В. Истомин

Радочницкий монастырь в его прошлом и настоящем

Источник

В юго-западной части Замостского уезда Люблинской губернии, в 32 верстах от уездного города Замостья и в 12 верстах от заштатного города Щебрешина, располагается на горе, изобилующей многими родниками, образующими довольно значительной величины пруд, в весьма живописной местности, среди буковой рощи и множества разного рода садов, село Радочница, в котором и находится Радочницкая обитель, преобразованная в 1899 году в женскую из бывшего в означенном селе мужского монастыря с церковью во имя преподобного Антония Киево-Печерского. Судьба названного монастыря и его значение в исторической жизни Холмской Руси на столько вообще замечательны, что ознакомление с прошлым и настоящим Радочницкой обители является существенно важным и необходимым для всякого истинно русского человека.

Во второй половин XVII столетия, именно в 1667 году, в селе Радочнице был основан католиками бернардинский монастырь, имевший целью ополячивание и окатоличивание совращенного в унию православного народа Холмской Руси. Миссию свою названный монастырь исполнил вообще с полным успехом и, потому население села Радочницы, русское по происхождению, является ныне вполне ополяченным и окатоличенным, забывшим свою веру православную, свою русскую народность и говорящим исключительно лишь по-польски, не смотря на то, что в соседних с селом Радочницею местностях, именно в город Щебрешине и в селах: Седлиске, Тарнове, Туробине, Отрое и др., еще и в настоящее время, до известной, по крайней мере, степени, удержалась с православным обрядом и русская речь, а также не смотря и на то, что в местностях этих, согласно исследованию Лонгинова1, русская народность даже и теперь является господствующим типом, при чем указанные местности всегда были главнейшим центром русской народности и сильнейшим оплотом православия в Холмской Руси. В виду сказанного, значение бернардинского монастыря в селе Радочнице всегда хорошо сознавалось католиками, успевшими отстоять его существование даже и тогда, когда австрийское правительство, временно владея названными местностями, закрыло не мало в них римско-католических монастырей. И действительно, обращение униатов в католичество, под влиянием деятельности отцов бернардинов Радочницкого монастыря, производилось настолько целесообразно, что в непродолжительном сравнительно времени даже соседние с названным монастырем униатские приходы в селах: Черностоке, Горайце, Воле и др. были мало-по-малу закрыты, а прихожане их – совращены в католичество, образовав при этом в настоящее время значительный контингент «упорствующих», пребывающих и ныне, к прискорбию православному чувству, в истинно-жалком заблуждении относительно своей веры и своей народности. Неудивительно, таким образом, что основание бернардинского монастыря в селе Радочнице и деятельность его братии пользовалась всегда особенным вниманием и уважением со стороны католиков в их политических и религиозных стремлениях, обусловливаемых исключительными целями, в связи со свойственным им фанатизмом. Строителем Радочницкого монастыря является администратор Холмской католической епархии, епископ Николай Свирский, живший в XVII веке и отличавшийся крайним фанатизмом в деле «умножения славы Божией», в смысле, разумеется, католических и иезуитских стремлений. Лишив униатское духовенство предоставленной ему папою «десятины» и завладев означенными доходами в свою пользу, не останавливаясь ни перед какими насилиями по отношению к униатскому населению и его духовенству, Николай Свирский успел без особенного труда составить достаточные средства, необходимые для построения Радочницкого монастыря, имевшего специальное назначение и особенную цель. Таким образом названный монастырь был воздвигнут не только на средства униатского населения Холмского края, но и трудами того самого русского народа, ополячиванию и окатоличиванию которого он должен был содействовать... Заставив православных жителей Холмской Руси, совращенных в унию, нести тяжелый труд построения монастыря, не думая о нравственном испытании униатского населения края, лишавшегося в потере веры и народности драгоценнейшего своего достояния, Николай Свирский, со свойственным ему фанатизмом, упорно преследовал свою цель, заключавшуюся в последовательном доведении русского народа до забвения завета его предков... Благодаря соответственным обстоятельствам, деятельности фанатически настроенных сподвижников и затем – отцам бернардинам, администратор Холмской католической епархии достиг своей цели, – Радочницкий монастырь был построен и посвящен прославлению памяти св. Антония Падуанского, бывшего, по учению католиков, «молотом для еретиков-схизматиков», при чем основание монастыря, в видах вящего привлечения к нему русского населения, было изукрашено разного рода рассказами о вымышленных чудесах относительно явления св. Антония Падуанскаго, выбора места для построения монастыря и т. п.2

