Живописное обозрение русских святых мест. Святый град Иерусалим. 1902 г.

Источник

Параграф I II III IV V VI VII VIII IX

«Святися, святися, новый Иерусалиме!

Слава бо Господня на тебя возсия....»

(Из Пасхального канона).

«...И бывает радость великая всякому христианину,

увидавшему святый град Иерусалим:

никто же бо может не прослезитися,

видавше землю желанную и места святая,

иде же Христос Бог наш, нашего ради спасения, походи..»

(Из «Паломника Даниила Мниха, гл. О Иерусалиме).

I

Путешествие к святым местам составляло и составляет насущную потребность верующего. Наш народ, исповедуя православную веру, особенно любит посещать святыни для поклонения им. Едва ли найдется самая убогая семья, в которой не было бы такого члена этой семьи, который раз-другой в своей жизни совершил путешествие на богомолье. Монастыри с мощами святых угодников, обители с прославленными чудотворными иконами, места, освященныя проявлением на них милости Божией, привлекали и привлекают многое множество верующих. Стекаясь с разных концов обширной родины, богомольцы смиренно преклоняют колени пред святынями и в горячих молитвах прославляют небесного Отца, испрашивают у Него милостей, благодарят Его за все блага, которые Он, милосердный, сыплет щедрою рукой на людей. Возвращаясь, домой, богомольцы приносят с собой священные предметы, напоминающие всем о посещенной ими святыни, и рассказывают всем о том, что они видели и слышали при своем путешествии. Рассказы эти всеми выслушиваются с особенным благоговением, к ходившим на богомолье, все начинают относиться с особенным уважением, примеру их начинают следовать другие, и так называемое «паломничество», иначе – путешествие к святым местам, развивается все больше и больше. С течением времени трудности путешествия облегчаются: улучшаются пути сообщения, удешевляются проезды на пароходах и по железным дорогам, является еще больше возможности для верующих исполнить их заветное желание и посетить то или другое святое место.

Но на всем земном шаре нет другого места, которое с давних пор так привлекало бы и привлекает к себе благочестивых путешественников, как святая земля Палестина и ее священный город Иерусалим. Кто не знает этого города? Кто уже с самого раннего детства не произносил с благоговением этого священного имени? У кого много, много раз в жизни не являлось непреоборимое желание самому побывать в тех священных местах, где протекла земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа, и поклониться святыням того древнего города, где произошли величайшия события мира – где Господь наш Иисус Христос своею крестною смертью и Воскресением призвал греховного человека к вечной жизни? И что всего достопримечательные, эти священные места вообще и город Иерусалим в особенности дороги не одним русским, и не одни православные христиане чтут эти места и этот город, как величайшия святыни. Нет: христиане всех вероисповеданий, православные, католики, лютеране относятся с полнейшим благоговением к святыням Палестины и Иерусалима, места эти священны и для иудеев, и даже для мусульман! Все народы уже в одном названии града Иерусалима сохраняюсь понятие о великой для них святыне. Иудеи говорят: «Иерусалим» обозначая этим именем город – обиталище мира. Мусульмане употребляют иное название, обозначающее святость, Святыню. Христиане всех вероисповеданий сохранили древне иудейское название «Иерусалим» и не иначе употребляют его, как с прибавлением к нему слова «святой». И со всех концов вселенной стремятся в это «обиталище мира», в эту «святыню» люди, стремятся богатые и бедные, кто только может. Число «паломников» с каждым годом увеличивается и увеличивается.

Побывать в святой земле, «идеже Христос Бог наш нашего ради спасения походи», поклониться святыням города Иерусалима всегда и все считали для себя таким великим счастьем, что не останавливались ни пред какими трудностями, с которыми было сопряжено это путешествие, А трудности эти были необычайно велики почти до нашего времени… После продолжительного тяжелого путешествия пешком по России, богомолец должен был вверить судьбу свою какому-нибудь парусному судну и долго-долго плыть на нем, подвергаясь всем опасностями морского плавания. Куда бы ни заезжал он по дороге, везде его встречали чужие люди, и в самом Иерусалиме он не слышал родного языка и не находил человека, который помог бы ему на чужбине, указал бы, где, что и как надо сделать. И что же? Ни продолжительность путешествия, ни дороговизна, ни опасности, ни неудобства – ничто не умаляло ревности к путешествию, пока на это обращено серьезное внимание. Слава Богу! В наше время отправиться в Иерусалим стало так же легко, как и в отдаленные места нашей родины, а то и легче. К услугам путешественников и железные дороги с удешевленным для них проездом, и безопасные пароходы, и во всех городах от Одессы до Иерусалима, как и в самом Иерусалиме, надежные приюты и знающие руководители... Стоить теперь лишь начать путешествие, имея небольшой запас средств, для этого предназначенных, и совершится оно легко, скоро, удобно. Вот почему число путешественников в Иерусалим в последнее время увеличилось сильно, и не далеко уже то время, когда, как сказали мы выше о посвящении святынь на родине, не будет православной семьи, один другой член которой не побывал бы в Палестине.

Хотя книжка наша имеет единственной целью познакомить читателя с Иерусалимом и его святынями, для путешественников же имеются особые путеводители, тем не менее, прежде самого описания святого града, мы скажем нисколько слов и о путешествии к нему в наше время.

Путешествие собственно уже на восток начинается из Одессы, куда прибывают богомольцы по железным дорогам. Здесь они останавливаются в одном из так называемых подворий, устроенных ради принятия отправляющихся на богомолье. Иноки подворий руководят богомольцами: они дают им все советы и указания, куда обратиться за паспортом, где и как запастись разменными деньгами, сколько припасти провизии, когда и с каким пароходом выезжать. В подворье же перед отъездом путешественники выслушивают и молебствие о благополучном совершении путешествия. Чрез 36 часов плавания по Черному морю, русские богомольцы пристают уже к турецкой земле и останавливаются в Константинополе. Все ново и чуждо им. То, о чем приходилось слышать или читать, что казалось каким-то сказочным, пред глазами удивленного и изумленного странника. Пароход стоит несколько дней. Есть время осмотреть достопримечательности Константинополя. А к услугам богомольца и здесь, как и в Одессе, и подворье, и русские иноки для руководства. Странник весь предается своим руководителям. Без их указаний и советов он точно дитя беспомощное: вокруг него все чужое, слышится не русская и непонятная для него речь, причудливые зданья привлекаюсь взор, но что это за здания и какая из них достойны особенного вниманья – он не знал бы... А есть там и православные святыни: можно ли не посетить, например, останки церкви Пресвятой Богородицы «Влахернской» или «Живоносный источник»? Можно ли не побывать и в турецкой мечети «Ая-София»? Это древняя церковь св. Софии. Овладев Константинополем, турки водрузили на ней полумесяц вместо креста, но благочестивый странник земли русской верит, что наступит время, когда на св. Софии снова заблещет золотой крест и помрачить временную славу полумесяца... Посетив главнейшие достопримечательности Царьграда, богомолец, напутствуемый благословениями и благожеланиями гостеприимных иноков подворья, возвращается на пароход и продолжает путь к намеченной им цели. Путь продолжительный, около недели, и разнообразный, по новым и незнакомым морям. Хорошо, если среди странствующих есть грамотные. С путеводителем в руках, они и сами знакомятся со всем тем, что попадается по пути, и других знакомясь. А попадается так много достопримечательностей! Места напоминают великие события ветхо и новозаветной старины, благочестивая мысль питается этими воспоминаниями и странник все больше и больше подготовляется к тому, что служит его заветной целью, – к прибытию в Св. Землю. Но вот прошла неделя плавания. Вот видны берега «святой земли». Усталые путешественники приободряются. Забываются все трудности для непривычных к морскому путешествию. Берега еще в туманной дали, а сердце уже полно неизъяснимой радости. «Слава Богу!» вырывается из уст, и большой крест осеняет грудь богомольца.

Проходит еще время. Вдали уже блестят расположенные на холме дома и купола города Яффы. Здесь богомольцы впервые ступят на «Св. Землю». Понятно их усиливающееся волнение, понятна их душевная радость, соединенная с благоговейным трепетом. Выход на берег сопряжен с некоторыми трудностями, но сделано все, чтобы предупредить малейшие неудобства для богомольца. И последний, благополучно прибывает в Георгиевский монастырь, где и остается на все время своего пребывания в Яффе. Остается совершить последний переезд или переход, чтобы стать у стен святого града. Способы передвижения здесь различны. В последнее время устроена даже железная дорога, так что путь от Яффе до Иерусалима уже не представляет никакого затруднения. Правда, еще и теперь многие богомольцы предпочитают пройти пешком, и из окон вагонов видны эти в полном смысле слова «паломники»; но это уже зависит и от усердия богомольца, и от средств, которыми он располагает, и от состояния его здоровья, и от времени, и от многих других причин. Как бы то ни было, но конечная цель путешествия достигается, пред взорами путника открывается тот святой град, о котором так много он слышал, посетить который было заветной мечтой его жизни, один вид которого проливает в душу неизъяснимую радость. Быть может, никогда в жизни душа благочестивого путника не переполнялась таким обаянием священных воспоминаний, как теперь, когда видны уже стены святого града, но нога еще не ступила за Иерусалимские ворота...

