Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский (Гумилевский Дмитрий Григорьевич)

Родился 23 октября 1805 года в селе Конобеево Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье священника Григория Афанасьевича Конобеевского. В момент его появления на свет с церковной колокольни в неурочное время раздался звон. Все бросились к колокольне узнать, кто и зачем звонит. Увидев там местного юродивого, народ спросил его: «Зачем ты это делаешь?» Тот ответил: «Рад Алёшка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь!»

Мальчика назвали Дмитрием в честь великомученика Димитрия Солунского. Первоначальное воспитание и образование получил он в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Особенное влияние оказала на него мать, Анастасия Васильевна, женщина благоразумная и благочестивая, а также тётя, девяностолетняя старица, которая обучала маленького Дмитрия церковному пению. Замечательные умственные способности Дмитрия обнаружились очень рано: «будучи пяти лет, он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти наизусть».

Дмитрий был небольшого роста, худенький, живой и резвый. Семи лет Дмитрий был отдан отцом в Вышенскую пустынь к учёному иеродиакону Никону, который был префектом Рязанской духовной семинарии. За два года Дмитрием были пройдены все предметы начального училищного курса. В девять лет он поступил в Шацкое духовное училище. Способности у Дмитрия были замечательные, память необыкновенная, острота слова и находчивость удивительные. Выросший в деревне, он с детства любил природу, цветы, пение, что накладывало свой отпечаток на характер будущего святителя. Любовь к пению сохранилась у него на всю жизнь, и уже будучи архиереем, несмотря на свою занятость, он часто присутствовал при спевках, у него был замечательный хор.

Одним из лучших учеников Дмитрий был и в Тамбовской духовной семинарии. Во время учёбы епископ Тамбовский Иона (Василевский; † 1849), приняв во внимание его малый рост и смирение, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский (humilis – низкий, смирный).

В годы обучения в училище во время каникул Дмитрий вместе с матерью и тётей посетили Саровскую пустынь и встретились с преподобным Серафимом. Посмотрев внимательно на мальчика, старец сказал: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится на всю Русь как учёный».

Двоюродному брату Дмитрия Никите старец Серафим сказал про Дмитрия ещё раньше, что «он будет солить, солить на всю Россию!» Когда позже старший брат Дмитрия Василий пришёл к преподобному Серафиму за благословением принять монашество, то старец сказал ему: «Это только твоему брату Бог дал талант каждый месяц по книжке из кармана вынимать, а ты ступай домой и живи, как укажет Бог».

Эти предсказания и некоторые другие случаи, имевшие место в его жизни, были восприняты им и его родителями как доказательство особого хранения его Промыслом Божиим. Отец Дмитрия задумал уступить своему сыну приход и настаивал на женитьбе, но Господь готовил ему другой путь. По окончании первого года обучения на богословском отделении Дмитрий стал сватать невесту, исполняя желание и волю отца. Но во время последних каникул, отдыхая в отцовском доме, он увидел необычный сон. Позже, вспоминая свой сон, со слезами радости он говорил: «Вижу я во сне пришедшего ко мне святителя, подобного Василию Великому, и он торжественно говорит мне: план твой и отца твоего разрушится, а исполнится над тобой то, что сказано тебе вперед архиереем Ионою. Возьми мои сочинения в Тамбовской семинарской библиотеке, в них увидишь мой образ, и читай оные на латинском и греческом языках. Сверх того, ходи каждый день к утрене в архидиаконскую церковь и становись перед образом святителя и чудотворца Димитрия Ростовского».

Кроме своего друга, Дмитрий никому этого сна не рассказывал, но сам с этого времени совершенно изменил образ жизни. Несмотря на неудовольствие и даже угрозы отца, он совершенно оставил мысль о женитьбе.

В 1826 году он поступил в Московскую духовную академию, где

19 августа 1829 года (по окончании академии) был пострижен в монашество. Митрополит Московский Филарет (Дроздов; † 1867, память 19 ноября/2 декабря), внимательно следивший за его учением, при пострижении дал ему имя своего небесного покровителя. За все 46 лет его начальствования это был единственный случай. Говорили, что Московский святитель готовил его себе в преемники. В отношении к юному иноку митрополит Филарет проявлял отеческую заботливость и вместе с тем исключительную строгость. Чувствовалось, что зоркий и мудрый правитель Церкви желал подготовить себе достойного преемника. Несомненно, школа мудрого иерарха имела великое влияние на Филарета. В академии называли юного учёного инока «Филаретик».

