Феофан, епископ Нижегородский и Алатырский (Чарнуцкий Федор)

Епископ Феофан родился около 1710 года в городе Чарнухи, недалеко от Киева. После домашнего воспитания, около 1732 года, обучался в Киевской духовной академии.

В августе 1735 года определён учителем в Московскую духовную академию.

В 1740 году пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре.

В 1742 году определён учителем пиитики в Московскую духовную академию.

В 1743 году назначен игуменом Серпуховского Владычного монастыря.

С 1744 года – игумен Николо-Угрешского монастыря. Через несколько месяцев в том же году назначен казначеем и келарем Троице-Сергиевой лавры.

С 1749 года – наместник Троице Сергиевой лавры. Помогал в управлении настоятелю лавры Арсению (Могилянскому;

1770), бывшему одновременно архиепископом Переславль-Залесским.

14 марта 1753 года в Москве, в Успенском соборе, игумен Феофан был хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.

В течение двадцатилетнего управления Нижегородской епархией много потрудился над её благоустройством, не оставляя без внимания и просвещение инородцев. По примеру своих предшественников, епископов Димитрия (Сеченова; † 1767) и Вениамина (Пуцек-Григоровича; † 1785), он имел у себя проповедников, знавших языки просвещаемых народов. Для лучшего просвещения инородцев христианскою верою, он требовал, чтобы в семинарию ежегодно посылались три человека от каждой иноверческой нации. Таким образом, в семинарии обучались татары, мордва, чуваши и черемисы (марийцы); некоторые из них по окончании обучения принимали духовный сан. Епископ Феофан заботился об устройстве семинарии и принимал самое живое участие во всех её нуждах. В 1762 году к семинарской церкви пристроили двухъярусную каменную колокольню. В начале своего правления епископ Феофан открыл в семинарии класс философии, впервые началось преподавание французского языка. Кроме того, он преобразовал самоуправление семинарией: с 1772 года ею начали управлять ректоры, а до этого семинарией управляли только префекты. Лучших учеников по окончании семинарии преосвященный Феофан направлял для обучения в духовные академии Москвы и Санкт-Петербурга, а также в Московский университет. До 1765 года владыка Феофан устраивал и содержал семинарию на одни лишь доходы, собираемые с епархиального духовенства. По распоряжению императрицы Екатерины II, с 5 января 1765 года Нижегородской семинарии положен был годовой оклад в размере 816 рублей 93 копейки и 3 полушки.

В 1771 году в Нижегородской губернии распространилась моровая язва. В эту тяжёлую годину испытаний владыка Феофан принимал самое живое и деятельное участие в нуждах своей паствы. Преосвященный Феофан сам совершал в Нижнем Новгороде частые молебствия с торжественными крестными ходами об избавлении от болезни. Он воссылал усердные молитвы пред чудотворной иконой Оранской Божией Матери. С принесением этой иконы в Нижний Новгород моровая язва прекратилась, в память чего был установлен крестный ход с этой иконой в Нижний Новгород.

1 июля 1773 года, согласно прошению, епископ Феофан был уволен на покой в Киево-Печерскую лавру.

8 марта 1780 года епископ Феофан скончался и был погребён в Киево-Печерской лавре.

Литература:

Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. СПб., 1857, стр. 140, 145, 146.

Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Академии. Отд. 2. / Сост. Н.И. Петров: в 5 т. Киев. 1904, 1906–1908.

Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем и Академией: в 2 т. Киев. 1856.

Смирнов С.К., протоиерей. История Московской славяно-греко-латинской академии. М. 1855.

Снежницкий А., диакон. Адрес-календарь Нижегородской епархии. – Н. Новгород, 1888.

Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А.В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. М. 1890, ч. 2, стр. 126.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской Иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 168.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 604.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888, Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 58.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1406.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 87.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, № 87.

Щегольков Н.М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. Арзамас, 1911, стр. 90.

Исторический вестник. СПб., 1895, сентябрь, стр. 689.

Православный собеседник. Казань. 1909, ноябрь, стр. 599.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917, 1874: март, стр. 3.

Никонов В. Троице-Сергиев монастырь на службе русскому народу и государству (К шестисотлетию основания монастыря) // Журнал Московской Патриархии. М. 1954, № 6, стр. 42.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 1633.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.: М. 1896–1913, т. 25, стр. 451–452.

Святители земли Нижегородской: К 100-летию со дня прославления в лике святых преподобного Серафима, Саровского чудотворца. – Нижний Новгород, 2003, стр. 79–82.

Комментарии для сайта Cackle