В.А. Мелихов

Из истории иудейско-римских гонений на христиан

Источник

Содержание

Введение § 1. Религиозная свобода в Риме и иудеи § 2. Иудеи и римляне о христианах § 3. Участие римлян в иудейских гонениях на христиан § 4. Христиане в Риме до Нерона § 5. Действительные виновники Нероновых гонений на христиан § 6. Выводы  

 

Введение

Исследования по истории древнего христианства сделали за последние годы крупные успехи. В многочисленных работах ученых подвергнуты всестороннему рассмотрению отдельные эпохи гонений на христиан, и способы защиты последних от язычников. Путем изучения римского права и внутреннего состояния римского общества, выяснены причины гонений на христиан. Однако нельзя сказать, чтобы эти причины представлялись вполне ясными. Обычно, принимаемое подведение христиан под разряд «недозволенных сообществ», является заметной натяжкой для второй половины эпохи гонений, и очевидным недоразумением для первой половины.

Еще большая неопределенность заметна в истории первого периода христианства, охватывающего время от вознесения Иисуса Христа до смерти Константина Великого. В освещении многих историков церкви это время представляется в виде двух, ничем не связанных между собою эпох. Одна из них известна под названием «гонений на христиан со стороны иудеев», a другая, «гонений со стороны язычников». После повествования о падении Иерусалима, историки внезапно прерывают речь, и переходят к Нероновым гонениям на христиан. При этом получается впечатление, что иудеи, бывшие заклятыми врагами христиан, теперь прекращают свои преследования, a римляне, часто сдерживавшие иудейскую ненависть против христиан, переходят в число гонителей.1

Цель настоящего очерка, наметить связь между вышеуказанными эпохами. Несомненно, что последовательность событий можно сохранить в полной неприкосновенности, и изложение событий второй половины I века представить в более правильном освещении, если принять во внимание некоторые данные, затемненные, благодаря своей отрывочности и разрозненности. Я имею в виду безусловное участие иудеев в подстрекательстве римских властей к гонениям на христиан. Иудейство, ставшее с самого начала непримиримым врагом христианства, не оставило в покое своих противников даже после того, как исчез последний призрак автономной Иудеи. Благодаря придворным интригам, иудеям часто удавалось производить воздействие на римскую власть, которая затем жестоко расправлялась с христианами.

В ту пору, когда гонения на христиан носили случайный характер, и по указу Траяна, их можно было привлекать к ответственности только по доносу частных лиц, мученичество Поликарпа и других христиан представляют очевидный пример непрерывной, безмерной злобы иудеев против христиан. Нетрудно подметить участие иудеев и в Нероновых гонениях, послуживших исходным пунктом для последующих. В дальнейшем изложении будет сказано о способе действий иудеев, и о том, каковы были плоды их работы.

§ 1. Религиозная свобода в Риме и иудеи

Римское государство с давних времен отличалось широкою веротерпимостью. Оно разрешало отправление всяческих культов, за исключением права пропаганды их в Риме.2 Египтяне могли, например, проповедовать свою религию среди сирийцев, но совсем другое дело было, если они начинали проповедовать свое учение в Риме. В таком случае их изгоняли из города.3·Так, в 186 г. до P. X. произошло известное дело Вакханалий, против которых были приняты жесточайшие меры.4 В 170 году был разрушен в Риме храм Изиды. В 139 г. были изгнаны фригийские жрецы. Впрочем, впоследствии они вернулись и возобновили богослужение. В 40 г. до P. X. сенат повелел разрушить храмы, воздвигнутые в Риме Изиде и Серапису, но так как никто из рабочих не смел приступить к этому делу, то консул П. Эмилий Павел, взяв в руки топор, собственноручно разбил двери этих зданий.5 (Сверх того, римское правительство не раз подвергало поголовному изгнанию, без разбора, всяких халдеев, астрологов, математиков и других шарлатанов, однако, вообще не придавало этому серьезного значения.6 Поэтому поклонники Изиды и иудеи, если изгонялись в одни двери, то входили другими.7

Если случаи преследований за проповедь бывали сравнительно редки, и именно тогда, когда она принимала скандальный характер, то это зависело от того, что римские власти не могли по собственному почину возбуждать дело против граждан, тем более по вопросам, не имевшим прямого отношения к государственному управлению.

Наряду с языческими культами, и иудеям было разрешено невозбранное выполнение их религиозных обрядов.8 В бурное время разложения римской республики и установления единодержавия, иудеи сумели стать на сторону сильнейшего, и победитель римской республики Юлий Цезарь властно отблагодарил их за это. Он обеспечил за ними свободу не только в их стране, но и повсюду в городах греческого Востока.9· До нас сохранился целый ряд указов Цезаря, и вызванных им сенатских распоряжений, в силу которых иудеям предоставлено было право невозбранно жить по своим обычаям в среде греческих общин Востока, a равно и Риме.10

Если государственная власть обеспечила свободу иудейства во всех пределах израильского «рассеяния» и даже в Риме, то делалось это потому, что обряды их казались странными и грязными, вследствие чего они не могли рассчитывать на прозелитов среди других народов, a всякий добродетельный римлянин питал к иудеям отвращение и недоброжелательство.11 Кроме того, в теории, лишь природные люди различных стран имели право совершать культы, принадлежащие этим странам.12 Поэтому иудеям не так легко было распространять свою религию между римскими подданными, a обрезывать последних по Моисееву закону положительно воспрещалось.13

Раздраженные иудейской исключительностью, нетерпимостью и гордыми притязаниями на высшую святость, римляне смотрели на иудеев, как на ненавистную и нечистую расу. Особенно резко отзывался о них Тацит,14 нисколько не скрывавший к ним своего враждебного отношения. Переход римского гражданина в иудейство рассматривался как атеизм, безбожие,15 a самый Моисеев закон в большинстве случаев казался нелепым и омерзительным.16 Про иудеев говорили, что они происходят от прокаженных изгнанных из Египта,17 что они покланяются голове осла,18 a самое слово «Иерусалим» происходит будто бы от того, что этот город построен на средства из похищенного в храмах.19 Самым же главным обвинением было обвинение в человеконенавистничестве – odium generis humani.20 Действительно, за презрение к себе, иудеи платили презрением к языческому миру.21

Таково было отношение к иудейству в Римской империи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вышедшее из недр этого народа новое учение, было принято с таким же отвращением, хотя христианство, по самому своему существу, было совершенно чуждо всякой исключительности, и прежде всего, национальной.

§ 2. Иудеи и римляне о христианах

Если общественное мнение Рима не было на стороне христианства, то это было потому, что римляне верили клеветам o самых гнусных преступлениях, совершаемых христианами, якобы под прикрытием религии. По мнению П. Лашкарева,22 эти клеветы распространялись по ненависти к христианству иудеями с обычной им ловкостью23, римское же общество не могло, да и не имело особых побуждений проверять подобные слухи. A так как в ту пору христиан часто смешивали с иудеями, то последние употребляли все усилия, чтобы внушить языческому обществу, что эта «назорейская ересь», выброшенная из иудейства, не имеет с ним ничего общего. Иудеи знали правила христианства, или, по крайней мере, казались знатоками их. Поэтому со стороны язычников они могли рассчитывать на доверие.

О характере этого нового общества, от которого они отрекались, о его правах, обычаях, религиозных церемониях, верованиях, о личной нравственности его членов, иудеи распускали самые низкие клеветы, грубые и грязные сплетни, вещи самые постыдные, чтобы даже имя «христианин» сделать позорным и срамным.24 Им, по всей вероятности, принадлежат те грубые искажения христианского культа и безумные обвинения, которые повторялись затем в течение столетий, a именно, обвинение в детоубийстве и пожирании мяса младенцев, в свальном грехе и даже кровосмешении.25

Церковные писатели раннего времени в пору самого широкого распространения нелепых сказок о христианстве, прямо указывают на иудеев, как на главных виновников позорных слухов относительно христиан.26 Так, Иустин писал: «иудеи послали во всю землю людей, через посредство которых везде оповестили, что возникла новая секта, которая проповедует атеизм, и разрушает все законы... Все клеветы, которые распускают относительно христиан незнающие их, идут от этих, распространенных во всем мире иудеями».27 To же самое говорит Тертуллиан: «иудеи – первые виновники дурных представлений, какие имеют о нашей религии язычники».28 Не менее определенно высказывается Ориген: «как только явилось христианство, иудеи стали распространять о последователях его ложные слухи, чтобы· сделать его ненавистным всему миру. И в этом они так успели, что эти ложные впечатления не изгладились и теперь, спустя два столетия».29 Известный противник христианства Цельса, в своем сочинении против христиан, выводит иудея, который осмеивает христиан от имени автора. Подобный прием был весьма удачен, так как был в соответствии с иудейской ненавистью к христианам.30 Этот же иудей сообщает нелепый рассказ о рождении Спасителя, очевидно измышленный иудеями.31 «Цельс, – как говорит Н. Лебедев,32 – быть может, ничем не унизил себя так сильно, как своим легковерием к рассказам, которые, очевидно, суть произведения иудейской ненависти».

