Филарет, епископ Рижский и Митавский (Филаретов Михаил)

Родился в 1824 году в селе Боршове Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье диакона (впоследствии священника). После домашнего воспитания и образования в духовном училище поступил в Воронежскую духовную семинарию. Незадолго до окончания семинарии стали проявляться его удивительные умственные способности, а до того времени он был отстающим учеником.

В 1847 году, как первый воспитанник семинарии, он был послан в Киевскую духовную академию для завершения образования.

29 сентября 1851 года окончил курс Киевской академии и оставлен при ней учителем.

13 ноября 1851 года пострижен в монашество.

20 ноября 1851 года рукоположен во иеродиакона.

21 ноября 1851 года рукоположен во иеромонаха.

7 сентября 1852 года удостоен степени магистра и назначен бакалавром академии.

25 сентября 1853 года ему поручена должность инспектора академии.

28 сентября 1853 года возведён в звание соборного иеромонаха.

3 октября 1856 года определён членом внутреннего правления академии.

13 апреля 1857 года возведён в сан архимандрита.

7 мая 1857 года утверждён в звании члена академической конференции и временно исполнял должность инспектора академии.

27 января 1858 года назначен инспектором Казанской академии с занятием кафедры нравственного богословия.

4 декабря 1859 года снова переведён в Киев и назначен ректором Киевской семинарии, настоятелем Пустынно-Николаевского монастыря.

9 мая 1860 года утверждён действительным членом академической конференции и окружного академического правления.

8 июля 1860 года назначен членом Киевской духовной консистории и местного духовного цензурного комитета.

6 октября того же года назначен ректором и профессором богословских наук Киевской академии и настоятелем Киево-Братского монастыря.

28 июля 1874 года хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии.

С 31 декабря 1877 года – епископ Рижский и Митавский.

Скончался 23 февраля 1882 года.

Тяжёлая жизнь преосвященного Филарета закончилась преждевременной кончиной от разрыва сердца, на 58-м году жизни.

Личность преосвященного Филарета незаурядна. Его продолжительное служение в одном из высших и старейших рассадников духовного образования было весьма плодотворно для Киевской академии. Будучи поставлен на пост ректора ещё при действии старого устава (1808–1814), он явился достойным вождём академии на пути преобразования по уставу 1869 года.

Избрав для преподавания свою любимую науку – Священное Писание, он преподавал этот предмет с полным знанием дела и с замечательным искусством до самого выхода своего из академии. Как профессор он обладал таким широким и глубоким знанием предмета, что его слово с кафедры всегда было последним словом науки и при его живой речи (он говорил, а не читал лекции) представляло большой интерес для слушателей.

Как администратор он был человеком инициативным, отличался гибким умом, обладал твёрдой волей и несокрушимой энергией, а вместе с тем и замечательным тактом. Протоиерей Феодор Титов писал: «Если есть нечто в стенах нашей Академии, что своим немым присутствием постоянно напоминает и будет напоминать нам о виновнике своего существования, преосвященном Филарете, – это церковно-археологический музей и картинная галерея Конгрегационного зала. Почти из ничего, единственно благодаря своей энергии и любви к науке, преосвященный Филарет создал то учебно-воспитательное учреждение, которое существует и поныне и приносит весьма большую пользу церковно-археологической науке. Преосвященный Филарет сам сделал весьма ценный вклад в музей – знаменитую Сорокинскую коллекцию древних икон, приобретённую им за 12.000 рублей.

Научно-литературные работы Филарета стяжали ему славу истинного учёного. Преосвященный Филарет известен как автор статьи «Песни степеней» и исследования «О происхождении книги Иова» и «О книге Экклезиаст». Кроме того, преосвященный Филарет известен как переводчик с немецкого обширного курса нравственного богословия Де-Ветте, сохранившегося в рукописи, и как редактор двух периодических изданий – «Воскресного чтения» и «Трудов Киевской Духовной Академии».

С возведением в архиерейский сан началась для Филарета тяжёлая пора, особенно во время служения на Рижской кафедре. Большими трудностями сопровождалось служение архиерея в латышском крае. Однако Филарет активно участвовал в жизни своей паствы, и его участие имело важное значение в движении латышей к Православию. При деятельном участии преосвященного Филарета в Риге строился Рождественский собор, но владыка не дожил до его завершения.

Одно из писем епископа Филарета, напечатанное в «Трудах Киевской духовной академии», рисует жуткую картину жизни русского архиерея в Латвии. Жить и властвовать в крае, наводнённом нахальными инородцами и иноверцами, было истинным наказанием. Филарет сравнивал немцев, населявших край, по их подлости и наглости наступления на русскую культуру, с грибком, называемым губкой, «Построилось новое здание, на следующий год ест его губка, на третий здание никуда не гоже. Против этого врага средств нет, как и против немцев». Однако тормозили деятельность русского архиерея не только немцы, но и крайняя русская партия. Превратно истолковывая действия епископа, они даже командировали специальную депутацию к обер-прокурору К.П. Победоносцеву. Мало этого, они пошли к графу Н.П. Игнатьеву с жалобой, что архиерей держит сторону немцев. «Да что же, преосвященного Бисмарк подкупил, что ли?» – нашёлся только спросить граф Игнатьев.