Все, чему учили нас в детстве все, что читали мы в Слове Божием все, что вызывало в нас благоговейные чувствования во время церковных песнопений, – все это теперь становится особенно ясным. «Светися, светися, новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе возсия! Бедный странник не узнает сам себя: он ли, убогий душой и телом, он ли, едва дерзавший в молитвенных обращениях к Богу произносить святое имя святого града, он ли стоить у стен этого града? Он ли, усердно молившейся дома пред иконами Распятия и Воскресения Христова, удостоится завтра же помолиться на Голгофе и в храме Воскресения у Гроба Господня и собственными очами видеть, собственными руками осязать, омочить слезами и облобызать устами те священные предметы, одно изображение коих приводило его в трепетный восторг? Да будет благословен день и час благополучного прибытия к этим древним стенам древнего города! Еще одно коленопреклонение, еще один горячий молитвенный вздох с воздетыми к небу руками, и благочестивый странник переступает священный предел. Он – в Иерусалиме!

Последуем и мы за богомольцем и, сопровождая его по великим святыням, познакомимся с этими святынями, насколько возможно, подробнее. И пусть наше описание послужить тем, кто не может иначе ознакомиться с ними. Игумен русския земли Даниил, слова которого мы выписали в начале нашей книжки, закончил так свое описание св. града: «Пусть будет на всех, кто прочтет мое описание, благословение от Бога и от святого града Господня… он примет мзду, равную с теми, кто ходил в Иерусалим и видел все святые места. Ибо блаженны видевшие и верующие, но преблаженны те, которые не видели и веруют». Как бы, ни желали мы все совершить путешествие в св. Землю, но не всегда и все от нас зависит. Многие лишены этой возможности. Для тех дорого и правдивое описание величайших в мире святынь. К этому описанию мы и переходим.

II

Мы – в стенах Иерусалима. Пред нами город величайших святынь. Познакомимся с этим городом прежде, чем войдем в его святыни.

Весь город окружен громадной стеной, имеющей в окружности до 5 верст. В вышину эта стена имеет 6 саженей, в толщину – одну сажень. Множество башен и бастионов ясно указывает, для чего строилась эта громадная стена: она служила главной защитой города, главным его укреплением. В разных местах стены – ворота, и кои сохранены не все, а только пять. Сами названия этих ворот говорить уже о том, что это памятники старины; в самых названиях вы слышите уже напоминание о тех событиях, которые совершились когда-то в Иерусалиме и св. Земле. Вот, например, с восточной стороны ворота св. Стефана; они в самом названии своем хранят память об архидиаконе Стефане, первомученника Христовой Церкви, побиенном здесь камнями за твердое исповедание им веры. Чрез эти ворота путь лежит в Вифанию, Иерихон; эти же ворота ведут и к гробнице Пресвятой Девы, почему носят они и другие названия: «Ворота Пречистой Марии», «Ворота Гефсиманские». Или ворота Сионские, иначе – ворота Пророка Давида. Устроенный с юго-западной стороны, ворота эти находятся вблизи небольшой мечети, построенной на месте гробницы Пророка Давида и той горницы, где была Тайная Вечеря. То же следует сказать и о других воротах, уносящих нас в глубокую святую старину и указывающих путь к местам, освященных великими событиями ветхого и нового завета.

В стенах, как в крепости, помещается город. Занимаемое им место составляет широкое каменистое плоскогорье. Город густо застроен зданиями. Как вообще на востоке, жилища имеют совершенно особенное устройство: плоская крыша, заделанные решетками окна, низкие двери. Строются дома преимущественно из глины, которая под жгучим солнцем делается с течением времени очень твердой. Улицы узкие, кривые, грязные. Местное население отличается неподвижностью, лишающей город оживления. Природа скудная. Все это, конечно, может произвести тяжелое впечатление на новоприбывшего. Но все это и совершенно забывается им при постоянной мысли о том, что не красота местоположения и не простое любопытство привели его в Иерусалим из далеких – далеких мест. Взор богомольца скользит по плоским крышам убогих домов, но он надолго останавливается на могучих куполах храма, над Гробом Господним, и каждая улица, подобно воротам, вызывает благочестивые размышления и такие воспоминания, которые дороже всех украшений богатых и роскошных городов. Впрочем, как увидим впоследствии, в настоящее время в Иерусалиме есть уже и выдающаяся постройки, явившаяся именно в наши уже дни, когда обращено большое внимание на доставления удобств посетителям Иерусалима и его святынь.

Население Иерусалима весьма разнообразно по вероисповеданиям: евреи, магометане, православные, католики, протестанты, армяне и друг. Наибольше евреев, православных до 4-х тысяч. Собственно же русских в Иерусалиме постоянно живет несколько сот человек, а к Пасхе, особенно, сильно увеличивается числом богомольцев, которые стремятся попасть в Иерусалим главным образом к этому великому празднику.

Торговли в Иерусалиме почти нет. На базарах, помещающихся в зданиях под крышами, можно найти необходимейшие жизненные припасы, но не более. Для другого города такое отсутствие торговли, обыкновенно все оживляющей, было бы большим изъяном, для Иерусалима – это и к лучшему.

Прибывший странник сразу видит, что именно святыни Иерусалима не только главное, но и единственное в нем. И как благотворно действует это на душу человека! С какой бы грустью посмотрел он здесь на кипучую торговлю, занимаясь которой люди все забывают, являясь служителями одного бога – мамоны! И не прискорбно ли созерцать эти ярмарки с их шумом, криком, ссорами, безобразными сценами у врат святых обителей? Даже такие предметы, как крестики, иконы и т. п., – обыкновенно раскупаемые богомольцами, как воспоминание об Иерусалиме и гостинец из святого града, и те изготовляются не в Иерусалиме: много таких предметов привозят из Вифлеема, много и из Европы. Само собою, разумеется, что в разных местах св. Земли есть и другие производства, хоть не в большом количестве, но мы говорим здесь только об Иерусалиме.

Выше мы сказали, что в недавнее время в Иерусалиме стали возникать и новые хорошие здания. Из них укажем на так называемые русския постройки. Постройки эти заслуживают особенного внимания русского читателя, который ясно увидит всю заботу о его соотечественниках, отправляющихся в Иерусалим на поклонение. Начало постройкам положено еще в 1860 году, после того, когда Иерусалим посетил великий князь Константин Николаевич. Расположены они вблизи Яффских ворот св. Града и составляют ныне как бы особый городок. Разделяются эти постройки на старые и новые, соединенные воротами.

В старых постройках мы имеем: церковь во имя Живоносной Троицы, корпус – странноприимницу для 500 мужчин, корпус для начальника Духовной Миссии с причтом, большое здание – странноприемницу для 300 женщин. Здесь же – госпиталь, помещение для русского консула, помещение для церковного хора, разные хозяйственные постройки. В новом подворье обращает на себя внимание двух – этажное здание с множеством комнат для прибывающих богомольцев, комнаты, обставлены всеми удобствами. Кроме комнат и палат, тут же устроены: столовая, гостиная, библиотека, общая дешевая столовая, водогрейки, хлебопекарня, лавка, баня, прачечная. Таким образом, прибывший богомолец находит в Иерусалиме в прекрасный приют, которым и пользуется бесплатно в течение двух недель и с небольшой платой в следующие дни своего пребывания в Иерусалиме. Но это не все еще удобства, которые находят здесь русские богомольцы. К их услугам и духовные наставники, которые в свободное от поклонения святыням время посвящают беседам с богомольцами и чтению священных книг, и руководители, которые всегда готовы и все указать, и всюду сопровождать каждого богомольца. С чувством глубокой благодарности надо отнестись к многополезной деятельности Императорского Палестинского Общества: оно приняло на себя все заботы о русских богомольцах Святой Земли, и, только благодаря ему, богомолец наш, прибыв в Иерусалим, и пользуется всеми удобствами, и что всего дороже чувствует себя не брошенным на чужбине.

Во все время пребывания своего в Иерусалиме русские богомольцы подчинены, как начальнику, русскому консулу, подобно тому, как и все другие поклонники, подчинены своим консулам. В лице этих консулов они находят и защиту, если она понадобится, например, в случай какого-либо столкновения или неприятности с туземцами. Высшая духовная власть в Иерусалиме Блаженнейший Патриарх. Каждый, прибывший на богомолье, старается испросить у его святейшества благословение и после этого уже отправляется на поклонение святыням.

III

Собираясь поклониться святыням Иерусалима, богомолец, конечно, прежде всего, и главнее всего думает о посещении величайшей святыни – Храма Св. Гроба Господня или Воскресения Господня. В уме благочестивого поклонника одно за другим возникают священный события, о которых читал он или слышал. Святое Евангелие, излагающее истории этих событий, приходилось часто слышать, но никогда христианин не проникался таким благоговейным трепетом, как теперь, когда, вспоминая одно за другим священноисторическое событие, подходит он к тому самому месту, где совершилось это событие. Но вот и этот Храм Храмов, в котором с одинаковым чувством благоговейнейшей радости молятся все верующие, будут ли, то православные или не православные.

Русские постройки вблизи Яффских ворот Св. Града, в коих находят себе приют богомольцы из России

Храм Гроба Господня или Воскресения Господня

С первого взгляда может показаться, что это даже не храм. К нему вплотную прилепились разные другие постройки. На окружающих его магометанских мечетях (молитвенные дома мусульмане, как у нас церкви) множество полумесяцев, свидетельствующих о том, в чьей власти находится ныне святый град. На величайшем из храмов мира смиренные кресты, не поражающие богатством внешним, но много-много говорящие уму и сердцу каждого поклонника. К подножью храма ведете небольшая площадка. Здесь полно народа. Здесь совершается первое земное поклонение на виду храма, у самого его входа. Еще трепетнее бьется сердце. Душу человека объемлет страх, соединенный с неизъяснимой радостью; живо чувствует каждый свое глубокое недостоинство, еще живые видим великую милость Бога, давшего человеку силы и средства достигнуть преддвея святыни, равной которой не было, нет и не будете в мире.

