Азбука веры Православная библиотека История Церкви Общецерковная история Святая гора Афон, земной удел Божией Матери, местность и обитатели ее

Святая гора Афон, земной удел Божией Матери

Источник

Тако глаголет Господь: яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вcи язы́цы. И пойдут язы́цы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь Свой, и пойдем к Нему (Ис. 2:2–3).

В полуденном краю Европы, под ясно голубым небом Греции, в благораствореннейшем климате, среди вечно зеленеющей природы лежит уединенно небольшой полуостров: это знаменитый Афон, или святая Афонская гора. По географическому положению своему она, находясь у восточных берегов Македонии, в пределах Турецкой империи, выдается далеким мысом в воды Архипелага, или Эгейского моря.

В древности гора эта имела вид острова, будучи отрезана от материка каналом, прорытым через перешеек персидским царем Ксерксом, во время войны его с Грецией, в видах более удобных сообщений персидского флота; но впоследствии искусственный канал завален, и теперь едва только заметен след его. Пространство Афонской горы – от 80 до 100 верст в длину и около 20 верст в ширину; а высота горных вершин, нередко покрытых туманом, более 2-х верст над уровнем моря. По середине Афона тянется узкий хребет, по которому пролегает дорога. По обеим сторонам этого хребта вся местность Святой горы изрыта бесчисленными потоками и оврагами, которые, пересекая друг друга в различных направлениях, представляют взорам путешественников самые разнообразные виды, но зато самое путешествие делают очень трудным. Почва Святой горы камениста и суха, лишь с редкими потоками, животворно орошающими ее, и только при подошвах гор находятся небольшие участки плодородной земли, возделываемые трудами иноков, образовавшиеся из наносов окрестных горных кряжей, химически разлагающихся от дождя, солнца и воздуха. Климат на Святой горе здоровый, освежаемый от знойных лучей полуденного солнца влажным дыханием окрестного моря. Горные вершины, задерживая и сгущая около себя поднимающиеся к ним морские испарения, обращают их или в быстрые нагорные потоки прозрачной воды, или в освежающие землю и воздух дожди. Снег появляется там зимой на несколько лишь дней и только на самых высях Афона держится дольше. Растительность горы разнообразна, но не обильна: каменистая почва дает мало пищи для трав и деревьев, только на одной половине горного хребта Афонского растет строевой лес, на другой же половине хребта растительность самая скудная; по местам растет кустарник, но в концу горы и того нет; лишь на покатостях и отлогостях в изобилии растет лавровое и камарневое (ложечное) дерево, да плющ лоснящейся своей зеленью пышно прикрывает наготу скал. У подошвы же гор, вокруг келлий, виднеются ореховые, смоковничные, масличные, каштановые, кипарисовые и разные фруктовые деревья, виноградные лозы и огороды с овощами, разведенные трудами пустынников.

При скудной по горам растительности, не могут расплодиться на них и дикие звери, даже насекомые и птицы. Изредка лишь мелькнет кое-где между голых скал одинокая дикая коза или в стремнине появится пара бродячих кабанов, да разве в лесистом ущелье пробежит робкая, издалека загнанная лань, и внизу нагорных высей покажутся пасущиеся на тощих пастбищах вокруг келлий монастырские рабочие волы и мулы. Хищным зверям поживиться там нечем, а потому их и не видно. Насекомые, по необилию цветов и зелени, а также по редкости остатков разлагающихся растительных и животных организмов, необходимых для их питания и размножения, не нарушают мира Святой горы; хотя и есть на Святой горе пчеловодство, но оно слишком незначительно. Из пустынных птиц есть на Афоне орлы, вороны, филины, совы и сычи, но они очень редки; мелкие же птички, не находя себе обычной пищи, неохотно водятся на неприветливой для них Святой горе, и только келлиотские петухи остаются почти единственными представителями тамошнего царства пернатых; весной прилетают на Святую гору множество соловьев, которые оглашают ее своим веселым пением; да ласточки каждый год посещают ее во множестве. Размножения скотоводства там нет, ибо, по уставам Святой горы, самкам всякого рода животных быть там не следует. Живой голос на Афоне слышится редко; везде тихо и безмолвно. Ни рев зверей, ни мычание и блеяние стад, ничто подобное не нарушает глубокого безмолвия афонской природы. Разве только ветер изредка просвистит в горных ущельях или прошелестит в листьях деревьев и рощей, – и снова водворится повсюду безмолвие. Одно лишь неугомонное море глухо и однообразно шумит у прибрежьев.

