Толкование на пророка Наума

Предисловие

Глава 1 Глава 2 Глава 3  

 
Предисловие

Каждый из святых пророков, при каком-либо полезном и необходимом деле, в известные времена, призывался к тому, чтобы служить божественным мановениям и передавать людям вышние гласы. Одни из них, устрашая согрешающего Израиля, предвозвещали ему будущие бедствия, и в том случае, если бы он не захотел исполнять угодного Богу, открыто угрожали, что он подвергнется ужасным и неизбежным страданиям. Другие, указывая на самые совершившиеся события и соболезнуя пострадавшим, искусно возбуждали в них решимость вести лучшую жизнь, и таким образом предотвратить гнев (божественный). Иные же пострадавшего Израиля питают благою надеждою и стараются внушить ему мысль, что тяжко пострадавшие за свои грехи опять будут благоденствовать, когда положение дел их возвратится к своему первоначальному состоянию, по милости и благости и силе Бога, все легко преобразующего сообразно со своим хотением. Подобную же цель мы найдем и в подлежащей нашему толкованию книге. Когда была завоевана страна Иудейская и безрассудными отступлениями оскорбившие Бога, – всегдашнего своего защитника и помощника и подававшего им победу над врагами, – в качестве военнопленных отведены были в страну Персов и Мидян: то одни из них, уже потерпевшие это, пребывали среди бедствий плена и проводили невыносимо тяжелую жизнь; другие же с трудом могли избавиться от сетей и избежать жестокости Вавилонян, но за то находились в постоянном страхе и непрестанном опасении, как бы им не подвергнуться таким же или еще худшим бедствиям, при гневе на них всемогущего Бога и продолжении Его негодования против них. Их страх дошел до того, что они рассеялись по странам соседних народов и служили за плату другим и притом иноплеменникам и идолослужителям. И это было не без вреда для них; ибо они научались жить сообразно с нравами тех и почитать вместо Бога того идола, какого каждый из них находил у тех. Посему и Сам Бог всяческих, после того как некогда сожжен был Иерусалим рукою Навуходоносора, спасшимся (Иудеям) дал повеление не уходить в Египет, напротив, живя дома, держаться под Его покровительством, отечественного богослужения (Иер.42:9). И так, дабы Израильтяне, сделавшиеся пленниками, имея надежду – некогда возвратиться на родину, не вели очень небрежную жизнь, напротив старались избавиться от осуждения, всегда обращались к молитвам и благоговейно поклонялись Могущему освободить и избавить их, а чтобы живущие в Иудее не находились в близких сношениях с странами язычников, – Пророк получает от Бога видение против Ниневии (а это – главный город Ассириян) и предвозвещают, что она падет, по опустошении вместе с нею всей страны, что и исполнилось, когда Кир, сын Камбиза и Манданы, вооружил Персов и Мидян и Еламитян и вместе с ними некоторые другие народы против города Ниневитян. Он овладел им победоносно и освободил Израиля из плена и дал ему повеление возвратиться домой вместе с священными сосудами (1Ездр.1:11). Такова, по нашему мнению, цель предлежащей нам книги. А за тем дадим подробное и последовательное объяснение ее, насколько это в наших силах.

Комментарии для сайта Cackle