3 февраля 1830 года, по принятии иноческого чина, Филарет был рукоположен во иеродиакона.

29 июня 1830 года был рукоположен во иеромонаха.

Ещё будучи студентом академии, Филарет был определён библиотекарем академии, а по окончании академии оставлен при ней и

6 июня 1831 года занял кафедру церковной истории со званием профессора и причислен к собору иеромонахов Московского Донского монастыря, а также назначен цензором. Лекции молодого профессора слушались студентами с большим удовольствием. Они пленяли широтой кругозора, оригинальностью и изяществом изложения.

Ко всякому труду Филарет относился с живым интересом, с увлечением. Но с наибольшим одушевлением он относился к преподаванию истории Русской Церкви.

Трудолюбивый Филарет в числе своих недостатков считал леность. И это сетование на леность произносилось им в то время, как очевидцы его неустанной деятельности задавали себе вопрос, спал ли он когда-нибудь.

Только два года привелось иеромонаху Филарету читать церковную историю.

В 1832 году он занял кафедру Священного Писания.

В 1833 году, в связи с назначением на должность инспектора академии, перемещён на кафедру нравственного и пастырского богословия. Для кроткого и смиренного инока должность инспектора была нелегка. Надзор за молодыми людьми его возраста ставил его между двух огней: строгими мерами он мог раздражить студентов, снисходительность же могла навлечь неудовольствие начальства. А недремлющее око Московского митрополита Филарета бдительно следило за всем, что совершалось в академии.

27 января 1835 года отец Филарет был возведён в сан архимандрита.

14 декабря 1835 года назначен ректором Московской духовной академии.

Время ректорства архимандрита Филарета считается золотым временем академии. Всеми силами поощряя научную деятельность, архимандрит Филарет особенно строго следил за сочинениями студентов. Трудами отца Филарета был основан при академии журнал «Творения святых отцев в русском переводе» с «Прибавлениями», в которых печатались богословские и церковно-исторические статьи, трактаты и проповеди. Трудился архимандрит Филарет и над переводами на русский язык святоотеческих творений. К этому периоду его ученой деятельности относится перевод «Луга духовного» блаженного Иоанна Мосха. Составил он также Конспект по Догматическому богословию. Академическое правление поручило ему провести ревизии в Вифанской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Тамбовской и других семинариях.

9 марта 1837 года на него возложена обязанность настоятеля Московского Богоявленского монастыря.

В октябре 1841 года великий Московский святитель Филарет назначил своего любимца на Рижскую кафедру. Митрополиту была известна его пламенная любовь к Церкви, его покорность воле Божией, его смирение, глубокое понимание истин веры и всех заблуждений протестантства и, наконец, близкое знакомство его с немецкой богословской словесностью и немецким языком. Весть о новом назначении поразила архимандрита Филарета, как гром, так как он был сильно привязан к академии, к своему делу, к библиотеке. Чтение богословия доставило Филарету громкую известность. Едва он приехал в Санкт-Петербург для хиротонии, как ему высшие духовные иерархи предложили заняться составлением «Догматики» и выписать для этого из академии свои лекции. Когда же Филарет по своей скромности и опасливости стал отказываться, прибегли к посредничеству влиятельнейшего человека, обер-прокурора Святейшего Синода графа Н.А. Протасова.

21 декабря 1841 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга была совершена хиротония Филарета во епископа Рижского, викария Псковской епархии.

В июле 1842 года он отправился в Ригу.

С первой минуты, когда предстал он пред престолом Божиим в качестве служителя алтаря, и до самой смерти, на каждой литургии, начиная от Херувимской песни и до причащения, слезы текли из глаз его. Приняв же Агнца и читая молитву перед причастием, он всхлипывал. И приобщившись, долго не мог унять свои слёзы.

