иеромонах Пётр (Цветков)

О христианстве в Китае

(Из книги Хай-хо-ту-чжи)

В книгах новой Танской династии (Синь-тан-шу) находятся следующие сказания: государство Фо-линь, в древности называвшееся Да-цинь,1 находится при Западном море, почему оно и называется Западно-морским государством. Оно отстоит от столицы Китая в 40,000 ли, от Шаньи на северо-запад – прямо против дунгаского поколения Кэ-са; с западной стороны граничит с морем. Есть там город Чисань, который на юго-востоке граничит с Босы и содержит в себе до 10,000 ли пространства. Городов считается до 400, отборного войска миллион. На каждых 10 ли есть военный пост (дин); три таковые поста подчинены чиновнику. Мелких владений, зависящих от него, считается до нескольких десятков; из них известные по имени называются Цзэ-сань и Люй-фынь. От Цзэ-сани прямо на северо-восток дороги неизвестны; но на востоке, в 2,000-х ли за морем, можно найти государство Люй-фынь. Столичный город в Фо-лини обведен каменною стеною, которая в окружности простирается на 80 ли. Восточные ворота вышиной в 20 саженей и украшены ныне золотой резьбой. В самый дворец государя ведут особые трое ворот с различными драгоценными украшениями. На средних воротах находятся большие золотые весы; на коромысле поставлен золотой истукан и 12 шариков; по прошествии часа один шарик упадает. Столбы во дворце из мрамора, матицы из горного хрусталя и цветных стекол, перекладины из пахучего дерева, пол из чистого золота, а перегородки из слоновой кости. В этом государстве находится 12 вельмож, которые участвуют в государственном управлении. При выходе государя из дворца один человек следует за ним с мешком (нан), в который кладут письменные жалобы; по возвращении своем государь рассматривает эти жалобы и полагает решения. В случае великих несчастий в государстве оставляют государя и на место его избирают другого, лучшего. Венец государя походит на птичьи крылья и унизан жемчугом; верхняя одежда из шелковой цветной материи, спереди не застегивается; седалище украшено золотыми цветами, подле седалища сидит птица зеленого цвета похожая на гуся; если случится, что государю подадут вредное кушанье, то эта птица кричит. Жженой черепицы там нет, а здания покрываются белым камнем, твердым и глянцевым, как нефрит. Во время жаров проводят воду на кровли домов, от чего в воздухе делается несколько прохладнее. Мужчины стригут волосы и носят верхнее платье из цветных материй; надевая его на одну левую руку. Ездят в малых повозках (сяо-чо), покрытых белой материей при выходе и входе употребляют знамена и бьют в бубны. Женщины ходят под шелковыми покрывалами. Владетели огромных богатств считаются высшими сановниками. У них есть обычай во время пиршеств употреблять вино; любят сухой хлеб. Много у них фокусников, которые могут из лица испускать пламя, из руки потоки воды, изо рта, зрачков и ног рассыпать жемчуг и нефритовые камни. Есть искусные доктора, которые могут вскрывать мозг для вынутия насекомых, чтоб излечить глазную темноту. В недрах земли много золота и серебра. Есть камни, ночью блестящие (е-гуань-би), светлолунный жемчуг (мин-юэ-чжу), большие черепахи (да-бэй) и раковины (чэ-цзюй), агат, мунань, изумруд (кунь-цюй) и янтарь (хупо). Ткут из пуха водяных овец (шуй-ян) полотна, которые называются западно-морскими полотнами (хай-си-бу). В море водятся кораллы. Приморские жители ловят их с больших лодок, опуская железные сети на морское дно. Кораллы вначале растут на камнях и бывают белого цвета, как грибы; через год они делаются желтыми, а по прошествии трех лет краснеют. Они ветвеобразно переплетаются и бывают в вышину от 3 до 4 аршин. Когда сеть опутает коралловое деревцо и оторвет его от корня, то ловцы вытаскивают. По прошествии известного времени коралловое растение разлагается. На Западном море есть рынок, где заочно производится торговля посредством мены равноценных вещей. Этот рынок носит название Гуй-ши (чертовский). У них водится зверь, называемый юань-да, ростом с собаку, но весьма свирепый и сильный (гиена). На севере водятся у них овцы (янь), рождающиеся в земле (шэн-ту-чжун), пупы которых касаются земли. От порчи пупа они умирают. Обыкновенно за ловлею их отправляются верхами на конях и пугают барабанными звуками. От этих звуков их пупы лопаются, и они по одиночке разбегаются – кто в воду, кто в траву. В 17-е лето правления Чжень-гуаня (643 г.) прислан был посол из Дацини, который представил государю красное стекло и лу-цзинь-цзин. Государь приказал отдарить его. Когда владетель Да-ши2 мало-помалу усилился и объявил войну Фо-лини, то фолиньский государь заключил мир, обязавшись быть в зависимости от Да-ши (666–719 г.). Со времен правления Цзянь-фына до Да-цзу снова было посольство с дарами. В 7-е лето правления Кай-юаня (719 г.) с главным тухолоским старейшиною присланы из Фо-лини лев и лин-янь (каменный баран).

