Гефсиманский скит близ Троице-Сергиевой лавры

Источник

Содержание

1. Успенская церковь с приделом в память Гефсиманского моления Спасителя 2. В трехэтажном корпусе церкви верхняя в честь Преподобных Серия и Нисона, нижняя в память Св. Филарета Милостивого 3. Кладбищенская церковь Воскресения Христова 4. Часовня с крестом 5. Пещерный храм во имя Архангела Михаила; пещерные келлии с пещерной церковью Печерских чудотворцев Феодосия и Антония с приделом Св. Василия Парийского. Боголюбивая киновия для погребения лаврских братий с церковью Боголюбовой Божией Матери и Св. жен Матроны и Капитолины 6. Пустынька с церковью в честь Параклита и Св. Иоанна Предтечи 7. Часовня скитская у Ильинских ворот в Москве  

 

В двух верстах от Троице-Сергиевой лавры на Александровской дороге, где теперь Гефсиманский скит, среди рощ, был загородный дом, построенный Архимандритом Кириллом Флорийским в 1742 году. Это уединенное место с садом, рощей и двумя прудами1, обнесенное каменною оградой, называлось Корбухою; его посещали Императрицы Елисавета Петровна и Екатерина II; в нем живал летом Митрополит Платон.

В беседе своей 1860 г. Московский Митрополит Филарет так отзывается об этом доме: «Место, где мы теперь находимся, в продолжение шестидесяти лет, знаю, как очевидец, и сверх того, когда пришел я сюда в первый год текущего столетия, встретил здесь ясные следы и воспоминания прошедшего столетия: здесь был дом изящного зодчества, который устроением своим показывал, что он назначен был не для постоянного жительства, а только для летних увеселительных посещений. Здесь был сад, в котором растительная природа слишком много страдала от искусства. По времени, увеселительного дома не стало; сад, уступленный искусством природе, обратился в лес»2.

«Родилась мысль устроить в этом уединенном месте малый храм, при котором поселились бы несколько братий, особенно расположенных к подвижнической жизни, для служения в церковных молитвословиях и священнодействиях».

В недальнем от Корбухи селении Подсосенье, где некогда был Богородицкий Успенский монастырь, стоял древний деревянный храм, которого происхождение и значение долго таилось в забвении. С построением там каменной церкви, деревянная оказалась ненужною и уже обречена была на конечное разрушение огнем, какому предавались, по силе соборного постановления, ветхие деревянные церкви. Этому храму суждено Промыслом послужить в основание Гефсиманского скита на Корбухе, под сенью Троице-Сергиевой лавры. Когда стали разбирать это здание, нашли дерево стен его столь крепким, как камень, кроме двух нижних венцов, которые надобно было заменить новыми дубовыми; таких дерев не могли отыскать в окрестности; но как бы нарочно на этот случай, издалека привезли на базар столько дубовых дерев, сколько требовалось для церкви. Вскоре она была восстановлена на этом новоселье; для предохранения от непогоды внешние стены ее обшиты сосновыми досками; во внутренности устроен алтарный иконостас и она приготовлена к освящению, которое и совершено Митрополитом Филаретом Сентября 27 дня, 1844 года.

Здесь не растет маслин, как в Палестинском вертограде3 у подошвы Елеона, здесь не выжимают из них елея, как показывает самое название места – Гефсимания4; но устроенный здесь вертоград, на подобие Гефсиманского в Палестине, и храм обновляют в памяти «слезное с крепким воплем моление» Иисуса Христа5 пред его крестною смертью, также блаженное преставление и дивное погребение пречистой Его Матери. В Палестине место моления Спасителя означают маслины; свидетельница погребения Богоматери иссеченная в камне гробница с церковью в горе; здесь же под сенью кедров, елей, сосен, лип и берез, два престола древнего деревянного храма переносят мысль нашу в святые места Гефсиманской юдоли, которая видела молитвенное приготовление Спасителя миpa к крестной смерти, блаженное Успение и отрадное явление Апостолам Богоматери6.

