протоиерей Константин Аггеев

(28.05.1868–1921)

Апологетика

История русской философии

Письма

протоиерей Константин Аггеев
протоиерей Константин Аггеев

Преподаватель, магистр богословия, церковно-общественный деятель, публицист.

Биография

Родился в крестьянской семье.

Окончил Тульскую духовную семинарию (1887), Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1893).

21 августа 1893 года рукоположён в сан диакона, с 22 августа 1893 года — во иерея.

С августа 1893 — священник Успенского собора в городе Сувалки (Царство Польское).

С 18 ноября 1900 — настоятель церкви Александра Невского при Николаевском институте в Киеве.

С 1903 года служил в храмах при различных учебных заведениях Петербурга (Институт инженеров путей сообщения, Смольный институт, Александровский институт, Ларинская гимназия).

С 1906 — настоятель церкви св. мученицы Татианы при Ларинской гимназии.

С 1911 — профессор богословия Психоневрологического института. Был профессором кафедры истории церкви Петербургских Высших женских курсов, Института высших коммерческих знаний.

Являлся одним из учредителей Петербургского религиозно-философского общества и Братства церковного обновления в Петербурге. Известный публицист, автор статей по церковно-общественным вопросам в «Церковном вестнике», журнале «Век», «Московском еженедельнике». Имел репутацию священнослужителя либеральных взглядов, был членом «Группы 32-х священников», выступившей с инициативой реформирования Православной церкви.

В 1915 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Опыт критического изучения и богословская оценка раскрытого К. Н. Леонтьевым понимания христианства» — капитального исследования о философских воззрениях Константина Леонтьева. Первая глава этого труда содержит в себе интеллектуальную биографию мыслителя, вторая глава — изложение, третья — оценку его религиозной системы. Основные тезисы диссертации: эстетизм, как отвлечённое начало, является безусловно враждебным религиозному, в особенности христианскому миропониманию; христианство положительно относится к основным проявлениям прогресса. Более того: только христианское учение истинно прогрессивно, и, напротив, нет истинного прогресса без религии.

В апреле 1917 года, после Февральской революции, был назначен председателем Учебного комитета при Св. Синоде. Также в апреле 1917 был избран членом совета Всероссийского демократического союза духовенства и мирян. Входил в состав Предсоборного совета. Член Поместного собора 1917—1918, на котором избран заместителем члена Высшего Церковного Совета.

После Собора служил в Петроградской епархии, затем уехал на юг России. Был расстрелян как «контрреволюционер». По некоторым данным, это произошло после занятия Крыма Красной армией.