Владыка Филарет отличался необыкновенным трудолюбием. Достойно удивления, как в маленьком, тщедушном и болезненном на вид теле таилось столько кипучей энергии, работоспособности. Особенно много труда, забот и скорбей доставила ему Рижская епархия. Семь лет архиерейского служения в Риге – это семь лет скорбей и страданий, которые переносил он по своему величайшему смирению с полной благопокорностью. Условия его служения в Риге были очень трудны. В коренном населении, латышах и эстонцах, замечалась тяга к Православию и самобытной культуре – богослужению и преподаванию в школах на родном языке. Святитель всемерно поддерживал их стремление. Он переводил богослужебные книги на латышский язык, открывал церковноприходские школы, обратил в Православие множество лютеран – эстонцев и латышей. Работая один со своим письмоводителем, он не знал покоя ни днём, ни ночью, не знал времени обеда и чая. Просфора вот его ежедневный и завтрак, и обед, и ужин. Просфорой да чаем он только и питался. Кожаный диван, простой стол, на котором огромная кипа исписанной и белой бумаги, письменный прибор и на конце стола стакан чая – вот вся небогатая обстановка его комнаты. За время пребывания в Риге владыка Филарет открыл 63 прихода, устроил 20 церквей постоянных и 43 временных. Эта деятельность, шедшая вразрез с интересами местных немецких баронов и немецкой партии, желавшей «онемечить» край, вызывала с их стороны резкое противодействие. Они пытались парализовать деятельность архипастыря, не гнушаясь самыми грязными доносами. Неравная борьба, длившаяся семь лет, закончилась в 1848 году переводом владыки Филарета на Харьковскую кафедру.

И покинув Ригу, Филарет несказанно радовался успеху Православия в Литве, когда это дело было поставлено на подобающую высоту мудрой и опытной рукой митрополита Иосифа (Семашко; † 1868).

6 ноября 1848 года преосвященный Филарет был назначен на кафедру в Харьков. Свободное от епархиальных занятий время преосвященный Филарет посвящал учёным трудам. Ещё в Риге он начал писать «Историю Русской Церкви» и выпустил два тома своих проповедей. В Харькове владыка Филарет составил «Историко-статистическое описание Харьковской епархии», издал свои «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа», известный библиографический труд «Обзор русской духовной литературы с 862 по 1720 год», многие статьи и поучения.

«История Русской Церкви» преосвященного Филарета – едва ли не первый опыт в этой области. Как историк архиепископ Филарет имел предшественником лишь митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812). Существовали отдельные очень редкие монографии, но не было полной истории Русской Церкви. Владыка Филарет первый взял на себя обширный труд – начертать общую картину исторического развития Русской Церкви, что с успехом и выполнил. «Его труд «История Русской Церкви» – это глубоко назидательное руководство русскому народу к самопознанию в религиозном отношении. «Учение об отцах Церкви» – нерушимый и блистательный памятник почившему учителю Церкви Русской. Одного из его трудов было бы достаточно для всякого учителя, чтобы его имя не исчезло из благодарной памяти людей», – писал биограф архиепископа Филарета. В сокращённом виде «История Русской Церкви» впервые была издана в 1859 году и потом как учебник много раз издавалась по определению Священного Синода, который выразил учёному автору «особенную признательность»5.

Архиепископ Филарет известен и как замечательный проповедник слова Божия. Особенно назидательны его «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа», которые произносил преосвященный к харьковской пастве в дни Великого поста. Всех «Бесед» шестьдесят. Как историк, привыкший к последовательному изложению событий, архиепископ Филарет взял на себя очень важный труд – внимательно сличить повествования евангелистов и отыскать в них строго хронологическую последовательность. В «Беседах» он даёт уроки христианской жизни людям самых различных характеров и положений. Проникнутые искренней, сердечной любовью, наставления проповедника предлагаются без всякой искусственности. Они вытекают прямо и естественно из евангельского повествования. Кроме назидательности, чтение «Бесед» о страданиях Спасителя даёт много необходимых для христианина богословских знаний.

7 апреля 1857 года владыка Филарет был возведён в сан архиепископа.

2 апреля 1859 года архиепископ Филарет назначается в Чернигов. Архипастырская деятельность высокопреосвященного Филарета этого периода наиболее плодотворна. Он много заботится о местной семинарии, строит за свой счёт типографию и дарит её Елецкому монастырю.

В 1861 году он начал издавать «Черниговские епархиальные ведомости», которые вскоре заняли первое место в ряду подобных изданий благодаря личному участию в них архиепископа Филарета.

Капитальными трудами высокопреосвященного Филарета в это время были «Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви», «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно», «Святые южных славян», «Святые подвижницы Восточной Церкви», «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», вторая книга «Обзора русской духовной литературы» и много разных статей. К этому же времени относится издание его знаменитого «Исторического учения об отцах Церкви», «Православного догматического богословия» и (в сокращённом изложении) «Истории Русской Церкви».