Желая возможно более побудить местное население к неуклонному посещению монастыря, папа Пий VI объявил совершенное освобождение от заслуженных по суду церковных епитимий тем, которые в течение девяти вторников, предшествующих празднованию памяти св. Антония Падуанского, будут совершать особенные в честь его молитвословия, а затем ко дню памяти святого прибудут в Радочницкий монастырь, где, само собою понятно, должны были приниматься соответственные меры к совращению паломников в католичество. Независимо от сказанного, отцы бернардины привлекали темный русский люд в монастырь, в видах ополячивания в нем униатского населения также и посредством искусственно устроенных в монастырском пруде «свентых щупаков», а равно и посредством «свентего боцяна», т. е. прирученного аиста, постоянно находившихся в Радочницком монастыре при бернардинах и исчезнувших лишь со времени перехода монастыря в ведение православного духовенства, ненавистного, в качестве «схизматицкого», не только католикам, но даже и «свентым щупакам и боцяну»... И шел несчастный русский народ в Радочницкий монастырь, шел десятками тысяч, нес туда свои трудовые гроши, дивился рассчитанным на его темноту чудесам, ужасался тяжких последствий преслушания поучений отцов бернардинов, искусно изображаемых в их воодушевленных проповедях, терял свою веру и народность и возвращался домой обобранным нравственно и материально, не замечая разверзавшейся пред ним пропасти, падая в нее и увлекая за собой своих собратий по вере и народности... А деятельность отцов бернардинов Радочницкого монастыря, между тем, развивалась все более и более. Посвятив главный Радочницкий костел в честь св. Антония Падуанского, католики, в видах возможно более частого привлечения в монастырь окрестного русского населения, озаботились устройством ежегодно нескольких религиозных торжеств в монастыре, в честь святых, памяти и прославлению которых были, с означенною целью, посвящены отдельные часовни, воздвигнутые в Радочницкой роще, прилегающей к монастырю. Одна из означенных часовен была посвящена в честь св. Станислава, патрона Польши, в каковом посвящении оказалась, несомненно, кроме религиозной, и политическая цель, другая – в честь св. Франциска, учредителя римско-католических миссионерских орденов. Из остальных трех часовен одна была посвящена в честь непорочного Зачатия Прссвятой Девы Марии, в видах, разумеется, возможно большего укрепления в сознании униатского населения измышленного римско-католической церковью нового догмата3, другая – в честь св. Марии Магдалины и, наконец, третья, в честь св. первомученицы Феклы, как св. жен, являющих собою пример стойкости и усердия в распространении христианской религии, понятно, по обряду римско-католической церкви. Привлекая в Радочницкий монастырь значительное число паломников, указанные религиозные торжества имели особенное значение в деле совращения униатского населения в католичество, представляя удобное вполне время и совершенно соответственную почву для действий римско-католической пропаганды отцов бернардинов, пользовавшихся означенными торжествами, между прочим, и для обогащения Радочницкого монастыря на счет окрестного русского населения. Хотя «всегдашнее» существование Радочницкого бернардинского монастыря и было обеспечено особым документом, выданным монастырю графом Фомою-Иосифом Замойским 2 августа 1725 года, хотя монастырь не только владел землею (110 моргов), но и капиталом (около 10 тысяч рублей), однако, отказаться от доставляемых монастырю ежегодными религиозными торжествами в нем доходов, обычно простиравшихся до 4–5 тысяч рублей в год, отцы бернардины, разумеется, не могли, тем более, что доходы эти были весьма необходимы не только для привольной жизни монашествующих, но и для их постоянных поездок в окрестности монастыря с целями пропаганды, а равно и вообще для нужд монастыря. В Радочницком монастыре обыкновенно бывало, во-первых, 10 ксендзов, во-вторых, 5 братьев-профессоров и, в-третьих, 11 клириков и братьев-новициушов и хотя означенный состав монашествующих, несомненно имел своею задачею не материальные блага мира, но возможно более широкое распространение католичества среди искони русского населения Холмского края, однако, он не мог считаться вполне чуждым и в пользовании означенными благами. Во всяком, впрочем, случае, можно с уверенностью сказать, что материальные богатства монастыря всегда имели в глазах монашествующих, главным образом, лишь служебное значение и никогда не составляли основной цели их стремлений, всецело заключавшейся в служении католической религии и польской отчизне, что с неопровержимою очевидностью сказалось, во-первых, в совращении униатского населения края в католичество и, во-вторых в деятельной роли Радочницкого монастыря во время польской смуты 1863 года, когда монастырь явился центром повстанцев и когда деятельность его не могла подлежать сомнению в своем фанатическом значении вообще и соответствующем этому значению направлении.

