Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году
Материалы и архивные документы по истории православной церкви
Содержание
I. Из определений, указов и посланий Св. Синода, проповедей и распоряжений епископата, обращений духовных консисторий РПЦ 1.1. Из определений, указов и посланий Св. Синода РПЦ к гражданам страны 1.2. Из проповедей и посланий к пастве епископата, обращений духовных консисторий 1.3. Из проповедей епископа Пермского Андроника (Никольского), его переписки с обер-прокурором Св. Синода В.Н. Львовым и архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким) II. Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян (март-июль 1917г.) 2.1. Постановления епархиальных съездов духовенства и мирян 2.2. Резолюции городских, уездных, благочиннических и армейских съездов и собраний духовенства, постановления городских собраний благочинных III. Телеграммы епископата РПЦ представителям новой власти, Св. Синоду и подведомственному духовенству 3.1. Приветственные телеграммы представителей епископата председателю епископата Государственной Думы и членам Временного Правительства 3.2. Телеграммы и донесения Св. Синоду епископов и духовных консисторий, письма иерархов, распоряжения подведомственному духовенству IV. Приветственные телеграммы съездов духовенства и мирян представителям новой государственной власти и Св. Синоду 4.1. Телеграммы епархиальных и викариатских съездов духовенства и мирян 4.3. Телеграммы благочиннических собраний духовенства, духовных консисторий и духовных учебных заведений V. Призывы, воззвания и телеграммы рядового духовенства к сопастырям и пастве VI. Телеграммы, письма и обращения мирян к светским и церковным властям и к народу VII. Тексты церковных (гражданской и ставленнических) присяг на верность службы России и временному правительству VIII. К вопросу об обретении иконы Божией Матери «Державная» Приложения II. Хронология основных событий истории России и Русской Православной Церкви 1917 г. (февраль-октябрь) IV. Карты епархиально-административного деления РПЦ накануне 1917 г. V. Карта восточноевропейского театра военных действий 1917 г. Список использованных архивных фондов и периодических изданий Церковные журналы Церковные газеты Светские газеты
От автора-составителя
Выносимый на суд читателей сборник документов – плод моей шестилетней работы. Он не мог бы состояться без участия моих наставников и учителей, коллег, архивных и библиотечных работников, без помощи моих близких и друзей.
Я выражаю глубокую признательность ведущему научному сотруднику Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук Б.Н. Миронову, главному научному сотруднику Института российской истории РАН С.В. Тютюкину и старшему научному сотруднику Древлехранилища им. В.И. Малышева Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН Г.В. Маркелову за консультации, помощь и советы при работе над сборником.
Особенно я благодарен за доброжелательную критику и ценные советы профессору Э.Б. Ершовой и всему коллективу кафедры истории и политологии Государственного университета управления. В их научной среде была мной написана и защищена (фактически – на публикуемом материале) кандидатская диссертация.
Хочется поблагодарить за научные консультации коллектив кафедры истории ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова и лично заслуженного профессора МГУ О.И. Митяеву, профессора А.И. Уткина и доктора исторических наук В.А. Змеева.
За моральную и материальную поддержку в исследовательской работе над сборником я глубоко признателен руководству филиала Южно-Уральского государственного университета в г. Миассе – профессорам И.В. Воинову, Б.Н. Гришаю, А.И. Телегину, доцентам А.И. Бабкину и С.Н. Кравченко. Во многом благодаря им мною была проведена работа в центральных архивах и книгохранилищах России.
Труд был бы во многом неполон без помощи в северной столице семьи ученых Г.В. Маркелова и кандидата искусствоведения Ф.В. Панченко. Им, а также И.В. Панченко за неоднократно оказанное гостеприимство – низкий поклон.
Глубокая признательность адресуется кандидату исторических наук В.В. Поликарпову (научному редактору журнала «Вопросы истории») и члену Союза писателей Санкт-Петербурга С.С. Гречишкину, предоставившим мне трибуну для изложения основных результатов работы и сбора критических отзывов о ней. За весьма важные консультации, рекомендации и помощь в проведении научной работы мне хочется поблагодарить профессора А.Н. Кашеварова (ответственного секретаря журнала «Клио»), Н.И. Абдулаеву и С.И. Варехову (заведующих читальными залами Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного исторического архива).
Я всегда чувствовал и высоко ценил поддержку со стороны вдумчивых читателей и тонких собеседников – кандидата физико-математических наук А.А. Цыганкова, P.P. Хайственного Совета и Синода). Отдельные документы находятся в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА): фонды 2044 (Управление главного священника армий Северного фронта. 1915‒1918 гг.) и 2082 (Управление главного священника армий Юго-Западного фронта. 1914‒1918 гг.), а также в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА): фонды 1207 (Чудов монастырь), 1441 (Кирилло-Белозерский монастырь) и 1450 (Угличский Покровский монастырь). Один документ публикуется из Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ): фонд 715 (Штаб начальника речных сил на р. Дунае).