В 1859 году вышла в свет книга архиепископа Филарета «Историческое учение об отцах Церкви» в трёх томах. Это был первый русский труд по патрологии. До появления в печати сочинение это находилось, по выражению самого автора, в «цензурных тисках» семнадцать лет. Этот труд обнимает всю древнюю и позднейшую духовную литературу. При обозрении отцов Греческой Церкви с IV века архиепископ Филарет сам должен был разрабатывать поле, до него нетронутое. Вследствие этого книга явилась вкладом не только в духовную литературу, но и в светскую. Его книга не обширна, но зато она содержит более 75 биографий лиц, о которых решительно негде было справиться.

Святейший Синод по достоинству оценил этот труд и постановлением от 4 декабря 1859 года присвоил архиепископу Филарету учёную степень доктора богословия.

«Историческое учение об отцах Церкви» архиепископа Филарета было учебной книгой в академиях, а сокращённое изложение было введено как учебник по патристике в духовных семинариях.

В конце 1864 года, архиепископ Филарет издал в Чернигове «Православное догматическое богословие», как венец своих богословских творений. Митрополит Московский Филарет первый дал оценку его труду. «Благодарю за «Богословие», – писал Московский святитель. – Труд благопотребный». Затем митрополит Филарет советует автору «пройти по богословию критическим взором и точнее изложить истины».

Высокопреосвященный Филарет особенно ценил замечания своего духовного отца и руководителя, митрополита Филарета. «Да, жутко бывало, – писал он своему другу, ректору МДА, протоиерею А.В. Горскому, – выслушивать или читать приговоры трудам или замыслам от великого владыки нашего. Зато как это много принесло пользы! Нет, как ни многим хочется записать себя в разряд великих талантов или гениев, но доселе только один есть в России и великий богослов, и великий критик, и великий философ. Не скоро дождётся Россия подобного человека».

Архиепископ Филарет имел намерение ознакомить и западный мир с учением Православной Церкви посредством перевода своего «Догматического богословия» на один из иностранных языков. Только внезапная кончина высокопреосвященного положила конец начатой работе.

При интенсивной научной деятельности архиепископ Филарет живо откликался на все события общественной жизни: во время Крымской войны 1853–1856 годов он раздавал белье проходившим дружинам, благословляя их, служил молебны. Когда госпитали были переполнены ранеными, не задумываясь отдавал для них помещение семинарии, переводя учащихся на частные квартиры.

В Харькове и Чернигове святитель уделял большое внимание духовному образованию юношества, устраивал семинарии, епархиальные училища, следил за учебно-воспитательным процессом, вырабатывал для учебных заведений программы преподавания. В монастырях учреждал общежитие, не оставлял без внимания строительство новых храмов.

Высокопреосвященный Филарет отличался необыкновенной тонкостью вкуса в одежде, как в личной, так и в священной. Причём эта черта была в нем очень естественной.

Был кроток в обращении с людьми. Беседуя, он с терпением и благодушием выслушивал собеседника, а потом в очень мягкой форме объяснял суть дела и выводил ошибающегося на истинный путь. Им всегда руководило чувство врождённой скромности, смирения, строгости к себе, любви и уважения к человеку. Владыка Филарет был очень отзывчив к чужой беде, деньги для него не имели цены. Он как будто бы боялся их. Справедливо замечено, что, несмотря на значительные средства, которыми он мог располагать во время пребывания на Харьковской епархии, он постоянно должен был сокращать свои расходы, потому что получаемые им средства шли большей частью на дела благотворительности. Трудами и жизнью его управляло единственное желание – служить Богу и ближнему.

Он не покидал своей паствы и в самые тяжёлые моменты.

В 1866 году, во время холеры, он предпринял объезд епархии, говоря: «Народ упал духом, следует его ободрить». В пути он сам заболел и

9 августа 1866 года скончался в городе Конотопе.

Гроб с телом архиепископа Филарета был доставлен к месту его вечного упокоения, которое было заранее указано им самим – в склепе Троицкого храма в Ильинском Троицком монастыре в Чернигове.

Преосвященный Филарет состоял членом Общества истории и древностей российских (с 1847 года); действительным членом Императорского русского географического общества и почётным членом Харьковского университета (с 1852 года); почётным членом Императорского русского археологического общества (с 1856 года).