В истории Суйской династии написано: Фулиньское царство граничит к юго-востоку с Ме-ли-ша, а к северу с морем. На этом пространстве находится 40 станций. К западу также с морем, где имеется 30 станций; к востоку с западным владением Да-ши, Юй-тянем (Хо-тан), Гуй-хэ, Цинь-лю и наконец с Китаем. При прежних династиях не было посольств от фо-линьских государей. И уж в 10-й луне 4-го года правления Юань-фына в первый раз владетель Фо-лини прислал своего вельможу (да-шоу-лин), который представил ко двору седла, коней, сабли, кинжалы и настоящий жемчуг. Посол этот рассказывал, между прочим, что в их государстве чрезвычайно холодно, дома строятся из глиняных кирпичей, нет жженой черепицы; водится золото, серебро, жемчуг, западные шелковые цветные материи (си-цзинь), коровы, овцы, лошади, одногорбые верблюды, груши, абрикосы, тысячелетние финики (цэао-р), маслины (гань-лань), рис и пшеница; из винограда делают вина; есть и музыкальные инструменты – гитары (кунь-хоу), скрипки (ху-цынь), малые флейты, кларнеты (сяо-дянь-ли) и бубны (пянь-гу), государь их носит платье желтого и красного цветов; голову обертывает куском золотошвейной материй; он каждогодно в 3-й луне выезжает в кумирню приносить жертву своему идолу (фо), его носят люди в красных носилках; сановники носят платье, одинаковое с государем, темного, зеленого, пурпурового, белого, алого, желтого и тёмно-коричневого цветов и также обертывают голову; ездят верхом; многолюдные (торговые) места в городах так же, как и малонаселенные (пустынные) управляются особыми чиновниками; чиновникам производится жалование только дважды в год, летом и осенью, и раздается деньгами, цветными и гладкими шелковыми материями и рисом неодинаково, а смотря по степени занимаемой каждым чиновником должности; есть и меры наказаний: за легкое преступление виновные наказываются несколькими десятками ударов палками, а за более важное полагается им до 200 ударов, за уголовные преступления виновных сажают в мешок и бросают в море; не любят вести войн; если открываются с соседними владениями (го) какие либо неважные неприятности, то стараются посредством письменных сношений примириться, и только в случае важных причин выходят на войну; льют монету из золота и серебра, но без скважин в средине, на лицевой стороне монеты изображают своего истукана (ми-ло-фо), а на противоположной стороне выбивают имя государя; частным лицам воспрещается чеканить монету. В 6-е лето правления Юань-ю было (из Фо-лини) два посольства. Государем приказано (в оба раза) отдарить посланников нефритовыми вещами, 200 кусками шелковых материй, вазами из белого золота (бо-цзинь), платьем и золотыми поясами.

Примеч. В Вэнь-сянь-тун-хао сказано: в истории Танской династии упоминаемое государство Фу-линь есть одно и тоже с древним государством Да-цинь. Это последнее сделалось известным Китаю в первый раз при последней Ханьской династии (Хоу-хань). При последующих Цзиньской и Танской династиях непрерывно являлись из этого государства послы с данью: но в истории 4-х правлений Сунской династии, в статье о государстве Фу-линь говорится что это государство в продолжении упомянутых правлений вовсе не присылало дани. Сунской династии в правление Юань-фэна в первый раз были присланы ко двору тамошние вещи. В преданиях Танской династии говорится, что это государство к западу граничит с великим морем (океаном), а сунская история гласит, что оно к западу отстоит от моря в 3,000 ли, а с прочих сторон границы его неизвестны; местные произведения и обычаи их неодинаковы с нами. Поэтому государства Фу-линь и Да-цинь, упоминаемые в истории танской династии одно и тоже, а Фу-линь (сунской истории) есть отдельное государство того же имени. Думаю, что государство Фу-линь Танской истории не одно и тоже с государством Да-цинь, упоминаемым в истории последней Танской династии, а Фу-линь сунской истории не одно и тоже с государством Фу-линь танской истории. При прежних династиях любили сближаться с обитателями отдаленных стран и нередко приписывали этим странам ошибочные названия.

