В.П. Тихонравов

Очерки монастырей Владимира на Клязьме и его окрестностей

Источник

Содержание

Рождественский монастырь Успенский женский монастырь Боголюбов монастырь Древний Покровский монастырь  

 

Рождественский монастырь

Рождественский монастырь расположен в самом центре города, на валу, получившем название архиерейского. Особенно красив монастырь с полотна железной дороги: по зеленому валу тянется длинной белой полосой монастырская стена, за которой видны монастырские здания, а надо всем этим горит медная, вызолоченная гальваническим способом, глава монастырского храма.

С главной улицы города ведут внутрь монастыря святые ворота, украшенные по стенам и сводам фресками старинного письма. На своде передней части ворот изображение Иисуса Христа с ангелами и апостолами по обе стороны. Ниже изображены два момента страшного суда: направление грешников к месту мучения и праведников к месту блаженства. Далее идут изображения на библейские сюжеты и изображения местных святых.

В часовне при Святых воротах находится старинный образ Рождества Пресвятой Богородицы .(около 2 арш. высоты и 1 1/2 арш. ширины) в серебряной ризе: в центре иконы – изображения Иоакима и Анны в молитвенных позах, а между ними младенец в пеленах; в других местах иконы изображены события из жизни Пресвятой Богородицы и ее родителей, а на верху иконы находится очень оригинальное и выдержанное изображение лиц Св. Троицы в нисходящем порядке. За святыми воротами лежит широкий двор в рамке монастырских зданий. Наиболее сохранившим свой первоначальный вид зданием является шатровая колокольня, построенная в 1654 году, где и по настоящее время висит 300 пудовый колокол, пожертвованный Михаилом Феодоровичем, как это видно из следующей надписи вокруг колокола: «Божиею милостию повелением великого Государя Царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси Самодержца слит сей колокол в летии 7144 (24) лето государства при его Царице и великой княгине Евдокии Лукияновне и при благородных чадех царевиче князе Алексее Михайловиче (лета 1636) и царевиче князе Иване Михайловиче, и царевне и великой княгине Ирине Михайловне, и царевне и великой княгине Coфии Михайловне, и царевне и великой княгине Татиане Михайловне, и при их богомольце Святейшем Иоасафе патриархе Московском и всея Руси в третие лето патриаршества его и дая Государь сей колокол во град Владимир пречистые Богородице в Рождественский монастырь и великого чудотворца князя Александра Невского по отце своем Государе блаженные памяти великом Государе Святейшем Филарете Никитиче патриархе Московском и всея Руси в в вечную память»1

Рождественский Архиерейский монастырь

Рядом с колокольней находится церковь Рождества Богородицы, которая явилась первоначальной постройкой нынешнего Рождественского монастыря. Под 6699 г. (1191) летописец Нестор занес следующие слова: «того-ж лета заложи Великий князь Всеволод церковь каменну во граде Володимир Рождество Св. Богородицы августа в 22 день при Епископе Иоанне», через 6 лет церковь уже была готова; под 6705 г. (1197) Нестор говорит: «Той же осени освящена бысть церковь Рождество Св. Богородицы юже созда Великий Князь Всеволод».

Небольшой (9 – 6 1/2 саж.) одноглавый храм, сложенный из белого камня, существовал без всяких перемен около 500 лет, но пожары (особенно 1491 и 1536) и время заставили заботиться о прочности храма. В 1678 г. к храму была сделана пристройка, значительно переменившая его первоначальный вид, но не сделавшая его более прочным. Понадобились новые ремонты. Белый камень первоначальной постройки был заменен кирпичом, но неудачно. Церковь изветшала настолько, что нельзя было совершать богослужения до 1858 г., когда Император Александр Николаевич пожертвовал до 40,000 руб. на возстановление храма в его первоначальном виде. Храм был разобран и снова сложен с сохранением прежней архитектуры (по образцу Дмитриевского собора, так как первоначальная архитектура их была одинакова).

