иеродиакон Христофор

Пастырско-просветительное братство при Московской Духовной Академии

Источник

(Первый год существования)

Братство возлюбите! 1Пет.1:17.

Содержание

I. Цель и задачи Братства II. Устав Братства III. Отчет за первый (1906–7) год существования 1. Общие собрания Братства. 2. На деле церковного учительства 3. Издательский отдела Пастырско-Просветительного Братства  

 

I. Цель и задачи Братства

В последние годы сильно всколыхнулась в России церковная жизнь. Современная общественная жизнь поставила пред Церковью ряд неотложных задач и жгучих запросов. Между церковными деятелями в обществе и в печати началось горячее обсуждение различных вопросов церковной жизни, указывали и указывают самые различные направления, по которым должна идти церковная жизнь. Не всякий в этом деле может удовлетвориться мелким политиканством, пустыми и злобными иногда рассуждениями о внешних только формах церковной организации. Некоторые и из студентов Академии обратили свое внимание на внутреннюю сторону церковной жизни, на сферу веры и любви, и искали разрешения всех вопросов в восстановлении истинно-христианской общественной жизни. Братство и объединяет всех таких студентов.

В основе Братства лежит идея служения Христу словом и делом. Частнее цель и задачи Братства были намечены в реферате иеродиакона Христофора, прочитанном на одном из первых собраний. Вот этот реферат.1

Мы приехали в Академию для того, чтобы приготовить себя к служению Христу, все мы надеемся быть в свое время работниками Христовой Церкви, пастырями, проповедниками, преподавателями учебных заведений. Академия дает нам теоретическую подготовку, предлагая курсы нравственного и практического богословия; теорию должны мы будем прилагать к жизни.

При вступлении на общественное служение каждый из нас встретит массу вопросов, теоретических и практических, которые потребуют своего разрешения. Поэтому весьма важно для будущего пастыря Церкви подумать об этих вопросах еще на студенческой скамье, познакомиться с разными сторонами практической пастырской деятельности, поучиться у опытных и сведущих людей; главное же необходимо приобрести пастырский дух, проникнуться идеей, составляющей сущность пастырства, понять и уяснить сущность и задачи пастырства, наконец, воспламениться желанием быть пастырем Христовой Церкви, т. е. продолжать дело Христа в созидании Царства Божия, призывать грешных к покаянию, утешать скорбящих, наставлять заблудших, ободрять унывающих, укреплять слабых, исцелять больных душою, поднимать падших, и указывать всем истинный смысл и истинный путь жизни. Этот путь есть следование за Христом, жизнь в Нем и с Ним, жизнь в недрах Его Церкви в любви и единении с братьями во Христе.

Назначение пастыря весьма высокое, трудное, ответственное, но и плодотворное; в виду важного значения пастырства необходимо серьезно подготовить себя к этой деятельности; конечно, для того, чтобы быть достойным пастырем, надо самому твердо стоять в вере и в религиозно-нравственной жизни; необходима с одной стороны теоретическая работа: надо выработать себе определенную точку зрения, уяснить основные истины христианства; с другой стороны, подвижничество – работа над собой, борьба с пороками и грехом – должно служить основанием для пастырской деятельности. Прежде всего необходима помощь свыше, благодать св. Духа, очищающая, просвещающая, укрепляющая и обновляющая. Все эти факторы вместе образуют пастыря.

Братство, организуемое нами, может служить весьма полезным и важным дополнением теоретической подготовки к пастырской деятельности; оно должно помочь каждому из нас разобраться в вопросах, относящихся к пастырской деятельности, а также дать возможность еще в студенческие годы поработать практически и приобрести известный опыт.

Мне кажется, что наше Братство должно поставить своей целью подготовку к пастырской деятельности, которая слагается кроме священнодействия из трех сторон: проповедничества, душепопечения и просветительной деятельности.

Общие собрания Братства должны служить обсуждению различных вопросов пастырской деятельности; поэтому необходимо чтение рефератов на разнообразные темы, касающиеся пастырства, и беседа по поводу них.

Для выполнения своей практической цели Братство должно организовать 1) проповедничество и собеседование в различных видах, 2) непосредственную работу над человеческими душами или душепопечение, 3) некоторые учреждения, служащие просветительной задаче.

Для того, чтобы деятельность Братства была планомерна и плодотворна, необходима известная организация его; эта организация нужна лишь для порядка и единства работы и не должна стеснять личной инициативы; целое не должно поглощать отдельной личности; рамки устава должны ограничивать деятельность членов Братства лишь в необходимой мере; единство в понимании задач и направления Братства и взаимная любовь, соединенная с тактом и терпимостью, должны способствовать тому, чтобы в Братстве царило гармоничное сочетание личной самодеятельности и организации.

В виду разнообразия задач было бы желательно разделение кружка на отдельные группы или отделы, преследующие специальные задачи, но объединенные одной целью; нет необходимости строго разграничивать эти отделы; каждый член Братства может принимать участие в деятельности нескольких отделов; для успеха работы важно лишь, чтобы во главе каждого отдела стоял руководитель, около которого, как объединяющего центра отдела, сосредоточилась хотя бы небольшая группа членов, интересующихся в особенности деятельностию данного отдела, и сознательно и ревностно преследующих цели его; в деятельности отделов могли бы принимать участие в качестве соревнователей и лица, сочувствующие делу, но не желающие вступать в число действительных членов Братства.

Каждый отдел вырабатывает план своей деятельности, выясняет способы осуществления его, и приводит свои предположения в осуществление, распределяя работу между своими сотрудниками.

Деятельность каждого отдела должна находиться в согласии с общим направлением и деятельностью Братства.

Общее ведение дел всего Братства должно находиться в руках совета Братства, состоящего из председателя, секретаря, казначея и руководителей отделов.

Наконец, общее руководство и наблюдение должно принадлежать Его Преосвященству Преосвященнейшему Ректору Академии, как Почетному Председателю Братства.

Программа деятельности Братства представляется мне приблизительно в следующем виде:

1) проповедничество и собеседование в Академической церкви; в приходских церквах Сергиева посада и в других пунктах, где это окажется возможным;

2) издание проповедей, брошюр и книг религиозно-нравственного содержания;

3) распространение книг и брошюр религиозно-нравственного характера и по возможности бесплатная раздача листков и книжек.

4) организация общества детей с целью дать возможность бедным и бесприютным детям находиться под христианским влиянием;

5) организация общества юношей с чтением бесед и рефератов на различные темы;

6) организация общества трезвости для борьбы против пьянства.

7) организация духовной и материальной помощи бедным.

8) устройство бесед в тюрьме, ночлежных домах, и т. п.

9) организация убежища для порочных людей, ищущих нравственного возрождения.

Пусть Братство начнет свою работу с малого и сделает то, что осуществимо в настоящее время, а затем развивает свою деятельность в зависимости от наличных рабочих сил и средств. Это – живое дело, работа над живыми душами, страдающими и заблуждающимися; если Братству удастся сделать хоть что-либо для людей, гибнущих в пороках и заблуждениях, страдающих от социальных бедствий н личных недостатков, то Братство выполнит и общественное дело; служение же живым людям растворяет сердца, возвышает дух и дает глубокое удовлетворение; пусть стремление послужить людям словом и делом, вытекающее из внутренней потребности придти на помощь нуждающимся, страдающим и заблуждающимся одушевляет членов Братства в их работе.