Некоторые материалы хранятся в региональных архивах: в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО), в фондах 6 (Екатеринбургская Духовная консистория. 1738‒1921 гг.) и 251 (Благочинный 2-го округа Камышловского уезда), а также в Объединенном государственном архиве Челябинской области (ОГАЧО), в фонде 874 (Чернавский Николай Михайлович (1872‒1940). Историк, краевед, член Оренбургской учебной архивной комиссии). В сборнике приводится и три документа, ранее опубликованных в центральном и региональных краеведческих изданиях и хранящихся в Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ), в фонде 1176 (Донской ставропигиальный мужской монастырь (1571‒1926 гг.)), а также в Государственном архиве Курганской области (ГАКО), в фондах 78 (Петропавловская церковь села Черемуховского) и 235 (Тобольская духовная консистория).
При составлении настоящего сборника широко привлечены официальные документы РПЦ, опубликованные весной и летом 1917 г. как в центральной, так и местной церковной и светской периодической печати. Приводятся (републикуются) материалы 40 светских газет и около сотни церковных изданий: 80 журналов и 15 газет. Общее количество использованной церковной периодики (в первую очередь – выходивших весной-летом 1917 г. практически в каждой епархии РПЦ «Епархиальных ведомостей»1 или их аналогов) превышает 95 % всего объема официальных изданий. В результате при анализе документов 68 епархий РПЦ, находившихся в 1917 г. на территории Российской империи и за ее пределами, не удалось выявить политическую позицию духовенства лишь нескольких из них – Алеутской (охватывавшей территорию Северо-Американских соединенных штатов), Варшавской, Финляндской и Холмской. Кроме того, мало сведений обнаружено по другим епархиям – Гродненской, Литовской и Минской, находившихся или на оккупированных немцами территориях, в районах боевых действий, или в прифронтовой полосе. В некоторых из названных епархий выход периодических изданий был прекращен. Так, весной 1917 г. не выходили «Гродненские» и «Литовские епархиальные ведомости», однако «Варшавский епархиальный листок» и «Холмская церковная жизнь» в это время издавались в Москве эвакуировавшимся из Польши духовенством. Выход «Карельских известий» (органа Финляндской епархии) 13 марта 1917г. был прекращен2 по причине активизации в Финляндии сепаратистских движений, вызванных революцией в метрополии: местные общественные организации и политические партии стремились не только к расширению автономии своего края, но и к его независимости от России.3
Систематизация основного массива документов сборника основана по проблемно-хронологическому принципу и с учетом церковной иерархичности, вследствие чего материалы, связанные с деятельностью высшего духовенства (епископата) РПЦ и материалы многочисленных съездов и собраний приходских клириков помещены в разных частях настоящего сборника.
В первой части книги публикуются определения и воззвания ко всероссийской пастве Святейшего правительствующего синода, послания к пастве и проповеди архиереев – руководителей епархий и викариатств РПЦ, а также распоряжения подведомственным клирикам духовных консисторий (епархиальных управлений). По ним можно составить представление не только о политической позиции большинства членов высшей иерархии РПЦ, но и о характере общецерковной политики, проводимой синодом (высшим органом церковной власти) в первые 4‒5 месяцев после начала Февральской революции.
Проповеди представителей епископата в своем большинстве приводятся не полностью. Сокращения сделаны по следующим причинам. Проповеди архиереев, сказанные в марте 1917 г., имели одной из своих целей разъяснение пастве сложившейся политической обстановки после появления 2 и 3 марта 1917 г. «Акта об отречении Николая II от престола Государства Российского за себя и за сына в пользу Великого Князя Михаила Александровича» и «Акта об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти» (см. прилож. I и II к док. № I).4 Поскольку значительный объем епископских обращений содержит пересказ содержаний названных постановлений, то во избежание повторов данные части проповедей в своем подавляющем большинстве опущены. Сокращения вызваны также наличием в речах архиереев объемных нравственных поучений и акцентированием на предметах, не имеющих прямого отношения к рассматриваемым политическим событиям (например, речь идет о местных посевных кампаниях, снабжении армии продовольствием, борьбе с пьянством и др.). Также практически не приводятся пространные размышления архипастырей о «надмирности» церкви и о задачах ее пастырей: например, «насаждать на земле царство благодати», устремлять взоры прихожан «к царству славы на небесах» и проч. Данные слова звучали в контексте проповеди о необходимости пастве соблюдать аполитичное отношение к произошедшей смене формы государственной власти. Кроме того, подверглись некоторому сокращению и содержащиеся в проповедях представителей епископата многочисленные цитаты из церковно-славянского текста Священного Писания, а также рассуждения на их тему, которые затрудняют восприятие текста для светских людей. В тех случаях, когда слова из Библии в текстах все же приводятся, ссылки на них в сокращенном виде, согласно установившимся нормам, помещаются в квадратных скобках.