В этом храме осенью 1263 г. был погребен Александр Невский. Через 118 лет при Дмитрии Донском были открыты его мощи и поставлены в этом же храме,\ что сделало Рождественский монастырь предметом особой заботы Великих Князей и Московских Государей, не оставлявших его своими пожертвованиями. При Петре Великом, в 1723 году, мощи Александра Невского были перенесены в Александро-Невскую Лавру. Над местом погребения Александра Невского висит его образ в схимническом одеянии, относящийся к XVI веку. Памятников старины в храме нет, но вся утварь храма и иконостас сделаны в древнерусском стиле.

Кроме указанного храма в монастыре есть теплая Крестовая церковь, значительно позднее построенная, с приделом в честь Иверской иконы Божией Матери, построенным после 1812 года.

Среди предметов, заслуживающих особого внимания, следует отметить образ Александра Невского в преподобническом одеянии на шелковой пелене. Образ вышит золотом, серебром и шелками. Сверху и по бокам образа вязью вышит тропарь святому, а внизу надпись: «Лѣтү ҙрка-го приложила сiю пеленү ҵревича и великого кҥзѣ Ивана Ивановича Всеѣ Рүси Цҏца Парасковгѣ». Упоминаемая Прасковия, жена сына Грозного Ивана Ивановича, за которого она и положила пелену, вышитую ею среди монастырского досуга на Белом озере, где она была насильственно пострижена, или во Владимире,\ где жила некоторое время в нынешнем женском монастыре.

Холодный храм Рождественского Архиерейского монастыря

Следует также обратить внимание на древнюю икону Знамения Божией Матери, которой, по преданию, крестная мать благословила Александра Невского на поход против Шведов. Но, по разсказам монастырских старожилов, существовали две иконы Знамения Божией Матери; одна из них пропала и неизвестно, к какой из них относилось предание.

Кроме указанных икон, в Монастыре довольно много церковной утвари, относящейся к периоду 12–17 вв.

Что касается истории монастыря, то интересно отметить, что его значение стоит в связи со значением самого Владимира. При основании монастыря Всеволод указал ему быть старейшим, но с возвышением Москвы первенство начинает переходить к Троице-Сергиевской Лавре, а указом Грозного 1561 г. Владимирский Рождественский Монастырь был поставлен вторым. Когда Москва уступила свое место Петербургу и там была основана Александро-Невская Лавра, то описываемый монастырь стал уже на 3-е место.

В средине 18 века (1744) монастырь был обращен в архиерейский дом, а в конце века (1788 г.), когда Владимирская епархия была соединена с Суздальской, был упразднен, и в архиерейском доме жили главнокомандующие, пока указом Св. Синода 1798 г. Епископская резиденция не была перенесена из Суздаля во Владимир и монастырь снова был открыт.

Успенский женский монастырь

На западной окраине древнего Владимира, на валу, возвышающемся над Лыбедью, а теперь недалеко от Большой Нижегородской улицы стоит Успенский Женский Монастырь.

Свернув вправо от Большой улицы, вы прямо подходите к украшенным живописью Святым воротам, которые обычно заперты и открываются только по большим праздникам. Проникнув через простые белые ворота, находящиеся рядом со Святыми, вы очутились в уютно, но не тесно застроенном монастырском дворе. От самых ворот ведет небольшая, широкая аллейка к площадке перед двумя храмами. Каждый храм окружен раскиданными около него могилками, опрятно убранными с недорогими памятниками и большинство с зажженными лампадочками. Небольшая лужайка отделяет могилки от построенных по окраинам двора одноэтажных домиков в 3 окна – келий сестер. Есть и большие 2-хэтажные здания: келья настоятельницы, больница, школа. Под школой помещается целый ряд келий послушниц, занимающихся шитьем и рукоделием. Здесь постоянно слышится стук швейных машинок, и всегда можно встретить городских заказчиц.

Общий вид монастыря

Как я уже сказал, середину монастырского двора заняли храмы: холодный – Успенский и теплый, освященный во имя Иоанна Златоуста Успенский храм, построенный Всеволодом в 1200 году, в значительной мере сохранил свою первоначальную архитектуру, хотя и подвергался частным ремонтам и сделался жертвой пожара в 1855 г. В храме обращает на себя внимание стенная живопись (альфреско), которой на свои средства украсил храм патриарх Иосиф. Правда, в 1866 г. пришлось живопись подновлять, т. к. штукатурка, по которой была сделана живопись, стала обсыпаться, но реставрация была сделана тщательно. Я не буду останавливаться на содержании живописи и отошлю интересующихся к изданию монастыря под заглавием «Историческое описание первоклассного Княжнина Успенского Женского монастыря в г. Владимире». М. 1900 г.