Но пусть при всем том Братство имеет в виду прежде всего служение Христу, работу во имя Его и для Него; тогда Христос благословит Братство и его деятельность.

II. Устав Братства

Братством был выработан следующий «проект устава Пастырско-Просветительного Братства при Московской Духовной Академии».

§ 1. Цель Братства.

а) Цель Братства состоит в теоретической и практической подготовке к пастырскому и просветительному служению в духе православной Церкви.

b) Теоретическая работа Братства заключается в обсуждении на общих собраниях Братства вопросов пастырства (проповедничества и душепопечения) и организации просветительных учреждений.

с) Практическая деятельность Братства состоит в пастырстве (проповедничестве и душепопечении) и организации просветительных учреждений.

§ 2. Деятельность Братства.

Для выполнения своих задач Братство: а) издает брошюры, книги и листки; b) организует проповеди и собеседования в различных пунктах как в Сергиевом посаде, так и за пределами его; с) заботится о распространении в обществе сочинений религиозно-нравственного характера; d) организует различные учреждения для укрепления религиозно-нравственных начал среди детей, юношей и т. д. (союз детей, общество трезвости и т. д.).

§ 3. Отделы Братства.

Соответственно различным отраслям своей деятельности Братство разделяется на отделы: 1) проповеднический, 2) издательский и другие.

§ 4. Состав Братства.

а) Действительными членами Братства состоят студенты Московской Духовной Академии.

b) Почетными членами Братства состоят: 1) члены Братства, окончившие курс Академии, и 2) лица, избранные Братством за их труды на пользу Братства.

с) Соревнователями Братства считаются студенты Московской Духовной Академии, принимающие участие в деятельности Братства, но не принимающие на себя всех обязанностей действительных членов.

d) Посторонние лица могут принимать участие в учреждениях Братства в качестве соревнователей.

§ 5. Выборы и увольнение членов Братства.

а) Студенты Московской Духовной Академии, желающие вступить в число действительных членов Братства, записываются соревнователями по рекомендации одного из членов, с одобрения общего собрания.

b) Соревнователи выбираются в действительные члены на общих собраниях.

с) Члены Братства, заявившие о своем желании выйти из состава Братства, а также нарушающие его устав или не исполняющие его постановлений, выбывают из состава Братства.

§ 6. Обязанности членов Братства.

а) Действительные члены Братства обязаны посещать общие собрания и принимать активное участие в деятельности его.

b) Соревнователи участвуют в деятельности Братства по желанию.

§ 7. Управление делами Братства.

а) Почетным Председателем Братства состоит Его Преосвященство, Преосвященнейший Ректор.

b) Все дела подлежат ведению: 1) общих собраний и 2) Совета Братства.

§ 8. Общие собрания Братства.

а) Общие собрания Братства происходят еженедельно.

b) Руководство общими собраниями принадлежит Почетному Председателю Братства или, с согласия или в отсутствии последнего, председателю Братства.

с) Предметы занятий: 1) рассмотрение вопросов по организации Братства; 2) прием новых членов: 3) выбор должностных лиц Братства; 4) чтение рефератов по всем вопросам, относящимся к деятельности Братства; 5) обсуждение вопросов, касающихся пастырской и просветительной деятельности; 6) разбор проповедей.

§ 9. Совет Братства.

а) Совет Братства состоит из председателя, секретаря, казначея и председателей отделов.

b) Председатель, казначей, секретарь и председатели отделов с помощниками к ним избираются из среды действительных членов Братства.

с) Предметы занятий Совета: 1) обсуждение программы занятий для предстоящих общих собраний; 2) разработка вопросов по организации и деятельности Братства для представления их в общее собрание; 3) приведение в исполнение постановлений общих собраний Братства.

§ 10. Обязанности должностных лиц Братства.

а) Председатель Братства: 1) руководит общими собраниями, 2) назначает заседания Совета Братства и руководит ими, 3) ведет сношения с председателями отделов и другими лицами по делам Братства.

b) Секретарь составляет протоколы общих собраний и заседаний Совета и ведет все делопроизводство Братства.

с) Казначей ведет приходо-расходную книгу денежных сумм Братства.

§ 11. Денежные средства Братства.

а) Денежные средства Братства складываются: 1) из добровольных пожертвований; 2) сбора с членов Братства (по желанию), дохода от издания и распространения книг и др. изданий, 4) сбора с чтений и духовных концертов.

b) Денежные суммы контролируются Ревизионной Комиссией, избираемой Братством,

Примечание. В случае прекращения деятельности Братства все денежные суммы поступают в кассу Академической церкви.

§ 12. Организация и деятельность отделов Братства.

а) Каждый отдел действует на основании инструкции, утвержденной общим собранием Братства.

b) Отдел состоит из действительных членов Братства и соревнователей; соревнователи отделов приглашаются председателями их с согласия общего собрания Братства.

с) Все вопросы, касающиеся деятельности отдела, решаются на общих собраниях действительных членов отдела и соревнователей, которые принимают участие в них с правом решающего голоса.

d) Для непосредственного заведывания делами отдела избираются на общих собраниях Братства председатель, секретарь, казначей и другие должностные лица отдела.

е) Отдел представляет предположения относительно своей деятельности на утверждение общего собрания Братства.

f) Каждый отдел представляет общему собранию Братства письменный годичный отчет о своей деятельности и еженедельно краткие отчеты.

g) Отдел представляет Братству отчеты о денежных суммах отдела, которые контролируются ежемесячно чрез назначенных членов Братства.

Проект устава чрез Его Преосвященство, Преосвященнейшего Ректора Академии Епископа Евдокима был представлен в Совет Академии. Совет Академии в собрании своем 12 апреля 1907 года, по рассмотрении устава, определил:

Приветствуя данное проявление самодеятельности студентов как одно из могущественнейших средств для подготовки их к просвещенному служению Церкви на пастырском, духовно-учебном и других поприщах деятельности, – представленный Преосвященным Ректором проект устава «Пастырско-просветительного Братства при Московской Духовной Академии» утвердить, о чем и объявить учредителям этой организации.

Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Владимиром, Митрополитом Московским и Коломенским, проект устава 1907 г. мая 3-го представлен на благоусмотрение Св. Синода.2

III. Отчет за первый (1906–7) год существования

Всякое общество и учреждение считает необходимым время от времени обозревать свою деятельность подведением ей итогов. Следуя принятому доброму обычаю, и Пастырско-Просветительное Братство–кружок студентов Академии–на собрании своем озаботилось дать себе подробный отчет о своей деятельности за минувший 1906/7 учебный год.

1. Общие собрания Братства.3

С внешней стороны деятельность Пастырско-Просветительного Братства очень не сложна. Члены Братства проповедовали слово Божие в храмах, издали несколько листков религиозно-нравственного содержания, писали и читали на общих собраниях рефераты, семейно обсуждали различные вопросы, выдвинутые текущей жизнью. Вот внешняя сторона деятельности нашего пастырско-просветительного кружка.