Условия скудной почвы и растительности, а главное воля Божия не дали возможности водвориться на Афоне житейской деятельности. В глубокой древности пытались образовать там города и села; но попытки были тщетны: земледельческие селения скоро пустели, и колонизация не удавалась. Святой Афон, по его красотам, уединению и безмолвию, располагающим к глубоким созерцаниям природы и к благоговейным размышлениям о Творце ее, самим промыслом Божиим назначен для иной, высшей, духовной жизни.

В языческой древности Святая гора известна была под именем Аполлониады; это название дано было ей по Аполлонову капищу, находившемуся на ней и составлявшему предмет эллинского почитания. А ближе к нашей христианской эре ее назвали уже Афоcoм или Афоном, по имени тоже какого-то языческого прорицалища Афоса, к которому язычники окрестных стран стекались для получения оракульских ответов касательно сердечных своих тайн и даже самой жизни. Есть предание, что Карея1 с ее окрестностями в языческом мире известна была под именем Пентополя, или Пятиградия, где будто бы Александр Македонский отдыхал три дня в промежуток своих побед и ратных подвигов, и что некоторые из греческих мудрецов приходили искать здесь уединения, необходимого для глубоких размышлений их. Все это доказывает, что Святая гора и в отдаленные от нас века язычества пользовалась особенным уважением и славой как по своим прорицалищам, так и по удобствам к безмятежной жизни, глубоким размышлениям и созерцаниям таинств природы. Наконец миновали темные века языческих заблуждений; свет евангельской истины в числе других мест озарил и Афон; суеверные капища его заменились святыми храмами истинного Бога, а языческие игрища и ликования – молитвенным трудом, крестными лишениями и духовными песнопениями.

Преблагословенная Матерь Божия благоволила Сама просветить христианским учением языческих насельников Святой горы! Когда, по сошествии Святого Духа, апостолы бросили жребий – кому в какую сторону идти проповедовать святое Евангелие, бывшая с ними Божия Матерь благоволила также принять участие в трудах их, пожелала взять жребий и для Себя; Ей досталась земля Иверская (Грузия), куда Она и хотела уже отправиться. Но Ангел Господень явился и сказал Ей: «Не отлучайся из Иерусалима: страна, доставшаяся Тебе по жребию, просветится впоследствии, и там утвердится покров Твой; а предпримешь Ты теперь попечение о другой земле, куда приведет Тебя Господь Бог». И Богоматерь осталась в Иерусалиме, в доме возлюбленного ученика Христова Иоанна.

Воскрешенный Иисусом Христом Лазарь, бывший тогда епископом на острове Кипре, желал видеть Пречистую Матерь Господа своего, но не смел сам прибыть в Иерусалим, страшась гонения иудеев. Узнав об этом, Пресвятая Богородица написала к нему утешительное послание, чтобы он прислал за Нею корабль, на котором Она для посещения его и отправилась с Иоанном Богословом на остров Кипр; но на пути застигла их буря, и корабль занесен был в пристань горы Афонской. Гора Афонская, как выше сказано, в то время усеяна была кумирами и капищами, во главе которых был храм Аполлона. Едва только Богоматерь приблизилась к Афону, бесы, обитавшие в кумирах, возопили: «все обольщенные Аполлоном, спешите на берег к пристани Климентовой и приимите Марию, Матерь великого Бога Иисуса!».