Из находящихся в храме икон следует наметить икону Успения Божией Матери и Владимирскую икону Божией Матери, составляющие подарок патр. Иосифа. Есть несколько икон, богато украшенных драгоценными камнями. Главной святыней храма являются мощи св. мученика Авраамия в серебряной раке с вышитым изображением святого. В Благовещенском и Христорождественском пределах находятся древние гробницы княгинь. Здесь погребена основательница монастыря Мария Шварновна, супруга Всеволода, и Анна, его вторая супруга; здесь же погребены две супруги Александра Невского, Александра и Васса, и его дочь, Евдокия. Теплая церковь во имя Иоанна Златоуста с приделами Казанской иконы Божией Матери и Св. мученика Авраамия происхождения очень недавнего. В этом храме обращают на себя внимание царские врата – работы 17 в., богато украшенные, и образ Спасителя, сидящего на престоле с Евангелием; по бокам Александр Невский и Авраамий в молитвенных позах. В монастырской ризнице обращают на себя внимание Плащаница и образ Успения Божией Матери, шитые шелками и впервые упоминаемые в описи 1763 г. Из предметов древней церковной утвари можно указать только ковчег, крест и чашу, подаренные патриархом Иосифом, да кадило, подаренное Великой Кн. Марфой Матвеевной по Феодоре Алексеевиче.

Из истории монастыря следует отметить, что здесь жили невольные монахини, Прасковия, жена Ивана Ивановича, сына Грозного, и Ксения, дочь Бориса Годунова.

Боголюбов монастырь

В 15 минутах езды от Владимира по железной дороге находится один из наиболее старинных, больших и богатых русских монастырей – Боголюбов.

Подъезжая к первой от Владимира станции, получившей свое название от монастыря, путешественник видит южную часть монастырской ограды, возвышающиеся над ней здания и купола церквей. Большое пространство, занятое монастырем, кругом обнесено каменной стеной, в северной части которой устроен главный вход – Святые ворота, украшенные живописью. Ворота были построены самим Андреем Боголюбским, и над ними была устроена церковь во имя Андрея Первозванного. Разрушаемые временем и врагами (нашествие Батыя), ворота пришли в упадок и в монастырских записях 1683 года говорится, как бы о новом построении Св. ворот с церковью во имя того же святого. И после этого церковь несколько раз перестраивалась, пока в 19 в. не приняла настоящего вида и была освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы. В церкви обращает внимание на себя стенное изображение Тайной вечери яркостью, колоритностью тонов и выпуклостью фигур. Резко выделяется среди окружающего, висящее на алтарной стене, изображение Жертвоприношения Авраама, где художник передает не библейский сюжет, а психологический момент.

Сойдя со ступенек Св. ворот, вы приблизитесь к большому соборному храму во имя Боголюбской иконы Божией Матери, построенному в 1855–1868 гг. Кроме главного придела, здесь еще два: во имя Симеона Богоприимца и Ап. Петра и Павла. В этом храме стоить чудотворный образ Боголюбивой Божией Матери, особенно уважаемый в крае. Я не буду останавливаться на истории образа и предложу только обратить внимание на драгоценный крест, вделанный в икону с правой стороны от лика Богоматери, подарок Феодора Алексеевича. Здесь же в храме находится старая рака от мощей Андрея Боголюбского с вдeланною в нее частицею мощей.

Более скромная по своим размерам и богатству Рождественская соборная церковь представляет больше интерес для историка, как построенная самим Андреем Боголюбским по указанию Богоматери, явившейся здесь князю. Каков был первоначальный вид церкви можно судить по следующему сообщению Киевской летописи: «благоверный и христолюбивый князь Андрей церковь преславну Святыя Богородицы Рождества, посреде города, камену созда в Боголюбом и удиви ю паче всех церквей, подобна та Святая Святых, юже бе Соломон царь премудрый созда.... украси ю иконами многоценными, златом и каменьем драгым, и жемчугомъ великым безценным, и устрой ю различными цатами и аспидными цатами украси, и всяким узорочьем удиви ю, светлостью же не како зрети, зане вся церква бяше золота; и украсив ю, и удивих ю сосуды златыми и многоценными, тако яко и всем приходящим дивитеся, и вси бо видевше ю не могут сказати изрядныя красоты ея» (Киевск. лет. ст. 111).

