Источник

Гавриил (Кикодзе Герасим Максимович), еп. Имеретинский

Родился в 1825 году в Озургетском уезде Кутаисской губ. в семье священника, происходившего из дворян Гурийской области. Окончив Тифлисскую духовную семинарию, он поступил в С.-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1849 году со степенью кандидата богословия и назначен и.о. инспектора Тифлисской духовной семинарии, в которой преподавал богословские и физико-математические науки.

В 1850 году удостоен степени магистра богословия за сочинение на тему: «Рассуждение о том, что религиозное, нравственное и гражданское состояние народов, современных явлений Мессии, доказывают необходимость Его пришествия на землю» и назначен инспектором той же семинарии.

8 ноября 1854 года принял священство. Вскоре он овдовел и лишился маленькой дочери. Задумавшись над своим неожиданным положением, он решил вступить в монашество и в 1856 году 6 октября принял постриг с именем Гавриила.

6 янв.1858 года был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидгареджийской пустыни.

6 дек.1858 года хиротонисан во епископа Горийского, вик. Грузинского Экзархата и вместе с тем назначен членом Грузино­Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем монастыря, именуемого Шуа-Мта (т.е. Среди гор) или Шуамтисского в Кахетии.

2 июня 1860 года назначен на Имеретинскую кафедру, на которой состоял до дня своей кончины, т.е. более 35 лет.

30 мая 1869 года ему же было поручено управление Абхазской епархией, которой управлял до 1886 года.

Ревностно и плодотворно трудился он в деле миссионерства и своей епархии.

За его самоотверженную миссионерскую деятельность историки называют его «Апостолом Абхазии». Он как простой миссионер лично изъездил всю свою область, большей частью верхом, в сопровождении только келейника или еще одного монаха. Биографы называют его «мужем великого разума», живым образцом кротости, простоты, смирения, отцом вдов и сирот, беспощадным карателем зла и неправды, обличителем лжи и тьмы, восстановителем и вносителем света истины всюду, куда только мог проникнуть его голос и где только позволяли ему силы. Он был известен и как талантливый проповедник и оратор. Его проповеди еще в 1867 г. были переведены на английский и французский языки. Изданы они в 3-х томах: два грузинских и один русский.

Следует отметить, что он, кроме красноречия, обладал еще мужеством и бесстрашием. В тех случаях, когда дело касалось простого народа, он отвергал неразумные требования высшей знати, осуждал их даже в тот момент, когда ему грозила опасность.

Известен такой замечательный факт, показывающий с одной стороны его отношение к крепостничеству, а с другой, его мужество и бесстрашие. Незадолго до объявления манифеста об уничтожении крепостного права он в Кутаисском кафедральном соборе произнес речь, в которой, приветствуя наступающий праздник крестьянской свободы, со свойственным ему красноречием яркими красками очертил крепостничество, как явление мрачное и противное учению Христову. Многие оставили храм, послышались ропот и негодование на правдивого оратора, в церкви остались только предводители дворянства с горожанами, которые со вниманием и коленопреклонением слушали красноречивого проповедника. При первом же выражении недовольства, он как бы вышел из обычного спокойного состояния и, почувствовав сильный прилив энергии, человека, отстаивающего святость своего глубокого убеждения, правду божественную и человеческую, он продолжал свою импровизацию с большим воодушевлением. Проповедь окончилась, и обедня отошла. Церковная ограда вся была переполнена возбужденным против преосвященного дворянством. Резкие голоса угроз проповеднику из ограды слышны были и в церкви, у выхода которой стал в угрожающей позе дворянин К.К. с приподнятою из ножен шашкой в руке и с явным, нисколько нескрываемым намерением убить дерзновенного епископа. Преосвященный Гавриил спокойно и не спешно снял облачение и направился к выходу. Вновь наступила решительная минута. Проповедник оказался в дверях и бросил взгляд в сторону, где стоял с приподнятой из ножен шашкой дворянин К.К. Все смолкло кругом, густая толпа дворян расступилась, и преосвященный спокойно направился к улице; где его ожидал экипаж, но он экипажа не взял и пешком отправился домой. Все кончилось благополучно, и все вздохнули свободнее. К.К. и все другие главари разошедшихся дворян растерялись. «Победил меня преосвященный. Проклятая рука так и присохла к эфесу сабли», проговорил взволнованным голосом К.К.