Народ в ужасе и удивлении поспешил на морской берег, с благоговением и страхом принял пречистую Деву Богородицу и вопросил Ее: как Она родила Бога и какое имя Его? Богородица возвестила им тайну Рождества Христова и раскрыла евангельское о Нем учение; внимавший Ей род принял христианскую веру и, познав свет истины, ниспроверг своих идолов. Когда Богородица оставила одного из апостольских мужей учителем новопросвещенных, благословила народ и сказала: «Вот удел, данный Мне Сыном и Богом Моим! Да будет же благодать Его над местом сим и всеми чтущими закон Его! Они с малым трудом будут иметь в изобилии все нужное для земной жизни. Милость Сына Моего не оскудеет на месте сем до скончания века; о живущих здесь Я буду теплой предстательницей пред Сыном Моим!»2. Потом Богородица, сопровождаемая народом, села на корабль, посетила Лазаря и возвратилась в Иерусалим.

Несмотря на все политические перевороты и четырехвековое мусульманское иго, тяготеющее над Востоком, Афон остался непоколебимым хранилищем Православной веры и, как говорит его предание, останется до скончания мира уделом иноков. На Афоне обитают одни лишь православные иноки; это факт достойный замечания!

Лиц женского пола там никогда не бывает. Есть предание, что в 382г. дочь Феодосия Великого, царица Плакидия, пожелала посетить устроенный ее отцом на святом Афоне Ватопедский монастырь; но при входе в него услышала глас Божией Матери, возбранявший ей вступать в обитель. С того времени афонские отцы законоположили, чтобы женский пол не имел входа на Святую гору. На Афон нередко приходили и царственные лица после треволнений и превратностей мирской жизни искать там сердечного мира и тишины под скромным иноческим образом. Случалось также, как случается и ныне, что патриархи и епископы, слагая с себя иерархическое достоинство и бремя власти, иногда явно, а иногда и тайно предавались всей строгости крестных иноческих подвигов, так что один только Бог ведал труды их. Особенно в смутное время падения Восточной империи, когда вселенский патриарший престол был предметом честолюбивых искательств и корысти при влиянии на него деспотизма Порты3, Святая гора была тихим убежищем для вселенских владык. Св.патриарх Григорий, почивающий ныне в одесской греческой церкви, двукратно удалялся на Афонскую гору с обетом безмолвия и, оставляя святительский свой престол, уединялся здесь, как один из смиренных иноков. На Афоне в настоящее время двадцать монастырей: из них 12 общежительных и 8 штатных; 12 скитов, до 600 отшельнических келлий и калив и до 7000 всех иноков.

Монастыри платят дань турецкому правительству. Для управления всем Афоном в Карее, средоточии горы, существует Протат, или св.Синод, состоящий из доверенных от монастырей старцев; на Карее же имеет свое пребывание и турецкий ага, представитель гражданской власти Афона.

Жизнь в штатных монастырях свободнее, чем в общежительных: там каждый из зажиточных старцев живет по собственному усмотрению, но меньшее братство постоянно находится в трудах.

Жизнь в келлиях, или так называемая келлиотская, несколько строже, чем в штатных монастырях; впрочем, она делится на два рода: на отшельническую и свободную. В келлиотах-отшельниках нередко можно видеть примеры строгого воздержания, изумительных телесных трудов и безмолвия, почти как и в высшем отшельничестве; но келлиоты свободные живут, как кто желает; у них мало заметно подвижничества, исключая некоторые келлии, управляемые мудрыми строгой духовной жизни старцами.

