Азбука веры Православная библиотека История Церкви Паломничества, путешествия, святыни Живописное обозрение русских святых мест. Александро-Невская лавра в С.-Петербурге. 1901 г.

Живописное обозрение русских святых мест. Александро-Невская лавра в С.-Петербурге. 1901 г.

Источник

Содержание

IIIIIIIVV

 

 

«В ряду монументальных построек Петербурга, где встречаются неизгладимые следы трудов Петра Великого, первое место занимает Невский монастырь».

(«Старый Петербург»)

«Радуйся земли Российстей похвало, радуйся славному граду Святого Петра утверждение, радуйся Императору Православному помощниче, радуйся отечеству твоему заступниче, и молитвенниче о душах наших».

(Служба Св. Александру Невскому, стих на хвал.)

I

Наименование Лавры дается по высочайшему повелению тем монастырям, которые особенно прославились и оказали важные заслуги родине. В России много монастырей. Есть между ними очень выдающиеся и дивно прославленные. Но четырем только обителям присвоено почетнейшее имя Лавр. Первая и самая древняя Лавра – Киевская, иначе–Киево-Печерская, в г. Киеве. Выдалась эта обитель тем, что с первых веков начала христианства на Руси она разливала свет Христова учения на юге родины нашей. Имена великих подвижников святых Антония и Феодосия связаны тесно с началом этой обители. Затем следует Лавра под Москвой – Троицкая, или Троице-Сергиевская. На Севере России обитель эта имела такое же значение, какое Лавра Киевская имела на юге. И имя великого основателя обители преподобного Сергия Радонежского так же тесно связано с историей этой обители, как имена препод. Антония и Феодосия – с историей обители Киевской. На юго-западной окраине обширного отечества нашего находится знаменитая Лавра – Почаевская. Эта обитель основалась и благоустроилась там, где русской народности и православной вере больше всего угрожала опасность, благодаря близости к западной границе и соседству с миром католическим. Начало и устроение этой обители неразрывно связано с именем её игумена – преподобного Иова.

Кто желает ближе познакомиться с этими святилищами русской земли, тот может обратиться к описаниям их, сделанным нами же особо, а именно: 1) Киево-Печерская Лавра, 2) Троице-Сергиевская и 4) Почаевская («Живописное обозрение русских святых мест», Одесса, 1873–1894 гг.). В настоящей же книжке мы познакомим нашего читателя с Лаврой Александро-Невской, находящейся в царственном граде Санкт-Петербурге и достойной полного внимания каждого русского человека. Говоря же об этой Лавре, мы должны будем подробно остановиться на жизни и подвигах того, чьей памяти посвящена обитель, именно – на житии и подвигах Святого благоверного Князя Александра Невского.

Русский народ имеет два прекрасных сокровища, делающих его славным и сильным. Сокровища эти – православие и патриотизм. Русский человек, прежде всего, православный христианин и глубокий патриот. Государство наше велико. На необъятном пространстве раскинулось оно, и неодинаково течет жизнь на разных концах этого безпредельного царства. Жизнь на холодном севере далеко не похожа на жизнь среди благодатной природы теплого юга; не так живут в отдаленных местах Сибири, как в благоустроенных губерниях по соседству с западной Европой.·Но зато всюду: на севере и юге, на востоке и западе одинаково русские люди молятся Богу и исповедуют одну и ту же православную веру. Вера эта заповедана нам отдаленнейшими предками; для потомков составляет она драгоценнейшее наследство и служит основанием силы и крепости народа. Много тяжелых испытаний, много невзгод испытали русские люди, но всегда горячая вера спасала их от угрожавших опасностей. Боролись со врагами страшными и сильными; но на знамени русских было одно:

«С нами Бог!» А с кем Бог – против того беcсильны люди. Так было, так есть, так и будет, ибо сила веры несокрушима.

Другую укреплявшую и поддерживавшую силу находили русские люди в любви к своему государю. Эта любовь вытекает у нашего народа из той же веры. Православная церковь внушила русскому человеку, что «нет власти, если не от Бога», что законный государь земли русской есть Божий помазанник, что поэтому всякий, кто противится власти государя, Божию велению противится. Урок великий, наставление мудрое, правило спасительное! И русский народ хорошо понял это. Он полюбил своего государя так, как может полюбить добрый сын своего отца: всей прямой и открытой душею. В те же тяжелые минуты, когда враги теснили нас, когда всем угрожали страшные опасности, русский народ, к клику «с нами Бог» прибавлял другой: «умрем за Царя и Отечество!» Это воодушевляло его и делало непобедимым. Никакой другой народ не может похвалиться тем же, и ни на одном народе не сказалось так явственно промышление Божие, как оказалось оно на народе русском в течение всей долгой жизни его.

В то время, когда русский народ всегда являлся вернейшим подданным своего государя, и русские князья и цари также всегда являлись истинными избранниками Божиими и достойнейшими представителями своего народа. Они жили жизнию этого народа, радовались его радостями, печалились его печалями. Законные государи русские всегда были носителями лучших качеств своего народа. А как мы сказали уже, что православная вера составляла и составляет главную особенность нашего народа, то и государи наши всегда были лучшими хранителями правил веры и уставов церковных. Это очень важно. Без этого не могло бы быть и того редкого согласия, какое установилось между русским народом и главой его – государем. В то время, когда народ весь, как один человек, считает священнейшим долгом смерть за царя, и царь знает одну заботу в жизни. Забота эта – благо народа, вверенного ему Богом. У нас народ молится за родину и, неразрывно, за царя; царь молится за Россию – за народ. У нас горе царское – горе народа, горе народа – горе царя и наоборот: радости также взаимны. Кто не знает дней радости и печали для русского государства? Кто не был свидетелем общей народной радости, когда получалось известие о радости в царской семье? Кто не видал всеобщей печали народа, когда печаль омрачала семью царскую?

Взаимное согласие между русским царем и народом, взаимная любовь привела и к тому, что заботливый глава государства навсегда остается в благодарной памяти всех. Веки и тысячелетия не сглаживают этой памяти. Созидаются монументы и церковные храмы, возсылаются горячие молитвы об упокоении душ умерших правителей, о здравии и благоденствии живущих, и умершие служат примерами для живых! Так было со времени самого основания русского государства, так ныне, так – мы твердо верим – и будет всегда. Ибо никогда не может народ отказаться от того, что составляет все счастие его жизни, что делает его сильным и крепким, страшным для врагов, что служит залогом такой же славной будущности государства, как славно прошедшее.

Все, сказанное нами, следует иметь в виду прежде, чем начнем мы нашу речь об Александро-Невской Лавре, основанной в честь и память святого великого и мудрого главы Российского государства – Святого и Благоверного Великого Князя Александра Невского. Лавра эта – достойный памятник достойнейшему мужу, памятник, воздвигнутый православной Россией, которая умела и умнет чтить своих вождей. История этого памятника лучше всего свидетельствует о том, что русский царь и русский народ составляли и составляют одно. Имя святого Александра Невского – одно из тех дорогих имен, которые особенно остаются в памяти народа, с особенным благоговением почитаются народом и составляют его священную славу. И что же? Мудрый царь России, Великий Петр, как носитель лучших качеств своего народа, понимает это и создает в честь этого святого князя обитель, иначе – делает то, что больше всего любо сердцу русского народа... Далее. Обитель создается, благоустрояется. Народ чтит эту святыню, чтут ее и государи... Да как чтут? В Александро-Невской Лавре не сделаете вы и шага без того, чтобы глаз ваш не остановился на предметах, составляющих память о русских царях и царицах, об их благоусердии к обители.

Святая церковь причислила князя Александра к лику святых. И память о нем стала вдвойне дорога для православного русского народа: как о мудрейшем правителе и как о святом человеке. Его вспоминают и ему молятся. Он – дивный пример для потомков, он же и молитвенник пред Богом за землю русскую, за народ русский, за правителей русских. Святому и Благоверному князю молится народ, молятся ему и правители, молятся всегда, а в тяжелые минуты жизни государства в особенности. На всех концах православной Руси возносятся эти горячие молитвы народные, а русский царь склоняет колени у святых мощей Благоверного князя, покоящихся в Лавре. Слышатся полные глубокого чувства и искренние мольбы и прославления: «радуйся, благоверия предков наследниче... Радуйся, себе Богу всесовершенне предавый... Радуйся, сильный покровителю сирых... Радуйся доблестный в защиту веры и церкве воителю... Радуйся, ненавидящих мир умирителю... Радуйся, своея земли мужественный защитителю... Радуйся, всем нам образе верного Богу служения... Радуйся, разгнанного страхом нашествий татарских народа своего собирателю... Радуйся, во всем житии верным вере отцев пребывый... Радуйся, о благе народа усердие в житии своем пекийся... Радуйся, обетами иночества св. житие свое увенчавый... Радуйся, пламенную любовь от народа снискавый... Радуйся, Императору нашему подаваяй молитвами твоими здравие же и спасение».

Вчитайтесь хорошенько в эти чудные прославления: в них – весь дивный и обаятельный образ святого князя!

Мощи святого князя покоятся в Лавре. Уже это одно ясно говорит о важном значении Александро-Невской обители. Но большой интерес для русского человека представляет и сама обитель, царями благоустроенная, и жизнь святого князя, служащего предметом почитания и священной славы народа. А Невское кладбище, на котором нашли вечный покой многие великие люди нашей родины! Кто проведет хоть несколько минут среди этих дорогих сердцу русскому могил, тот всю жизнь не забудет этого... Не всякому удается посетить великую обитель. И если наше описание поможет читателю ознакомиться с нею, мы будем считать себя счастливыми.

