Азбука веры Православная библиотека История Церкви Паломничества, путешествия, святыни История о городе Курске о явлении чудотворной Знамения Пресвятой Богородицы иконы, нарицаемой Курская
архим. Амвросий (Гиновский)

История о городе Курске о явлении чудотворной Знамения Пресвятой Богородицы иконы, нарицаемой Курская

Источник

Содержание

Строители и Игумены 1. Игумен Иосиф 2. Строитель Тихон 3. Игумен Иосиф второй 4. Строитель Тихон второй был в 1721 году 5. Игумен Аркадий в 1621 году 6. Строитель Варлаам первый, прозванием Чаплыгин 7. Строитель Сергий был в 1638 году 8. Строитель Варлаам второй прозванием Бакирев 9. Игумен Дионий преставился 1651 года апреля 8 дня 10. Игумен Моисей 11 Игумен Никодим Архимандриты 1. Никодим 2. Александр первый 3. Самлсон 4. Нифонт 5. Пимен 6. Игнатий 7. Александр второй 8. Михаил Нифонтов 9. Митрофан Шепиков 10. Иоасаф Рудзинский 11. Гедеон Антонский 12. Иов Базилевич 13. Виктор Лодыженский 14. Лавретий Кордет  

 

Во время княжения в Российском государстве Святого Благоверного Великого князя Киевского Владимира город Курск, получивший себе имя от протекающей через него реки, именуемой Кур, был в цветущем состоянии и имел через долгое время владетельных своих князей; он во время нашествия ордынского царя Батыя на Россию разорен был до основания.

Место, на котором он был построен, будучи через много лет в запустении, заросло лесом, в который приходили из окрестных городов и селений для ловли зверей многие люди, между ними в 6803 году от сотворения мира сентября 8 дня, а от Рождества Христова в 1295 году, случилось некоторому благочестивому мужу ради прибытка своего прийти в этот лес, и по Божию усмотрению увидел близ реки Тускори на горе ниц лежащую икону, которую как только же от земли поднял, тотчас из того места проистек источник воды (который и поныне течет), имея над собою построенную каменную Церковь во имя Живоносного Источника: что увидев оный муж, того же времени объявил о славном том чуде Иконы Знамения Пресвятой Богородицы товарищам своим, которые, единодушно согласясь, построили часовню от того, где она явилась‚ места, на несколько сажень повыше, где ныне Коренной Рождество-Богородиций монастырь, отстоящий от Курска на 27°верст, и в ту часовню поставя оную Чудотворную икону, разошлись в свои дома.

По пронесшемся же от оных людей, о явлении сей Чудотворной иконы, слухе, приходили из окрестных городов и сел для поклонения оной многие люди, между которыми были и из города Рыльска, где княжил в то время Князь прозванием Шемяка.

Сей Князь приказал Святую оную Икону из той часовни взять и перенести в город Рыльск‚ и когда сия Чудотворная икона принесена была к городу Рыльску‚ то несшие ее люди, остановясь, послали к упомянутому князю с известием о пришествии Чудотворной иконы к их городу и просили, дабы он благоволил сам ее встретить; но тот князь на встречу иконы идти отказался, а приказал поставить ее близ города Рыльска.

Но учинении сего оной князь слепотою поражен был; почему, пришедши к Чудотворной оной иконе слеп, обещался во имя Рождества Пресвятой Богородицы в городе Рыльске построить, для оной иконы храм, который по прозрении своем и построил; но сия Чудотворная икона в этом храме пребывания своего не имела, а перешла чудесным образом на прежнее, где явилась, место, в пустыню.

Но прошествии же несколько времени оного города Рыльска некий иерей Боголюб‚ услышав об оной иконе, пребывающей в пустыне, часто, а особливо в день Рождества Пресвятой Богородицы, к оной Иконе каждое лето приходил, и собирающимся из разных мест к сей Чудотворной иконе людям молебствия отправлял.

В некоторое время нашедшие на российскую землю крымские татары оную часовню,

где сия Чудотворная икона пребывание свое имела, сыскав, вознамерились огнем истребить, однако по троекратному к сожжению оной часовни покушению, бывшей в ней Чудотворной иконе никакого в намерении своем успеха получить не могли, почему оную Чудотворную икону из часовни в другое место вынесли, а часовню сожгли до основания, по сожжении которой, взяв Чудотворную икону, рассекли на две части и бросили одну часть на том же месте, а другую отнесли за версту, иерея же Боголюба отвели в Крым.