«Филарет, – говорил профессор Московской духовной академии протоиерей С. Смирнов, – это знаменитый представитель духовной учёности и деятель на поприще духовной литературы сильный и непостижимый». Все его труды имеют свои несомненные достоинства. В трудах Филарета поражает масса критических статей и заметок. Это была особенность его таланта – пытливо относиться ко всякому предмету, всё проверять взглядом критика. Он очень много читал. Вся жизнь его была посвящена чтению и труду. Обществу, публике он отдавал себя только по крайней необходимости. Люди, близко его знавшие, говорили, что он работал и отдыхал, ел и пил всегда с книгой в руках и тут же сразу делал нужные ему заметки и извлечения. «Надо удивляться, – говорит один близко знавший преосвященного, – его неутомимой деятельности. Он не ложился спать иначе, как при двух горящих свечах. Ночью он часто пробуждался, брал свечу, шёл в библиотеку, доставал книгу или рукопись и садился работать. Таких занятий он не отлагал на утро, даже во сне его занимала какая-нибудь умственная задача». У него всегда было желание за все взяться, во всем явиться если не первоначинателем, то успеть больше прочих, во всем оставить о себе добрую память. Не останавливаясь перед трудностями, он отважно брался за любое дело.

Господь укреплял слабые физические силы преосвященного Филарета и озарял его ум силой Божественного разума, что помогало ему восходить «от силы в силу». Это был подвижник науки, ради науки не щадивший себя. Служению русской богословской науке он отдавал все свои силы, свой талант, несмотря на постоянно слабое здоровье и многие болезни, мешавшие ему работать. Когда усталость спины или болезнь ног не давали ему писать сидя, он писал лёжа на полу, при свете свечи, дрожащей рукой, но не оставлял работы.

Архиепископ Филарет, выдающийся русский богослов и церковный историк, оставил после себя около 160 работ, больших и малых по объёму и различных по тематике. Несмотря на некоторые ошибки, неточности, которые были неизбежны для учёного, шедшего непроторённым путём, труды высокопреосвященного Филарета являются ценным вкладом в сокровищницу русской богословской науки. «Всем известны его многочисленные, исполненные глубокой учёности богословские сочинения, без их пособия не обходится ни один современный богослов», – говорил профессор Санкт-Петербургской духовной академии А.Н. Барсов. А профессор Казанской духовной академии Г.З. Елисеев писал: «Филарет – это был, можно сказать, единственно учёный богослов в России, который как богослов-догматист, как богослов-историк, как богослов-археолог стоял если не выше, то никак не ниже знаменитых иностранных богословов, человек необыкновенно талантливый, всецело преданный науке».

Вся разнообразная и в высшей степени плодотворная деятельность святителя наилучшим образом выражена в рескрипте, при котором Черниговскому архипастырю Филарету препровождался орден святого Александра Невского. В рескрипте говорилось, что «учёные труды его составили украшение духовной отечественной письменности».

Труды:

Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа: в 2 ч. СПб., 1884.

История Русской Церкви: в 5 периодах. СПб., 1894.

Глас Божий к грешнику (поучения). СПб., 1891.

Опыт объяснения на послание апостола Павла к Галатам, Чернигов, 1862. Сокращённая история Русской Церкви. СПб., 1887.

Слова, беседы и речи: в 4 ч. СПб., 1883.

Православное догматическое богословие: в 2 ч. СПб., 1882.

Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884.

Крупицкий Батуринский третьеклассный мужской монастырь св. Николая. – Чернигов, 1862.

Историко-статистическое описание Черниговской епархии: в 7 кн. Чернигов, 1873.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии: в 5 отд. Чернигов, 1858 и М. 1852.

Житие святителя Димитрия Ростовского (к 200-летию со дня его кончины). 1910.

Житие святых Кирилла и Meфодия, славянских просветителей. СПб., 1908.

Житие святого Митрофана, епископа Воронежского. СПб., 1904.

Житие преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца. – Петроград, 1915.

Житие святых подвижников восточной церкви. СПб., 1898.

Святые южных славян, описание жизни их. СПб., 1894.

Жития святых (на русском языке), чтимых Православною Церковью со сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явленных чудотворных иконах с дополнением из других. СПб., 1900.

Историческое учение об отцах Церкви: в 3 т. СПб., 1882: Чернигов. 1864 (в сокр.).

Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой Церкви. СПб., 1902.

Учение евангелиста Иоанна о Слове. – Чернигов, 1869.