Ничего подобного нельзя сказать о современном состоянии церкви: разграблены богатства, уничтожены временем и позднейшими строителями (игуменами) следы древнего зодчества, так, напр., в 1722 г. по вине игумена Ипполита, расширившего древние узкие окна в сводах храма, рухнул купол, а в 1756 г. храм был совершенно перестроен. Что касается внутреннего украшения храма, то здесь в Андреевском приделе обращают на себя внимание 4 иконы: Распятие Иисуса Христа, Преображение, Аарон и 3axapия. К северной стороне храма примыкает сохранившее свою древнюю архитектуру небольшое здание моленной комнаты Андрея Боголюбского, сообщающейся с храмом окном, через которое князь и семья его могли слушать богослужение. Предполагают, что это остаток княжеского дворца, но без достаточных оснований и даже называют сохранившуюся комнату спальней князя, что совершенно не мирится с чувством глубокого уважения, которое Андрей Боголюбский питал к святости храма. Сохранив древнюю архитектуру и отчасти орнаментовку, комната и сени в значительной мере потеряли от того, что стены расписаны отдельными сюжетами печального события 1174 г., вместо того, чтобы сохранить прежний вид. Кроме комнаты и сеней, сохранилась небольшая ниша у нижних ступеней лестницы, где израненный князь укрылся было от убийц, но был найден и умерщвлен. Тело Андрея Боголюбского было выброшено злодеями в сад. На месте, где лежало тело, впоследствии была выстроена часовня, сначала деревянная, а в 1911 году каменная. В северной стене часовни вделан загадочный камень с выпуклостями с 3-х сторон, напоминающими человеческую голову. По всей вероятности, это подставка для креста, быть может поставленного на месте часовни до нее и потом затерявшегося. Недалеко от входа в храм, на месте явления Богоматери Андрею Боголюбскому, находится Святой шатер, утвержденный на 4-х столбах и покрывающий круглую чашу, из которой, будто бы, Андрей Боголюбский раздавал милостыню и в которой теперь торжественно освящают воду в день Св. Леонтия (18 июня).

Пристройка к храму Рождества Богородицы, где молился и слушал богослужение Андрей Боголюбский

Недалеко от Рождественского храма находится зимняя Благовещенская церковь. Храм этот был построен самим Андреем Боголюбским и освящен во имя мученика Леонтия. Церковь была вероятно построена из белого камня, как и другие храмы, воздвигнутые Андреем Боголюбским. Церковь несколько раз перестраивалась. Одно время в 1780 г. была упразднена, и помещением воспользовались для келий, но в том же году возстановлена и освящена во имя Андрея Боголюбского. В 1820 г. была переименована в Благовещенскую, и устроен придел во имя Леонтия. При входе в храм обращает на себя внимание изображение Тайной Вечери, отдельно передающее моменты благословения хлеба и вина, при чем Христос изображен дважды, апостолы же разделены на две группы по 6-ти человек. В самом храме ничего выдающегося нет, но на всем лежит отпечаток, правда не глубокой, старины, выдержанности и монашеской скромности.

В кладовой монастыря много церковной утвари, среди которой следует отметить: потир из чистого золота с серебряным поддонком, в нем весу 1 фунт 72 зол.; серебряный крест с надписью на обороте: «мощи Св. Апостол Петра и Павла»... Два Евангелия, напечатанные в 1644 г., в царствование Михаила Феодоровича. Требник 1123 года. Меч духовный Киевской печати 1666 г. Уложение царя Алексея Михайловича 7157 (1649) года.

