митр. Дамаскин Алекс (Папандреу)

Православие и мир

Источник

Содержание

Священная Царская и Ставропигиальная Обитель Кикку

Предисловие автора

Часть первая. Православие и европейское единство Роль православия в объединенной Европе А. История европейского синтеза Б. Миссия Православия в построении будущей Европы В. Дилемма vers l'intégration ou vers la désagrégation Религия и общество в современной европейской действительности Некоторые мысли об использовании духовных сил Православия в Европе Современная миссия православного богословия Православие и нация Тысячелетие исторического опыта Русской Церкви Религии перед экологической проблемой Православие и Балканы Современная миссия Православия Вторая часть. Вселенская патриархия. Соборный опыт и свидетельство Вселенская Патриархия в новое время I. Забота о каноническом порядке II. Административная юрисдикция III. Служение единству IV. Соборное самосознание Православный Центр Вселенской Патриархии, Шамбези-Женева. Итоги двадцатилетней деятельности (1966–1986) 1. Некоторые сведения 2. Создание Православного Центра. Развитие и цели 3. Деятельность Центра 4. Послесловие по случаю двадцатилетнего юбилея Первый и его юрисдикция Высший авторитет в Православных Церквах Икона и Собор Соборный путь. 550-летие Ферраро-Флорентийскому Собору На пути к Святому и Великому Собору. Проблемы и перспективы Выступление на Первом Предсоборном Всеправославном Совещании (1976 г.) 1. Исторический обзор 2. Обзор литературы о Соборе Вклад поместных Православных Церквей в утверждение христианских идеалов мира, свободы, братства и любви между народами и в устранении расовых дискриминаций 1. Достоинство человеческой личности – основа для мира 2. Достоинство человеческой свободы и опасности от ее абсолютизации 3. Мир и справедливость: необходимые различия 4. Миссия Православия в современном мире 5. Православие и расовые дискриминации 6. Православие и братство между народами 7. Пророческая миссия Православия: свидетельство любви Православная Диаспора. Доклад на Межправославной Подготовительной Комиссии (1990 г.) I. Характер проблемы II. Разнообразие критериев III. Перспективы сближения IV. Заключения и предложения Православная Диаспора Автокефалия и способ ее провозглашения Часть третья. Православие и экуменические диалоги Апостольская преемственность. Мысли о преодолении раскола 1. Апостольская преемственность: ее носители и содержание 2. Современные экуменические дискуссии и проблематика Церковное общение – православная перспектива I. Каноническое предание нераздельной Церкви II. Вопрос церковного общения сегодня Доклад на Межправославной Подготовительной Комиссии по вопросам повестки дня (1986 г.) I. Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром II. Православие и экуменическое движение Критерии Богословского Диалога между православными и реформированными Выступление по случаю завершения работ Официального Богословского Диалога между Православной и Старокатолической Церквами (1987 г.) Значение Утрехтского союза с православной точки зрения Выступление на открытии работ Смешанной Богословской Комиссии Диалога между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами (1990 г.) Выступление на закрытии работ Смешанной Богословской Комиссии диалога между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами  

 

Моему духовному отцу блаженной памяти Высокопреосвященнейшему Митрополиту Старцу Халкидонскому Киру Мелитону сия книга посвящается – скромный антидор сыновней любви

Митрополит Швейцарский Дамаскин

Священная Царская и Ставропигиальная Обитель Кикку

Исследовательский Центр Священной Обители Кикку, этот духовный маяк древней и исторической кипрской обители, с особой радостью принял предложение Высок. Митрополита Швейцарского г-на Дамаскина взять на себя расходы по изданию на русском языке, богатой по содержанию и восхитительной благодати, книги Православие и Мир. Считаю, что мое смирение счастливо, получив приятную привилегию написать предисловие к этой глубокомысленной книге выдающейся личности Православной Церкви.