Мы постараемся, насколько сумеем, раскрыть внутреннюю сторону этой деятельности. Начнем с первых шагов.

Идея Братства возникла весьма неожиданно. Толчок возникновению ее дан был на собрании студентов-проповедников у Пр. Ректора 4 ноября 1906 г. На этом собрании студ. 2 курса. В. А. Либерман (впоследствии о. Христофор) прочел реферат на тему: «Внутренняя миссия в Германии».4 Реферат с чрезвычайной ясностью показал собранию, как мы сильно отстали от наших западных соседей даже в деле духовного служения ближнему. Нас поразило то, что на Западе уже давно лучшие благороднейшие люди, сплотившись, энергично ведут борьбу со все более развивающимся неверием и развратом, а у нас о подобных организациях совсем и не слышно. Правда, отдельные личности берут на себя этот подвиг и у нас, но их подвиг, как единичный, слишком недостаточен для поражения многоголовой гидры зла. Необходим союз людей доброй воли, чтобы в случае упадка энергии в одном, другой мог бы его поддержать. Пришли на память нам здесь южно-русские Братства, энергично защищавшие православную веру и Церковь в XVI и XVII в. от притязаний католицизма. Невольно, сама собою вставала в сознании мысль о создании подобного Братства и в нынешние, неблагоприятные для веры и Церкви, времена. Эта мысль была высказана одним из студентов и дружно всем собранием поддержана. Решено было немедленно приступить к организации Братства. Организационный труд взял на себя студ. 2 курса о. Христофор. Пока шли подготовительные работы, на общих собраниях у Пр. Ректора 11 и 18 ноября 1906 г. велись горячие беседы о том, какой род деятельности избрать Братству. Проповедничество уже было настроено. Почти ни одна праздничная служба не проходила без проповеди. Но некоторым казалось, что этого недостаточно. «Мало говорить», говорили некоторые: «надо взять на себя какое-нибудь живое практическое дело, которое было бы оправданием наших слов». Плодом такого рода бесед был «Союз детей». Так. обр. намечалось и выяснялось то дело, за которое должно было взяться Братство. Естественно, что на первых порах каждый понимал задачу Братства по своему. При таком условии не могло быть дружной работы. Нужно было объединить всех не только делом, но одним пониманием задач и целей этого дела. Идя на встречу этой назревшей потребности, студ. 2 курса о. Христофор 25 ноября предложил реферат на тему: «цели и задачи Братства».5 С предложенным пониманием задач и целей Братства собрание согласилось. Оставалось выработать и окончательно редактировать устав Братства. Ожидать Устава долго не пришлось. 9 декабря на общем собрании о. Христофором проект устава, выработанный Советом Братства, был предложен на рассмотрение общего собрания и с некоторыми изменениями и дополнениями принят. Выработкой Устава Братства закончена была формальная сторона дела.

Время с 9 декабря до конца года прошло в дружной работе по проповедованию слова Божия в академическом храме и по обучению детей в «Союзе детей». Хотело Братство приняться и за издание листков, но недостаток средств тормозил дело. На общих собраниях в январе 1907 г. много времени посвящалось беседам по поводу основанного Пр. Ректором журнала «Христианин». Братство искренно радовалось этому событию, потому что «Христианин» предназначен был служить тем задачам и целям, которые на своем знамени написало Братство. Он должен был насаждать и поддерживать все доброе и светлое, что сберегла еще русская народная душа, пробуждать и воспитывать религиозную веру, поколебленную в последнее время разными лжеучителями. Как было не радоваться возможности поделиться своими мыслями о христианской вере и жизни со всею обширною вашей родиной! Одна скорбь была у Братства. За недостатком средств никак нельзя было приступить к изданию листков религиозно-нравственного содержания, тем более, что материал был.

28 января 1907 г. внес большое оживление в жизнь Братства своим посещением Академии и общих собраний Братства Η. Н. Неплюев.6 Общение с Η. Н. в смысле поднятия энергии в членах Братства принесло большую пользу. Когда мы смотрели на этого человека, отдавшего всего себя подвигу деятельной любви, дышалось легко, легко. Рождалась в душе какая то особенная уверенность в том, что столь желанное для всех единение придет скоро, что недолго придется ждать того счастливого момента, когда вражде и разделению будет произнесен окончательный приговор, и русская земля исполнится мира и единодушия.

Вскоре, именно 3 февраля, появился реферат, посвященный вопросам христианского единения. Реферат был прочитан на тему: «Христианство и война» студ. 2 курса А. П. Введенским.

Еще слышны были отголоски пушечных выстрелов, еще стояли в глазах донесения с театра войны с цифрами убитых и раненых. Вставал мучительный и вечный вопрос, как примирить Христианство и войну. Первое проповедует любовь–всепрощение, вторая–фактически все эти христианские принципы ниспровергает. Не один вечер был посвящен обсуждению этого вопроса.

Надо заметить, что с 3-го февраля рефераты стали частым, почти обычным явлением на общих собраниях Братства. Они были прямо необходимы для того, чтобы останавливать внимание на определенном круге предметов–не разбрасываться.

10 февраля тоже предложен был реферат на тему: «Нравственность и кусок хлеба». Реферат читал студ. 2 курса Н. Концевич. Тема для реферата взята была в виду обострения в последнее время борьбы за существование, благодаря чему вопросы чести и совести отступили на задний план пред вопросом о куске хлеба. Еще на конгрессе религий в Америке было брошено по адресу христианских богословов обвинение в том, что христиане хвалятся своей религией, но почему же не живут они по ней, если она хороша. Этот упрек не только не теряет своей силы, но чем дальше, тем все острее и жгуче становится. О христианах нашего времени трудно сказать, что они христиане. Если по нынешним христианам судить о самом христианстве, то придется спросить, чем же тогда христианство лучше язычества. Напр. христианство совершенно чуждо сознательных компромиссов с демоном зла, а у нас они–обычное явление. Извиняются они очень простым соображением–жизнь того требует. Требованием жизни извиняют убийство, воровство, прелюбодеяние, одним словом, все. Но в таком случае выходит, что христианство существует не для жизни, что оно представляет одну пустую, неосуществимую мечту. Разбор этой коллизии и послужил содержанием реферата. Когда началось обсуждение реферата, было поднято много соприкосновенных вопросов, напр. вопрос о культуре, о государстве. Беседа была живая и закончилась поздно.