С понятной жадностью всматривается богомолец в фасад здания храма, стараясь запомнить все в мельчайших подробностях. Вот две громадные арки, как бы ворота. Левая – с двустворчатыми дверьми: это – «Святыя врата», это – входе в храм. Над этими арками – две другие, с большими окнами, дающими свет для второго яруса храма. Украшения состоят из священных изображений и разных фигур. Еще выше – карниз с решеткой, из-за которой виден меньший купол храма.

Первая святыня, которой богомолец покланяется, войдя в храм, есть Камень миропомазания. Золотой балдахин, множество лампад, земное поклонение молящихся, – все это производит сильнейшее действие на душу новоприбывшего. Вспомним слова святого Евангелия: « …Пришел богатый человек из Арима, именем Иосиф; он, пришед к Пилату, просил тело Иисусово. Тогда Пилат приказал отдать Тело. И взяв Тело, Иосиф обвил его чистою плащаницей» (Мф.27:57–59). Это совершилось именно на том месте, которое покрыто ныне каменной плитой, именуемой камнем миропомазания... Здесь находились, Богоматерь в великой скорби и святые Жены, а также возлюбленный ученик Христа – Иоанн. И место скорби Богоматери не забыто: оно отмечено сбоку особым камнем, над которым неугасаемо горит лампада. Нет и самого маленького места, которое не было бы освящено тем или другим событием из последних дней земной жизни Господа Иисуса.

С правой стороны от камня миропомазания 18 ступеней ведут на Голгофу. Так храм этот заключает в себе все места, освященные страданиями, смертью и воскресением Христа! На Голгофе – два придела: «водружения Креста» и «пригвождения ко Кресту». Ни один из них не принадлежит нам: первый – принадлежит православным грекам, второй – римско-католикам, но мы сказали уже, что пред святынями Иерусалима одинаково склоняются колени всех, и здесь ли думать о чем-нибудь другом, кроме радостного поклонения? В каждом приделе есть престол для совершения Божественной службы.

«С Ним – говорит св. Евангелие – распяты два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую» (Мф.27:38). И эти места обозначены на каменном помосте Голгофы. «Иисус же, опять возопив, испустил дух. И вот завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись. (Мф.27:50–51). Расщелина (узкое отверстие) скала видна и ныне на Голгофе: она обозначена серебряной доской, которую отодвигают, чтобы показать богомольцу, и находится вправо от греческого престола. Другие священные предметы на Голгофе: распятие, изображения Богоматери и апостола Иоанна, икона, изображающая Христа, «влекомого на страдания»; все эти и подобные предметы напоминают паломникам о великих событиях, совершившихся на этом месте, и переносят его благочестивую мысль в отдаленное прошлое, заставляя как бы присутствовать при совершении самых событий. Может ли быть другая радость больше этой радости? Можно ли где-нибудь, кроме Иерусалима, получить столь великое духовное наслаждение? Вот почему всякий, кому давалось поклониться Распятию на самой Голгофе, должен считать себя беспредельно счастливым. Сказанное выше относится к греческому приделу; священные предметы католического придела напоминают те же великие события: место пригвождения Господа ко Кресту, окно в часовенку, из которой Богоматерь смотрела на муки своего сына, статуя Скорбящей Матери, которой сердце «оружием пройде».

Голгофа

После горячей молитвы на Голгофе вы сходите вниз по другой лестнице, сходите не для того, чтобы оставить святыни, нет: чтобы продолжать поклонение дальше и дальше, видеть больше и больше, еще и еще питать душу дивными воспоминаниями. Вот пещера у подошвы горы: видна скала с камнями, которые «расселись», когда Божественный Страдалец испустил дух; по преданно, в этой пещере погребены были кости и череп праотца Адама. Но последуем за богомольцем.

Середину Храма Св. Гроба Господня занимает греческая церковь Воскресения. Вокруг этой церкви идет как бы коридор с часовеньками. Каждая из них устроена в память какого-либо события, и богомолец, так сказать, видит пред собою историю этих событий, изображение которых богомолец и видит на иконах в этих часовеньках, так что и неграмотный сразу узнает, какое событие совершилось на том месте. Вот «часовня поругания», иначе – «тернового венца». Устроена она в небольшом углублении стены. Престол утвержден на обломке той самой колонны, к которой был привязан Божественный Страдалец во время поруганий над ним: «И сплели венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость... И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове» (Мф.27:29–30). Вот «придел равноапостольной царицы Елены». Это пещера, довольно большая и находящаяся на глубине 30 ступеней. Молящиеся вспоминают святую царицу, которая искала здесь и обрела Живоносное Древо Честного Креста Господня. Еще глубже – «часовня обретения Креста», тоже пещера, с двумя престолами. Место это напоминает великое событие 326 г. по P. X., когда крест был найден и показан (воздвигнут) народу. Сзади алтаря соборной церкви, в глубине стены (ниша) принадлежащий армянам престол во имя «разделения риз». Здесь «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий» (Мф.27:35). Подобный же придел устроен и во имя «Св. мученика Лонгина Сотника», который, стоя с другими при Распятии и видя все случившееся, уверовал и сказал вместе со многими: «Воистину Он был Сын Божий!» (Мф.27:54). В восточном конце храма – «Часовня уз» и «Темница Христа». Здесь был заключен Божественный Страдалец за грехи рода человеческого. Христиане, как последователи Его, сохранили и каменную доску с отверстиями в который были вложены стопы Иисуса, и место Его заключения с разбойниками... Католическая «церковь явления Господня» заключает в себе те священные места, где стоял Господь, когда явился по воскресении своем Марии Магдалине, и где стояла эта благочестивая Жена, а «Часовня Богоматери» – место явления воскресшего Сына Матери Его.

Уже из этого краткого очерка читатель видит, что Великий Храм Иерусалимский в священных стенах своих заключает все события последних дней земной жизни Спасителя. Ревность последователей Христа не оставила ничего не сохраненными. Престолы, на которых совершаются Божественные службы, иконы с изображениями событий, обилие лампад, никогда не угасающих, как не угасает вера Христова, – все это глубоко-глубоко трогает богомольца. Распростертый на земле, омоченной Кровию Страдальца за мир, он забывает все на свете и, готовый до смертного часа оставаться среди этих стен, хранящих столь великую святыню, утешает себя счастливой мыслью о том, что он посетил эту святыню, помолился в ней и с обновленной душой возвратился на родину.

IV

Поклонение святыням, указанным в предшествующей главе, было как бы приготовлением к посещению того места, где находится святой Гроб Господень, как главнейшая святыня великого храма. Богомолец точно испытывает себя: достанет ли у него сил и дерзновения войти в Часовню Св. Гроба... И вот он, полный дивного и никогда еще неизведанного умиленья сердечного, приближается к этому заветному месту.

Прежде, чем войти в Часовню Св. Гроба, вы должны вступить в так называемую Ротонду или круглую синь. Это – как бы навес над Часовней Св. Гроба; Ротонда эта похожа на палатку, имеющую до 30 аршин в ширину, весьма искусно обставленную. Внизу по обеим сторонам устроены отдельные келии для отдыха и даже ночлега богомольцев. Вид множества лампад, разрисованный под цвет неба купол, висящая большая икона Воскресения Христа, – все это делает вход в часовню Св. Гроба особенно торжественным, надолго остающимся в памяти каждого, поражающим своим величием всех путешественников, прибывших даже ради одного любопытства.

В средине Ротонды помещается «Часовня Животворящего Гроба Господня». По внешнему виду это – небольшой четырехугольный храм. В ширину он имеет 8 и в длину – 12 аршин. С наружной стороны часовни много украшений, но все они теряются в блеске горящих лампад и свечей. Вход в часовню только один. Над входом – икона, изображающая Воскресение Христово. Здесь беспрерывно совершается горячая молитва поклонников, готовящихся переступить порог «Кувуклии» (Часовни). Кто видел раз в жизни эту неподдающуюся описанию картину, тот, можно смело сказать, никогда её не забудет. Тут вы видите людей всех национальностей и всех вероисповеданий: православный грек, русский, армянин, католик, поляк, француз... Недаром же и «Кувуклия» никому в отдельности не принадлежит, а составляет общее достояние. Коленопреклоненные и распростертые на земле богомольцы, явившиеся со всех концов христианского мира, проливают слезы, молятся и в спасительном трепете ожидает каждый своей очереди, когда можно будет войти в самую часовню... Но вот наступила очередь. Сильнее забилось сердце и дрожащими ногами вступает молящийся в «придел Ангела». С быстротой молнии проносится в уме евангельский рассказ. «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от Гроба» (Мф.28:2). Это преддверие «Кувуклии», последний шаг к величайшей святыне. Яркий свет лампад проливает в душу богомольца неизъяснимую радость. Он осматривается вокруг. По обеим сторонам входных дверей видны два небольших оконца. В эти оконца Патриарх подает через епископов молящимся священный огонь в начале заутрени Светлого Христова Воскресения (см. ниже). Посредине – престол. Пади ниц, христианин, и усердно-усердно помолись у этого престола: небольшой камень, служащей для совершения Божественной службы, есть тот самый камень, который отвалил от Гроба сошедший с неба Ангел!