Через несколько же времени, находясь оный Иерей в Крыму, известился о приезде некоторых российских благородных людей к Крымскому хану, к которым пришедши, просил их прилежно, дабы они постарались освободить его из плена, почему они, выкупив его, привезли с собою в Российское государство, и по прошению его отпустили на то место, где оная Чудотворная икона пребывание свое имела, и варварами рассечена надвое была, который пришедши на оное место, сыскал оной Чудотворной иконы обе части, и как только оные совокупил‚ в то самое время чудесным образом крепко соединились и из бывшего рассеченного места вышла роса.

После сего оный иерей Боголюб, сделав на том‚ где явилась сия Чудотворная икона месте хижину, поставил ее в оной и, пожив при ней несколько дней, отошел в отечество свое в город Рыльск, куда пришедши объявил всем гражданам о чуде сей иконы, почему оные граждане церковь в городе Рыльск, построенную князем Шемякою во имя Рождества Пресвятой Богородицы возобновив, сию Чудотворную икону из пустыни перенесли и поставили в оной. |

Когда же на другой день по утру во время благовеста на всенощную собрались люди к оной церкви для приношения своих молений, то уже Чудотворной иконы в ней не получили и, поискав ее с великою печалью во всем городе, нигде не нашли, уведав же чрез посланных они себе, что она пребывает на прежнем своем, где явилась, месте в пустыне, там построив часовню новую‚ поставили ее в оной.

Хотя же оными города Рыльска жителями и еще сия Чудотворная икона переносима была два раза, однако она в их городе пребывания своего не имела, а переходила на прежнее свое место в пустынь.

После же того минуло много времени, и случилось из числа приходящих для прибытка своего в оный лес‚ где явилась сия Чудотворная икона людей, одному города Рыльска жителю, называемому Малютой, прийти в оной лес, и, будучи на самом том, где явилась оная икона месте, обступлен был нашедшими в то время на оное место крымскими татарами; не имея же он никакой надежды к избавлению от предлежащего ему плена‚ влез на древо там стоявшего дуба, где, помолясь к Пресвятой Богородице, защищен был дивным образом от оных варваров, по отступлении которых от того места упомянутый Малюта объявил о семь чуде товарищам своим, которые по многократном покушении осмелелись наконец взять оную Чудотворную икону из пустыни в город Рыльск и, согласясь, взяли ее в некое малое судно, и повезли рекою Тускорью, а из Тускори рекою Семью, с намерением принести ее в город Рыльск‚ до которого, мало не доехав, вдруг нечаянно сделалось на реке сильное волнение так, что плывущие люди отчаялись жизни своей, да из числа их три человека погружены уже были в воду, остальные же на оном наполненном водою судне, хотя не уповали иметь никакого себе от потопления спасения, однако, помолясь Божией Матери, обещались оной Чудотворной иконы впредь из того, где она явилась, места не брать, и как буря прекратилась, и все, кои и в воде уже были, от потопления спаслись, то не въезжая они в город Рыльск, не медля возвратились с оною Чудотворной иконой в пустынь, где она явилась.

А после сего между прочими приходящими разного звания людьми, часто приходил из оного же города Рыльска иерей Георгий.

Проходя же о чудесах сея иконы во многих местах слава дошла и до ушей блаженной и вечной славы достойной памяти Государя Царя и Великого князя Всероссийского Феодора Иоанновича, почему сей Благоверный государь в 1597 году повелел разоренный Ордынским царем Батыем город Курск, на том же самом месте, где и прежде он был, построить.

Строящемуся же сему городу в 1598 году оный Государь царь и Великий князь Феодор Иоаннович приказал сию Чудотворную икону из пустыни взять в царствующий град Москву к себе, и взял.