Мы считаем, что издание Иследовательским Центром Священной Обители Кикку этой важной книги, переведенной на русский язык, является еще одним ценнейшим звеном в большой цепи союза и любви, связывающейся Православную Автокефальную Кипрскую Церковь как с Первопрестольной Вселенской Константинопольской Патриархией, так и с славной и лучезарной Святейшей Русской Церковью.

Богохранимая Священная Обитель Кикку напоминает нам про эти многовековые связи, потому что, как известно, она была учреждена как Священная, Царская и Ставропигиальная Обитель. Этот монашеский Центр развивал свою деятельность в Константинополе и в Великой России, создав свои представительства как в Константинополе, так и на Кавказе.

Издание этой прекрасной книги на русском языке является еще одним ценным даром Матери Церкви Константинопольской своей любимой дочери Святейшей Русской Церкви. В самом деле, было бы излишним рассказывать о той помощи и заботе, которую проявляла во все времена – добрые или смутные. Вселенская Патриархия к Русской Церкви, а через нее к братскому русскому народу.

Как подчеркнул Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй во время своего визита в Константинополь:...когда Божий промысл привел народ Святой Руси к познанию истины, то Он избрал своим орудием Константинопольскую Церковь, ставшую Матерью Церкви Русской...Она являлась купелью Святейшей Руси на берегах Понта Евксинского.

Вселенский Константинопольский Престол был пестуном, тинником, давшим русскому народу религию и культуру. Православная Византия, дав необъятной России христианство передала свою духовность и знания, дала русскому народу основу своей цивилизации. Русский народ принял это великое Православное наследие и приспособил к своим личным характерным чертам.

Первопрестольная Вселенская Константинопольская Патриархия, Мать Церковь, не перестает и сегодня заботиться о процветании и возрастании во Христе любимой дочери, Святейшей Русской Церкви. Ярким тому свидетельством является перевод на русский язык этой на редкость важной, творчески насыщенной современными проблемами Православной Церкви книги талантливого Иерарха Вселенского Престола

Современное служение Вселенского Престола поместным Православным Автокефальным Церквам, как удачно отмечает Высок. Митрополит Швейцарский, является естественным продолжением его исторической миссии и подлинным выражением его исключительной ответственности, вытекающей из всего Православного предания и практики, касающейся роли первого Престола в исторической жизни Православной Церкви... Преимущество Вселенского Престола является преимуществом чести и служения среди Православных Церквей-Сестер, а не преимуществом власти.

Однако, издавая этот прекрасный том, мы это делаем чтобы оказать честь неутомимому духовному труженику и одаренному Иерарху Первопрестольного Вселенского Престола, Высок. Митрополиту Швейцарскому г-ну Дамаскину, автору данной книги. Мы хотим отметить его личность, его научные труды, его авторитет и его во истину Православное сознание.

Митрополит Швейцарский Дамаскин был поставлен Богом на служение Церкви и Первопрестольной Вселенской Патриархии, сохраняющей свою связь со своим многовековым развитием, всегда играющей решающую роль в определении всеправославной перспективы.

Своим важным духовным трудом, но, в основном, своей, поистине, большой личностью он придает высокое содержание и глубокий смысл тому сану, который справедливо получил от Церкви. На посту директора Православного Центра Вселенской Патриархии в Шамбези (Женева), на посту Секретаря Секретариата по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, а также Православного Сопредседателя Смешанных Комиссий по официальным Богословским диалогам Православной Церкви с Древними Восточными Церквами и Старокатолической Церковью он трудится неустанно как на благо авторитетного свидетельства Православия в современном мире, так и для развития межправославных и межцерковных отношений.

Своими глубокомысленными докладами и выступлениями он становится светлым, сознательным апостолом всеправославного единства. Со своим беспокойным православным сознанием и бесконечным духовным динамизмом он работает неустанно на посту Директора Православного Центра Вселенской Патриархии в эффективной координации свидетельства поместных Православных Автокефальных Церквей, чтобы Православие осуществило свою миссию как на межправославном, так и на межцерковном уровне в соответствии с нуждами современного мира. Потому что, как он сам характерно отмечает, современная миссия Православия не может быть, во-1-х, безотносительной к источникам православного предания, во-2-х, без выявления динамизма христианской любви в межправославных и межцерковных отношениях.

