Источник

Алексий (Молчанов Алексий), Экзарх Грузии, архп. Карталинский и Кахетинский

Родился 5 октября 1853 года в селе Люковском, Сарапульского уезда Вятской епархии. Отец Алексия имел большую семью, и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях. Дальнейшую суровую школу жизни он прошел первоначально в Глазовском Духовном училище, а потом в Вятской Духовной семинарии.

Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь для молодого богослова все-таки показалась «настоящим раем». Суровые условия жизни однакож отнюдь не ослабили в Алексии ни любви к семинарской науке, ни энергии в изучении ее.

В 1876 году он окончил Вятскую Духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском, Иранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г.Царевосанчурска, затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства Народного Просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 года по август 1883 года.

Как и следовало ожидать, низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию.

В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в Духовные Академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской Духовной Академии. Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году – в сан священника.

В 1887 году он окончил Академию в числе самых видных студентов, написавши ценную диссертацию на тему: «Св.Киприан Карфагенский и его учение о Церкви», за которую Советом Академии от 19 мая 1888 года и был удостоен степени магистра богословия.

Известный патролог Д.В.Гусев писал о работе о.Алексия: «Сочинение священника А.Молчанова представляет собою труд, исполненный вполне добросовестно и с надлежащим знанием дела, обнаруживающий в его авторе основательное знакомство не только с личностью и церковно-общественной деятельностью св.Киприана, но и с той эпохой, к которой относится его деятельность.

Он не только собрал и изучил весь доступный для него исторический материал о св. Киприане и об его эпохе, но и постарался надлежащим образом разобрать и осветить этот материал».

С этого времени начинается служение о.Алексия в качестве одного из самых видных законоучителей г.Казани.

С I сентября 1887 года назначен законоучителем 3-й Казанской мужской гимназии.

С 9 ноября 1890 года – законоучитель училища глухонемых детей.

С 12 августа 1892 года – законоучитель Мариинской женской гимназии, а с I января 1895 года – I-й мужской гимназии.

Законоучительствуя о.Алексий приобретает известность и, как умелый педагог-преподаватель, и как прекрасный выдающийся оратор – проповедник.

В 1897 году о.Алексию было суждено испытать тяжелый удар судьбы: он похоронил жену и остался с малолетним сыном. Это обстоятельство перевернуло весь строй жизни о.Алексия – его помыслы обращались к монашеству, но принять постриг никак не решался, не надеясь на свои силы, по его мнению, недостаточные для такого великого подвига. Но «на горе стоящий» знали лучше самого о.Алексия его годность к иноческому служению.

Как-то вечером он получил приглашение архиепископа Казанского немедленно явиться к нему. Архиепископ встретил меня, вспоминал о.Алексий, неожиданным приказанием: «завтра ты принимаешь пострижение». Постриг был совершен так быстро, что я не имел времени сделать себе монашескую мантию и клобук. И то, и другое подарил владыка».

4 сентября 1899 года в крестовой церкви Вознесения Господня, что при загородном архиерейском доме, о.Алексий архиепископом Арсением был пострижен в иночество, и 7-го сентября того же года был назначен ректором в Казанскую Духовную семинарию, крайне взбудораженную, после управления доброго и честного, но в то же время пылкого и неустойчивого бывшего в ней ректора. Достаточно было годичного тихого и ровного управления о.Алексия семинарией, чтобы в ней все успокоилось.

24.IX. 1899 назначен епархиальным цензором предполагаемых к печати брошюр и листков, а равно и проповедей.

Ректорствовать в семинарии о.Алексию пришлось очень недолго.

20 июля 1900 года он был назначен Св.Синодом ректором Казанской Духовной Академии.

9 сентября 1900 года хиротонисан во епископа Чистопольского, I-го викария Казанской епархии.

Хиротонию совершали: Арсений, архиепископ Казанский и Свияжский; Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский; Гурий, епископ Самарский и Ставропольский; Никандр, епископ Симбирский и Сызранский; Василий, епископ Старицкий и Иоанн, епископ Чебоксарский в Казанском кафедральном Соборе.

Епископом Чистопольским Преосвященный Алексий прослужил до марта 1905 года.