По принесении оной Чудотворной иконы в царствующий град Москву, при встрече упомянутого блаточестивейшего государя царя и Великого князя Всероссийского Феодора Иоанновича с освещенным собором и воинством, внесена с подобающею честию в царские его чертоги, и по совершении молебного пения благоверный оный государь приказал вокруг оной Чудотворной иконы сделать особую доску, и на ней написать вверху: Господа Саваофа, а по сторонам и внизу разных пророков‚ и написаны‚ притом украсил её златом, серебром, жемчугом и разными другими каменьями, благоверная же Царица Ирина Феодоровна, имея о всем том украшении ревностное прилежание, привнесла еще к оной иконе красного атласу пелену, украшенную златом‚ серебром, жемчугом и разными другими каменьями, на которой вышита золотыми буквами следующая надпись: повелением Благоверного Государя Великого Князя Феодора Иоанновича всея России Самодержца, и Благоверной Государыни Великой Княгини Ирины, и их дщери Великой Княжны Феодосии, сделана сия пелена к образу Пречистой Богородицы Курской лета 7105. (1597) (оная пелена и поныне в Курском Знаменском монастыре находится в целости).

По таковом украшении оной Чудотворной иконы Благочестивейший упомянутый государь царь и Великий князь Всероссийский Феодор Иоаннович, отпустил показанную Чудотворную икону с подобающей честью из Москвы в пустынь, где повелел построить монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Между тем вышеупомянутый иерей Георгий Рыльский по желанию своему пострижен в монашество, и наречено ему имя Ефумий‚ он в Коренной пустыне был первым игуменом.

Строящуюся же упомянутому монастырю показанная Чудотворная икона, по указу государеву до совершенного построения оного, ради опасности от нашествия неприятельского, взята из пустыни и перенесена в город Курск, и поставлена в соборной Воскресенской церкви в приделе Рождества Пресвятой Богородицы, который построен вышеименованным Ефумем.

Оный игумен, служа в том приделе у Святой иконы, посылал каждое лето в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы (то есть сентября 8 числа) со Святою водою сына своего иерея Константина к Великому государю в Москву, доходами же, подаваемыми от богомольцев с соборными священниками не делился, почему они о том доходе подавали челобитную царю Борису, однако оной царь от того доходу отказал им, а пожаловал их вотчинами, рыбными ловлями и венечными пошлинами, доходами же приказал владеть упомянутому игумену Ефумию.

При том оный царь Борис прислал в пустынь к Чудотворной иконе, с бывшим в то время в Москве иеромонахом Ионою, казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола и книги, которые для безопасности от нашествия татарских перевезены были в Курск, где, когда священники соборные не попустили поставить их в соборной своей Воскресенской церкви, то стояли оные по лавкам и по клетям, пока курские граждане сооружали часовню, в которой поставили все оные иконы и прочее.

В 1603 году во время междоусобной брани, взяв Чудотворную Знамения Пресвятой Богородицы икону из города Курска в город Путивль, отстоящий от Курска за 184 версты, Гришкою Атрепьевым, а из Путивля перенесена оным же Гришкою в царствующий град Москву, а монастырь в пустыне крымские татары разорили до основания.

В 1612 году, когда литовские люди под предводительством Гетмана их Желтовского, нашед на город Курск для разорения оного, первую большую крепость (так тогда называемую острог) взяли, то все жители Курска принуждены были для защиты себя войти в малую, внутри большой находившуюся крепость, также тогда называемую малой острожок, где сидя обещались, аще Бог не предаст их в руки неприятелей, построить для Чудотворной Знамения Пресвятой Богородицы иконы монастырь.

И как по учинении такого обещания, молитвами Пречистой Богоматери ‚ отступили оные литовские люди от упомянутой малой крепости, не взяв ее, то граждане Курска, выполняя обещание свое по данному им в 1613 году по прошению их от государя грамоте за подписанием дьяка Патрикия Насонова‚ начали деревянный, вместо пустыни‚ монастырь строить, и построили в упомянутом малом острожку близ рва, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в который поставили и все перенесенные из пустыни, присланные от царя Бориса иконы, книги и прочее.

По построении которого, а по прошению города Курска жителей и по грамоте великого Государя Царя и Великого Князя всероссийского Михаила Феодоровича, переведен в оный Курский Монастырь настоятелем в том же 1613 году, из коренной пустыни игумен Иосиф.