Каливиты, или так называемые на Афоне сиромахи, состоят из бедняков, у которых нет иногда ни гроша денег и ни куска насущного хлеба; единственную собственность каливита составляет только калива, т.е. шалаш, который какими-нибудь судьбами поступил во временное его распоряжение. Для афонских подвижников этого рода почти нет ничего положительного, потому что они дома заняты каким-нибудь рукодельем или, что всего чаще, ходят по келлиям и занимаются наемной работой. Каливит исполняет церковное свое правило где случится; если же нигде не успел быть в церкви, то взамен этого выполняет положенное число молитв по четкам; а когда и этого не мог сделать, то Бог и совесть остаются его судьями.

Каливиты питаются подаянием и испытывают много нужд и огорчений; они не идут ни в общежитие, ни в другие подобные места, потому что там неизбежно стеснилась бы воля их, когда как у них вошло в привычку пользоваться свободой; впрочем, подвижники-каливиты подчиняют себя кому-либо из посторонних старцев строгой жизни и тогда уже руководятся не своей волей, а его правилами. Кроме ничтожных черепков для питья, запачканной посуды и кое-каких инструментов для рукоделья, у каливита в шалаше нет ничего. Отправляясь куда-либо, он спокойно оставляет свое жилище незапертым, потому что все имущество его помещается за его плечами.

К этого же рода жизни надобно причислить и кавиотов (странников), которые или по совету духовных своих отцов, или по крайней бедности не имеют даже и собственного шалаша и живут где и как случится. Эти бедняки, кроме рукоделий и найма в работники, промышляют еще собиранием на высотах Афона так называемых неувядаемых цветков Богородицы, либо питаются, как подвижники, дикими каштанами и желудями; но более удовлетворяются милостыней от некоторых монастырей, куда они приходят каждую неделю и получают себе хлеб, одежду и деньги.

Затем поговорим об общежительных монастырях, или киновиях, оставленных нами к концу последовательного рассказа в тех видах, что они требуют довольно обширного изложения их устава и управлений. Монастыри эти заслуживают предпочтение перед всеми прочими обителями; даже иноки штатных монастырей отзываются о них с уважением, хотя сами привыкли давать большой простор своей воле и не следуют примеру их. Общежительные монастыри, или киновии, к числу коих принадлежит и русский Пантелеимонов монастырь, управляются каждый своим настоятелем или собором избранных старцев. Братия имеют к властям своим полное повиновение и свято чтут их волю. Там господствует патриархальная простота и взаимная любовь, и каждый из братии имеет одинаковые права с другими, без особых почестей и отличий; предпочтение оказывается лишь тем, которые проводят более строгую подвижническую жизнь, но и они, по смирению своему, уклоняются от всяких наружных знаков уважения. В монастырях этого рода отражается самый близкий и действительный образ жизни апостольских времен, и проявляется истинный дух Христова учения. Слово игумена принимается здесь за изъявление воли Господней: что ни сказал бы он, что ни повелел бы делать, – братия исполняет приказание его беспрекословно, не дозволяя себе ни малейших противоречий. Для человека, привыкшего жить по своей воле и руководиться своим умом, подобное подчинение составляет подвиг трудный. Одежда, трапеза, помещение и проч. в общежитиях для всех одинаковы. При каждой встрече с игуменом, кто бы ни был из братий, иеромонах или схимонах, все падают ему в ноги и, почтительно приемля благословение, целуют его руку. Каждый день перед началом литургии служащий иеромонах идет к игумену для получения благословения и испрошения его святых молитв на достойное и неосужденное предстояние престолу Божию. Таким же точно образом поступают и в других случаях, требующих молитв и благословения игумена. Св.Пимен Великий справедливо сказал одному брату, желавшему вступить в общежитие: «там ты и кувшином не можешь распорядиться по своей воле!». Так строго законоположение общежития, в основание которого положено глубокое смирение!

Что касается до употребления пищи, то в общежитии более умеренности, чем строгого воздержания: потому что последнее иногда несовместно бывает с тяжелыми трудами и монастырскими работами.