Основные черты характера Преосв.Алексия обусловливаются всей предшествовавшей, в частности, юношеской жизнью. Бедная обстановка, в которой вырос и воспитывался еп. Алексий, делала для него вполне понятными все невзгоды окружающей жизни и обусловливала сочувственное отношение ко всем, для кого требовалась его как нравственная, так и материальная поддержка. Недаром около квартиры ректора-епископа каждый день можно было видеть обездоленных судьбой, которые выходили от него подкрепленными большей частью не только нравственно, но и материально. Бедная обстановка, постоянное обращение в простой среде обусловливали другую черту в характере преосвященного – его простоту, благодаря которой каждый без всякой боязни шел в его ректорскую квартиру, твердо уверенный в том, что здесь найдет он не строгую фигуру начальника заведения, а простого скромного сослуживца, который даст совет, ободрит, поддержит и проч. Вполне естественно, что Академия под управлением Преосв.Алексия представляла из себя дружественную семью, руководительным началом жизни которой являлся не начальственный режим, а взаимное доверие. Он же положил начало чтениям – беседы, которые проводили по церквам студенты академии.

С 1905 года, еще будучи ректором Казанской Духовной Академии, епископ Алексий был избран почетным членом Казанской Духовной Академии. С этого же времени состоял пожизненным членом попечительства при Михаило-Архангельской церкви Казанской Духовной Академии для вспомоществования всем служащим и служившим в ней. Кроме этого, Преосв.Алексий был председателем Совета миссионерских курсов, председателем комитета по устройству публичных чтений при библиотеке Св.Владимира и комиссии по наблюдению за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях г.Казани, председателем общества вспомоществования недостаточным студентам Академии, членом Казанского Губернского Комитета, Попечительства о народной трезвости и почетным членом Казанского общества трезвости и общества книгопечатников. Управлял Спасским монастырем и заведовал делами Казанского и Чистопольского мужских духовных училищ.

В марте 1905 года епископ Алексий назначается на самостоятельную Таврическую кафедру епископом Таврическим и Симферопольским. На этом новом поприще для своей деятельности он много способствовал умиротворению края в 1905 и 1906 гг. После издания манифеста 17 октября епископ Алексий произнес проповедь, в которой предостерегал, чтобы дарованные свободы не повлекли «свободу от совести».

В ноябре 1910 года епископ Алексий был перемещен на кафедру Псковскую, епископом Псковским и Порховским.

Ввиду того, что деятельность епископа Алексия, как епископа Псковского, не отражена нигде в той периодической литературе, которой мы пользовались при составлении настоящего каталога, то мы почерпнули сведения по интересующему нас вопросу в книге Сергия Труфанова (бывш·иеромонаха Илиодора) под названием «святой черт» или «Записки о Распутине». Свободное печатание таких книг стало возможным только тогда, когда жестокая цензура значительно ослаблая под влиянием нараставшей революционной волны и вековые устои самодержавия поколебались.

В этой книге Сергей Труфанов дает резкий обличающий материал на многих преосвященных и в числе их, на епископа Алексия.

Этот материал резко отличается от характеристик, помещенных в других источниках. Епископ Алексий Псковский рисуется человеком в высшей степени корыстолюбивым и любителем мзды неправедной, за деньги давшим возможность «черным воронам- иоаннитам» свить себе в Псковской епархии прочное гнездо. Это гнездо было устроено в Воронцовском Благовещенском монастыре.

«Русский Паломник» за 1912 год, в № 25. стр.331, говоря о переводе епископа Алексия на Тобольскую кафедру, причиной перевода выставляет обнаружение иоаннитского монастыря.

Синод тщательно рассмотрел все дело Воронцовского монастыря, находящегося в каком-то далеком углу Псковской губернии и после исследования состал Алексия в Тобольскую губернию. (Сергей Труфанов, стр.116). В этой же книге на странице 160 мы находим еще несколько слов к характеристике епископа Алексия. Автор называет епископа «безобразным по телу, а еще более по душе» и называет его «жестоким, неверующим духовным лицом».

В захолустный сибирский город Тобольск епископ Алексий был переведен в апреле 1912 года и пробыл на Тобольской кафедре только до октября 1913 года, т.е. всего полтора года, после чего он был назначен Экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода.

По толкованию Труфанова, будучи сослан в Тобольскую губернию, епископ Алексий сообразил, что едет в епархию, где подвизается «блаженный» старец (Распутин). Он хорошо знал все темные дела Григория, знал расположение к нему царствующего дома, и учтя все это, он на епархиальном съезде Тобольского духовенства провозгласил Распутина «Божьим человеком».