После, в 1615 году, все города Курска жители согласясь просили государя царя и Великого князя Михаила Феодоровича всея России, об отдаче Чудотворной Знамения Пресвятой Богородицы иконы, из царствующего града Москвы, в новопостроенный ими монастырь челобитную‚ с которой послали Курской соборной церкви диакона Поликарпа. Сей диакон, взяв оную челобитную от граждан‚ переписал ее фальшиво к своей пользе, то есть; якобы все граждане желают чудотворную икону не в монастыре, но в соборной церкви иметь, и оную челобитную Его Величеству подал, по которой Чудотворная оная икона из палат царских отдана и по принесении в Курск в соборной церкви поставлена; чем граждане будучи недовольны паки в 1618 году при строителе уже Тихоне послали челобитную к Его Величеству, которою просили, дабы оная икона перенесена была в новопостроенный монастырь, из Курской соборной церкви‚ по которому их прошению и прислана от Его Величества грамота к Курским в то время бывшим воеводам, князю Афанасию Григорьевичу Козловскому да Ермолаю Ивановичу Мясоедову того же 1613 году марта от 2 числа, которые по получении оной грамоты‚ Чудотворную Знамения Пресвятой Богородицы икону из соборной церкви приказали перенести, (и перенесена), с которого времени и доныне в сей Святой обители пребывает.

Кроме же прописанного большого Рождества, что ныне Знамения Пресвятой Богородицы, монастыря, были еще в Курске два монастыря: Троицкий с приделом Святых страстотерпцев Бориса и Глеба за рекою Куром, что ныне приходская каменная церковь, и Божедомский Николаевский Предтечевский‚ что так же ныне приходская пророка Илии каменная церковь. Первый из них построен по грамоте царя Бориса, но в 1612 году во время нашествия литовских людей на город Курск (как упомянуто) разорен‚ монашествующие же и крестьяне того монастыря побиты, в которое время и показанная грамота царя Бориса утрачена.

Почему оставшийся в живых оного монастыря строитель Тона Тюлька, просил уже Его Величество государя царя и Великого князя Всеросийского Михаила Феодоровича о пожаловании ему дозволительной грамоты строить на место разоренного вновь на том же, где и прежде он был, месте, монастырь‚ который сходно с его прошением за собственноручным Его Величества подписанием в 1613 году июля 18 дня прислана в Курск к осадной голове Богдану Осипову. Другой же монастырь когда, и по чьему указу или грамоте построен, не известно; однако был уже он в 1618 году, в котором имел своего строителя Тихона. Оба оные монастыри были под ведомством большого Курского монастыря, по приписанию их строителей. Троицкий приписан упомянутым строителем Ионою Тюлькою в 1616 году, с таким обязательством, что родственникам во владение того монастыря никогда не вступаться, в противном же случае, должен он Иона большому Курскому монастырю заплатить сто рублей. Николаевский Божедомский приписан в 1619 году строителем Корнилием Брагиным на таком положении, что, ежели бы кто из его родственников вступится во владение оного монастыря, должен он, Корнилий, уплатить большому Курскому монастырю триста рублей, сам же причислен был в братство оного большого монастыря, так же Коренная Рождественская по возобновлении своем и Ильпиновская Троицкая пустыни были под ведением большого Курского монастыря, до учреждения духовного стата, во время которого, первая из них по указу Святейшего Правительствующего Синода члена преосвященнейшего покойного Порфирия епископа Белоградского и Обоянского в 1764 году из ведомства оного монастыря исключена и наименована монастырем. А вторая, то есть Ильпиновская, вовсе упразднена. Построена она в каком точно году, сведения ее имеется. В прочем, что касается до обстоятельств ее, о коих можно было из письменных старых годов разных дел осведомиться, ниже сего видеть можно.

1689 года при жизни Преосвященного митрополита Белоградского Авраамия, была оная пустынь приписною к дому Его Преосвященства до 1695 года, в котором по грамоте из поместного приказа приписана оная пустынь к Курскому Знаменскому монастырю купно с принадлежавшею к ней пашенною землею, шестьюдесятью тремя четвертями с третником, и большим Семским лесом, кроме сенокосу, коего мера не означена, и состояла в ведомстве оного монастыря до 1715 года, в котором по указу Преосвященного митрополита Белогородского Иллариона из ведомства Курского монастыря исключена, и определен в оную особый строитель из Курского монастыря монах Каллистрат: после в 1718 году Марта 10 дня по челобитью упомянутого строителя Каллистрата, паки по указу того же Преосвященного митрополита Иллариона, в ведомство Курского Знаменского монастыря приписана, оный же строитель определен в Курский монастырь келарем: в том же году апреля 22 дня по указу оного же Преосвященного митрополита Иллариона‚ паки из ведомства монастыря Курского исключена, и определен в оную так же особый строитель иеромонах Варсонофий. В 1722 году оная пустынь нашедшими разбойниками однодворцами разграблена, не исключая церковных вещей и святых сосудов, почему в том же 1722 году между Архиерейством Белогородской епархии по указу оной епархии управителя Николаевского Белогородского монастыря архимандрита Аарона, показанная пустынь в ведомство монастыря Курского приписана; с которого времени даже до совершенного упразднения ее (как выше упомянуто), по всем письменным сего монастыря делам не видно‚ чтобы оная пустынь была когда исключаема из ведомства монастыря Курского.

