Источник

Приложение 10 (к разделу 7.15)Циркуляр благочинным московских приходов, изданный с благословения митр. Сергия (Страгородского)467

Циркулярно

О. о. благочинным православных приходов гор. Москвы

В целях единообразия церковно-богослужебной практики в православных приходских храмах гор. Москвы, а также для избежания произвольного отношения к Типикону, с благословения Преосвященного Заместителя, временно управляющего Московской епархией, к руководству и исполнению напоминаю уже ранее предлагавшийся епархиальной Властью нижеследующий образец воскресного (и праздничного) богослужения как обязательный минимум для православных приходских храмов гор. Москвы.

А. Всенощное Бдение

По открытии диаконом царских врат священник благословляет кадило и кадит весь алтарь в предшествии диакона со свечой. По окаждении алтаря диакон выходит на амвон и возглашает: «Востаните. Господи благослови». Священник пред престолом делает кадилом крест (и) говорит возглас: «Слава святей...» Лик: «Аминь». Священник с повышением голоса произносит: «Приидите поклонимся» (как указано в Типиконе), а где есть обычай – поет все духовенство. На клиросе медленно поют избранные стихи 103 псалма, с установленными припевами, во время пения которых священник в предшествии диакона кадит весь храм. По окончании пения обязательно: Слава и ныне, Аллилуйя (трижды). Следует великая ектенья, начинать которую диакон должен не ранее того времени, когда после обхождения храма возвратится в алтарь, закроет царские врата и выйдет на амвон. Лик же свое пение должен при этом соразмерять с окаждением всего храма священнослужителями. По великой ектенье поются из первой кафизмы первой славы следующие стихи:

1)      Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых ... аллилуия (трижды)

2)      Яко весть Господь путь праведных...

3)      Работайте Господеви со страхом...

4)      Блажени вси надеющиися Нань...

5)      Воскресни, Господи, Спаси мя, Боже мой. (Аллилуия трижды)

6)      Господне есть спасение...

Слава и ныне...

Малая ектенья. «Господи воззвах» в глас, положенный по Уставу. Поется не менее четырех стихир с положенными стихами неспешно и разборчиво. Б дни предпразднества, попразднества, триоди, а также, когда в Минее случится великий святой, поется 6 стихир: три воскресных и три минеи или триоди.

Во время пения «Господи воззвах» диакон, а при отсутствии его – священник, кадит алтарь, иконостас и по возможности весь храм. И ныне: догматик (обязательно положенного гласа). Вечерний вход. «Свете тихий». Прокимен с указанием гласа и положенными стихами произносится диаконом на горнем месте. Сугубая ектенья обязательно со «Сподоби Господи». Просительная ектенья. Стихиры на стиховне. Из них первая со стихом и ныне богородичен обязательно поются, а остальные если не поются, то должны быть читаемы. Ныне отпущаеши... Трисвятое... И по Отче наш... Богородице Дево... (трижды) при закрытых царских вратах. Буди имя Господне... (трижды). Священник с амвона, благословляя народ, произносит: «Благословение Господне на вас». Шестопсалмие. Последнее должно читаться псаломщиком в стихаре (или другим чтецом за амвоном или посредине храма внятно и с особенным благоговением). Великая ектенья. «Бог Господь...» (на обоих клиросах четыре раза). Тропарь воскресный дважды, минеи и богородичен по гласу тропаря минеи. Кафизма: по одному псалму из каждой «Славы». Малая ектенья. После сего открываются царские врата и поются избранные стихи из 134 и 135 псалмов. «Хвалите имя Господне». Священник в предшествии диакона со свечой кадит весь храм. Затем поются воскресные тропари: «Ангельский собор...» (обязательно все 6 тропарей.). Малая ектенья. Ипакои и антифоны степенны. Прокимен гласа и «Всякое дыхание». Воскресное Евангелие читается в алтаре, а где есть обычай – и на средине храма. «Воскресение Христово видевше...» Слава. Молитвами Апостол и ныне Молитвами Богородицы. «Помилуй мя Боже» и «Воскрес Иисус от гроба». В праздники по 50-м псалме обязательно поется стихира. Во время пения «Воскресение Христово видевше» священник в предшествии диакона с посвечником износит из алтаря евангелие на средину храма и там, приложившись к нему с диаконом, благословляет всех прикладывающихся богомольцев, а в храмовые и двунадесятые праздники, вообще при совершении литии, помазует их освященным елеем. Диакон пред иконой Спасителя произносит: «Спаси, Боже, люди Твоя...», после возгласа священника поются (на левом клиросе) воскресные ирмосы канона положенного гласа. Чтец громко и раздельно читает (на амвоне пред иконой Богоматери) по 4 тропаря из каждой песни (воскресный, крестовоскресный, Богородичный, минеи). Чтение тропарей канона заканчивается пением катавасии, положенной по Уставу, каковая исполняется, если имеется, правым хором. Так поются без пропусков все 9 песней канона (ирмосы и катавасии) по 3, 6 и 9-й песни, произносятся диаконом малые ектеньи. Во время 8-й песни диакон кадит алтарь и, выйдя из оного по окончании катавасии 8-й песни, становится пред иконою Богоматери и возглашает: «Богородицу и матерь света...». На обоих клиросах поочередно поется песнь Богородице: «Величит душа моя» – обязательно все 6 стихов с припевами «Честнейшую Херувим». По окончании канона после малой ектеньи диакон произносит «Свят Господь Бог наш» с положенными стихами и клир поет сие трижды на глас. Затем обязательно во глас Октоиха «Всякое дыхание» и поются «Хвалитные стихиры» с их припевами; причем первая также слава, и ныне Преблагославенна еси обязательно поются. Открываются царские врата, и по возгласе священника «Слава Тебе, показавшему нам свет» поется великое славословие, по окончании коего особым обиходным распевом поется тропарь: «Днесь спасение миру» или «Воскрес Иисус из гроба...» смотря по гласу Октоиха, а в праздничные дни поется обязательно тропарь празднику, после чего царские врата закрываются. Сугубая ектенья и прочее до конца по уставу. Отпуст, многолетие и первый час. В конце первого часа священник выходит из алтаря на амвон в епитрахили и пред иконой Спасителя произносит молитву: «Христе, свете истинный», и только по окончании ее поется песнь «Взбранной воеводе...», а в двунадесятые и праздничные дни кондак празднику (и бывает малый отпуст).

