Слово по освящении храма
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе (Пс. 83:2–3).
Святая радость, которою вы, любящии Сиона, исполняетесь ныне, стоя пред Господом в новосозданном и новоосвященном храме Его, есть самое точное, самое красноречивое изъяснение сих богодухновенных словес Псалмопевца, которыми еще во времена ветхозаветные выражалась любовь к Сиону, то есть, к истинной Божией Церкви, и приверженность к Божию храму, к сему дому соборной молитвы и общего Богослужения. Ибо усердие к Божию храму неразлучно соединяется с любовию к Божией Церкви, и кто бегает и чуждается храма Божия, тот всуе думает, что имеет внутрь себя церковь: он, по невежественному своеволию и суеверию своему, удаляясь от единения с чадами Божиими в общественном Богослужении, как пораженный тяжким недугом член, разобщается со святым телом Церкви, и отлучается от общения с Божественною Главою ее – Господом Иисусом Христом, и, как иссохшая ветвь, не причащаясь живоносного сока сей виноградной Лозы, отпадает; а такие ветви, как глаголет Спаситель, собирают и ввергают в огнь неугасающий (Ин.15:6).
Но почто горестными напоминаниями наводить мрачную тень печали на светлый праздник ваш, светообразные чада Христовой Церкви? Восприимем красную песнь Церкви древней, и, соглашая с оною звуки десятострунной псалтири духа, взыграем радостно, и воспоем с веселием в сердцах наших Господу: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! О сколь прекрасны и вожделенны сии святые места, где мы привыкли искать и обретать Тебя, всеблагий и вездесущий Дух, все носящий, все наполняющий, все сохраняющий Вседержитель! Так, Ты всегда и везде весь, о Бесконечный; но мы, Твои создания ограниченны, и требуем особенных мест и времен, где и когда могли бы удобнее учиться благоговейному помышлению о нашей малости и ничтожности пред Твоим бесконечным Величеством, и плодоносному познанию Твоего всеобъемлющего и неотступного с нами вездеприсутствия, Твоего испытующего сердца́ и утробы всеведения. Так, мы не можем воздвигнуть дом, Тебя достойный, когда небо и небеса небес не вмещают Тебя (Ис.66:1; 3Цар.8:27); но Ты Отец наш; Ты любишь Своих младенчествующих и немощствующих чад; и, в снисхождении к нам, призираешь милостиво на устрояемую Тебе простотою детского усердия храмину; благословляешь и освящаешь ее благодатию Святого Духа; посещаешь ее с небесными Твоими чадами, нашими старшими в бытии братиями, святыми Ангелами; и наконец, о таинство человеколюбия Твоего! сокрываешь здесь Божества славу, которой мы не могли бы снести, и таинственно являешься среди нас под смиренными видами Божественной Евхаристии, как Отец среди семейства, как Царь среди народа, как Учитель среди учеников, как Пастырь среди овец, и как Врач среди болящих; и, да будеши всяческая во всех, самим Собою питаешь нас, причащаешь нас пречистого тела Твоего и пречистой крови Твоей, сообщаешь нам жизнь Свою, напоеваешь нас Духом Своим, дабы мы, пребывая в Тебе, и Тебя, как Начальника жизни, имея пребывающего в нас, принесли изобильный плод богоприятных добродетелей, и дабы, возрастая по внутреннему человеку до зрелости совершенного мужества и полноты откровения Твоего в нас (Еф.4:13), соделывались еще в сем веке живыми храмами Божиими, и в грядущем удостоились быть блаженными гражданами Иерусалима небесного. – Сей дивный град Божий, отцы и братия, уже не будет иметь нужды ни в солнце, ни в луне, потому что сам Агнец, как сказано в Откровении Иоанна, будет светилом ему; тайновидец уже не видел и храма в нем, потому что сам Господь Вседержитель храм ему есть и Агнец, вземлющий грехи мира, – Христос Иисус (Откр.21:22–23).
Но мы не можем войти в сию горнюю и вечную скинию Божию, пока не облечемся в одеяние брачное, в белую ризу праведности Христовой. Между тем благо и полезно для нас и в земном храме видеть очами веры образ чертога Твоего, Спаситель наш, чертога Божественною славою украшенного, в который Ты введешь возлюбленную Невесту Твою – святую Церковь, и в котором отрешь всякую слезу от очей ее (Откр.21:4); благо нам и в земном храме сем, в котором стояще, на небеси стояти мним1. Да! Не простое какое-нибудь место есть храм христианский; это дом Божий; это врата небесные. Здесь именем Господа Иисуса Христа отверзается небо молитвам верующих; и приснотекущий источник вечной любви, крестом Иисуса открытый для нас, изливается и прохлаждает утешениями надежды и упования души, томящиеся в печали и унынии. Здесь слово Божие, живое и действенное, вселяется в сердце, возбуждает спящую совесть и открывает в ней суд Божий над сокровенными не только делами, но и намерениями и помышлениями, в которых только еще хотел зачаться грех. Мы читаем в писании, что «Премудрость Божия создала дом Себе, и утвердила в нем седмь столпов, заклала жертву Свою, и растворила вино Свое, и посылает рабов Своих приглашать человеков к трапезе Своей, глаголя: приидите, ядите хлеб Мой и пийте вино Мое, которое Я растворила вам, оставьте стези безумия и ходите стезею мудрости, и живы будете Божественною жизнию» (Прит.9:1–6). Сия Премудрость Божия есть Иисус Христос, и всякий храм в Христовой Церкви можно назвать домом Премудрости Божией: седмь столпов дома сего – седмь таинств; а трапеза Премудрости Божией есть Евхаристия Божественная, где сам Христос Господь приходит заклатися и датися в снедь верным; стези безумия – похоть плотская, похоть очес и гордость житейская, – стези сначала широкие, но потом ведущие в тесноту и муку вечную; а стезя мудрости есть подражание Иисусу Христу, – стезя в начале узкая и тесная, но ведет в беспредельное пространство блаженной вечности. Ибо если мы будем соделываться подобными Иисусу Христу чистотою и целомудрием, кротостию и смирением, трудолюбием и воздержанием, великодушием и незлобием, братолюбием и милосердием, терпением и преданностию Божией воле, если будем верны до смерти в любви к Создателю, Искупителю, Освятителю нашему, то соделаемся сообразными Сыну человеческому в вечной славе Его.