Но вот и священная усыпальница, вот сама Пещера Св. Гроба. В нее ведет маленькая дверца, как мала и сама пещера, вместившая в себя Божественное Тело Великого Учителя. Оно почивало на каменном ложе, которое и ныне находится в этой пещере. По величине ложе не больше того, сколько нужно для помещения человеческого тела; оно занимает большую часть пещеры, так что поклонение ему зараз возможно лишь 3–4 человекам – богомольцам. Последние нередко, в порыве благоговейного усердия, отламывали куски камня и уносили с собой. Это обстоятельство вынудило покрыть стены пещеры и ложе, на котором почивало Пречистое Тело Господа, мраморными досками, хотя и скрывающими природную скалу, но в, то, же время и сохраняющими в неприкосновенном виде столь великую святыню, и придающими святой пещере, то благоление, которое подобает такому месту. Благоление это усугубляется от множества висящих лампад, горящих свечей, озаряющих темноту пещеры и размещенные всюду иконы. По тесноте не всякий может поставить здесь лампады, а потому светильники эти возжены от лица народов, исповедующих христианскую религию: русских, греков, латинян, армян, коптов. Счастлив тот, кому пришлось помолиться в этой пещере, еще счастливее – кому довелось слушать и литургию у Св. Гроба Господня! А литургию совершает здесь постоянно – несколько раз в день – духовенство разных народов. По вторникам в 12 часов ночи обыкновенно отправляется божественная литургия на славянском языке русским духовенством.

Так как богомольцев обыкновенно бывает много и каждый желает прослушать литургию, то последняя совершаются постоянно, за невозможностью всем пользоваться престолом у Св. Гроба, в прочих церквах и часовнях Св. Храма. Часовен этих много. Кроме указанных выше, упомянем здесь о Часовне Сирийской, ныне принадлежащей Армянам. Она находится вблизи пещеры Св. Гроба Господня и граничит с гробницами Иосифа и Никодима, тех тайных учеников Господа, которые раньше многих других исповедали Его и за то удостоились принять и упокоить Тело Учителя.

Выше мы упомянули, что средину Храма Св. Гроба Господин занимает греческая православная церковь во имя Воскресения Христова. Можно себе представить, как велик вообще Храм Св. Гроба, если в самой средине его вмещается, между прочим, эта церковь, имеющая в длину до 70 аршин, а в ширину – до 15 аршин! Богатая обстановка этой церкви соответствует тому великому месту, где она находится. Купол церкви утвержден на 16 арках, алтарный свод – на столбах. Пол выложен мрамором. Стены украшены позолотой по резьбе; множество дорогих икон развешано по ним; вдоль стен – места для духовенства. Здесь же, поближе к алтарю, и трон Блаженейшего Патриарха, и кафедра архидьякона, – все это сделано очень богато. Особенным богатством отличается мраморно-золотой иконостас с богато убранными иконами, расположенными в пять ярусов (отделений). Верхняя часть иконостаса заканчивается Голгофой с распятием, у которого стоит Богоматерь и Апостол Иоанн. Куда бы вы ни взглянули, всюду видно усердие верующих, лепта которых сделала этот храм полным благолепия, которое особенно поражает богомольца в дни торжественных богослужений, когда возжены все свечи, лампады и громаднейшее паникадило. Из особенных достопримечательностей этого храма нельзя не упомянуть о большом кресте с частью Животворящего Древа: он ежедневно выносится на середину храма, и богомольцы поклоняются ему.

Мы уже упомянули, что наибольшее число богомольцев стекается в Иерусалим к празднику св. Пасхи. Причина понятна. Каждый, самый убогий, деревенский храм обыкновенно переполняется молящимися в тот день, когда празднуется святой, в честь которого храм этот устроен. Так и говорят: «храм», «храмовой праздник».

Тем больше желания у поклонника побывать в Иерусалиме, когда празднуется «праздников праздник и торжество из торжеств»!

Молиться у Голгофы в тот день, когда на горе сей совершилось искупление от грехов рода человеческого, слушать торжественные песнопения в Великую Субботу и произнести «Христос Воскресе» там, где совершилось само воскресение, и тогда же, когда оно совершилось, – о! это величайшая радость, это лучшее событие в жизни человека! А «священный огонь», появляющийся у св. Гроба Господня и раздаваемый Патриархом в оконце «придела святого Ангела?» (см. выше). Это торжество, которое не забудет не только видевший его, но и слышавший о нем! Вот наступило 12 час ночи. Открыли двери храма, несметные толпы народа наполнили все места: внизу, на лестницах, на хорах... Среди этой толпы вы увидите людей, явившихся буквально со всех концов вселенной. И у всех один молитвенный возглас: «Господи помилуй!» Наш благочестивый паломник, словами которого мы начали нашу книжку, и который присутствовал на этом торжестве больше 700 лет тому назад, особенно живо нарисовал эту картину: «стоят – говорит он – «все слезно, с сокрушенным сердцем»... Каждый зазрит себя и поминает грехи свои, говоря: «неужели ради моих грехов не снидет Дух Святый»! Но Дух Святый низшел: после переходной песни «Господеви поем» вдруг заблистал свет святой во Гробе Господнем ... И пришел епископ с 4 диаконами, отворил Гроб Господень и, взяв свечу у князя и войдя во Гроб, возжег ее там и, вынесши, отдал князю... И стал князь на своем место с великою радостью, и от его свечи мы все зажгли наши свечи, и от наших зажгли и остальные... Многие из наших путешественников, описывая торжественное служение в Великую Субботу во Храме Гроба Господня, говорит о том неблагоговении, с которым стоять в храме туземцы и некоторые поклонники, пребывающие ко дню Пасхи в Иерусалим. Если вам пришлось и придется читать или слышать что-нибудь подобное, не смущайтесь и знайте одно: не на всякой земле зерно дает равно обильные плоды. Есть еще много и христиан, не правоверующих, а что сказать, например, о мусульманах, наполняющих в торжественный день храм ради одного любопытства? От их неблагоговейного отношения к святыне не умалится, значите святыни, их поступки не лишают верующих полученной ими радости, не охладят молитвы. На Голгофе и в Иерусалиме в дни страданий Христа Спасителя были поругания, но умалили ли они святость событий и охладили ли святые чувства последователей Господа? Прошло много лет, и преклонились колени всех пред святынями Иерусалима; пройдет еще время – мы твердо в это веруем – и в Св. Граде заблещут дни кресты на храмах, и воцарится одно благоговейное поклонение, как воцарилось оно в храмах нашей православной России!

V

В храме Св. Гроба Господня мы поклонились величайшим святыням: молились на Голгофе у Св. Гроба. Обозрели и прочия святыни Храма. Теперь мы – за стенами этого дивного сооружения, хранившего в себе все, что связано с последними днями земной жизни Спасителя, и что дорого каждому христианину. Прежде, чем посетить многие другие священные места Иерусалима, посмотрим на тот «Крестный путь», по которому шествовал Господь наш Иисус Христос на Голгофу, уже посещенную нами. Для христиан дорога каждая пядь земли, по которой походили ноги Божественного Страдальца. Непреоборимо особенно желание увековечить все места «Крестного пути». И места эти увековечены, обозначены. Пройдем их с тем благоговением, какого они достойны, памятуя ежесекундно, что это был последний земной путь Господа, что по этому пути прошел Он поруганный и обремененный тяжелым крестом – орудием своей казни, в последний день своей земной жизни.

Недалеко от Гефсиманских ворот помещаются турецкие казармы, построенный лет 60 тому назад на местах, которые следовало бы сохранить в ином виде, и которые сохранились бы, если бы Святой Град не был во власти иноверцев. На этом месте находилась башня Антониева, где был заключен Апостол Павел, и где содержался в узах Апостол Петр, которому Ангел, по сказанию книги деяний св. Апостолов, отворил двери заключения. Здесь же было и место осуждения Христа Пилатом. Вблизи казарм указывают место, которое носит название «Се человек». Это небольшая арка, как бы перекинутый чрез улицу мосток, – то место, с которого Пилат сказал народу, указывая на отданного ему на суд Спасителя: «Се человек!» Пилат не находил в Нем никакой вины и не решался осудить, но уступил требованию разъяренного народа и омыв руки в знак того, что сам он не находит вины... Пилат обнаружил здесь большую слабость, и добрые чувства его не могут быть поставлены ему в заслугу, ибо они не проявились на пользу Того, Кто был в его руках. Но так надлежало совершиться, и совершилось так. Внутри казарм указывается место, где на осужденного Господа надели терновый венец: это – «часовня венчанием тернием»: здесь же за дверью, и та ступень лестницы, на которой Иисусу Христу был дан крест для несения, и которая именуется «местом Принятия креста». Отсюда, таким образом, началось великое шествие после неправедного осуждения Христа. Как человек, Он претерпевал неизъяснимые страдания. Едва доставало сил нести тяжелый крест, нести после всех уже претерпленных мучений, нести, в то время как иглы тернового венца кололи чело... И силы неоднократно изменяли Ему. При первом повороте на юг Он падает под тяжелой ношей, и «место первого Его падения» не забыто: именуемое «З-ей станцией», оно обозначено надписью на каменной колонке. Немного дальше от этого места, по сохранившемуся преданию, Богоматерь встретила Своего Божественного Сына, несшего крест. Паломник набожно преклоняется на этом месте, омоченном слезами Пречистой Марии, узревшей начало тяжких мук Сына и отсюда уже сопровождавшей Его далее и не покидавшей до последних минут положения во гроб. Идем дальше. Новый поворот на запад. Вот вделанный в стену крестовидный камень: он обозначает то место, на котором некто Симон Киринеянин сподобился помочь Христу нести тяжелый крест. «Сего заставили нести крест Его!» (Мф.27:32), – заставили, не подозревая даже, какое великое благодеяние оказывали они Симону! Немного дальше – места, с которыми соединяются новые предания. Не доходя странноприимного дома Иоаннов, отмечено место, где по преданию католиков, некая сердобольная дева, видя изнемогающего Иисуса, отерла платком пот на челе Его, и Божественное чело оставило изображение Свое на этом платке. Сердобольная дева Вероника причислена католической церковью к святым, а платок ее с «Нерукотворенным образом» до сих пор хранится в Риме, в церкви св. Креста. Но наряду с такими сердобольными были в толпе шедшей за Иисусом и жестокосердные. Предание указывает как раз против места Вероники жилище Агасфера-иудея, который не позволил Христу прислониться к его дому. С тех пор, говорит предание, Агасфер стал «вечным жидом»: мучимый совестью, он скитается, и будет скитаться до второго пришествия Мессии... Немного далее названием «7-я станция» обозначают предполагаемое «место второго падения Христа», а немного далее – «место обращения Христа к плачущим женщинам: «Дочери Иерусалимские», говорил Господь, видя слезы женщин, сопровождавших Его: «не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших». (Лук.23:28).

