Пир десяти дев или о девстве

Источник

Речь I. Маркелла Глава I. Трудность и превосходство девства. – Упражнение в учении необходимо для дев. Глава II. Девство – небесное растение, поздно узнанное. – Как устроено возвышение человека к совершенству. Глава III. Браки с сестрами прекращены обрезанием Авраама. Со времен пророческих отвергнуто многоженство. Самая супружеская чистота ограничена. Глава IV. Один Христос научил девству, открыто предсказывая царство небесное. Уподобление Богу должно совершаться при свете божественных добродетелей. Глава V. Христос, сохранив плоть нерастленною в девстве, побуждает к соблюдению девства. Небольшое число девственников в сравнении с множеством других святых.

  

Речь II. Феофила Глава I. Похвалою девству не уничтожаются браки. Глава II. Рождение подобно образованию первой Евы из ребра и кости Адама. – В обыкновенном рождении Бог есть Создатель людей. Глава III. Толкование места из Писания. Незаконнорожденные бывают не только верующими, но иногда и предстоятелями. Глава IV. Объяснение человеческого рождения и действия в нем Божия. Глава V. Святой Отец продолжает изъяснять тот же предмет. Глава VI. Попечение Божие и о незаконнорожденных людях. – Им даны Ангелы хранители. Глава VII. Разумная душа – от самого Бога. Девство – не единственное благо, хотя лучшее и предпочтительное.

  

Речь III. Фалия Глава I. Сравнение слов книги Быт.2:23, 24, с словами Ап. Павла в послании к Еф.5:28–32. Глава II. Переходы в речах Ап. Павла. – Характер его учения, не заключающего в себе никаких противоречий. – Небезопасно обращать все в аллегорию. Глава III. Сравнение первого и второго Адама. Глава IV. Продолжение о том же предмете. Глава V. Изъяснение места из пророчества Иеремии. Глава VI. Целостное число духовных овец. Человек – второй после Ангелов лик во славу Божию. Объяснение притчи о погибшей овце. Глава VII. Дела Христовы, свойственные Богу и человеку, принадлежат Ему самому, как единому. Глава VIII. Кости и плоть Премудрости. Ребро, из которого образована духовная Ева, есть Дух Святый. Жена, помощница Адама, есть обрученные Христу девы. Глава IX. Действие благодати в Апостоле Павле. Глава X. Учение того же Апостола о целомудрии. Глава XI. О том же предмете. Глава XII. Павел – пример для вдовых и тех, которые могли бы не иметь жен. Глава XIII. Объясняется учение Павла о девстве. Глава XIV. Девство есть дар Божий, и решимость на него не всяким безрассудно должна быть принимаема.

  

Речь IV. Феопатра Глава I. Необходимо прославлять добродетель всякому, у кого есть к тому способность. Глава II. Целомудрие и девство даны Богом в охрану людям, чтобы они избавлялись от нечистоты пороков. Глава III. Объясняется псалом Давида: На реках Вавилонских и пр. Что означают арфы, повешенные на вербах? Верба – символ девства. Вербы, напоенные водами. Глава IV. Писатель продолжает объяснения того же места. Глава V. Свойства девственниц, которыми украсившись они усвояются одному мужу – Христу. Глава VI. Девство везде и всегда должно быть соблюдаемо и восхваляемо.

  

Речь V. Фаллуса Глава I. Обет девства есть великое приношение. Глава II. Что значит принесение Авраамом в жертву трилетней телицы, трилетней козы и трилетнего овна? Всякий возраст должен быть посвящаем Богу. Трикратная смена стражи и наш возраст. Глава III. Самое лучшее – с детства упражняться в добродетели. Глава IV. Какой же обет и посвящение Богу – совершенны? Глава V. Обет девства и постановление о нем в законе. Виноградные лозы – Христос и диавол. Глава VII. Церковь находится в средине между тенями закона и небесными истинами. Глава VIII. Два жертвенника – вдовы и девы. Золото – символ девства.