Какие же именно в большом Курском Рождества, что ныне Знамения Пресвятой Богородицы‚ монастыря были настоятели, и что при жизни их в оном монастыре происходило, в нижеследующем показывается.

Строители и Игумены

1. Игумен Иосиф

Переведен он, по прошению курских жителей грамотою Его Величества государя царя и Великого князя Михаила Феодоровича из Коренной пустыни в Курский монастырь настоятелем в 1615 году, как выше упомянуто.

2. Строитель Тихон

В 1618 году посылал он челобитную к Великому государю царю и Великому князю Михаилу Феодоровичу всея России, со всеми города Курска и уезда Курского жителями, о перенесении Чудотворной Знамения Пресвятой Богородицы иконы, из Курской соборной Воскресения Христова церкви в Курский монастырь; почему в силу присланной от Его Царского Величества грамоты к курским в то время бывшим воеводам, князю Афонасию Григорьевичу Козловскому, да Ермолаю Ивановичу Мясоедову, оная икона в монастырь и перенесена. При семь строителе приписан Троицкий монастырь, что был за рекою Куром, к большому Курскому монастырю строителем Ионою Тюлькою в 1616 году.

3. Игумен Иосиф второй

При жизни сего игумена приписан строителем Корнелием Брагиным Николаевский Божедомский Предтеческий монастырь со всеми его крестьянами в ведомство большого Курского монастыря в 1619 году по прошению сего игумена состоявшуюся оного году июля в 22 день присланною в Курск от государя царя и Великого князя Михаила Феодоровича к курскому воеводе Семену Ивановичу Жеребцову грамотою, уволены как упомянутый игумен Иосиф с братиею‚ так и все курское и уезда Курского духовенство от всяких государственных податей, и от исправления полицейских должностей.

4. Строитель Тихон второй был в 1721 году

5. Игумен Аркадий в 1621 году

6. Строитель Варлаам первый, прозванием Чаплыгин

При жизни сего строителя происхождения касающиеся до монастыря Курского, были следующие. 1. В 1625 году просил он Святейшего Патриарха Московского Филарета Никитича о дозволении Чудотворную икону Знамения Пресвятой Богородицы перенести из Курского монастыря в пустынь, и построить в оной вновь по разорении татарском монастырь; но упомянутый Святейший Патриарх переносить оной иконы не дозволил,