Крестный (или страсный) путь и арка «Се человек» в Иерусалиме

Вблизи уже самого Храма Воскресения и так называемого «русского места», о котором будет сказано ниже, обозначают «место третьего падения Спасителя». Приблизилось шествие к месту, назначенному для смертной казни со Христа совлекли одежды и, напоив Его оцетом, пригвоздали ко кресту... Эти священные места заключены уже в стенах храма, как мы и видели при посещении Голгофы: «Место снятия со Христа одежды» и «Место пригвождения ко кресту» – в часовне Латинян на Голгофе, «Место водружения креста» – в греческой, «Место принятия Богоматерью Пречистого Тела по снятии со креста», и «Место положения во гроб» – возле вертепа погребения.

Так верующие стараются со всеусердием сохранить память о каждом шаге, сделанном Господом в достопамятные дни Его страданий, о каждом месте, освященном Его Божественной Кровью. Благоговейнейшее отношение ко всему, что связано с этими событиями, не позволило успокоиться святому чувству, пока не явилась возможность ответить на вопросы: где именно Спаситель пал под тяжестью креста, где обратился Он с святыми словами к плачущим женам и т.п.? Быть может, то или другое место из незаключенных в стены Св. Храма определено не с достаточной точностью; но святость предания от того не умаляется, и сомнению не должно быть месту.

Проходя весь «путь крестный», христианин, в сущности, на каждом шагу имеет под собой землю, освященную шествием Христа на страдания; более же точное обозначение мест дает возможность живее вспомнить великую историю этого шествия. И мы полагали, что необходимо ознакомить читателя с этим «путем крестным» в том виде, в каком представляется он в настоящее время. Для того, кто имеет возможность, найдется много-много еще мест в самом Иерусалиме, достойных посещения и поклонения, не говоря уже о святых местах за стенами Иерусалима и во всей Палестине. Но в описании нашем мы следуем за богомольцем и, как он спешит поклониться главнейшим святыням, так и мы остановились, прежде всего, на описании Храма Св. Гроба или Воскресения и того «Крестного» или «Страсного пути», по которому шел Господь наш Иисус на место казни, заключенное ныне в стенах великого храма. Но мы не оставили без краткого описания и других наиболее достопримечательных мест Св. Града, как не оставим читателя и без ознакомления его с краткой историей этого Храма и Св, Града.

VI

Мы снова у Храма Св. Гроба Господня. Посмотрим отсюда на прочие достопримечательности Иерусалима. По левую сторону «Св. ворот» находится двухэтажное здание колокольни с церковью во имя Сорока мучеников. В этой церкви – гробница Иерусалимских патриархов. С этой церковью соединяется другая: во имя Мироносиц. Сохранилось предание, что эта церковь построена на том самом месте, где Мария Магдалина увидела Господа по Его воскресении и услышала от Него слова: «Не прикасайся ко мне, ибо Я еще не взошед к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:17). Вот смежная церковь Св. Иакова. Св. Иаков был первым епископом Св. Града, и в церкви во имя его сохраняется его кафедра; здесь же – икона Богоматери, писанная, по преданию, св. Евангелистом Лукой. Можно представить себе то невыразимое чувство благоговения, с которым поклонник подходить к этой иконе Богоматери – древней и писанная рукой того, кто описал и земную жизнь Ея Божественного Сына! С южной стороны площадки храма, о которой мы говорили в III главе книжки, находится так называемое «Геосиманское подворье», и в церкви его – плащаница Божией Матери. Монастырь греческий, под именем Авраамиева, переносит нас в глубочайшую древность, в ту седую старину, когда жил и действовал патриарх Авраам: Здесь он готов был принести в жертву Иегова своего единородного сына Исаака, но был удержан ангелом. Тут же помещаются и многие другие церкви и обители. Они принадлежат разным народам, и каждая, по месту или по находящимся в ней предметам, связана с каким-либо священным преданием.

Заслуживает полного нашего внимания так называемая «Святогробская обитель» с ее громадными постройками, в которых живут черноризцы, греки имеются помещения для богомольцев. Эти старые обители вызывают у посетителя чувство глубокой благодарности: в то время, когда не было еще всех тех удобств, какими ныне обставляется путешествие в Иерусалим и пребывание в нем; когда постоянные смуты и беспокойства угрожали пришедшему помолиться даже опасностями, – в это время большая греческая обитель одна стояла на страже интересов прибывающих в Иерусалим и исполняла то, что в настоящее время исполняют многие другие учреждения. Нужно и вообще заметить, что православные греки оказали в этом случай много услуг, и по справедливости им принадлежит наибольшее число монастырей и храмов в Иерусалиме.

Не отходя от Храма Св. Гроба Господня, но лишь оставляя многие другие обители, принадлежащие христианам разных исповеданий обратим внимание на большую для русского достопримечательность – на так называемое «Русское место». Лет 15 тому назад Св. Землю посетил Великий Князь Сергей Александрович. Он обратил внимание на это место и поручил произвести раскопки, безошибочно предполагая, что соседнее с Храмом Св. Гроба место не может не заключать в себе остатков священной древности. И что же? Благодаря раскопкам, открыты те ворота, чрез которые Господь наш Иисус Христос вошел на распятие, иначе – открыт конец того крестного пути, о котором сказано выше. Великая, достопримечательнейшая святыня! Ее ли не сохранить? И вот мы видим здесь большие постройки, приспособленные для приема богомольцев, заключающие в себе и церковь, и – что самое важное – великую святыню «судныя врата».

Если бы кому-нибудь из наших читателей пришлось посетить св. град, мы посоветовали, бы ему, конечно, пользуясь указаниями проводников, запастись и хорошим путеводителем – книжкой. В книжке этой найдется много таких подробностей, которых не можем привести мы, выбирая лишь все, наиболее выдающееся1.

Мы возвращаемся почти к самому началу «крестного пути». Недалеко от «Гефсиманских врат», против «Овчей купеле» находится то место, где был дом родителей Богоматери, где родилась и Она на радость земли и неба, где родители Ее и окончили земную жизнь. В настоящее время здесь находится церковь во имя Св. Анны. В подземном вертепе указывают часть жилища святых Богоотец Иоакима и Анны; здесь же особой доской, украшенной иконами и озаренной множеством свечей, обозначено и то место, на котором совершилось Рождество Богородицы. Помолившись здесь, и переходя к «Овчей купели», не дадим места возмущенному чувству: мусульмане населяющее эту часть Иерусалима, не думают вовсе о бережном хранение того, что свято для христиан, и «купель» эта далеко не содержится в подобающей ей чистоте. Но, видя это небольшое водовместилище, вспомним лучше чудную евангельскую историю о том, как Ангел Господень по временам сходил в эту купальню и возмущал воду, и кто первый входил в оную по возмущении, тот выздоравливал... (Ин.5.2:4). Но вот пред изумленным взором путешественника роскошные сооружения. Их венчает полумесяц: это турецкие мечети «Эль-Сахара» и «Эль-Акса». Остановитесь здесь: вы подошли к месту, с которым связана память о многих и великих событиях. Кто не слыхал о знаменитом в древности храме Соломона? Теперь не осталось и следов этого чудного сооружения, разрушенного Навуходоносором еще за 600 лет до P. X., но возобновленное впоследствии, оно служило тем храмом, который был при жизни Иисуса, и от которого потом, по пророческому слову Божественного Учителя, не осталось камня на камне. Мечеть Омарова – Сахара пользуется теперь большой известностью на востоке. Сохранилось предание, что сам Магомет сказал: «Священнейшее место в мире – Иерусалим, а скала Сахара есть одна из скал земного рая». Построенная 8-ми угольником, громадных размеров, мечеть украшена куполом. В нее ведут четверо дверей. Украшения разнообразны и весьма изящны. Разноцветные стекла окон дают чудное освещение. Мрамор, золото, бронза, цветы, лепные фигуры, надписи и пр., – все это делает Омарову мечеть чем-то волшебным. В мечети этой находится и священная скала, составляющая главный предмет поклонения мусульман. Вообще в мечети этой хранится много предметов, принадлежавших, по преданию, еще Магомету и потому особенно чтимых мусульманами. И сколько священных воспоминаний является у каждого при виде этого места, занятого ныне мусульманами! Не здесь ли в великолепнейшем в мире храме стоял Кивот Завета? Не здесь ли был храм, в котором старец Симеон принял младенца Иисуса и произнес свое моление: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко? Не здесь ли был храм, который Господь Иисус Христос назвал домом Отца Своего? И проч. и проч. И знают мусульмане, как дорого христианам это место, и боятся, и сами создали немало поверий: они думают, что если бы христианин, вошедший в Сахару, стал молиться об уничтожении их веры, то Бог услышал бы его молитву, и боятся допускать туда христиан; они верят, что в соседние «Золотыя ворота» войдет христианский победитель мусульман, и ворота эти давно заложены… С теми же мыслями и чувствами осмотрит путешественник и другие здесь сооружения, из которых особенного внимания заслуживает мечеть Эль-Акса. Это бывший христианский храм, построенный во имя Пресвятой Богородицы. Христиане называют это здание церковью Введения во храм Пресвятая Богородицы. Так же роскошно отделана и эта мечеть, так же многое и здесь поражает красотой, но – и это для нас всего важнее – также вызывает в нас много священных воспоминаний. На том месте, где должен быть алтарь, стоить мусульманская кафедра, а за ее перегородкой видны два углубления, посвященных одно Моисею, другое Иисусу; в последнем на камне указывают след стопы Иисуса, перенесенный сюда с горы Елеонской, где остался другой след. Нужно вообще заметить, что мусульмане относятся к Господу нашему с видимым уважением: называют Его «Рухул-лах», что значить «Дух Божий»; Богородицу признают выше всех женщин в мере; считают, что только Иисус и Матерь Его безгрешны... Вообще же нет в Иерусалиме места, кому бы они ни принадлежали, чтобы на местах этих не сохранялось много преданий и предметов, священных для христиан. Перейдя на другой конец Иерусалима и посетив так называемый армянский квартал, мы не оставим без посещения монастырь, построенный, по преданию, на том месте, где был дом Апостола и евангелиста Марка; здесь заключена купель, служившая для крещения Апостолов и Пресвятой Девы; здесь же указывают и ворота, в которые постучал Апостол Петр после чудесного спасения из темницы Ирода, – еще и еще одно свидетельство того, как христиане стараются сохранить все, что связано с каким-либо священным воспоминанием. Из обителей выдается большой Армянский монастырь, – громаднейшей и богатейший. В монастыре этом указывают гробницу Макария, епископа Иерусалимского, и место усекновения главы св. Иакова Заведея, во имя которого устроена и церковь в монастыре. Вблизи – монастырь женский. На монастырском дворе указывают дерево, выросшее от корней того дерева, к которому был привязан Иисус Христос, самый же храм считают построенным на месте, ознаменованном разными событиями дня неправедного суда над Господом: верят, что здесь допрашивал Его первосвященник Анна, отсюда взяли Его для заключения в темницу, здесь произошло первое отречение Апостола Петра... Не забыто верующими ни одно слово, занесенное в евангельскую историю о страданиях Христа, не остался не увековеченным ни один шаг, сделанный в дни страдания Божественным Учителем, Его Матерью и Учениками. И тем полнее чувство довольства верующего христианина, тем отраднее становится на душе после молитвы, тем дороже и неизгладимее воспоминания о пережитом и перечувствованном в дни посещения Св. Града. Пройдет много времени. Все забудется, а память об этих днях духовной радости останется навсегда, и не раз заставить человека забыть горе и отдаться счастливейшим воспоминаниям в его жизни!