Григорий не замедлил вознаградить своего высокого защитника и через короткое время Алексий, опальный простой епископ, из захолустья получил высокое выдающееся положение.

Трудно сказать, как это было в действительности, но нам кажется, что Илиодор весьма и весьма преувеличивает ошибки епископа Алексия и передает сведения о нем в сильно искаженном виде.

Неоспорим тот факт, что епископ Алексий был удален с Псковской кафедры в Тобольск вследствие вскрытия в Пскове иоаннитов, но это вовсе не означает, что преосвященный ради корысти дал возможность развиваться иоаннитам в Воронцовском Благовещенском монастыре. Иоанниты сами по себе представляли секту, а сектанты, в большинстве случаев – люди скрытые и вполне возможно, что они не были замечены епископом Алексием именно потому, что держали свое учение в тайне.

Возможно, что епископ Алексий, как простодушный человек, принимал какие-нибудь подарки от иоаннитов, не замечая за последними худых намерений и сам не имел при этом никакой корыстной цели. А на благотворительность в целях прикрытия самих себя сектанты, как известно, очень способны.

Умозаключения Илиодора о корыстолюбии епископа Алексия не соответствуют действительности.

То же самое можно сказать и относительно утверждения Илиодора о тесной связи епископа Алексия с Распутиным. Еще неизвестно, действительно ли он назвал Распутина «Божьим старцем», а главной причиной его назначения на Карталинскую кафедру в качестве Экзарха, как нам кажется, была его преданность к «царствующему дому», которая особенно видна из его проповеди, произнесенной по случаю манифеста 1905 года.

Период, в который был назначен епископ Алексий Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии. Вот туда-то и нужно было, по мысли «царствующего дома», назначить такого иерарха, который отличался бы преданностью государственной власти и имел незаурядные способности. Таким то иерархом и явился епископ Алексий, который и был назначен в сане архиепископа на кафедру Карталинскую в качестве Экзарха Грузии.

Будучи епископом Тобольским, Преосв.Алексий, подобно своему предшественнику архиепископу Антонию, трудился для прославления святителя Иоанна Максимовича. Он всенародно молился, да сподобит Господь Тобольск и Россию петь не «Вечную память», а «Величаем тя, святителю отче Иоанн». Это предсказание Преосвященного Алексия через несколько лет исполнилось.

На жизнь епископа Алексия два раза делались покушения: один раз стреляли в окно его спальни, а другой раз пытались поджечь тот дом, где он остановился на ночлег во время объезда епархии.·

На кафедре Экзарха Грузии архиепископ Алексий пробыл меньше года, в последнее время своей жизни он страдал болезнью почек и горловой чахоткой, которые и привели его к преждевременной смерти.

Скончался 20.V.1914 года. Отпевание совершал Преосвященный Ереванский Пимен. Погребен на своей родине в Вятской губернии .

На всех местах своего архипастырского служения архиепископ Алексий привлекал сердца пасомых сердечностью, добротой и простотой обращения, истовым служением, неустанной проповедью слова Божия, которою сопровождал почти каждое свое служение и, наконец, заботливостью о воспитании в духе Православной Церкви подрастающих поколений. Особенная его внимательность и самая нежная заботливость и отеческая попечительность направлены были на духовно-учебные заведения. Отношения его к духовенству были всегда в полном смысле слова пастырские. Справедливость и настойчивость соединялись в этих отношениях с пастырской любовью и милосердием. Во всех своих отношениях к подчиненному духовенству архиепископ Алексий проявлял ясное и верное понимание всех сторон жизни духовенства и уменье выбирать и отличать работоспособных людей. За время своего архипастырского служения архиепископ Алексий дважды в 1908 и 1913 годах вызывался в С.-Петербург для участия в делах высшего церковного управления.

Среди трудов и забот сначала по управлению Академией, а затем по управлению епархиями, Преосвященный Алексий находил время и для своих ученых занятий, печатая статьи по разным богословским вопросам в «Православном Собеседнике», в «Известиях по Казанской епархии», в «Руководстве для сельских пастырей», в журнале «Деятель» и др.

Труды:

«Св.Киприан Карфагенский и его учение о Церкви».

(Магистерская диссертация). Казань 1888 г., НЭС т.II, стр.II, «Прав.Собес.» 1888 г., февраль-декабрь.

О необходимости религиозного знания.

«Прав.Собес.» 1888, ноябрь, стр.385–396.