(как явствует из присланной от Его Святейшества в Курский монастырь грамоты, за подписанием дьяка Федора Рагозина) 2. В 1629 голу мая 9 дня дана по прошению его Курскому монастырю за собственноручным подписанием Великого государя царя и Великого князя Всероссийского Михаила Феодоровича, во укрепление вотчин жалованная, так называемая Тарханская грамота, в коей между прочим написано; упомянутому строителю Варлааму, и кто по нем будеть с братиею, иметь привилегии следующие: 1, всё оного монастыря крестьяне, от всех государственных податей и денежных поборов, кроме ямских денег‚ стрелецких хлебных запасов, и починки городовой крепости, в силу писцовых и дозорных книг освобождены 2, оные крестьяне боярам Его Величества, наместникам‚ опекунам‚ и земским судьям, ни в каких преступлениях кроме смертоубийства и воровства, да и тут когда они полично приведены будут‚ не подвержены: в последних двух преступлениях хотя суду упомянутых бояр оные крестьяне и подлежат, но с тем‚ что должен присутствовать при суждении их оного монастыря настоятель или кого он себя к тому определит 3, по решении дела виноватый крестьянин должен отдан быть к наказанию настоятелю с братиею 4, настоятель с братиею никем кроме государя самого судимы не были. Сие утверждено, сими словами написанными в оной грамоте: «кому чего искатина строителя с братиею, сужу их аз царь и Великий Князь Михаил Феодорович, или кому прикажу их судити» 5, боярам, князьям и разным людям у оных крестьян квартир не иметь, буде же когда-либо оные по нужде иметь будут, то как для себя, так и для лошадей корм должны купить, не требуя с оных крестьян 6, к упомянутым крестьянам на пиры и на брачные свадьбы никакие люди не званы да не ходят 7, если оного монастыря настоятель поедет в Москву и другие какие города, или кого от себя пошлет, то по веем городам, таможенным головам‚ целовальникам‚ откупщикам, и всяким пошлинникам, туда и обратно никаких податей с них не брать, а пропускать их без задержания 8, для монастырского обихода дозволено всякий год единожды как принадлежащих до церкви, так и для одеяния братии, послушников и слуг‚ так же и провизии разных вещей, всего на сто восемьдесят рублей‚ покупать и провозить беспошлинно в прочем 9, в конце оной грамоты заключено; что ежели бы кто дерзнул каким-либо образом нарушить оной грамоты право, тот подвержен будет Его Величества гневу. Что утверждено такими словами, кто чрез сию нашу государскую жалованную Тарханную грамоту, строителя с братиею и их монастырских слуг, и крестьян и рыбных ловцов, и мельников‚ чем изобидит, и тому от нас Великого государя царя и Великого князя Михаила Феодоровича всея России, быть в опале 3. В том же 1629 году послал оный строитель в Москву к благоверному государю царевичу Великому князю Алексею Михайловичу икону Знамения Пресвятой Богородицы, на украшение которой издержал денег рубль сорок восемь копеек. 4. В 1631 году Курский монастырь от молний сгорел, по возобновлении которого в 1634 году нашли крымские татары на город Курск, причинили великое разорение, в то самое время и две слободки монастыря Троицкого и Божедомского разорили и пожгли, а людей с женами и детьми, иных побили, других в полон побрали; а прочее от приключившейся в 1634. году и продолжавшейся через 1635 год моровой язвы, померли, остальные же по причине крайней бедности в другие селения разошлись.

7. Строитель Сергий был в 1638 году

8. Строитель Варлаам второй прозванием Бакирев

При сем строителе в 1648 году приходили в город Курск крымские татары трижды, и стояли кошами в Курском монастыре, около монастыря, и в уезде в вотчинах оного, которых дома купно с монастырем, разорили без остатка, также на гумнах, в скирдах, и на полях хлеб и сено пожгли, отравили и потоптали, в сие разорение крестьян монастырских кроме жен и детей, побито оными варварами 57, в полон взято 39, померло 119. бежало 24, итого кроме жен и детей убыло 239 человек, по прошествии оного разорения, просил упомянутый строитель Варлаам Великого государя царя и Великого князя Михаила Феодоровича дозволения на постройку вновь монастыря рубить лес в урочище, называемом Теребуж, по прошению которого по присланной грамоте курскому воеводе Ивану Филипповичу Стрешневу, 1644 года октября от 5 дня, в оном урочище ему, строителю, лес рубить дозволено: при жизни его 1649 году для слободки крестьянские, бывшие за монастырями Троицким и Божедомским Николаевским, отписаны на Государя.

9. Игумен Дионий преставился 1651 года апреля 8 дня

10. Игумен Моисей

Прежде пострижения своего в монашество был в Соборной Курской церкви дьяконом, имя ему мирское Михаил: в Курском монастыре, будучи иеромонахом в 1651 году, по смерти вышеименованного игумена Дионисия, по повелению Великого государя царя и Великого князя Алексея Михайловича всея России, и по благословению Святейшего Патриарха Всероссийского Иосифа, произведен во игумена Курскому монастырю, Преосвященнейшим Серапионом митрополитом Сарским и Подонским, во свидетельство чего дана ему ставленная от Его Святейшества, за собственноручным подписанием грамота, которой точная копия прописывается под сим:

Божиею Милостию

Се Аз Смиренный!

