Филарет, патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев Фёдор Никитич)

Родился около 1554–1555 годов в боярской семье Романовых. Фёдор Никитич Романов был двоюродным братом (по материнской линии) царя Фёдора Иоанновича. Получил прекрасное для своего времени образование. В Разрядных книгах впервые упоминается под 1585 годом. С 1586 года начал службу в качестве наместника Нижегородского, а затем и Псковского. Выполнил ряд дипломатических поручений. Был участником Земского Собора 1598 года, на котором был избран на царство Борис Годунов.

Ясный ум и открытый сердечный нрав сделали Фёдора Никитича популярным в народе, его прочили в преемники бездетному царю Феодору Иоанновичу. В конце 1600 начале 1601 года Фёдор Никитич подвергся опале. Борис Годунов, достигнув царской власти и опасаясь, чтобы она не перешла из его рук кому-либо из братьев Романовых, как ближайших родственников Царя, нашёл предлог разослать их в заточения. Старший брат Фёдор сослан был в Антониев Сийский монастырь и насильно пострижен в монашество с именем Филарет. В монастыре сначала содержали его под строгим присмотром, не пускали даже в церковь, и к нему никого не допускали. Потом царь Борис смягчился к Филарету, позволил ему ходить в церковь, велел посвятить его в иеромонаха и сделать даже архимандритом Сийского монастыря.

Лжедмитрий I, заняв Московский престол и выдавая себя за истинного сына царя Ивана Грозного (царевича Димитрия), спешил вызволить из заточения и осыпать милостынями своих мнимых родственников, в том числе и братьев Романовых, и предложил архимандриту Филарету сан митрополита на Ростовской кафедре. В это время Ростовскую кафедру занимал митрополит Кирилл (Завидов; † 1619), которому Лжедмитрий I приказал удалиться на покой в Троице-Сергиеву лавру, где он раньше был архимандритом.

В мае 1606 года Филарет хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита.

В мае 1606 года был убит Лжедмитрий I. 1 июня 1606 года царём был избран Василий Иванович Шуйский, который отправил в Углич митрополита Филарета за останками царевича Димитрия, чтобы развеять миф о спасшемся царевиче. 3–6 июня 1606 года святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в Кремлевский собор во имя Архистратига Михаила.

В июне 1608 года полчища нового самозванца Лжедмитрия II (он выдавал себя за погибшего в Москве царя Лжедмитрия I) подошли к Москве и разместились в селе Тушине, которое он обратил для себя как бы в столицу. Проживая в Тушине и не имея сил овладеть Москвою, тушинский вор и царик, как его называли, посылал свои отряды в разные другие места, чтобы покорять их своей власти. Пастыри Церкви везде убеждали народ сохранять верность присяге, данной законному государю, и немного осталось таких священников, которые бы не пострадали за свою ревность. Когда один из отрядов Яна Петра Сапеги вместе с переяславльскими изменниками приблизился к Ростову (11 октября 1608 года) и жители города бежали в Ярославль, митрополит Ростовский Филарет с немногими усердными воинами и гражданами затворился в соборной церкви и, готовясь к смерти, причастился сам Святых Христовых Тайн и велел священникам исповедать и причастить всех прочих. Двери церковные не выдержали напора врагов, началась резня. Митрополита Филарета схватили, сняли с него святительские одежды и босого, в одной свитке, повели в Тушино, подвергая его на пути разным поруганиям. В Тушине судьба пленника изменилась. Лжедмитрий II, считая себя сыном царя Ивана Грозного, захотел встретить своего мнимого родственника со знаками уважения, вновь облёк его в святительские одежды и даже повелел ему быть «наречённым» патриархом Московским и всея Руси. Оказав столько почестей митрополиту Филарету, самозванец не доверял ему и окружил его стражами, которые наблюдали за каждым его действием.

В это время в России кроме самозванца действовал и другой враг Польский король Сигизмунд III. В сентябре 1609 года король приступил со своим войском к Смоленску, объявив в своём манифесте, что идёт спасти Россию от её врагов, прекратить в ней междоусобия и кровопролитие, водворить порядок и тишину и что об этом его просили сами русские тайными письмами. В декабре послы Сигизмунда из-под Смоленска приходили в Тушино и, между прочим, предлагали находившимся здесь москвитянам и наречённому патриарху Филарету, что если они пожелают перейти под власть короля, то король примет их с большой заботливостью, сохранит их веру, права, обычаи церковные и судебные. Филарет и прочие московские люди поверили обещаниям и чрез своих послов, во главе которых находился известный приверженец самозванцев Михаил Салтыков, объявили королю (27 января 1610 года), что желают иметь государем в Москве сына его Владислава, но при условии, если ненарушимо будут сохранены их православная вера, права и вольности народные. Король прислал наречённому патриарху Филарету грамоту (в феврале 1610 года), в которой, соглашаясь дать сына своего, королевича Владислава, государем в Москву, удостоверял, что веры греческого закона не нарушит ни в чём. После бегства Лжедмитрия II в Калугу воинский стан в Тушине (5 марта) был зажжён самими поляками и оставлен всеми, а Филарет, которого поляки взяли было в плен и повели с собою «с великою крепостию», на пути был освобождён русскими ратниками и прибыл в Москву.