Но Александро-Невская обитель так велика, так много в ней достопримечательностей, что нужно было бы написать очень и очень большую книгу, чтобы описать все. Вот почему мы и должны выбрать главнейшее. Познакомим вкратце с историей обители, посетим главный её храм и некоторые другие, обойдем знаменитое Невское кладбище и, помолясь у мощей святого Александра, изложим поистине замечательную жизнь этого великого, святого борца за счастие и спокойствие родной земли. И это главнейшее в Лавре отнимет немало времени и у нас и у нашего читателя.

II

Много невзгод пережило наше отечество. При Владимире святом, который и крестил русских, Русь представляла одно нераздельное государство. Знали наши предки одного великого князя, ему подчинялись, им управлялись. Но, прошло немного времени и, Русь разделилась на мелкие княжества, из которых каждое управлялось своим князем. Силы государства ослабели, ибо князья спорили за свои уделы, враждовали друг с другом, каждому хотелось больше захватить в свои руки земли и первенствовать. Врагам же это было на руку: они стали приходить на Русь, побеждать князей, налагать дани, уводить в плен. И врагов таких явилось не мало, но самые страшные из них были дикие татары. Несметными полчищами явились они к нам, покорили землю нашу и стали над нею господствовать. Сколько погибло тогда людей! Сколько было уничтожено городов и сел! Сколько разграблено добра! Много столетий прошло с тех пор, но и теперь страшно читать разсказы про этот ужасный плен татарский… Народ оставался народом: он хранил свои обычаи, строго держался веры, боролся с врагами; но тяжело страдал, и вот-вот, казалось, силы оставят его. В это-то грозное время и являлись среди князей истинные отцы своего народа, а между ними наиболее выделялся князь Александр, второй сын великого князя Ярослава второго. Он старался облегчить несчастия русского народа, заботился о правде и милости в судах, увещевал граждан к миру и милосердию, строил крепости из опасения вражеских набегов. Как увидим из жизнеописания, Господь премудро помогал своему избраннику, и князь Александр, разбивший уже северных врагов – шведов (битва происходила при реке Неве; отсюда Александр получил название Невского), сделался единственным правителем Руси. Не имея силы против главного врага – татар, он действовал мудростью и терпением. Вера, церковь и народ были его всегдашней заботой, и можно кратко сказать: не будь этого мудрого князя, не перенесла бы наша родина тех невзгод, какие выпали на её долю.

Прошло более 400 лет со дня праведной кончины Благоверного князя. Церковью он был причтен к лику святых, и нетленные мощи его покоились в г. Владимире, в соборе монастыря Рождества Богородицы. На престол русский вступил Великий Петр, славный преобразователь нашего государства. И этому государю пришлось вести не одну войну с врагами, между прочим, пришлось ему бороться и со шведами. Тут-то русский царь и вспомнил то давнее время, когда на берегах Невы реки впервые русские разбили шведов, имея во главе победоносного вождя – святого и Благоверного князя Александра Невского.

Сохранилось предание, что царь Петр Великий, обозревая в 1710 году местности, остановил внимание на том именно месте, где 15-го поля 1241 года св. Благоверный Александр Невский разбил шведов. Царь назвал это место «Виктори», что значит по-русски «победа» и повелели построить монастырь во имя Св. Троицы и св. Александра Невского. В то лее время архимандрит Феодосий водрузили здесь крест с надписью: «На сем месте создатися монастырю».

Вы знаете, как исполняется у нас слово царское. Повеление Государя – нерушимо, вся Россия есть одна исполнительница его предначертаний. Неудивительно, что и на этот раз в повелении царя уже заключалось начало исполнения дела. На указанном месте была тотчас поставлена часовня, чрез два года шла уже постройка первой церкви, а 25 марта 1713 года деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была уже освящена. Вскоре устроены были келии – началось монашеское общежитие. Нужно иметь в виду, что царь Петр Великий в это время был сильно занят, совершая постоянные походы. Тем более достойно удивления то, что не оставлял он ни на минуту заботы о постройке обители на избранном месте.

Вместе с мыслью о храме, явилась у императора Петра и другая идея: перенести в новый храм святые мощи Александра из г. Владимира. Перенесение это было отложено до построения храма, достойного по своему великолепию быть местом упокоения Святого, и совершилось это перенесение позже; но, по мысли русского царя, уже был избран святой страж и хранитель царственного града, града нового, всего лишь за несколько лет перед тем (1703) основанного. И мог ли быть сделан выбор лучше? Святый князь Александр всегда был, есть и будет истинным покровителем тех мест, где некогда так славно подвизался он для блага своей родины и православной церкви.

Радуйся, Петрова града благонадежное утверждение!

Радуйся, северной столицы неоцененное украшение!

Так говорили мы и снова повторяем, русский царь знает и в самом себе носит то, что составляет лучшее качество души народной. Никакой другой монумент, на месте «Виктории» не мог бы прийтись так по сердцу русскому народу, как монументальное сооружение – Лавра, хранящая в стенах своих раку со святыми мощами Александра Невского.

Чрез четыре года после освящения Благовещенской церкви, император утвердил планы для дальнейших построек. Явились большие средства: их дала казна, поступали от платы за погребение в монастырских церквах, или от доходов с крестьян, которых было приписано к монастырю больше двадцати пяти тысяч душ. Таким образом, в 1717 г. был основан храм во имя св. Александра Невского: «Во имя Господне делать по сему», повелел Петр Великий. Храм этот был освящен 30 августа 1724 года, а немного раньше состоялось повеление Высочайшее: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. Благоверного князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь».

В своем месте мы подробно расскажем о великом торжестве, которое сопровождало перенесение мощей св. Александра из Владимира в Петербург, теперь же переходим к описанию главнейших достопримечательностей собственно Александро-Невской Лавры. Останавливаемся, прежде всего, на главном соборе – Свято-Троицком.

В числе зданий монастыря Невского есть много гораздо более древних, чем Свято-Троицкий собор, но этот собор и величественнее всех, и на самом построении его наиболее сказалась забота государей и государынь русских. Как упомянуто уже, церковь эта была основана в 1720 году при императоре Петре Великом. Через десять лет она была закончена вчерне, но в ней оказались трещины, и явилась опасность, что церковь не будет прочна. Боязнь, что столь важный памятник может просуществовать недолго, заставила великую дочь Петра императрицу Елизавету повелеть разобрать всю церковь. Дело тянулось долго, так как строение было большое, разборка требовала осторожности. Были задержки и в изыскании сумм, которых нужно было много. На престоле была уже Великая государыня императрица Екатерина II. По её повелению в 1776 году было приступлено к построению церкви, и 30 августа 1778 года совершена была торжественная закладка в присутствии государыни и всех высокопоставленных лиц. Под алтарем были положены частицы мощей св. Апостола Андрея Первозванного в серебряном, вызолоченном ящичке, который был вложен в особо устроенный мраморный ковчежец и покрыт золоченною червонным золотом доскою с надписью, когда и в чье царствование совершена закладка. Сколько употреблено было денег, сколько положено труда, сколько проявлено искусства при постройке – легко поймет тот, кто только взглянет на этот чудный храм. Но вот храм был окончен, и 30 августа 1790 года совершено было его освящение. Это было редкое и поражавшее всех торжество. Присутствовала сама императрица и все знатные люди. При оглушающей пушечной пальбе и колокольном звоне были перенесены св. мощи из Благовещенской церкви в новый собор. Освящение церкви и литургия были совершены митрополитом Гавриилом с другими преосвященными. После литургии государыня принимала поздравление, желая показать этим, что день освящения собора был радостнейшим для неё. Парадный обед в покоях митрополита закончил торжество. Государыня и все высокие гости принимали, конечно, участие в обеде, который все время сопровождался музыкой, исполнявшей духовные концерты и пальбой из пушек, громко возвещавших, когда участвовавшее на обеде пили за здравие создателей и благодетелей нового храма.

Построением и освящением соборного храма бил закончен целый ряд построек монастырских зданий, и скоро указом императора Павла1 Александро-Невский монастырь был переименован в Лавру и занял третье место после Лавр Киево-Печерской и Троице-Сергиевской.

Прошло более ста лет. Соборная церковь не изменялась, только больше украсилась. Войдя в стены обители, направимся, прежде всего, в эту церковь, уже снаружи привлекающую внимание наше своим величием.

Прежде всего, бросается в глаза величина соборной церкви; длина с папертью больше ста аршин, ширина – шестьдесят, вышина с куполом – до девяноста аршин. С западной стороны устроена паперть с множеством колонн. Здесь – три двери. Над средними дверями – два ангела держат золоченый щит, на котором изображен орденский знак св. князя Александра Невского. По стенам здания над выходными дверями, т. е. западными и северными, с внешней стороны, лепные фигуры изображают: «Ветхозаветное жертвоприношение», «Явление Бога Моисею в купине несгораемой», «Вручение Моисею скрижалей с заповедями», «Явление Бога Аврааму в виде трех странников», «Возвращение к отцу блудного сына». При созерцании этих искусно вылепленных изображений, вы переноситесь мысленно в далекое – далекое прошлое еврейского народа, видите дивное попечение Божие об избранном народе и испытываете душевную радость, когда «возвращение блудного сына к отцу» напоминает вам уже времена Христа Спасителя, во имя Которого церковь собирает всех верующих в Него. Достоин сожаления, думается вам, народ еврейский, который остался блудить во мраке и не пришел ко Христу, не опомнился, не уподобился блудному сыну!