Широта взглядов и чуткость помогли этому Иерарху и Богослову стать выдающейся личностью. Среди званий и наград, которыми он был справедливо удостоен как труженик Богословской Науки и Православной Церкви, прежде всего, – высокое академическое звание почетного доктора Богословского Факультета Афинского Университета, официальное принятие в Афинскую Академию в качестве члена-корреспондента и высокая почетная награда Московской Духовной Академии.

Зная хорошо весь печальный прогресс современного мира, он постоянно подчеркивает спасительную роль, которую может сыграть в современном обществе объединенное и постоянно обновляемое Православие, способное освободить без чрезмерных усилий, выходящих за рамки сохранения Сокровища, и крайнего рационализма православную, христианскую полноту.

В своих содержательных и безупречных докладах и выступлениях, собранных в настоящей книге, он, благодаря своему многостороннему взгляду и широте богословской мысли, делает критические выводы по основным направлениям современной миссии Православия, необходимости объединения Православных народов, подготовки повестки дня будущего Святого и Великого Собора Православной Церкви, развития межправославных и межцерковных диалогов, исключительной роли Первопрестольной Вселенской Патриархии в осуществлении современной миссии Православия и большого вклада Православного Центра в развитие межправославных и межхристианских отношений, проблематики новой европейской реальности, необходимости организовать Православную диаспору во всем мире, православной точки зрения об экологических проблемах, подлинного содержания понятия апостольской преемственности (гармоничное внутреннее единство между преемственностью чина и преемственностью веры) как абсолютный критерий истинного апостольского характера, а также других важных вопросов Православия, рассматриваемых этим неутомимым, разносторонним и смелым Иерархом с помощью методичных и четких взглядов, идей, замечаний и суждений, направляющим богословскую мысль по православному пути.

Эта книга является сокровищницей благородных и вдохновенных текстов, освящающих, поучающих и поднимающих нас на высоту богословского мышления. Эти тексты опускаются в глубины богословской мысли, движутся на различных современных уровнях Православного Святоотеческого Богословия и современной проблематики. Они сохраняют бдительность, четкость православного сознания, его готовность к пожертвованию перед дилеммами.

Эта драгоценная книга определяет своей высокой моралью и силой наше время. На закате двадцатого века она пробуждает наше сознание к плодотворному и ответственному размышлению о нашем пути, о нашем характере как Православных, о перспективах, открывающихся в осуществлении миссии Православной Церкви в современном мире как на межправославном, так и на межцерковном уровнях. Тексты этой книги ставят сознание ее читателя перед историей, и испытывают его в горниле ответственности, потому что эта книга возникла из необходимости, чтобы наше сознание встретилось с формирующейся историей.

И в самом деле, сегодня история формируется. Конец долгого и болезненного периода исторических перипетий и духовного смятения поместных Православных Церквей, подчеркивает Высок. Митрополит, совпадает с переходом в новую эпоху истории человечества.

На заре третьего тысячелетия корабль человечества плывет по совершенно новым океанам. Космогонические и космоисторические события, происходившие и все еще происходящие в странах Восточной Европы после крушения атеистических марксистских режимов и триумфального появления вновь на авансцене истории Православия определяют ту новую эпоху, в которой Православие должно выполнить свою исключительную спасательную миссию.

В этот критический час, когда Европа ищет свою духовную опору, на которой созиждет свое единство, а Православие находится в эпицентре стремительных национальных, политических, социальных и духовных перемен, сотрясающих православные народы стран Восточной Европы, православный народ должен представить истинное свидетельство Православной Церкви в современном мире. Православная Церковь должна приспособиться к новой ситуации, сохраняя незыблемым свое внутреннее единство и нетронутым вселенский и целостный характер своей миссии.