1. Успенская церковь с приделом в память Гефсиманского моления Спасителя

Осмотрим этот, более чем двухвековый, соборный храм в Гефсиманском скиту; он свят по значению своему и достопамятен по своим строителям. Как памятник древнего, коренного в России церковного зодчества, он драгоценен для истории художеств; верхний и нижний его ярусы из соснового леса; его стены рублены в присек7. Прямоугольник верхней церкви в честь Успения Божией Матери, обведенный прирубною ходовою папертью, или притвором, утвержден на откосах, выпущенных из стен нижней церкви так, что все здание имеет подобие корабля, каким именуется самый храм. Над четырехскатною его кровлей, на четырех теремках, обращенных на четыре стороны, возвышается на бочках глава, осененная восьмиконечным крестом. Вышина храма 9 аршин, длина от алтаря до входных с запада дверей 18 аршин, ширина 9½ аршин. В него проходит свет сверху из стенных красных окон с прямыми колодами. Из нижнего яруса звонницы в древнем стиле, с часами, лестница ведет в просторный притвор, на восточной стороне которого поставлены старинные иконы во весь рост Св. Серапиона, Дионисия и Иoacaфa, которые прежде украшали гробницы в Серапионовской палатке Троицкой лавры сих святых мужей, прославленных православною Церковью; кроме того, там на стенах выставлены изображения Святых, писанные на дсках8 и печатанные на бумажных листах душеполезные сказания из отеческих писаний, образцы в лицах подвижнической жизни, живой веры и действенного благочестия. Подобные изображения украшают и трапезу храма, где у западной стены устроены, так называемые, формы для отдохновения старцев, допускаемого уставом в известное время Богослужения. Прямо из трапезы вход в храм. Стены его, обитые сосновыми досками, красуются только ликами Святых; на северной стене достоин благоговейного внимания по святости и глубокой древности, образ Иорданской Божией Матери на дске, по преданию, бывший в келье Св. Иоанна Дамаскина; также драгоценно писанное на холсте поясное изображение самого храмоздателя, добльственного подвижника за веру и отечество, кормильца Москвы в тяжкую ее годину голода, высокого смирением и терпением Преподобного Дионисия, Троицкого Архимандрита. Может быть, это одно из тех изображений, какие снимали с усопшего многие зографы9, собравшиеся к его гробу10. На западной стене изображение явления Божией Матери при возношении Апостолами хлеба за трапезой.

На трехстепенном помосте, или солее, возвышается трехъярусной алтарный иконостас, которого верхи осенены распятым Спасителем мира с предстоящими Ему Божией Maтepью и усыновленным Ею Иоанном Богословом; по обе их стороны – резные из дерева Херувимы.

Кипарисный иконостас алтаря не красуется затейливою резьбой, не испещрен красками, не блистает золотом, но сохраняет природный цвет благовонного дерева. Одни иконы в нем древние, другие вновь написаны в древнем пошибе11. В средине этого иконостаса изображен ветхий денми – Бог Отец, сидящий на Херувимах, с Предвечным Младенцем на лоне Его; по обе Его стороны ветхие Адам с Авелем и Пророки, предстоящие Ему в молении; над царскими дверями Царь славы на престоле, окруженный Серафимами и Херувимами, Апостолами Петром и Павлом, Иоанном и Андреем, вселенскими Святителями Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом и Николаем Чудотворцем. Царские двери древние из Подсосенской церкви со столпцами12; на створах13 их изображены, в древнем иконном пошибе, с Благовещением четыре Евангелиста, Св. Иоанн со львом, а Марко с орлом; на столпцах лики Св. Архидиаконов. На северной двери алтаря олицетворено изгнание Адама из рая; изгнаннику Ангел дает мотыгу, для копания земли, а Евва сидит с поникшей от печали головою, оплакивая грех свой и его последствия; на Ватиканском же саркофаге Бог Отец, в виде юноши, подает Адаму сноп, символ земледелия, а Евве – агнца, прообразование Христа. На южной же двери виден вход в рай благоразумного разбойника с крестом в руке, который разделил он с новым Адамом.

На поклоне, в ряду местных икон заметим изображающую Преподобного Сергия с его учениками и подвижниками, в последствии начальниками монастырей, возникших от его Радонежской пустыни. В этот св. образ вставлен деревянный крест с золотым сосудцем, хранящим в себе капли крови Христовой и 34 частицы мощей разных Святых.

Пред местными образами, в замене серебряных лампад, стоят на железных поддонах фаянсовые вощаницы14 с девятью светильниками, по числу девяти чинов Ангельских. Пред царскими вратами висит паникадило, искусно выточенное из дерева скитскими братиями.

На налоях пред алтарным иконостасом хранятся в ковчеге: 1) Древо животворящего креста Господня, длиною 3½ вершка, шириною около вершка, с частицею св. мощей Пантелеймона целителя, доставленное в благословение Русской Гефсиманской обители от Иерусалимского Патриарха; 2) Камень, взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Божией Матери; 3) Часть от того, по преданию, масличного древа, под которым молился Спаситель; 4) Крест на мраморе одной из 132 колонн базилики Св. Апост. Павла, основанной Константином великим и разрушенной пожаром 1823 г. Крест этот достопамятен еще и тем, что мрамор его взят с того места, где погребены сто семьдесят тысяч Христовых мучеников, и где несколько времени пребывали св. мощи Первоверховных Апостол Петра и Павла. Внизу самого креста начертано: «1844 года, Октября 25 дня устроен крест сей со вложением св. мощей, из дски, бывшей на святом престоле 227 лет в храме Успения Богоматери, в селе Подсосенье, построенном в 1617 году Преподобным Дионисием, Архимандритом лавры». Священные сии памятники принесены из Палестины в дар скиту нашим паломником А. Н. Муравьевым.