По истории Минской династии, государство Фу-линь тоже самое, что в ханьской истории государство Да-цинь. В правление государя Хуань-ди в первый раз оно сделалось известным Китаю. Во времена династий Цзинь и Вэй его называли Да-цинь и постоянно получали с него дань. Во времена правления Танов и Сунов называли его Фу-линь и так же несколько раз принимали дань ко двору. Но сунская история утверждает, что в преемственные правления этой династии вовсе не было из этого государства послов с данью; поэтому сомнительно, чтобы оно было то же, что Да-цинь. При конце Юаньской династии приезжал из этого государства некто Не-гу-лунь для торговли в Китае, который до самой перемены династии не мог возвратиться в свое отечество. Государь Тай-цзу, из нового дома Мин, узнал об нем, и в 8-й луне 4-го года правления Хун-ву Не-гулунь был призван ко двору и получил высочайший приказ возвратиться в отечество и донести об этом своему государю. Вскоре после того по повелению государя был отправлен чиновник Пула со свитою в Да-циньское государство с полномочною грамотою и разного рода шелковыми материями от казны для приглашения жителей Дациня. В следствие этого из того государства было посольство с данью, но после уже никто не являлся. Наконец в правление Вань-ли явился в столицу один человек из великого Западно-морского государства, который рассказывал, что Господь Иисус родился в Иудее, или в древнем государстве Да-цинь. Это государство ведет свое начало от сотворения мира и насчитывает 6 тысяч лет своему существованию. В его исторических книгах описаны последовательно родословия всех царствовавших государей, рассказаны основательно все происшествия и все, что случилось и существует в мире, – и все это изображено ясно и подробно. Он говорил, что Бог в начале произвел род человеческий в этом государстве. Все эти рассказы очевидно несправедливы, и им не должно верить. Их страна производит много драгоценных вещей, но об этом уже мы знаем из вышеприведенной истории.

В книге Кунь-юй-ту – географии сказано: на западе Азии находится именитое государство, называемое Иудея. В его исторических книгах очень подробно описаны все происшествия глубокой древности от начала рода человеческого до настоящего времени, в продолжении более 6-ти тысяч лет. В них преемственно описаны все родословия до самого времени рассеяния народов, все происшествия и все предметы в мире от самого их начала, – и все это изображено ясно и непогрешимо. Бог, сотворивший мир и воплотившийся в этом государстве, называется людьми Святым Господом. Во времена Чунь-цю (весна и осень) там жили два государя; отца звали Давидом, а сына Соломоном. Последний построил храм Господу из золота и нефрита и украсил его драгоценными камнями. Этот храм был невыразимой красоты. На устройство его израсходованы бесчисленные миллионы (Сан-ши-вань-вань). Соломон отличался многосторонними добродетелями и высокою мудростью. Слава о его мудрости гремела в странах отдаленнейших. Китай в то время знал, что в западных странах живет святой человек; но сомнительно, чтобы под именем святого человека разумели тогда Соломона.

Примеч. Если Господь родился во времена правления Юань-шоу Ханьской династии: то можно ли поверить, чтобы во времена Чунь-цю мог существовать государь, построивший храм Ему? Положим даже, что этот древний храм был посвящен небу, и в нем приносились жертвы Шан-ди, а не Иисусу: то как согласить это с преданием о святом человеке западных стран? Если под именем этого человека разуметь Шан-ди, то как ошибочно понятие о Шан-ди у народов западных стран?

Из государства, в древности называвшегося Да-цинь, в правление Чжинь-Гуаня Танской династии являлись (в Китай) гости и привозили с собой свои св. книги и образа. Доселе существует оставленный ими памятник цзин-цзяо-лю-син-бэй – вероучения, вырезанный на камне, который можно читать (исследовать – као). К западу от Иудеи есть государство, называемое Дамаск, изобилующее шелковыми и бумажными тканями, бархатом, коврами и другими превосходными вещами. Стены там строятся не из кирпичей, или камней, а из деревянных брусьев, плотно связанных между собою без щелей, чрезвычайной толщины, и столь высоких, что нельзя ни руками ухватиться, ни влезть на них. В поднебесной нет таких стен.