Слово на день Архистратига Божия Михаила и прочих сил бесплотных.

«Изв.Казан.епарх.» 1888, № 24, стр.557–564.

Поучение в Неделю Крестопоклонную.

«Изв.Казан.епарх.» 1889. № 7. стр.144–148.

Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

«Изв.Казан.епарх.» 1889. № 9. стр.211–218.

Значение христианского храма в деле воспитания и образования юношества.

Казань, 1891. НЭС, т.II, стр.II.

Поучение на 6 декабря перед кружечным сбором пожертвований в пользу школ.

«Изв.Казан.епарх.» 1892, № 22, стр.650–654.

Христианский взгляд на бедствия и несчастия жизни.

Казань, 1891·

Возможен ли истинно-христианский прогресс вне церкви.

Казань, 1893, НЭС, т.II, стр.II.

Слово в Неделю Православия о прогрессе веры.

«Изв.Казан.епарх.» 1893, № 4, стр.147–154.

Слово, сказанное 19 окт.1899 г. Нравственные условия материального благосостояния людей.

«Изв.Казан.епарх.» 1899. № 23, стр.1029–1033.

Сила пастырского влияния.

«Прав.Собес.» 1900, дек., стр.596–598.

Мысли и думы о прощании с XIX веком. Поучение, сказанное 31 декабря 1900 г. за литургией в Спасском монастыре.

«Прав.Собес.» 1901, январь, стр.I.

Увещание по поводу бывших студенческих волнений и беспорядков. «Прав.Собес.» 1901, май, стр.623–629·

Приветствие студентам по случаю начала нового учебного года. «Прав.Собес.» 1901, октябрь, стр.582–585·

Речь, сказанная 8 января 1902 г. дворянам Казанской губернии перед дворянскими выборами.

«Прав.Собес.» 1902, февраль, стр. 236–240.

Задачи питомцев духовной школы. Из поучения, сказанного 27 января 1902 г. в церкви Казанской духовной семинарии.

«Изв.Казан.епарх.» 1902, № 4, стр.149–153.

Поучение на день Рождество Господа нашего Иисуса Христа.

«Изв.Казан.епарх.» 1902, № I, стр.4–9·

Речь при пострижении в монашество Арсения Смоленца.

«Прав.Собес.» 1902, апрель, стр.602.

Речь при прощании с почившим профессором Волковым.

«Прав.Собес.» 1902, май, стр.728–729·

Поучение, сказанное в кафедральном соборе по случаю сбора пожертвований на казанских погорельцев 16 июня 1902 года.

«Изв.Казан.епарх.» 1902, № 13, стр.587–589·

Крещение черемис-язычников в селе Мушерни Казанской епарх. «Изв.Казан.епарх.» 1902, № 16, стр.726–733.

Речь, сказанная перед собранием народных учителей и учитель­ниц Казанского и Царево-Кокшайского уездов 29 авг.1902 г.

«Изв.Казан.епарх.» 1902, № 18, стр.808–811.

Поучение, сказанное 15 сент.I1902 г. в 4–х классном городском училище перед началом занятий в мужской воскресной школе.

«Изв.Казан.епарх.» 1902, № 19, стр.852–853.

Надгробная речь при отпевании Петра Михайловича Украинского. «Изв.Казан.епарх.» 1903, № I, стр.25–26.

«Св.Киприан Карфагенский, как поборник учения о единстве Церкви».

«Правое·Собес.», 1903, № 3.

Поучение, сказанное в Казанском кафедральном соборе 4 февраля 1903 года в день 35-летия священства Высокопреосвященнейшего Архиепископа Казанского Арсения.

«Изв.Казан.Епарх.» 1903, № 4, стр.114–118.

Поучение, сказанное Преосв.Алексием при освящении храма в окружной лечебнице.

«Изв.Казан.епарх.» 1903, № 5, стр.170–172.

Речь перед защитой диссертации: «св.Киприан Карфагенский и его учение о Церкви»·

«Изв.Казан.епарх» 1903, № 5, стр.339–354.

Приветственная речь новоприбывшему архиепископу Димитрию. «Изв.Казан.епарх.» 1903, № 6, стр.198–199·

Речь над могилою Павла Ивановича Ложкина.

«Изв.Казан.епарх.» 1903, № 9, стр.357–359·

О новом пути. Речь на молебне перед началом занятий в Казан­ской духовной академии в 1903/1904 учебном году. «Изв.Казан.епарх.» 1903, № 20, стр.605–612.