Из общего комплекса документов первой части отдельно выделена переписка епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) с обер-прокурором Св. синода В.Н. Львовым и членом Св. синода архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким). По ее содержанию можно судить о существовании в церковной среде отличного от официального (объявленного серией определений Св. синода от 6‒9 марта (см., например, док. №№ 1 и 9)),5 альтернативного восприятия революционных событий февраля-марта 1917 г. В «Архипастырском призыве ко всем русским православным христианам» епископа Андроника от 4 марта 1917г. (док. № 154) сложившаяся в стране – после выхода «Акта» вел. кн. Михаила Александровича от 3 марта – политическая ситуация характеризуется как «междуцарствие». Епископ Андроник, призвав паству к подчинению Временному правительству и принеся в качестве законопослушного гражданина присягуванного «Акта», пермский архипастырь связывал с Учредительным собранием определенные надежды на выбор в России монархической формы правления. Узнав о такой позиции Андроника, обер-прокурор Св. синода 22 марта потребовал от него разъяснений и отчета о его деятельности, направленной на защиту старого строя (док. № 158). Переписка с обер-прокурором завершилась 16 апреля подробным объяснительным письмом епископа (док. № 160). Параллельно с обер-прокурором Андроник переписывался и с архиепископом Новгородским Арсением, у которого просил защиты от притязаний светского чиновника (док. №№ 156, 161, а также прилож. к № 160). В публикуемой переписке епископа Андроника отражена, главным образом, проблема политического выбора формы государственной власти в России, возникшая в первых числах марта 1917 г.6
Во второй части сборника приводятся резолюции различных съездов и собраний духовенства, проходивших весной и летом 1917 г. на всероссийском, епархиальном,7 викариальном, уездном, городском и благочинническом уровнях.
В городских и благочиннических собраниях принимали участие, как правило, все священнослужители (или их большинство из общего числа духовенства, соответственно, города и благочиния), а также представители от низших клириков и прихожан. Мирян в основном представляли церковные старосты и преподаватели духовных учебных заведений. На епархиальных съездах присутствовали избранные «нижестоящими» собраниями делегаты от духовенства или всех благочиннических округов, или даже от всех приходов (например, по одному священнику, дьякону, псаломщику и мирянину), представители от мужских и женских монастырей (как правило – по одному человеку), два-три представителя от духовной консистории, от духовных учебных заведений (зачастую по одному представителю) и от церковно-приходских школ (например, по одному от каждого уезда).
В марте и апреле церковные съезды собирались по инициативе или самих рядовых священнослужителей, или местных архиереев. Нередко собрания священно и церковнослужителей проводились и без разрешения епархиального начальства. 5 мая 1917г. определением Святейшего синода РПЦ всему российскому духовенству было дано официальное разрешение на проведение на местах различных съездов с участием представителей духовно-учебных заведений и прихожан (док. № 18). На этих съездах обсуждению подлежали не только вопросы, касающиеся местных дел, но и проблемы, вызванные происшедшими переменами в политической жизни страны.8 Решения съездов по каждому вопросу принимались в виде отдельных резолюций.
Из общего объема постановлений съездов в настоящем сборнике публикуются лишь материалы, касающиеся политических вопросов: об отношении духовенства к смене формы государственной власти и к Временному правительству, об участии клириков в общественно-политической жизни страны, о желательных отношениях государства и церкви, об отношении к войне, о предстоящих выборах в Учредительное собрание и проч. При этом некоторые резолюции уже в самих источниках приводятся или в сокращенном виде, или в изложении.
Наряду с политическими вопросами съезды духовенства решали многочисленные внутрицерковные хозяйственные и организаторские проблемы: содержание местных духовных школ, строительство свечных заводов и пчеловодческих пасек, реформирование епархиальных печатных органов, преподавание «Закона Божьего» в школе, проведение в церковную жизнь выборного начала, раздел доходов причта, избрание епархиальных советов и членов духовных консисторий и др. Но публикация материалов, касающихся внутрицерковных вопросов, не входит в задачу данного сборника. Однако исследователи, заинтересованные в рассмотрении всего комплекса постановлений и стенограмм какого-либо съезда, могут воспользоваться легендами к политическим резолюциям в качестве указателя: по содержащейся в них информации можно найти место расположения полных материалов, поскольку, в первую очередь – в периодических изданиях, те, как правило, располагаются или в одном, или же в близлежащих номерах.