Великий Господин, Святейший Иосиф Патриарх царствующего града Москвы, и всея России, по благодати Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, данной нам от Святого и Животворящего Духа, и по повелению Благочестивого и Христолюбивого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея России Самодержца благословил есмы, из Курского Пречистой Богородицы Курского монастыря Черного попа Моисея, и послал его совершить во Игумена, о Святом духе, сыну и сослужебнику нашего смирения Серапиону Митрополиту Сарскому и Подонскому, он же по благословению нашего смирения, совершил его во Игумена на церковную Священную духовную власть, в той же, монастырь, и вы того монастыря Священноиноцы, и иноцы и диаконы, и вся яже о Христе братия, и слуги того монастыря, и вси приходящии правовернии люди ко святей Божией церкви чтите его и слушайте и повинуйтеся ему добре о всем со всяким духовным опасением, и порадованием, яко присному своему господину, и отцу, и пастырю , и учителю, и настоятелю Игумену вашему Моисею ‚ вводяща себя во благоспасительное дело должен убо есть Сицевый Игумен Священноиноческая действовати, и вся церковная управляти, и монастырь строити, и по правилам святых Апостол, и Святых отец, и по нашему Святительскому благословению и наказанию жити, також и к нам имети ему во всем о Христе духовную любовь, и послушание, и покорение, яко первому святителю‚ пастырю и учителю, и отцу отцем, и о ваших единородных душах пещися, и попочение имети, и направляти еже ко спасению, достоит же Игумену Моисею тоя честныя обители, всех православных Християн отсылати ко отцем духовным, чтоб они были у них в послушании, и в покорении, и к церкви Божией приходили; а ему б Игумену Моисею мирских людей мужеска полу и женска к себе в духовныя дети не приимати, и не исповедывати, а аще дерзнет мирских людей в духовныя дети к себе приимати, и он да не служит, и священническая да не действует, а в иныя монастыри, без нашего благословения не переходить, и Божественныя Литургии не служить, и в ризы не облачается, и Епитрахили не вздевает, да на нем же по нашему указу, возьмут пеню и Божественной Литургии не служить; и сего убо ради дана ему быть сия наша настольная грамота, на утверждение его в славном и преименитом и богоспасительном царствующем граде Москве, дому Пречистыя Богородицы, и великих святителей Петра, Алексея и Ионы Московских и всея России Чудотворцов, и в нашем Патриаршем дому лета 7159 июля дня.

На подлинной внизу подписано собственною его святейшества рукою тако:

Смиренный Иосиф Божиею милостию Патриарх Московский и всея России

При ней привешена на полковом красном шнурке красная печать, на коей с одной стороны изображено лицо Богоматери с Держанным на руку Предвечным Младенцем, с обыкновенною надписью, а на другой благословящая рука с надписью вокруг нее.

На обороте оной грамоты подписано тако:

Смиренный Никон Божиею милостию Патриарх.

Сей игумен Моисей в 1661 году по прошению окольничего и воеводы князя Григория Григорьевича Ромодановского, правившего в то время Белоградскою страною, ходил с Чудотворною Знамения Пресвятой Богородицы иконою в Белгород, который встречен упомянутым князем Ромодановским, с белоградским духовенством и воинством, и другими белоградскими жителями, на урочище так называемом Болховской Рубеж, и с молебным пред Святою иконою пением, провожен в Белгород, по прошествии же нескольких дней, оный князь Ромодановский с прочими белоградскими жителями и воинством, снабдив упомянутого игумена Моисея довольною милостынею на строение монастыря, проводили Святую икону с молебным пением из Белагорода, до вышеописанного Болховского рубежа, напоследок по приказанию оного князя написан образ Богоматери на знаменах полковых, вокруг которого написаны были сии слова: все упование наше к тебе возглашаем, Мати Божия, Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым дивных воеводством хранити, присно в своем крове.