На всех местах своего служения преосвященный Гавриил обращал главное внимание на умственное и нравственное просвещение сельского духовенства. Его трудами и щедротами основано Гаврииловское епархиальное женское училище, он учредил много церковно-приходских школ в то время, когда в Кутаисской губернии не было никаких народных школ. По его почину и при его содействии в 1894 году основана вторая семинария в Грузии – Кутаисская. Замечательно его посмертное распоряжение, облагодетельствовавшее многие церковно-просветительные общества и учреждения в Кутаиси – все свои сбережения он распределил с благотворительной целью.

Скончался он 26 апреля 1896 года со словами: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Погребен в Гелатском монастыре. Его погребение было великим духовным торжеством; собралось до 300 лиц духовенства, участвовавших в погребальной процессии.

Труды :

«Рассуждение о том, что религиозное, нравственное и гражданское состояние народом, современных явлений Мессии доказывают необходимость Его пришествия на землю».

Магистерская диссертация.

«Основание опытной психологии».

«О вере и неверии».

«Прав. Обозр.» 1863, № 3.

«Обозрение Абхазских и Сванетских приходов».

«Прав. Обозр.» 1867–1870 гг.

Путевые записки за 1870–1873 годы.

«Прав. Обозр.»

«Черты религиозно-церковного быта Имеретин”.

Из отчета, направленного в «Прав. Обозр.” за 1673 г., т.III.

«Сванетия и Мингрелия». Миссионерские записки.

«Прав. Обозр.» 1874, т.III.

Приветственная речь в кафедральном соборе г. Кутаиси.

«Приб. к «ЦВ» 1888, № 43, стр.1179.

Слово в день Введения во храм Пресвятой Девы Марии.

«Русс. Паломн.» 1893, № 48, стр.766–767.

Проповеди на русском языке. 2 тома. 1893.

Проповеди на английском языке. 2 тома.

Проповеди на грузинском языке. 2 тома. 3-е изд.

Слова и речи. Кутаис, 1893.

Слово о сострадании к животным.

«Приб. к «ЦВ» 1893, № 43, стр.1537.

О воспитании детей.

Путевые записки епископа Гавриила. Обозрение Абхазских и Самурзаканских приходов.

«Прав. Обозр.» 1873, т.1, стр.443–449,

» 477–481,

» 524–536.

Отчет о деятельности общества восстановления православного христианства на Кавказе.

«Самар. Еп. Вед.» 1880, № 2, стр.27.

-«- 1880, № 3, стр.43.

Литература:

«Приб. К «ЦВ” 1893, №43, стр.1537.

-»- 1896, №6, стр.212.

-«- 1896, №9, стр.330.

«Самар. Еп. Вед.” 1874, №3, стр.51.

«Труды К.Д.А.” 1888, сент.-дек., стр.181–182.

«Церк. Вестн.” 1895, № 48, стр.1537–1540.

«Христ. Чтен.”1873, янв.-апр., стр.762–764.

«Прав. Обозр.” 1868, нояб.-дек., стр.323, 448.

-»- 1870, янв.-дек., стр.227, 393.

-«- 1872, март, стр.433.

-»- 1873, март, стр.524.

-«- 1873, т.3, стр.118–122.

-»- 1874, т.3, стр.69–71.

«Рус. Архив” 1893, кн.1-я, стр.406.

Церк. Вопросы в России и рус. дух. вед.

Браил.1896, стр.58, 190.

«Прав. Собес.” 1905, июль-август, стр.22.

«Состав Св. Прав. Всер. Син. И рос. Церк. Иерархии на 1895г.”, стр.94–95.

«Списки архиереев Иерархии Всероссийской”

СПБ, 1896, №354, стр. 46.

Родосский А. «Словарь вомпитанников СПБ Дух. Акад.”

Стр.95.

Булгаков, стр.1399, 1400.

Толстой Ю., стр.45/354.

БЭЛ т.IX, стр.46,47.

НЭС, доп. т.1, стр.486.

ЖПБ т.X, стр.114,115.

ФКМ.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

Комментарии для сайта Cackle