Ненависть иудеев преследовала христиан непрерывно, как мы знаем об этом из послания о мучении Поликарпа Смирнского33 и других мучеников. Иудейской злобе, очевидно, принадлежит и сохранившаяся до наших дней от І-го века карикатура,34 нацарапанная на стене в помещении рабов Палатинского дворца в Риме, где изображен распятый человек с ослиной головой, и сделана надпись: «Алексамен покланяется своему богу».35

Таким образом, в лице иудейства христианство имело постоянного врага, ничем не брезговавшего для уничтожения нового учения. По словам A.С. Шмакова,36 «не только в самой Иудее, a и вне ее: в Риме, в Азии, в Греции, в Египте, в Македонии, в Понте, в Галатии, в Каппадокии, иначе говоря, всегда и повсюду, христианские церкви, с каким бы благочестием ни относились они к поучениям и легендам иудаизма, неизменно встречали в синагоге жестокого врага, который, ради удовлетворения своей мстительности, не брезгал ничем и ни перед чем не останавливался. Чтобы задушить христианство в самой колыбели, синагога одинаково взывала к Моисею и Юпитеру, к своему санхедрину и языческим жрецам, к старейшинам Израиля и к римским проконсулам, к застарелому памятозлобию мозаима, и к страстям идолопоклонства, к самомнению аристократии и к подозрительности тиранов, к суду и кинжалу, к Цезарю и к бунту».

Каковы же были последствия этой травли? История первых трех веков христианства, обагренных кровью мучеников за веру, дает убедительный ответ на этот вопрос. Уже апостол Петр ясно намекает на ходячие обвинения христиан в выражении: «злословят вас, как злодеев».37

Римляне перенесли преемственно на христиан обвинения, направленные против иудеев, прибавили к ним иудейские клеветы, и сверх того, видели в христианстве партию, отделившуюся от своего национального корня (иудейства), и унаследовавшую от него наклонность к раздорам ― στάσις. При таких взглядах римское правительство могло лишь поддерживать иудеев в борьбе их против христиан, видя в последних отщепенцев иудейства.38 На основании связи христианства с иудейством, и на основании происхождения его вне эллинского мира, язычники обвиняли христиан в том, что они содержат учение варварское.39

Действительно, христианство І-го века было тесно связано с иудейством, по крайней мере, в представлении греко-римско-восточного язычества. По меткому выражению Тертуллиана,40 церковь выступила под покровом дозволенной религии, именно иудейской. Так как первые христиане находили прозелитов преимущественно среди иудеев, или на почве, которая была подготовлена последними, то естественно было смешать их с иудеями и принимать за иудейскую секту.41 У нас есть известия, что даже в 95‒96 г.г. христиан принимали за иудеев.42 Смешение христиан с иудеями встречается еще y Кассия Диона, писателя конца ІІ-го века.43

Сведения о христианах y римских писателей носят явно вздорный характер. На христиан, как на иудейскую секту, за свою гнусность, отвергнутую самими иудеями, перенесены были некоторые обвинения с иудейства, например, обоготворение головы осла.44 Даже строго уравновешенный, справедливый и беспристрастный Тацит упорно держится в отношении к христианам невежественных современников, которыми он пользовался при составлении своих исторических сочинений.45·Насколько пристрастно судит он об иудеях, настолько пристрастно отзывается он и о христианах. Он переносит на них все свое отвращение, и не только смешивает, подобно своим современникам, христиан со всяким восточным сбродом, но и не скупится на такие позорные обвинения, каких мы вовсе не находим в известиях о христианах других писателей.46

Главным обвинением христиан был odium generis humani – ненависть к человеческому роду. Им вменялось в вину не просто отвлеченное настроение, Рим никогда не посягал на свободу совести, a действия, в которых проявлялось это настроение. Для римлян «род человеческий» – genus humanus, значил не человечество вообще, в современном смысле, a собственно римский мир, людей, которые жили по римским правообычаям и законам. Все остальные считались врагами и варварами.47 Таким образом, мы видим, что обвинение христиан зиждилось на том же основании, на каком римляне постоянно обвиняли иудейский народ, вследствие исключительного религиозного духа этой упорной и неподатливой, замкнутой в себя нации.48

A между тем, уже во времена Тацита разрыв между церковью и синагогой стал совершившимся событием. Верные своим мессианским чаяниям иудеи, надеявшиеся на что-то от восстания при Нероне и его ближайших преемниках, возненавидели своих собратий между христианами, возненавидели страстной ненавистью патриотов, утративших свое отечество и гордые мечты. Разоренный Иерусалим и сожженный храм были для одних исполнением пророчества, a для других, крахом надежд. При таких напряженных отношениях римляне имели полную возможность провести грань между иудеями и христианами, так как прекращение центрального культа в Иерусалиме способствовало отделению христианской веры от иудейской национальности.49

После падения Иерусалима иудеи были обязаны вносить дидрахму в храм Юпитера, за право посещать синагогу.50 Это та дидрахма, которая ранее вносилась в иерусалимский храм, a теперь в виде горькой иронии поступала к Юпитеру Капитолийскому и его представителю на земле – римскому императору.51 По установленному закону природный иудей не подлежал обложению, если он отказался от своей веры, и наоборот, всякий римский гражданин, делая взнос, получал право соблюдать иудейские религиозные обряды.52 Поэтому римские власти должны были выделить христиан из среды иудеев, и научиться отличать последователей Моисеева закона от других. Но образованное римское общество этого отличия не делало. Даже во ІІ-м веке наиболее просвещенные люди оставляют в пренебрежении истину о христианстве.53 Высокообразованный и гуманный император Гадриан, изъездивший весь подвластный ему мир, и проявлявший ко всему самый живой интерес, поминая о христианах в своем письме из Александрии, принимает их за почитателей Сераписа.54 Учитель императора Марка Аврелия, знаменитый ритор своего времени, стоявшей на высоте тогдашнего образования, Фронтон, повторил в одной из своих речей самые грубые и дикие толки насчет христианских собраний и трапез.55 A между тем, среди простого народа подобные толки стали уже затихать. Блестящий писатель того же времени Апуллей, в своем знаменитом беллетристическом произведении „Метаморфозы”, выводя в одном из рассказов женщину-христианку, изображает ее, как сосуд всяких противоестественных пороков.56 Глубокий моралист, император Марк Аврелий, при котором было подвергнуто казни за веру немало христиан, не обнаружил ни малейшего интереса к христианству. В своих „Размышлениях” он лишь один раз обронил о них замечание, выразив презрительное удивление и осуждение бессмысленному суеверию и упорству, с которым они идут на смерть.57 Блестящий ум своего века, философ-скептик, весь свой талант направивший на обличение всяких философских систем и религий, Лукиан Самосатский, не оставил без язвительного глумления и христиан. Выводя в одном из своих произведений христианина, он придает ему чисто иудейские черты – шарлатана, ловкого мошенника и плута.58 При этом он неоднократно смешивает иудейство с христианством.59

В конце концов, выслушивая и распространяя о христианах всякие клеветы и вздор, римляне пришли к убеждению, что христиане не внесли в мир ничего хорошего, a только воплотили в себе самую дурную сторону иудейства – страсть к раздорам.60

§ 3. Участие римлян в иудейских гонениях на христиан

Вначале римское правительство само не вело активной борьбы против христианства, a при столкновениях с ним народной массы являлось лишь судьей, причем, скорее сдерживало возбуждение толпы, чем подстрекало его.61 Правители провинций заявляли о своей готовности выслушивать обвинения в таких преступлениях, которые грозили общественной безопасности. Но лишь только они узнавали, что дело идет не о фактах, a о словах, что им предлагают на разрешение спор о смысле иудейских законов и пророчеств, они находили унизительным для римского величия серьезное обсуждение ничтожных разногласий, возникших среди варварского и суеверного народа.62 Ни один из градоначальников не соглашался разрешать семейную распрю иудеев. Все эти разногласия имели в основе суеверие. Синагога и церковь были одинаково ненавидимы и презираемы.63 Неприкосновенность первых христиан охранялась невежеством и презрением, и трибунал языческого судьи нередко оказывался самым надежным убежищем против ярости иудейской.64

Если же римские власти действовали иногда (до 64 г.) сурово, то они находились или под влиянием общественного мнения, или под давлением черни, которая относилась враждебно к новой религии. Схваченные христиане часто несли наказание за те смуты и беспорядки, которые так или иначе были связаны с их присутствием и действиями. Нe обходилось дело без иудейских доносов и клеветы, особенно со стороны знати.65 Все это толкало римские власти на кровавый натиск.