«Прав.Собес.» 1905, январь, стр.205·

Речь к окончившим курс студентам академии. Сказана при прощании со студентами 44 курса Казанской академии I.У.1903 г. «Изв.Казан.епарх.» 1903, № 24, стр.837–839·

Жизнь без Бога. Казань, 1904.

Первозванные кандидаты священства. Казань, 1904. «Изв.Казан.епарх.» 1904, № 17, стр.544–557·

«Прав.Собес.» 1905, июль-август, стр.II.

Слово при проводах сестер милосердия на Дальний Восток. «Изв.Казан.епарх.» 1904, № 7, стр.196–198.

Речь новопосвященному архимандриту Феодору (Поздеевскому). «Изв.Казан.епарх.» 1904, № 9, стр.295–297·

Речь при прощании с преосв.Иоанном еп.Полтавским и Переяславским·

«Изв.Казан.епарх.» 1904, № 9, стр.297–299·

Речь, сказанная 25 февраля на молебне по случаю открытия земской школы сестер милосердия и сиделок.

«Изв.Казан.епарх.» 1904, № 10, стр.324–325·

Слово, сказанное в Казанском кафедральном соборе 4 апреля, в Неделю Антипасхии, после панихиды по вице-адмирале С.О.Макарове.

«Изв.Казан.епарх.» 1904, № 15, стр.455–456.

Речь, сказанная 23 мая 1904 года в Казанском Епархиальном женском училище к окончившим курс учения.

«Изв.Казан.епарх.» 1904, № 21, стр.665–667·

Речь, сказанная слушателям Казанских Миссионерских курсов после молебна перед началом занятий.

«Изв.Казан.епарх.» 1904, № 37, стр.1254–1261.

Речь, сказанная при открытии в г.Казани Речного училища 22 октября 1904 года.

«Изв.Казан.епарх.» 1904, № 42, стр.1422–1425·

К вопросу об упадке церковной проповеди.

«Изв.Казан.епарх.» 1904, № 47, стр.1565–1570.

Высота и важность пастырского служения.

«Изв.Казан.епарх.» 1904, № 48, стр.1597–1604.

Христианский пастырь у вифлеемских яслей.

«Прав.Собес.» 1905. январь, стр.18.

Церковно-библейский образ женщины-христианки и действительность.

Казань 1904 год.

«Прав.Собес.» 1905. январь, стр.205·

«Изв.Казан.епарх.» 1904, № 4, стр.103–110.

Слабое ли существо женщина.

«Прав.Собес.» 1905. июль-август, стр.42.

Современные отцы и дети.

«Прав.Собес.» 1905. июль-август, стр.41

Память смертная. Из поучения, сказанного во Владимирском соборе 7-го февраля 1904 года.

«Изв.Казан.епарх.» 1904, № 8, стр.233–236.

«Прав.Собес.» 1905. июль-август, стр.41.

Бесплодная смоковница. Из поучения, сказанного в полночь на 1904 новый год.

«Изв.Казан.епарх.» 1904, № 2, стр.31–33.

«Правосл.Собес.» 1905. июль-август, стр.41.

Безблагодатная жизнь. Из поучения на день Богоявления. «Изв.Казан.епарх.» 1904, № 7. стр.208–212.

«Правосл.Собес.» 1905. июль-август, стр.41.

Поучение, сказанное в Бердянском соборе 6 декабря 1907 года в день освящения и открытия памятника гос.императору Александру II.

«Приб. к «ЦВ» 1907. № 51–52. стр.2291–2294.

Поучение Преосвященного Таврического Алексия.

«Приб.к «ЦВ» 1907. № 51–52. стр.2291–2294.

Поучение, произнесенное 30.I в храме Псковской Духовной семинарии.

«Приб. к «ЦВ» 1911, № 10, стр.411.

Поучение, произнесенное 26.V.1911 г. в Святогорском монастыре пред панихидой по А.С.Пушкине, в день открытия Пушкинской колонии. «Приб. к «ЦВ» 1911, № 25, стр.1055·

Речь, произнесенная окончившим курс учения воспитанникам Псковской Духовной семинарии 15.VI.1911 года.

«Приб. к «ЦВ» 1911, № 28, стр.1199·

Тайна преподобной жизни.

«Приб.к «ЦВ» 1911, № 51–52, стр.2234.

Слово, сказанное в день IOO-летнего юбилея Отечественной войны 26.VIII.1912 года.