Из материалов церковных съездов и собраний публикуются лишь коллегиально утвержденные резолюции, а не их проекты, которые весной 1917 г. нередко печатались на страницах церковной периодики. (То же относится и к телеграммам, находящимся в четвертой части настоящего сборника). Кроме того, не приводятся материалы собраний духовенства отдельных приходов, если статус этих собраний ниже благочиннического съезда. Не берутся также во внимание документы различных либерально-демократических союзов духовенства, создававшихся весной 1917 г. во многих епархиях РПЦ. Характерной особенностью политических программ этих союзов было осуждение самодержавного строя и высказывания о желательности установления в России республиканской формы правления.9
В третьей и четвертой частях публикуются телеграммы от представителей епископата, от церковных съездов, духовных консисторий и преподавательских корпораций духовных учебных заведений на имя представителей государственной власти – председателя Государственной думы10 М.В. Родзянко, председателя Совета министров11 князя Г.Е. Львова, обер-прокурора Св. синода В.Н. Львова и др. Значительная часть телеграмм от съездов и собраний духовенства была послана органам светской и духовной власти – Временному правительству,12 Временному комитету Государственной думы,13 Святейшему синоду РПЦ и Петроградскому Совету рабочих и солдатских депутатов.
Публикация телеграмм осуществляется по форме, принятой в печатных источниках 1917г. Так, в текстах телеграмм, опубликованных на страницах церковной и светской периодики весной и летом 1917 г., как правило, отсутствуют подписи их непосредственных отправителей (тех, кто по поручению своего церковного собрания с соответствующей целью ходил в почтовое отделение связи). То же относится и к телеграммам, отправленным представителями епископата или лично, или совместно с подведомственным духовенством. В печатных источниках указывается лишь информация, кому и от имени какого съезда (собрания) духовенства данные телеграммы были посланы. Однако практически на всех подлинниках приветственных телеграмм, хранящихся в архивных фондах, значатся подписи их непосредственных отправителей. Ими в основном являлись председатели съездов, секретари церковных собраний и благочинные. В некоторых случаях число подписей достигает десятка. Поэтому, чтобы не перечислять всех указанных под публикуемыми документами должностей, санов и фамилий священно и церковнослужителей, в сборнике указываются, за редкими исключениями, только подписи представителей епископата (имярек).
В большинстве телеграмм, находящихся в архивах и представляющих собой наклеенную на почтовые бланки телеграфную ленту, отсутствуют знаки препинания и, в некоторых случаях, предлоги. В процессе подготовки публикации эти пробелы составителем были устранены без нарушения стиля и логики текстов первоисточников.
В пятой части сборника приводятся различные призывы, воззвания и телеграммы рядовых священнослужителей к сопастырям и пастве. В своем большинстве они относятся к материалам городских, епархиальных и всероссийских съездов духовенства. В них содержатся как коллегиальные мнения духовенства о революционных событиях февраля-марта 1917 г., так и руководящие указания, как действовать православным в сложившейся обстановке. При этом практически не приводятся проповеди, какие-либо высказывания и телеграммы отдельных представителей рядового духовенства, пусть даже занимавших достаточно высокие церковные должности (исключение делается для священнослужителей, состоявших членами Святейшего синода или депутатами Государственной думы).
В целом предлагаемые документы позволяют составить довольно полное представление об отношении к российским политическим событиям февраля-марта 1917 г. не только центрального и местных органов церковной власти – Святейшего правительствующего синода и большинства руководителей епархий, но и соборно-коллегиальную позицию приходского духовенства РПЦ практически во всех местностях России (Российской империи в ее границах по состоянию на весну 1917 г.).
Фамилии представителей епископата и рядовых клириков, их церковные саны, названия ряда архиерейских кафедр, а также принадлежность некоторых городов к каким-либо губернским или областным центрам восстановлены по справочно-биографическим и историко-статистическим разделам ряда монографий.14 Все эти данные приводятся по состоянию на весну и лето 1917г.
У некоторых документов не удалось установить точной даты выхода. В таком случае указывается ориентировочная хронология: или дни заседания церковного съезда, или же месяцы, к которым можно отнести соответствующее послание, резолюцию, телеграмму и т. д.
При датировании отдельных материалов составитель руководствовался тем, что избрание делегатов буквально на все епархиальные съезды проводилось на нижестоящих по статусу уездных и благочиннических собраниях духовенства. Таким образом, в случае известной даты заседаний епархиального съезда она считается верхней границей всех нижестоящих съездов. И наоборот: экстраполяция даты епархиального съезда производится исходя из даты заседания последнего местного благочиннического собрания.