24 февраля вниманию Братства был предложен новый реферат на тему: «О Церкви». Реферат читал студ. 2 курса Ст. Феод. Заслоновский. Автор поставил своей целью выяснить понятие о Церкви, чтобы при свете этого понятия легче было ответить на вопрос о состоянии Церкви в нынешнее время. Кому из православных христиан не доставляет скорби нынешнее положение Церкви? Нам указывают недостатки, а мы не заботимся о том, чтобы их устранить. Иногда, наоборот, сами, смешивая или отождествляя понятие Церкви и государства, представляем неразумные требования к учащей Церкви и тем вносим путаницу и хаос в церковную жизнь, еще только более увеличивающий нападки врагов Церкви. На обязанности всех ревнителей достоинства Церкви лежит долг – бороться с т. н. церковным анархизмом. В церковной жизни личность пастыря является центральной; в нем, как в каком-нибудь фокусе, отражается вся жизнь его пасомых, которую он обязан поднимать до Христовой жизни. Все горе Церкви не в том, что мирянин лишен нрав, а в том, что у нас слишком мало достойных пастырей; нужны пастыри энергичные, ревностные. Пока же пастырство будет ремеслом, доставляющим кусок насущного хлеба, не видеть нам Церкви в славе. Другая беда наша–в разрозненности пастырских сил. В то время как враги Церкви действуют по плану и дружно, борцы за Христову правду действуют разрозненно. Нужно сплотиться и тесной стеной выступить за Христа и Церковь.

Вот итог мыслей, высказанных в реферате и особенно во время обсуждения его.

Дополнением к реферату С. Ф. Заслоновского был реферат студ. 2 курса Н. Концевича на тему «Христос и Церковь», прочитанный 10 марта 1907 г.7

Церковь, как основанная Христом, в Нем имеет свою опору. Жизнь Церкви – Христос. И в самом деле, кто нас манит в церковную ограду, как не этот Божественнейший Страдалец!

Кто почувствовал в себе благодатные движения Христовой жизни, тот не может уже оставить Христа, не может забыть Его, как не могли забыть Его апостолы, не смотря на весь позор и ужас страданий Христа. Так дорог Христос для христианина. В центре мировой жизни стоит личность, как сосуд божественного Духа. История не представляет нам другой личности, подобной Христу. В этой Личности, как воплощении Божества, заключено все богатство возможной для человека духовной жизни. Церковь, питаясь из этого источника, никогда не взалкает и не возжаждет. С другой стороны, как основанная на любви, она всегда будет выше всяких других союзов. Вот основные мысли реферата.

17-го марта Братство было обрадовано одним отрадным фактом. В это время голод но многих губерниях уносил с лица земли жертву за жертвой. Горько было читать телеграммы о том напр., что отцы голодом вынуждены были продавать своих дочерей. Братство решило хотя что-нибудь сделать для голодающих. В Академическом храме была произнесена проповедь, в которой изображалось тяжелое положение голодающих и сделан был призыв к посильным пожертвованиям. После проповеди устроен был сбор, давший несколько десятков рублей. Кроме того, одним из студентов был написан листок, изданный Братством, который приглашал всех христиан сделать хоть что-нибудь для бедствующих от голода братьев. В итоге пожертвования начали течь со всех сторон, начиная с копеек, кончая десятками рублей. Особенно поразил нас всех один случай. После одной из воскресных всенощных Преосв. Ректора остановила одна простая старушка и, отдавая в руки ему мешочек, сказала: «возьмите это и помогите голодающим, это мои сбережения». Когда в квартире своей Пр. Ректор открыл мешочек, в нем оказалось свыше 100 рублей. Вот как умеют отзываться на чужое горе православные христианские сердца. Пример старушки, отдавшей все, что она имела, устыдил нас всех. Это ли не подвиг христианской воли!

17 марта же о. А. Крупкиным был предложен реферат на тему: «об условиях современного пастырского служения». Идея реферата такая: для того, чтобы не быть в тягость своей пастве с материальной стороны, пастырь может и даже должен искать посторонних занятий, которые бы давали ему лишние средства к существованию. Реферат вызвал оживленнейший обмен мыслей. Большинство склонялось в пользу того, что пастырю лучше всего всецело отдаваться пастырскому служению, не разбиваясь и не отрываясь от задач своего служения.

В этот же день Братство имело еще одно утешение. Было получено с Барановской фабрики приглашение проповедовать в местной церкви.

В истекшем году Братство имело не только очередные собрания, во собиралось и по случайным поводам, чисто семейно. Так, бывало, кто либо из членов Братства в день своих именин приглашал всех членов на чашку чаю. Члены Братства собирались, но и здесь старались проводить время идейно. Первое такого рода собрание было 22 марта 1907 года. Приветствовав именинника, Братство поднимало какой-нибудь живой вопрос, по поводу которого сейчас же завязывалась общая беседа. Всякий говорил, что мог сказать по данному вопросу. 22 марта напр. беседа захватила всех до такой степени, так все были приподняты, что 5 часов протекли, как одна минута. Иногда на этих семейных собраниях предлагались и рефераты. 22 марта реферат был предложен о. Христофором на тему: «об основах единения». Страшно сказать, как мы разъединены друг с другом! Часто бывает, живем под одной кровлей, едим из одной тарелки, а в душах ничего общего. Этот факт, свидетельствующий об упадке любви в людях и усилении эгоистических начал, весьма печален. Его не должно быть. Там, где сам Христос – Брат нам, где Отец общий у всех, любящий и милующий, нормально-ли, чтобы существовало такое разъединение? Надо созидать единение. Основой христианского единения является Христос. Только любовь к Нему, вера в Него, воспитываемая словом Божиим и богослужениями, может восстановить столь желанное и необходимое среди нас и в церковной ограде единение. Вот мысль реферата.

24 марта было очередное собрание. В виду того, что служба была длинная и кончилась поздно, решено было провести время в братской беседе. Реферата не было. На очень короткое время Преосв. Ректор занял внимание собравшихся чтением двух писем, присланных ему из провинции. Письма были очень характерны и довольно ярко обрисовали некоторые темные стороны жизни наших захолустных уголков. Горькое чувство пришлось пережить по поводу этих двух писем. Они свидетельствовали, что есть у нас много единичных борцов за светлые начала жизни, но один в поле не воин. Каждый из них работает сам по себе без всякой поддержки; потому он борется до тех пор, пока не иссякают источники энергии. Энергия падает, и все дело, стоившее многих хлопот и трудов, погибает. Была высказана мысль о том, как бы и для дела и для добрых работников было полезно объединить их. Руководство могла бы взять на себя Академия.

На этом же заседании было доложено об издании нескольких листков под заглавиями: «наш великий грех», «добрый обычай», «в чем наше горе», «Небесная Путеводительница», «Божественный Скиталец», «радость на веки».

Вскоре после этого 28 марта было новое чисто семейное собрание. Прошло оно так же живо, как заседание 22 марта. Реферат был предложен Μ. М. Чубаровым на тему. «О реформе Церкви». Церковь нуждается в обновлении и это несомненно. Но в чем должно состоять это обновление? Можно ли изменением чисто юридических сторон жизни церковной исправить дело? Отвечают, что можно, но такой взгляд в основе своей содержит взгляд на Церковь, как на юридическое учреждение. Церковь обновляется или падает не в зависимости от изменения внешних форм. Жизнь Церкви – Христос. Если вера во Христа усиливается, оживляется, от Церкви начинает веять прохладой. Если вера падает, священники становятся обрядовыми исполнителями, Церковь начинает не удовлетворять живых запросов людей и падает. Надо начинать в деле обновления с корня. Вдохните веру в людские сердца, зажгите ревность о славе Божией, и церковный организм воскреснет.