«Приб. к «ЦВ» 1912, № 35, стр.1385.

Слово над гробом почившего Экзарха Грузии архп.Иннокентия. «Приб. к «ЦВ» 1913, № 39, стр.1765.

«Прав.Собес.» 1918, стр.447–449·

Публичные богословские чтения. Тобольск, 1912 год.

Хула на Духа Святого.

«Прав.Собес.» 1913, апрель, стр.535–549·

Сын Божий и Церковь Христова.

«Прав.Собес.» 1913, октябрь, стр.450–459·

О нравственных условиях научного образования.

«Приб. к «ЦВ» 1914. № II, стр.577·

Антихрист. Москва, 1914 год.

Отзывы его:

Отзыв епископа Алексия и профессоров Гусева, Терновского и Царевского о сочинениях заслуженного профессора протоиерея Евфимия Малова.

«Прав.Собес.» 1904, июнь, стр.I, приложение 4-е.

Литература:

«Церк.Вед.» 1900, № 33, стр.302.

-«- 1905, № 14, стр.100.

-»- 1908, № 38, стр.291·

-«- 1910, № 46, стр.427.

1912, № 17, стр.101.

-»- 1913, № 41, стр.485.

«Приб.к «ЦВ» 1900, № 40, стр.1609–1611.

-«- 1905, № 14, стр.609.

-»- 1907, № 51–52, стр.2291–2294.

-«- 1912, № 17, стр.716.

-»- 1913, № 41, стр.1861.

-«- 1914, № 21, стр.972.

«Богосл.Вестн» 1910, февраль.

«Прав.Собес.» 1900, сентябрь, стр.296.

-»- 1900, октябрь, стр.437–455.

-«- 1900, декабрь, стр.596–598.

-»- 1901, январь, стр.I.

«Прав.Собес.»

1901

март, стр·377–380·

-«-

1901

апрель, стр.603.

-»-

1901

май, стр.623–629·

-«-

1901

октябрь, стр.582–585·

_ -»-__

1902

февраль, стр.236–240.

_ -«-_

1902

март, стр.81.

__-»-

1905

январь, стр.18, 205

-«-_

1905

май,стр.121–125,169,729

-»-

1905

июль-август, стр.37, 41, 42.

_-«-

1907

январь, стр.8.

-»-

1907

октябрь, стр.62, 68.

_-«-_

1909

март, стр.I.

-»-

1913

апрель, стр.535–549·

_-«-

1913

октябрь, стр.447–449, 450–459·

-»-

1913

декабрь, стр.835

-«-

1914

февраль.

_-»-_

1914

июль-август, стр.150.

_-«-

1914

ноябрь, стр.8, 12–13.

«Русск.Паломн.»

1912 № 25, стр.381.

-»-

1913 № 43, стр.687·

_-«-

1914 № 27, стр.432, 436.

-»-

1916 № 37, стр.514.

«Церк.Вести.»

1908 № 12, стр.874.

«Симбирск.епарх.Ве»

1900

№ 18, стр.33I.

Булгаков, стр.1401, 1410, 1414.

БЭС т.I, стб.121·

-«- т.II, стб.1936, 2168.

БЭЛ, т.VII, стб.728.

НЭС т.II, стб.II.

НЭС т.ХХVII, стб.7 и дополн. т., стр.79.

«Изв. Каз. епарх» 1888, №21, стр. 449.

-»- 1899, №, стр. 804.

-«- 1900, №, стр. 773–778.

-»- 1902, №9, стр. 386.

-«- 1902, №22, стр. 1006–1016.

-»- 1903, №2, стр. 138.

-«- 1903, №17, стр. 3.

-»- 1903, №4, стр. 294.

-«- 1905, №17, стр. 473.

-»- 1908, отчет попечительства 1907, стр. 4.

-«- 1910, №7–8, стр. 22.

-»- 1912, №16, стр. 523.

-«- 1912, №17, стр. 558.

-»- 1913, №39, стр. 1166–1168.

-"- 1914, №21 стр. 629.

«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк. Иерархии на

1903 г., стр.46.

1905 г., стр.68.

1906 г., стр.186.

1910 г., стр.178.

«Русск.Инок», 1911, вып.45–46, стр.79–80.

«Красный архив», 1928, т.26, стр.12.

Заметки и дополнения Е.М. № 17·


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с.

Комментарии для сайта Cackle