К западным углам церкви примыкают две параллельно расположенные колокольни. Обе они четырехугольные и каждая имеет в вышину 22 сажени, или 66 аршин. Обе искусно украшены карнизами, сделанными в виде узоров, и кажутся очень величественными.

Все здание собора имеет один большой купол, над которым, возвышается глава, покрытая вызолоченными листами, а на нем сияющий золотом крест. С какой бы стороны ни посмотрели вы на это здание, оно в высшей степени приятно поражает вас: не смотря на давнюю его постройку, много проявлено искусства, много внимания и забот. Особенно величественным представляется собор, если смотреть на него с колокольни Исаакиевского собора, или же с другой стороны –·с Невы у Шлиссельбургского проспекта: гигантский купол его и колокольни поразительно величаво возвышаются над прочими Лаврскими строениями. Пред вами является памятник, поистине достойный того, чтобы в стенах его покоилась великая святыня. К этой то святыне вы направляетесь, прежде всего, как только войдете во внутрь храма. Святыня эта и главнейшая достопримечательность соборного храма и всей Лавры – мощи Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.

Святые мощи почивают за правым клиросом в великолепной серебряной раке. И здесь, как и на всем в Александро-Невской Лавре, сказалось особое попечение царей и цариц русских. При императрице Елизавете впервые в России стали добывать серебро из недр земли. Первое серебро, полученное из Колыванских рудников, государыня посвятила святому покровителю столицы и из этого серебра сделала серебряную раку для его мощей. Длина этой раки 31/2 аршина, ширина около 11/2 аршина. Украшения – богаты и сделаны с особенным смыслом. Так: всю гробницу осеняет серебряный балдахин; на верху балдахина – подушка, а на ней – царские регалии, т. е. принадлежности царской власти, в знак того, что святой Александр был и правителем государства. Позади раки – трофеи святого князя, или знаки его побед, и старинное оружие, как память о войнах, которые вел князь. Надписи заслуживают полного внимания, и мы приведем их. С правой стороны раки, в кругу, вырезаны стихи знаменитого ученого и поэта века императрицы Елизаветы – Ломоносова.

«Святый и храбрый князь здесь почивает:

Но духом от небес на град сей презирает,

И на брега, где он противных побеждал,

И где невидимо Петру он помогал.

Являя дщерь его усердие святое,

Сему защитнику воздвигла раку в честь

От первого сребра, что недро ей земное

Открыло, как на трон благоволила сесть»,

На двух щитах – другая надпись, составленная тем же Ломоносовым:

"Богу

Всемогущему

и Его угоднику

Благоверному

и Великому

Князю

Александру Невскому

Россов усердному защитнику,

презревшему прошение мучителя,

тварь боготворить повелевшего,

укротившему варварство на

востоке!

низложившему зависть на

западе,

по земном княжении в вечное

царство переселенному в лето

1263,

Усердием

Великого Петра,

на место древних и новых

побед перенесенному

1721 года

Державнейшая

Елизавета,

Отеческого ко святым почитания

Подражательница,

К нему

благочестием

усердствуя,

Сию

мужества и святости его делами

украшенную раку из приобретенного

при Её

благословенной державе

Сребра

соорудить благоволила

в лето 1752».

В каждом слове надписей вы видите здесь, что писал истинно русский человек, благоговевший пред Великим Петром и его дочерью – Елизаветой. Таким и был Ломоносов.

Некоторые изображения прекрасно напоминают события из жизни св. Александра. У изголовья вы видите изображение битвы с Ливонскими рыцарями, от которых он отнял Псков: далее – торжественное вступление св. князя в Псков, а еще дальше – знаменитую битву на берегах Невы. Чеканные изображения св. князя с знаменем в руке и его супруги – с крестом в руке находятся позади раки на пирамиде, по сторонам которой на щитах расписана приведенная надпись.

Тут же вы видите и ряд достопримечательностей. Вблизи св. мощей – литый из серебра аналогий с кивотом, в котором хранятся иконы и ковчежцы с многими частицами св. мощей: это дорогой дар государя императора Александра Благословенного. Пред ракою серебряная вызолоченная лампада. Прочтите надписи: «От усердия Императора Александра III и Императрицы Марии Феодоровны.15 мая 1883 г.»

Это – день священного коронования в Бозе почивающего Государя Императора; нельзя было лучше проявить усердие в столь великий день! И тут же другая надпись: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Вот о чем молились первые представители русского народа в великий день для всей России, и вот что, прежде всего, было у них на душе!

Обратите внимание и на икону пред св. ракою «Владимирской Божией Матери»: это древняя икона, по преданию, принадлежавшая самому святому князю Александру Невскому.

Помолившись у св. мощей и полюбовавшись великолепием раки и всей обстановки, вы идете дальше. Великолепный иконостас храма сделан из итальянского мрамора; он потребовал множество денег, труда и искусства. Множество дорогих икон – дар храму от императрицы Екатерины Великой. Есть иконы, написанные величайшими в мере художниками, есть копии, прекрасно сделанные, с икон знаменитых художников. Вот в алтаре за престолом икона Благовещения Пресвятой Богородицы; она нарисована величайшим итальянским художником Рафаэлем, который и прославился уменьем мастерски изображать божественный лик Богоматери! Вот над южными алтарными дверями «Спаситель благословляющий», написан другим, не менее прославленным, западным живописцем Ван-До-Кот. Иконы: «Богоматерь с предвечным Младенцем» – над северными дверями, «Спаситель, приемлющий поругание» – на правом клиросе, «Богоматерь» и «Воскрешение Лазаря» – на левом клиросе принадлежат кисти знаменитого Венецианского художника Бассано, привлекают невольно внимание молящегося и вызывают особенно благоговейное настроение. Присмотритесь внимательно и дальше: что ни икона, то редкость по работе и по стоимости! «Снятие Спасителя со Креста» и «Введение во храм Пресвятыя Богородицы – обе по сторонам северных дверей; «Вознесение Господне», «Пророк Давид и Малахия», «Агней и Захария», «Тайная Вечеря», Спаситель, изгоняющий из храма торгующих», «Отречение Апостола Петра», расположены вверху над теми же дверями и составляют точные копии с замечательных картин. По сторонами южных боковых дверей и над дверями расположены чудно исполненные иконы: «Св. Василий Великий возбраняет императору Валенту Св. Причащение». «Св. Амвросий Медиоланский возбраняет императору Феодосию Великому вход в храм», «Преображение Господне», пророки «Даниил и Иеремия», «Исаия и Михей». Тут же и картины, изображающие разные события из жизни св. князя Александра Невского: «Торжественный вход св. князя в Псков». «Видение Пелгусия», «Битва св. князя при реке Неве»... События эти навсегда останутся памятны, но изображения их еще больше укрепляют в памяти и знакомят с ними даже неграмотных людей.

Не только иконы, о которых мы сказали, составляют дар Великой Екатерины. В соборном храме есть много и других предметов, принесенных в дар той же государыней. Паникадило посреди церкви о 42 подсвечниках, паникадило серебряное же о 12 подсвечниках, находящееся в алтаре пред горним местом; золотой потир и дискос, украшенные бриллиантами: золотая лампада к раке со святыми мощами... Не перечесть всех даров императрицы, создавшей и украсившей храм, как памятник св. князя. Сама императрица Екатерина часто присутствовала в этом храме при совершении Божественной литургии, а её примеру следовали и следуют все русские государи. Ныне благополучно царствующий Государь Император ежегодно вместе с Государыней совершают в Троицком храме поклонение св. мощам князя Александра Невского. За Государем, скажем далее – весь народ русский: пред ракою св. мощей Божия угодника склоняют колена десятки тысяч молящихся, стекающихся сюда с разных концов северных губерний и всегда, а особенно в дни торжеств, посвященных памяти св. князя Александра.

Не будем перечислять других достопримечательностей соборного храма. Достаточно и сказанного, чтобы видеть, как величав этот храм, и насколько будет всегда удовлетворено религиозное чувство русского богомольца, если он посетит этот замечательный храм – памятник благоговения государей к святому князю Александру!

III

Кроме главного собора, в Александро-Невской Лавре множество всевозможных строений. Одних церквей еще одиннадцать!

По левую сторону монастырских ворот находится церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы. Эта древняя церковь, освященная в 1725 году, скоро после смерти императора Петра Великого, весьма замечательна. С первых дней существования Петербурга храм этот служил усыпальницей царственных особ и знаменитых людей в истории нашего государства. Много поэтому дорогих воспоминаний является у каждого русского, посещающего эту церковь! Из царственных особ здесь покоятся: царица Прасковья – супруга Иоанна Алексеевича, Наталия Алексеевна – сестра Петра Великого, сын его – Петр Петрович, дочь Петра III – Анна, первая супруга императора Павла I и его дочь, дочери императора Александра I... Здесь же посредине, церкви, где теперь покоится тело Грузинской царицы Дарии Георгиевы, долго покоилось тело и императора Петра III. Все это имена, дорогие сердцу русского человека, но с глубоким чувством благодарной памяти потомки посещают в той же церкви и могилы именитых людей России: князя Голицына, графа Разумовского, графа Панина, князя Безбородко, графа Шувалова и – за левым клиросом – могилу великого русского полководца Суворова. Кто не знает этого имени? Кто не слыхал рассказов про него? Кто не хранит памяти о его неоценимых заслугах родине? Потому-то на могиле его и красуется лишь такая надпись: «Здесь лежит Суворов». Ибо что нужно больше сказать о том, кого знает вся Россия? Сохранилось предание, что перед смертью Суворов пожелал видеть знаменитого русского поэта века императрицы Екатерины II – Державина. «Какую же надпись ты сделаешь на моей могиле?», – спросил фельдмаршал. Державин отвечал: «не нужно много слов, а только: «Здесь лежит Суворов». – «Помилуй, Бог, как хорошо!» – воскликнул умиравший. А. Суворов не любил многословия. С государыней и простым солдатом говорил он краткими словами, но, сколько в каждом слове его было мысли и дела! Могилу этого великого человека украшают военные доспехи, вырезанные на доске.