Такое безразличное положение государственной власти было весьма благоприятно для распространения христианства, и проповедники Евангелия неоднократно пользовались им, прибегая в случае судейской ненависти и насилия под защиту римского закона.66

В 52 г.67 Коринфские иудеи вздумали искать защиты своего закона y проконсула Ахаии Юлия Аннея Галлиона, и обвиняли перед его трибуналом апостола Павла в том, что он якобы учит людей чтить Бога не по закону – παρά τόν νόμον. Проконсул и не подумал воспользоваться этим случаем, чтобы проверить, нет ли между иудеями последователей этой новой религии, быть может, не имеющих права на те преимущества, которые были предоставлены иудейству, и которые, очевидно, самим своим существованием оскорбляют эту нацию – gens judeorum. Очевидно, иудейские распри ему были хорошо знакомы, и он понимал всю бесполезность словесных препирательств. По крайней мере, проконсул даже не стал слушать апостола, прямо заявив, что в жалобах иудеев нет состава преступления, и прогнал их от судилища к великому удовольствию коринфской черни, которая принялась бить архисинагога перед самым трибуналом. И Галлион ни мало, но беспокоился о том.68 Таким образом, все дело сводилось, по мнению проконсула, к религиозному спору в пределах иудейства, в который римляне избегали вмешиваться, и сами иудеи не разъяснили, что Павел стоит вне дозволенной религии иудейской.69

Палестинские события 56‒58 гг. также не дали римским властям определенных данных, в смысле выяснения отличия иудейства от христианства.70 Вражда иудеев к апостолу Павлу была явлением, решительно непонятным в глазах римлянина – начальника гарнизона. И Клавдий Лисий со своей стороны тоже полагал, что нет в нем никакой вины, достойной смерти или оков, a если он задержал апостола, то только потому, что принимал его за одного египетского бунтовщика. Впрочем, вскоре выяснилось, что предмет пререкания апостола с иудеями есть чисто религиозный. Но Лисий не освобождает Павла, как это сделал в Коринфе Галлион, потому что бунт целого Иерусалима был, конечно, совсем не то, что уличные беспорядки коринфских иудеев. На суде перед прокуратором Феликсом71 выясняется, что Павел принадлежит к «назорейской ереси».

Преемник Феликса Порций Фест счел возможным предложить Павлу судиться перед синедрионом, но желание апостола явиться на суд кесаря поставило прокуратора в затруднение. Он обратился с просьбою к царю Агриппе высказать свое мнение по этому делу. Выслушав апостола, царь признал, что «этот человек не делает ничего недостойного», и что «можно было бы освободить eгo», «если бы он не потребовал суда кесаря».

Таким образом, в 58‒60 гг., представители римской власти, проходившие свою службу в самой Палестине, и, следовательно, имевшие полную возможность ознакомиться с истинным характером христианства, даже после длинной процедуры все-таки не узнали, что они стоят перед фактом новой, недозволенной религии. И эти «назареи» казались им одним из многих толков, на которые распадалась терпимая законом иудейская религия.72

Да и сами христиане едва ли считали себя «недозволенным сообществом». По крайней мере, образованный и, несомненно, сведущий в римском законодательстве апостол Павел, конечно, не стал бы добиваться суда кесаря, если бы не был убежден в правоте своего дела, и в допустимости новой религии. Провинциальные власти, свободные от иудейского воздействия, не обнаруживают никакого интереса к христианам.

Что касается до черни, то трудно допустить, чтобы она находилась в более благоприятных условиях, чем римские власти для выяснения вопроса о различии христианства от иудейства.73

§ 4. Христиане в Риме до Нерона

Весть о явлении мессии-Христа очень рано была занесена в центр древнего мира – Рим. Первыми христианами в Риме были, по-видимому, те римские иудеи, которые, соблюдая закон Моисеев, прибыли в Иерусалим на праздник Пасхи в год смерти Иисуса Христа, и вернулись в Рим свидетелями воскресения Христа, обращенные проповедью апостола Петра.74 Возможно также, что некоторые воины из когорт, расположенных в Иудее, сделались последователями Христа, и вернулись в Рим по окончании военной службы. Наконец, весьма вероятно, что какие-нибудь сирийские иудеи, уже обращенные в христианство, прибыли с товарами в Рим и заронили там свои убеждения.75 Так было положено начало будущей римской церкви.76

Таким образом, христианство существовало в Риме задолго до прибытия апостола Павла. С самого начала новое учение вызвало движение среди римских иудеев, затем глухое брожение, a около 50‒52 гг. синагоги пришли в страшное возбуждение из-за вопроса о христианах.77 Наконец, римская государственная власть заметила эти постоянные волнения – assidui tumultus, и еще то, что иудеев «опять стало много». Но всмотреться в смысл этих tumultus, и дознаться их настоящей причины, римляне не имели никакой охоты. Чисто внешним образом была привлечена власть к участию в суждении о новом факте мировой истории, и чисто внешним образом проявила она себя при восстановлении государственного порядка и общественного благоустройства.78

В самом деле, среди благих государственных мероприятий императора Клавдия, Светоний упоминает о следующей: «Он изгнал из Рима иудеев, которые вечно бунтовали, побуждаемые Хрестом».79 По-видимому, среди бунтовщиков имя Χριστός повторялось слишком часто и упорно, так что могло дойти до сведения полиции, которая решила, что иудеев возбуждает некий Χρηστός. Доклад, представленный императору, гласил, что смутьяны называли себя христианами, т. е. приверженцами некоего Христа. Имя это было незнакомое и чуждое римскому слуху, поэтому его легко могли переделать в Хреста,80 по обычаю малообразованных людей давать чужеземным словам более удобную для их слуха форму.81 Отсюда легко могли сделать заключение, что был человек, носивший это имя, и что он был возбудителем и главным вожаком бунтовщиков. He разбирая, кто прав и кто виноват, Клавдий принял меры, чтобы часть иудеев выгнать из Рима.82

Таким образом, в правление Клавдия христиан считали иудейской сектой, и на разногласия между христианами и иудеями смотрели, как на постоянные раздоры между иудеями.83 Появление христиан прошло мало заметным. В самом деле, совершенно невероятно, чтобы римская чернь с чрезвычайным вниманием следила за всяким новым движением в среде всяких Campenses или Suburanes cultores. И если до слуха толпы долетали такие названия, как «nazoreus» или «Christianus», тο ведь в Риме были иудеи не только Statuae valerian enses, Vicucorv enses, Subur enses, но и Άγριππήσιοι и Αογοοοτήσιοι. Почему Christiani и Nazoraei не могли называться так по своим синагогам? Почему толпа должна предполагать в этих словах более глубокое значение, чем в Agrippenses или Augustenses?84 К тому же древнейшие последователи Христа не имели определенного названия. Иудеи считали их «назорейской ересью»,85 сами же христиане, современные апостолам, называли себя ἀδελφοί (братья), πιστοί (верные), ἅγιοι (святые), как об этом свидетельствуют писания апостольские.86 Слово χριστιανός только трижды встречается в Новом Завете,87 и, конечно, не иудеи прозвали христиан таким именем.88