В записках Чжи-фан-вай-цзи говорится: на западе Азии, близ Средиземного моря, есть именитое государство, называемое Иудеей. Здесь Господь, в начале по сотворении вселенной, произвел род человеческий. Во всех государствах в поднебесной ведутся исторические записи, в которых повествуется о делах глубокой древности, но события в этих записях приближаются к нашим временам на 1000 лет и не восходят далее 3 или 4 тысяч лет; в повествованиях же дальнейшей древности находится много темного, непонятного, противоречащего и неосновательного. Только иудейские исторические книги от самого начала рода человеческого до наших дней, в продолжении 6 тысяч лет, изображают непрерывный ряд поколений времен патриархальных и доводят свои повествования до времен рассеяния народов по вселенной. Вообще каждое происшествие и каждый исторический случай изложен в них подробно и непогрешимо. Все уверяют и доказывают, что это – важное государство, что земля там велика, плодоносна и населена. Итак Господь, по сотворении в начале человека, поселил его в прекрасной земле. В этот государстве, в начале, был великий святой человек по имени Авраам. Думаю, что он был современник китайскому государю Юй-шуню. У него было 12-ть внуков, от которых произошло бесчисленное племя. Бог разделил это племя на 12-ть колен, от которых впоследствии произошли святые мужи и непрерывный ряд государей. И так этот народ, в продолжении бесчисленных лет своего существования (бай-цянь-нянь – 100.000 лет), искренно чтил и веровал во Единого Бога, не вдаваясь в ереси и заблуждения. Многие из государей этого царства отличались святостью и добродетелями, ибо во всем следовали повелениям Бога. Во времена Чунь-цю там жили два государя; отца звали Давидом, а сына Соломоном. Последний соорудил храм Господу из золота и нефрита и украсил его драгоценными камнями. Храм этот был невообразимой красоты и стоил (Сань-ши-вань-вань) огромные миллионы. Этот государь был добродетельнейший и мудрейший; молва о нем гремела в отдаленнейших концах вселенной. По китайским преданиям известно, что в то время здесь знали о существовании святого человека в западных странах; но сомнительно, чтобы это предание указывало на Соломона. В этой земле в древности являлось много святых мужей, строгих исполнителей заповедей Божиих, которые знали все прошедшее и предсказывали будущее. Государи, в сомнительных случаях, всегда обращались к ним за советами. Эти святые мужи всецело были преданы истине, молитве и благоговейному созерцанию Бога; все свои пророчества они подробно изобразили в священных книгах, и впоследствии каждое из их предсказаний исполнилось. В этих священных книгах первая и главная мысль следующая: Господь некогда снидет с небес для того, чтобы спасти человека от греха и открыть всем земнородным путь к восшествию на небо. По предсказаниям, изложенным пророками очень явственно, впоследствии действительно Господь воплотился в иудейском городе Вифлееме и был назван Иисусом, что значит Спаситель мира – Господь (Цзю-ши-чжу). Он жил в мире 33 года, учил народ, и открыл людям бесчисленные знамения своего всемогущества и благости (следы своей духовности, разума и святости). Так например Он, по одному глаголу, слепым даровал прозрение, глухим – слух, немым – дар слова, хромым – хождение, больным – здоровье, мертвым – жизнь. Нельзя выразить словом Его бесчисленных чудес. У Него были 12-ть человек учеников (апостолов). Все они силою Господа Иисуса, а не путем мирского учения, разумели речь и письменность каждого государства. По восшествии Иисуса с плотью на небеса, Его ученики разошлись по всем государствам для объяснения своих священных книг и истолкования учения. Каждый из них обладал даром делать чудеса. В то время все государства в поднебесной (по всей вероятности), были вовлечены демонами в заблуждения и чтили ложных богов; везде преемственно передаваемы были свои правила богопознания и богопочтения. Только со времени воплощения Господа установилось такое учение, которое в первый раз объяснило истинный закон; оно, отвергая все ложные вероисповедания, проповедует веру во Единого Бога. Из всех обращенных в христианство государств и стран Иудея прежде всех приняла это новое учение; потом постепенно оно перешло в Европу, Ливию и распространилось в слишком тысячи государств больших и малых. С того времени до сих пор – в продолжении слишком 1600 лет – все эти государства наслаждаются постоянным спокойствием и долголетними правлениями своих государей; все подданные там преданы престолу, почтительны к старшим, справедливы и честны. Сущность всего христианского учения заключается главным образом в следующих нескольких выражениях: 1) на небе и земле есть великий Отец – истинный Господь людей и всей твари – достопоклоняемый и беспредельный. Он Един, и нет двух. Един Господь (Шань-ди) Высочайший Владыка. Он всеведущ, всемогущ, всеблаг, велик и беспределен. Все духи, люди и твари Им сотворены. Он постоянно промышляет о них, сохраняет, поддерживает, успокаивает и питает. Все вообще люди-престарелые и молодые, счастливые и несчастные чтут Его, как своего Господа. Итак все они обязаны благоговеть, бояться и любить только Единого Господа. Кроме Бога – существуют ангелы и люди; они могут учить людей благоговейному почитанию Бога, и за это получают название благочестивых людей и ангелов. Но те, которые, следуя внушениям язычников, обращаются с молитвою к ложным богам о ниспослании мирского счастья и удалении несчастий, оскорбляют тем самым величие Господа и явно похищают Его божественную власть. Тановые, без всякого сомнения, относятся к числу злых духов и нечестивых. Вера и жертвы таковых не загладят их грехов; 2) на небе и земле только один Господь есть истинный Бог. По этому и святое учение (христианское) одно есть истинное учение. Следуя ему, человек должен делать добро и избегать совершенно зла. И только при этих условиях он может вознестись в небесный храм (получить царство небесное) и избавиться от вечных мучений ада. Все прочие религии суть установления человеческие. И потому под влиянием их нельзя творить истинных добродетелей и избежать грехов, а следовательно нельзя и получить царства небесного и избежать ада; 3) человек состоит из тела и души. Тело его подвержено разрушению, а душа неразрушима. Человек в продолжение своей жизни в мире должен упражняться в делах добродетели и удаляться зла, потому что вместе со смертью ему определяется известное состояние, в котором он находится вечно и неизменно до тех пор пока Господь, со временем, на страшном суде, воздаст ему награду или наказание. Человек, всею душою почитающий Господа и любящий ближних, как самого себя, непременно вознесется на небо и, соединившись с ангелами и всеми святыми, будет наслаждаться бесконечным, истинным блаженством. Но нелюбящий Господа и неверующий в Него и не следующий заповедям учения будет низвержен в ад на вечные и тяжкие мучения. Эти мучения, равно как и блаженство, будут вечны и неизменяемы. Там нет перемещений из одного состояния в другое, нет языческих перерождений. Итак, кто истинно желает небесного блаженства, тот в продолжении жизни наперед должен заслужить этой чести делами добродетели и удалением от зла; другого способа нет; 4) человеческие прегрешения все вообще – великие и малые – оскорбляют Бога; поэтому только один Бог и может прощать их. Никакие песнопения, ни дела милосердия не могут искупить человека от грехов. Но может ли человек прожить без греха? Поэтому каждый, желающий получить прощение в своих грехах, необходимо должен сердечно каяться в содеянных прежде проступках с непреклонным намерением исправиться. На этом основании вступающие в христианское учение, наперед обязываются принести раскаяние во грехах и потом уже приступают к таинству крещения. Потом во вновь соделанных прегрешениях они приносят покаяние, для чего существует у них таинство исповеди. Сообразно с духом святого учения они дают обеты, молятся и получают прощения во грехах. Без этих средств нет возможности отрешиться от своих прегрешений и избегнуть ада. Поэтому в учении христианском главная мысль та, чтобы человек искренно переменил свой греховный образ жизни и обратился на путь добродетели, и в этом только случае он разрешается от грехов и получает надежду на небесное блаженство. Об этом много есть объяснений в особых книгах.

