Источник

Павел, архиепископ Ярославский и Ростовский (Пономарев Петр)

Родился 4 октября 1749 года в селе Александрова Слобода Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона.

10 января 1760 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию.

В 1768 году отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Московской Славяно-греко-латинской академии.

В 1772 году по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской духовной академии.

В июне 1775 года, по совету митрополита Платона (Левшина, † 1812), принял монашество и 28 августа того же года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры.

С 1779 года – преподаватель истории.

С 1782 года ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря.

С 27 ноября 1783 года – архимандрит Московского Симонова монастыря.

С 13 октября 1785 года – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

С 14 января 1786 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря.

С 1792 года – член Святейшего Синода.

12 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.

С 26 октября 1798 года – епископ Тверской и Кашинский.

15 мая 1799 года возведен в сан архиепископа.

С 26 декабря 1799 года – архиепископ Ярославский и Ростовский.

Скончался 19 марта 1806 года. Погребен в Успенском соборе в городе Ярославле.

Архиепископ Павел, тогда еще Петр Пономарев, для завершения образования поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и с разрешения митрополита Платона, благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию (словесность, риторику). Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем: «Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались».

Приняв монашество по настоянию митрополита Платона и сделавшись наместником лавры, архимандрит Павел стал заниматься преимущественно переводами с французского языка. Его перевод истории о Фивском полководце Эпаминонде пользовался большой известностью в конце XVIII века.

Пылкий и непреклонный его характер был причиной частых переводов его из монастыря в монастырь. Он управлял всеми ставропигиальными монастырями.

Будучи епископом Нижегородским, по рассказам современников, оставил среди подвластного ему духовенства далеко не добрую память, как епископ злой и немилостивый.

Преосвященный Макарий (Миролюбов, † 1894) говорил: «Усматривая беспорядки, Павел с твердой волей и строгостью начал искоренять их».

При нем невежество и пороки не оставались без должного наказания. По различию преступлений одни посылались под надзор и в работу в монастыри, другие долгое время находились под запрещением, а некоторые лишались и совсем священства и по приказу преосвященного отдавались в солдаты.

Такой строгий надзор епископ не ограничивал одними священно-церковно-служителями, но простирал его и на детей духовного звания, требуя, чтобы с 10 лет они поступали в духовную семинарию.

Особенно жесток он бывал при частых своих объездах епархии. Епископ Павел с первых же дней своего приезда обратил особое внимание на Нижегородскую духовную семинарию, и хотя строго взыскивал с начальства и учеников, но зато улучшил положение последних. Конечно, преосвященный Павел в своих решениях был отчасти прав. При пылком своем характере, знакомый с иностранной литературой, находившийся в частом общении с французскими эмигрантами, он не мог относиться равнодушно к невежеству и грубым поступкам своих подчиненных.

Решительно выступал преосвященный Павел против раскольников. Он воскрешал, по возможности, «питиримовские времена» (имеется в виду архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим; † 1738), тем более что светские власти, ввиду выгоды преследования раскольников, всегда были к услугам Нижегородского преосвященного.

В бытность свою на Нижегородской кафедре преосвященный Павел сделался известен императору Павлу, который во время поездки в Казань дважды был в Нижнем. Для встречи императора преосвященный приказал с необыкновенной быстротой если не исправить, то хотя бы замазать ветхости в кафедральном соборе, построенном в 1632 году и угрожавшем падением. Всем священникам были сшиты новые ризы, а певчим форменные платья.

Как член Святейшего Синода, преосвященный Павел долго жил в Санкт-Петербурге. Первоприсутствующим тогда в Синоде был митрополит Амвросий (Подобедов, † 1818). Сравнивая двух владык, Амвросия и Павла, обер-прокурор Святейшего Синода А. А. Яковлев в своих записках замечает, что митрополит Амвросий отличался мягкосердечием и откровенностью до болтливости, тогда как епископ Павел – мстителен, корыстолюбив, зол, скрытен, упрям, многосведущ. И в Нижнем, и в Ярославле о нем сохранились предания как о человеке суровом.