При подобных обстоятельствах нет ничего удивительного в том, что среди изгнанных оказались и христиане из иудеев.89 Э. Ренан даже предполагает, и не без основания, что пострадали одни только христиане, т. е. приверженцы возмутителя – Хреста. Дело в том, что «Клавдий вообще благосклонно относился к иудеям, и очень возможно, что вышеупомянутое изгнание христиан произошло по наущению иудеев, например, Иродов».90 Это тем более правдоподобно, что с восшествием на престол Калигулы и до смерти Нерона при римском дворе не переводились иудейские интриги. Иудеи много способствовали возвышению и благополучию семьи Германика. Через Иродов или через других интриганов они осаждали дворец, и слишком часто ради погибели своих врагов.91

Но как бы то ни было, a гонение Клавдия, во всяком случае, не имело значительных последствий. Подобные изгнания бывали лишь временными и условными.92 Остановленный на время поток постоянно возобновлялся.93 Для Иосифа Флавия этот случай прошел незамеченным, a в 58 г. в Риме уже опять была христианская церковь, так что апостол Павел мог обратиться к ней с посланием.94

Таково было внешнее положение христианства к весне 61 г., когда Павел, прервавши деятельность на востоке, шел в Рим на суд кесаря и новую проповедь. Деятельность его среди иудеев не увенчалась успехом, так как в первые же дни иудеи отнеслись к его проповеди несочувственно. Тогда апостол объявил, что переносит Евангелие к язычникам.95 Целых два года Павел проповедовал в Риме «о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно». Его послания, писанные во время римских уз, говорят о значительных успехах евангельской проповеди в Риме. В среде языческого населения Рима, проповедь Павла получила широкую известность во всех самых различных кругах римского общества.96 Влияние апостола проникло до дворца Нерона, и в доме кесаря он нашел влиятельных, и наипаче ревностных к делу христианства, последователей.97 От римской черни ему не было никакой опасности.98

Разумеется, такой оборот дела совсем не входил в расчеты обвинителей апостола – иудеев. Успех апостола Павла на суде кесаря обеспечил бы распространение христианства, и узаконил бы его существование. Это было вызовом римскому иудейству на борьбу, и борьба со стороны иудеев началась, или точнее, продолжалась борьба, с таким исступлением начатая в Иерусалиме, и с такою ожесточенною настойчивостью поддержанная в течение двух лет перед римскою властью в Кесарии.99 Иерусалимские враги Павла, уполномоченные иудейства, должны были поспешить за ним в Рим, чтобы поддержать против него обвинение на суде кесаря, иначе дело не разбиралось бы.100 Борьба велась интригой, тайным огражденным клятвой, заговором, сплетней, клеветой.101 С этим оружием явились враги Павла в Рим, и продолжали здесь перед кесарским трибуналом свою работу, не имевшую успеха перед трибуналом кесарийским.

В придворных кругах иудейство имело сильных покровителей, во главе которых стояла жена Нерона Поппея Сабина, и здесь, конечно, оно начало сильную агитацию против христианства и Павла. Здесь достаточно было иудеям заручиться сочувствием хотя бы Тигеллина, чтобы без всякого, со своей стороны, риска погубить ненавистного им Павла.102 Однако при первом разборе дела,103 иудейские обвинения Павла в мятеже и проч., не подтвердились, но все-таки влияние апостольской проповеди должно было ослабеть. Чтобы согласовать известия об успехе христианства в Риме при Павле, с последующей ненавистью к христианству со стороны язычников во время Нероновых гонений, надо допустить успех антихристианской работы иудейства среди римского общества, особенно в народных низах, где христианство находило многочисленных последователей. Автор возражения проф. Ю. А. Кулаковскому, на статью «Христианская Церковь и римский закон», полагает, что палестинские и малоазийские иудеи – враги Павла, прибывшие в Рим для участия в деле апостола на суде кесаря, принесли всю накопившуюся против Павла ненависть, весь запас клеветы, сплетен, гнусных выдумок, собранных на востоке, и пустили в ход среди римского населения.104

И гонители апостола добились своего. Павел был осужден и подвергнут казни.

§ 5. Действительные виновники Нероновых гонений на христиан

В ночь с 18-го на 19-е июля пo P. X. в Риме вспыхнул пожар.105 Огонь возник близ Капуанских ворот в части Большого Цирка, граничащей с Палатинским холмом и с Цэлием. Здесь находилось множество деревянных лавок, наполненных легко воспламеняющимися вещами, и пожар распространился отсюда с ужасающей силой. Шесть дней и семь ночей бушевало пламя, a последние вспышки затихли только через десять дней. Из 14-ти частей города уцелели лишь четыре. Три части выгорели дотла, a из семи остались немногие следы домов, сломанных и полуобгоревших. Нерона в это время не было в городе. Он был в Анциуме, и возвратился в Рим лишь тогда, когда огонь подходил к его золотому дворцу. Хотя он и постарался облегчить участь пострадавших, но народная молва упорно обвиняла его в поджоге.106 Говорили, будто он, поднявшись на высокую башню, любовался пожаром, и там, в актерской одежде, с лирой в руках, воспевал трогательным складом античных элегий гибель Трои. Говорили, будто видели лиц из Нероновой свиты, поджигающих город в разных местах. В некоторых местах огонь, по слухам, начался по вине людей, делавших вид, что они пьяны. Действительно, пожар возник одновременно в разных концах. Рассказывали, что во время пожара солдаты и сторожа разжигали огонь и мешали тем, кто хотел остановить пламя.107

Чтобы отклонить эту молву и дать исход накопившейся народной ненависти, Нерон указал на других поджигателей, и начал известное гонение на христиан.108 Вот что говорит об этом Тацит: «Ни человеческой помощью, ни щедротами государства, ни умилостивлениями богов, не устранялся позорный слух, что пожар был делом приказания. Поэтому, чтобы уничтожить этот слух, Нерон подставил виновных и применил самые изысканные наказания к ненавистным за их мерзости людям, которых чернь называла христианами. Виновник этого имени Христос, был в правление Тиберия казнен прокуратором Понтием Пилатом, и подавленное на время, пагубное суеверие вырвалось снова наружу и распространилось не только по Иудее, где это зло получило начало, но и по Риму, куда стекаются со всех сторон, и где широко прилагаются к делу все гнусности и бесстыдства. Таким образом, сперва были схвачены те, которые сознались,109 a затем, по их указанию, было уличено огромное множество других, не столько, впрочем, в поджоге, сколько в ненависти к человеческому роду. К казни их были присоединены издевательства. Их покрывали шкурами диких зверей, чтобы они погибали от растерзания собаками, или пригвождали ко кресту, или жгли на огне, a также, когда оканчивался день, их сжигали для ночного освещения. Нерон предложил для этого зрелища свой парк и давал игры в цирке, где он смешивался с простым народом в одеянии возницы, или управляя колесницей. Поэтому, хотя христиане и были люди виновные, и заслуживали крайних наказаний, к ним рождалось сожаление, так как они истреблялись не для общественной пользы, a ради жестокости одного человека».110

Таким образом, виновниками пожара были признаны одни христиане. Народное возмущение могло несколько утихнуть, хотя для черни естественнее всего поджигателями могли показаться ненавистные восточные люди, из которых многие содержали свои лавчонки y Большого Цирка, откуда и начался пожар.111 Однако наибольшее подозрение должно было пасть не на мало кому известную секту, a на ненавидимых и презираемых римлянами иудеев.112 Над ними часто тяготели обвинения в поджогах, a в данном случае повод был совершенно достаточный – иудейские кварталы не сгорели. Среди всевозможных угнетений и насмешек, иудеи легко могли навлечь на себя подозрение императора и народа, и никому не показалось бы странным, что побежденная нация, уже заявившая о своем отвращении к римскому игу, прибегает к самым ужасным средствам для удовлетворения своей непримиримой ненависти.113 Но иудеи нашли себе покровителей при дворе Нерона, в лице жены его Поппеи Сабины, иудейской прозелитки, и любимого Нероном актера из племени Авраамова, Алитира, которые уже обращались к императору с ходатайством за этот презренный народ.114 Поэтому иудеи были поставлены вне преследования, a вместо них надо было найти другие жертвы. Императора можно было легко навести на мысль, что хотя настоящие последователи Моисея и не были виновны в поджоге Рима, но в среде их возникла новая и вредная секта галилеян, способная на самые ужасные преступления.115·