Самый алтарь представляет нам воспроизведение древней церковной постройки, достойное внимания и участия любителей церковной древности.

Издревле принятое православною Церковью тройственное разделение алтаря означено здесь тремя нишами в восточной его стороне. Внутренние его стены одеты досками из трех крестных дерев: кедра, певга и кипариса, которым писатели духовные дают символическое знаменование15.

Престол здесь из дубового дерева, а жертвенник из кипариса. Пред святою трапезой висят двенадцать хрустальных лампад, знаменующих двенадцать Апостолов.

По обе стороны горнего места запрестольный крест с изображением Господских праздников, страстей Господних и разных Святых и образ Божией Матери, а на обороте Св. Григория Богослова. Образа сии из Подсосенской церкви отличаются искусством древнего письма. На самом горнем месте полагается на стоянце16, во время обедни, между двумя деревянными рипидами деревянный панагиар17 с частию Богородичного хлеба, возносимого за трапезой с молитвословием в честь и память явления Богоматери Апостолам. Такой священный обряд имеет отношение к гефсиманскому дому Пресвятой Богородицы. По сошествии Св. Духа на Апостолов за трапезою оставлялось праздное место, и в возглавии полагаема была часть хлеба, как бы для присутствовавшего среди них Спасителя. Часть эта именовалась Господнею. По окончании трапезы, они с прославлением великого имени Пресвятой Троицы возносили сию часть, при молитвенном возглашении: «Господи Иисусе Христе, помогай нам»! За такою же трапезой на третий день по преставлении Приснодевы, Которой пречистого тела не нашли во гробе, когда возносили часть Господню, увидали на воздухе самую Богоматерь, вещавшую им: «Радуйтеся, яко с вами есмь вся дни!» Обрадованные воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Такая трапеза, как бы заупокойная, и в последствии повторялась.

Поставленный здесь на горнем месте панагиар знаменует Богородичную трапезу Апостолов, и на самих печатях просфор скитских изображается явление им Приснодевы18. На правой стороне там стоит древнее, с узорочною резьбой деревянное, некрашеное кресло, на коем, по преданию, Св. Дионисий некогда восседал во время чтения Апостола за литургией.

На стенах алтаря выставлены в рамах за стеклом два холщевые антиминса начала XVII века, со следующими уставными надписями:

«Лета 7124 (1616) месяца Maия в 12 день, на память иже во Святых отца нашего Епифания, освятися алтарь Пречистыя Богородицы честнаго Ея Успения, при благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Федоровиче всея Руси, при Митрополите Филарете, при Архимандрите Дионисие, при священнике Феодоре.»

«Освятися алтарь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во храме Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, при благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, и при Митрополите Филарете Московском и всея Руси, и при Келаре Авраамии Палицыне и при Казначее Иосифе Панине, в лето 7127 (1619) Марта 21 день, на память Св. Мученика Иакова Исповедника, Индикта в I».

Один из этих антиминсов достопамятен в жизни Преподобного Дионисия тем, что тогда Царь Михаил Феодорович поручил ему исправление церковного Требника; другой же напоминает нам тяжкую годину страданий этого поборника за истину и бывший прежде в южном предалтарии престол в честь нерукотворенного Спасова образа, устроенный Келарем Авраамием; но за теснотою помещения упраздненный. Там сохраняется древняя плащаница, писанная на холсте, длиною 1 аршин и 15 вершков, шириною 15½ вершков. На обратной преграде алтаря над Царскими дверями поставлены семь святых икон, величиною трех пядей, из алтарного Деисуса Подсосенской церкви19.

Такой простоте устройства алтаря соответствуют и самые церковные утвари. Напрестольный крест и священно-служебные сосуды деревянные, даже доски переплета Евангелия из дерева с резьбой, кадило чугунное. Самыя облачения из бумажной ткани с крестами и иорданами на них не из золотого позумента20, но бумажные и шелковые. Не напоминает ли это нам малоценной утвари Преподобного Сергия, который, по его же словам, «от юности не был златоносцем» и не указывает ли на блаженное убожество, «богатеющее в Бога»?

