церкви должна была последовать за ней, но разразившаяся война 1939 года застала ее автора все еще за работой. Рукопись была закончена лишь в Декабре 1940 года, когда вся Западная Европа сотрясалась под ударами борящихся сторон.

Прекращение военных действий вновь сделало возможным печатание русских книг за рубежом, но изменившееся положение русской эмиграции и появление новых выходцев из Восточной Европы, потребовало значительной переработки матерьяла, и в настоящем виде книга предназначается не только для русской молодежи, но и для всех, желающих познакомиться с историей Православия и подойти к вопросам о причинах и следствиях разделений среди современных христиан.

Последние главы, посвященные изучению церковных расколов, касаются одного из самых трудных и спорных вопросов церковной жизни, и они неизбежно должны вызвать различные отзвуки у читателей. Как объяснение причин разделения, так и разработка пути для примирения являются лишь личным мнением автора, и он один несет за них всю ответственность.

Англо-Православное Содружество Св. Албания и Св. Сергия, которое, начиная с 1927 года работает для взаимного ознакомления Восточных и Западных христиан, включает лиц, держащихся различных взглядов по вопросу о церковных разделениях, и поэтому мысли авторов его изданий не могут быть суждением всего Содружества.

Руководители Содружества верят, однако, что события нашего времени поставили всех христиан перед задачей преодоления их разделений и первым шагом на этом пути должно быть всестороннее изучение тех причин, которые вызвали в прошлом расколы в их среде.

Содружество Св. Албания и Св. Сергия выражает свою признательность руководителям YMCA-PRESS за их содействие по выпуску этой книги в свет и надеется, что мысли, высказанные в данной книге, помогут дальнейшему обсуждению тех вопросов, которые могут быть разрешены лишь соборным голосом всей Церкви.

Введение. Иисус Назарянин и Христианская Церковь

Иисус Назарянин стоит в центре мировой истории. Его образ наложил свою неизгладимую печать на судьбы всего человечества. Год Его рождения явился рубежом между древним и новым миром, и летоисчисление, принятое в настоящее время большинством народов, не случайно начинается с этого величайшего события.

Вместе с тем Его значительность нельзя объяснить внешними обстоятельствами Его жизни. Он происходил из бедной семьи. Он воспитывался в Галилее, глубокой провинции Римской Империи. Свою короткую жизнь Он провел, главным образом, в пределах маленькой Палестины, где лишь в течение трех лет Он учил и исцелял собиравшихся вокруг Него людей, обращаясь преимущественно к низшим слоям ее населения.

Он потряс жизнь человечества не красноречием Своей проповеди, не блеском Своих дарований, не дерзновением Своих подвигов, а самой Своей личностью, которая была так необычайна, так непохожа на раздвоенную природу других людей, что одно соприкосновение с нею нередко перерождало человека и открывало перед ним новое знание о Боге, о самом себе и об окружающем его мире.

Самое поразительное в Иисусе Христе было Его утверждение, что Он есть Спаситель человечества, Единородный Сын Своего небесного Отца, пришедший на землю для освобождения людей от ига греха и для примирения их с Богом – Творцом Вселенной.

Только лица, потерявшие свой разум, могут уподоблять себя Божеству, но Иисус Назарянин не был безумцем. В Его словах и поступках была власть, недоступная другим людям, которая возрождала Его слушателей и приводила многих из них к вере в Него, как в Спасителя и Бога.

Всюду, где появлялся Он, начинались споры между теми, кто называл Его богохульником, и теми, кто признавал в Нем Искупителя, ожидавшегося Еврейским народом.

Это разделение, начавшееся при жизни Спасителя, продолжается до наших дней. Все человечество расколото на два лагеря, тех, кто признает и тех, кто отрицает, что Иисус Христос, будучи подлинным человеком, вместе с тем есть и истинный Бог.

Борьба между последователями Христа и Его противниками составляет основную тему новой истории. Как отдельные личности, так и целые народы, признавшие Иисуса Спасителем мира, выделяются из среды остальных людей рядом особенностей, характерных для высшей христианской культуры.

Иисус Христос поставил перед каждым человеком во всей его остроте вопрос об отношении Бога к страждущему, заблуждающемуся и все-таки ищущему Его человечеству. Встретившись со Христом, нельзя уклониться от ответа, был ли Он Творцом Вселенной, ради любви к людям, ставшим человеком, или же Он был лишь жалким обманщиком Себя и других.

Для того, чтобы иметь возможность правильно подойти к разрешению этой глубочайшей загадки истории, ее необходимо расчленить на, две части. Вопрос о личности Спасителя можно рассматривать, как с точки зрения возможности или невозможности столь необычайных событий, как появление Богочеловека на земле, а также со стороны доводов, которые приводят сторонники Иисуса Христа в защиту их утверждения, что Боговоплощение однажды имело место и что Христос был и Богом, и человеком.

Признание или отрицание возможности Боговоплощения зависит от характера веры в Бога. Если мир, действительно, сотворен всемогущим Богом, направляющим его по Своей свободной воле, то Боговоплощение становится теоретически мыслимым. Тот, кто создал человека, может Сам стать одним из людей. Вера в Бога, премудрого и всеблагого Творца Вселенной, таким образом, включает в себя и веру в возможность Боговоплощения. Однако, подобное заключение только подводит к основной трудности этой проблемы: а именно, к нашей готовности или неготовности признать Иисуса – Сыном Божиим, Спасителем мира.