Но мера долготерпения русского народа начала исполняться, и над Радочницею стало восходить солнце истины, хотя, правда, и на слишком далеком горизонте. Преосвященный Михаил Куземский, вступив в управление Холмскою греко-униатскою епархиею, не мог не убедиться в совершенно вредном влиянии Радочницкого монастыря на окрестное греко-униатское население, почему соответственное ходатайство о передаче монастыря в ведение униатского духовенства получило надлежащее направление и 25 апреля 1869 года удостоилось Высочайшего соизволения.

Означенная передача монастыря совершилась, однако, не легко и не без борьбы со стороны католического духовенства, хорошо понимавшего значение Радочницы, как центра политической и религиозной пропаганды. Оставляя монастырь, католики не только совершенно опустошили его, но и перенесли икону Св. Антония Падуанского, выдаваемую ими за чудотворную, в соседний Лабунский костел, желая таким образом привлечь туда русское население села Радочницы и его окрестностей, уже совращенное ими в католицизм. Тяжелое испытание пришлось вынести местному населению в указанное время. Донося 16 ноября 1869 года заведующему тогда делами Холмской греко-униатской епархии, министру народного просвещения, графу А. Толстому, о разорении Радочницкого монастыря католиками, преосвященный изобразил действительное положение дела в следующих знаменательных словах: «жители Радочницы плачут, лишившись своей святыни, униатское население находится в недоумении, видя безнаказанную дерзость польского духовенства против высшей власти, а поляки торжествуют». Торжество это, впрочем, не могло быть продолжительным, – солнце истины, все выше и выше поднимаясь над Радочницею, должно было своими лучами мало-по-малу рассеять покрывавшую ее тьму неправды, чтобы затем, по крайней мере, в будущем, согреть верою отцов и предков исстрадавшиеся сердца русского народа, не выдержавшего тяжелого и долгого испытания и забывшего в беспомощной борьбе, среди лжи и обмана, свою веру православную, свою русскую народность...

