Введение в православное богословие

Источник

«Назидание на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.» (Еф. 2,20)

«Аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины.» (1Тим. 3,15)

«Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир.» (1Иоан. 4,1)

Содержание

Предисловие

§ 1. Предмет введения в науку.

§ 2. Понятие о православном богословии

§ 3. Предмет и части введения в православное богословие

§ 4. Источник, пособие и метод введения в православное богословие

§ 5. Историческое обозрение других понятий о введении в православное богословие

Часть первая. О предмете православного богословия § 6. Состав этой части Отдел I. О вере и откровении вообще Глава I. О вере § 7. С каких сторон можно рассматривать веру? I. Основные истины, предполагаемые понятием о вере § 8. Указание их § 9. Истина бытия Божьего § 10. Истина бытия и бессмертия души человеческой II. Существо веры § 11. Понятие о вере § 12. Основание и начало веры § 13. Содействие Божье в деле веры и обязанности человека § 14. Цель и следствия веры § 15. Разделение веры III. вера, как достояние всех существ духовных и всего рода человеческого: понятие о Церкви § 16. Связь веры и Церкви § 17. Происхождение и состав Церкви § 18. Цель Церкви и средства для цели § 19. Устройство Церкви § 20. Разделение Церкви земной Глава II. Об откровении § 21. Ограничение предмета I. Возможность откровения § 22. Понятие об откровении и стороны, с каких может быть рассматриваема его возможность § 23. Возможность откровения со стороны Бога § 24. Возможность откровения со стороны человека § 25. Возможность откровения со стороны самих истин откровения II. Необходимость откровения § 26. В чём состоит и откуда открывается эта необходимость? А. Состояние веры в роде человеческом вне христианства, как истинного откровения § 27. Взгляд на верy языческую § 28. Взгляд на веру ново-иудейскую § 29. Взгляд на в веру магометанскую § 30. Общие выводы и соображения Б. Никакая мудрость человеческая не может извести людей из их жалкого состояния в деле веры, без сверхъестественного содействия Божьего § 31. Что для этого требуется? § 32. Не может мудрость человеческая просветить людей светом истинного учения веры § 33. Не может мудрость человеческая примирить людей с Богом § 34. Не может мудрость человеческая исправить человеческую нравственность III. Признаки откровений § 35. Необходимость этих признаков, средства к определению их и разделение А. Внутренние признаки откровения § 36. Подразделение их § 37. Признаки отрицательные § 38. Признаки положительные § 39. Достоинство и значение внутренних признаков Б. Внешние признаки откровений § 40. Подразделение их § 41. Признаки естественные § 42. Признаки сверхъестественные § 43. А) Чудеса: их возможность, необходимость в откровении и достоверность § 44. Б) Пророчества: их возможность, важность в деле откровения и достоверность Отдел II. О вере христианской, как едином истинном откровении § 45. Точки зрения на предметы этого отдела Глава I. О христианстве как вере § 46. Понятие о христианской вере § 47. Основание и начало христианской веры. § 48. Что совершил Бог в деле веры христианской, и что требуется от человека? § 49. Цель христианской веры. § 50. Разделение христианской веры Глава II. О христианстве, как едином истинном откровении § 51. Важность предмета и разделение главы I. О Божественном происхождении ветхозаветного откровения § 52. Источники Сведений об этой вере А. Внутренние признаки Божественности веры патриархальной § 53. Части исследования § 54. Взгляд на вероучение § 55. Взгляд на Учение нравственности § 56. Взгляд на внешнее Богослужение § 57. Суждение о высоком достоинстве веры патриархальной Б. Внешние признаки Божественности веры патриархиальной § 58. Богоявления и явления ангелов § 59. Чудеса § 60. Пророчества: а) изречённые Богом патриархам § 61. Пророчества изречённые самими патриархами, и именно пророчество Иакова о времени пришествия мессии § 62. Историческая достоверность Богоявлений, чудес и пророчеств, бывших в период патриархальный § 63. Общий Вывод из предыдущего И Перехода К последующему § 64. Источник сведений об этой вере в части исследования А. Внутренние признаки Божественности веры подзаконной § 65. Ограничение предмета § 66. Взгляд на закон веры и нравственности § 67. Взгляд на закон обрядовый § 68. Взгляд на закон гражданский § 69. Суждение о высоком достоинстве подзаконной веры Б. Внешние признаки Божественности веры подзаконной § 70. Исчисление их § 71. Характер Моисея § 72. Чудеса Моисея § 73. Пророчества Моисея § 74. Характер пророков § 75. Чудеса пророков § 76. Их пророчества § 77. Пророчества, определяющие время пришествия мессии § 78. А) пророчество Даниилово о семидесяти седминах § 79. Б) пророчества Аггея и Малахии о славе второго храма Иерусалимского, в который имел прийти мессия § 80. Пророчества, касающиеся происхождения мессии § 81. А) колено, из которого имел произойти мессия § 82. Б) место, где мессия имел родиться § 83. В) образ рождения мессии § 84. Пророчества касательно лица и служения мессии § 85. А) мессия – человек и Бог вместе § 86. Б) мессия – пророк § 87. В) мессия – первосвященник § 89. Пророчества касательно разных обстоятельств жизни мессии. § 90. Общий вывод из предыдущего и переход к последующему II. О Божественном происхождении откровения новозаветного А. Внутренние признаки Божественности новозаветного откровения § 91. Взгляд на учение веры § 92. Взгляд на учение нравственности § 93. Взгляд на внешнее Богослужение § 94. Взгляд на отношение новозаветного откровения к временной судьбе человека Б. Внешние признаки Божественности новозаветного откровения § 95. Части исследования и ограничение предмета Признаки из истории Христа Спасителя § 96. Исчисление их § 97. Время и обстоятельства пришествия на землю Иисуса Христа. § 98. Характер Иисуса Христа § 99. Чудеса Иисуса Христа § 100. Пророчества Христовы § 101. Воскресение Иисуса Христа из мёртвых Признаки из истории Христовой Церкви. § 102. Исчисление их § 103. Сошествие св. Духа на апостолов § 104. Характер и чудеса св. Апостолов § 105. Обращение и чудеса св. Апостола Павла § 106. Чудесное распространение христианства § 107. Чудесные действия христианства в людях Часть вторая. Об источниках православного богословия § 108. Понятие об источниках православного богословия и разделение их Отдел I. О Священном Писании § 109. Понятие о св. Писании и состав этого отдела Глава I. Об исторической важности или достоверности книг св. Писания § 110. Точка зрения на предмет исследования и разделение главы I. Об исторической достоверности книг ветхозаветных § 111. Подлинность пятикнижия Моисеева: А) доказательства внешние § 112. Б) внутренние доказательства § 113. В) доказательство косвенное § 114. Неповреждённость пятикнижия Моисеева § 115. Подлинность прочих книг Ветхого Завета § 116. Их неповреждённость II. Об исторической достоверности книг новозаветных § 117. Подлинность четвероевангелия А) доказательства внешние § 118. Б) внутренние доказательства § 119. В) косвенные доказательства § 120. Подлинность прочих книг новозаветных § 121. Неповреждённость четвероевангелия и прочих книг новозаветных Глава II. О догматической важности книг Святого Писания § 122. Понятие об этой важности и разделение главы I. О боговдохновенности книг священного Писания § 123. боговдохновенность книг Ветхого Завета § 124. боговдохновенность книг Нового Завета II. О книгах канонических Святого Писания § 125. Канонические книги Ветхого Завета § 126. Канонические книги Нового Завета III. О книгах неканонических священного Писания § 127. Исчисление этих книг и их важность Отдел II. О Священном Предании § 128. Необходимость другого Божественного источника христианской веры при Священном Писании, и понятие о Священном Предании § 129. Священное Предание должно быть признаваемо за источник христианской веры § 130. Священное Предание могло сохраниться и действительно сохранилось до нас в своей целости: А) могло сохраниться § 131. Б) священное Предание, действительно, сохранилось до нас в целости § 132. Признаки священного или