Однако, каким образом римские власти выделяли христиан из среды иудеев, так что последние совсем не пострадали? Ко времени пожара христианство насчитывало уже около 30 лет существования, но было бы ошибкой думать, что римское правительство воспользовалось этим сроком для того, чтобы узнать что-нибудь о христианах. Слишком брезгливо относился римлянин к иудею, чтобы своевременно познакомиться с новым религиозным движением, зародившимся в недрах этой презираемой superstitio.116

Но, тем не менее, ни Светоний, ни Тацит117 не смешивают гонимых христиан с иудеями. Это тем более странно, что оба писателя вообще не делают различия между теми и другими. В жизнеописании Клавдия, Светоний принимает христиан за иудеев, в жизнеописании Нерона – иудеев за христиан, в жизнеописании Домициана – иудеев и христиан за иудеев.118 Таково же и отношение Тацита к нашему вопросу. Но если в их сознании не было ясного различия иудеев и христиан, то они не могли бы говорить о гонения исключительно на христиан, если бы об этом не говорили их источники. Действительно, о Таците мы можем сказать, что его рассказ следует верно источнику, и не содержит добавлений или ложной окраски.119 Еще более основания мы имеем доверять Светонию, который всегда избегает высказывать личное мнение, a приводит лишь сырой материал.120

Значит, розыски поджигателей производились по известному плану, сводившемуся к поискам лиц христианского исповедания, причем гонения не должны были затронуть ни одного иудея.121 Впрочем, как предполагает В. В. Болотов, из этого не следует, «что не пострадал ни один жид. Римская власть не могла знать всех иудеев, и не могла защищать правого и виновного. Одним словом, поднять гонение против иудеев как иудеев, было невозможно. Но начать допрос с иудеев было можно».122 Вот почему вполне возможно допустить, что первоначально подозреваемых хватали без разбора, причем пострадали обычные козлы отпущения – иудеи. Но потом они «выдали» христиан,123 и отвратив от себя кару, направили ее на своих врагов. Возможно, что они, умея лучше разбираться в религиозных вопросах, чем римляне, сами указывали римской полиции на последователей Христа.

В недостоверной, в своей главный массе, подложной переписке между апостолом Павлом и философом Сенекою, выгодно отличается чистотою работы одно письмо, в котором мнимый Сенека извещает апостола о римском пожаре. Оно обилует фактическими подробностями, которые заставляют предполагать, что в данном случае автор имел под руками какие-то действительно исторические источники, до нас недошедшие. Быть может, оттуда автор заимствовал и следующие строки: «христиане и иудеи, как виновники пожара, были подвергнуты наказанию, как обыкновенно делается».124 Конечно, пострадала лишь ничтожная часть иудеев, и вероятнее всего, в начале гонения или по ошибке, иначе об этом y нас сохранились бы более определенные сведения. Такое резкое разграничение иудеев и христиан является событием, весьма характерным для того времени и возможным лишь тогда, когда суд разбирал дело вероисповедное.125 Действительно, рассказ Тацита позволяет нам наметить две стадии в судебном разбирательстве. Сперва осуждали за поджог Рима, a затем вообще за ненависть к человеческому роду – «odium generis humani».126

Остается выяснить историческую загадку – кто вызвал столь ужасные гонения на христиан? Тацит называет Нерона, но такая мысль без постороннего влияния не могла прийти ему в голову. Нерон, без сомнения, о христианах слышал, но никогда не имел с ними личных сношений.127 Равным образом никакие виды, политические или религиозные, не могли внушить ему мысль предать истреблению именно христиан, и выставить их на зрелище народу.128 Значит, мысль обвинить христиан была подсказана кем-то со стороны. Кем же именно? Для ответа на этот вопрос необходимо припомнить характер Нерона. Он вырос в такой среде, где женское влияние постоянно брало перевес над мужским. Женщина-интриганка управляла всем его воспитанием. Она же служила примером беспощадной решимости, когда нужно было погубить чью-либо жизнь.129 При таких обстоятельствах воспитывался Нерон. «Раб отвратительной причудливости, готовый на что угодно, не отступающий ни перед какой наглостью и особенно привлекаемый к ужасному, он был, по выражению Ювенала, одним из тех людей, которых судьба возносит на верх могущества, как будто в припадке иронии, чтобы посмеяться над человечеством».130

Выше мы указали, что могучая рука иудейских заступников отклонила удар, готовый обрушиться на иудеев. Ta же рука направила этот удар на христиан. Наиболее решительным сторонником такого предположения является Э. Ренан.

«Позволительно ли приписать ненависти иудеев к христианам, – пишет он, – зверский каприз, отдавший самых безобидных людей в жертву чудовищнейшим казням? To обстоятельство, что иудеи имели тайные ходы к Нерону и Поппее в то самое время, когда Нерону пришла гнусная мысль против учеников Иисусовых, конечно, прискорбно для иудеев».131

Пылкий националист Иосиф Флавий относится довольно благоприятно к Нерону. Он находит, будто Цезарь – жертва клеветы, a все его преступления сваливает на окружавших его дурных людей. Полный ненависти ко всему римскому, Нерон любил обращаться к Востоку, окружал себя его уроженцами и интриговал на Востоке. В числе обещаний, полученных Нероном от разных лиц на случай, если бы ему пришлось лишиться трона, был план воцарения его на Востоке, и в частности, в Иерусалимском царстве.132

Что касается жены Нерона – Поппеи, то Иосиф Флавий изображает ее женщиной благочестивой, ибо она благоволила к иудеям, поддерживала их ходатайства, а может быть, также и потому, что она отчасти приняла их ритуал. По крайней мере, он называет ее «боящейся Бога».133 Вероятно, она, подобно некоторым другим римлянкам,134 была иудейской прозелиткой.135 Возможно, что эта самая Поппея и сделалась перед Нероном органом клевет на христиан.136 Нерон не предпринимал злодеяний без совета не только с Тигеллином, но и с Поппеей.137 Ее могущественная рука легко могла защитить иудеев от жестокой кары и отклонить от них удар на христиан, которых она могла представить в чернейших красках.138

Важное значение при дворе Нерона имел Тиверий Александр, a такой человек не мог не ненавидеть христиан.139 В Риме были актеры и актрисы иудейского происхождения. При Нероне это был обычный способ приблизиться к императору.140 В частности, называют некоего Алитира, иудея-мима, особенно любимого Нероном и Поппеей.141

Все эти данные, если и не доказывают виновность иудеев прямым свидетельством, то по словам Ю. А. Кулаковского, на счет вероятности вряд ли оставляют сомнение.142 Ha этом мнении сходятся почти все ученые. Аллар считает виновность иудеев «правдоподобной гипотезой».143 Геффкен в гонениях Нерона видит «руку иудеев».144 К. Нейман полагает, что «христиане не пострадали бы, если бы их не ненавидели иудеи».145 Столь же определенно высказывается Э. Ренан:

«Римляне обыкновенно смешивали христиан с иудеями. Почему же на этот pаз различие выступило с такой резкой определенностью? Почему иудеи, против которых римляне чувствовали ту же нравственную антипатию и те же религиозные предубеждения, что и против христиан, на этот раз не пострадали? Казни иудеев могли бы явиться тоже хорошим piaculum вполне достаточной силы».... Ko всему этому нужно прибавить еще тот факт, что «до разрушения Иерусалима иудеи являлись настоящими гонителями христиан, и не пренебрегали ничем для их истребления».146

Остается рассмотреть одно возражение против виновности иудеев в Нероновых казнях. Автор Апокалипсиса представляет христиан как иудеев, избранных от 12-ти колен Израиля. Он не противопоставляет христиан иудеям, y него нет вовсе сознания своей полной обособленности, a тем менее враждебности к иудеям. A между тем, он имел подробные сведения о Нероновых казнях. И если, тем не менее, он не желает отделиться от иудеев, то этим самым он признает непричастность последних к гонениям на христиан.147 Но тут очевидное недоразумение. Дело в том, что действия иудеев при дворе Нерона были тайными, так что даже Тациту и Светонию они, видимо, не были известны. Тем менее, мог знать о них св. Иоанн Богослов, находившийся вдали от кипучей жизни Рима.

§ 6. Выводы

Каковы же были последствия великой трагедии, разыгравшейся столь внезапно в «вечном городе»? Последствия были весьма велики.