Скиты отличаются от монастырей бо́льшей строгостью уединения и воздержания в пище: там, кроме субботы, воскресенья и великих праздников, не разрешается ни на рыбу, ни на вино, ни на масло, и даже сухоядение ограничено до такой степени, что и хлеб некоторыми употребляется с весу. Но не все скиты имеют одинаковые уставы; в некоторых из них, как, например, в Пророко-Ильинском, Андреевском и Молдавано-Богоявленском, соблюдаются правила общежительных монастырей. Строгие скитяне шесть дней уединяются в своих келлиях, занимаясь рукоделием и молитвой. В скитах живут по большей части по два, а иногда и по три человека в отдельной келлии под наблюдением старца. На воскресные и праздничные дни безмолвники со всего скита приходят в соборный храм к совершению всенощного бдения и литургии и по окончании богослужения расходятся молча в свои уединенные келлии. В скитах этих бывает иногда общая трапеза. При некоторых из скитских келлий устроены маленькие церкви, в которых только в воскресные и праздничные дни совершаются литургии; но так как в числе скитского братства очень немного бывает иеромонахов, то для службы в этих церквах скитяне иногда приглашают соседних иеромонахов. Необходимые заботы о жизненном продовольствии вызывают иногда скитян на время из их уединения.

Некоторые подвижники удаляются от всех и живут в глубокой пустыне одиноко, посещаемые лишь изредка духовными своими отцами; питаются они дикими каштанами, желудями, кореньями, травами, и изредка употребляют хлеб. Такого рода подвижников на Афоне очень много. Некоторые пустынножители каждую субботу и каждый праздник являются в монастырь для общей молитвы и приобщения святых Христовых Таин и здесь испрашивают себе сухари и одежду; другие же из них живут при монастырских виноградниках и прочих хозяйственных заведениях, занимаются рукодельем и разными келейными работами и получают от монастыря пищу и одеяние.

Кроме этих родов иноческой жизни, есть еще на Афоне подвижники-странники. Странничество отличается необыкновенным терпением. Бывают примеры, что странники день и ночь проводят под открытым небом, перенося все перемены воздуха, голод, холод, жажду и лишения всякого рода. Переходя по горам от места к месту, добровольные Христа ради страдальцы эти только на болезненном или смертном одре находят себе успокоение; они не заботятся, где и кто уложит в могилу многострадальное их тело; у них одна забота – спасение души. Много есть на Афоне и таких странников, которые, не имея даже необходимой одежды и насущного хлеба, в течении весны и лета, при наступлении сильных жаров, скитаются в прохладе горных возвышенностей, а на зиму спускаются в зеленеющие долины Афона, Крумицы и Мегали-Вигла, и там уединенно проводят бурное время восточной зимы.