Пристроенная к северному застенку ризница заключает в себе церковные утвари, между которыми особенно замечательны по историческому их значению: 1) деревянные сосуды Преподобного Дионисия, 2) потир, выточенный из дерева сыном Великой Княгини Марии Николаевны Николаем Максимилиановичем и присланный в скит, в Декабре 1853 года; 3) Антиминс шелковый, на коем совершал литургию Иерусалимский Патриарх на Иордане; 4) Напрестольное Евангелие, напечатанное на пергамене золотыми буквами в Москве, 1850 года; в переплете из орехового дерева с искусною резьбой. Это дар благоверной Государыни Цесаревны, ныне Императрицы Марии Александровны, с собственноручною Ея подписью на первом листе: «3 Сентября 1851 г.»

При великом освящении этого храма собственно в память Вознесения, по преставлении Божией Матери на небо, празднуемого 17 Августа, Митрополит Московский Филарет священнодействовал в фелони и эпитрахили Преподобного Сергия, в мире Св. Архимандрита Дионисия; посох при служении имел Преподобного Сергия; архиерейский же омофор, наперсный крест и панагия были древние, драгоценностью своей составлявшие резкую противоположность с убогою утварью первого игумена Троицкой обители. Священно-служебные сосуды употреблены были деревянные Преподобного Сергия. В такой утвари благоговейное священнослужение, и одушевленная проповедь маститого Архипастыря о том, чему учит нас Гефсиманское моление Христово21,» произвели на предстоявших глубокое впечатление, которое обнаруживалось у многих слезами сердечного умиления. Казалось, что в лице священнодействовавшего Иерарха сам великий Сергий восстал из гроба, чтобы участвовать в освящении дома Пресвятой Богородицы, некогда удостоившей его Своим чудесным посещением.

О сооружении и обновлении здесь Успенского храма читаем следующую летопись на деревянном осмиконечном кресте, хранящемся в алтаре:

«Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы Отца, и Сына, и Святаго Духа устройся и освятися древний храм сей во имя Успения Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, лета от Рождества Христова 1844 г. Сентября в 28 день, на память иже во Святых Отца нашего Харитона исповедника, в царствование Благочестивейшего Государя нашего Императора и Самодержца НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА всея России, при Супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице АЛЕКСАНДРЕ ФЕОДОРОВНЕ, при Наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе АЛЕКСАНДРЕ НИКОЛАЕВИЧЕ, и при супруге Его Благоверной Государыне и Великой Княгине МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЕ, при Благоверном Государе и Великом Князе НИКОЛАЕ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ, при Благоверных Государех и Великих Князех КОНСТАНТИНЕ, НИКОЛАЕ и МИХАИЛЕ НИКОЛАЕВИЧАХ, и при Благоверном Государе и Великом Князе МИХАИЛЕ ПАВЛОВИЧЕ и при супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине ЕЛЕНЕ ПАВЛОВНЕ, при Благоверной Государыне Великой Княгине МАРИИ НИКОЛАЕВНЕ и при супруге Ея; при Благоверных Государынях и Великих Княжнах ОЛЬГЕ и АЛЕКСАНДРЕ НИКОЛАЕВНАХ, при Благоверной Государыне и Великой Княжне АЛЕКСАНДРЕ АЛЕКСАНДРОВНЕ, при Благоверных Государынях и Великих Княжнах МАРИИ, ЕЛИСАВЕТЕ и ЕКАТЕРИНЕ МЙХАЙЛОВНАХ, при Благоверной Государыне и Великой Княгине МАРИИ ПАВЛОВНЕ и при супруге Ея; при Благоверной Государыне и Великой Княгине АННЕ ПАВЛОВНЕ и супруге Ея, Святейшего Правительствующего Синода Членом Митрополитом Московским и Коломенским, Свято-Троицкия Сергиевы лавры Священно-Архимандритом ФИЛАРЕТОМ, при Наместнике, Архимандрите Антоние, Казначее соборном Иеромонахе Сергие, Ризничие соборном Иеромонахе Симеоне. Древний оный храм первоначально построен был в селе Подсосенье Преподобным Дионисием Архимандритом лавры и Келарем Авраамием Палицыным, после осады лавры Литвою, в 1616 году, в царствование Государя Михаила Феодоровича и освящен с благословения Митрополита Филарета всея России, а по совершении после двухсотлет целости и твердости Его, с благословения Его Высокопреосвященства Митрополита Филарета, перенесен из села Подсосенья на новое оное место, где для жительства иноков и учрежден скит и наименован Гефсимания: под ним храм устроен во имя Гефсиманского моления Господа нашего Иисуса Христа, для неусыпного чтения Псалтири, и освящен Преосвященным Митрополитом Московским и Коломенским и Священно-Архимандритом ФИЛАРЕТОМ с тою же братиею, в 1845 году Июля 8 дня.»