Автономная Иудея и Иерусалим доживали последние дни, и мятежные вспышки иудейских восстаний заставляли римское правительство постепенно лишать иудейство привилегированного положения, дозволявшего Израилю управляться своими законами, и призывать на ослушников кару римской власти. Таким образом, иудеи, лишаясь возможности преследовать христианство, тем самым открывали ему полную возможность распространять свое учение. Но это не входило в их расчеты, и вот, накануне своей политической смерти, находясь в предсмертной агонии, они, путем явного подлога, завещали Риму свою ненависть и вражду к новому учению.

Значит, истребление христиан в Риме не было, в собственном смысле, первым римским гонением, т. е. во имя религиозных, национальных и государственных интересов Рима. Гонение на христиан не было возбуждено Римом, и не велось сознательно римской государственной властью. «Все данные говорят за то, что избиение христиан Нероном было не первое римское гонение, a последнее иудейское, но орудием закона римского, рукою власти и народа римского.148 «Беспутный, во всех отношениях, Нерон, не способен был понять его значения в жизни великого политического тела римского. Он видел в христианах только подходящие жертвы для успокоения волнения народного, и угождения окружавшим его иудейским приспешникам. Иудеи хорошо знали на кого, и за что, они направили сокрушительный удар такого тяжелого орудия, как власть и народ римский. Нероново избиение было последним, чудовищным актом трагедии, которая началась на ступенях башни Антония в Иерусалиме, продолжалась в Кесарии, и кроваво закончилась на всемирной римской сцене. Событие это не было простым произволом безумца, a сложным историческим явлением, в котором гнет на христианство переходил из рук иудеев в руки римлян».

Это было грозное указание на то, что христианство, освобождавшееся из-под umbraculo иудейства, и становившееся мировым явлением, идет по пути смертельной опасности и испытаний. Ему предстояло выдержать упорную борьбу римского язычества.

Таким образом, события 50‒64 гг. в Риме сделали христианство явлением весьма заметным во всех слоях римского общества. На новом восточном суеверии с иудейским обрядом, уже покоилась враждебная рука римского народа, и христианство, избавившееся от одного врага, уже имело перед собой другого.

* * *

1

В одном из новейших руководств читаем: «с падением Иерусалима гонения на христиан прекратились!» (Малицкий. «История христианской церкви», вып. 1, Тула, 1909, стр. 42). Таково же мнение и многих других исследователей.

2

Цицерон, в своем сочинении «De legibus» (II, 8) приводит закон, запрещающий отправление недозволенных иностранных культов: separatim nemo habessit deos, neve novos, neve alienos nisi publice adscitos privatim colunto, quos rite a patribus (cultos acceperint). A Тертуллиан (Apologeticus, 5) говорит, что в Риме не было дозволено вводить новые божества без разрешения сената. Натушил. И.В. Очерк римских государственных древностей, т. I, X. 1894‒1902, стр. 259; Wissowa G. Religion und Kultus der Römer, München, 1902, стр. 40.

3

Болотов В.В. Лекции по истории дровней Церкви, т. II, СПб. 1910, стр. 19.

4

Бодянский П.В. Римские Вакханалии и преследование их в VI в. от основания г. Рима. «Киевск. Унив. Изв.» 1832 г. кн. 6 и 7 и отд. Киев, 1882.

5

Valer. Maxim. I, 3, 3.

6

Павлович А.Л. Нероново гонение на христиан и политика императоров Флавиева дома по отношению к ним. «Христ. Чтен.» 1894 г. т. I, стр. 210.

7

Аubé. Histoire des persécutions de l’Eglise jusqu’à la fin des Antonins, ed. 2. Paris 1875, стр. 82.

8

Бердников И.И. Государственное положение религии в римско-византийской империи. T. I: Государственное положение религии в римской империи до Константина Великого. Казань 1881, стр. 411‒412; Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. Изд. 2-е. Μ. 1897, стр. 16 сл.; Басов А.О еврейском вопросе в древнем Риме. Харьков, 1913, стр. 5.

9

Кулаковский Ю.А. Христианская Церковь и римский закон (в течение двух первых веков). «Киевск. Унив. Изв.» 1891 г., кн. 12, стр. 7.

10

Ioseph. Flar. Ant. jud. XIV, 10.

11

Болотов Β.B. Лекции no истории. древней Церкви, стр. 20; Кулаковский Ю. Христианская церковь и римской закон, стр. 9; Никольский Λ. Отношение христианского общества к римскому правительству и народу в первые три века нашей эры. «Труды Киевск. Дух. Акад.» 1864 г., т. 2, стр. 460.

12

Hausrath. Neutestamentliches Geschichte, Th. II, Aufl. 2. Heidelberg 1875, стр. 119‒122.

13

Никольский A. Отношение христианского общества и т. д., стр.459.

14

Hist. V, 4, 5. Ср. Басов, А. О евр. вопр. в др. Риме, стр. 5‒6, где приведены и другие отзывы об иудеях.

15

Cass. Dio. LXVII, 14, 2. Флавий Иосиф. О древности иудейского народа против Апиона, перев. с греческ. Генкеля и Израэльсона СПб. 1898, стр. X–XI.

16

Лебедев А.П. Эпоха гонений и проч., стр. 17.

17

Хвольсон Д.А. О некоторых средневековых обвинениях против евреев. Изд. 2-е. СПб. 1880, стр. 112.

18

Первоначально это обвинение было высказано Посидонием из Апамеи (в Сирии), жившем в 135–50 г.г. до P. X., a от него перешло к другим писателям, как Трог Помпей (у Юстина), Плутарх, Диодор Сицилийский, Тацит, Аппион (у Jos. contra Appion. II, 7). По мнению язычников, это поклонение возникло как благодарность ослу, за указание дороги к источнику в безводной пустыне. Хвольсон Д.А. О некот. средневек. обвин. и пр., стр. 112.

19

Слово Hierosolyma производили от ίερσβύλημα, т. е. «похищенное из храма».

20

Иосиф Флавий. О древн. иуд. народа и пр., стр. XI; Мелихов В.А. Иудеи в римской истории по исследованию Э. Ренана. Харьков 1912, стр. 8‒10.

21

Aubé. Histoire des persécutions и пр., стр. 76. Allard, P. Le christianisme et l’empire romain de Néron à Théodose. 4-ème ed. Paris, 1898, стр. 5‒7.

22

Отношение римского государства к религии вообще и к христианству в частности до Константина Великого. «Труды Киевск. Духовн. Акад.» 1876 г. кн. 11, стр. 378–79.

23

Justine dialog, cum lud. Triph. 17 et 108. Apolog. 31. Tertull. adv. nationes I, 14; adv. Marc. III, 23 и мн. др. Несмотря на эти данные Д.А. Хвольсон пытается доказать, что иудеи были лучшими друзьями христиан и что „многие раввины не знали, как превознести благочестие, добродетели и ученость христиан”. См. его „О некоторых средневековых обвинениях против евреев”. Историческое исследование по источникам, изд. 2-е, СПб. 1880, стр. 59.

24

1 посл. ап. Петра 4:16. Ср. «Труды Киевск. Духовн. Акад.» 1892, т. 2, стр. 50.

25

Justin. dialog, cum Triph., 17. Orig, contra Cels. VI, 27. Геффкен, I. История первых веков христианства, СПб. 1898, стр. 35.

26

«Труды Киевск. Духовн. Акад.» 1892 г. т. 2, стр. 50–51.

27

Dialog, cum Triph., 17.

28

Ad nat. I, 14.

29

«Труды Киевск. Духовн. Акад»., 1892, т. 2, стр. 51.

30

Лебедев Н. Сочинение Оригена против Цельса. Опыт исследования по истории литературной борьбы христианства с язычеством. М. 1878, стр. 113 сл.

31

Contra Cels. I, 37. 28. 32. Cp. Justin, dialog, cum Triph., c. 67.

32

Лебедев H. Сочинение Оригена против Цельса, стр. 114‒15.

33

Opera patr. apost. ed. Funk, I, p. 283 sqq. (cap. 13:17).

34

0 подобной карикатуре, нарисованный иудеем, c m . y Tertull. ad nat. I, 14, cp. также Apolog., 16.