Концепция следующих разделов сборника отличается от предыдущих. В шестой части представлены телеграммы, письма и обращения мирян к представителям светских (императору Николаю II, председателю Государственной думы М.В. Родзянко и Совету рабочих и солдатских депутатов) и церковных властей (председателю Св. синода, всем действующим и одному бывшему членам высшего органа церковной власти). Кроме того, в ней содержатся обращения православных граждан к всероссийскому съезду духовенства и мирян, а также к народу. Одни материалы раздела показывают наличие монархических настроений среди мирян, желавших поддержать монархию накануне революции (док. №№ 677‒679). Другие – показывают имевшую место определенную растерянность и замешательство православной паствы, оставшейся без пастырско-монархического окормления в первые дни революции (док. № 682, 683). В-третьих – высказываются симпатии некоторых групп населения царскому правительству и их желание установить в стране не республиканское, а конституционно-монархическое правление (например, док. № 680). В четвертой группе документов содержатся обличительные послания мирян к пастырям, в которых высказывается осуждение тех за поддержку революции и одобрение свержения монархии (например, док. № 684, 687). Один из публикуемых документов (№ 686) имеет ретроспективное содержание и свидетельствует об антимонархических настроениях отдельных представителей столичного епископата в годы Первой российской революции.
В седьмой части сборника публикуются тексты присяг, которые принимало духовенство в послефевральский период 1917г. Первая из них – общегражданская, установленная Временным правительством 7 марта 1917г. (док. № 689). В качестве трех приложений к ней помещены тексты верноподданнической присяги императору, а также торжественные обещания членов Государственной думы и Временного правительства. Другие носили название «ставленнических» (№№ 690, 691). Они, независимо от принятия гражданского клятвенного обещания, приносились кандидатами на поставление в различные степени церковно и священнослужения. Как правило, их церемония проходила буквально накануне самого возведения в сан. Принятие каждой из церковных присяг происходило раз в жизни: перед соответствующими поставлениями в стихарь псаломщика, в дьяконский и иерейский чины. До Февральской революции в текстах ставленнических присяг содержалась и присяга на верноподданство императору. Через месяц после проведения серии исправлений богослужебных книг и молитвословий, вызванных переменой в государственном управлении (док. №№ 2, 4, 5 и 10), 7 апреля 1917г. ставленнические чины подверглись некоторому пересмотру. Св. синод распорядился убрать из них те части, где повторялась верноподданническая присяга, и заменить их словами: «... быть верным подданным Богохранимой Державе Российской и во всем по закону послушным Временному Правительству ея» (док. № 690, 691). Таким образом, церковные присяги в определенной мере характеризуют политическую позицию духовенства РПЦ в рассматриваемый хронологический период.
В восьмой части сборника публикуется донесение Св. синоду митрополита Московского и Коломенского Тихона (Белавина) об обретении иконы Божией Матери «Державная», датированное 13 октября 1917г. (док. № 692). Эта икона с изображением Божией Матери, восседающей на царском троне в короне, со скипетром и державой в руках, была явлена в селе Коломенском под Москвой в день отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 г. И этот факт был истолкован духовенством как утешительное и благодатное событие, означающее «явление любви Богородицы к русскому народу».15 Эта «любовь», по мнению духовенства, заключается в том, что, по молитвам де Государя, Царица Небесная «отныне принимает на себя особое попечение о многострадальном русском народе»,16 что Она взяла на Себя верховную царскую власть над Россией, которую и сохраняет для того, чтобы в определенный момент возвратить ее на русскую землю.17 Публикуемое донесение митрополита Тихона существенно отличается от известных, более поздних редакций описания событий, связанных с обретением «Державной» иконы (см. прилож. II к док. № 692). Для придания «благостно-утешительного» смысла явлению иконы в поздних редакциях были опущены некоторые детали, связанные, в частности, со старообрядчеством. Эти детали существенно затрудняют понимание случившегося события. Смысловые разночтения свидетельствуют о во многом надуманном характере известного церковного толкования чуда явления «Державной» иконы, в честь которой установлено особое церковное ежегодное празднование 2 (15) марта.
В сборнике приводятся первая и вторая из известных редакций «Сказания о явлении иконы «Державная"». Они публикуются вместе, чтобы предоставить читателям возможность проведения их сравнительного текстологического анализа.