Очередное заседание 31 марта было отголоском 28 января. Вольнослушатель Академии диакон о. Федор Марков предложил свои впечатления от встречи с нашим гостем Η. Н. Неплюевым. Н. Н. Неплюев известен всему образованному обществу не только у нас, но и за границей. Его дело встречает различную оценку. Было время, когда начинания Η. Н. закидывали грязью. В настоящее время печать оценила дело Η. Н. Самая личность инициатора Трудового Братства стала предметом интереса. Когда началась беседа по поводу прочитанного реферата о. диакона Маркова, от суждений о личности Η. Н. Неплюева скоро перешли на Трудовое Братство вообще. Членам Братства хотелось выяснить некоторые вопросы, связанные с дисциплиной Трудового Братства и, между прочим, вопрос об отрицательном отношении Η. Н. к бессистемной благотворительности. В обмене мыслями по этим вопросам прошло все заседание.

Весьма оригинально и необычно прошло заседание 7 апреля. По приглашению Преосв. Ректора братское собрание посетил странник Серафим. От 9 до 12 ч. ночи он был центром общего внимания. Сначала он молчаливо выслушивал то, что у нас говорилось, а затем, по просьбе Братства, стал рассказывать свою жизнь. С ужасом мы выслушали рассказ о борьбе со злом в мире. Расходясь, все испытывали сильный подъем духа.

Спустя неделю, Братство опять собралось на заседание, на этот раз для него историческое. Дело в том, что устав Братства решено было просить утвердить. Для этой цели, по окончательном его редактировании, он был представлен в ближайшую инстанцию–Совет Академии. Совет Академии утвердил устав Братства 12 апреля. 13 апреля об этом радостном событии было доложено Братству. Радость была великая. Братство торжествовало победу. Мысль невольно переносилась в прошлое. Вспомнили, как начинали дело, как вели, сколько трудов вложили в него, сколько отрадных минут пережили. Отрадно было на душе. Уходя с этого заседания, члены Братства уносили в своей душе твердое намерение работать с удвоенной энергией на пользу дела, начатого Братством.

30 мая 1907 года было заключительное собрание. Окончились экзамены. Предстояла разлука с Академией и Братством. Хотелось последний раз собраться для дружеских прощальных бесед, тем более что оканчивающие Академию члены Братства совершенно оставляли ее. Братство просило их не забывать Академию. Те обещали поддерживать с мест своей службы общение с Братством. Все окончившие Академический курс были объявлены почетными членами Братства. После этого председатель Братства о. Христофор дал общий очерк деятельности Братства за истекший год, а секретарь Братства Н. В. Концевич – более детальный. Председатель проповеднического Отдела Братства студ. 2 курса В. П. Виноградов представил отчет о состоянии проповедничества за истекший год.8 Подобные же отчеты дали также заведующие и другими отраслями деятельности Братства. Побеседовавши друг с другом, выяснив итоги деятельности Братства, собравшиеся члены Братства тепло простились с радушно открывавшим для них двери своей квартиры Пр. Ректором, и, напутствуемые его благословением, разошлись. С благодарным чувством разъезжались, братчики по домам. Оглядывая пройденный Братством жизненный путь, они испытывали чувство удовлетворения. Общие собрания Братства выступали пред нашим сознанием, как светлые точки в жизни Братства. Много на них было пережито, еще более передумано. Ни один член Братства не мог сказать, что даром им было потрачено время и энергия. Горячие обсуждения разных вопросов невольно будили мысль и заставляли пытливо искать ответ на них, а, главное, одушевляли всех горячим желанием – послужить матери Церкви. А это и есть задача, которой служило, служит и впредь будет служить наше Пастырско-Просветительное Братство.

Н. Концевич.

2. На деле церковного учительства9

На этом последнем в истекающем учебном году собрании нашем, посвященном общему обозрению прошедших трудов наших, мысль всех собравшихся естественно с особою внимательностью останавливается на одной из самых существенных сторон в жизни и деятельности Братства, – служении Церкви Христовой словом проповеди Евангельской. В эти прощальные часы благовременно и важно дать себе краткий и общий отчет в том, как и что сделали мы на этом пути, припомнить наши первые шаги здесь, наши труды, скорби и радости, поставленные высокие задачи и обнаружившиеся немощи...

Проповедь слова Христова – это самая первая задача, которая объединила около себя отдельных членов нашего Братства. Проповеднический кружок был основным зерном,10 из которого выросло Братство с его многообразными пастырско-просветительными задачами. Равно и доселе проповедничество и подготовление к нему составляют основную стихию в жизни Братства. С образованием Братства проповеднический кружок стал одним из его отделов и принял на себя организацию и руководство проповедническим делом, в котором в разной мере принимали участие почти все члены Братства. Частные собрания Проповеднического Отдела иногда по своему составу равнялись общим собраниям Братства, так как на них присутствовало большинство членов Братства. – Дорогие сердцу мотивы возжгли и питали эту глубокую ревность к церковной проповеди.

За последние годы Академическая церковь стала привлекать к себе громадное множество молящихся. Они не оскудевают вовсе даже и в будние дни, в которые неопустительно ежедневно совершается литургия, нередко при участии братчиков. Мы видели усердных богомольцев в своем храме во время великого поста даже в первые дни недель, когда даже и приходские церкви часто пустуют. Но особенно большое стечение молящихся мы видели в вечера пятниц за всенощным бдением с акафистом Покрову Божией Матери11 и в вечера воскресные и праздничные за молебном с чтением акафиста различным Богопрославленным светильникам церкви Христовой. Мы видели, как с умиленным сердцем и сокрушенною душою шли в наш храм эти толпы народные. Они несли сюда свое горе, ища облегчения и утешения пред образом Богоматери. Видели мы, как утешала их молитва церковная, которой внимали они «единым сердцем и которую пели едиными устами», но чувствовали мы и то, как искали они еще полноты утешения от слова живого. С какою любовью, какою радостию, каким усердием внимали они этому слову, когда время от времени оно раздавалось из уст Владыки – нашего Преосвященнейшего Ректора! Очевидно было, что здесь требовалось слово несмолкающее. Всякий раз, когда смотрели мы на все это, сильно сжималось сердце и колыхалась грудь: жатва многа, делателей же мало, – неотвязчиво охватывала эта мысль все существо и слышалось где-то глубоко внутри повелительное слово: «вы дайте им ясти... Вы... Вы, шесть-десять лет так много изучавшие слова Господни, неужели же не найдете в своей душе слова утешения – назидания?! Вы, которых длинными годами Церковь готовила в пастыри Израилю, неужели же все еще не имеете в себе духа пастырского соболезнования, все еще не воспламенили в себе огонь святой ревности пастырской. Неужели же вы не имеете доселе ничего, чтобы дати им ясти?!» Среди этих размышлений и внутренних борений мы преисполнялись решимостью приступить к исполнению долга своего, долга питомцев духовной школы, задача которой просвещать светом Боговедения сынов Церкви родной, мы решились выступить сотрудниками Владыки на кафедре церковной.