35

Кулаковский Ю.А. Христианская Церковь и римский закон (в течении двух первых веков). «Киевск. Унив. Изв.» 1891 г., кн. 12, стр. 24‒25. В западной ученой литературе эта карикатура вызвала целый ряд исследований и была много раз воспроизведена. Подлинник ее находится в Museo Kircheriano в Риме. В русской литературѣ она упоминается и воспроизведена проф. H. В. Пοκροвским в статье „Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно Византийских и Русских“, СПб. 1892. См. Труды VIII Археологического съезда, т. I, стр. 315.

36

Международное тайное правительство. Дополненное и не переработанное исследование по схеме речи, произнесенной на VII съезде Объединенных Дворянских Обществ, М. 1912, стр. 72.

37

1 посл.. гл. 2:12.

38

Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, стр. 22.

39

Origen, contra Cels. I, 2.

40

Apolog. 21: „sub umbraculo licitae religionis”. Cp. Cass. Dio, 67, 14. 68, 1; Keim. Aus dem Urchristentum, стр. 175.

41

Болотов B.В. Лекции по истории древней Церкви, стр. 45. См. также «Труды Киевск. Духовн. Акад». 1892 г., т. 2, стр. 35.

42

Болотов В.В. Гонение на христиан при Нероне, стр. 62, пр. 8.

43

Linsenmayer A. Die Bekämpfung des Christentums durch den römischen Stadt bis zum Tode des Kaiser Iulian (363). München 1905, стр. 53, прим. 1.

44

Tertull. apolog. 16; Minut. Felicis, Octav. I, 9. «Труды Киевск. Духовн. Акад.» 1892 r., т. 2, стр. 35.

45

Annales XV, 44. A между тем он мог бы знать более и судить о христианах справедливее, чем другие, так как около 112‒116 г.г., т. е. ранее составления „Летописи”, он был проконсулом Азии, этого главного оплота христианства. Павлович А. Л. Нероново гонение на христиан и политика императоров Флавиева дома по отношению к ним. «Христ. Чтение», 1894 г., кн. 1, стр. 214.

46

Болотов B.В. Гонение на христиан при Нероне. «Христ. Чтение», 1903 г., т. 1, стр. 58.

47

Павлович А.Л. Нероново гонение на христиан, стр. 220–21. Иначе Aubé, Histoire des persécutions de l’Église jusqu’à la fin des Antonins, ed. 2. Paris 1875, стр. 94–95.

48

Aubé, 95.

49

Mommsen. Th. Römische Geschichte, T. V, 2. Aufl. Berlin 1885, стр. 542. Русск. перев. В.Н. Неведомского, М. 1885, стр. 532.

50

Suet. Domit. 12. Русск. перев. В. Алексеева, СПб. 1904, стр. 381.

51

Mommsen. Th. т. V, стр. 539, русск. перев. стр. 529.

52

Только при Септимии Севере был издан указ, воспрещавший язычникам принимать иудейство: Script, hist. August., vita Severi, XVII, l: ludeos fieri vetuit. Cp. Mommsen T. Römische Geschichte, V, стр. 547, прим. 1.

53

Кулаковский Ю. Христианская Церковь и римский закон, стр. 25.

54

Script. hist. Aug., Saturninus, VIIІ, 2.

55

Minut. Felicis, Octav., c. IX, 6.

56

Metamorph. IX, 14.

57

M. Antonioni. Commentaries, XI, 3. Русск. перев. Пл. Краснова: Марк Аврелий Антоний. К самому себе. Размышления. СПб. 1895, стр. 149.

58

De morte Peregrine. Cм . Лукиан, в изложении Лукаса Коллинза. СПб. 1876, стр. 191‒206.

59

Лукиан, стр. 196.

60

Болотов B.В. Лекции по истории древней Церкви, стр. 21.

61

Болотов B.В. Лекции по истории древней Церкви, T. II, СПб. 1910, стр. 24.

62

Гиббон. История упадка и разрушения римской империи. Пер. с англ. В. Н. Неведомского, ч. II. М. 1883, стр. 106.

63

Aubé. Histoire des persécutions de l’Église jusqu’à la fin des Antonins. Ed. 2. Paris 1875, стр. 86.

64

Гиббон, стр. 106.

65

Павлович A.Л. Нероново гонение на христиан и политика императоров Флавиева дома по отношению к ним. «Христ. Чтен.», 1894 г., т. 1, стр. 231; Гарнак А. в сборнике „Из истории раннего христианства”, перев. с нем. H.М. Никольского, М. 1907, стр. 191.

66

Павлович А Л. стр. 209; Aubé. стр. 86; Renan Е. Antéchrist. Р. 1899, стр. 38.

67

По Болотову B.В. Гонения на христиан при Нероне (из посмертных бумаг). Христ. Чт. 1903 г., т. I, стр. 64.

68

Болотов B.В. Гонения на христиан при Нероне, стр. 65.;Деян.18:12‒17.

69

Болотов B.В. Лекции по истории древней Церкви, стр. 47.

72

Болотов B.В. Лекции no истории древней Церкви. стр. 48.

73

Болотов B.В. Гонения на христиан при Нероне, стр. 67.

75

Ренан Э. Апостол Павел, перев. В. Кауфмана, СПб. 1907, стр. 40.

76

«Труды Киевск. Духовн. Акад.» 1892 г., т. 2, стр. 45.

77

Ренан Э. Апостол Павел, стр. 40‒44.

78

Кулаковский Ю.А. Христианская церковь и римский закон (в течение двух первых веков). «Киевск. Унив. Изв.», 1891 г., кн. 12, стр. 12; Болотов B.В. Гонение на христиан при Нероне. «Христ. Чтение». 1903 г., т. I, стр. 64.

79

Suet. Claud. 25: Judeos impulsore Chresto assidue tumultantes Roma expulit. Cass. Dio, LX, 6. τούς τε Ἰουαίους πλεονάσαντας αὖθις. Впрочем, Э. Ренан полагает, что известие Кассия Диона не имеет ничего общего с рассказом Светония и относится к более раннему времени. См. „Апостол Павел”, стр. XXI, прим. 6.

80

Имя Χρηστός в ушах греков звучало гораздо понятнее ( Χρηστός = полезный), чем Χριστός.

81

Ученые сходятся в том, что Χρηστός = Χριστός.. См. Болотов B.В. Лекции по истории древней Церкви, T. I, СПб. 1910, стр. 46; Ренан Э. Апостол Павел, стр. 40; Schürer E. Gesschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, Leipzig 1886, Bd. II, стр. 509. Иначе Моммзен. Римская история. перев. В.Н. Неведомского, т. V, М. 1885, стр. 513, прим. 1. Бесспорно, римляне часто называли Иисуса Христа Chrestus вм. Christus, говорили Chrestiani вм. Christiani, отсюда франц. chrétien и chrétienté. (Ср. русское „крестьянин”, где, впрочем, возможно влияние слова „крест”). На надгробных надписях также часто попадается е вм. і: „Bullet, di archeolog. christ.” 1873, p. 21.

82

Подобное мероприятие не должно казаться странным, так как к нему прибегали неоднократно, напр., Тиберий.

83

Павлович А.Л. Нероново гонение на христиан и политика императоров Флавиева дома по отношению к ним. «Христ. Чтение», 1894 г., т. I, стр. 217.

84

Болотов B.В. Гонение Нерона на христиан, стр. 69.

86

Болотов B.В. Гонение Нерона на христиан, стр. 67‒68. Это служит, между прочим, очевидным доказательством древности книг Нового Завета.

88

Болотов B.В. Гонение Нерона на христиан, стр. 68.

90

Ренан. Апостол Павел, стр. 44.

91

Ренан Э. Антихрист, перев. В. Кауфмана СПб. 1906, стр. 102; Arnold F. Die Neronische Christen verfolgunf. Leipzig, 1888, стр. 57.

92

Suet. Tib., 36.

93

Cass. Dio XXXVII, 17; Tacit, ann. XII, 52; Rist. I, 22.

95

Деян.28:23‒29. «Труды Киевск. Дух. Акад.», 1892, т. 2, стр. 52.

96

Посл. Флп.1:13: „узы мои о Христе сделались известны всей претории и всем прочим”.

97

Посл. Флп.4:22: „приветствуют вас... из кесарева дома”.

98

Болотов B.В. Гонение Нерона на христиан, стр. 67.

99

Труды Киевск. Духовн. Акад. 1892 г., т. 2, стр. 53.

100

По правилу; accusator ubi non est, ibi non est judex – где нет обвинителя, там нет и суда.