Из верхнего храма сойдем в нижний, собственно называемый подцерковьем. Здесь престол в память Гефсиманского моления Спасителя, которое празднуется всю Страстную неделю. В алтарном иконостасе из орехового дерева с резьбою из черного, для изображения великих событий из земной жизни Спасителя, допущено и новое искусство, подчиненное идеям церкви;22 оно воспроизвело нам в лицах ряд страданий Богочеловека, изнемогшего в Гефсиманском вертограде под тяжестью внутреннего и в ожидании внешнего креста за все грехи рода человеческого; потому что как в эту юдоль Подвигоположник пришел из Сионской горницы, так и отсюда должен был идти на Голгофу. Царские двери устроены в виде креста. Здесь царствует та же простота убранства, то же отчуждение от богатства и блеска украшений, как и в верхней церкви; все почти утвари и принадлежности не из подземного царства ископаемых, но из наземного царства прозябаемых. Кто здесь не обратит благоговейного внимания на девятивековый образ Распятия Спасителя с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Богословом! Если верить преданию, эта св. икона была «молением св. Феодора Студита»; она вышиною 6½, а шириною 5½ вершков. Из надписи на ней узнаем, что «сия икона с Афонской горы из келлии Патриарха Иеремии, живущего на покое, в 1550 году». Она принесена с Афона в скит А. Н. Муравьевым.

К южной стене храма пристроены деревянные, на каменном фундаменте, двухэтажные покои для Митрополита с моленной, обращенною окном в церковь; здесь три небольшие комнаты, замечательные своеобразною простотой и не изысканностью убранства, даже кресла и софы заменены лавками. Здесь выразился дух и вкус строителя.

На левой стороне скромные деревянные покои с мезонином для Строителя скитского.

2. В трехэтажном корпусе церкви верхняя в честь Преподобных Серия и Нисона, нижняя в память Св. Филарета Милостивого

В крестообразном каменном корпусе о трех ярусах, длиною 34, а поперек – 24 сажени, на правой стороне братская больница, а на левой иноческие кельи. В верху на хорах храм в честь Преподобных Сергия и Никона, а внизу под хорами престол во имя Св. Филарета Милостивого, с усыпальницей под сводами его. Этот трапезный храм сооружен 1860 года Московским купечеством, по внушению и особенному усердию почетного гражданина Владимира Андреевича Сапелкина23, в ознаменование сорокалетнего служения на Московской пастве Митрополита Филарета. Стенопись и образа в алтарном иконостасе произведены Н. Сафоновым. Самые тябла24 иконостаса верхней церкви из орехового, а нижней из королевского дерева с резьбою; пред иконами пандикадила и подсвечники из чинарового дерева, отчетливо и красиво выточенные скитниками. В этой церкви хранятся: I) Ковчег с частицею ризы Господней и с частицами мощей от разных Святых, 2) три схимы: Преподобного Сергия, Святителя Митрофана и Патриарха Никона, и 3) Изображение на полотне Воскресения Христова, пожалованное в скит 17 Февраля 1854 года, Цесаревною и Великою Княгиней, ныне Императрицею, Мариею Александровной.

Здесь совершается двенадцатью скитниками, в сутки по два часа каждым, непрерывное очередное чтение Псалтыри, как о здравии живущих, так и о упокоении усопших благотворителей. Позади церкви, на запад того же корпуса, братская трапеза отделена от нее стеклянными дверями. Там крестообразно расставлены столы; пред ними у стены место, где читается, во время трапезы, так называемый жертвенник. В верхнем этаже над трапезою помещается ризница для церкви и библиотека для братии.

Церковь во имя Св. Филарета Милостивого освящена Московским Митрополитом Филаретом, 1860 года, Сентября 27. Торжественное священнодействие ознаменовано назидательным словом Архипастыря об историческом и духовном значении самого храма; обращаясь к христолюбивым его создателям, он сказал: «Не сомневаюсь, что сия жертва ваша сколько добровольна, столько же чиста, и потому Богу приятна.»25 Обширный храм тогда наполнен был богомольцами обоего пола. Такое духовное торжество почтил своим присутствием Киевский Митрополит Арсений Москвин; он благодарил Московское купечество за благочестивое усердие к столь знаменитому заслугами Церкви и Отечеству Иерарху. После обедни, оба Святители Киевский и Московский разделили трапезу с братиею скита и, по совершении чина панагии, вкусили хлеба Богородичного. Преосвященный Филарет благословил всех присутствовавших Ктиторов иконами Св. Филарета Милостивого.