Может быть не всякий из посетителей знает имена других именитых особ, тут же похороненных, Местами ему помогут надписи, местами рассказы на месте, местами же и одни украшения, искусно сделанные. Об иных же достаточно знать только имена, чтобы чувство благоговения охватило душу. Не даром на мраморной доске знаменитого архиепископа Иннокентия выбиты всего две строчки (слова поэта Державина);

«Вития о тебе не возгласит похвал:

(Ибо) «Глас красноречия для праведника мал!»

И что лучше и больше можно сказать?

Там же, по левую сторону монастырских ворот, находятся следующие церкви: во имя Св. Александра Невского, затем – во имя Св. Сергия. В каждой из них вы встретите и памятники старины; и свидетельства заботы о святыне со стороны царей и всех русских людей.

Далее церковь во имя Сошествия Святого Духа. Построена она в 1819 – 1822 годах и вся наполнена памятниками. Весь пол этой церкви состоит из продолговатых четырехугольников, на которых сделаны надписи имен знатных и богатых особ, похороненных под плитами. Под жертвенником в этой церкви покоится тело одного Петербургского митрополита – Михаила, по правую сторону царских врат – тело митрополита Серафима, налево от них – Антония, в царских вратах – Никанора, у южной стены алтаря – Григория... Все это могилы людей, о которых можно сказать то, что сказал Державин: это – праведники, для которых мало слов витии...

Другие церкви Александро-Невской обители: церковь во имя св. Феодора и св. Николая Чудотворца, – церковь во имя Богоматери «Всех скорбящих радости». Могилы некоторых архиепископов служат памятниками первой из этих церквей; церковь же во имя Богоматери «Всех скорбящих радости» находится над лаврскими наружными воротами с северной стороны и таким местом своим как бы призывает в святую обитель всех, обещая утешение в скорби тому, кто ищет его.

На западной стороне монастыря, как раз против собора, находятся покои Санкт-Петербургского митрополита. Лавра находится под его главным начальством. В покоях, вернее – в доме митрополита, устроена также церковь – Крестовая. Но управляется Лавра не одними митрополитом, а целым духовным собором. Состоит этот собор из Наместника Лавры и многих начальствующих лиц. На той же западной стороне, а также и далее – на северной и южной, вы видите громадные строения: все это – помещения для монашествующей братии, для лиц начальствующих и для викарных епископов. Учреждение громадное и очень сложное. В северо-западном углу находится богатая ризница Лавры. Посетите эту ризницу, и вы увидите множество достопримечательностей: здесь хранятся драгоценнейшие сосуды, кресты, Евангелия, иконы, старинные архиерейские облачения, антиминсы, княжеская шапка, трость и кровать императора Петра Великого. Не смотря на то, что Александро-Невская обитель моложе всех остальных, т. е. Киево-Печерской, Троице-Сергиевской и Почаевской, в ней собраны сокровища древности. Среди антиминсов, например, есть один 12-го века, есть 13-го, 14-го и три антиминса 15-го. А что сказать о напрестольных Евангелиях, о дарохранительницах, о крестах? Многие из этих священных предметов могут не поражать древностью; но они всегда будут дороги, как память о жертвователях, и этими жертвователями были почитатели святыни, из них, прежде всего, и чаще всего – благочестивые государи русские!

Александро-Невская Лавра одна из богатейших вообще обителей в России. Выше мы видели, как щедро отпускали средства на её благоустройство. Прибавим: и в дальнейшем существовании своем обитель эта прекрасно обеспечена. Кроме громадных сумм, назначенных правительством на содержание обители этой, Лавра имеет земельные угодья по реке Неве, не мало каменных домов по Невскому проспекту2 и по реке Неве (на набережной) и около сотни обширных каменных амбаров, которые отдаются в аренду под хлебные склады. Не дорога ли забота всех об обители, в стенах которой многие – многие нашли и вечное для себя упокоение?

Лаврские кладбища составляют, можно сказать, выдающееся сокровище Лавры. Кто бы ни посетил обитель, он не забудет обойти дорогие могилы, которые святая обитель хранит на память отдаленнейшему потомству.

Отправимся и мы на эти кладбища и постараемся обойти их, чтобы отдаться тем дорогим воспоминаниям, которые только здесь могут наполнить душу.

При входе в монастырь налево – первое, иначе – старое, Лазаревское кладбище. Здесь церковь во имя Воскрешения праведного Лазаря. По преданию, церковь эта устроена императором Петром Великим над прахом любимой сестры его Наталии Алексеевны, тело которой впоследствии перенесено в церковь Благовещенскую. С течением времени стало недоставать на кладбище места. С каждым днем являлось все больше и больше переселенцев в вечное жилище, и кладбище расширялось и расширялось. Теперь оно распространилось уже и на правую сторону от входа; отсюда образовалось второе, или Тихвинское кладбище с церковью во имя Богоматери Тихвинской. А к востоку от собора устроено и третье кладбище – новое, иначе – Никольское с церковью во имя Святителя Николая. Не перечислить всех похороненных на этих кладбищах или, сказать короче, на одном Александро-Невском кладбище!

Вот недалеко от церкви св. Лазаря могила Ломоносова. Сын Холмогорского рыбака, простой крестьянин, он «по своей и Божьей воле стал разуметь и велик». Прославил себя, прославил Россию и её правителей. Великий ученый, великий поэт, великий патриот – он всю жизнь думал о славе, о счастии родины. На белом мраморном памятнике исчислены его великие заслуги. Его хоронили с большими почестями: было два архиепископа. Императрица Екатерина велела изготовить в память его золотую медаль, для которой сама составила надпись: «Российскому слову великую пользу принесшему».

Недалеко от могилы Ломоносова – могила Фонвизина. Учившийся хорошо знает имя этого писателя. Осмеивая пороки людей, он исправлял их и наставлял на путь истины. Всю жизнь твердил одно: учись, имей добрую душу и доброе сердце, будь человеком... Теперь же о том твердят его сочинения, о том же напоминает и его могила на Александро-Невском кладбище.

У самой церкви при входе стоит памятник адмирала Чичагова. Его будет знать каждый, кто прочтет надпись, составленную самой императрицей Екатериной:

«С тройною силою шли шведы на него;

Узнав, он рек: Господь, защитник мой!

Они нас не проглотят.

Отразил, пленил и победу получил».

Уже издали виднеется близ дорожки на черном мраморном памятнике надпись золотыми буквами:

«Иван Андреевич Крылов род. 2 февраля 1768 г., скончался 9-го ноября 1844 года». Есть ли теперь кто-нибудь в России, кому не было бы известно это дорогое имя? Ребенок, еще не начавший ходить в школу, уже знает не одну басню дедушки Крылова. Взрослый и много учившийся читает те же басни и получает от них пользу и удовольствие. Дедушка писал точно для забавы, но русский он был человек, а как часто русские люди под видом простой шутки говорят большую правду! Так и Крылов:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль.

Он баснею себя прославил,

И басня эта – наша быль.

И далее говорит тот же поэт:

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят;

Ее и предки затвердили.

Ее и внуки затвердят.

У этой ли могилы не постоять? Праху ли дедушки не поклониться?

Вот на Тихвинском кладбище могила поэта Жуковского. Великий поэт – патриот, любивший и чудно воспевший родину. Добрый, мягкий душей, с чистым сердцем, он был в большой чести: он воспитывал в Бозе почившего Государя Императора Александра II, а кто не знает великой и доброй души этого Государя – Освободителя? На могиле его надпись: «в память вечную знаменитого певца во стане русских воинов». Что это за надпись? Жуковский участвовал в знаменитом Бородинском сражении в войну12-го года. Под пулями вражескими он воспел хвалу победоносному русскому воинству, прославил всех русских вождей от Донского до Кутузова, ободрил русских воинов и воздал честь и хвалу родине.

О, родина Святая!

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

Там все: там родных милый дом,

Там наши жены, чада,

О нас их слезы пред Творцем,

Мы – жизни их отрада.

И царский трон, и прах царей,

И предков прах священный.

За них, друзья, всю нашу кровь,

На вражьи грянем силы:

Да в чадах к родине любовь

Зажгут отцов могилы!

Скажем и мы, стоя на Невском кладбище: да зажгут эти дорогие могилы любовь и в нас, потомках спящих здесь предков. А могил этих еще много....

Вблизи могилы Жуковского – могила Карамзина: О, как дорого и это имя русскому человеку! На мраморной гробнице обозначено, когда он родился и умер (1766–1826) и прибавлено: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Ибо это был человек истинно чистый сердцем: добрый, мягкий, снисходительный.

Родину любил он всей русской душой, и первый написал полную историю родного государства. Только после него русские хорошо узнали родную историю и еще больше полюбили свое отечество.