Письма к А.В. Горскому // Журнал Московской Патриархии. М. 1957. № 12, стр. 46.

Учёная история // Православный собеседник. Казань. 1908, май, стр. 616.

Литература:

Листовский И. Филарет, архиепископ Черниговский. – Чернигов. 1895.

Елевферий (Богоявленский), митрополит. Соборность Церкви. Божие и Кесарево. – Париж, 1938, стр. 43.

Богданов А.С. Жизнь архимандрита Никодима Казанцева, стр. 637, 638, 645 // Богословский вестник. Сергиев Посад. 1910, декабрь.

Едлинский М. Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилевский и его литературные труды, Киев, 1889, стр. 128.

Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. Сергиев Посад. 1897–1911, т. 3; 1092, т. 4; 1904, т. 5; 1906, т. 6; 1911, т. 9.

Ефимов А., священник. Черниговский Елецкий монастырь. Чернигов, 1903, стр. 143–146.

Котович А.М. Памяти историка публициста архиепископа Филарета (Гумилевского) // Русская старина. 1907.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. М. 1832–1891; 1882, стр. 135.

Никон, архимандрит. Мои воспоминания о летах отрочества и юности покойного Черниговского архиепископа Филарета // Руководство для сельских пастырей. Киев. 1860–1917; 1867. № 5.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев. 1913, стр. 1416, 1417.

Толстой Ю.В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 305.

Тузов И.Л. (книжный магазин Петербурга). Каталог духовных и других книг магазина Игнатия Лукьяновича Тузова: в 3 т. СПб., 1905–1915, стр. 125, 138, 281–285.

Димитревский Ф. Нечто из детства и юношеских лет Филарета Гумилевского // Черниговские епархиальные известия. 1870, № 21, 22.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, № 305.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. СПб., 1899, стр. 800, 839.

Черниговские епархиальные ведомости. 1866, № 17 и 21.

Черниговские губернские ведомости. 1866, № 35.

Литовские епархиальные ведомости. 1866, № 16.

Харьковские губернские ведомости. 1866, № 78.

Черниговские епархиальные известия. 1867, № 18.

Черниговские епархиальные известия. 1892, № 7–9, 11.

Воронежские епархиальные ведомости, 1866, № 19.

Полтавские епархиальные ведомости. 1866, № 16, 18, 19.

Вологодские епархиальные ведомости. 1866, № 19.

Тамбовские епархиальные ведомости. 1880, № 1, 17–19.

Современная летопись. Повоскресные прибавления к «Московским ведомостям». М. 1861–1871; 1866, № 33.

Современная летопись. Повоскресные прибавления к «Московским ведомостям». М. 1867, № 7.

Духовный вестник. Харьков. 1866, 8, 12.

Народная газета. 1866, № 35.

Северная Почта. 1866, № 179,186.

Вести. 1866, № 68.

Православный собеседник. Казань. 1900. ноябрь, стр. 480.

Православный собеседник. Казань. 1901, апрель, стр. 52.

Православный собеседник. Казань. 1902, ноябрь, стр. 634.

Православный собеседник. Казань. 1905, июнь, стр. 29.

Православный собеседник. Казань. 1909, февраль, стр. 194, 207; июнь, стр. 749, 751.

Православный собеседник. Казань. 1912, декабрь, стр. 32.

Православный собеседник. Казань. 1915, май, стр. 267.

Исторический вестник. СПб., 1884, январь, стр. 57; июль, стр. 205.

Исторический вестник. СПб., 1885, март, стр. 695.

Исторический вестник. СПб., 1888, сентябрь, стр. 626; октябрь, стр. 3.

Исторический вестник. СПб., 1889, август, стр. 370.

Исторический вестник. СПб., 1893, апрель, стр. 264; июль, стр. 162; октябрь, стр. 234.

Церковный вестник. СПб., 1891, № 25, стр. 392; № 5, стр. 80.

Церковный вестник. СПб., 1895, №17, стр. 540.

Церковный вестник. СПб., 1904, № 11, стр. 352.

Церковный вестник. СПб., 1910, № 20, стр. 615.

Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1897, № 8, стр. 299.

Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1900, № 11, стр. 431–439.

Русский инок. – Почаев, 1911, сентябрь, вып. 41–42, стр. 24.

Красный архив. М. 1922–1941. М. 1930, № 2 (39), стр. 111.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. М. 1914, стр. X. 13, 656.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. М. 1903–1912, май, стр. 309–311; декабрь, стр. 1103.

