Источник

Иосиф, митрополит Киевский и Галицкий (НелюбовичТукальский)

Известен с 1649 года в звании старшины Виленского Свято-Духова монастыря.

С 1658 года – архимандрит Лещинского монастыря.

3 августа 1661 года утвержден польским королем в звании епископа Мстиславского и Могилевского с оставлением настоятелем Лещинского монастыря. Хиротонию совершал митрополит Киевский Дионисий (Балабан. † 1663).

В 1663 году, после смерти митрополита Дионисия, состоялся Собор, на котором избрали сразу двух кандидатов на Киевский митрополичий престол – Антония (Винницкого, † 1679) и Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), причем оба кандидата были утверждены польским королем.

В 1664 году митрополит Иосиф был обвинен в том, будто он вместе с бывшим гетманом И. Выговским замышлял вытеснить поляков из Малороссии по правую сторону Днепра и возвратить ее московскому государю, а вместе с бывшим гетманом Ю. Хмельницким возбуждал казаков против гетмана П. Тетери. Выговский был взят в плен и в марте 1664 года расстрелян в Корсуне как изменник. Митрополит Иосиф и Хмельницкий, по жалобе на них гетмана Тетери королю, были схвачены и отвезены в Варшаву и оттуда в крепость Мариенбург, где и томились в заключении до 1667 года.

В 1668 году, по ходатайству гетмана Петра Дорошенко, утвержден Константинопольским патриархом в звании Киевского митрополита и патриаршего экзарха в Польше и Литве. Избрание епископа Иосифа на Киевскую митрополию произошло в самый разгар борьбы между Россией и Польшей за обладание Украиной. Являвшиеся один за другим гетманы склонялись то на ту, то на другую сторону, терзая страну междоусобицами. Новому митрополиту предстояло решить, с кем он. На личном опыте он испытал тяжелое положение Православия под польским владычеством, но не хотел и присоединения к России, требовавшей подчинения Украинской Церкви Московскому патриарху. Выбор его оказался неожиданным. Вместе с гетманом Дорошенко, с которым он был связан дружбой и благодарностью за освобождение из крепости, они решили заключить договор с Турцией. Напрасно писал ему архиепископ Лазарь (Баранович, † 1692), что «под басурманскою рукою стонет Греция и по настоящее время, и самих патриархов вешают. О, невольная вольность! И для чего такое ярмо класть на шею? Греки рады бы освободиться от него, Русь сама лезет».

Не слушая никого, митрополит Иосиф и гетман Дорошенко рассчитывали добиться от турок вольности и гражданской, и религиозной. Только заключенное между Россией и Польшей перемирие после Андрусовского договора 1667 года помешало исполнению этого намерения, в котором потом митрополит Иосиф горько раскаивался. 9 августа 1670 года он писал: «По беззакониям моим, которым нет числа, не признаю себя я душею, страждущею за благочестие. В горести душа моя. Как могу я называться пастырем. когда растерял свое стадо? О, да соберет его Создатель и Искупивший Своею Кровью!»

Несмотря на то, что митрополит Иосиф не выказывал особого расположения к Москве, воевода П. Шереметев и боярин А. Ордин-Нащокин предлагали московскому правительству признать его Киевским владыкой и воспользоваться его авторитетом для перевода Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриарха. Но владыка Иосиф был тверд в своем желании оставить Киевскую митрополию под юрисдикцией Константинопольского патриарха, в связи с чем проект Ордина-Нащокина отпал.

В 1674 году московское правительство возобновило переговоры с митрополитом Иосифом, однако смерть митрополита прервала их.

После кончины митрополита Иосифа в июле 1676 года ни один из претендентов не был избран на Киевскую кафедру, и ее местоблюстителем до 1685 года опять стал Лазарь (Баранович).

Испытывая колебания в своих политических взглядах, митрополит Иосиф всегда стремился оберегать Православие. Так, вместе с владыкой Лазарем (Барановичем), гетманом Д. Многогрешным и другими он настойчиво требовал от царя Алексея Михайловича не отдавать опоры Православия – Киева – в руки поляков. И они добились этого. Опорой Православия в Киеве был Братский училищный монастырь, или Братская коллегия. Этой коллегии он отдал даже местечко Стайки, которое получил от гетмана Дорошенко на свое содержание. «Сам я борзо нищетен, – писал он, – но отдаю их как две лепты вдовицы на поддержание того обнищавшего места».

Скончался митрополит Иосиф 26 июля 1676 года.

Погребен в Мгарском Спасо-Преображенском Лубенском монастыре. Тело его почивает нетленно.

Литература:

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 3. – С. 131, 147, 350, 351, 357, 359, 370, 379, 384, 405, 411, 416, 429, 432 и др.

Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884. – Ч. 2.

Батюшков П. Н. Подолия. Историческое описание. – СПб., 1891.

Виленский Свято-Духов монастырь. Историческое описание / Сост. Ф. Смирнов. – Вильна, 1888.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4, 493, 546.

Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988–1888]. – Киев, 1888. – С. 198.

Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 570–573.

Попов М. С., священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910. – С. 18, 19, 26.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – 5-е изд. – М., 1888. – Пер. 4. – С. 75–77.

Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 119.

Маркевич Н. А. История Малороссии: в 5 т. – М., 1842–1843. – Т. 2. – С. 102.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 659, 660, 663, 667.

Историко-статистическое описание Лубенского Мгарского Преображенского монастыря. – Полтава, 1865. – С. 17.

Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 9, 10.

Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1880, ноябрь. – С. 560.

–»– 1887, июль. – С. 4.

Исторический вестник. – СПб., 1882, май. – С. 387.

Душеполезный собеседник. – М., 1894. – С. 298.

Русский архив. – М., 1901. – Кн. 1, № 2. – С. 237, 238.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 463–465.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 339.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 14, 55.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 7. – С. 263, 264, 269, 279, 285, 287.

Яковенко С. Г. Западнорусская Церковь в последней трети XVII в. // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 7. – С. 532–543.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Комментарии для сайта Cackle