  

Речь VI. Агафа Глава I. Превосходство девы, соблюдающей свою красоту. Душа создана по подобию образа Божия, т.е. Сына. Диавол – обольститель души. Глава II. Притча о десяти девах. Глава III. Стремление и предначинания к девству бывают одинаковы, а последствия различны. Глава IV. Что значит елей в светильниках? Глава V. Награда девства.

  

Речь VII. Прокилла Глава I. Какой истинно-достойный способ хваления? Отец больше Сына по силе начала, но не по существу. Девство – лилия. Души верных и девы; единая невеста единого Христа. Глава II. Объяснение места из Песни Песней: 4:9–12. Глава III. Девы, как мученицы, занимают первое место между близкими ко Христу. Глава IV. Объяснение места из книги Песнь Песней, 4:7–8. Царицы – души святых, живших до потопа. – Сожительницы – души пророков. – Божественное семя для рождения духовных плодов в книгах пророков. – Как бы тайный брак Слова с пророческими душами. Глава V. Шестьдесят цариц: почему исчислено шестьдесят, и почему они названы царицами? Превосходство святых первого века. Глава VI. Кто такие восемьдесят сожительниц? Преподанное пророками учение о воплощении. Глава VII. Девицы – древние праведники. Церковь – единственная невеста, превосходнее всех прочих. Глава VIII. Человеческая природа Христа – единственная голубка Его. Глава IX. Девы следуют непосредственно за царицею и невестою.

  

Речь VIII. Фекла Глава I. Производство снова παρθενία (девство) в смысле почти обожествления. Добродетель (αρετή) почему так называется? Глава II. Высокий образ мыслей и твердость святых дев. Вступление дев в блаженные обители прежде других. Глава III. Жребий и наследие девства. Глава IV. Увещание к соблюдению девства. – Предлагается объяснение места из Апок.12:1–6. Глава V. Жена, рождающая при враждебном драконе, есть Церковь; ее священнослужение и благодать. Глава VI. Дело Церкви – рождение детей в крещении. Она как бы свет луны при крещении. – Полнолуние страдания Христова. Глава VII. Рождение от жены в Апокалипсисе есть рождение не Христа, а верующих – в крещении. Глава VIII. Мужи суть верующие, в крещении уподобляющиеся Христу. – Святые сами – помазанники. Глава IX. Сын Божий, Который сам всегда существует, ныне рождается в душах и чувствах верующих. Глава X. Дракон – диавол. – Звезды, увлеченные с неба хвостом дракона, – еретики. – Числа Троицы, т.е. исчисление лиц Ее. – Заблуждение касательно их. Глава XI. Жена, родившая сына и живущая в пустыне, есть Церковь. – Пустыня дев и святых. – Совершенство чисел и тайн. – Равенство и совершенство числа шести. – Приложение числа шести ко Христу. – Из этого же числа создание мира и вся стройность его. Глава XII. Девы приглашаются к подражанию Церкви, живущей в пустыне и побеждающей дракона. Глава XIII. Седмь диадим зверя низлагается победоносным девством. Десять рогов дракона – противоположные десяти заповедям пороки. Мысль о судьбе – величайшее зло. Глава XIV. Учение математиков, поколику оно относится к познанию звезд, не совсем достойно отвержения. – Двенадцать знаков Зодиака – названия баснословные. Глава XV. Доказательства от новизны судьбы и рока. – Древние люди – золотой род. – Сильные доказательства против (веровавших в рок) математиков. Глава XVI. Другие многочисленные доказательства, направленные против тех же математиков. Глава XVII. Желания плоти и духа: порок и добродетель.

