Святой апостол Фома

Источник

Христос Спаситель принёс на землю Евангельское учение, Своими страданиями Он искупил род человеческий, а вознесением на небо открыл доступ в Небесные обители. Он проповедовал в окружении Своих учеников и множества народа. Протоиерей Л. Ролдугин пишет: “Все Апостолы были призваны Господом к единому деланию – созиданию Царства Небесного в душах людей. Но каждый из Апостолов по-своему избрал Господа, по-своему любил Его, по-своему исполнял дело Божие”1. Среди ближайших последователей Спасителя был апостол Фома.

Он был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Христа Спасителя, он всё оставил и последовал за Ним, войдя в число Двоенадесятицы святых Апостолов Христа Спасителя. По свидетельству Священного Писания, святой Апостол не поверил другим ученикам, видевшим воскресшего Христа: Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры (Ин 20:25). На восьмой день после Своего Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал ему Свои раны. В ответ Апостол воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28). Сдержанность и сомнение апостола Фомы послужили к уверению его самого и к укреплению веры других. Современный исследователь пишет, что у апостола Фомы наблюдается внутреннее родство “с апостолом Петром”2. Святой апостол Фома, первоначально проявивший сомнение, в последующее время Божественным Промыслом ревностно обошёл со проповедью Евангелия почти всю землю, возвещая Слово Божие различным народам.

Церковный историк Евсевий Памфил говорит, что после “Воскресения Христа из мёртвых и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христово”3. Затем все Апостолы продолжили проповедь, начатую Христом, но уже не в Иерусалиме, а в различных частях мира. “Святые же Апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия”4. Называются различные регионы, где проповедовал святой Фома. По церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Святитель Иоанн Златоуст (†407; пам. 14 сент.) говорит: “Фома убеждает эфиопов крещением”5; в другом месте – “варвары чтут Фому”6. Святитель Григорий Богослов (†389; пам. 25 янв.) говорит, что апостол Фома проповедовал в Индии7.

Во время его миссионерского служения скончалась Пречистая Дева. “Апостолу Фоме суждено было послужить открытию воскресения Богородицы, как некогда он же своим сомнением содействовал к большему удостоверению воскресения Христова. По смотрению Божию он прибыл в Гефсиманию только на третий день по погребении Её тела. С воплями глубокой печали он повергся перед гробовою пещерою и с рыданиями выражал скорбь свою, что не удостоился видеть Матери Господа своего и получить Её последнее благословение”8.

Проповедь Евангелия святой Апостол запечатлел в Индии мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой Апостол был заключён в темницу, претерпел пытки и наконец, пронзённый копьями, отошёл ко Господу.

Вскоре после кончины Апостола “один христианин тайно взял святые мощи его, отнёс в Месопотамию, в город Эдессу, и положил там в достойном месте”9. В связи с этим отмечается: “В древних западных Мартирологах 3 июня положена память перенесения мощей апостола Фомы из Индии в Едессу”10. Центром почитания святого Апостола становится Эдесса. Церковный историк V века Сократ Схоластик говорит о Эдессе: “В этом городе есть знаменитый и славный храм, построенный в память апостола Фомы”11. Почитался он и в столице Византии. В Большом дворце в Константинополе находилась частица мощей просветителя Индии: “Череп святого Фомы Апостола и палец его, который он вложил в Тело Господа”12. Святитель Иоанн Златоустый говорит, что гробы апостолов “Петра, Павла, Иоанна и Фомы известны”13.

В Похвальном слове апостолу Фоме говорится: “Просвещает же ся и се великий с прочими богопроповедники нашествием Святаго Духа, и врученную тому страну земных конец, – Индия бо тому вся в жребий бысть, – от Святаго Духа обратити тех на свет богоразумия”14. Плоды Апостольской проповеди сохранились до наших дней. “Когда португальцы в первый раз в 1500 году приплыли к берегам Индии, нашли в Малипуре поселение христиан, которые говорили, что они приняли веру от апостола Фомы”15. Португальцы проявили большой интерес к сохранявшимся в Индии преданиям об апостоле Фоме16. В 1972 году в Индии был отмечен юбилей 1900-летия со дня мученической кончины апостола Фомы17.