апостольского Предания § 133. Важность и употребление священного Предания Отдел III. О Православной Церкви, как хранительнице и истолковательнице Священного Писания и Священного Предания § 134. Связь с предыдущим и части настоящего отдела I. Хранительницей и истолковательницей Божественного откровения поставлена быть Православная Церковь § 135. Раскрытие этой истины и, предварительно, понятие о Церкви II. О непогрешимости Церкви § 136. Доказательства непогрешимости Церкви § 137. Объяснение понятия о непогрешимости Церкви § 138. Способы выражения церковью своей непогрешимости § 139. Непогрешимость вселенских соборов § 140. Непогрешимость Церкви в её обыкновенном положении (In statu, quo...) § 141. Важность учения св. Отцов и учителей Церкви III. О Церкви православной § 142. Связь с предыдущим и части исследования § 143. Начало для суждения о Православной Церкви. § 144. Приложение избранных начал к Церкви восточной православной § 145. Приложение тех же начал к другим церквам § 146. Следствия из предложенного учения о Церкви православной: А) касательно самой Церкви православной § 147. Б) – касательно отношения к ней верующих § 148. В) – касательно употребления верующими св. Писания и св. Предания IV. Об изложениях веры, в которых можно находить символическое учение православной Церкви § 149. Разделение их § 150. Изложения первого рода § 151. Изложения второго рода Часть третья. О системе православного богословия § 152. Понятое о разных способах изучения христианской веры и разделение этой части Отдел I. О системе православного богословия вообще I. Характер системы православного богословия § 153. Понятие о ней § 154. Отличие этого способа изучения христианской веры от прочих способов и его относительное достоинство § 155. Отличие системы православного богословия от прочих систем § 156. Изменяемость и усовершимость системы православного богословия и постоянный закон II. Условия, необходимые для успеха при систематическом изучении православного богословия § 157. Разделение § 158. Качества воспитанников § 159. Круг приготовительных наук § 160. Занятия богословием III. Состав системы православного богословия § 161. Общее разделение богословских наук § 162. Существенные науки православного богословия § 163. Вспомогательные науки православного богословия § 164. Расположение существенных и вспомогательных наук в одной системе Отдел II. О составных частях системы православного богословия в особенности § 165. Части и характер этого отдела I. Науки православного богословия предварительные А. Имеющие предметом историю христианской веры и Церкви вообще 1. Собственно история веры и Церкви § 166. Разделение этой науки § 167. История ветхозаветная § 168. История новозаветная § 169. История в особенности Церкви русской 2. Науки вспомогательные для церковной истории § 170. Понятие о них § 171. Церковная география § 172. Церковная хронология Б. Имеющие предметом источники христианской веры: I. Священное Писание § 173. Понятие о науках, сюда относящихся § 174. Священная герменевтика § 175. Библейская археология § 176. Библиология II. Священное Предание § 177. Патрология или патристика III. Символическое учение Церкви § 178. Историческое обозрение символов православной Церкви II. Науки православного богословия составные: А. Имеющие предметом своим христианское учение § 179. Разделение их § 180. богословие догматическое § 181. богословие сравнительное или обличительное § 182. богословие нравственное Б. Имеющие предметом христианские священнодействия или Богослужение § 183. Литургика В. Имеющие предметом христианское управление § 184. Каноническое право или церковное законоведение III. Науки православного богословия прикладные: А. Имеющие целью наставить пастыря, как проходить своё служение Церкви и прилагать христианскую веру к жизни других § 185. Понятие об этих науках § 186. Пастырское богословие § 187. Гомилетика Б. Имеющие целью наставить самих пасомых как усвоять себе христианскую веру и преуспевать в благочестии § 188. Аскетика или руководство к благочестивой жизни  