По такому же чину совершается Всенощное бдение и во все двунадесятые и храмовые праздники с присоединением к оному положенного во время литии, за которой поется не менее двух стихир, положенных по уставу, но отнюдь не самовольные концертные произведения.

Б. Литургия

Пред литургией читаются часы. После великой ектеньи на литургии поются избранные стихи 102 псалма «Благослови, душе моя, Господа...». Малая ектенья, «Единородный сыне», после малой ектеньи и открываются царские врата и поются блаженны: «Во царствии твоем...» и без выпуска обязательно все девять заповедей блаженства. После малого входа поются тропари: воскресный, святого минеи и кондак на «и ныне» по Уставу. «Трисвятое». После Апостола пред Евангелием поется Аллилуарий так: священник: «Мир ти», чтец: «И духови Твоему». Аллилуия. Певцы поют Аллилуия на положенный глас. Чтец, не сходя со своего места, громко и отчетливо произносит положенный стих. Певцы поют Аллилуйя так же как и в первый раз, чтец стоя так же громко произносит второй положенный стих, после чего идет на клирос, а если диакон, то в алтарь. Певцы поют «Аллилуия» третий раз. И прочее по чину Литургии до конца.

В настоящем «Чине» изложен лишь минимум требований Церковного Устава, выполнение которого для всех храмов безусловно обязательно. Но этим отнюдь не отменяется возможно более полное выполнение богослужебного Устава там, где это будет найдено полезным и целесообразным по обстоятельствам местной приходской жизни, наоборот, такое более полное выполнение церковного устава, если оно идет навстречу религиозным потребностям и запросам, весьма желательно. При совершении богослужений и всякого рода треб духовенству необходимо принять к руководству и иметь особое попечение:

1)      Крестное знамение должно быть совершено правильно и с благоговением, т.е. сначала нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать тот или другой поклон, указания о чем см. в Типиконе.

2)      Чтецы и певцы при исполнении песнопений не должны перебивать друг друга и должны заботиться о том, чтобы пение и чтение были ясными и отчетливыми.

3)      Во все воскресные, праздничные и двунадесятые дни не должно быть за Божественными литургиями совершенно поминовения усопших. В виде исключения в воскресные дни означенное поминовение может совершаться при условии, если в этот день совершается лишь одна литургия. В двунадесятые же праздники совершение поминовения усопших не допускается, хотя бы совершалась и одна литургия.

4)      При совершении поминовения усопших не должно за одной литургией совершаться несколько ектений об усопших (в некоторых храмах чуть ли не на каждое имя произносится отдельная ектенья и возглас). Ектенья и возглас допускается одна.

5)      Ни в коем случае не допускается пропуска ектеньи об оглашенных, а также самовольных прибавлений (например, некоторые при поминовении на Великом выходе дерзают вставлять поминовение усопших и делать многократное перечисление ктиторов, благотворителей, попечителей и т.д.). О таких членах Церкви сама Церковь молится «Освяти любящие благолепие Дома Твоего». В означенном месте поминание должно совершаться по следующей формуле – диакон: «Святейшие Православные Патриархи, Патриаршего Местоблюстителя нашего Преосвященнейшего Петра, Митрополита Крутицкого и Заместителя его, Преосвященнейшего Сергия, Митрополита Нижегородского да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков»468, священник: «Преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы, весь священнический и монашеский чин и весь причет церковный, вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

6)      Все о. о. диаконы, принимающие участие в служении литургии, обязаны оную совершать с приготовлением и причащаться Св. Тайн. Особенно это они должны иметь в виду в воскресные и праздничные дни, а также при архиерейских служениях, причем о. о. настоятелям вменяется в обязанность о не исполняющих настоящее сообщать епархиальному начальству.

7)      Ни в коем случае не допускается совершение литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни о. о. протоиереями, которые не имеют на это особого разрешения или указа Высшей церковной власти. Митрофорным о. о. протоиереям необходимо иметь в виду, что получение митры совсем не служит основанием для открытия царских врат, причем служение Божественной Литургии и при отверстых царских вратах теми, кто на это имеет право, целесообразно лишь при совершении литургии соборне. Чести ради служение литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни сохраняется за отцами-благочинными и то лишь в своем благочинии.

Сентября « » дня 1931 г.

* * *

467

ЦИАМ, ф. 2333, оп. 1, № 2, л. 16–18. Машинопись.

468

Ср. указ митр. Сергия от 8/21 октября 1927 № 549 «О поминовении за богослужением», где предлагается следующая формула поминовения: «О Святейших Патриарсех православных, о Патриаршем Местоблюстителе нашем Преосвященном Митрополите Петре, о Преосвященном Митрополите Сергии и о Преосвященном Митрополите (Архиепископе или Епископе) нашем (имярек)». – Типографская листовка. Архив авторов.


Источник: История церковнославянского языка в России (конец XIX-XX в.) / Отв. ред. А.М. Молдован. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 400 с. – (Studia philologica)

Комментарии для сайта Cackle