3. Кладбищенская церковь Воскресения Христова

На восточной стороне скита, под сенью дерев, кладбище скитских братий с каменною церковью во славу Воскресения Христова, освещаемою из верхних окон. Соответственная значению кладбищенской церкви стенопись выражает в исторических и пророчественных образах светлую мысль Воскресения, какую прообразует нам таинственное видение Иезекиилево; там поле оживляемых, по гласу Господню, костей человеческих, знаменует весь дом Израилев26. На противоположной стене храма изображение Страшного суда живых и мертвых. Алтарный иконостас здесь отличается своеобразностью устроения; он из железа и состоит из колонн в виде пальмовых дерев, знаменующих победу Христа над смертью. Четыре таких колонны вершинами своими образуют в алтаре сень над престолом. В этом храме отпевают усопших братий; близ его погребаются они в роще, как бы в подражание Гефсиманскому вертограду; потому что у Иудеев сады были местом погребения27.

Кладбищенская эта церковь, в один день с трапезною, освящена Наместником Троицкой лавры, Архимандритом Антонием, по мысли которого она сооружена.

4. Часовня с крестом

Близ церкви, на холмике, в часовне водружен деревянный с вложенною в него частью от деревянного креста Преподобного Сергия. Близ этой часовни, под сенью дерев, могилы скитников, покрытые небольшими каменными плитами с надписями.

5. Пещерный храм во имя Архангела Михаила; пещерные келлии с пещерной церковью Печерских чудотворцев Феодосия и Антония с приделом Св. Василия Парийского. Боголюбивая киновия для погребения лаврских братий с церковью Боголюбовой Божией Матери и Св. жен Матроны и Капитолины

На северной части этой пустынной обители, по ту сторону пруда, в ограде, пещерный храм в честь Архангела Михаила и прочих бесплотных сил. Он освящен 27 Сентября 1851 г. Митрополитом Филаретом. Близ храма ископаны под землею трудами братий пещерные келлии, укрепленные каменными сводами, для иноков, избравших здесь подвижническое жительство и служение Богу. Над пещерами – церковь во имя Печерских чудотворцев Феодосия и Антония, также Св. Василия Парийского; неподалеку от пещер устроена боголюбивая киновия для погребения братий Сергиевой лавры и странных мужеского пола. В 1859 году здесь сооружена купчихою Логиновой двухъярусная каменная церковь: в верхней, престол в честь Боголюбской Божией Матери, в нижней, придел во имя Святых жен Матроны и Капитолины, освященные 18 Июля 1861 года.

В Ските соединено все, что может возбуждать и питать дух веры и благочестия, обновлять в памяти величайшие подвиги Искупителя для нашего спасения и назидательные примеры последователей самого Подвигоположника.

Заключим обозрение Гефсиманских церквей взглядом на скитский чин богослужения и на обиход жизни отшельнической.

Богослужение там совершается почти непрерывно. Устав такой же, как и в Саровской пустыни; пение столповое28. В два часа пополудни, в пещерной церкви начинается вечерня, через два часа отправляется она в Гефсимании; с 10 часов вечера в пещерах совершают полунощницу, последуемую пением 12 псалмов, и утренею, которая в два часа утра начинается в ските. В пещерах служат божественную литургию каждодневно в 6, а в ските в 8 часов. К богослужению иноки призываются иногда звоном колокола, иногда ударением в било, или токи29. На третий день праздника Успения Божией Матери всенощное бдение отправляется накануне по Палестинскому чину. За шестопсалмием следует чтение сказания об Успении Богоматери. Вместе с семнадцатою кафизмой поются похвалы Божией Матери и, подобно как в Великую субботу, погребальные песнопения над плащаницей Иисуса Христа. После обедни бывает крестное хождение вокруг церкви и раздаются богомольцам хлебы и вырезанные скитниками кипарисные кресты и ложки. Что иногда исполнялось самим Митрополитом Филаретом.

В скит прегражден вход женскому полу; но, в продолжение двух дней храмового праздника, открывается доступ в обитель богомольцам обоего пола, т. е. 16 и 17 Августа; ибо третий день Успения Божией Матери, как мы заметили, торжественно празднуется здесь в память «виденного Апостолами восхождения Ея от земли на Небо.»30 Предание об этом дало повод к изображению Вознесения Божией Матери.