  

Речь IX. Тисиана Глава I. Девство – главное украшение истинной кущи. – Что означает седмь дней, предписанных Иудеям для празднования кущей? – Неизвестность предела этого седмеричного числа, и никому не открыто, когда совершится будущее окончание мира. – Устройство мира еще продолжается. Глава II. Прообраз, образ, истина, – закон, благодать, слава. Человек создан бессмертным. – Смерть введена для истребления греха. Глава III. Каким образом каждый должен приготовляться к будущему воскресению? Глава IV. Ум, очистившись от пороков, становится проницательнее. Украшение души и порядок добродетелей. Любовь – ветвиста и плодовита. – Девство – крайнее из всех украшений. – Самое пользование браком должно быть целомудренно. Глава V. Тайна кущей.

  

Речь X. Домнина Глава I. Одно девство производит и совершает то, что душа управляется наилучшим образом. Глава II. Изъяснение места Судей 9:8–15. Аллегорическое сказание о деревьях, искавших себе царя. Глава III. Терновник и агнос – символ девства. – Четыре Евангелия, т.е. провозвестия или правила, руководящие ко спасению. Глава IV. Закон недействителен для спасения. – Последний закон девства под видом терновника. Глава V. Подражательная во всем злоба диавола. – Два рода смоковниц и виноградных лоз. Глава VI. Тайна видения пророка Захарии.

  

Речь XI. Арета Глава I. Истинных и непорочных девственниц – немного. – Девство – подвиг. – Фекла – главнейшая из дев. Глава II. Фекла стройно поет песнь, а прочие девы подпевают ей. Иоанн Креститель – исповедник девства. Церковь – невеста Божия, непорочная дева. Глава III. Кто лучше: воздержные ли, или обладающее невозмутимостью души? Опасность борьбы у девственников. – Счастье невозмутимости. – Чистые и спокойные души – божественны и узрят Бога. – Добродетель, испытанная искушениями, заслуживает предпочтение.

Введение. Цель сочинения. – Путь к раю. – Изображение и олицетворение добродетели. – Агнос – символ девства. – Маркелла – старшая и первая между девами Христовыми.

Еввул. Очень благовременно пришла ты, Григора; я недавно искал тебя, желая узнать, какие были речи о девстве в обществе Маркеллы и прочих дев, собравшихся тогда на пиршество. Они, говорят, так великолепно и сильно рассуждали между собою, что не опустили ничего, необходимо относящегося к этому предмету. И так, если ты пришла для чего-нибудь другого, то отложи это до другого времени, а теперь не поленись рассказать по порядку все, о чем мы просим тебя.1

Григора. Кажется, я обманулась в своей надежде, так как кто-то другой уже наперед рассказал о том, о чем ты спрашиваешь. Я думала, что ты еще ничего не слыхал о происходившем, и очень восхищалась и утешалась тем, что первая расскажу тебе. Потому я и поспешила скорее придти сюда к вам, опасаясь этого самого, чтобы кто-нибудь другой не предупредил меня.

Еввул. Успокойся, блаженная; мы ничего обстоятельно не узнали о происходившем. Говоривший не мог объяснить ничего более, кроме того, что происходили разговоры, а какие и как, он не мог отвечать на вопросы.

Григора. И так, если за этим я пришла сюда, хотите ли вы слышать обо всем сказанном с самого начала, или мне иное опустить, а припомнить только то, что найду достойным вспоминания.

Еввул. Нет, Григора, расскажи нам с самого начала, и о собрании, где оно происходило, и о яствах приготовленных, и о себе самой, как ты возливала вино, а они «…кубки приемля златые, чествовали друг друга, на великое небо взирая»2.

Григора. Ты всегда искусен в беседах и очень любознателен, так что просто всех превосходишь.

Еввул. Не время теперь, Григора, спорить с тобою об этом; о чем просим тебя, о том расскажи нам, как происходило с самого начала, и не иначе.

Григора. Постараюсь. Но наперед ты сам ответь мне: знаешь ли ты дочь Философии – Арету?3.

Еввул. Что же?