В результате всего этого жизнь была так «сладка» Филарету, что он писал: «На архиерейство в Ригу можно посылать только в наказание. Пусть меня в Сибирь сошлют или в захолустный монастырь на покой, лишь бы взяли отсюда...»

Несмотря на все эти трудности, Филарет производил на всех приятное впечатление, вёл себя очень просто, отличался большим умом и глубоким познанием человеческого сердца.

Однажды преосвященный Филарет высказал своё мнение об аскетизме: «Аскетичество есть духовное воспитание себя. Вот почему аскеты так снисходительны на исповеди к грехам других, – потому что они знают, что значит воспитать себя».

Труды:

Слово «О движении духа науки вместе с жизнью» // Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1869.

Речь при погребении Киевского митрополита Филарета // Воскресное чтение. 1857–1858, ч. 21.

Речь при погребении Киевского митрополита Арсения // Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1876.

Песни степеней // Воскресное чтение. 1856–57. № 41, 52.

О происхождение книги Иова. Киев. 1872, а также // Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917, 1872, № 3, 5, 8, 9.

О книге Екклезиаст // Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1874, № 10; 1875, № 4, 5.

Литература:

Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период её существования (1842–1870); в 3 т. Казань. 1891–1892, т. 1, стр. 183–190; т. 2, стр. 272–274; т. 3, стр. 207–210.

Корольков И.Н. Преосвященный Филарет, епископ Рижский, как ректор Киевской духовной академии. Киев. 1882.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. М. 1832–1891; 1882, стр. 457.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1403, 1410.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 300.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, № 432.

Памяти преосвященного епископа Филарета Филаретова, бывшего ректора Киевской духовной академии. Киев. 1912.

Поминки по преосвященном Филарете, епископе Рижском, в Кишиневской духовной семинарии // Кишиневские епархиальные ведомости. 1882.

Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1875. Кн. 3.

Православный собеседник. Казань. 1875, май июль.

Православный собеседник. Казань. 1900, ноябрь, стр. 480.

Исторический вестник. СПб., 1884, февраль, стр. 344.

Исторический вестник. СПб., 1886, апрель, стр. 160.

Исторический вестник. СПб., 1887, декабрь, стр. 7.

Исторический вестник. СПб., 1915, август, стр. 631.

Христианское чтение. СПб., 1874, июль-сентябрь, стр. 887–890.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1870, август, стр. 30, 32; сентябрь, стр. 20, 24, 30, 42; октябрь, стр. 39. 43; декабрь, стр. 20, 25.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1872, сентябрь, стр. 12; октябрь, стр. 66; ноябрь, стр. 45, 16, 22; декабрь, стр. 11. 1873, февраль, стр. 47, 50, 53, 76, 98, 112, 138; март, стр. 148, 172–187, 206–208; апрель, стр. 226–228, 235–236; май, стр. 238; июль, стр. 292, 324; август, стр. 350.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1874, январь, стр. 12, 13–14, 34–35; февраль, стр. 61–62, 74; март, стр. 99–100, 108, 129, 132–134, 167–169; апрель, стр. 188–189, 195, 228; июнь, стр. 240, 258, 269, 284; июль, стр. 305–306; август, стр. 178–179; сентябрь, стр. 518–521.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1875, май, стр. 163; июнь, стр. 196–197.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1876, август, стр. 238–240, 243, 251, 259–260, 271–273, 326–327.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1877, март, стр. 634, 640–641, 653; июль, стр. 154; август. С, 214, 226, 230–231, 237–238, 253; сентябрь, стр. 257, 262–265, 269, 285, 310–315.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1878, апрель, стр. 65–66; май. С. 110: июнь, стр. 154155,160.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1879, февраль, стр. 255256, 276.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1881. июнь, стр. 252.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1882, май, стр. 5873; июнь.С. 208–209; декабрь, стр. 196.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1885, июнь, стр. 435–459.

Русская старина. СПб., 1910. август, стр. 290–340.

Православное обозрение. М. 1864, май, стр. 20–21.

Православное обозрение. М. 1876, т. 2, май-август, стр. 382–383.

Православное обозрение. М. 1878, т. 3, сентябрь–декабрь, стр. 409.

Православное обозрение. М. 1882, март, стр. 606–608.

Православное обозрение. М. 1886, т. 2, май-август, стр. 417–475.

Известия по Казанской епархии. 1878, № 3, стр. 57.

Известия по Казанской епархии. 1884, №4, стр. 125.

Русский архив. М. 1895. Кн. 1, № 4, стр. 424, 429, кн. 2, № 5, стр. 61.

Казем Бек А. Рижский кафедральный собор // Журнал Московской Патриархии. М. 1959. № 11, стр. 43.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 17, 77.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. СПб., 1900–1911, т. 10, стр. 621–622.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. СПб., б. г., т. 2, стр. 1955, 2233, 2234.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 35 (кн. 70), стр. 740.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 21, стр. 104, 105.

Титов Ф.. протоиерей. Императорская Киевская духовная академия 1615–1915. Киев. 2003, стр. 517–518.

Комментарии для сайта Cackle