Часы, свободные от молитв и остающиеся от сна, братия посвящают трудам. Весною и летом они возделывают огороды, полют и поливают овощи и цветы, косят, шевелят и убирают сено, чистят сад, осенью заготовляют на зиму дрова. Такие работы разделяет с ними сам Строитель скита о. Анатолий, так что здесь нет места праздности и все время, остающееся от немногих часов покоя, проводится в труде и молитве.

В келлиях братия, кроме установленных молитв и поклонов, занимаются разными рукоделиями: вырезывают крестики, ложечки, подсвечники, чашки из дерева и т. д. Вне келлий, они неуклонно отправляют разные послушания.

Скит подведом учрежденному при Троице-Сергиевой лавре собору. Там всех иноков с послушниками более 150 человек.

Скитское устройство и богослужение привлекает не только внимание, но и деятельное участие ревнителей благочестия, которое любит Русский народ. Имена благотворителей поминаются за обеднею. В течении двадцатилетия существования Гефсиманского скита, осчастливили его посещением Августейшие члены Царственного дома, а в Октябре 1855 и 1861 годов сам Государь Император с Государынею Императрицей и Августейшим семейством обозревали достопримечательности скита и удостоили вкусить братскую трапезу. В Гефсиманских церквах свидетельствуют о благоговейном усердии особ царственного Дома священные утвари собственного Их изделия.

6. Пустынька с церковью в честь Параклита и Св. Иоанна Предтечи

В пяти верстах от Гефсиманского скита 1859 года попечением О. Архимандрита Антония устроены, для безмолвного уединения некоторых скитских старцев, пустыньки, где для каждого пустынника келья обнесена деревянною оградой. Там, по усердию своему, Московский купец Иван Кириллович Королев, на свое иждивение соорудил каменную церковь о двух престолах: верхний во имя Параклита, то есть Утешителя Духа и Ходатая, нижний в честь Св. Иоанна Предтечи, как первого пустынножителя в Христианском мире. Церковь эта освящена в 1861 году. В ней утреня начинается в самую полночь, вечерня в четыре часа по полудни, обедня в восемь часов утра. С правой стороны от входа в предтеченскую церковь, надгробный камень указывает место погребения, бывшего на покое в скиту, Угрешского игумена Илария, в схиме Илии, скончавшегося в текущем году, 68 лет.

7. Часовня скитская у Ильинских ворот в Москве

В прошлом же, 1862 году, у Ильинских ворот в Москве сооружена для Гефсиманского скита, усердием Московских купцов, красивая каменная часовня во имя Преп. Сергия. Ея закладка 11 Сентября 1862 года, а открытие Июля 11 текущего года торжественно освящены Митрополитом Филаретом. После божественной литургии в церкви Св. Николая у большого креста в Китай городе, Митрополит с крестным ходом шествовал к часовне, где совершил водоосвящение для ее освящения. Эта часовенная храмина украшена древними св. образами и вновь писанными в Троице-Сергиевой лавре; там в иконе Преподобного Сергия хранится часть Св. его мощей.

Поводом к сооружению на этом месте Сергиевой часовни было воспоминание о чудесном видении, при нашествии Крымского Хана Махмет-Гирея в 1521 году. Тогда Преподобный Сергий Радонежский с Преподобным Варлаамом Хутынским от Ильинского торговища притекли к Лобному месту умолять Московских Святителей и Ростовского Леонтия, выходивших из Кремля с чудотворным образом Владимирской Божией Матери: «Не оставлять Богом порученной им паствы».31

Так между Троице-Сергиевой Лаврой и Спасо- Преображенской Вифанией возникла и процвела новая Гефсимания, которая напоминает нам древнюю – свидетельницу предсмертного моления с сокрушением духа Искупителя и чудесного преставления и, по преставлении, прославления Приснодевы Марии. Такое спасительное напоминание не открывает ли нам, что Господь, молившийся в Гефсиманском вертограде даже до кровавого пота, прославил и Матерь Свою, молитвенную предстательницу за род Христианский, прославит и братий своих Христиан, по Его высокому примеру, крепко подвизающихся в молитве.

* * *

1

История Росс. Иерархии. II. 87.

2

Беседа на освещение храма Св. праведного Филарета Милостивого в Гефсиманском ските, говоренная Филаретом Московским Митрополитом, 27 Сентября 1860 г. М. I860, в 8.

3

Вертоград (устар.) – сад или виноградник, – примечание электронной редакции.

4

Гηϑσεμανη, Гефсимания тиски, коими изгнетали из масличия масло. Михел. VI, 15.

5

ко Евреем. V, 7.

6

„Апостоли же достигоша села Гефсимании, положиша во гроб живоначальное тело и три дни тамо пребыша.» Великая Минея Макариева, м. Августа 15д.