Древний Покровский монастырь

На юго-восток от Боголюбовского монастыря, на разстоянии 10–15 минут ходьбы, за небольшой каменной оградой с воротами, увенчанными колокольней, стоит наиболее сохранившийся памятник церковного зодчества 12 в.– Покровская церковь. К восточной стене ограды примкнула небольшая теплая церковь, очень недавно построенная, да в углу примостился домик, в котором, по словам старика сторожа, жили два иеромонаха и совершали богослужение, да по весне умерли. Впечатление чего-то забытого, заброшенного производит обстановка, окружающая Покровскую церковь. Этой заброшенности мы и обязаны возможностью наблюдать памятник в его почти первоначальном виде. Построенный недалеко от впадения Нерли в Клязьму, теперь среди поемных лугов, заливаемых водою, а в древности и среди скрывавших его лесов, он не привлекал к себе ни мирного путника, ни вторгавшегося врага–разрушителя. О времени построения храма и строителе нет прямого указания в наших летописях, но в житии Андрея Боголюбского есть такое указание: «Сего же лета (1165 г.) сын его первый Изяслав Андреевич ко Господу отыде, и положен бысть в Соборной Успения Пресвятые Богородице церкве. Сей же Великий Князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне, яко человек объят быв.... нача здати церковь во имя Пресвятой Богородицы Честного Ея Покрова, на устье реки Нерли, из собираемых и дволетием из Болгар вывозимых камней для строения во Владимире Соборныя Успения Пресвятыя Богородицы церкви и др. (Изяслав Андреевич умер в 1165 г.).

Входя в монастырские ворота, вы видите северную боковую стенку, разделенную двумя средними пилонами на 3 части с узкими длинными окнами вверху, а в средней части входная дверь. Стены храма украшены барельефами. Над окном средней части находится изображение мужа, окруженного львами и птицами. Обычно в мужской фигуре видят Давида, но возможно, что здесь изображен Христос, проповедываюший тварям. Боковые отделения украшены грифонами, терзающими зверей. Ниже грифонов и под окнами рельефные изображения женских голов с распущенными волосами, мужских голов, зверей и разных символических фигур, напр., искушающего змия, связанного диавола и друг. Вступая внутрь очень небольшого (16 1/2 арш. длины и 11 1/2 арш. ширины), но высокого храма (10 саж. и 2 арш), вы поражаетесь его уютностью, отсутствием пространства: едва отводите взгляд от стены, как он падает на 4-хугольные столбы, поддерживающие купол, сохранившийся со времени первоначальной постройки. Верхи столбов украшены рельефными изображениями лежащих львов. Среди икон и утвари нет предметов, относящихся к далекому прошлому; известно, что в 1818 г. был поставлен новый одноэтажный иконостас, теперь уже смененный каким-то жертвователем.

Из икон обращает на себя внимание икона 3-х святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, перенесенные в теплую церковь. Наибольший интерес представляет каменный престол, вероятно, современный храму.

Положение монастыря вдали от жилья, как бы на острове во время весенних разливов Нерли и Клязьмы, создали немало легенд. Передаю содержание некоторых из них: однажды после всенощной на день Покрова Пресвятой Богородицы видели воинов в блестящем вооружении, окруженных лучезарным сиянием, которые неслись по берегу Клязьмы от церкви к Владимиру. В другой раз рыбаки видели какого-то таинственного старца, проникшего в церковь сквозь запертые двери. Иногда такие явления вызывают изменения в жизни монастыря. Один из боголюбских монахов Амфилохий, читая полунощницу, увидел Покровский храм, объятый пламенем, сообщил братии; отправились к храму и нашли его невредимым. Видение повторялось несколько раз. Донесли архиерею, и он нашел необходимым заселить монастырь и совершать в нем богослужение. Настоятелем был назначен Амфилохий. И самое сохранение монастыря в его первоначальном виде обязано по преданию чудесному событию. В 1784 г. крестьяне села Нового хотели заменить свою деревянную церковь каменной и в качестве материала воспользоваться пустующей Покровской церковью, получили разрешение от Виктора, Епископа Владимирского, и пришли разобрать церковь, но первый же шаг был неудачен: крестьянин, намеревавшийся снять крест, ослеп. Все были поражены, и памятник глубокой древности сохранен.

* * *

1

Надпись на большом колоколе Шатровой колокольни в Рождественском монастыре.


Источник: Очерки монастырей Владимира на Клязьме и его окрестностей / В.П. Тихонравов. - Владимир. : Тип. Губ. правления., 1913. - 21 с.

Комментарии для сайта Cackle