А вот могилы: Глинки, Серова, Даргомыжского, Мусоргского... Они потрудились над русской музыкой. Если не знаете вы всех, то, наверное, уже знаете Глинку, которому в числе многих сочинений для рения и музыки принадлежит всем известное прославление русского царя: «Славься, славься, наш русский царь, Господом, данный нам царь-государь! Да будет бессмертен твой царский род, да им благоденствует русский народ!»...

Тут же много могил и других писателей русских, художников, артистов, благотворителей. На этом же кладбище покоятся и тела многих духовных лиц, кроме упомянутых выше и покоящихся в церкви. Так, – здесь похоронены старцы – иноки: молчальник Патермуфий, проживший на свете 126 лет, инок Авраам, умерший на 115 году от рождения. Эти могилы – слава Лавры, еще молодой обители, но уже видевшей у себя чудных подвижников, сумевших предаться подвигам молчания вблизи громкого шума столицы, и благословенных долголетием.

Среди этих подвижников был и схимонах Александро-Невской Лавры Алексий. Могила его находится на новом Лазаревском кладбище. Замечательная личность эта вполне заслуживает того, чтобы здесь сказать о нем подробнее. Схимонах Алексий настолько прославился благочестивой жизнью подвижника, что сам император Александр I Благословенный пожелал посетить его. Дело было так:

Государь прибыл в Лавру и был торжественно встречен митрополитом Серафимом с братией. Поклонившись св. мощам, он посетил владыку и вместе с сим отправился в келлию схимонаха, Келлия была маленькая и тесная, убого обставленная. Распятие Спасителя, тускло освещенное лампадой, да длинная деревянная скамейка – вот и все убранство. При входе государя, схимник пригласил его помолиться, и сам пропел: «Спаси, Господи, люди Твоя». Благочестивый государь положил три поклона. Схимник прочел отпуск и благословил царственного гостя. Послей этого государь и митрополит присели на деревянную скамью.

Государь спросил: «Где же спит он? Я не вижу постели»,

– Спит он на том же полу, где и молится, пред Распятием, ответил митрополит.

Схимник слышал разговор и сказал:

«Нет, государь: у меня есть ложе, пойдем, я покажу его тебе». И повел государя за перегородку в своей келлии. Там стоял черный гроб, покрытый черным покрывалом, а в гробу лежали: схима, свечи, ладан, крест, – все, что нужно было для погребения.

«Смотри», сказал схимник, «вот постель моя, и не моя только, а всех нас! В ней все мы, государь, ляжем и будем спать долго, долго...»

Несколько времени государь стоял молча, отдавшись размышлению, а когда отошел от гроба и хотел проститься с схимником, то последний сказал ему: «Государь! Я человек старый, много видел на веку своем. Соблаговоли выслушать меня. Я видел большую чуму в Москве. До этого нравы были чище, народ был набожнее. После чумы нравы испортились. В 1812 году (год отечественной войны) наступило время исправления, но по окончании сей войны стало еще хуже, нравы еще больше испортились. Ты государь наш и должен бдеть над нравами. Ты – сын прославленной церкви и должен любить и охранять ее. Так хочет Господь Бог наш».

– Жалею, сказал государь, что не познакомился с тобой раньше. Затем, обратясь к митрополиту, прибавил: «много длинных и красносоставленных речей слышал я, но ни одна мне не понравилась так, как эти краткие слова старца».

Вскоре не стало государя Александра I, но живо хранится в обители Невской намять о нем и о его посещениях. Лавра гордится таким вниманием государей и с благоговением вспоминает своих подвижников, подобных схимонаху Алексию, доставлявших добрую славу обители.

Как было и до императора Александра I, так и после него, русские государи оказывали всегда особенное внимание Лавре. Мы видели уже дары многих государей. Заметим здесь, что в Бозе почивший государь император Александр II, принесший не один дар монастырю, имел трогательное обыкновение ежегодно в субботу первой недели Великого поста, после принятия Св. Таин, приходить в Лавру для уединенной молитвы у гроба святого князя Александра Невского. Здесь он молился долго и усердно за народ, за Россию, как народ русский молился за него.

IV

Ознакомившись с Лаврой и её святынями, перейдем к рассказу о жизни того, кто дали собою начало обители, кто и ныне является и всегда будет её главным покровителем. Мы разумеем жизнь Святого Благоверного Князя Александра Невского. И в этом разсказе мы должны быть очень кратки, отмечая лишь все главнейшее. Многотрудная жизнь славного князя представляет много интересного и поучительного. Но есть в ней такие случаи и такие явления, которые особенно хорошо должны быть известны каждому русскому человеку. Их то мы и постараемся разсказать в настоящей и в следующей главе, закончив все повествованием о торжественном перенесении мощей св. Александра в нашу столицу.

30 мая 1219 года у князя Ярослава Всеволодовича родился второй сын. Во св. крещении его назвали Александром. С ранних лет он отличался резко от сверстников: отрок Александр был всегда набожен, благочестив, всякое дело старался делать добросовестно. Так направили его родители, начавшие воспитание сына в духе православной веры. Он не знал забав. Любил читать священные книги. Строго соблюдал посты. По ночам нередко вместо отдыха он изливал душу свою в горячих молитвах пред иконами Христа, Его Пречистой Матери и угодников Божиих. Так еще в раннем возрасте определился будущий избранник Божий.

Любя, священные книги и усердно читая их, Александр не пренебрегал, однако, и другими науками. Многому он научился и сам, многое узнал от своих учителей. В то же время обучался он и всему тому, чему обыкновенно учили княжеских детей: верховой езде, стрелянию из лука и т. под. И это нужно было знать будущему воину и защитнику отечества. И если впоследствии Александр, вышел искусным воином, то виною этого было его воспитание, как это же воспитание заронило глубоко в его восприимчивую душу и семена веры и знания. Семена эти и дали чудесный плод, как упавшие на добрую ниву.

Когда Александру исполнилось 16 лет, это был уже не юноша-ученик, а хорошо воспитанный и обученный мужчина. Стройный, высокого роста, красивый лицом, он привлекал к себе внимание всех, а всем известная набожность молодого князя снискивала ему особенную любовь народа. Поэтому, когда отец его, Ярослав Всеволодович, отъезжал на княжение в Киев, то Новгородцы торжественно принесли присягу Александру и с радостным воодушевлением воскликнули: «Ты – наш князь!» Это было в 1336 году: Александр занял Новгородский престол, или, как говорили тогда, «сел на стол», на княжение в Новгороде.

Чрез три года после этого Александр, по воле отца, женился на дочери Полоцкого князя Александре, родственнице преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. Уже это родство может свидетельствовать о том, что Александра была достойная супруга по своей набожности. Так оно в действительности и было. Отпраздновали, по русскому древнему обычаю, свадьбу торжественно, и князь Александр с молодой женой поселился в Новгороде – в Городище, где обыкновенно жили князья. Между тем в России рознь князей, поделивших Русь на уделы, привели к тому, что началось грозное время татарского ига (см. начало II главы). Что делалось в это время на нашей родине, лучше всего рассказывает сам народ наш в песне, которую поет и теперь: так памятно ему это время

Ни младенца, ни старух в живых не осталося....

Плакать некому было и не по ком....

Подо льдом и под снегом померзлые.

На траве ковыль обнажены, терзаемы

И зверями и птицами,

Без креста и могилы лежали убитые!

Области, города и села разорены. На оставшихся в живых наложены были «дани-невыплаты». Тысячи пленников уводились вглубь азиатских степей. А татары все двигались и двигались…

Разорив землю Суздальскую, направились татары и к великому Новгороду, но, не дойдя сотни верст, повернули на юг. Разорили Киев и на всю южную Русь навели страх и трепет. Таким образом, по особому провидению Божию, осталась только небольшая часть русской земли на севере, не тронутой дикими варварами, и там-то сохранил Бог для блага России князя Ярослава Всеволодовича. Заняв, после смерти брата, Владимирский престол, он стал всеми силами заботиться о том, чтобы помочь несчастному народу и облегчить его участь. В 1243 году он решил предпринять смелое путешествие в орду к Батыю – завоевателю и, ради блага родины, изъявил ему покорность. Стало легче: дикие враги умилостивились и лучше стали относиться к побежденной Руси. Чрез два года князь должен был снова отправиться туда же, но не вернулся уже на родину: он погиб насильственной смертью. Осиротел русский народ, осиротела и семья Ярослава. Но вот все с надеждою обратили свой взор на доблестного Новгородского князя Александра, видя в нем опору и спасение. И не ошибся русский народ в своих надеждах.

Тем временем на Новгород надвигалась другая туча, предвещавшая грозу. Видя, что все области русские разорены и покорены татарами, и что земля Новгородская слаба, шведы, ливонские немцы и литовцы поспешили воспользоваться этим. Что им нужно было? Покорить Новгород и всех русских обратить в латинскую веру. Ужасный, опаснейший для православной Руси замысел! Сердце благочестивого Александра, прежде всего, опечалилось. Но в сердце этом довольно мужества и любви к православной родине. И вот он подбирает храбрую дружину, чтобы со всею силой отразить врага. А враг этот был уже знаком русским: и прежде бывали столкновения со шведами. Теперь они появились в 1240 году на Неве под начальством Биргера. Рассчет этого полководца был такой: напасть с многочисленным войском на Ладогу и потом – на Новгород. Остановились при устье реки Ижоры (где ныне Александро-Невская Лавра), и Биргер послал сказать Александру: «Выходи против меня, если можешь сопротивляться!» Сколько смелости и уверенности! Не то думал Александр. Он, прежде всего, вознес теплую молитву ко Всевышнему и принял благословение от Владыки Спиридона. Со слезами на глазах вышел он к дружине и сказал: «Братья! Не в силе Бог, а в правде! Вспомним слова Псалмопевца: «сии во оружии и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем: не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!»