Внутреннее единство православных народов является непременным условием, во-1-х, защиты от волн антихристианских и антиправославных идеологий, желающих подорвать Православие, во-2-х, того, чтобы Православие способствовало формированию новой моральной основы Объединенной Европы, идея которой превосходит изначальные ограниченные геополитические измерения и охватывает весь Европейский Континент.

В эти критические моменты, когда православный мир находится в смятении, а Европа пытается найти свою христианскую сущность, сила Православия должна быть непоколебимой. Православная Церковь, благодаря любви и братству может и должна иметь одни уста для того, чтобы стать активным фактором истории, а не пассивным зрителем событий, уходящих из-под ее влияния. Существенно необходимо для нас жить Вселенским Православием Православие не может закрываться в себе и не оказывать влияния на историю, ибо в таком случае другие позаботятся о перестройке мира и определении новых судеб.

Именно этим целям служит издание переведенной на русский язык книги, чтобы подготовить не только русское богословие, но и все Православные Автокефальные Церкви бывшего Советского Союза к более эффективному подходу к новой реальности, так как содержащиеся в ней тексты весьма стимулируют творческое углубление в современную проблематику. Глубокие мысли и одаренное слово автора данной книги отличаются всесторонностью познания и опыта; это богословский труд, в котором проявляются основательные богословские знания, способные помочь реорганизации богословского образования и, следовательно, перестройке поместных Православных Церквей

Кто заинтересован в совершенствовании своего богословского образования, кто желает просвещения и формирования вообще своего духа, чтобы познать все великие проблемы нашей эпохи, должен получить огромное удовольствие, читая содержательные и мудрые статьи данной книги.

Современная миссия Православия, подчеркивает Его Высокопреосвященство, в большой степени определяется новыми перспективами, сформированными в рамках межправославных и межхристианских отношений, и эта книга призывает православное богословие пересмотреть свою проблематику, призывает Православие приспособить неоценимое богатство многовекового святоотеческого предания к новой проблематике всего христианского мира.

Я уверен, что Русская Православная Церковь воспользуется всем этим, как в своем стремлении приспособить проблематику православного богословия к более эффективному свидетельству в рамках двусторонних и многосторонних диалогов, так и в области образования и обучения священнослужителей и мирян, которые будут бороться за возрождение православия и праводеяния в этой великой стране.

Благодарю Высок. Митрополита Швейцарского г-на Дамаскина за честь, которую он оказал моему смирению, попросив меня написать предисловие к этой глубокомысленной и важной книге. От всего сердца желаем, чтобы он многие годы продолжал, используя свои знания и неоценимый опыт, возглавлять и окормлять Православный Центр Вселенской Патриархии, обогащая его своим присутствием с тем, чтобы и Центр, сознавая важность своего служения, укреплял всеправославное единство, указывая выход из тупика духовного кризиса нашей эпохи.

ИГУМЕН СВЯЩЕННОЙ КИККСКОЙ ОБИТЕЛИ + НИКИФОР

НИКОЗИЯ. КИПР

ФЕВРАЛЬ 1994

Предисловие автора

Современная европейская реальность в большей степени, определяется многообразием политических, социальных и духовных брожений, происходящих как в Восточной Европе в результате краха господствующей государственной идеологии марксизма-ленинизма, так и в Западной появлением идеи европейского единства. Общим элементом этих двух тенденций является разноцентристское пробуждение или даже взрыв национализма, использующего конфессиальную раздробленность европейских народов для подрыва мечты о мире и равноправного сосуществования в общем европейском доме Непредсказуемые конфессиональные противостояния и конфликты в Вост. Европе побуждают забытую историческую память о религиозных войнах, от которых страдали, в основном, христианские народы Европы в длительный период ее исторического бытия.