С другой стороны, нравственно-идейные течения все более и более росли и ширились внутри Академического студенчества в противовес чуждым истинному духу православной Академии настроениям практического религиозного индифферентизма и бурным порывам к внешней социально-политической и церковной реформе. Высокая идея внутреннего религиозного самовоспитания, самоприготовления к будущей церковной деятельности властно влекла к себе и производила благодетельное брожение в отдельных слоях студенчества. Рождались попытки и живо обсуждались способы частного братского сближения и общения для обсуждения вопросов личного религиозного опыта. Отдельные лица пробовали объединяться в кружки, боязливо нащупывая почву в сердцах сотоварищей для одинаковой христианско-идейной работы. Эти попытки обычно разбивались о камень разномыслия. При одном из таких случаев крушения мне самому, вместе с одним из здесь присутствующих братчиков, пришлось быть непосредственным свидетелем и участником. В одну из октябрьских суббот получили мы приглашение принять участие в основании религиозного кружка и для того явиться на келейное собрание в одной из студенческих комнат, единственный обитатель которой, доживавший в ней последние дни (он был уже окончивший курс Академии), с радушием предоставил свое помещение для глубоко-симпатического для него дела. В глубокой тайне от всех собралась мы туда, человек восемь, разных курсов, лица, – друг другу все мало знакомые. Сели... Всем как-то неловко... Никто не решается первым высказать свое слово и сознаться пред всеми, зачем собственно пришел он сюда. Прошло несколько минут томительного, тягостного молчания, как наконец старейший из присутствовавших начал свою речь, длинную, тягучую, о задачах, которые должен поставить себе имеющийся образоваться кружок. Начались рассуждения и прения. С первых же слов стало ясно, что единения не может последовать... Один ставил задачею кружка – оппозицию современной церковной политике, протесты против утвердившихся внешних норм церковной жизни, другой – мирную работу над собственным миросозерцанием и духовным настроением, четвертый предлагал установить нечто в роде братской исповеди и контроля в мыслях и делах, пятый – систематическое братское изучение евангелия и церковных песнопений, – иные – творений отцов Церкви. Мы с своей стороны энергично настаивали на введение в программу кружка проповеднической деятельности; хотя многие из этих задач вполне совместимы друг с другом, однако же дело обстояло так, что каждый сторонник одной задачи совершенно отрицательно относился к другой. Не сговорившись по вопросу о задачах кружка, собравшиеся перешли незаметно к обмену мнений по различным вопросам церковно-общественной жизни. Пробеседовав до полуночи и констатировав и здесь полное разномыслие, решили наконец разойтись с тем, чтобы в следующую субботу снова собраться. С тяжелым чувством внутренней неудовлетворенности вышел я из собрания, смутно сознавая, что дело не удалось. И действительно, накануне следующей субботы нам объявили, что собрания не будет. Почему? «Кружок более не существует». Кружок не удался, но нравственно-идейные течения не умирали, а продолжали расти во внутреннем взаимодействии. Наиболее крепкое и живое сочувствие получила мысль о необходимости более сознательно и внимательно относиться к внутренней, идейно-благодатной стороне церковного богослужения, а в особенности к предлагаемым на нем евангельским чтениям. В слои студенчества все более и более проникало живое убеждение, что для истинно-христианского участия в богослужении к нему необходимо готовиться предварительным размышлением о смысле и идейном содержании отдельных его частей. Эта мысль не замедлила породить особый «Евангельский» кружок, теперь уже окончательно слившийся с нашим Братством, который поставил для себя правилом собираться за несколько часов пред воскресным или праздничным богослужением для совместного изучения евангельских чтений и церковных песнопений имеющего быть богослужения. Но эта же идея оплодотворила и нашу решимость приступить к проповеднической деятельности. Часы пред богослужебных праздничных саморазмышлений давали душе живое духовное содержание и создавали прямую потребность поделиться с другими плодами своей внутренней духовной работы. Насущные нужды Академического богослужения указали нам, что наиболее соответствующее и разумное удовлетворение эта высокая потребность должна находить на церковной кафедре.

В конце октября впервые раздалась наша проповедь в Академическом храме. На первых же порах стало ясно, что избыток духовной энергии проповедников превосходил потребности Академического храма, и потому наша деятельность вскоре же, с разрешения Его Высокопреосвященства Владыки Митрополита, захватила и приходские храмы. Таким образом, кроме центрального проповеднического пункта при Академической церкви, образовалось еще три частных пункта при трех ближайших приходских церквах – Рождественской, Петропавловской и Ильинской. Дело было организовано так, что при каждом из этих частных пунктов состоял особый кружок постоянных проповедников из членов Проповеднического Отдела Братства. Проповедническое дело находилось в непосредственном заведывании Председателя Проповеди. Отдела, которому принадлежало и общее личное руководство всею проповедническою деятельностью Отдела. Обязанность проповедовать в Академическом храме несли все члены Отдела по соглашению каждый раз с Председателем. По временам наша проповедь раздавалась и в других церквах Посада в зависимости от наличности свободных сил, личного усердия проповедников и особых обстоятельств, но не иначе как с ведома Председателя Отдела. К концу же года в ведение Отдела вошла церковь при Барановской фабрике, куда и был командировав один из членов для ведения собеседований по воскресным дням после вечерни.12 С конца октября и до половины апреля13 членами Отдела и Братства было произнесено более 150 поучений, причем количество поучений, произнесенных каждым членом в отдельности, было далеко не одинаково и зависело от их личной ревности и некоторых внешних и внутренних условий личной жизни. Наиболее внимание было обращено на правильную постановку проповедничества в центральном пункте – Академической церкви. Здесь проповедь неопустительно слышалась по пятницам (за всенощным бдением) и воскресным дням (собеседования после вечернего молебна), а также довольно часто по субботам (за ранней литургией) и праздничным дням (обычно за всенощ. бдением). В приходских церквах, где поучения произносились за ранними воскресными праздничными литургиями, бывали иногда опущения. Наиболее слабо в этом отношении дело обстояло в Ильинской церкви, так как состоявший при ней проповеднический кружок был слишком малочислен. Как в выборе тем, так и в отношении формы и содержания поучений, члены Отдела не имели почти никаких ограничений и были предоставлены своему личному вдохновению; лишь в отношении собеседований за вечерним воскресным молебном наблюдалось правило, чтобы они были посвящены истолкованию очередного евангельского чтения. Проповеди бывали иногда предварительно написаны, иногда нет. Первые могли быть произносимы и по тетрадке, но обычно они говорились наизусть. Прежде произнесения проповедники сообщали в письменном виде темы и планы своих проповедей председателю Отдела и заносили их в особо заведенную для этого книгу. Более излюбленным и устойчивым типом проповеди был краткий нравственно-психологический анализ или комментарий того или другого стиха из Евангелия или церковных песнопений. Выяснение тех движений христианского религиозного чувства, которые воодушевляют данное церковное песнопение, и сообщение, возгревание их в молящихся – вот наиболее излюбленная цель, которую ставили себе проповедники. Нам хотелось, чтобы молящиеся преисполнялись тою же силою религиозного воодушевления, которою пылали творцы церковных песнопений, тем же богатством живого идейного содержания, которое возгревало некогда дух церковных песнотворцев. Такая проповедь наиболее соответствовала полному торжественности, духовного подъема и религиозно-мистической настроенности, богослужению Академического храма. Ее достоинство полагалось не столько в глубине и оригинальности мысли, сколько в силе религиозного воодушевления и духовного горения, которым она дышала. Гори огнем молитвы и пламени им сердца людские, – вот основное требование, которое предъявлялось проповедникам. Кто шел по пути этого требования, тому мы охотно прощали недостатки в отношении стиля и недочеты со стороны формы. В церквах приходских, соответственно несколько иной богослужебной молитвенной атмосфере, наша проповедь отличалась меньшею степенью лиризма и всегда тяготела к типу простой, безыскусственной передачи основных истин веры и нравственности.

