профессор Иван Дмитриевич Беляев
- Великий князь Александр Ярославич Невский 0
- Города на Руси до монголов 0
- Жизнь преподобного Антония Печерского 0
- Земские соборы на Руси 0
- Крестьяне на Руси 0
- Лекции по истории русского законодательства 0
- Михаил Александрович, великий князь Тверской 0
- О доходах Московского государства 0
- О наследстве без завещания, по древним русским законам, до уложения царя Алексея Михайловича 0
- О Несторовой летописи 0
- Об общественном значении христианской церкви и ее учреждений на Руси, от Владимира Святого до монгольского владычества 0
- Отношение приднепровских городов к варяжским князьям, пришедшим из Новгорода, до взятия Киева в 1171 году войсками Боголюбского 0
- Очерк истории Северо-западного края России 0
- Очерк церковной администрации в древней России (ст. А.В. Лохвицкого): [Рец.] 0
- Памятники русского церковного законодательства. Стоглав 0
- Переписка с учеными и литераторами (1847-1863 гг.) 0
- Положение русского общества в царствование Михаила Феодоровича 0
- Рассказы из русской истории 0
- Судьбы земщины и выборного начала на Руси 0
- Хронограф 3-й редакции 0
- Хронология Нестора и его продолжателей 0

Ординарный профессор Императорского Московского университета по кафедре русского законодательства; историк, автор трудов о ратном деле в средневековой Руси.
Биография
Родился в семье московского священника, учился в духовных школах (Дмитровское уездное училище, Московская духовная семинария), по окончании курса духовной семинарии, поступил в Московский университет на юридический факультет, курс которого и окончил со степенью кандидата 30 июня 1833 г.
Еще будучи в Университете, Беляев с увлечением занимался русской историей. Поступив в 1834 г. на службу в архивы, он, по его собственным словам, читал и зачитывался архивными документами, приходя раньше и уходя позднее всех других сослуживцев. Во время своей службы им было прочитано более 20000 юридических актов, старых книг, грамот и столбцов, писанных в разное время руками старых подьячих. Кроме того, Беляев более 10 лет занимался в Древнехранилище Погодина, где составлял реестр рукописей и древних монет. Благодаря многолетнему непосредственному знакомству с первоисточниками, Беляев приобрел обширные знания о фактической стороне русской истории. У него не было и не могло быть надлежащей археографической подготовки, а состояние архивов, не приведенных в порядок и в большей части не описанных, затрудняло разработку и изучение богатейших архивных материалов. Несмотря на столь неблагоприятные условия, Беляеву удалось сделать очень много для русской археографии и архивоведения. Он и сам собирал рукописи и оставил ценную коллекцию, хранящуюся в Румянцевском музее.
10 марта 1848 года, по определению министра юстиции, Беляеву, как специалисту по архивным делам, было дано другое поручение — разобрать и привести в порядок собрание 1700 древних грамот Коллегии Экономии. 4 ноября того же года он был назначен советником в Московский Государственный Архив, а с 1 мая 1849 года, оставаясь в прежней должности, был определен в члены Комиссии для печатания официальных и частных разрядных книг.
С 1852 года начинается его почти исключительно ученая и профессорская деятельность: 29 декабря 1852 года он был назначен исправляющим должность адъюнкта по кафедре истории русского законодательства в Московском университете. В 1858 г. Беляев защищал в Московском Университете диссертацию на степень магистра: «О наследстве без завещания по древним русским законам до Уложения царя Алексея Михайловича». Факультет о его работе дал очень лестный отзыв. Вскоре же (в 1860 г.) Беляев получил степень доктора за другое свое исследование: «Крестьяне на Руси. Исследование о постепенном изменении значения крестьян в русском обществе». В то же время, начиная с 1850-х гг., он участвовал во многих славянофильских изданиях: «Москвитянине», «Русской Беседе», «Дне», альманахах и «Московском Сборнике», а также и в других весьма многочисленных изданиях. Здесь, например, Беляев принимал горячее участие в известном споре славянофилов и западников о сельской общине (см. его статьи в «Русской Беседе»).
После исследования о крестьянах Беляев задумал обширный труд, где хотел представить всю русскую историю в ее целости, преимущественно с бытовой и правовой стороны. Труд этот – «Рассказы по русской истории»; ими с особенной любовью занимался автор в продолжение более 10 лет. Но работа осталась далеко незаконченной: были выпущены только 4 книжки (последняя оканчивается историей Северо-западной Руси до Люблинской унии), так что автору не удалось даже более или менее обстоятельно выяснить роль Москвы, этой, по мнению славянофилов, колыбели исконно русских начал.
Наряду с главным трудом Беляев в то же время занимался разработкой и других вопросов науки, помещая свои исследования в «Православном Обозрении», «Душеполезном Чтении», «Русской Старине», «Известиях Академии Наук», «Русском Вестнике», «Журнале Министерства Юстиции», «Юридическом Журнале», «Зрителе» и др. Во время своей литературной деятельности Беляев напечатал многочисленные разборы сочинений: Гладкова, Горчакова, Забелина, Иванишева, Лешкова, Осокина, Павлова, Погодина и др.
В своей личной жизни Беляев был человеком добрым, отзывчивым и необыкновенно религиозным. Так, он ежедневно ходил к церковной службе. Происходя сам из духовного звания, он к духовенству относился с большим уважением и ратовал за его нужды. Родственники, друзья и знакомые вспоминали о нём с необыкновенной теплотой. По вечерам в четверги обыкновенно собирались у него знакомые и проводили время в дружеской беседе. По отношению к студентам Беляев был самым доступным и добрым профессором. Профессором он оставался до 1873 года, до времени своей смерти. При похоронах студенты несли его на своих руках от университетской церкви на далекое Даниловское кладбище, а один из них сказал задушевную прощальную речь.