В сборнике имеется пять приложений, первое из которых – календарь церковных праздников с середины февраля по конец октября 1917 г. С его помощью можно сопоставить события Февральской и Октябрьской революций с церковными праздниками и с днями недели, а также оценить, какие распоряжения, постановления и прочие документы принимались духовенством в те или иные дни по православному календарю.
Таким образом, цель данного приложения – предоставить возможность исследователям «наложить» хронологию событий, помимо светского, и на церковный календарь.
Схожую цель преследует и второе приложение. Оно представляет собой хронологическую таблицу основных событий истории России и РПЦ в период с февраля по октябрь 1917г. Данная таблица поможет читателю рассмотреть публикуемые материалы в контексте политических событий, происходивших в стране. На многие из этих событий духовенство РПЦ отзывалось в своих резолюциях, проповедях и телеграммах. Различные государственные и общественные институты, а также понятия, упоминаемые в этой таблице (если они не встречаются в публикуемых документах и комментариях), не приводятся в соответствующих указателях сборника.
В качестве третьего приложения приводится перечень епархий РПЦ по состоянию на весну 1917 г. В нем указаны и города, в которых размещались кафедры правящих архиереев. В общий список не включены викариатства РПЦ.18
В четвертом приложении содержатся карты епархиально-административного деления РПЦ накануне Февральской революции. На них не обозначены границы Алеутской епархии, находившейся на территории Северной Америки.19
В качестве последнего, пятого приложения публикуется карта боевых действий, развернутых на востоке России в 1917 г. По ней, в частности, можно составить представление об оккупированных немецкими и австрийскими войсками территориях страны, а также о расположении русских армий весной и летом того года. Эта информация имеет отношение к географии съездов военного духовенства, материалы которых приводятся на страницах книги.
Сборник снабжен научно-справочным аппаратом: указателем имен, указателем церковных соборов, съездов и собраний духовенства, указателем упоминаемых организаций и учреждений, а также предметным.
В указателе имен лица, принадлежащие к Царскому Дому, причисленные Русской церковью к лику святых, а также все монашествующие указаны по их именам, а рядовые клирики – по фамилиям (если таковые указаны в источниках). В указателе надстрочными цифрами отмечены иерархи, священнослужители и лица Царского дома, которые на рубеже XX‒XXI вв. причислены к лику святых новомучеников и исповедников Русской православной церковью за рубежом и Московской патриархией (Русской православной церковью). Краткие сведения об упоминаемых в сборнике лицах взяты из светских20 и церковных21 справочно-энциклопедических изданий. Данные о некоторых личностях установить не удалось. В указатель не вошли имена библейских персонажей. Кроме того, в указатель имен не помещены имена священников-депутатов IV Государственной думы (список которых приводится в качестве приложения к документу № 649), если они не упоминаются в других местах настоящего сборника.
При составлении географического указателя съездов и собраний православного духовенства и мирян слова «собрания» и «съезды» считаются синонимичными. В качестве съездов рассматриваются и два церковных собора, имевших статус епархиальных собраний – Петроградский и Закавказский. Однако Поместный собор РПЦ, имевший общероссийский и общецерковный статус, выделен отдельно. В указателе не приводятся названия вселенских и поместных соборов восточных Православных церквей.
В конце сборника приводится перечень использованных архивных фондов и периодических изданий, список опубликованных документов, иллюстраций, а также сокращений.
Документы в каждом из разделов расположены в хронологическом порядке, публикуются по правилам современного правописания, с сохранением стилистики оригиналов. Сокращения раскрыты в квадратных скобках. Пропуски в тексте отмечены отточием. Все даты, за исключением специально оговариваемых случаев, приводятся по старому стилю.22
Настоящий сборник фактически является хрестоматией, предназначенной для углубления знаний студентов, аспирантов, а также школьников в процессе обучения по гуманитарным и социальным дисциплинам. Его тематика входит в государственный обязательный стандарт высшего профессионального образования, а также в обязательный минимум содержания основных образовательных программ по истории для профильного уровня среднего (полного) общего образования.23
* * *
«Епархиальные ведомости» – официальные печатные органы епархий РПЦ. Они состоят из официальной и неофициальной частей. Первая содержит распоряжения Св. синода и епархиального начальства, вторая заключает в себе выписки из творений святых отцов и духовных писателей, темы для проповедей, историко-статистическое описание епархий, поучения и беседы, назидательные размышления, духовные советы и т.д. Большинство «Епархиальных ведомостей» в 1917г. выходили 2 раза в месяц, некоторые – еженедельно (Энциклопедический словарь. Сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Репринтное воспроизведение издания 1890 года. б/м. Изд. Терра-Тегга. Т. 22. С. 662).
Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801‒1917 гг. N.Y., NORMAN ROSS PUBLISHING INC. 1997. Т. 1. С. 145‒146.
