Азбука веры Православная библиотека профессор Михаил Эммануилович Поснов Слово в день св. Иоанна Богослова. Любовь, как начало истинного Боговедения и основа христианской просветительской деятельности

Слово в день св. Иоанна Богослова1. Любовь, как начало истинного Боговедения и основа христианской просветительской деятельности

Источник

«Бог любы есть... И всяк любяй... знает Бога.

А нелюбяй не позна Бога.» Ин.4:7–8.

«Чадца моя, не любим словом,

ниже языком, но делом и истиною»

Ин.3:18.

В настоящий торжественный и многознаменательный день наша высшая богословская школа светло празднует память святого и величайшего Богослова, своего Покровителя, Евангелиста Иоанна. Мы молитвенно чествуем того, кому Духом Святым были открыты «вся глубины Божия» и «тайны царствия». Мы с благоговением обращаемся к руководству того, кто более полвека распространял благовествование Христово, в союзе мира и любви, среди «людей безответных», «разгоняя належащую мглу языков»... Как сие «истинно, честно, праведно, прелюбезно и доброхвально». В самом деле, у кого же и поучиться высоте истинного богословствования, как не у того, который всею вселенскую церковию признан Богословом по преимуществу, «Зрителем неизреченных откровений и Сказателем вышних Божих тайн». У кого же позаимствовать наставлений для дела просвещения ближних, как не у того, кто призвал к соединению с иудео-и-языко-христиан, передал церковь «девою чистою» мужам апостольским и умер со словами любви на устах!

Но св. апостол Иоанн потому был первым совершеннейшим богословом, завершительным камнем свода церкви – богооткровенной истины и христианской жизни, что его сердце горело любовью к Богу и к ближним, было полно небесного чувства и пламени божественного. Ибо любовь есть начало истинного боговедения (и благочестия) и главная основа христианской просветительной деятельности.

«Будем любить Его (т. е. Бога), потому что Он возлюбил нас», поучает св. апостол Иоанн. В этом заключается вся сущность христианства. Любовь Божия к нам – вот главный предмет христианского вероучения; наша любовь к Богу – вот основа христианского нравоучения, корень всех добродетелей. – «Бог любы есть». Любовь является внутренним содержанием божественной жизни. Бог Отец любит Сына и предвечно рождает Его. Бог Сын любит Отца и творит волю Его. Плод Их любви – Святой Дух, Который предвечно исходит от Отца. Внешним отражением внутренней полноты божественной жизни является мир: мир и человек вызваны из небытия к бытию по действию божественной любви. Но особенно обильно излилась любовь Божия в тайне искупления, когда «Господь не пощадил Единородного Сына Своего, но за нас предал Его» на смерть крестную. – Если Бог есть любовь, если все Его действия в мире суть плод любви, то только любящий может познать Бога. «Иисус Христос средоточие нашей веры, – скажем словами великого святителя русской церкви, – по любви принес Себя в жертву за спасение людей: как же можно уразуметь тайну сея жертвы, не зная силы любви? Благодать Духа Святого приходит от любви Бога Отца и Сына и производит сыновнюю любовь к Богу Отцу и Сыну: можно ли быть причастником сея благодати без любви? Любовь по сему самому есть ключ ко всем таинствам веры.» 2 – Но любовь человека к Богу является делом необычайным, превышающим человеческое разумение. Любить можно лишь то, что видел и знаешь. Как же можно любить Бога, Которого никто не видел и видеть не может и Который бесконечно возвышается над человеком? Св. Евангелист Иоанн поучает нас, что мы должны любить Бога потому, что Он, «первее возлюбил есть нас». Он первый явил нам доказательство своей любви к нам. Любовь Бога особенно выразилась в том, что он послал в мир Единородного Сына Своего. Зная о всех делах бесконечного милосердия и неизреченной любви Бога Отца, видевши Его возлюбленного сына, мы чрез это видели и познали Отца и должны любить Его. Так, в Боге и для Бога мы должны любить все творение Божие, насколько в Нем открылась «присносущная сила Его и Божество». Мы должны прежде всего любить своих ближних, потому что в них «божество» открылось в большей степени, чем в других тварях. И нельзя поэтому любить Бога и в то же время ненавидеть брата своего. «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть.» Нельзя даже, любя Бога, не милосердовать о тварях Его. «Блажен, иже и скоты милует.» Недаром величайшие носители духа христианской любви считали исполнением долга (любви) попечение о зверях земных. Как известно, недавно прославленный русской церковью преподобный Серафим Саровский кормил медведей.