В 1871 году, согласно Высочайшему соизволению, при Радочницкой церкви был учрежден греко-униатский приходский причт из настоятеля, причетника и служителя и в 1875 году Радочницкий приход воссоединился с православною церковью, хотя местное население, к прискорбию, еще и ныне не возвратилось окончательно в лоно ея... Бедность и убожество Радочницкой церкви, особенно бросавшееся в глаза по сравнению с тем великолепием и даже роскошью, которыми отличался Радочницкий монастырь при отцах бернардинах, не могли, понятно, не оказывать крайне неблагоприятного для целей православия впечатления на местное население, и потому вопрос о соответственном ремонте Радочницкой церкви сделался настоятельно необходимым. Ремонт этот и был на средства казны произведен в 1880 году, при чем Радочницкая церковь была торжественно, при многочисленном стечении народа, освящена преосвященным Модестом, бывшим викарием Холмско-Варшавской епархии, во имя Св. Антония Киево-Печерского. С указанного времени стало постепенно увеличиваться число богомольцев, ежегодно посещающих Радочницкий монастырь в дни торжественных архиерейских в нем богослужений 1 июня и 10 июля, и таким образом монастырь, служивший прежде, как сказано выше, главным центром политической и религиозной католической пропаганды среди русского населения, стал постепенно изменять характер и направление своей деятельности и служить для искони русского, но ополяченного и окатоличенного населения Холмского края местом духовного его возрождения и возвращения в лоно православной церкви, к преданиям и заветам предков. Не может, разумеется, подлежать сомнению то, что римско-католическое духовенство не считало возможным примириться с таким изменением прежних условий его зловредной деятельности среди русского населения, и, следовательно, не могло прекратить своей пропаганды, направленной к религиозному и политическому соблазну означенного населения. В видах влияния на русское население края, римско-католическое духовенство, по перенесении образа Св. Антония Падуанского в Лабунский костел, стало совершать в нем особенно торжественные богослужения в те именно дни, в которые богослужения эти совершались прежде отцами бернардинами в Радочницком монастыре; это, несомненно, при известном направлении римско-католической пропаганды, не могло не привлекать колеблющегося в вере своих предков или совращенного уже в католичество русского населения села Радочницы и его окрестностей. Но исторического хода событий остановить нельзя и истина не может не воссиять рано или поздно. В 1882 году, приходская Радочницкая церковь была обращена в монастырскую, с тем, чтобы богослужение совершалось в ней ежедневно и чтобы, таким образом, русское население могло во всякое время находить в ней удовлетворение своим религиозным потребностям и духовное утешение среди тяжелых жизненных испытаний вообще, при чем, вслед за тем, Радочницкая церковь была из приходской переименована в Крестовую Холмского архиерейского дома, согласно указу Святейшего Синода от 18 января 1885 года. Почти в тоже время были возобновлены и освящены 5 часовен, при Радочницком монастыре, и ныне лишь одна из прежних 6 часовен, бывших при бернардинском монастыре в селе Радочнице, именно часовня в честь Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы остается не отремонтированною, вследствие невозможности своевременного предохранения ее от окончательного разрушения. Указанные 5 часовен при Радочницком монастыре освящены в честь Богоматери, св. архистратига Михаила, св. Марии Магдалины, Успения Богородицы и Благовещения Богоматери.

В таком состоянии находился монастырь в селе Радочнице, когда в его жизни, после упразднения мужской обители, произошла существенно важная перемена, т. е. когда была, в 1899 году, открыта в нем женская обитель, существующая и ныне. Необходимо, впрочем, заметить, что в указанный период времени материальное положение Радочницкого монастыря изменилось к худшему, так как при упразднении бернардинского Радочницкого монастыря часть принадлежавших ему в то время земель была роздана крестьянам а другая предоставлена в пользование латинского духовенства, почему в настоящее время Радочницкая женская обитель не имеет, собственно говоря, ни огородов, ни полей, ни лугов, ни лесов, вследствие того, что вся земля, принадлежащая ныне Радочницкой обители (около 33 моргов), находится под постройками, садом и парком, переданным согласно Высочайшему повелению 1884 года Радочницкому монастырю, в количестве 17 моргов и 12 прентов, под условием воспрещения рубки растущих в оном деревьев и с правом пользования лишь буреломным и сухостойным лесом и обязательством заменять поврежденные деревья другими. Указанное ухудшение материального состояния Радочницкой обители не устрашило однако, настоятельницу ея, мать Афанасию (в миру – Громека, дочь бывшего начальника Седлецкой губернии), вступившую в 1899 году самоотверженно в неблагоустроенную и бедную обитель, вместе со своими спутницами-сестрами, число которых доходит ныне до 30.