7

Присек – крепежный зуб, оставленный в чаше у конца бревна, предназначенного для рубки стен с остатком, – примечание электронной редакции.

8

Дска – стол для раскладывания товаров, – примечание электронной редакции.

9

Зограф – дословно означает «художник», «живописец», – примечание электронной редакции.

10

Древности Росс. Государства, отд. IV, стр. 144: о портрете Архимандрита Дионисия, ст. И. Снегирева.

11

Пошиб – стиль, художественная манера, – примечание электронной редакции.

12

Столпец (столбец) – веревка, шнур, – примечание электронной редакции.

13

Створ – створка двери или полотно, – примечание электронной редакции.

14

Вощаницы – сосуды из воска, – примечание электронной редакции.

15

„Крестом», – говорит Архиепископ Феофилакт Лопатинский, – „прогоняются демоны и злые помышления, яко кедровым благовонием прогоняются змии, не могущие терпеть оного; силою крестною укрепляется терпеливодушие в скорбех и печалях, да во всяком злоключении пребудем непоколебимы, яко же кипарис, многими ветры ударяем, ни единым красоты своея не лишается, но содержит ее целу и невредиму; силою распеншагося на нем Христа врачует внутреннюю человеческую болезнь душевную, которую наносит человеку совесть, обличающая его во грехе и грызущая его, подобно как певг изцеляет грызения и болезни внутренния и телесныя.» см. Обличение неправды раскольничей, гл. 2. М. 1745 г. в л.

16

Стоянец – чаша на поддоне, – примечание электронной редакции.

17

Панагиар – сосуд для панагии (просфоры), – примечание электронной редакции.

18

Четьи-Минеи Августа 15 д. см. в Псалтири, следованной Чин Панагии.

19

Деисус от δέισης, моление, означает не только три образа: Спасителя, с предстоящими Ему в молении Божиею Матерью и Предтечею, но иногда и весь алтарый иконостас. В Требнике Петра Могилы, (ч. II, стр. 128) Деисусом называются все иконы, поставленные на своем месте.

20

Позуме́нт (галу́н) – золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка, – примечание электронной редакции.

21

Слово Митрополита Московского Филарета на освящениe храма Господа нашего Ииcyca Xpистa в честь и память Гефсиманского моления, Июля 8, 1845 г.

22

Поездка в Кирилло-Белоезерский монастырь Профессора С. П. Шевырева. 2 ч. М. 1850 г. в 8.

23

Сын его Феодор, в монашестве Филарет, посвятил себя на служение скиту.

24

Тябло – часть иконостаса над царскими вратами с образом Спаса на престоле, – примечание электронной редакции.

25

Беседа при освящении храма Св. праведного Филарета Милостивого в Гефсиманском ските, 27 Сентября 1860 г.

26

Иезекииля, XXXVII, I.

27

Archaeologia biblica I. Iahni. Viennae, 1814, in 8.

28

Столповое (знаменное) пение – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции, – примечание электронной редакции.

29

Заметим для незнакомых с церковной археологией, что било есть деревянная, или чугунная доска, повешенная у церкви, или полоса железная, в которую к богослужению ударяли колотушкой в тех обителях, где не было колоколов, как на пр. в Палестине, где они не терпятся Турками; у Греческих монахов оно называется σημαντἠριον, pulsus lignorum. Что ж касается до токов, то они ни что иное есть, как деревянный брусок, аршина два, с перехватом и с дырочками на средине; за полчаса до начала богослужения, пономарь, обходя с нею по скиту, ударяет в нее колотушкой. По примеру Афонских монастырей, в скиту, вместо била, употребляются токи; значение их объясняет Новая Скрижаль, стр. 21 и 23. v. Handbuch der Christl. Archaeologie, von D. I. Augusti, Leipzig, 1837. I, 408.

30

Припев к 9 песне в службе на праздник Успения Б. М.

31

Чудные видения бывшие некоторыми благочестивым людям в Москве на день 21 Мая 1851 года: извлечено из древней летописи и пополнено достоверными историческими свидетельствами Ив. Крыловыми, Москва, 1862 г. стр. 23 в 8. При этом заметим, что Ильинское торговище и вся улица до Ильинских ворот названы от Ильинского монастыря, что ныне церковь Св. Пророка Илии у Троицкого подворья на Ильинке. Об этом сказано нами в статье о Спасских воротах, помещенной в Душеполезном чтении.


Источник: Гефсиманский скит близ Троице-Сергиевой лавры / Соч. И.М. Снегирева. - Новое изд. - Москва : тип. Бахметева, 1863. - 31 с.

Комментарии для сайта Cackle