Как ни ясно показывает Св. Иоанн Богослов тесную связь между заповедью о любви к Богу и ближним, однако даже и теперь, по прошествии 18-ти веков, возможно искреннее сознание со стороны некоторых, что они из двух главных заповедей закона заботятся об исполнении лишь второй – о любви к ближним. Существуют, впрочем, и такие, которые забывают эту вторую заповедь. И теперь еще возможно отстаивание такого «высшего служения» Богу, при котором заповедь о любви к ближним не считается непосредственною, прямою обязанностью христианина; все заботы о благе ближнего считаются лишь «подельем» (после дела). Мы же, последуя неложному слову вселенского Богослова, будем утверждать единство обеих заповедей – и о любви к Богу и о любви к ближним. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брат своего.» 1Иоан. IV. 20 – 21. Уже законник ветхозаветный пришел к сознанию, что вторая заповедь, т.е. о любви к ближним, «подобна» есть (Ме. XXII, 39) первой, т.е. заповеди о любви к Богу. Но христианин должен смотреть глубже: он должен видеть в заповеди о любви к ближним ту же заповедь о любви к Богу, только выраженную в форме, доступной для его исполнения.

Заповедь о любви к ближним, как выражение заповеди о любви к Богу, прежде всего требует от нас заботиться о духовных благах ближнего, а потом уже о вещественных. Мы готовимся к тому, чтобы заботиться о духовных нуждах ближних. Вся задача нашей жизни – просвещать находящихся в неведении или заблуждающихся и утверждать колеблющихся. В этом весь смысл и оправдание нашей жизни. В этом избранный нами путь к Царствию Божию. Но как при приобретении знаний, так и при сообщении их главную силою является не разум, а любовь. «Разум кичит, а любы созидает». «Знание, говорит Св. Иоанн Златоуст, имеет нужду в любви... Кто имеет знание, не имея любви, тот не только ничего не приобретает, но часто теряет то, что имеет... Я не запрещаю, говорит св. отец, иметь совершенное знание, но заповедую иметь его вместе с любовью; иначе оно не только бесполезно, но и вредно.» 3 «Ни разнообразие познаний, ни образованность, ни красноречие не покорят сердец твоих слушателей; на твою долю достанутся, быть может, похвалы, известность и внешние отличия, но приобрести брата (Мф.18:15) спасти душу от смерти (Иaк.5:20), ты не будешь в силах.» 4 Это потому, что действенность христианской проповеди состоит «не в препретельных человеческия мудрости словесех, но в явлении духа и силы» (1Кор.2:4). И такою силою является именно любовь, как начало созидающее. Но эта любовь, чтобы быть истинной, должна глубоко проникать в сердце человека, обнимать все существо его. «Не любим словом, ниже языком, но делом и истиною». Истинная любовь должна быть «долготерпеливую, милосердствующею и николиже отпадающею». Такая любовь требует отречения от страстей и уничтожения пороков. – Истинная любовь, соединенная с доброй совестью, подскажет, какие средства употреблять в деле просвещения ближних, чтобы они согласны были с духом Христова учения и отвечали истинной цели – возрождению человеческого сердца. Думаем, напр., что с духом христианской любви не согласны и не достигают своей цели всевозможные «прения о вере», – будут ли то простые «беседы» миссионера с раскольническими и сектантскими начетчиками, или хитроумные рассуждения высокообразованных людей.