Переплетение политических и экономических притязаний, возникающее при пробуждении конфессиональных комплексов исторического прошлого волнует европейские христианские Церкви и Конфесии, которые в период между двумя войнами искали сообща и на основе конкретных сложившихся выражений, в рамках современного экуменического движения, способы очистить свою конфессиональную память от исторических напряжений, а также обосновать с помощью многосторонних или двусторонних Богословских Диалогов предпосылки для общего движения к единству христианского мира. Неконтролируемая связь националистических пароксизмов и исторических конфессиональных призраков фанатизма и ненависти ставит под сомнение не только общие усилия к единству христиан, но также делает невозможным мирное сосуществование христиан в их общем европейском доме.

Новая европейская реальность обязана освободить мечту от кошмарной исторической памяти, которая ведет к расколу и затрудняет путь к европейской интеграции. Неожиданный духовный вакуум, возникший после распада идеологических и общественных систем в народах Центральной и Восточной Европы, также хорошо осознавался и народами Западной Европы как отсутствие критериев обоснования и оправдания их идеологических предпосылок. Упразднение диалектической необходимости ограничило их оценивающее оправдывание до такой степени, что Европу можно сравнить с телом, у которого нет души.

Религия, и, особенно, Христианство со всем ее историческим опытом, всегда считалась и является на самом деле – душой всего духовного наследия Европы, формированию которого содействовали, в меру возможностей, все европейские народы. Эта межвременная связь Христианства со всеми историческими эпохами европейской цивилизации, хотя и не всегда была плодотворной и всеобъемлющей, определяла в большой степени несомненную необходимость в устранении многих недоразумений современного европейца, который ищет во всех критических или переходных периодах стабильные координаты своего культурного наследия для того, чтобы переоценить заново свои будущие перспективы В своих поисках он снова переживает те трагические моменты церковного раскола XI и XVI вв. которые запечатлелись в болезненном опыте многих религиозных войн и углубляли разрыв в отношениях между европейскими нациями на целое тысячелетие. В течение этого тысячелетия европейские Христианские Церкви и Конфессии приняли или во всяком случае допускали их использование для удовлетворения националистических притязаний или достижения оппортунистских политических целей, что привело не только к их социальному ослаблению, но и к их духовному обнищанию, особенно в новую эпоху. Осознание этих болезненных последствий явилось основным стимулом, как для нового очищения посредством ответственного богословского диалога от всех исторических конфессиональных предрассудков или отклонений, так и для возревания духа взаимопонимания и сотрудничества, необходимого для решения общих практических проблем, чтобы прийти к единству христианского мира.

Однако, новое вмешательство христианских Церквей и Конфессий в националистические противостояния и конфликты европейских наций поднимает еще раз вопрос о роли Церквей в европейской реальности. Восторженные заявления об их вкладе в распад атеистических идеологий, правда в некоторых случаях чересчур преувеличенные, показывают, в основном, историческую выносливость религиозной веры европейских народов, но не говорят об их основной ответственности в деле использования этой исторической выносливости для творческого сочетания всех элементов общего духовного наследия во имя мирного сосуществования народов в общем европейском доме. Возникшие или возникающие тенденции к использованию различных видов национализма для выдвижения внутреннего конфессионального антагонизма с сомнительными результатами искажает атмосферу межцерковных отношений, так как конфессиональный фанатизм уничтожает динамику любви в современных двусторонних или многосторонних Богословских Диалогах.

Православная Церковь в течение всей двухтысячелетней истории христианской жизни европейских народов являлась основным источником формирования и развития общеевропейского духовного наследия, не только потому, что творчески использовала богатство классического греческого мышления в общем предании Отцов Церкви первого тысячелетия, но и потому, что своей традиционной чуткостью сохранила в живом опыте православных народов функциональное отношение с основными структурами европейской цивилизации. Православные народы под неустанным духовным руководством Вселенской Патриархии черпали из богатого предания Отцов Церкви, как в период расцвета, так и в смутные времена все те элементы, которые внесли свой решающий вклад не только в преодоление различных исторических трудностей, но и в постоянное обогащение беспокойного европейского духа. Современное духовное смятение православных, главным образом, народов Вост. Европы – это, несомненно, явление временное и переходное, однако оно усугубляется далеко небратским духом со стороны Христианских Церквей, которые осложняют пастырскую миссию Поместных Православных Церквей усилением недопустимых, во многих случаях, явлений конфессионального антагонизма. Само собой разумеется, что духовная забота Поместных Православных Церквей довести Слово Божие большим этническим группам народов Вост. Европы, воспитанным на атеистической пропаганде господствующей идеологии, предполагает гигантское усилие реорганизации всей пастырской работы за короткое время с помощью бедных средств почти отсутствующей материальной инфраструктуры. Отсутствие времени и величина ответственности объясняют чувствительность, проявляемую Поместными Православными Церквами по отношению к явлениям несправедливого конфессионального антагонизма в области их пастырской ответственности. Эти явления развивают у народов не только религиозный фанатизм и ненависть, но и подрывают их общественную сплоченность.