Вот чем ободрял своих воинов наш князь! И теплую веру его дивно оправдало все последующее. Знамением Божиим для князя было чудное видение Пелусгиево.

Враги спокойно расположились на отдых, а Пелусгий, обращенный христианин, наблюдал за ними издали, по мудрому и распорядительному поручению нашего князя. Всю ночь Пелусгий провел без сна. На восходе солнца услышал он шум на воде и увидел лодку с гребцами. На лодке стояли, положив на плечо друг другу руки, святые мученики Борис и Глеб. Гребцы были будто в тумане. И сказал Борис: «Брат Глеб! вели грести, да поможем сроднику нашему Александру!»

Услышав от Пелусгия рассказ о видении, Александр обрадовался истинной радостью христианина и, по своему смирению, запретил об этом кому-нибудь рассказывать. Бодро и смело бросился он с небольшим числом дружины на беспечных врагов. Сам сразился с хвастливым Биргером и нанес ему рану. Русские прошли чрез весь неприятельский стан. Испуганные враги частию поспешили скрыться, частию же вступили в ожесточенный бой. Но блистательнейшая победа уже была на стороне русских. Блистательнейшая потому, что врагов было много, а пало в этой битве у Александра не более двадцати человек. Дивились вси, даже враги. Дивились и Новгородцы: «мы победили, а нас там не было», говорили они. Князю дали славное имя Невский...

И действительно, об этой победе можно сказать, что принадлежит она одному князю Александру. Он один мог так мудро распорядиться, чтобы захватить врасплох врагов, которые звали его к себе; он один мог так воодушевить воинов, которые не устрашились своей малочисленности; он один мог удостоиться такой помощи Божией. После битвы князь и дружина не приписали себе победы. Когда Новгородцы ликовали и с восторгом встречали победителя, последней смиренно молился Тому, Кто помог ему совершить победу: «Благодарю Тебя, Владыко Преблагий, славлю Пресвятое имя Твое, яко не оставили мя еси раба Твоего, и от врагов наших избавили ны еси. Тии спяти быта и падоша, мы же возстахом и исправихомся». А святая церковь взывает к победителю:

Радуйся, доблестный в защиту веры и церкве воителю!

Радуйся, воинства свейского на берегах Невских славный победителю.

Спасена земля Новгородская, исчезла опасность от ужасных замыслов обратить русских в ненавистную ими веру латинскую!..

Новые тучи собирались над Россией. Наступала новая гроза: немцы. Появились они в Ливонии (ныне Лифляндская и Эстляндская губернии). Край этот находился в зависимости от русских, именно – от Новгорода и Пскова, но немцы хотели его покорить, принуждая ливонцев креститься в их веру. Начались страшные войны между ливонцами и немцами.

На ливонцев совершались крестовые походы, и глава католической церкви, папа Римский, объявил отпущение грехов всем, кто будет принимать участие в этих войнах. Ливонцев победили, насильно крестили, а ливонцы, питая вражду к немцам, бросались в воду реки Двины и смывали крещение. Нужно было русским отразить пришельцев, утвердившихся в Ливонии. Но трудно было сделать это: не было согласья между Новгородцами и Псковитянами, а что сделаешь без согласия? Кровопролитные войны русских с немцами были часты, но русские оставались побежденными и посрамленными. Пробовали русские жить в мире с немцами, но мог ли быть мир там, где вера разделяла людей, и где одни думали о том, как бы других склонить в свою веру? И много – много горя принесли немцы земле Новгородской и Псковской.

А мудрого князя не было в Новгороде. Неблагодарные Новгородцы не ужились с ним, и он оставил их. Когда же увидали опасность от врагов, опасность, угрожавшую всей России, горько они раскаялись, сознали свою неправоту и послали людей, во главе с архиепископом, просить Александра вернуться к ним.

Великодушный Александр не задумался: вернулся и прежде всего, освободил Псков от немцев... Немецкие наместники были пленены, а подоспевшие на помощь войска были разбиты. Это была страшная весть для немцев. Увидели они, что их владычество, на которое так много разсчитывали, поколебалось... Но врагов было много и не думали они легко сдаться. «Пойдем», говорили они: «погубим князя Русского, возьмем Александра живым в плен!» Знали они хорошо, кто особенно страшен для них.

Но Александр не пал духом. Он, прежде всего, идет в храм Божий и горячо молится, молится.

Была зима. Передовые полки русские следили за неприятелем. Первая стычка была неудачна для русских, но неудачна и для врагов: приняв эти полки за главную силу и думая, что они уже победили, враги дерзко и смело двигались впереди. Между русскими князем и народом было полное единение. Князь молился: «Помоги мне, Господи!» А народ вторил ему: «Мы все положим за тебя головы!» Наступила суббота 5 апреля 1242 года. На густые полки русского войска двинулись неприятели железным строем. Александр, наблюдавший со скалы у Чудского озера, мудро уловили минуту, когда русское войско было особенно возбуждено, и, как вихрь, налетел на врагов. Внезапное нападение смутило их. Началась грозная сеча. Лед покрылся реками крови. На протяжении семи верст лежали одни трупы. Русские настигали бежавших и избивали. К ночи врагов и всей их силы не существовало…

Полный светлой радости, окруженный народом и войсками, предшествуемый духовенством, сопровождаемый пленными, вошел победитель в Псков, неся с собой великую и всеобщую радость! А разделив радость с Псковичами, направился он в Новгород, принеся и туда ту же радость.

Ледовое побоище еще больше прославило Невского героя. Слава о нем гремела не только в России. Немцы боялись уже появления Александра под стенами Риги. Отказавшись от всех своих завоеваний, они вынуждены были заключить с Новгородцами мир, на выгодных для русских условиях. Отечество наше было избавлено от страшнейшей опасности.

Но побеждали одного врага, – являлись другие, и славному защитнику родины было много дела. Опасности грозили от литовцев. Те же немцы, желавшие покорить и обратить язычников – литовцев в свою веру, снова явились к этому убогому народу. Началась такая же война, как с Русью. Отражая немцев, литовцы обратили оружие и к русским. Но у русских был Александр. Победитель на Неве, на Чудском озере, он ли мог устрашиться Литовцев? С теми же приемами: неожиданно, натиском, подкрепленный молитвой, воодушевив войско, он нападал на Литовцев, одерживал блистательные победы и заставил это языческое племя надолго успокоиться и не тревожить предков русской земли.

Так обезопасив себя на западе от немцев, литовцев и проч., Александр мог подумать и о более страшном враге – татарах. От них страдала уже не одна область, а вся северная и южная Русь. Враги были сильны уже одним своим множеством. Страшна была их дикость и свирепость. Небольшие по числу войска, которыми располагал Александр, не в силах были справиться с ними. Нужно было думать об иных способах облегчить тяжелое положение русской земли.

Отец Александра, великий князь Ярослав, скончался от насильственной смерти в далекой Монголии. Бояре перевезли тело его во Владимир. Александр и его братья прибыли туда же и с подобающими почестями похоронили отца. Старший сын должен был унаследовать престол отца. А по России гремела слава об Александре: не было равного ему по доблестям, и все княжества желали иметь его своим князем. Дошло и до Батыя, что нет равного князя Александру. И вот Батый зовет его к себе. «Мне» – говорит ему Батый чрез послов своих – «покорил Бог многие народы, ты ли один не хочешь покориться державе моей? Если хочешь сохранить за собою землю свою, приходи ко мне»...

Невский герой недолго раздумывал. Для блага измученной родины он не пощадил себя и пошел в дикие степи Азии – к Батыю. С неустанной молитвой на устах, с невеселыми думами о положении родины пришел он в ставку хана. Все ожидали, что хан скажет ему, как и другим: «поклонись нашим богам, или ты сейчас умрешь». Но Батый не сказал ему этого. Князь вошел в его покои и сам преклонил колени пред грозным повелителем: «Царь!» – сказал он Батыю – «Бог почтил тебя царством, и я поклонюсь тебе; но я – христианин, и поклонюсь одному Богу, не стану кланяться твари!»

– Правду говорили мне,– сказал Батый, посмотрев внимательно на мужественного и красивого князя, – правду говорили, что нет князя, равного этому князю!

Но Батый был в подчинении у главного хана. Надо было отправиться еще дальше. Александр и его брат Андрей совершают и это путешествие к истокам р. Амура. Путешествие далекое и весьма трудное, но оно совершено. Князья были приняты, поклонились и принесли в главной орде богатые дары верховному владыке татар. Много претерпели они здесь горя и унижения. Не раз служители хана оскорбляли русского князя, не одному из этих служителей приходилось приносить дары, чтобы задобрить! Но унижения эти касались лично князей, а народ выигрывал от этого, и князья были спокойны. В то же время мудрый Александр из пребывания в главной орде извлек и другую пользу. Он хорошо познакомился с татарами и узнал, с кем имеет дело, чем и как с ними бороться. Не могло скрыться от зорких глаз его, что и у этого дикого народа есть и дурные, и хорошие черты: дикие, свирепые, безжалостные к врагам, они ласковы между собой и действуют дружно. В этой тесной дружбе – сила их. У них нет распрей между собой, этим и сильны они... Так со всего можно извлекать полезные уроки.