VII

Много есть весьма важных мест, которые хотя и находятся за стенами Иерусалима, но находятся очень близко и составляют необходимую принадлежность Св. Града. Поэтому и мы, выйдя за стены Иерусалима и не отправляясь далеко по Св. Земле, ознакомимся с важнейшими святынями, всегда посещаемыми паломниками. Из таких мест наиболее, конечно, должна привлекать Гефсимания и гора Елеонская. Путь из Иерусалима ведет чрез «Врата Гефсиманские». Пред вами обрывистый спуск в узкую долину Иосафатову, за которой возвышается гора Елеонская. У самой подошвы ее, за высохшим руслом Кедрова, находится здание – Погребальный вертеп Богоматери, соединенный с молитвенной пещерой Ея Божественного Сына. Нынешняя Гефсимания представляет остатки роскошной и цветущей масличной рощи. В этих уединенных, не знающих городского шума местах Гефсимании и Елеона, Господь любил часто пребывать – молиться и беседовать с учениками. Здесь св. Апостолы впервые услышали молитву: «Отче наш,..», которой и нас научили (см. ниже). Отсюда совершит Господь Свой торжественный вход во Иерусалим.. Святыя, великия места! И Пречистая Матерь Господа больше всех мест возлюбила именно эти места: они напоминали Ей о Ее Божественном Сыне; и сохранившаяся предания обозначают много-много мест, связанных с событиями из жизни Богоматери.

Собственно то-место, где Господь молился о чаше, и где, после предательства Иуды, Он был схвачен врагами, называемое «Гефсиманским садом», составляет очень небольшое пространство. Восемь широколиственных старых масличных деревьев стоят, как свидетели страданий Господа, подъявшего на Себя грехи всего мира. Место это ограждено решеткой. На ней утверждены изображения Страстей Господних. Среди зелени сада – мраморная статуя Христа, молящегося о чаше. Пещера моления о чаше, место предательства Иуды, место отдохновения Апостолов окончательно дополняет картину столь славного места. С чувством особенного благоговения входит верующий в «пещеру моления о чаше». Это – Подземная часовня с тремя алтарями. Мрамор и золото украсили это святое место, а изображения чаши и молящегося Спасителя сразу же говорят человеку, куда вошел он.

Вблизи сада, у подножья горы – погребальный вертеп Богоматери. Над ним воздвигнута церковь Успения Богоматери. В подземную часовню ведут ступени. Гробница такая же, как и Гроб Спасителя. Она вся обложена белым мрамором.

В храме Успения нисколько алтарей и престолов, стены украшены иконами, живо напоминающими события из жизни Божей Матери. Против западного входа в часовню в стене изсечено святое ложе, на котором покоилось тело Богоматери, принесенное Апостолами с Сиона, где Пречистая окончила Свою земную жизнь. Скала ложа служит пристолом при совершении литургии далее – Елеонская гора. Подъем, а эту достославную гору начинается у самой Гефсимании, но прежде, чем взойти на святую вершину, мы остановимся в церкви во имя Св. Марии Магдалины. Это русская церковь. Построена она всего нисколько лет тому назад и представляет собою прекраснейшее произведение русского искусства. Камень, из которого церковь сделана, белый, купол храма светлый. Надпись говорить, что церковь построена «в память в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны». Внутренность храма поражает молящегося: все здесь обдумано и соразмерно, иконы написаны лучшими художниками, облачения священно – служителей, хоругви, плащаница исполнены исключительно по русским образцам, и все сделано прочно, как бы для большого увековечения чистой души той, в чью память построена церковь. К гордости русских, эго не единственная их постройка и здесь. Лет 15 тому назад воздвигнута на Елеоне тоже русская церковь – Вознесения. Она находится среди множества русских построек, явившихся, благодаря трудам русского архимандрита о. Антонина, как бы в воспоминание о храме времен Императрицы Елены, остатки которого найдены здесь тем же архимандритом.

Церковь устроена в виде креста, с большим куполом. Высочайшая колокольня в 4 яруса и с 219 ступенями, с прекрасными колоколами сразу напоминает русскому паломнику его православную родину. С высоты этой колокольни открывается чудный вид на все четыре стороны: Св. Земля, что называется – как на ладони. На вершине горы – небольшая турецкая деревушка, а в ней – часовня Вознесения Господня, Это – небольшое каменное молельное зданье, принадлежащее мусульманам. Ни украшений, ни престола, конечно... Но в средине молельни на поду виден отпечаток левой стопы Господа (о правой уже было сказано). Сюда является обыкновенно много паломников, но особенное оживление бывает в храмовой день Вознесенья Господня. Тогда, с разрешения турок, получающих за это плату, во дворе и вокруг ограды устанавливаются переносные престолы, и христиане всех вероисповеданий служат здесь литургию, а часовня убирается иконами и свечами. Грустно, что последователи Христа чувствуют себя чужими здесь и платят за право отслужить обедни; но, да укрепит нас вера в будущее и надежда на возвращение всех этих святынь тем, кто должен владеть ими! С такими мыслями православные смотрят – на стопу Господа, обращенную к северу...

Русская церковь в Гефсимании во имя св. Марии Магдалины

Ближайшая из достопримечательных мест к описанным – Вифания, место молитвы Господней, могилы пророков и др. Вифания – это небольшая деревня, живописно расположенная среди зелени. Из множества событий, записанных в Евангелия, важнейшее, совершившееся в Вифании, было конечно, воскрешение Лазаря. Гробницу Лазаря указывают в небольшой пещере. С зажженными свечами входят в эту пещеру богомольцы и возобновляют в памяти дивное чудо прочтением соответствующих мест Евангелия, а те, кому достанется быть здесь в Лазареву субботу, выслушивают и литургию, совершаемую на престоле – каменном столе, стоящему, по преданию, на месте, где было сказано Господом: «Лазарь! Гряди вон!» Образы Марфы и Марии, Симона прокаженного, полившей на главу Господа драгоценное миро. Жены и друг, рисуются в – уме благочестивых посетителей. Место «молитвы Господней» принадлежит католикам и находится ниже часовни Вознесения, о которой сказано уже. Предание говорит, что здесь же, получив от Господа молитву «Отче наш», Апостолы составили и символ веры. Устроенная на этом месте церковь напоминает о великом событии: в ней молитва Господня изложена на мраморных досках золотыми буквами на 32 языках; христианин каждого исповедания может выслушать молебствие и акафист на родном языке пред доской с начертанием на этом языке главнейшей из молитв.