 
Предисловие
§ 1. Предмет введения в науку.

Предметом для введения в науку обыкновенно назначают предварительные о ней понятия, т. е. такие понятия, которые не могут войти в состав самой науки, однако существенно к ней относятся и необходимо ею предполагаются. Поэтому следует только определить, с возможной точностью, существо известной науки, и всё само собой определится, что может войти в состав её, и что должно быть рассмотрено предварительно во введении.

§ 2. Понятие о православном Богословии

Под именем православного1 Богословия2 разумеется систематическое изложение Христианской веры или религии, на основании Слова Божьего: св. Писания и св. Предания, под руководством православной Церкви. Говорим – систематическое изложение: это черта православного Богословия общая, по которой оно относится к классу наук, и без которой не могло бы называться наукой. Изложение Христианской веры: это черта православного Богословия частная, которой отличается оно от всех наук и в особенности от всех богословий не христианских. Изложение Христианской веры на основании Слова Божьего: св. Писания и св. Предания, под руководством православной Церкви: это черта православного Богословия ещё частнейшая, отличающая его не только от всех богословий не Христианских, но и Христианских неправославных. Ибо есть Христианские общества, которые источником исповедуемой ими веры и богословия признают, хотя также Слово Божье или Божественное откровение, но только откровение внутреннее, озарённое от Духа Святого, крайне унижая св. Писание и вовсе не принимая св. Предания (Квакеры, Иллюминаты и пр.); есть другие, которые признают за такой источник одно св. Писание, не принимая св. Предания (Лютеране, Реформаты), и есть третьи, которые хотя принимают и св. Писание и св. Предание, но только по разумению своей местной церкви (Римские католики), а не Церкви истинно кафолической, православной, которая одна только поставлена самим Господом, одна потому и может быть непогрешимой хранительницей и истолковательницей Его откровения.

§ 3. Предмет и части введения в православное Богословие

Разложивши таким образом представленное понятие о православном Богословии, получаем три частных понятия:

а) понятие о предмете православного Богословия Христианской Вере;

б) понятие об источниках православного Богословия св. Писании и св. Предании, по разумению православной Церкви; и

в) понятие о Форме православного Богословия, как системе. Вот в этих-то трёх понятиях и определяется предмет и части введения в православное Богословие: ибо определяется собственно то, что не может войти в состав этой науки, однако существенно к ней относится и необходимо ею предполагается.

Всякая наука должна быть только оправданием, осуществлением понятия, о ней установленного. Следовательно, и в объём православного Богословия может войти ни больше, ни меньше предметов, как сколько требует их точное его определение. Мы сказали, во-первых, что православное Богословие есть изложение Христианской веры: и в самой науке увидим оправдание этих слов, увидим истины Христианской веры одну за другой, их подробное раскрытие, подтверждение, защиту... Но что же разуметь под именем Христианской веры; в чём существо её; какое происхождение её и достоинство? Вопросы, весьма важные и неизбежные при изучении этой веры; но такие, которые само православное Богословие уже не может рассматривать, оставаясь вполне верным своему определению, а, очевидно, предполагает решёнными предварительно. Сказали, во-вторых, что православное Богословие должно быть изложением Христианской веры, на основании Слова Божьего – св. Писания и св. Предания, под руководством православной Церкви: так на самом деле и будет. Догматы веры, законы нравственности и вообще всё Христианское учение будет изложено не иначе, как на основании Божественных источников, и в том виде, как содержит и преподаёт это учение православная Церковь. Но что же такое Божественное откровение или Слово Божье; что, в частности, св. Писание и св. Предание; в чём состоит и на чём утверждается их важность, как источников, и точно ли церковь православная должна быть нашей учительницей в деле веры? Ещё вопросы, естественные и неизбежные при изучении Христианской веры; но опять такие, которые православное Богословие предполагает уже решёнными предварительно, а не может решать само, вследствие данного ему определения. Сказали, в-третьих, что православное Богословие должно быть изложением Христианской веры систематическим: и это последнее требование будет исполнено. Увидим общее и частное разделение Богословских наук, их расположение в определённом порядке, их рассмотрение определённым методом. Но что же такое система Богословия; почему оно разделяется на такие, а не другие части; почему каждой из этих частей назначается такой, а не другой предмет, такое, а не другое расположение, такой, а не другой метод?.. Несправедливо мы стали бы ожидать ответа и на эти вопросы от самой науки православного Богословия, зная её определение: она, очевидно, предполагает их уже решёнными предварительно.