Верховный хан приказал, чтобы Александр получил Киев и «всю землю русскую», а также Новгород и Переяславль Залесский, а младший брат его Андрей – Владимирский стол. С этим повелением хана возвратились князья наши домой. А как ждали дома Александра – и передать трудно! И в его долгое отсутствие шли войны, было не спокойно. Князь Михаил удачно воевал против Литовцев, но одного все желали: скорее увидать Александра, которого русский народ уже прозвал тогда «красным солнышком». Вся русская земля радовалась и ликовала по случаю благополучного возвращения князя.

Александр ладил с татарами, но брат его, Андрей, сидевший на Владимирском столе, не сумел поладить с ними. Не сталь он посылать даров и подчиняться; делал это из ненависти к победителям и, желая освободиться, но не рассчитал сил. Хан издал указ привести к нему непокорного князя; явилось войско татарское, произошла сильная сеча у г. Переяславля, и русские потерпели поражение. Александр отправился в орду, но предупредить несчастия уже не успел. Он предотвратил, однако, дальнейшие бедствия, и, осыпанный милостями хана, возвратился домой великим князем Владимирским. Едва разнеслась весть об этом, как снова заликовал народ русский и с великой радостью встретил своего любимца.

Сеча, о которой мы упомянули, произвела большие опустошения. Следы погрома были повсюду, и князь Александр, прежде всего, позаботился загладить их. Он поспешил восстановить и украсить разоренные храмы, собрать разбежавшихся жителей, водворить мир и возможный покой; а затем стал управлять русским государством, как Великий Князь.

Как же правил он?

Первою и главнейшею заботою его было поддержать православную веру в тяжелое время. Римский папа (глава католической церкви), видя, что не победить западу Александра и не обратить силой русских в католическую веру, пытался убедить Александра словами. Он прислал ему послание, но получил ответ: «послания вашего не принимаем!» А внутри России он хлопотал о построении и украшении храмов, о поддержании в народе главной силы его – веры отцов, веры православной. Далее, нужно было спасать Россию от татар. Но как? Силой – ничего нельзя было поделать. Великий князь прекрасно помнил, что еще не соединенная воедино Русь не осилит татар, хорошо сплоченных, и каждая попытка может только больше раздражить врагов и ослабить Россию. Поэтому он старался сдерживать беспокойные восстания подданных против татар и в то же время покорностью хану старался доставить Русской земле разный льготы. Пусть – как бы так говорил князь, – пусть окрепнет Русь, и тогда сама она свергнет с себя позорное иго... Так оно впоследствии и случилось. Великий князь часто ездил в орду, возил подарки хану и вельможам, оказывал им всякие почести и этим предотвращал бедствия от России. В самом деле. Завоеватели – татары, конечно, думали больше всего о том, чтобы как можно больше распространить свою власть в России, чтобы окончательно поработить ее. И они поработили бы ее, если бы не мудрый Александр. Но он сумел задержать это порабощение. Татары делали перепись, чтобы всех обложить данью. Многие князья возставали, и народ брался за оружие. Но великий князь говорил, что лучше тяжелая дань временная, чем порабощение навсегда. В то же время он достигнул того, что в перепись не вошло духовенство, а в грамоте хана сказано: «кто будет хулить веру русских или ругаться над нею, тот ничем не извинится и умрет злою смертию». Это было очень важно, ибо давало возможность нашему народу в тяжелое время сохранить веру нашу неприкосновенной.

Далее. Татары не расселялись по России, а собрав подати, уходили в свои степи. Это дало возможность русскому народу лучше сохранить свои обычаи и нравы, не отатариться, так сказать. Сохранился и русский язык в чистоте полной, только немногие слова из языка татарского вошли в него.

Все области мудрый Александр сохранил под своим управлением, и единое обширное государство управлялось одной могучей рукой. Все должны были подчиняться ему одному, как главе государства, и не один князь не мог восстать. Великокняжеские волости были розданы сыновьям, и был случай, когда родной сын не был пощажен, как оказавший неповиновение отцу. Так усиливалась и укреплялась Русь, готовясь к тому делу, для которого при Александре не наступила еще пора: к полному освобождению от татар. Радуясь покорности русского князя, татары сами не могли понять великих задач этого князя в будущем.

Непокорных Александр умел усмирить. Для этого довольно у него было и силы, и суровости, где эта суровость была нужна. Вольный Новгород не хотел платить дани. Начался мятеж. Как мудро все это дело было улажено великим князем, прибывшим для усмирения мятежа из престольного города Владимира! Прежде всего, он убеждал словами:

«Своим сопротивлением вы наведете гнев ханский на город. Припомните, как вся русская земля, кроме нас, ополчилась на татар? Что же – устояла она? Что сталось с Киевом, Владимиром и другими городами? Неужели вы хотите, чтобы и с Новгородом было то же самое? Ведь вместе со своими полчищами хан пошлет на вас и все русские полки. Вы боитесь нашествия, потому что у вас много всякого добра, а нам нечего терять. Разве это правда, что окаянные берут одинаковую дань с бедного и богатого? Что легко богатому, то смерть бедняку! Вы сохраните свое богатство, а мы должны для этого продать свободу Новгородскую и принять тяготу на себя и детей наших. Лучше смерть, чем позор. Умрем честно за св. Софию (собор в Новгороде)!

Когда не действовали слова, князь устрашил Новгородцев тем, что ушел вместе с послами ханскими. Новгородцы опомнились. Согласились допустить перепись, хоть и со злобой в душе: жаль им было своей вольницы. Но что же вышло? То, что предвидела мудрость князя. Дань Новгородцам не была тяжела, а за то городу даны были большие льготы, и город был спасен от разорения. Этого мало: и вольный Новгород мало по малу вошел в общую семью городов, подвластных одному государю великому князю всея России. Все это мудро и верно подготовляло важное дело полного освобождения России от татар. Только не понимавшие души и начертания Александра мог не благоговеть пред его действиями, исполненными великой любви к родине. Без этого России грозила страшная и неустранимая опасность. Слабая и разрозненная, она была бы окончательно подчинена татарами, и кто знает – удалось ли бы ей когда-нибудь оправиться!

Заботясь о России в России, не забывал великий князь и тех, что жили в плену у татар. Он тратил громадным суммы на выкуп пленных и заботился о тех, которых не мог выкупить и которые жили в орде по торговым делам. Больше всего благочестивый князь боялся, чтобы православные не поколебались в вере, не потеряли бы главной своей силы. И вот он хлопочет о разрешении устроить в орде епархию. И это было разрешено. Говорить ли о том, что только Александр мог получить подобное разрешение? Назначен был епископ, устроены церкви, и не одна христианская душа пред престолом Всевышнего молится за князя, спасшего ее от вечной гибели. Мало того: были случаи обращения в православие даже татар. Известно житие св. Петра, царевича Ордынского, который, выслушав рассказы православного епископа о Боге истинном и пленившись благолепием православных храмов, сами, принял веру Христову и сопричтен к лику святых. Но как ни старался Александр, не мог он предотвратить иногда волнение в народе. Русские всей душой ненавидели татар. И было за что. Делая известные уступки, они не могли не проявлять своей дикости и жадности. Особенно это сказывалось при сборе дани. Русские не привыкли к жестокости, а татарину ничего не стоило убить русского, не имевшего возможности заплатить дань. Многие роптали на князя Александра, обвиняя его в том, что он заодно с татарами. Тяжело это было князю, но кто же лучше его понимал, что иначе поступать нельзя, что к борьбе русские не готовы? А тут наступило еще худшее время. Явились купцы или «бесермены», как их называли. Они предложили хану отдать им дань с русских на откуп, обещая платить больше, чем собирали татары. Начались тогда «дани-невыплаты». Это было горе, которого не могли уже перенести русские. Бесермены собирали дань и для татар, и сами хотели нажиться. Жестокости их не было границ. У неимущего они забирали все: скот, хозяйство, уводили в плен жен, детей... «Вдов безчестили», поется в песне, «девиц позорили, над всеми наругались». Начались возстания русских. Некоторые злые бесермены были убиты... Для великого князя наступила тяжелая година. Можно было бояться, что все пропало. Хан верил ему, что русские покорились, что смиренно будут платить дани, и вдруг… И полчища татар двинулись на Русь. Гибель была неминуема. Положение ужасное. Александр собрал все свое мужество, всю силу своего ума направил на спасение России. И Господь помог ему премудро совершить этот великий и последний подвиг. Князь отправился в орду. Новый хан выслушал его и – к счастию – склонился на его уверение: они не только простили русских, но и предоставили им некоторые льготы.

Так с громадными усилиями, с постоянным риском для себя отстаивал великий князь Александр свое святое дело: не допустить Россию до полного порабощения и разорения, сохранить её силы и дать ей возможность соединиться под властию одного князя, окрепнуть, собраться, чтобы ударить на страшного врага, когда позволят обстоятельства, и раз навсегда покончить с ним. Это такая великая забота о благе родины, что только особенный избранник Божий мог проявить её. И великий князь Александр Невский проявил эту заботу!

V

Последняя поездка великого князя Александра в орду задержала его там около года, но он мог вернуться на родину с доброй вестью: «все будет покойно, насколько возможно, живите, платите дани и собирайтесь с силами...» Но полная неимоверных трудов, опасностей и волнений жизнь Невского героя приходила к концу. Он был изнурен, измучен, слаб. Достаточно и небольшой болезни, чтобы измученное тело не перенесло.