Келлии на Святой горе расположены на таких местах, где есть вода и некоторые другие удобства для жизни; иногда на значительное пространство бывают они окружены виноградниками, ореховыми рощами и другими фруктовыми деревьями; но есть келлии и без этих удобств, даже скудные водой и с самой угрюмой, дикой и наводящей грусть местностью. Последние занимаются такими отшельниками, которые, оставив все земное, кроме молитвы, богомыслия и глубокой тишины, ничего не хотят ни знать, ни видеть! Все вообще келлии на Афоне принадлежат монастырям и, вполне завися от них, продаются только монахам. В таких случаях монастырь и покупатель составляют между собой письменное условие (омологию). Если же покупатель имеет при себе учеников, то они по смерти его могут наследовать оставленную им келлию. Судя по келлии, назначается за нее цена, но с тем, чтобы владелец постепенно улучшал ее; в противном же случае она может быть взята от него обратно. Ученики, по смерти старца-покупателя, наследственно вступают во владение келлией с первого до последнего и могут принимать к себе учеников, но на сих последних право наследственного перехода келлии уже не простирается. Кроме условленной, единовременной платы за келлию, владельцы ее каждогодно обязаны вносить в монастырь поголовную дань в пользу турецкого правительства, которую монастырь, вместе со следующей платой за свою братию, передает турецкому сборщику податей. Лес для дров и незначительных построек при келлиях отпускается из монастырских рощей. Таким образом, оставаясь полными хозяевами келлии, владельцы распоряжаются ею по своему усмотрению: очищают удобные места для огородов и виноградников и делают все, что только может служить к улучшению местности и самой келлии, без всякого вмешательства в это со стороны монастыря, который требует лишь своевременных сведений о таковых переменах; даже если бы вздумалось кому продать свою келлию другому собрату, то и это монастырем не воспрещается. Случается, что вместе с покупкой келлии новый владетель ее обеспечивает себя на особых условиях и в пожизненном содержании; в таком случае монастырь доставляет ему потребное для него продовольствие. Нередко бывает, что из двух или трех иноков, уединяющихся в келлию, по смирению ни который не принимает на себя старшинства; они условливаются между собой, чтоб одному без другого ничего не делать и иметь посредником своим только Бога и своего духовника, которому и отдают на суд все свои действия, мысли и предположения. Подобное братство является истинным образцом единения духа и союза евангельской взаимной любви.

Келлия афонская, находящаяся вне монастыря, заключается не в одной комнате, а это целый дом со всеми принадлежностями и церковью, вмещающий в себе несколько братий и все их хозяйство. Если при келлии нет церкви и хозяйственных заведений, то она называется каливой; одна монашеская комната, называемая по-русски кельей, у греков именуется кавьей. Отличительными чертами афонской келейной жизни бывают не одни подвиги духовные, тишина и безмолвие, но и множество разных трудных работ, необходимых и в иноческом быту для насущного пропитания. Эти келлии на Афоне, как выше сказано, составляют род усадьбы и по большей части устроены в самой приятной местности и замечательны по разнообразию производящихся в них работ. В Карее, городке афонском, каждую субботу бывает иноческий базар, куда со всей Святой горы стекаются отшельники для сбыта своих рукоделий и покупки жизненных припасов.

Помещение карейского Протата, или Синода, и самое присутствие членов его доступны для всех любопытствующих. Архив Протата в своем роде единственный, и хранящиеся в нем акты драгоценны и многочисленны, но недоступны для желающих осмотреть их.

Вот краткий очерк св.Афона и обитателей его! Крепкая вера и строгая жизнь прославила многих подвижников. Каждый монастырь, каждая малая обитель имеет чудотворные иконы и части святых мощей мучеников, подвижников, учителей, святителей и праведников как подвизавшихся на Святой горе, так живших и трудившихся в иных странах.

«Веселися о Господе, святоименный Афон, мысленный Богородицы и красный раю: се бо в подгориих твоих процветоша крины присноцветущии и всеблагоуханнии, и во удолиях и примориих твоих древеса небомерная и благосеннолиственная возрастоша, плоды безсмертныя Духа приносящая, преподобных твоих всех освященное и тя освятившее собрание, ныне предлежащее к похвалению. Тем сущия в тебе отшельники и общежители собравши, весело празднуй, и благодарне Владычице и Назирательнице твоей возопий: величаю Тя, Богородице, возвеличившую мя, и подавшую чадом моим отцы небесныя, ихже молитвами во всей жизни покрываемые, от Сына Твоего приемлют велию милость.»

(Из греческой службы св.Афонским)

* * *

1

Карея находится в центре святой Афонской горы и имеет вид города.

2

Из Четий-Миней св.Димитрия Ростовского, 13 августа.

3

Церковная история Иннокентия, в.XIV, с.572.


Источник: Святая гора Афон, земной удел Божией Матери, местность и обитатели её. - Изд. 4-е. - Санкт-Петербург: тип. дух. журн. "Странник", 1869. - 32 с.

Комментарии для сайта Cackle