Конечно, никто не может сомневаться в том, что при всяком деле, а тем более в просветительной христианской деятельности необходима любовь. Несравненно более затруднений в том, как приобрести эту любовь. Как победить свою греховную природу? Как отречься от гордости, исключительности, самолюбия и чувственности? Как полюбить ближнего? Св. ап. Иоанн научает нас, что при искреннем твердом намерении, можно победить и свою греховную природу. Средством для этого является, при содействии благодати Божией, христианское самовоспитание, – приобретение доброго настроения и выработка нравственного характера. Мы должны более всего помнить о том, наставляет нас Наперсник Иисусов, что Бог «первее возлюбил есть нас» и настолько сильно, что «по нас душу свою положи». То есть, мы должны попытаться измерить всю величину и глубину любви, которая открылась нам в Иисусе Христе. Мы должны помнить, что Бог возлюбил нас в Своем Сыне и возлюбил такими, какими мы бываем, какими Он нас видит и ныне, со всем нашим ничтожеством и пороками, столь отделяющими Его от нас. Он нас возлюбил до жертвы, до креста. Будем постоянно помнить об этой тайне спасения. Этого источника любви мы не исчерпаем никогда. Чем более мы будем думать о том, что Бог явил нам во Христе, тем скорее мы почувствуем в себе тот источник воды живой, который не иссякнет во веки: любовь рождает любовь. Для образования в себе доброго настроения, кроме непрестанного памятования о любви Божией к нам, мы должны устремлять свое внимание преимущественно на светлые, радостные стороны жизни. Что зло в жизни есть, и даже очень много его, это не подлежит сомнению. Но смысл жизни не в том, чтобы отыскивать и собирать зло, а, напротив, в том, чтобы вызывать и «возгревать» добро, т.е. увеличивать его. Достойно внимания, одни и те же люди, одно и то же общество одному кажутся, и на самом деле бывают, добрыми и содержательными, а для другого – ничтожными и пустыми. – Доброе христианское настроение важно потому, что все наши дела и поступки суть выражение наших дум, хотений и намерений. Поэтому если мысли наши добрые, светлые, то такими же должны быть и наши действия. Так должно бы быть, но, к сожалению, не всегда так бывает. Часто мы делаем не то доброе, которого хотим, а то злое, которого не желаем. Это потому, что в нашей греховной природе живет «ин закон» и влечет нас ко злу. Чтобы бороться с этим греховным направлением нашей природы, необходимо выработать в себе нравственный характер; вопреки греховным наклонностям – создать в себе добрые навыки. Конечно, это очень трудно, но не невозможно. Святые были «подобострастны» нам (Ср. Иак.5:17), но удостоились прославления. И чествуемый ныне нами Апостол любви, преисполненный высшего благоговения, небесной нежности и смиренной кротости, получал от Спасителя уроки терпимости, милосердия и смирения, принимал их с благоговением и победил свою греховную природу, сделавшись великим учителем новой заповеди Спасителя. Но скажет кто, св. апостол Иоанн, как и прочие Апостолы и праведники (Ср. Иак. V, 17) жили во времена отдаленнейшия, при исключительных условиях и были натурами богато одаренными; можно ли нам, обыкновенным людям, в нынешние времена, при изменившихся условиях жизни, поднять на себя подвиг самоотречения? Мы не будем перечислять вам многочисленные сонмы подвижников, уже живших после времен апостольских, для этого у нас не хватило бы ни времени, ни сил; мы не будем вообще обращаться к «дням древним», но укажем вам на известных питомцев нашей Академии, прославленных всею русской церковью – свв. Феодосия Черниговского, Дмитрия Ростовского и Иннокентия Иркутского. Вот св. мужи весьма близкие нам по времени жизни и родные по духу и плоти. Они наши русские и более близки нам, чем миллионы теперь живущих. Они прошли тот же путь школьного образования и воспитания, какой и мы. Они воспитанники высшей духовной школы и именно нашей. Если они победили свою греховную природу и воплотили в своей жизни любовь Христову, то почему не можем сделать этого и мы?...

Итак, братие, напоминаем вам заповедь древнюю, даже вечную, но в то же время и новую: возлюбите Бога, возлюбите своих ближних, возлюбите все творение Божие! Эта заповедь древняя, ибо самый мир, как и человек, – явились к бытию по благости и любви Божией. Эта заповедь вечная: ибо любовь есть внутренняя жизнь Святой Троицы. Эта заповедь новая, ибо она подтверждена новым примером неизреченной Божественной любви – крестною смертью Единородного Сына Божия за грешный род человеческий. Новая она и потому, что появляются и прославляются церковью новые и новые угодники Божии, воплотившие в своей жизни эту великую заповедь. На этой заповеди утверждаются и к ней взывают закон и пророки. Все достоинство жизни человека должно определяться тем, насколько каждый успевает в исполнении заповеди о любви. А конец жизни всякого верующего – настолько возлюбить Бога, чтобы сделать свое сердце достойным жилищем Духа Божия, чтобы Отец и Сын вошли в храмину нашей души и сотворили в ней обитель. Аминь.

Михаил Поснов

* * *

1

Произнесено на литургии в Киево-Братском монастыре, в день Академического храмового праздника

2

Архиепископ Иннокентий. Сочинения. Т. 5. Издание Вольфа. 1901г. стр. 197

3

Беседы на 1-ое послание к Коринфянам, гл. VIII, 1.

4

Еписк. Антоний (Храповицкий). Полное собрание сочинений. Т. 1. Казань. 1900, стр. 179.


Источник: Поснов М.Э. Слово в день св. Иоанна Богослова 1. Любовь, как начало истинного Боговедения и основа христианской просветительской деятельности // КТДА. 1903. С. 230-237.

Комментарии для сайта Cackle