Следовательно, полный состав введения в православное Богословие должен слагаться из трёх частей:

1) из учения о предмете православного Богословия;

2) из учения об источниках православного Богословия; и

3) из учения о системе православного Богословия.

§ 4. Источник, пособие и метод введения в православное Богословие

1) Источником для всех частей введения в православное Богословие должно служить само Слово Божие, т. е. св. Писание и св. Предание, сохраняемые и преподаваемые православной Церковью. Ибо откуда же первой части заимствовать учение о Христианской Вере, её существе, свойствах и Божественном происхождении; откуда второй заимствовать учение об источниках Христианской веры и Богословия; откуда третьей заимствовать полное и раздельное понятие о предмете православного Богословия, т. е. Христианской Вере, понятие, на котором должно быть основано всё систематическое построение Богословских наук,– если не из Христианского Откровения, сохраняемого и преподаваемого Церковью? Но –

2) Необходимым пособием при этом должны быть соображения здравого ума и исторические исследования.

Необходимо это в первых двух частях: потому что – Христианская вера, как Божественное откровение, и православная Церковь Христова, как Божественное учреждение на земле, суть исторические события, и задача первых двух частей введения в православное Богословие – не только определить и объяснить понятия о Христианской Вере и её источниках (здесь лишь предварительная часть дела); но преимущественно – утвердить и защитить от возражений вольнодумцев все эти понятия, доказать, что Христианская вера неоспоримо произошла от Бога, и что источниками православного Богословия непременно должно признавать как св. Писание, так и св. Предание, и притом не иначе, как по разумению православной Церкви. При таком исследовании, конечно, уже недостаточно было бы ограничиться одними свидетельствами Христианства о самом себе, когда о нём-то ещё и спрашивается, точно ли оно Божественно, и, следовательно, точно ли его учение и свидетельство о себе заслуживают всей нашей веры. Тем более недостаточно было бы это для наших противников, которые открыто вооружаются против божественности Христианской веры и достоинства её источников. Здесь, по примеру древних защитников Христианства, должно призвать на помощь здравый ум и беспристрастную историю: их только голос может иметь силу убедительности для людей, не покоряющихся вере.

Необходимо участие разума и в третьей части введения в православное Богословие: потому что построить вообще системы наук, следовательно, и систему наук Богословских, разделять и подразделять их на части – есть дело нашего разума с его логическими Формами и законами.

3) Метод первых двух частей введения в православное Богословие должен быть положительный вместе и отрицательный. Задача их, при раскрытии каждой истины, с одной стороны – представить истину положительно и показать те основания, на которых она утверждается, а с другой – критически разобрать сами возражения, какие делаются против неё и против её оснований, и тогда-то уже переходить к рассмотрению другой истины, третьей и т. д. Впрочем, надобно заметить:

а) что довольно при этом обращать внимание только на возражения современные, а не на такие, которые давно уже вышли из употребления, будучи опровергнуты стократно;

б) что и из современных довольно обозревать лишь главнейшие и мнимо-сильнейшие, с падением которых, естественно, должны пасть и все прочие;

в) вообще же, сколько возможно, избегать словопрений и схоластических тонкостей, которые делают науку сухой, скучной и безжизненной; а всего лучше сами положительные доказательства той или другой истины излагать так, чтобы потом легко уже было опровергнуть все делаемые против неё возражения3.

А метод для изложения третьей части введения может быть троякий. Можно представлять в ней, после некоторых предварительных понятий о Богословии, как системе, только систематический план Богословских наук и краткое обозрение их в общей связи между собой; можно, кроме того, при разграничении Богословских наук, излагать историю каждой науки; можно, наконец, присовокуплять ещё очерк литературы каждой науки, вслед за её историей. Мы последуем преимущественно первому методу: потому что он определяется самым предметом этой части введения в православное Богословие; а остальными методами воспользуемся только отчасти, указывая, во время разграничения Богословских наук, главнейшие источники и пособия для каждой, при свете её истории и литературы. Полную же историю и литературу наук Богословских приличнее и полезнее обозревать в частном введении в каждую науку, перед обстоятельным её изложением, как большей частью и поступают преподаватели Богословия.