Радостно билось сердце великого борца за спасение родины, когда он подъезжал уже к Нижнему Новгороду и повсюду радовал народ и успокаивал его; но тяжелое горе вызывал в народе болезненный вид князя. Прибыв в Нижний Новгород, Александр должен был остановиться: не было сил продолжать путь. Оправившись немного, он продолжал путь, но не судилось ему доехать до престольного города. В Городце князь совсем слег.

Находясь на смертном одре, принял он пострижение в иночество и облекся в схиму. Ему дано было имя Алексий. Окружавшие одр рыдали, вызывая и у князя жалость. Вот он созвал бояр и всех приближенных и стал прощаться: благословил всех, увещевал, просил прощенья, Все великие заслуги его припомнились окружающим, и неудержимые рыдания огласили воздух. Заходило «красное солнышко», заходило с тем, чтобы не взойти уже больше.

Умирающий выразил желание в последнюю минуту приобщиться Св. Таин. Желание его было исполнено, и душа праведника тихо отошла в вечные селения.

Это случилось 14 ноября 1263 года. В г. Владимир в это время митрополит Кирилл служил в церкви. И было ему дивное видение: перед ним, как бы живой, князь Александр возносился вверх, точно на крыльях ангела. Все ждали с нетерпением возвращения любимого князя, но вместо этого услышали страшную весть от митрополита: «Чада моя милая! Ныне благоверный князь Александр преставился». Трудно передать словами то, что произошло. Горе охватило всех, и не было человека, который не проливал бы слез! И все устремились на встречу печальной процессии – встретить князя!

Толпы народа, бояре, митрополит встретили процессию. Отпевание происходило во Владимирском соборе. И уже с этого времени стали являться знамения того, что почивший сопричислен к лику святых... Когда эконом Севастьян приблизился к гробу, чтобы разогнуть руку усопшего, в которую митрополит должен был вложить грамоту об отпущении грехов, усопший князь сам протянул руку. Благоговение и ужас охватили всех.

Это было первое чудо, совершившееся на виду всех. Не стало великого Александра, но, отойдя в вечность, не перестал он заботиться о России, которая и всю жизнь составляла его излюбленную заботу. За сотни лет Русь окрепла и поднялась на татар. Совершилось то, что и предсказал св. Александр. В то время, когда Димитрий Донской готовился на утро вступить в бой с безбожным Мамаем, у гроба св. Александра одному отшельнику было чудное видение. К гробнице подходят из алтаря два старца, осененные небесным светом. Слышен голос их: «Возстани, Александре, ускори на помощь сроднику своему великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменных!» И встает из гробницы Александр, очевидно, чтобы идти на помощь Димитрию. Когда инок, которому было это видение, узнал о благополучном исходе битвы, то сообщил митрополиту. Святитель отправился с собором во Владимир, и были открыты св. мощи Александра, нетленно почивавшие уже больше ста лет.

Различные чудеса и знамения, совершившиеся при гробнице Александра, вызвали и всеобщее его прославление. И на соборе 1547 г. митрополит Макарий предложил установить празднование св. благоверному князю Александру Невскому по всей России, что и было сделано. К покровительству св. Александра стали обращаться все, особенно в тяжелые годины жизни России, и помощь являлась по молитве верующих. Во время нашествия Крымского хана (1572 г.), инок Антон много и долго молился за отечество у гроба св. Александра. И было ему видение: явились юноши светозарные – Борис и Глеб – и звали св. Александра, чтобы помочь царю Иоанну; св. Александр встал из гроба, и все вышли из храма и направились в соборную церковь; там возбудили они других князей сродников, спящих в могилах, и семь заступников за русскую землю, на конях, поднявшись на воздух, скрылись по направлению к Ростову. Не много прошло времени, и разнеслась весть, что Крымский хан разбит.

В житии св. Александра Невского записано много чудес, совершившихся по молитве у гроба его: слепые получали зрение, разслабленные – силу, подверженные лютым недугам избавлялись от них, бесноватых оставляли духи злобы, немые получали дар слова... И привыкли русские православные люди глубоко и безошибочно верить в то, что св. Александр – неизменный покровитель их родины, защитник всех страдающих и угнетенных, молитвенник за всех пред Богом. Мы видели уже, как к раке с его святыми мощами притекают все от царя до последнего нищего и находят помощь и утешение. Раку эту мы видели уже в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, и нам остается только разсказать о перенесении сюда св. мощей из г. Владимира.

В начале мы упомянули, что великий преобразователь России, царь Петр, не мог найти лучшего защитника и покровителя царственному граду, им основанному, как св. Александр Невский. Он возымел благую мысль перенести сюда св. мощи, утвердив их в монастыре, который построил на том самом месте, где св. Александр Невский одержал блестящую победу над шведами. Это – при устье р. Ижоры. Повеление Петра Великого о перенесении св. мощей издано 23 мая 1723 года.

Для перенесения св. мощей устроен был медный ковчег с балдахином. Снаряжена была особая комиссия из духовных и светских лиц, и ей отданы были все приказания. С 10 на 11 августа 1724 года во Владимирских церквах отправлялись торжественные богослужения, по окончанию которых духовенство торжественным крестным ходом направилось в Рождественскую церковь, где покоились св. мощи. С благоговением архимандриты и игумены подняли св. мощи, поставили на привезенный ковчег и передали духовенству.

Перенесение мощей св. Александра Невского представляло ряд величайших народных торжеств. Со всех попутных и в стороне лежащих сел и городов выходили процессии с крестами и иконами. Народ собирался несметными толпами. Церковные песнопения, соответствующие событию, возженные свечи, настроение народа, – все это производило особенное действие на душу, и никто не оставался безучастным зрителем этого великого торжества.

Пребывание св. мощей в Москве, встреча и проводы из Москвы полны были необычайной торжественности. Множество процессии, оглушающий колокольный звон... Если на пути мощи останавливались для ночлега, то всю ночь они были окружены народом, и ни на минуту не прерывалось молебное пение.

Так несли св. мощи чрез города и веси земли русской. Казалось, что угодник Божий посещает и благословляет все места, политые потом и кровью защитников русской земли. Казалось, слышался голос святого Александра: «Вот какова ныне Россия... Я и хотел этого... Без страданий не получилось бы это благополучие». Местами торжество принимало особенный вид, вызывало невиданное дотоле воодушевление народное. Так было в Москве, а особенно в Новгороде. Это и понятно. Когда св. мощи были поставлены в храме св. Софии, то св. князь был снова среди своих Новгородцев; жива была намять в народе об Александре и его горячих молитвах в этом храме; припоминались его дивные речи, когда он, указывая на св. Софию, умолял Новгородцев не допустить себя до позора. Долго длилось путешествие святыни. Император Петр Великий с нетерпением ожидал её в Петербурге и выехал навстречу к устью реки Ижоры. Благоговейно были поставлены мощи святые на лодку Петра, сам император взял руль, сподвижники его весла, раздалась со всех сторон пушечная пальба. В Петербурге св. мощи были поставлены в церкви на приготовленное для них место. Ликовал царственный город, увидя, что его покровитель уже покоится в пределах города. Светлое торжество это осталось в памяти народной. Но больше всех радовался сам виновник торжества – император Петр Великий. Чрез полгода после этого его не стало, но, умирая, он мог смело и с гордостью сказать, что все сделал.

И действительно: это было последнее величайшее благодеяние царя Петра для России.

Итак, мы познакомились с третьей Лаврой в России – Александровской. Кратко ознакомились мы с историей обители, обозрели её главный храм и некоторые другие, посетили знаменитое Невское кладбище, помолились у раки св. Александра Невского и более подробно узнали жизнь этого борца за русскую землю. Теперь еще яснее становится для нас великое значение святой обители. Обитель эта должна быть особенно дорога русскому человеку. Это, прежде всего, памятник великому мужу – благодетелю России – св. Александру. Памятник этот создан заботами русских царей и цариц, которые так чудно этим созданием выразили и свое благоговейное почитание памяти святого Александра, и свою тесную связь с русским народом. Ничем не могли бы они лучше угодить чувству нашего народа, как церковною обителью почтив того, кто уже давно так дорог русскому народу. Далее. Памятник этот заключает в себе множество достопримечательностей, видеть которые всегда приятно и дорого нам. Александро-Невское кладбище в своих могилах упокоило многих достопримечательных людей, и эти могилы его много говорят уму и сердцу каждого: из-под каменных плит слышатся великие заветы потомкам, и дай Бог, чтобы потомки почаще читали эти короткие надписи, почаще посещали кладбище и получше помнили заветы, вызывающие у них усердие и любовь к родине. Но, – скажем, как говорили мы при описании других лавр, – если бы и ничего не было из только что указанного, то одна святыня – мощи святого и благоверного великого князя Александра Невского – одна эта святыня достойна того, чтобы посетить обитель и вспомнить о минувшем России, поблагодарить Бога за её настоящее, помолиться о её благоденствии в будущем и в восхищении сердечном воскликнуть: «Радуйся, земли Российстей похвало, радуйся славному граду святого Петра утверждение, радуйся Императору православному помощниче, радуйся отечеству твоему заступниче и молитвенниче о душах наших!»

* * *

1

1797 года.

2

Главная улица в С.-Петербурге


Источник: Живописное обозрение русских святых мест. - 3-е изд. Вып. 1-. - Одесса : тип. Е.И. Фесенко, 1897-1905. / Вып. 3. Александро-Невская лавра в С.-Петербурге. – 1901. – 57, II с.

Комментарии для сайта Cackle