101

Деян.28:19. «Труды Киевск. Духовн. Акад.» 1892 г., кн. 2, стр. 53.

102

Болотов B.В. Гонение Нерона на христиан, стр. 70.

103

При первой защите; 2Тим.4:16.

104

Труды Киевск. Духовн. Акад., 1892 г., кн. 2, стр. 54.

105

Tacit annal. ΧV, 38‒44, 52; Suet. Nего 31, 38‒39; Vespas. 8; Cass. Dio, LXII, 16‒18; Plin. hist. nat. XVII, 1; Ecseb. chron. ad. ann. 65.

106

Предыд. прим. и Tacit annal. XV, 67. Под конец жизни Нерон снова хотел поджечь город: Suet. Nero, 43.

107

Ренан Э. Антихрист, перев. В. Кауфмана, СПб., 1QP6, стр. 146‒50.

108

Arnold F. Die Neronische Christenver folgung, Leipzig. 1888; Profumo A. Le fonti ed i tempi dello incendio Neroniano. Roma 1905; Klette. Th. Die Christen catastrophe unter Nero nach ihren Quellen, insbesondere nach; Tacit annal. XV, 44 von neuem untersucht. Tubingen, 1907.

109

К сожалению, Тацит не говорит, в чем сознавались схваченные: в принадлежности ли к христианству или в поджоге. Большинство ученых держится первого толкования, см. Модестов В. И. Заметки к Тациту: I. Новое издание „Летописи” (Annales) (в Журн. Минист. Народн. Просв. 1893 г., кн. 12, отд. наук, стр. 338‒343 и 346‒48, где собраны мнения ученых запада. Второго мнения придерживается Зелинский, Ф.Ф. в отзыве на перевод Тацита Модестовым, см. „Филолог. Записки”, 1890 г., кн. 1, крит. и библ., стр. 36; Болотов B.В. Гонение Нерона на христиан, стр. 71‒75 и др.

110

Tacit. annal. XV, 44, перев. В.И. Модестова (с поправками) т. II, СПб. 1887, стр. 490‒91.

111

Модестов В.И. Заметки к Тациту, стр. 340.

112

Linsenmayer A. Die Bekämpfung des Christentums durch den römischen Stadt bis zum Tode des Kaiser Julian (363). Müniche 1905, стр. 58; Зенгер Г. Еврейский вопрос в древнем Риме. «Варшав. Унив. Изв.» 1889 г., кн. 6, стр. 198, пp. 1.

113

Гиббон. История упадка и разрушения римской империи. Перев. В.Н. Неведомского. T. II, М. 1883, стр. 113.

114

Arnold F. Die Neronische Christen verfolgung, стр: 31. Через их посредство Иосиф Флавий за два года перед тем добился помилования и освобождения нескольких иудейских священников, содержавшихся в Риме в плену. Jos. de vita, 3.

115

Гиббон. История упадка и пр., стр. 113.

116

Болотов B.В. Гонение Нерона на христиан, стр. 64.

117

Arnold F. Die Neronische Christenver., стр. 56.

118

Arnold F. Die Neronische Christenver., стр. 56.

119

Sibels „Historische Zeitschrift”, t. 32 (1874), стр. 340, статья Г. Ниссена (H. Nissen).

120

Г. Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей, с латинск. перевел В. Алексеев, СПб. 1904, стр. ХХХМ‒ХХХМІ.

121

Болотов B.В. Лекции по истории древней церкви, стр. 48.

122

Там же, стр. 52.

123

Этим достаточно объясняются слова Тацита: „сначала были схвачены те, которые сознались (в поджоге Рима, по прямому смыслу текста), a затем, по их указанию, было уличено огромное множество других виновных не только, впрочем, в поджоге, сколько в ненависти к человеческому роду”, т. е. в исповедании христианского учения. Очевидно, что сперва были схвачены иудеи, которые выгораживая себя, обвинили христиан; иначе, как могли христиане выдавать своих братьев?

124

Christiani et Judaei, quasi machinatores incendii supplicio adfecti, ut fieri solet. Трудно сомневаться в достоверности этого отрывка. Ср. Болотов B.В. Гонения на христиан при Нероне, стр. 63, прим. 10 и Лекции по ист. др. церкви, стр. 52.

125

Наоборот, Ю. А. Кулаковский, считает Нероново гонение „случайность”, см. „Христ. церковь и римский закон”, стр. 15, где он пишет: „первые христианские мученики в Риме пострадали по простой случайности, не за веру привлекли их к ответственности, не за веру их казнили.”

126

Arnold F. Die Néron. Christen verfolg., стр. 60.

127

Ренан Э. Антихрист, стр. 102.

128

Aubé. Histoire des persécutions, стр. 100.

129

Кудрявцев Π.Η. Римские женщины. Исторические рассказы по Тациту, Вып. IV: Поппея Сабина и Октавия. СПб., изд. „Всеобщий Библиот”. № 89, стр. 4.

130

Aubé. Histoire des persécutions, стр. 85.

131

Ренан Э. Антихрист, стр. 103‒104.

132

Там же, стр. 102‒103.

133

Jos. ant. jud. XX, 8.

134

И не только римлянкам. Царица Адиавинян, Елена, уже при Тиберии приняла иудейство. Ее сына обратил некий иудейский купец, по имени Анания, имевший доступ к женам царя. При Клавдии весь царский род уже был обращена в иудейство. Когда в Дамаске жители решили истребить иудейское население, то тщательно скрывали свое намерение от своих жен, которые, за немногими исключениями исповедовали иудейство. Зенгер Г. Еврейский вопроса в древнем Риме. «Варш. Унив. Изв.» 1889 г., кн. 6, стр. 143, прим. 1.

135

Allard P. Histoire des persécutions pendant les deux premiers siècles. 3-ème ed. Paris 1903, стр. 6; Arnold F. Die Neronische Christenverf., стр. 57; Schiller H. Geschichte des römischen Kaiserreichs unter des Regierung des Nero. Berlin 1872, стр. 583, прим. 1; Зенгер Г. Еврейский вопрос в древнем Риме «Варш. Унив. Изв.» 1889 г., кн. 6, стр. 143, прим. 1; Schürer E. Geschichte des Jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. 4. Aufl. Band III. Leipzig. 1909, стр. 64, прим. 97. Ha причастность Поппеи к иудейству указывает тот факт, что тело ее не было сожжено, a покрыто ароматами и погребено в могиле regnum exterorum consuetudine. Tacit annal. XVI, 6. Cp. Hist. V, 5. Погребение же было иудейским обычаем: corpora condere. quam cremare e more Еgiptio.

136

Aubé. Histoire des persécutions, стр. 101.

137

Tacit. annal. XV, 61.

138

Гиббон. История упадка и пр., стр. 113.; Aubé. Histoire des persécutions и пр., стр. 102; Linsenmayer A. Die Bekämpfung des Christentums durch den römischen Stadt bis zum Tode des Kaiser Julian (363). München 1905, стр. 58.

139

Ренан Э. Антихрист, переB.В. Кауфмана, СПб. 1906, стр. 103‒104.

140

Mommsen. Th. Inscriptions regni Neapol, II, 64‒67. Jos. de vita 31.

141

Ренан Э. Антихрист, стр. 102; Arnold F. Die Neronische Christen verfolgung, стр. 57.

142

Христианская Церковь и римский закон в течение двух первых веков. (Ответ на „Несколько замечаний”, помещенных в Труд. Киевск. Духов . Акад., в Киевск. Унив. Изв., 1892 г. кн. 7.

143

Allard P. Histoire des persécutions, стр. 43, прим. 4.

144

История первых веков христианства, СПб. 1908, стр. 35.

145

Neuman Κ. I. Dic pömische Stadt und die allgemeine Kirche bis auf Diocletian. Β. I. Leipzig. 1890, стр. 4.

146

Ренан Э. Антихрист, стр. 104.

147

Кулаковский Ю.A. в «Киевск. Унив. Изв.» за 1892 г. кн. 7. стр. 25.

148

Труды Kиевс. Духов . Акад., 1892 г., т. II, стр. 58–59.


Источник: Из истории иудейско-римских гонений на христиан / В.А. Мелихов, препод. Харьк. I мужской гимназии. - Харьков: Епарх. тип., 1913. - 34 с.

Комментарии для сайта Cackle