§ 5. Историческое обозрение других понятий о введении в православное Богословие

Должно признаться, что, в своём взгляде на введение в православное Богословие, мы несколько уклонились от тех, хотя также различных между собою, понятий, какие имели отечественные богословы об этом предмете.

Одни из них представляли во введении в Богословие только самую краткую энциклопедию, где раскрывались понятия о сущности Богословия, его предмете, цели, составе и разделении, иногда с указанием и способов к изучению этой науки. Подобные введения обыкновенно встречаются при Богословских учебниках, например: в учебнике Киевской Академии 1696 года4, в опытах Богословия – архимандрита Иакинфа Карпинского5, преосвященного Сильвестра Лебединского6 и других.

Другие кроме краткой энциклопедии пытались помещать во введении в Богословие исследование о началах Богословия, как то: о важности св. Писания, св. Предания, вселенских соборов, св. отцов и т.п. Такие трактаты прежде всех поместил у нас в своём введении в Богословие преосвящ. Феофан Прокопович7, а по следам его – преосвященные Сильвестр Кулябка, Георгий Конисский8 и Ириней Фальковский9.

Третьи, наконец, немногие, присоединяют ещё ко всему этому, в начале или конце введения в Богословие, исследования о вере вообще, об откровении и, в особенности, о божественности веры Христианской. Таковы, например, преосвящ. Феофилакт10 и протоиерей Терновский11. С этими-то последними почти во всём согласны и мы: только учение об источниках православного Богословия мы предположили дополнить особым трактатом о том, что их должно употреблять в православном Богословии не иначе, как по разумению православной Церкви, и что, следовательно, она должна быть нашей учительницей в деле веры.

Почему мы избрали именно такой взгляд на введение в православное Богословие: это уже показано выше. А почему не избрали какого-либо другого из числа означенных,– касательно этого заметим:

а) что одна энциклопедия не может быть введением в Богословие православное, а есть только введение в Богословие, как науку;

б) что присоединяемые к энциклопедии исследования об основаниях и началах Богословия, т. е. св. Писании, св. Предании, важности вселенских соборов и св. отцов, без предварительных исследований о вере и откровении, и частное – о Божественном происхождении Христианской веры и непогрешимом учительстве Церкви, не могут быть удовлетворительны: потому что сами не имеют надлежащих оснований и начал;

в) что, наконец, введение в Богословие, где при краткой энциклопедии бывают исследования о вере вообще и в особенности Христианской, равно как и о началах Богословия, но не бывает исследования о Церкви православной, как учительнице веры, суть введения не в православное Богословие, а только лишь вообще в Богословие Христианское или откровенное: такие введения для нас неполны. Считаем нужными присовокупить, что предметы, принятые нами во введение в православное Богословие, ко введению же отнесены и в «Пространном Христианском Катехизисе православной Кафолической восточной Церкви», который есть краткое православное Богословие, и должен служить для нас образцом.

* * *

1

Православныйὀρθόδοξος, по словопроизводству (от ὀρθῶς θοχέω, правильно думаю) и в словоупотребление в Христианском мире, значит то же, что правильно мыслящий о предметах веры, правильно верующий, правоверный, в противоположность слову (ἑτερόδοξος; (от ἑτέρως θοχέω, иначе думаю) неправильно мыслящей о вере, неправоверный, неправославный или инославный, как выражались иногда предки наши (см. Описание старопечатных книг гр. Телешова, стр. 88, Москва 1829).