Когда по низвержении Василия Ивановича Шуйского (17 июля 1610 года) в Москве начали рассуждать, кого избрать в государи, польский гетман Станислав Жолкевский, стоявший с войском в Можайске, настоятельно требовал, чтобы Москва признала своим царём Владислава, и прислал (31 июля) договор, заключённый Сигизмундом с Михаилом Салтыковым и другими русскими послами, приходившими под Смоленск из Тушина. Первый боярин князь Фёдор Иванович Мстиславский и другие бояре, представлявшие в это время правительство, действительно согласились избрать Владислава и объявили о том всенародно. Патриарх Гермоген († 1612; память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая, 5/18 октября) сильно противился, настаивая, чтобы избран был православный царь из русских, и указывал двух кандидатов – князя Василия Голицына и четырнадцатилетнего Михаила Фёдоровича Романова, сына митрополита Филарета. Сам митрополит Филарет выезжал на Лобное место и говорил народу: «Не прельщайтесь, мне самому подлинно известно королевское злое умышление над Московским государством, хочет он им с сыном завладеть и нашу истинную христианскую веру разорить, а свою латинскую утвердить». Но командующий польскими войсками гетман Станислав Жолкевский дал присягу за отсутствовавшего 15-летнего Владислава. Бояре заключили договор с гетманом Жолкевским, приняв за основание те условия, которые поставлены были самим королём под Смоленском с Салтыковым и его товарищами. В сентябре правительство впустило в Москву польские войска.

В сентябре 1610 года митрополит Филарет возглавил «великое посольство» под осаждённый Смоленск, которое должно было окончательно закрепить статьи августовского договора. В ходе переговоров митрополит Филарет отказался санкционировать условия договора, в результате чего в апреле 1611 года он был арестован и отправлен в Польшу.

С октября 1610 года вся реальная власть сосредоточилась в руках военных руководителей польского гарнизона и группы «тушинских» изменников, перешедших ещё в феврале на службу к королю Сигизмунду III.

13 апреля 1611 года митрополит Филарет из-под Смоленска был вывезен в Польшу и там заключён в Мариенбургскую крепость.

21 февраля 1613 года, в Неделю Православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.

2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол. Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его на престол было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. С этой целью ещё в 1613 году все представители Русской земли, Земский Собор писали Польскому королю Сигизмунду, предлагая прекратить войну и разменяться пленными. В 1614 году такую же грамоту послали московские бояре в ответ польским и литовским панам, изъявившим согласие начать переговоры. К митрополиту Филарету написал и сам государь и послал к нему игумена Московского Сретенского монастыря Ефрема, который и оставался при нём до конца плена. В 1615 году переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели; потом не раз возобновлялись, пока продолжалась война, но также не имели успеха, и только к концу 1618 года (1 декабря) окончились заключением Деулинского перемирия между Россией и Польшей на четырнадцать лет и шесть месяцев. Размен пленных, при котором был освобождён и митрополит Филарет, последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену восемь лет, полтора месяца и два дня. Этот продолжительный плен, соединённый с тяжкими лишениями для владыки Филарета, чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России: на него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и за православную веру.

14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала: во всех церквах и монастырях пелись благодарственные молебны со звоном. Царь велел освободить узников из темниц, заложил в Москве церковь во имя пророка Елисея, празднуемого 14 июня.

24 июня 1619 года совершилось поставление митрополита Филарета в патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление в патриарший сан Филарет принял в Успенском соборе от Иерусалимского патриарха Феофана (прибывшего в Россию ради милостыни) и прочих русских иерархов.

Как отец юного царя и человек государственного ума и политической опытности, он стал первенствующим в направлении государственных дел и придворных отношений. Пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны все государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей его трудами государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе патриарха Филарета была произведена перепись населения. Это был очень важный шаг, так как подати собирались с народа по старым писцовым книгам несправедливо, отчего, как писал патриарх, «одним теперь легко, а другим тяжело, и всем людям из Московского государства скорбь конечная».