Современная миссия Православия не может измениться без обновления ее отношения к истокам православного предания, с одной стороны, а также без показа динамизма христианской любви в ее межправославных и межцерковных отношениях, с другой Мое служение этим двум перспективам на посту Директора Православного Центра Вселенской Патриархии (Шамбези, Женева) и Секретариата по Подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, а также на посту православного сопредседателя Смешанных Комиссий официальных Богословских Диалогов Православной Церкви с Древними Восточными Церквами и Римо-католической Церковью, связано с большим циклом исследований и выступлений, которые прямо или косвенно касаются современной проблематики межправославных и межцерковных отношений.

Конечно, многие из этих работ были опубликованы в различных церковных и богословских журналах, однако их разбросанность и временная непоследовательность не всегда выявляют целостность, содержащихся в них общих богословских и церковных предпосылок для передачи многосторонней миссии Православия в современном мире. В этом духе были отобраны отдельные работы, которые распределились по трем циклам для того, чтобы охватить основные направления современной миссии Православия.

Первый цикл исследования охватывает аспекты миссии Православия в расколотом современном обществе, особенно подчеркивая проблематику новой европейской реальности.

Второй цикл исследования касается выдающейся роли Вселенской Патриархии в развитии не только межправославных, но и межцерковных отношений, отношений Первого среди равных с поместными автокефальными и автономными Православными Церквами, а также содействия межправославным и межцерковым отношениям со стороны Межправославного Центра Вселенской Патриархии. Он включает, также, работы, касающиеся опыта исторического и сравнительного выражения соборного характера высшей инстанции поместных Православных Церквей и завершается подготовкой и повесткой дня Святого и Великого Собора Православной Церкви.

Третий цикл исследования предлагает в рамках православного подхода к Апостольской Преемственности перспективы официальных двусторонних богословских диалогов Православной Церкви с остальным христианским миром, что особенно подчеркивалось автором настоящей книги в его докладах в Межправославной Подготовительной Комисии и выступлениях в качестве Сопредседателя Смешанной Богословской Комиссии, в начале и в завершении трудов Богословских Диалогов со Старокатолической Церковью и Древними Восточными Церквами.

Разумеется что работы, избранные из широкого круга, не исчерпывают рассматриваемых вопросов, однако выражают общий дух Православия в современном экуменическом диалоге и являются для чуткого читателя стимулами к личным размышлениям о ценности многостороннего православного свидетельства в постоянно меняющемся современном мире.

В заключении мне бы хотелось выразить свою глубокую признательность и благодарность Игумену Киккской Обители Архимандриту Никифору за финансирование русского издания данной книги Исследовательским Центром Киккского монастыря, проф Вл. Фидасу, а также отцу Василию Калиакманису, за редакцию данной книги, моему постоянному сотруднику г. Василию Папафанасиу, за перевод книги на русский язык и г. Борису Нелюбову за редакцию перевода.

+ Митрополит Швейцарский Дамаскин


Источник: Православие и мир / митр. Дамаскин Алекс (Папандреу) ; пер. с греч. Василиос Папафанасиу. - Исследовательский центр Священной Обители Кикку, Кипр. : Изд. Ливани – Нэа Синора. [1994]. – 323 с.

Комментарии для сайта Cackle