Политические партии России. Конец XIX‒первая треть XX века. Энциклопедия. Отв. ред. В.В.Шелохаев. М., РОССПЭН. 1996. С. 369, 657.
Церковные ведомости (ЦВ). Пп, 1917. № 9‒15. С. 55‒56.
ЦВ. 1917. № 9‒15. С. 57‒59; № 16‒17. С. 83‒86; № 18‒19. С. 117; и др.
Члены Св. синода в своих постановлениях, сделанных весной и летом 1917 г., не упоминали о теоретически возможном выборе Учредительным собранием конституционно-монархического пути развития России. Вся деятельность Синода была направлена на узаконивание народовластия. Однако вопрос о выборе формы правления в России в виде конституционной монархии в первых числах марта 1917г. был вполне реален, поскольку за такой вариант стояли влиятельные политические силы. Например, кадеты, первоначально добивавшиеся конституционной монархии в России, лишь 25‒28 марта 1917 г. объявили себя республиканцами (Вестник партии Народной свободы. Пг., 1917. № 1.С. 9).
Епархиальные съезды стали созываться в РПЦ с 14 мая 1867 г. В тот день увидел свет новый устав духовных семинарий и училищ. По причине недостатка средств от казны, материальное благоустройство этих учебных заведений было возложено на местное духовенство. Для решения финансовых вопросов центральной властью было дано право созывать на местах епархиальные и окружные съезды. Впоследствии компетенция съездов была значительно расширена. Все эти меры привели к тому, что духовенство получило возможность собираться со всей епархии и обмениваться мнениями по различным вопросам, касающимся церковной жизни. Депутаты на епархиальные съезды начали избираться на благочиннических собраниях. К концу XIX в. съезды духовенства стали причисляться к составу общего устройства епархий. А должность депутата духовенства, наряду с ранее существовавши ми должностями духовника и благочинного, была официально установлена в благочиннических округах епархий (см. подробнее: Всероссийский церковно-общественный вестник. Пп, 1917. № 26. С. 2; Римский С.В. Российская церковь в эпоху великих реформ. М., 1999. Изд. Крутицкого патриаршего подворья. С. 478‒486; Энциклопедический словарь. Т. «Россия». Сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Л., Лениздат. 1991. Репринтное издание: СПб., 1898. С. 168).
ЦВ. 1917. № 18‒19. С. 111‒113.
См. подробнее: Введенский А.И., протоиер. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России. 1918‒1922 гг. М., Главлит. 1923. С. 32‒34.
Государственная дума четвертого созыва работала неполных 5 лет: с 15 ноября 1912 г. по 6 октября 1917 г. Во время своей пятой сессии (с 1 ноября 1916 г. по 25 февраля 1917 г.), после двух месячных каникул, Дума продолжила свою работу 14 февраля 1917 г. В послефевральский период 1917г. ее влияние на политическую жизнь страны становилось все меньшим и меньшим. 6 октября 1917г. Дума была официально распущена Временным правительством в связи с началом выборов в Учредительное собрание (см. подробнее: Высшие и центральные государственные учреждения России (1801‒1917 гг.). Отв. сост. Д.И. Раскин. СПб., Изд. Наука. 1998. Т. 1. С. 187; Гайда Ф.А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914 – весна 1917 г.). М., РОССПЭН. 2003. С.252:265).
До 10 марта 1917 г. Временное правительство официально, в целях «преемственности власти» именовало себя Советом министров (Высшие и центральные государственные учреждения России... Т. 1. С. 232).
За 238 дней своего существования Временное правительство сменило 4 состава: однородно-буржуазное (02.03‒02.05), 1-е коалиционное (05.05‒02.07), 2-е коалиционное (24.07‒26.08) и 3-е коалиционное (25.09‒25.10) (см. подробнее: Высшие и центральные государственные учреждения России... Т. 1. С. 232).
Временный комитет Государственной думы был образован в ночь с 27 на 28 февраля 1917г. Председателем его стал М.В. Родзянко. 1 марта комитет взял на себя управление государством и по договоренности с руководством Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов сформировал Временное правительство (Милюков П.Н. История второй русской революции. М., РОС СПЭН. 2001. С. 42, 44, 45, 51). Временный комитет Государственной думы назывался также Исполнительным комитетом Государственной думы и Временным Исполнительным комитетом Государственной думы (Высшие и центральные государственные учреждения России... Т. 1. С. 227).
Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Сост. Мануил (Лемешевский), митрополит. Куйбышев, б/и. 1966. В 6 тт.; Каталог русских архиереев-обновленцев. Материал для «Словаря русских архиереев-обновленцев». Сост. Мануил (Лемешевский), митрополит. «Обновленческий» раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). (1922‒1944 гг.). Сост. И.В. Соловьев. М., Изд. Крутицкого под ворья. 2002. С. 613‒1018; Акты святейшего Тихона... Приложения №№ 2‒4. С. 833‒996; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства). М., Изд. МП. 1993. Т. 1. Л. XVII‒XVIII; Т. 2. С. 1394‒1418; Иерархия Российской Православной Церкви. Список конца 1918 г. с собственноручной правкой святителя Тихона. Публ. П.Н. Грюнберга, Ф.А. Гайды. Материалы по истории русской иерархии. Статьи и документы. М., Изд. ПСТБИ. 2002. С. 165‒185; Энциклопедический словарь. Т. «Россия». Сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Л., Лениздат. 1991. Репринтное издание: СПб., 1898.
Цыпин Владислав, протоиер. История Русской Церкви. Кн. IX. 1917‒1997 гг. М., Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1997. С. 13; его же. Русская Церковь 1917‒1925 гг. М., Изд. Сретенского монастыря. 1996. С. 11.
Журнал Московской патриархии. М., 1993. № 3. С. 31.
Аверкий (Таушев), архиепископ. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. N.Y. Джорданвилль, Изд. Свято-Троицкого монастыря. 1975. Т. 2. С. 513.
По данным за 1911 г., в РПЦ насчитывалось 71 викариальных кафедр. Подробнее сведения о викариатствах РПЦ по состоянию на конец 1911 г. и на конец 1918 г. см., соответственно: Булга ков С.В. Указ. соч. Т. 1. Л. XVII‒XVIII; Т. 2. С. 1394‒1418; Иерархия Российской Православной Церкви. Указ. соч. С. 169‒187.
С некоторыми уточнениями и изменениями контурные карты приводятся по справочном; изданию: Карты, отражающие епархиальное деление Русской Православной Церкви. Епархии СРЙ в начале XX в. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2000. Вкладки между с. 160 и 161. Л. X, XI.
Большой российский энциклопедический словарь. М., Научи, изд. «Большая российская энциклопедия». 2003.; Политические партии России. С. 872; Большая советская энциклопедия. В 31 т. 3-е изд. М., Изд. «Советская энциклопедия». 1970‒1981 гг.; Христианство. Энциклопедический словарь. М., Изд. «Большая российская энциклопедия». 1993. В 3-х т.
Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и российской церковной иерархии на 1917 год; Акты святейшего Тихона... Приложение 2. С. 833‒909; За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917‒1956 гг. Биографический справочник. Под общ. ред. протоиер. В. Воробьева. Кн. 1. М., Изд. ПСТБИ. 1997; Русские православные иерархи... Указ, соч.; Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий, смотрителям духовных училищ и их помощникам, монашествующим пре подавателям духовных семинарий и училищ и священнослужителям при наших заграничных церквах на 1912 г. СПб., Синодальная типография. 1912; Священный собор Православной Российской церкви 1917‒1918 гг. Обзор деяний. Сессия третья. Сост. А.Г. Кравецкий, Г. Шульц. М., Крутицкое патриаршее подворье. 2002. С. 229‒411; Православная энциклопедия. Под ред. патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., Церковно-научны й центр «Православная энциклопедия». 2000‒2004. Продолжающееся многотомное издание.
О происходивших в России весной и летом 1917 г. событиях церковной и общественно-политической жизни повествуется в трудах ряда авторов. См., например: Бабкин М.А. Приходское духовенство Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 году. Вопросы истории. М., 2003. № 6. С. 59‒71; Рогозный П.Г. «Церковная революция» и выборы архиереев в 1917 году. Исторические записки. М., Изд. Наука. 2004. Вып. 7(125). С. 275‒22; Бабкин М.А. Святейший синод Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 году. Вопросы истории. М., 2005. № 2. С. 97‒109; Его же. Иерархи Русской православной церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г.). Отечественная история. М., 2005. № 3. С. 109‒124; Его же. Реакция Русской православной церкви на свержение монархии в России (участие духовенства в революционных торжествах). Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2006. № 1 С. 70‒90.
См.: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание официальное. М., Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. 1995. С. 379, 381; Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М., Министерство образования Российской Федерации. 2004. Ч. II. Среднее (полное) общее образование. С. 115, 124. Среди вопросов государственных образовательных стандартов – «Изменения отношений государства и церкви в ходе и после трех революций в России», «Свободомыслие в социально-политической и духовной жизни России в XX веке», «Революция 1917 года», «Временное правительство и Советы», «Провозглашение России республикой», «Революция и Гражданская война в России», «Восстановление патриаршества».