Курс Церковного права. Том II

Источник

Том 1 →

Содержание

Предисловие

Часть 3. Догматическое изложение церковного устройства § 101. Порядок изложения Глава І. Общие начала церковного устройства§ 102. Общие начала римско-католического церковного устройства§ 103. Общие начала евангелического церковного устройства§ 104. Общие начала православного церковного устройства вообще и в России в особенности Глава IІ. Подробности римско-католической церковной организации§ 105. Центральная организация. Папа. Кардиналы. Курия и конгрегации. Представительство§ 106. Подчиненные должностные органы. Патриархи и примасы. Архиепископы и митрополиты. Епископы и вспомогательные при них учреждения: капитул, викарный архиерей, генеральный викарий, коадъютор§ 107. Вспомогательные органы епископа в местных подразделениях диэцеза. Архипресвитеры или сельские деканы. Сельские капитулы§ 108. Парохи и парохии Глава III. Подробности евангелической церковной организации§ 109. Центральная организации§ 110. Провинциальная церковная организация§ 111. Уездная или окружная церковная организация§ 112. Приходская организация Глава ІV. Устройство Русской Православной Церкви А. Центральная организация§ 113. Священный правительствующий Синод. Синодальная канцелярия§ 114. Обер-прокурор Св. Синода и канцелярия при нем § 115. Московская синодальная контора§ 116. Центральные учреждения для заведывания специальными отраслями церковного управления§ 117. Грузино-имеретинская синодальная контора Б. Епархиальная организация§ 118. Епархиальный архиерей. Кафедральный собор§ 119. Викарный архиереи§ 120. Епархиальная консистория§ 121. Попечительство о бедных духовного звания § 122. Правления духовных семинарий епархиальные съезды духовенства§ 123. Изъятия из епархиального ведомства В. Церковная организация в местных подразделениях епархии§ 124. Духовные правления§ 125. Благочинные и другие уполномоченные епископа в местных округах Г. Приходская организация§ 126. Приходское духовенство или причт§ 127. Прихожане Часть 4. Церковное управление § 128. Понятие о церковном управлении и порядок изложения Глава І. Учение о церковном законодательстве § 129. Различные виды церковного законодательства по его содержанию и органы церковного законодательства§ 130. Границы церковного законодательства Глава II. Учение о церковном надзоре § 131. Органы надзора§ 132. Средства надзора Глава ІІІ. Учение о церковном суде § 133. Порядок изложения А. Круг ведомства церковного суда I. Компетенция церковного суда по спорным делам§ 134. Предметы древне-церковного суда в языческой и в христианской римской империи§ 135. Круг ведомства церковного суда на западе § 136. Круг ведомства церковного суда пo делам, спорным в России II. Компетенция церковного суда по преступлениям § 137. Предметы древне-церковного дисциплинарного суда в языческой и в христианской римской империи§ 138. Круг ведомства церковного суда по преступлениям на западе § 139. Круг ведомства церковного суда пo преступлениям в России III. О церковных наказаниях § 140. Церковные наказания в языческой и в христианской римской империи§ 141. Церковные наказания западно-католического и евангелического церковного права§ 142. Наказания в Русской Православной Церкви Б. Церковное судоустройство и судопроизводство § 143. Церковное судоустройство§ 144. Церковное судопроизводство в языческой и в христианской римской империи§ 146. Церковное судопроизводство в России§147. Непосредственный архиерейский суд Глава ІV. Учение об управлении учительством и священнодействием А. Учительство§ 148. Распространение учения Б. Священнодействие§ 150. Богослужение или христианский культ вообще§ 151. Таинства крещения и миропомазания § 152. Таинства покаяния и причащения§ 153. Таинство священства Глава V. О браке в особенности § 154. Понятие о браке и отношение брачного института к церковному праву А. О препятствиях к браку (Impedimenta matrimonii)§ 155. Классификация препятствий§ 156. а) Неспособность или невозможность сознательного и свободного самоопределения воли§ 157. б) Отсутствие требуемого законом возраста (impedimentum аetatіs)§ 158. в) Физическая неспособность (impedimentum impotentiae)§ 159. г) Связанность существующими брачными узами (impedimentum ligaminis)§ 160. д) Духовный сан и монашество (imped, erdinis и imped, voti castitatis)§ 161. е) Различие религии (impedimentum disparitatis cultus)§ 162. ж) Преступление (impedimentum criminis)§ 163. з) Родство и свойство (impedimentum consanguinitatis et affinitatis)§ 164. Препятствия, препятствующая только (impedim. impedientia tantum)§ 156. Диспензация от препятствий к браку Б. Форма заключения брака § 166. Заключение брака в языческой и в христианской римской империи§ 167. Заключение брака на западе; католический церковный брак и протестантский. Гражданский брак§ 168. Заключение браков в России В. Прекращение брака § 169. Прекращение брака в первые века христианства§ 170. Прекращение брака при христианских императорах§ 171. Прекращение брака по римско-католическому церковному праву§ 172. Прекращение брака пo евангелическому церковному праву§ 173. Прекращение брака пo русскому праву Глава V. Учение об управлении церковными должностями § 174. Замещение церковных должностей в римской империи и пo римско-католическому церковному праву§ 175. Замещение должностей в евангелической церкви§ 176. Замещение должностей в Русской Православной Церкви§ 177. Учреждение, упразднение и изменение церковных должностей Глава VІІ. Учение о церковных обществах § 178. Содержание главы§ 179. Монастыри§ 180. Общества и братства§ 181. Приходские попечительства Глава VIII. Учение о церковном имуществе § 182. Положение церкви в области частного права§ 183. Историческое развитие имущественной правоспособности церкви § 184. Субъект права собственности в церковном имуществе§ 185. Объект церковной собственности§ 186. Средства содержания духовенства§ 187. Управление церковными имуществами Приложение к частям III и IV курса церковного права Краткое изложение устройства и управления римско-католической, евангелической и армяно-грегорианской церквей в России § 188. Устройство и управление римско-католической церкви§ 189. Устройство и управление евангелической церкви в России Часть 5. Внешние отношения церкви Глава І. Отношения между церковью и государством § 191. Отношение христиан к государственной власти пo Св. Писанию§ 192. Отношение христианской церкви к языческой римской империи§ 193. Отношение христианской церкви к римскому государству при христианских императорах. Византинизм§ 194. Теоретические воззрения выдающихся представителей духовной иерархии и в особенности Св. Августина Иппонского§ 196. Иерократическая система средних веков. Галликанизм§ 197. Влияние идей религиозной реформации и естественного права на церковно-государственные отношения. Государственная церковность (Staatskirchenthum). Иозефинизм§ 198. Французское революционное законодательство и североамериканская система отношений между государством и церковью§ 199. Теория христианского государства§ 200. Теория правового государства (rechtsstaatliche The­orie)§ 201. Отношения между государством и православной церковью в России Глава ІІ. Отношение церкви к другим религиозным обществам и отдельным лицам, к ней не принадлежащим § 202. Принципиальные отношения§ 203. Положение разноверцев и христианских еретиков в христианской римской империи§ 204. Религиозная нетерпимость на западе в средние века§ 205. Постепенное установление начал веротерпимости со времени реформации§ 206. Юридическая классификация различных степеней допускаемого государством осуществления религии§ 207. Относительное положение православной церкви и других религиозных обществ в Российской Империи Добавления  