2

Богословие – θεολογία у древних учителей Церкви имело несколько различных смыслов. В этимологическом отношении оно означало у них: а) слово Бог – λόγον περὶ τοῦ θεοῦ; б) слово от Бога – λόγον ὰπὸ τοῦ θεοῦ или Божье слово: посему-то Богословием называли всё св. Писание, и Ветхий Завет – Богословием ветхим (δεολογίαν πολαιὰν), а новый – новым Богословием (θεολογίαν νέαν); богословами же называли всех писателей того и другого завета, Пророков и Апостолов; в) слово к Богу или для Бога – λόγον πρὸς τὸν Θεόν: в таком смысле Θεολογία выражало приписывание и воздаяние кому-либо Божеской чести, в особенности признание и исповедание Божества Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Значит, по всем этим, в совокупности, этимологическим знаменованием своим, «Богословие есть слово Божье о Боге во славу Божью». В предметном же смысле, на языке древних учителей Церкви, Θεολογία означало: а) учение не только о Боге и Его свойствах, но и о вещах Божественных и обо всём, относящемся к Богопочитанию; б) учение собственно о Боге, Его существе и свойствах; в) в частности, учение о св. Троице; г) ещё подробнее – о Божестве Иисуса Христа. В последнем-то смысле именем Богослова названы по преимуществу: из всех св. Апостолов – Иоанн, который, по выражению блаженного Феофилакта, и начал Богословием (άπὸ τς Θεολογίας ρξατο...), и написал своё Евангелие с целью, да веруем, яко Иисус есть Христос Сын Божий или Бог-Слово (Иоан. 20, 31); а из всех церковных учителей – Григорий Назианзин, как защищавший с особенной силой Божество Слова (δεότητα τοῦ Λόγου) против Ариан. Явно, что все предметные значения слова – Θεολογία можно подвести под два: «Богословием называлось, во-первых, учение собственно о Боге, а во-вторых, учение о Боге и обо всём, относящемся к Богу». (Сами изречения св. Отцов, многочисленные и разнообразные, в доказательство здесь сказанного, см. у Свицера – в Thesavr. Ecclesiastic, под словами: θεολογἐω, θεολογία, θεολόγος). В первом смысле имя Богословия приличествует только первой части нынешней Христианской Догматики; в последнем – всей науке о Христианской Вере, как, действительно, и начали употреблять его в школах с XII века. Ныне Богословием называют весь состав наук, имеющих предметом своим Христианскую Веру.

3

Этого последнего замечания мы сочли нужным держаться особенно при составлении издаваемых теперь записок, в которых возражения против истин и опровержения на возражения большей частью опущены, или, справедливее, изложены, по возможности, в положительной форме. Записки, как всяк согласится, должны быть только программой и сокращением того, что в надлежащей обширности имеют услышать или слышали уже воспитанники от своего наставника, во время его устных чтений,– и, следовательно, должны содержать в себе только начала и достаточные намёки, по которым с лёгкостью могли бы воспитанники припоминать слышанное в аудитории.

4

См. в Истории Киевской Академии стр. 69. СПб. 1843.

5

Compendium Orthodoxae Theologicae doctrinae... Lips. 1786.

6

Compendium Theologiae classicum didactico-polemicum... Mosquae, 1806.

7

У него – Prolegomenä de definitione, objecto, causa, partitione, metliodo le principiis Theologiae. Cm. Christ. Orfchod. Theolog. in Acad. Kioviensi a Thеоph. Procopovicz, vol. I. Libs. 1782.

8

См. их конспекты в Истории Киевской Академии стр. 139–142.

9

Christ. Orthod. Dogmatico-Polem. Theolog. compendium... ab Irineo Fakovski. tom. I, cap. I-XIII. Mosquse, 1802.

10

Orthod. Orient. Ecclesiae dogmata, sev doctr. Christ, de credendis, Petropoli, 1818, §§ 1–23: Articulus praeliminaris-de principiis ac fundamentis Christ, religionis.

11

Такое общее введение в Богословие он поместил в начале своей догматики, изд. 1838 и 1843 г.


Источник: Введение в православное богословие / [Соч.] Д.Б. Макария, архиепископа Харьковского и Ахтырского. - Печатается с благословения Митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета. - Минск : Харвест ; Москва : АСТ, 2000. - 607 с. (Православная библиотека).

Комментарии для сайта Cackle