Он был очень дружен с первоприсутствующим в Синоде митрополитом Амвросием. Но по своей натуре преосвященный Павел был плохой товарищ. В своих записках обер-прокурор А. А. Яковлев описывал следующий случай. Владыка Павел, будучи как-то в размолвке с митрополитом Амвросием, предложил Яковлеву действовать заодно против Амвросия, высказав при этом и программу действий, и главную цель: Амвросия отправить в Новгород, а ему (Павлу) надеть белый клобук и занять место первоприсутствующего. Яковлев решительно отказался от союза с ним. Увидев себя в крайне неловком положении и опасаясь, что обер-прокурор передаст Амвросию их разговор, Павел поспешил к митрополиту и прямо от прокурора поехал в Александро-Невскую лавру. Притворяясь оскорбленным и вместе с тем вполне преданным митрополиту, сказал ему, что обер-прокурор сейчас предлагал ему действовать с ним заодно в деле удаления его (Амвросия), за что обещал выхлопотать ему белый клобук. Амвросий поверил, помирился с Павлом, и с того времени между ними был заключен самый тесный союз.

7 октября 1803 года архиепископ Павел уволен из Святейшего Синода и отправлен на свою епархию. Удаление из Синода и неблаговоление государя так подействовали на самолюбивого архипастыря, что он, обладавший до этого цветущим здоровьем, заболел, и развившаяся в нем после удара болезнь истощила его силы и свела в могилу.

Почил он на 57-м году от рождения.

Труды:

Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. Сочиненное оныя Лавры наместником иеромонахом Павлом. – СПб., 1782; М., 1790, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1824, 1829.

Слово, говоренное 24 ноября 1793 года в Большой Придворной Церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны. – СПб., 1793.

Отрывки из проповедей // Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857.

Примечания на 5-ю и 6-ю части Словаря Академии Наук.

Серан де ла Тур. История о Епаминонде, Фивском полководце (перевод с французского). – М., 1774.

Литература:

Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. – Тверь, 1859. – С. 147–149.

Снегирев И. М. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве. – М., 1863. – С. 58.

Пассек В. В. Историческое описание Московского Симонова монастыря. – М., 1843. – С. 222.

Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 180–187.

Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. – С. 350–352, 372, 374, 505–506.

Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 323–324, 354–355.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – Т. 2. – С. 144–145.

Лебедев А. Успенский кафедральный собор в городе Ярославле. – 2-е изд. – Ярославль, 1869. – С. 38.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406, 1414, 1418.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 399.

Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. № 166.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 145, 147, 152, 160, 334, 445, 607.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 24, 42, 58.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 166.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 389

Летопись занятий Археографической комиссии. – СПб., 1868. – Вып. 4. отд. 2. – С. 68–69.

Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. / Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888. – Т. доп. – С. 17–19.

Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас. 1911. – С. 142.

Нижегородские губернские ведомости. – 1849, № 10. – С. 37–39.

Русский вестник. – М., 1868, № 4. – С. 462.

Православное обозрение. – М., 1868. – Кн. 9. – С. 10–13.

Вестник Европы. – СПб., 1873. – Т. 6. – С. 238.

Исторический вестник. – СПб., 1888, февраль. – С. 428–429.

–»– 1896, апрель. – С. 175.

Русский архив. – М., 1869, № 7 и 8. – С. 1109.

–»– 1870, № 4 и 5. – С. 772.

–»– 1895. – Кн. 1. № 3. – С. 295.

–»– 1910. – Кн. 1, № 1. – С. 98; кн. 2, № 7. – С. 439–445.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1633, 1730, 2149, 2403.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 22-а (кн. 44). – С. 547.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. – С. 71–72.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Комментарии для сайта Cackle