Плоды нашей деятельности, уже по самому существу ее, не могут быть подсчитаны количественно. Ведь, дело проповеди есть дело внутреннего невидимого сеяния в душах людских, и потому нельзя теперь же сказать, какой росток дали эти семена слова на живой ниве Христовой; упали ли они на почву каменистую или добрую, или же, наконец, самые семена не имели достаточной жизнетворной силы – неведомо нам. Но несомненно, что в большинстве случаев наша проповедь встречала явно радушный прием. Когда толпа народная тесным полукругом сдвигалась у церковного амвона или проповеднической кафедры14 при появлении проповедника, мы видели здесь утешительный знак сочувствия вашему слову. Когда среди слушателей пред глазами проповедующего лились слезы умиления и пред слухом его раздавались благоговейные воздыхания, то мы благодарили Господа за то, что труд наш не был бездейственен. Иные из слушателей отыскивали после богослужения проповедника и выражали ему лично глубокую признательность за доставленное духовное утешение. Иные стремились завязывать живую связь с тем, или другим проповедником, прося дать проповедь «дома почитать», руководствовать, что вообще и как полезнее должно читать. Иногда они делали полезные замечания относительно произнесения проповеди: погромче, поотчетливей... Не раз приходилось слышать от прихожан того или другого храма сетования, если в какой-либо воскресный день не было сказано нами поучения. Эти факты с глубоким чувством утешении, радости и благодарения Богу воспоминаются теми из нас, с кем они были. Это были поистине глубоко-утешительные явления, это были светлые, благословенные моменты, в которые оживал дух наш, усиленно возгорался огонь священной ревности о живом сеянии слова Христова. Как дороги они были нам в те периоды духовного уныния и временного ослабления духовного рвения, которые по временам постигали отдельных лиц из нашей среды!! Не скрою: были в нашей деятельности такие периоды, но благословен Бог, Который не попустил нас быть искушаемыми сверх сил, но при искушении давал и облегчение, так чтобы мы могли перенести (1Кор.10:13.).

Два крупных дела были созданы нашею проповедью. В день Введения во храм Божией Матери единодушная проповедь во всех почти церквах Посада положила начало целому учебно-воспитательному, благотворительному учреждению – убежищу для бесприютных детей под именем «Союза Детей».15 Частые просьбы слушателей дать ту или другую проповедь на дом для семейного чтения указали нам на благовременность и назревшую нужду сеять слово учения и за стенами храма в частных домах и семьях. Для удовлетворения этой потребности мы приступили в начале марта к печатанию наиболее живых и назидательных поучений. В полтора месяца при своих, очень скромных, средствах мы успели издать листки 10 названий в количестве около 70 тысяч экземпляров. Из них около 50 тысяч мы уже распространили не только в Посаде (при посредстве своей Академической церкви, где листки раздавались по воскресным дням после собеседований, а иногда и по пятницам за всенощной), но и по всем концам нашей родины, как при посредстве ж. «Христианин», так и чрез отдельные заказы, которые делались нам простыми мирянами и скромными, неизвестными нам дотоле, сельскими батюшками и достоуважаемыми ректорами семинарий, настоятелями монастырей и, наконец, преосвященнейшими архипастырями. Епархиальная печать отметила наши листки лестным одобрительным отзывом.16 Листок «Наш великий грех»17, содержавший призыв к помощи голодающим, разойдясь в 8–9 тысячах, завоевал не одну сотню сердец на дело благотворения голодающим. При одной только редакции «Христианина» было собрано более 800 рублей, на каковые средства и был открыт редакцией особый питательный пункт в Самарской губернии под непосредственным наблюдением одного из членов нашего Братства. – Утешительны отдельные жертвы на это дело благотворения. Один протоиерей одного из уездных городов Моск. губ. написал в редакцию, что он прочитал в церкви наш листок и собрал свыше 40 р., каковые и препровождает в редакцию. Другой глубоко трогательный случай с одной бедно одетой женщиной был передан нам на одном из наших собраний Преосвященнейшим Почетным Председателем и уже отмечен в сегодняшнем докладе секретаря Братства.18

Как и всякая, наша деятельность имела недостатки, подчас в серьезной мере и степени. Особенно ярко и, разумеется, в неблагоприятную сторону, отражалась на наших проповедях малое или даже совершенное незнакомство с искусством декламации. У одних проповедников речь была слишком мало выразительна, у других недостаточно громка, у третьих, наоборот, криклива, у иных сантиментально-плаксива или тягуче-однообразна. В отношении внешней формы требовалось бы более отделки, со стороны содержания – большей продуманности, более глубины религиозной мысли и чувства. В общую постановку дела нужно бы внести более систематичности. Но все эти недостатки в преимущественной степени зависели не столько от самих проповедников, сколько от внешних условий деятельности.

Оглядываясь на то, что нами сделано, и сравнивая с тем, что было раньше, каждый из нас, дорогие собратья, думаю, прежде всего не может не преисполниться чувством священного благодарения Верховному Пастыреначальнику Господу, который, «производит (в людях) и хотение и действие по Своему благоволению». (Фил.2:13) Всем вам известны далее труды нашего Преосв. Председателя в создании и поддержании нашего дела. Не буду сейчас говорить о них, да не покажутся мои слова «словесами льсти». Но в настоящем собрании долг наш принести глубокую благодарность тем профессорам нашей Академии, которые примером своего личного выступления на церковной кафедре нравственно ободрили нас в нашем деле. Будем надеяться, что при их сердечном участии Христос Спаситель, Божественный Глава Церкви Своей, начанший дело благое в нас, будет совершать его в нас, (Фил.1:6.) и для того соберет нас снова с начала будущего учебного года во «едино стадо» для единодушного чистого служения священнейшим идеалам того нашего небесного отечества, «куда предтечею за нас вошел Иисус» (Евр.6:20.) в этот день славного Вознесения, в канун которого мы собралась на ваше последнее прощальное братское собрание.

Василий Виноградов

3. Издательский отдела Пастырско-Просветительного Братства

Пастырско-Просветительное Братство, преследуя просветительные задачи, с самого начала имело в виду издание книжек, брошюр и листков религиозно-нравственного характера. В течение первых месяцев однако издательское дело не могло наладиться, отчасти по отсутствию средств, отчасти по недостатку энергии, отчасти потому, что не ясно было, что полезнее всего издавать. На одном из собраний в Январе м. решено было начать издательскую деятельность с листков, так как этот род издания наиболее соответствовал главной деятельности Братства – проповедничеству. Тогда группа членов Братства решила энергично взяться за дело и издать четыре листка; к тому же некоторые лица пожертвовали сумму в 36 руб. на издательство (в том числе 1 руб. был прислан подписчицей жур. «Христианин»).