Этот выбор не зависит, как думают некоторые, от достоверности чудес, описанных в Евангелии. Существуют люди, которые утверждают, что они поверили бы во Христа, если бы они получили бесспорное доказательство, что Иисус действительно совершил все, что приписывается Ему в Священном Писании.

Подобный подход к вопросу о Боговоплощении основан на непонимании значения чудес. Сам Иисус Христос никогда не совершал их для того, чтобы принудить людей признать Его Богом; Он утверждал, что Его последователи смогут творить даже большие чудеса1, чем те, которые привлекали к Нему множество людей. Больше того, Евангельский рассказ свидетельствует, что очевидцы Его чудес по разному относились к этим проявлениям Его власти над силами природы. Одни утверждались в вере в Спасителя, другие же, наоборот, еще больше ожесточались против Христа.

Иисус Христос никогда не насиловал человеческой воли и разума. Он призывал людей прислушаться к голосу своего сердца и, если оно отзывалось на Его проповедь о любви Бога к миру и загоралось ответным огнем веры и благодарности Творцу Вселенной, то только тогда Он предлагал следовать за Ним. Не в чудесах, а в самой Его личности раскрывается тайна Боговоплощения.

Христос был непричастен греху, и этим Он выделяется из среды, всех остальных людей. Его знание о Боге, сила Его любви и Его всепонимание, делают Его непохожим ни на одного другого человека. Принятие или отвержение Его, как подлинного образа того Бога, Которого то находит, то теряет каждый из нас в глубине своего мятущегося сердца, зависит поэтому не от необычайности событий, сопутствовавших Его проповеди, а от всепокоряющей силы истины и добра, исходивших от Него.

Спаситель мира, как в годы Своей земной жизни, так и во все последующие периоды истории, призывает каждого и всех сделать выбор между верою в Него и неверием, и мы все свободны ответить любовью, равнодушием или ненавистью на Его призыв стать Его учениками. Те из людей, которые следуют за Христом, вступают в новое сыновнее отношение с Творцом мира и в то же время становятся членами Церкви, семьи, состоящей из последователей Христа Спасителя.

Церковь есть хранительница веры в воплотившегося Бога и источник возрождения для ее членов. История Церкви, однако, глубоко трагична. Она окрашена не только в ликующие цвета торжества любви и правды, но она также омрачена богоборчеством, отступничеством и раздорами среди верующих.

Подлинная история Церкви не похожа на ту ее карикатуру, которую любят рисовать для невежд враги христианства, но она также далека и от того розового сентиментального представления о ней, которое распространено среди благочестивых, но плохо осведомленных ее членов.

Церковь, как и Сам Спаситель, не дает бесспорного доказательства своей Истины. Она ожидает от приходящих к ней дерзновенной веры в ее очистительную силу, и она призывает всех к подвигу самоотверженного служения. Она не обещает никому легкой победы; страницы ее истории наполнены поступками ее членов, несоответствующими учению Спасителя. Для многих наличие предателей и отступников среди христиан опровергает Истину Боговоплощения, но для тех, кто, не смущаясь этими искажениями, готов проникнуть глубже в тайну ее жизни, она открывает величайшие сокровища святости и мудрости, перед которыми тускнеет блеск внецерковных достижений человечества.

Летопись Церкви свидетельствует о таких подвигах любви, о такой пламенной вере, о такой несокрушимой надежде, которые остаются недоступными для тех, кто не вошел в ряды ее членов. Церковь была и будет камнем преткновения для всех, кто боится испытаний, кто ищет таких отношений с Богом, которые сняли бы с них бремя ответственности и свободы. Но та же Церковь была и будет неисчерпаемым источником вдохновения для людей верующих, что Бог ищет их творческого участия в деле преображения мира, и что, становясь христианином, человек не теряет своей свободы, а, наоборот, обретает этот дар, во всей его полноте, дар, который он может употребить в добро и во зло и который не отнимется от него до конца его земной жизни.

Ответ на вопрос, был ли Христос Богочеловеком, дан в опыте церкви, но для того, чтобы услышать его, нужно знать ее историю.

Церковь вошла в жизнь человечества подобно светильнику, внесенному в дом. Она рассеяла мглу суеверий и предрассудков и открыла смысл существования для уверовавших в нее. Но вместе с тем она же обнаружила весь ужас и уродство греха. Она есть свет горящий во тьме, она есть сила добра, находящаяся в непрекращающейся борьбе со злом, и эта борьба происходит не только во вне ее, но и внутри ее ограды.

Одной из самых соблазнительных черт ее бурной истории является потеря единства среди ее членов. Соперничество, зависть, лжеучения разорвали союз братской любви, связывавший вначале христиан, и в настоящее время вместо голоса Единой Церкви множество враждующих вероисповеданий стремятся убедить мир в истине Боговоплощения. Но, несмотря на это, беспристрастное изучение Истории Церкви все же дает ответ на вопрос, был или не был Иисус Назарянин Богом, родившимся на земле для спасения человечества.

* * *

1

Еванг. от Иоанна гл. XIV, ст. 12.


Источник: YMCA-PRESS и Содружество Св. Албания и преподобного Сергия Радонежского

Комментарии для сайта Cackle