 
Предисловие

Второй том курса церковного права обнимает собой догматическое изложение церковного устройства, учение о церковном управлении и учение о внешних отношениях церкви. Последние два учения содержат в себе и исторический, и догматический элементы, между тем как все, относящееся до исторического развития церковной организации, предпослано в первом томе. Основной порядок, которому я следую в изложении отдельных частей курса, остается неизменно тот же самый, которого я держался в первом томе. За исключением третьей части, имеющей догматический характер, в остальных отправной точкой для меня служит положение того или другого института или вопроса в древней церкви и в римско-византийской империи, после чего показывается ход развития соответствующего института в западном, как католическом, так и в евангелическом церковном праве, и в заключение уже излагается действующее русское право. Сравнительный прием употреблен мной и в третьей части, при догматическом изложении церковного устройства. Объясненный порядок изложения оправдывается не только общими соображениями о полезности и целесообразности историко-сравнительного метода, но и важным значением западной науки для русского церковного права. Западное церковное право, научно разработанное, дает возможность русскому православному ученому установить и классифицировать научные понятия, без которых восточное, вообще, и русское, в особенности, церковное право представляло бы лишь груду материала, не оживленного и не освещенного никакой научной мыслью. Долг русского православного учёного я поставлял не в том, чтобы, наперекор истории и действительности уверять читателя и слушателя в существовании несуществующей науки церковного права в России, а в том, чтобы воспользоваться научными принципами, насколько они выяснились и установились в истории общечеловеческой культуры, для внесения посильной доли в важное дело построения русской науки церковного права на пользу православной церкви и на благо отечеству.


Источник: Курс церковного права / Н.С. Суворов – в 2-х томах. – Ярославль: Типо-литография Г. Фальк. 1889–1890. / Т. 2 . 1890. – 515 с.

Комментарии для сайта Cackle