Не смущайся, душа благочестивая, когда люди, не умеющие познавать достоинства свящ. вещей, сказали бы: не мертвое ли это камение и тление? Ты же помышляй так: не вещество, из которого сооружаются храмы, не украшения, которыми искусство человеческое облекает их, побуждают меня посещать их сколько можно чаще, но желание соединяться с Богом моим в молитве и таинстве тела и крови Христовой, желание утверждаться в общении со святыми братиями о Господе общим исповеданием и призыванием имени Божия, желание слышать, разуметь, исполнять слово Божие, проповедуемое в храмах, ибо христианские храмы суть самые лучшие, благоустроеннейшие училища царей и народов, которые открыла в человеческом роде и содержит Премудрость Божия; а слово Божие есть истина, неподверженная никакому сомнению, и хранилище той сокровенной манны, в которой душа вкушает благодать Божию, и которой неизглаголанную приятность зная, Пророк по вкусу и опыту восклицает: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Пс.118:103) Притом, внимаем ли мы, отцы и братия, псалмопению в церкви, взираем ли на священные изображения, в которых живописуются земная жизнь, смерть и прославление Христа, подвиги святых Апостолов и мучеников, преподобных пустынножителей, пастырей и учителей достопочитаемые лики, или вникаем в глубокие основания столь различных и столь прекрасно соображенных и в единое, удивительное целое приведенных действований, входов и исходов церковного Богослужения: все сие Духом Святым, сим премудрым Правителем Церкви, на ту единую цель наведено, чтобы мы укоренялись в любви к Богу Спасителю нашему и радовались о Господе. Вот почему, когда Пророку Божию говорили: «пойдем в дом Божий», он веселился и восхищался (Пс.121:1); вот почему душа Псалмопевца истаевала, горя желанием во дворы Господни, желанием, которое от препятствий не угасало, но паче воспламенялось! Там он радовался о живом и всеоживляющем Боге; и сия радость была столь изобильная, что крупицы, падавшие от сей духовной трапезы на горнем месте очищенной благодатию совести и свыше просвещаемого ума, радовали и укрепляли даже телесную жизнь: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе (Пс.83:2,3,11).
Теперь к вам особенно обращаясь, христолюбивые строители святого храма сего, что́ реку, что́ возглаголю? Святитель Христов уже низвел на вас благословение Божие; душа Архипастыря веселилась, созерцая в сем благолепном храме прекрасное знамение усердия вашего к Церкви Христовой и подвиг веры, победившей искушения многих лет и венчавшейся исполнением богоугодных желаний. Итак радуйтеся о Господе, отцы и братия, и паки реку: радуйтеся (Фил.4:4) Господь даровал народу Своему силу и непоколебимую твердость намерения. Не нам, не нам, помышляйте, но Имени Твоему, Господи, даждь славу (Пс.113:9). Господь добрую волю дал; Господь влагал совет благоразумный; Господь посылал средства и способы; Господь отвращал затруднения и отстранял препятствия; Господь все начал, Господь все сделал; буди Имя Его благословенно!
Если б мы и всегда приносили Богу благодарение со смирением, и воздавали Ему единому славу о всем, то поступали бы как прилично добрым и верным рабам, и входили бы в радость Господа нашего, неприступную для тщеславных и надменных мнимыми своими заслугами, приношениями, трудами. Наше – одно ничтожество, из которого мы изведены в бытие Создателем, и грехи бесчисленные: вот это наша собственность; прочее все от Бога и Божие. Итак Богу слава о всем! А наша честь – сокрушение о грехах и радость о Боге Спасителе!
А что́ такое радость о Боге Спасителе? Высочайшее благополучие и на земли и на небеси: ибо и царство небесное есть чистейшая радость о Господе (Рим.14:17), принадлежащая чистейшей любви и глубочайшему смирению.
О Пресвятая Мати Божия! Вышнего священное селение! Храм и престол Царя царствующих! Во славу Триединого Бога, в честь же Твою о Господе и в память высокой чистоты нравов, добродетелей, страданий, совершенств и бесчисленных благотворений и чудес Твоего милосердия к человекам, боримым различными искушениями, сей храм сооружен и освящен днесь. Мы все смиренно молим, да будет всегда благословение Твое на месте сем. Но буди и всюду, Благословенная Дева, нашею Одигитриею, нашею Путеводительницею верною, и приведи нас к вечному покоищу и спасению нашему в Сыне Твоем и Боге нашем Иисусе Христе. Слава Ему со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
* * *
Песнь в конце утрени.