В делах церковных он всячески поддерживал чистоту Православия. С восшествием на патриарший престол Филарета возобновилось исправление богослужебных книг. По его благословению был исправлен и напечатан несколько раз Требник и Служебник, кроме того, Минеи, Октоих, Шестоднев, Псалтирь, Апостол, Часослов, Триодь Цветная и Постная, Евангелие напрестольное и учительное. Патриарх Филарет сознавал, что для исправления книг нужна была подготовка, и прежде всего знание греческого языка. В связи с этим он учредил в Москве греко-латинское училище при Чудовом монастыре и назначил его руководителем греческого иеромонаха Арсения, который и занялся тщательным исправлением книг. При патриархе Филарете было напечатано больше книг, чем вышло за все периоды от начала создания типографии. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось печатание их, без прибыли, а в Сибирь – бесплатно. По благословению патриарха Филарета были возобновлены и вновь отстроены многие монастыри. Он был милостив к духовенству, щедр для нищей братии, заботился о благолепном праздновании церковных торжеств и порядке в службе. При нём составлен целый устав о трезвонах, за выполнением которого он строго следил.

Устрояя церкви Божии в земле Московской, патриарх Филарет не забывал и далёкую Сибирь. Там была учреждена архиепископская кафедра в городе Тобольске. В 1620 году патриарх созвал Собор, на котором был избран на кафедру Тобольского архиепископа архимандрит Новгородского Хутынского монастыря Киприан (Старорусенков; † 1634). Патриарх наказывал ему озаботиться исправлением нравов русских поселенцев Сибири и обращать ко Христу племена инородцев.

При патриархе Филарете возобновились сношения Руси с восточными патриархами и в Москву стали охотно приезжать их представители.

Выдающимся событием для Русской Церкви в патриаршество Филарета было принесение из Персии Ризы Господней и установление празднования ей. В феврале 1625 года прибыли в Москву персидские послы, а в марте, представляясь царю и патриарху, поднесли Филарету золотой ковчег, украшенный камнями и бирюзой, говоря: «Государь, Аббас-шах прислал к тебе, великому святителю, ковчег золот, а в нем Великого и Славного Иисуса Христа срачица». Патриарх принял ковчег с благодарностью. После долгих испытаний о том, действительно ли это Риза Господня, патриарх собрал Собор, после которого торжественно было объявлено синклиту и народу о Ризе Господней, и она положена в «медной каморе», устроенной патриархом Филаретом. В 1626 году по благословению патриарха митрополит Киприан (Старорусенков) написал службу празднику на Положение честной Ризы Господней в Москве.

Патриарх Филарет не был сребролюбив и отличался чувством благодарности, жаловал всех, кто стоял твёрдо на службе государя в «безгосударное время».

Любил во всем порядок, был расчётлив, нерасточителен, скромен и прост в своих издержках менял верх на шубе, отдавал старые сапоги в починку, с необыкновенной предосторожностью отдавал чистить и мыть свой единственный белый шёлковый вязаный клобук с шитым золотом и серебром херувимом.

Ему постоянно покупали к столу на рынке «хлеб да калачик на 4 или на 3 деньги и на 2 деньги клюквы». Покупка оловянной да деревянной посуды, в свою очередь, свидетельствовала о простоте повседневных потребностей этого святителя.

Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года.

На каменной гробнице патриарха в Успенском соборе была сделана надпись: «1 октября, в последний час дня, преставися Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Фёдоровича всея России Самодержца, по плотскому рождению отец, а по духовному чину отец и богомолец. Великий Господин и Государь, Святейший Филарет, Божией милостью Патриарх Московский и всея России».

Труды:

Грамоты // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 2, стр. 136; т. 3, стр. 230, 319–320,

Поучение // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 4, стр. 12.

Об исправлении церковных книг // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 4, стр. 210–212.

Несколько поучительных грамот // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. Изд. 2. М. 1788–1791.

Литература:

Смирнов А.В. Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России. М. 1874, а также // Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1874.

Богословский М.С., протоиерей. Московская иерархия. Патриархи. М. 1895, стр. 1618.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 11, кн. 1, стр. 171.

Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 2, стр. 580 и далее.

Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. Изд. 2. М. 1837–1843, т. 12.

Четыркин Ф.В. Жизнеописания святейших патриархов Московских и всея России. СПб., 1893, стр. 30.

Глинский В.В. Россия под скипетром дома Романовых (по случаю 300-летия Романовых) // Исторический вестник. СПб., 1913, январь.