На первой неделе Великого поста вышли 4 листка серии А. (50 к. за сотню) в количестве 40000 экз. (4 листка по 10000): № 1) «Добрый обычай»; в этом листке автор возбуждает вопрос о восстановлении и развитии семейных праздничных собраний, посвященных беседам о религиозно-нравственных вопросах; № 2) «Небесная Путеводительница» – проповедь о благодатной помощи Божией Матери и о молитвенном обращении к Ней в скорбях и бедствиях. № 3) «В чем наше горе» – проповедь, рисующая современное тяжелое положение, и призывающая к покаянию, примирению и единению, № 4) «Наш великий грех» – проповедь, призывающая к помощи голодающим. Через некоторое время вышли 2 листка серии Б (в ½ листа, на лучшей бумаге, 1 р. 30 к. за сотню) в количестве 6000 экз.: № 1) «Божественный Скиталец» – проповедь Преосвящ. Евдокима, изображающая Христа, как Вечного Скитальца на земле, № 2) «Радость на веки» – проповедь, дающая глубокое философское объяснение Херувимской песни.

На 6-ой неделе Великого поста были изданы еще 4 листка по 6000 экз. (всего 24000) серии А: № 5) «Убойся распинать снова Сына Божия» – проповедь о страстях Господних, призывающая к покаянию, № 6) «От земли на небо», по стопам Богоматери – проповедь, рисующая земную жизнь Богоматери в Ее возвышении к Богу, и призывающая следовать по Ее стопам. № 7) «Пойдем за Христом» – проповедь, призывающая к самоотречению и следованию за Христом, № 8) «Воистину Воскресе!» – пасхальная проповедь о радости Светлого Воскресения. Всего было выпущено 64.000 листков 1-ой серии и 6000 лист. 2-ой серии.

Расход к 1-му Июня 1908 г.: по печатанию и пересылке – 180 р. 08 к. Приход: указанная выше сумма 36 руб., от продажи листков – 188 р. 45 к., в том числе получено было наличными 165 руб., оставалось в долгах 23 р. 45 к. К 1-му Июня в наличности имелось 20 р. 92 к.

Расход листков: 1) продано было к 1-му Июня 37634 серии А и 4032 серии Б (в том числе отдано на комиссию 1200 сер. А и 200 сер. Б), частью по удешевленной цене (именно членам Братства, приобретающим листки на свои средства для раздачи их). 2) бесплатно роздано 7606 л. серии А. и 710 серии Б., в том числе часть листков была роздана членам Братства, авторам изданных проповедей (по 100 экз.); листок № 4 «Наш великий грех», посвященный помощи голодающим, рассылался бесплатно для более широкого распространения его (роздано бесплатно 3750 листков); затем, уехавшим в Самарскую губернию для работы среди голодающих, было выдано 1600 лист. серии А. и 300 л. серии Б. для бесплатной раздачи населению.

В течение лета (к 1-му Сентября) было продано 2356 л. сер. А. и 164 лист, серии Б., и роздано бесплатно 120 сер. А. и 30 сер. Б. Оставалось н наличности к 1-му Сентября 16284 сер. А. и 1064 серии Б. – Выручено от продажи листков 10 р. 81 к.; получено долгов 14 р. 85 к.; расходы 1 р. 21 коп.; к 1-му Сентября в наличности состояло 45 р. 37 к.

Интересно рассмотреть вопрос, среди какого населения наиболее распространялись листки Братства. При журнале «Христианин» было разослано около 9000 листков. В Академической церкви было роздано около 5300 л. сер. А. и 1900 сер. Б. Листки раздавались богомольцам частью в пятницу за всенощной, на которой обыкновенно читается акафист Покрову Божией Матери, частью на беседах, происходивших каждое воскресение в 31/2 ч. дня (в Великом посту эта служба была посвящена страстям Господним); листок № 5 раздавался на вечерне в Великую пятницу, а пасхальный листок – на светлой заутрене.

В 2 монастыря было послано около 2500 листков для раздачи богомольцам. Одна фабрика выписала 2500 листков для раздачи народу после богослужений во время Великого поста. Большая часть остальных листков были высланы городским священникам, частью при посредстве членов Братства, для раздачи в храме, после Богослужения (в том числе две Духовные Семинарии выписали 2300 листков). Таким образом можно в общем констатировать тот факт, что листки Братства распространялись преимущественно среди городского населения; сравнительно небольшое количество их распространилось в деревне.

Какую пользу принесли листки Братства, учесть невозможно, но можно надеяться, что они были теми семенами добра, которые, западая в душу читателей, производят в ней невидимую работу, способствуют развитию добрых христианских начал в людях и в свое время приносят видимые плоды. Братство надеется, что его издательская деятельность, хотя и скромная, не была бесполезной в общехристианской работе над созиданием Царства Христова. Работая во имя Христа, Братство верит, что Господь Иисус Христос благословит и его издательское дело.

* * *

1

Был напечатан в «Христианине», 1907, № 1, стр. 215–219.

2

Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1907 год, стр. 67–73.

3

Из отчета секретаря Братства.

4

Реферат напечатан в № 1 «Христианина» за 1907 г.

5

Напечатан выше, стр. 3–6. См. также статью: «Пастырско-Просветительное Братство при М. Д. Академии», Христианин. 1907, №1, стр. 211–214.

6

Пребывание Η. Н. описано в статье «Дорогой гость в Академии». Христ. № 2-ой за 1907 г.

7

Реферат напечатан № 10 «Христианина» за 1907 г.

8

Этот отчет см. ниже: «На деле церковного учительства», стр. 20–28.

9

Из отчета председателя Проповеднического Отдела Братства.

10

Об этом смотри «Христианин». 1907 г. № 1. «Пастырско-Просвет. Братство при Московской Духовной Академии», стр. 211–213. Также: «Цель и задачи Пастырско-Просветительного Братства при Московской Духовной Академии», стр. 215–219, и выше стр. 3–6.

11

Об этом смотри Д. Радонежского–«Отрадное явление», Душеполезное Чтение, 1907, Январь, стр. 164–167.

12

Проповеднический труд здесь даже вознаграждался денежно.

13

С наступлением экзаменов правильное занятие проповедничеством естественно прекратилось.

14

К концу года по распоряжению Владыки была устроена особая передвижная проповедническая кафедра.

15

О нем см. №№ 2 и 3 «Христианина» за 1907 г. «Союз Детей» А. Введенского. Также «От слов к делу» Д. Радонежского, Душеполез. Чт., 1907 г. Апрель.

16

См. Самар. Εп. В. 1907 г.

17

Был перепеч. в Твер. Еп. Вед.

18

См. выше, стр. 16.


Источник: Пастырско-просветительное братство при Московской духовной академии (Первый год существования) / [Иеродиакон Христофор]. - Сергиев Посад : Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908. - 31 с. (Авт. указан в конце текста. Оттиск из: №№ журнала "Христианин" за 1907 и 1908 гг.)

Комментарии для сайта Cackle