Руководство для сельских пастырей. Киев. 1866, октябрь, стр. 215.

Самарские епархиальные ведомости. 1869, № 14, стр. 342.

Православное обозрение. М. 1864, май, стр. 15–17; август, стр. 166.

Православное обозрение. М. 1865, январь, стр. 39.

Православное обозрение. М. 1866, январь, стр. 43; октябрь, стр. 100; ноябрь. С, 145.

Православное обозрение. М. 1873, январь, стр. 131.

Православное обозрение. М. 1881, январь-апрель, стр. 652–655.

Письмо архиепископа Харьковского Иннокентия (Борисова) к Преосвященному Филарету (Гумилевскому), епископу Рижскому 24 августа 1847 года // Христианское чтение. СПб., 1886, ч. 1, стр. 243–244.

Христианское чтение. СПб., 1878, июнь, стр. 1013–1052; июль, стр. 44–82.

Христианское чтение. СПб., 1890, май-июнь, стр. 753–750.

Христианское чтение. СПб., 1900, март, стр. 399–400.

Известия по Казанской епархии. 1879, № 21, С. 609.

Известия по Казанской епархии. 1880, №7, стр. 156.

Известия по Казанской епархии. 1881, № 12, стр. 321; № 23, стр. 628.

Известия по Казанской епархии. 1885, № 24, стр. 912–914.

Известия по Казанской епархии. 1887, № 17, стр. 431; № 18, стр. 459.

Известия по Казанской епархии. 1898, № 7 и 8, стр. 325.

Известия по Казанской епархии. 1912, № 16, стр. 515, 517, 518.

Известия по Казанской епархии. 1913, № 30 и 31, стр. 891.

Русская старина. СПб., 1875, декабрь, стр. 805.

Русская старина. СПб., 1876, апрель, стр. 724, 727.

Русская старина. СПб., 1879, апрель, стр. 566, 657, 660.

Русская старина. СПб., 1880, январь, стр. 126; февраль, стр. 452, 629.

Русская старина. СПб., 1881, апрель, стр. 781–798; май, стр. 80; июль, стр. 575; декабрь, стр. 203, 805, 816.

Русская старина. СПб., 1885, октябрь, стр. 159.

Русская старина. СПб., 1886, февраль, стр. 291.

Русская старина. СПб., 1888, март, стр. 756; декабрь, стр. 134.

Современный листок. 1866, № 90.

Отчёт по 2-му отделению Императорской Академии Наук за 1866 год.

Журнал Московской Патриархии. М. 1945, № 8, стр. 67–69.

Вениамин (Яковенко), игумен. Филарет, архиепископ Черниговский // Журнал Московской Патриархии. 1966, № 10, стр. 47–56.

Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. М. 1887. Кн. 3, стр. 238–264, 316, 334–338, 354, 357, 363–368, 370–371, 376–378, 390.

Рассказы из недавней старины // Русский архив. М. 1889. Кн. 3, стр. 492.

Браиловский С. О месте кончины Паисия Лигарида // Русский архив. М. 1893. Кн. 1, стр. 447.

Мидовский Н. Московская Духовная академия // Русский архив. М. 1893. Кн. 3. С. 43, 44, 47.

Архимандрит Гавриил // Русский архив. М. 1897. Кн. 1, стр. 319.

Лебедев А. Архиепископ Иаков Вечерков // Русский архив. М. 1916. Кн. 1, стр. 190.

Русский архив. М. 1871, № 7 и 8, стр. 1897–1898.

Русский архив. М. 1887. Кн. 2, стр. 417–468.

Русский архив. М. 1895. Кн. 2, № 6, стр. 174–178, 277–278, 288, 298.

Русский архив. М. 1899. Кн. 1. № 4, стр. 668.– 1900. Кн. 1, № 3, стр. 321, 322, 450.

Русский архив. М. 1910. Кн. 1, № 3, стр. 426.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 2232, 2233, 2271, 2364,

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 35, стр. 738–739.

Русский биографический словарь: а 25 т. СПб.: М. 1896–1913, т. 21, стр. 80–82.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 26, 71, 77.

Филарет (Гумилевский Димитрий Григорьевич) (1805–1866) // Русские писатели-богословы – M., 2001, стр. 158–172.

* * *

5

«Странник», 1860, кн. V, стр. 38.

Комментарии для сайта Cackle