Частицы мощей апостола Фомы имеются в Индии, Венгрии и на Афоне18. Известна западная традиция почитания святых мощей апостола Фомы. Его мощи почивают в базилике святого Фомы в итальянском городе Ортона. Они покоятся внутри престола в нижнем алтаре в позолоченной гробнице. 6 сентября 1258 года ортонские галеры под командованием местного капитана Леоне возвратились в порт после участия в военной экспедиции против Генуи на стороне Венеции. Капитан Леоне передал святые мощи и надгробный камень Апостола, взятые на острове Хиосе, игумену Иакову, настоятелю ортонского кафедрального собора Девы Марии. Ныне надгробный камень находится в полу рядом с мощами за престолом. Вскоре после того, как святые мощи были доставлены в Италию, возникли разбирательства о подлинности мощей Апостола и по свидетельству пленных с Хиоса их подлинность была подтверждена нотариусом и засвидетельствована специальной грамотой. В 1566 году Ортона испытала нападение турок; гробница святого Апостола была повреждена, святые мощи оказались в огне, но чудесным образом не пострадали. Так же чудесно не пострадали они и во время военных действий с французами в 1799 году.

В южном нефе базилики имеется придел в честь апостола Фомы, в котором за “престолом висит изображение Фомы, влагающего свой перст в рёбра Господа. По обеим сторонам капеллы два изображения. Одно рассказывает, как забирали мощи святого Апостола из Индии, другое – как встречали в Ортоне. На одной картине художник изобразил пустынный берег и двух индусов, которые сожалеют о потере честных мощей, на другой – большое стечение народа и всеобщую радость по поводу прибытия в Ортону”19. Частица мощей святого Апостола хранится также в мощевике, изготовленном в виде руки, держащей угольник, который является инструментом, необходимым при архитектурно-строительных работах.

Ежегодные городские торжества в Ортоне, посвящённые святому апостолу Фоме, проходят в первое воскресение мая.

* * *

1

Протоиерей Л. Ролдугин. Святой преславный апостол Фома // Журнал Московской Патриархии (далее – ЖМП). 1973. № 7. С. 64.

2

Там же.

3

Евсевий Памфил. Церковная история. СПб., 2007. С. 43.

4

Там же. С. 91.

5

Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. Кн. 2. СПб., 1902. С. 619.

6

Там же. С. 622.

7

Святитель Григорий Богослов. Творения. Изд. 3. Ч. 3. М., 1889. С. 143.

8

Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Ярославль, 1993. С. 73.

9

Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших Апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых в трёх частях. М., 2005. С. 121. См. также: Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. Т. 2: Святой Восток. Часть вторая и третья. М., 1998. С. 415–416; Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. М., 1904. Кн. 2. С. 153–154.

10

Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 415. Называется также другая память: 3 июля (Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших Апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых в трёх частях. С. 122).

11

Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996. С. 183. См. также: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851. С. 411.

12

Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII aaea / Iеревод, предисловие и комментарий Л. К. Масиеля Санчеса // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 440.

13

Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. Кн. 1. СПб., 1906. С. 212.

14

Великие Минеи Четьи, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Октябрь дни 4–18. СПб., 1874. Стб. 828.

15

Протоиерей Г. Дебольский. Дни богослужения Православной Церкви. М., 1996. Т. 1. С. 330.

16

Мундадан А. М. Святой апостол Фома в Индии // ЖМП. 1973. № 7. С. 61–62.

17

Комаров К. Юбилей 1900-летия со дня кончины святого апостола Фомы // ЖМП. 1973. № 7. С. 60–61.

18

Настольная книга священнослужителя. Т. 2: Месяцеслов (Сентябрь – Февраль). М., 1978. С. 165; Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 2. С. 154. Прим. 1.

19

Шургина М. Вся православная Италия от Милана до Сицилии. Справочник-путеводитель по монастырям и храмам. История и архитектура. Жития, чудотворные иконы, мощи. М., 2007. С. 429.


Источник: Макарий (Веретенников), архим. Святой апостол Фома // Альфа и Омега. 2009. № 3 (56). С. 160-171.

Комментарии для сайта Cackle