С чем же пришли эти подвижницы в Радочницкую обитель? Чем руководствовалась означенная дружина инокинь при своем поселении в монастыре? Что принесла она с собою окрестному русскому люду? Пришли они в обитель с горячею верою во всемогущего Бога, с сердечною любовью ко всем обездоленным людям, без различия звания, происхождения, вероисповедания, принесли с собою искреннее сочувствие беде и горю, в чем бы и как бы они ни проявлялись в жизни местного населения и, движимые окрыляющим их состраданием к ближнему, начали апостольскую миссионерскую деятельность... И вот местные жители стали слышать с монастырской колокольни ежедневный, начиная с 4 часов утра, звон для непрестанной молитвы... Открылись врата обители и келии инокинь для принятия в них страждущих, недужных и вообще нуждающихся в какой-либо нравственной и материальной помощи; открылись врата обители и келии инокинь для обучения и наставления малолетних, число коих в Радочницком приюте и школе превышает уже в настоящее время 50 детей... Так побеждает безропотное «несение креста» вражду и злобу людскую; так торжествует правда над ложью; так первенствует любовь над ненавистью, так с Божиею помощью, разрушается дело рук человеческих и созидается нерушимое дело величия Господа в Его дивных и неисповедимых путях... И потекли в Радочницкую обитель окрестные жители и стали мало-по-малу наполнять ее храмы4, в особенности в дни торжественных архиерейских богослужений, принося в них, по мере и сил своего разумения, горяче моление Богу, чудному Промышлению Коего угодно было возжечь, наконец, над Радочницкою обителью луч правды, давно и тщетно ожидавшийся там, где католическая пропаганда и человеческое лжемудрование успели отторгнуть от веры предков, от русской народности темный крестьянский люд, превыше меры исстрадавшийся в своем тяжелом положении и забывший в часы посланного ему испытания дорогой завет своих предков...

Какими же материальными средствами располагает в настоящее время Радочницкая женская обитель для совершения принятого на себя подвига помощи страждущим, для просвещения темного крестьянского люда? Ответить на этот вопрос не легко. Правда, в распоряжении обители остались те 1400 рублей, которые ежегодно полагаются по штату на содержание причта Радочницкой обители, но что значит эта сумма, если принять во внимание то, что обители приходится содержать уже и ныне около 90 душ в монастыре? Кроме указанных 1400 рублей, обитель получает арендной платы за сад около 400 рублей в год и имеет в дни торжественных богослужений в монастыре ежегодно дохода до 800 рублей приблизительно, но и эти поступления на нужды обители составляют по истине каплю в море для монастыря, обязанного заботиться о его ремонте и содержать на свой счет указанный состав обитателей монастыря. Не унывают, однако, неутомимые подвижницы и, думая непрестанно единственно лишь о молитве облегчении людских страданий и просвещении русского народа, упорно забывают о своих собственных нуждах и лишениях, твердо веруя в Божию помощь и безропотно неся с любовью и самоотвержением принятый на себя крест тяжелого подвижничества. Таково прошлое и настоящее Радочницкого монастыря, несомненно, имеющего особенно важное значение в исторической жизни Холмской Руси и, в виду сказанного, особенно ныне нуждающегося в нравственной и материальной поддержке русских людей, в сердечной отзывчивости коих на русское дело еще никогда не приходилось сомневаться.

В. Истомин


Источник: Радочницкий монастырь в его прошлом и настоящем / [В. Истомин]. - Санкт-Петербург: Тип. П.П. Сойкина, ценз. 1900. - 16 с. (Авт. указан в конце текста).

Комментарии для сайта Cackle