Григора. В ее сад, находящийся на востоке, мы были приглашены срывать созревшие плоды, и отправились, именно: я (мне рассказывала Феопатра, от нее я слышала), Прокилла и Тисиана, каким, Григора, утесистым, трудным и крутым путем мы проходили! – Когда же мы приближались к тому месту, – продолжала Феопатра, – то нас встретила какая-то величественная и благообразная, молча и благопристойно выступавшая женщина, одетая в весьма светлую, как бы из снега, одежду; вся она была по истине некоторою божественною и дивною красотою; стыдливость с великою важностью выражалась на лице ее. Такой взгляд страшный, соединенный с приятною кротостию, – говорила она, – не знаю видала ли я когда-нибудь. Она была совершенно без прикрас и не имела ничего неестественного. Подошедши с великою радостию, она каждую из нас, как мать, увидевшая после долгого отсутствия, обняла и поцеловала, и говорила: дщери мои, ко мне, сильно желающей ввести вас в сад нетления, с трудом пришли вы, испытав на пути различные опасности от змей; я, наблюдая, видела, как часто вы уклонялись, и боялась, чтобы вы, как-нибудь сбившись с дороги, не погибли в утесах; но благодарение Жениху, которому я обручила вас, дети мои (2Кор.11:2), который помог устроиться всему по желаниям (нашим)! Между тем как она говорила это, мы, – говорила Феопатра, – достигли ограды, так как двери еще были открыты (Мф.25:10), и нашли уже пришедших Феклу, Агафу и Маркеллу, намеревавшихся приступить к ужину. Тогда, – говорила она, – Арета сказала: войдите и вы возлечь здесь на ряду с этими вашими подругами. Всех же нас пировавших там, я думаю, – говорила она мне, было числом десять 4. Самая местность была чрезвычайно красивая и исполненная великой приятности. Благорастворенный воздух, озаренный чистыми лучами света, легко колебался; по средине ключ тихо, подобно елею, источал приятнейшее питье; вытекающая из него прозрачная и чистая вода составляла источники, а эти, разливаясь рекою, напаяли всю местность, доставляя обильную влагу. Были там различные деревья, изобилующие свежими осенними плодами, которые, вися, представляли одну прекрасную картину; также всегда цветущие луга, усеянные благоухающими и разнообразными цветами, от которых ветер нежно разносил приятнейший запах. А вблизи находился агнос5, высокое дерево, под которым мы расположились, так как оно было весьма широко и тенисто.

Еввул. Ты, блаженная, изображаешь второе райское жилище.

Григора. Ты говоришь правду. И так, когда мы насладились всякими яствами и различными сладостями, так что не оставалось никаких приятностей, тогда – говорила она – вошла Арета и предложила следующее: отроковицы, краса моего радушия, прекрасные девы, возделывающие непорочными руками нетленные сады Христовы; уже довольно было яств и угощения; всего у нас достаточно и с избытком. Чего же еще хотелось бы мне, и чего я ожидаю? Того, чтобы каждая из вас сказала похвальную речь девству. Пусть начнет Маркелла, так как она сидит первою и притом старше других. Когда же она прекрасно исполнит это дело, то я почту за стыд для себя, если не сделаю ее примером подражания, увенчав чистым венком мудрости. Таким образом, помнится мне, – говорила она, – Маркелла тотчас и начала говорить следующее.

* * *

1

В подлиннике: καργιας – сердца, вм. κοιλίας, как читается в Библии.

2

В подлиннике: τιμωσιν – почитают, вм. μιμούνται, как читается в Библии.

3

Прибавленные слова: «имя Его и» – читаются в некоторых списках Апокалипсиса.

4

По переводу 70 толковников.

5

В подлиннике: οκήνωα, выражение заимствованное из посланий св. Апостолов Петра, 2Пет.1и Павла, 2Кор.5:1.


Источник: Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика : [Пер. и предисл. А.И. Сидорова, Е.А. Карманова]. - [Репр. изд.]. - Москва : Паломник, 1996. - Х, 211, 391 с. (Библиотека отцов и учителей церкви; 4). / Пир десяти дев или о девстве. 25-140 с.

Комментарии для сайта Cackle