К западу от Иудеи есть государство, называемое Дамаск. Оно особенно замечательно своими шелковыми тканями, бархатом, коврами, ножами, саблями и рисовальными красками превосходных качеств. Стены в домах там двойные и строятся не из кирпича или камня, а из деревянных досок, соединенных между собою тесно, без щелей, и до такой степени толсты и высоки, что нельзя ни руками ухватиться, ни подняться на них. В Китае нет таких стен. Туземцы обладают одним дорогим лекарством, называемым ди-ли-я-цэя, которое излечивает множество болезней и действует против всех ядов. Чтобы испытать это лекарство, нужно наперед дозволить какому-нибудь ядовитому насекомому ужалить себя до того, чтобы ужаленное место от яда распухло; и от небольшого приема этого лекарства, болезнь тотчас исчезает. Оно в большом уважении во всех государствах.

Далее следует изложение надписи с несторианского памятника 7-го века.3

Итак мы выше изложили, продолжает автор, надпись с памятника, оставленного в Китае последователями светлого (христианского) учения. Под именем светлого учения разумеется религия, исповедуемая обитателями государства Да-цинь в западных странах. Шу-юань-юй упоминает также о памятнике, находившемся в кумирне Чжун-янь-сы.

* * *

1

Римская империя.

2

Даши – Аравитяне.

3

См. об этой надписи следующую статью.

Комментарии для сайта Cackle