Орлов Ф. Легенда о митрополите Филарете в Варшаве 1614–1914 гг. (по поводу брошюры М.И. Устиновича «Митрополит Филарет и царь Василий Шуйский в плену»). Петроград, 1915.

Его же. Исконно-русское достояние в Варшаве и четвёртый раздел (1610–1612) (по поводу сооружения памятника-часовни патриарху Филарету в Варшаве). СПб., 1912.

Эдинг Б.Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. М. изд. Кнебель, (1914), стр. 20.

Толстой М.В. Древние святыни Ростова Великого. Изд. 2. М. 1860.

Снессорева С.И. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Изд. 3. СПб., 1909, стр. 211.

Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 11, 12.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей, – Киев, 1913, стр. 1405, 1418.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 14, 32, 183, 268, 398, 416, 424, 492, 638, 639, 802, 803.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М. 1852, стр. 98.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 220–221.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. СПб., 1899, стр. 644, 766, 631.

Бекетов П.П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. М. 1843, стр. 11, 12.

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 2, № 38 и 54.

Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией: в 12 т. СПб., 1846–1875, т. 2, № 76.

Всероссийский календарь / Изд. Сойкина. Пг., 1917, стр. 93–99.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 11, 24.

Исторический вестник. СПб., 1884, январь, стр. 23; декабрь, стр. 810.

Исторический вестник. СПб., 1885, октябрь, стр. 116.

Исторический вестник. СПб., 1886,январь, стр. 78.

Исторический вестник. СПб., 1887, май, стр. 259.

Исторический вестник. СПб., 1888, декабрь, стр. 116.

Исторический вестник. СПб., 1889, июль, стр. 212.

Исторический вестник. СПб., 1890, октябрь, стр. 190.

Исторический вестник. СПб., 1891, январь, стр. 214; июль, стр. 194.

Исторический вестник. СПб., 1894, июнь, стр. 768.

Исторический вестник. СПб., 1896, стр. 82.

Исторический вестник. СПб., 1900, январь, стр. 319, 323.

Исторический вестник. СПб., 1904, март, стр. 1178–1179; май, стр. 767–768.

Церковный вестник. СПб., 1891, № 7, стр. 104.

Православный собеседник. Казань. 1866, январь, стр. 37–38; апрель, стр. 311–321.

Православный собеседник. Казань. 1867, июнь, стр. 84, 123

Православный собеседник. Казань. 1907, март, стр. 367.

Русская старина. СПб., 1875, февраль, стр. 455; апрель, стр. 816, 819.

Русская старина. СПб.1879. апрель, стр. 733–734.

Русская старина. СПб.1888, февраль, стр. 394.

Русский паломник. 1888. № 35, стр. 413–415, 425–426.

Русский паломник. 1913. № 7, стр. 108–109; № 10, стр. 153.

Русский паломник. 1914, №3, стр. 45–47.

Скворцов Н., священник. Московский Кремль // Русский архив. М. 1893. Кн. 3, стр. 12, 24.

Из рукописи древлехранилища при Нижегородской семинарии // Русский архив. М. 1897. Кн. 3, стр. 153–154, 156.

Русский архив. М. 1901. Кн. 1, № 2, стр. 184, 187–189.

Русский архив. М. 1903. Кн. 1, № 3, стр. 419; кн. 2, № 5, стр. 92.

Русский архив. М. 1904. Кн. 1, № 1, стр. 107; № 2, стр. 287–288.

Русский архив. М. 1910. Кн. 3, № 11, стр. 338.

Журнал Московской Патриархии. М. 1944, № 9, стр. 13.

Журнал Московской Патриархии. М. 1945, № 6, стр. 68; № 10, стр. 5.

Журнал Московской Патриархии. М. 1954, № 5, стр. 33.

Журнал Московской Патриархии. М. 1957, № 12, стр. 36.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 2230–2231.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 21, стр. 94–103.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 35 (кн. 70), стр. 735–737.

Назаров В.Д. Филарет // Советская историческая энциклопедия. М. 1974, т. 15, стр. 76, 77.

Минея май. М. 1987, ч. 2, стр. 139.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. М. 1996, т. 6, стр. 79, 80, 94, 96, 98–102, 111, 126–128, 137, 244, 275–298.

Мысли русских патриархов от начала до наших дней, М. 1999, стр. 43–54.

Полознев Д.Ф. Русская Православная Церковь в XVII в. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М. 2000, стр. 81–85.

Солодкин Я.Г., Буланин Д.М. Филарет // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4, стр. 161–168.

Комментарии для сайта Cackle