Обходя вокруг древние стены Иерусалима, мы на каждом шагу останавливаемся, чтобы осмотреть то или другое достопамятное место: вблизи описанных мест – гробницы пророков, далее – Иосафата, непокорного Авессалома, св. Иакова, Захарии; – пещеры Иеремии – на северной стороне, гробницы царей и пр., – все это, знакомому хоть немного с историей Св. Земли, не может не быть интересно. Пусть определение той или другой гробницы подчас не вполне достоверно; но разве не достаточно и того, что места эти, несомненно, славны событиями глубочайшей древности? Тем более, конечно, если посетитель находится у таких мест, предания о которых и не могут подлежать сомнению, и касаются они событий уже новозаветных. Из таких мест укажем еще на некоторые, находящаяся тоже вне стен Св. Града уже на южной стороне: это – достославнейшая гора Сионская и знаменитый источник Силоамский. При обозрении удобнее, пожалуй, направиться к Сиону прямо из Армянского монастыря (см. гл. VI), но наше описание не заменяет путеводителя, и мы не придерживаемся такого порядка: Сион – вне стен Иерусалима, почему и относим мы его описание сюда. Что же такое Сион и где он находится? В настоящее время это небольшой мусульманский поселок, тесный и грязный; но предания о нем так велики, что заставляют христианина, как и в других местах, забыть настоящее и вперить умственный взор в прошедшее. Находится Сион за южными, так и называемыми Сионскими, воротами Св. Града. На вершине горы находится величайшая достопримечательность – тот дом, или горница, где была совершена Тайная Вечера. Место это огорожено и принадлежит туркам. Здесь Господь преподал ученикам Тело и Кровь Свою, омыл им ноги, здесь вел Он с ними беседу пред отходом на вольные страдания, здесь неоднократно бывал с учениками и являлся неверному Фоме после Своего Воскресения, а после Вознесения Его на небо здесь собрались ученики с Богоматерью для бесед, для молитвы, для бросания жребия кому, куда идти на проповедь; здесь же закончила, как же упомянуто, земную жизнь и Матерь Господа. Небольшой армянский монастырь, находящейся ближе к городу, с церковью Спасителя, считают построенным на том месте, где был дом первосвященника Каиафа, к которому Анна прислал Христа в оковах. Туземцы называют этот монастырь «монастырем петуха», указывая этим на известное отреченье Апостола Петра во дворе Каиафы, и неподалеку указывают пещеру, в которой тот же Апостол горько каялся в своем малодушия. Подобно тому, как в монастыре армянском же, что находится в Иерусалиме, указывают место «темницы Христа» до отсылки Его к первосвященнику Каиафе, так в монастыре на Сионе место южного придела считают занявшими собою «темницу Христа» после приведения Его к Каиафу: здесь, такими образом, Господь провел последние часы великой ночи вольных страданий.

По пути от Сиона к Елеону или обратно находится так называемый Силоамский источник – соединенный небольшими каналом с Источником Пресвятой Девы. Силоамский источники», иначе «Силоамская купель» представляет собою небольшое водовместилище, аршин в 7 длину и около 3-х – в ширину, выложенное камнем. У источника этого постоянно много народа: стирают белье, берут воду и т. п. Видя эту толпу, быть, может, не слыхавшую о славном прошлом источника, поступим так, как поступили мы при посещении Овчей купели, – вспомним Евангельскую историю: Господь повелел слепому умыться купальне Силоам; тот пошел, умылся и пришел зрящими (Ин.9:7). Да сотворит Господь зрящими и тех, кто пользуется ныне водой источника, не зная этой Евангельской истории или не веруя в нее и не заботясь о сохраненья столь великой достопримечательности Иерусалима!

VIII

Лет за 1000 слишком до Р.Х. Иерусалим с его неодолимой, как думали, крепостью на горе Сион был главным городом Иудеев. Город этот был завоеван Израильтянами, царем который был тогда Давид. Обратив Иерусалим в столицу царства Иудейского, Давид укрепил его стенами, построил для себя дворец, скинию и перенес сюда Кивот Завета. Вскоре этот благочестивый царь задумал устроить великолепный храм на горе Мория, собрал для этого несметное количество золота и серебра, но умер, и задуманное им дело перешло к сыну его, мудрому Соломону. Последний усилил, еще собранные отцом средства и воздвиг величественный храм, вблизи его построил пышный дворец и еще больше укрепил Иерусалим. Наступила счастливая пора жизни еврейского народа. Но уже вскоре после смерти Соломона, евреи разделились на два царства: Иудейское и Израильское. Иерусалим был главным городом Иудеи. Царство ослабело, и враги начали пользоваться этим, нападая на Иерусалим и отнимая сокровища; но было и радостное время, например, при царе; Ровоаме, когда поставлены были по всем городам судьи с высшим судом в Иерусалиме, где творил этот суд справедливо Иосафат, имя которого и доныне не забыто. Началась борьба соплеменных царств: Израильского и Иудейского.

Иерусалим подвергался бедствиям. В храмах его, то раздавалась молитва Богу истинному, то устанавливались языческие идолы. Так шло дело до царя Иосии, который еще сумел доставить счастье Иудейскому народу. Но уже сын его Иоаким повел царство Иудейское к гибели: идольские капища заполнили Иерусалим, и Божий гнев разразился... Иерусалим подпал под владычество Вавилонского царя Навуходоносора. Попытки Иудейского народа освободиться от ужасного ига Вавилонского окончились печально: Навуходоносор с подчиненными ему народами напал на Иерусалим, сжег Божий храм и дворцы, разрушил Иерусалимские стены, убил первосвященников и знатных жителей, многих пленил, а золото и все драгоценности увез в Вавилон. Это было в 594 году до P. X. Наступил 70-ти-летний страшный плен Вавилонский, предсказанный и оплаканный пророком Иеремией... Но время шло. Молитвы рассеянных иудеев были горячи, и пророки, особенно Даниил, предсказывали лучшее будущее. В 536 году до P. X. основатель персидской монархии Кир, покоривший и Вавилонян, издал указ, которым иудеям разрешено было возвратиться в Палестину и воссоздать Иерусалимский храм, и сорок тысяч иудеев двинулись в Обетованную землю. С разными препятствиями началось воссоздание храма и восстановление древнего города. Помогли священник Ездра, явившиеся в Иерусалим в 459 году и укрепивший религиозное чувство соплеменников, и Неемия, который служил у Персидского царя, был любимец последнего и испросил позволение отправиться в родной город с отрядом воинов и указом царя о восстановлении стен Иерусалимских.... Теперь вся Палестина разделялась на четыре части: Галилею, Самарию, Иудею и Пирею. Управлялась эта страна старейшинами, но оставалась под властью Персии. Но вот пало и царство Персидское (333 г.). Победитель его греческий царь Александр Македонский вошел и в Иерусалим, но вошел, как завоеватель, полный мира и доброжелательства: он милостиво отнесся к Иудеям, не посягнул на их веру и предоставил им льготы. И самарянам разрешил он, однако поставить свой храм на горе Гаризим, после чего усилилась вражда между ними и Иудеями. После Александра Иудея досталась его полководцу Птолемею, который многих увел в Египет, собирал дань с Иудеи и Самарии, но не посягнул на Иудейскую веру. Иудей даже содействовали распространенно своей веры среди язычников, ибо, по желанию Птолемея Филадельфа, еврейские книжники были присланы в Александрию и там сделали перевод священных книг на греческом язык (271 г.), К концу III столетия Иудеи подпали под власть Сирии, и один из царей, именно Антиох Епифан, оказался страшным гонителем Иудеев: началось избиение жителей, сожжете строений, разграбление богатств, посягательство на веру... В Иерусалимском храме были поставлены греческие идолы... Восстание священника Маттафии, и после него Иуды Маккавея доставило снова мир уже исстрадавшемуся народу и его стране, а когда вождем Иудеев был избран Симон Маккавей, старший сын Маттафии, началось и процветание страны.

Вскоре начались распри междоусобия в семье правителей: Симон был убит зятем Птолемеем, власть принял Иоанн Гиркан, после которого ее оспаривали племянники Иоанна, пока римский полководец Помпей, к которому обратились они за помощью, пришел и подчинил себе Иудею. Фарисеи (особая Иудейская секта) старались поддерживать веру в то, что явится Мессия, как земной царь, который освободит Иудею от иноземного господства. Прочие Иудеи также верили в это, уважая фарисеев и не понимая, что эти лжеучители заблуждались, основываясь только на преданиях. Другая небольшая секта – саддукеи – думали иначе: ожидали Христа, как великого Учителя. И время пришествия Его, предсказанного всем Ветхим Заветом, действительно приближалось...

Подпав под Римское владычество, Иудея получила царя Ирода. Ненавидимый народом, достигший неправедно власти, новый царь Иудейский хотел добиться, во что бы то ни стало любви народа: он украшал Иерусалим, возобновил и украсил Иерусалимский храм, который и перестроил. В этом храме вскоре раздалось великое, но непонятное Иудеями, слово Бога Живого, пришедшего в мир грешные спасти.

В последний год жизни Ирода в Вифлееме Иудейском родился от Пресвятой Девы Марии Богомладенец Иисус. Не будем повторять истории, подробно изложенной в Евангелии: история эта всем известна. Скажем только, что никогда еще до того времени брошенное в землю зерно не приносило такого величественного плода, какой принесло зерно – учение Христа. После Вознесения Господа на небо, началась проповедь этого великого учения и стала укрепляться и распространяться Церковь Христова. Много явилось у нее друзей – горячих последователей, но много – и врагов. Особенный страх поселялся в душах Римских владык, которые видели, как новая христианская вера все больше и больше вытесняет всюду язычество, и как это язычество, с которым сроднилась Римская империя, начинало уже бледнеть, уступая место новому учению. Начались страшные, невероятные гонения на христиан. Кто не слыхал имени жестокого Нерона, травившего христиан, как диких зверей? Кровь последователей Христа лилась всюду обильной рекой, и только глухие подземелья скрывали верующих, которые и тут ежесекундно готовы были от молитвы идти на мучения и смертную казнь. Наместник Нерона в Иерусалиме святынями, что Иудеи задумали свергнуть с себя римское иго. Кончилось тем, что Иерусалим был разорен, до миллиона Иудеев погибло, храм сожжен, царство Иудейское пало. Это было чрез 70 лет после Рождества Христова.

Наступили, однако, и лучшие дни для Иерусалима. Император Константин Великий который перенес Империю в Византию в 325 году, объявил веру христианскую господствующей, и благочестивая мать его Елена обрела Крест, на котором Господь был распят, омочила слезами разрушенные святыни города и положила начало их восстановлению. Во вторую четверть седьмого столетия Палестиной овладевают Арабы, последователи Магомета, Иерусалимский храм обращается в мечеть, а христиане, как данники, должны платить за совершение богослужения в священных для них местах. И то еще было хорошо: по крайней мере, не возбранялось исповедовать веру Христову. Но когда в XI столетии овладели Палестиной и Иерусалимом турки, начались такие же притеснения, какие бывали раньше, начались снова страдания христиан и попрание всех их святынь. Тогда-то явился в Европе призыв к знаменитым Крестовым походам. Это были походы добровольцев христиан, которые, слыша об ужасных страданиях христиан в Св. Земле, о страшном поругании великих святынь, бросили все и в громадном числе отправились на освобождение Гроба Господня из рук неверных. В июле 1099 года Иерусалим был взят – это был исход первого похода: крестоносцы умертвили громадные массы врагов Христа и в белых одеждах, босые вошли в Храм Воскресенья, где торжественно были встречены духовенством и народом, как освободители.... Образовалось Иерусалимское Королевство во главе, однако, не с королем, а «бароном и защитником Гроба Господня», ибо Готфрид Бульонский не решился носить королевский венец там, где Господь носил венец терновый. Но королевство это не было прочно. Султаны сирийские и египетские не успокаивались, в Европе образовывались новые крестовые походы, но по разным причинам, ни один из них не был уже удачным, исключая шестого (1228 – 1229 гг.), который, благодаря несогласиям между султанами, доставил на нисколько лет возможность христианам мирно пользоваться Св. Градом. Спустя немного лет Иерусалим снова подвергается бедствиям, а в 1291 году египетский султан Халил, явившись с громаднейшими полчищами, не только овладело, городами Сирии и Палестины, но отнял и г. Акру, единственный пункт принадлежавший крестоносцам. С этого времени Св. Земля не переставала уже быть не под властью магометан. Собственно во власть турок она переходит с 1517 года, со времени завоевания турецким султаном Селимом I. Христианским народам оставалось одно: разными переговорами и вообще мирными действиями добиваться того, чтобы христиане, по крайней мере, не лишены были доступа в Св. Землю. И, слава Богу, это удавалось: мы видели уже, что в настоящее время все христианские народы имеют в Иерусалиме свои церкви и на родном языке слышат богослужение.

Так много крови пролилось в стенах и под стенами Св. Града Иерусалима, так переменны были судьбы его, так, пока окончились все эти волнения. Промысел Божий устроят все ко благу. Его судьбы не исповедимы. И ныне, скорбя о том, что Св. Град находится в руках неверных, питая священную надежду на то, что наступит иное время, христианин не должен забывать следующего. Враждебное соперничество в Св. Земле между последователями учениями разных христианских исповеданий также гибельно. Представим себе, что, например, латиняне, исповедывающие католическую веру, одни владели бы Св. Землей и Иерусалимом, что было бы? Имели ли бы все прочие христиане свободный доступ туда? Могли ли бы, например православные греки и друг. иметь в Иерусалиме и других местах Палестины свои храмы и совершать на своем языке и по своим обрядам богослужение? Едва-ли. Иерусалим – наследие мира и «мира». Наступит время, когда в стенах его будет раздаваться богослужение лишь по обряду той веры, которая восторжествует, как правая. Пока же христианские народы, действуя соединенно на иноверных владетелей Св. Земли – Турок, сумели их склонить к тому, чтобы все пользовались одинаковыми льготами. Возрадуемся и этому и без ропота, но с надеждой, – будем ждать иного времени. А это будущее время – в руках Божиих. Господь Иисус Христос – глава церкви и единый пастырь. Верим, что наступит время, когда будет и едино стадо, мирное, не знающее розни, покорное только своему Пастырю!.

IX

С помощью Божий, мы познакомились с Св.Градом Иерусалимом, познакомились не так подробно, как это было бы желательно, но шаг за шагом обошли все главнейшее: побывали в величайшем в мире храме св. Гроба Господня, поклонились всем его святыням, – обозрели достопримечательности Иерусалима в его древних стенах, обошли и вокруг стен его, наконец, вспомнили и историю этого города, о котором давно уже русский народ выразился так: «Иерусалим город – всем городам мать», подобно тому, как богатый святынями Киев назван им «матерью городов русских». И в этом метком названии нельзя не видеть все той же неоцененной особенности, которой вправе гордиться русский народ: православная вера – его жизнь, все – в этой вере и ничего вне ее «Всем городам мать». Семья, по взгляду русского народа, есть святыня. Нигде семейная жизнь не отличается такой чистотой, нигде не пользуется она таким уважением, как в России. Мать семьи беспредельно любит детей, дети готовы жизнь свою отдать за спокойнее и счастье матери. Куда бы ни забросила судьба детей, они душой и сердцем стремятся к матери и с далеких сторон сходятся к ней, чтобы утешить, успокоить родимую, чтобы и самим насладиться свиданием с нею. И вот русский народ не находить лучшего названия для города, как сравнив его с матерью:

И «всем городам мать!» И в самом деле. Мы видели уже, какой древний город Иерусалим. Мы ознакомились уже и со всеми его великими святынями. Не кажется ли нам, что все города точно дети этого старейшего в мире города? Дети добрые, любящие. Но, как и среди детей встречаются, к сожалению, способные забывать родную мать, не почитав ее, так и тут: свет Христова учения распространяется быстро, охватывая весь мир: но есть еще места, где царит неверие, язычество. Скажем, что это – дети, не знающие своей матери, но скажем и, то скажем с полной и глубокой верой, что все дети когда-нибудь узнают ее. Наступит время, когда в каждом городе всего мира будут обитать только христиане, всюду будет слышаться только богослужение христианское, всюду будет возноситься молитва Господня.

Есть в храме Св. Гроба, в греческой церкви Воскресения, почти против царских врат, мраморный столбик из разноцветных камней. В старину еще народ составил себе убеждение, что это «пуп земной», т.е. как раз средина земли, и что здесь произошло сотворение из земли первого человека – Адама. Мы знаем, что земля наша представляет из себя шар, а, следовательно, каждое место на ней есть средина земли; но предание о том, что средина эта находится в Иерусалиме, также имеет значение: оно опять-таки выражает взгляд народа на Св. Град, который, как сказать, составляет средоточие семьи всех городов. И когда мы видим, как в этом городе стекаются поклонники решительно со всех концов земли, то нам понятнее становится и само предание это о «земном пупе». Душой же и мыслями мы живем там часто. Во время нахождения нашего в церкви, во время молитвы домашней, не все ли переносит нашу мысль в эти места Св. Земли? Напоминает ли нам то или другое церковное богослужебное события из священной истории Ветхого Завета, напоминает ли оно события из земной жизни Спасителя, смотрим ли мы на икону, читаем ли молитву, – мы всегда мысленно как бы присутствуем там, где совершились все эти ветхо и новозаветные события. Тем яснее это мысленное посещение св. мест будет после того, когда мы ознакомились с ними подробнее. Мы упоминали уже о том, что и в самом Иерусалиме и особенно в Вифлееме и других местах Палестины поклонники приобретают «на память» разные предметы: просфоры, иконы, крестики, изделия из перламутра, свечи и проч. Предметы эти они хранят у себя, как воспоминаете о посещении Св. Земли, или раздают знакомым «на память». Можно сказать, что вообще нет в России самой убогой хижины, где бы ни было какого-нибудь предмета, приобретенного при поклонении какому-либо св. месту, и есть уже очень много домов, где вы встретите предметы из Св. Земли. Иорданскую воду, которая разносится поклонниками в миллионе пузырьков, многие хранят, как целебно-святую, а известны случаи и такого усердия поклонников, что приносили с собой даже священный огонь, о торжестве появления которого мы сказали выше, приведя описание старинного паломника. Одна русская паломница донесла Святой огонь, по обету, до новостроящейся церкви в гор. Симбирск.

После всего сказанного понятны нам радость богомольца, которому удалось посетить Иерусалим, и его слезы умиления: «никто же бо может не прослезитися, видевши землю и места святая, идеже Христос Бог наш, нашего ради спасения, походи.». Но пусть и не видевшие будут знающими, как бы и видевшими; пусть и они проникнутся теми же чувствами и от полноты душевной радости воскликнут вместе с песнопевцем: «Святися, святись Новый Иерусалим, слава бо Господня на тебя возсия!»

* * *

1

Замечательное по полноте и обстоятельности издание: «Путеводитель в Палестину, по Иерусалиму, Св. Земле и другим святыням Востока», издание Афонского Свято-Андреевского Скита. Одесса, 1891 года. Есть и другие издания, в которых путешественник, найдет разъяснение, необходимые в незнакомом ему городе.


Источник: Живописное обозрение русских святых мест. - 3-е изд. Вып. 1-. - Одесса: тип. Е.И. Фесенко, 1897-1905. / Вып. 5. Святый град Иерусалим. – 1902. – 60, IV с.

Комментарии для сайта Cackle