Упомянутый же игумен был верховным начальником над правлением ведомства духовного правления, определен он в сию должность по грамоте Великого государя царя и Великого князя Алексея Михайловича, состоявшейся 1662 года марта в 11 день, которою велено иметь оному игумену Моисею в команде своей присутствующих в курском духовном правлении, и все оного ведомство, то есть города Курска, и уезда Курского духовенство, так же и все окладные и неокладные его Святейшества Всероссийского Патриарха доходы; того же 1662 года ноября в 20 день состоявшейся Великого государя царя и Великого князя Алексея Михайловича грамотою, присланною к упомянутому игумену Моисею, велено ему с братиею и всем православным христианам, всякого чина и возраста, в наступивший тогда Филиппов пост постится, и жить по заповедям Господним, и по правилам Святой восточной церкви, при том пред литургией и после литургии, петь по уставу молебны‚ в понедельник о соединении церкви, в среду канон Богоматери, воду прошед; в пяток о победе над супостатами, сверх того велено тою же грамотою оному игумену Моисею, послать от себя о том же памятки в города Курск, Белгород, Яблонов, новый Оскол, Корочу, в старый Оскол, Верхососенец, в Ольшанск, в Коротояк, в Волуйки и Урыв и велеть оных городов и уездов архимандритам, игуменам и прочим монастырским настоятелям с братиею, также протопопам, и священникам с причтом, и всем православным христианам, всякого чина и возраста, вышеупомянутый пост иметь, и молебны показанные отправлять, после того же 1662 года декабря от 15 дня прислана паки от Его Величества к оному игумену Моисею грамота, через нарочного подьячего Димитрия Богданова, которая получена того же декабря 22 дня, которою объявлено, что Его Величество изволит идти войною на Казимира короля Польского, почему и велено оному игумену Моисею, паки послать от себя памятки в вышеописанные города, включая в число их и город Болхов, ко всем монастырским настоятелям с братиею‚ также к протопопам и. священникам с причтом, которым велеть молить Бога с постом соборно и келейно, и отправлять вышепоказанные по упомянутым дням пред литургией и после литургии молебны. Из чего заключить можно, что вышеименованный игумен был в особливой милости у Его Величества государя царя и Великого князя Всероссийского Алексея Михайловича; ибо посылка от него оных памяток (не бывшему еще в Белгороде архиерею,) ясно доказывает, что он по обстоятельствам того времени управлял всем духовенством вышепоказанных городов, состоящих в отдаленности от города Курска, и по большей части не в Белоградской епархии; преставился он в 1667 году в самый день Рождества Христова, то есть декабря 25 дня.

11 Игумен Никодим

Сей постриженец и укладчик монастыря Курского прежде пострижения в монашество был при Курской Георгиевской церкви священником, по смерти вышеупомянутого игумена Моисея, по прошению Курского монастыря братии, а по грамоте Великого государя царя и Великого князя Алексея Михайловича, поставлен он игуменом Курскому монастырю в 1667 году, при вступлении его на игуменство был Курский Рождества, что ныне Знамения Пресвятой Богородицы монастырь деревянный, ветхий, огорожен дубовым острожком‚ в нем церковь покрыта была тесом, а трапеза ее дранкой, кельи же и Святые ворота лубом, близ которых ворот нынешняя каменная Знамения Пресвятой Богородицы церковь, была уже построена до пояса, которая по состоявшейся и присланной в 1649 году Великого государя царя и Великого князя Алексея Михайловича к Курскому воеводе Федору Ладыженскому разрядной грамоте, начала строиться собственным Его царского Величества коштом, заложена она июня 3 дня по образу церкви, что в Москве в Зачатьевском монастыре, и фундамент совершенно возведен до июля месяца того же 1649 года, а июля 9 числа начали строить и стены, при оной церкви были два придела: первый во имя Святого Алексея человека Божия, второй во имя Святого Димитрия Селунского (которых ныне не имеется) для строения оной церкви присланы по указу Его Величества из Москвы в Курск каменщиков и кирпичников 12 человек, в том числе и три человека крестьян Колязина монастыря, для надзирания же над оным строением определен по царской грамоте, состоявшейся в 19 день апреля того же 1649 года Курский протопоп Григорий, который в 1650 году сыскал на старом городище, отстоящем оп Курска за 15 верст, близь реки, именуемой Рать, в земляном валу от древности вошедшие в землю, неведомо чьи палаты, с которых по осмотру курского воеводы князя Ивана Михайловича Волконского, снят был план, и послан его Величеству государю царю и Великому князю Всероссийскому Алексею Михайловичу, после сего по указу Его Величества на постройку упомянутой церкви курскими разного звания людьми с оных палат ломан был кирпич и дикий камень, часть которого пережжена была и на известь.

Архимандриты

1. Никодим

В каком он точно году произведен в архимандрита, сведений не имеется; однако в 1672 году был уже архимандритом в Курском Знаменском монастыре, как явствует из разных рукописных дел оного года, где будучи настоятелем присутствовал по присланной в 1675 году сентября 8 дня от Преосвященнейшего Мисаила Митрополита Белоградского и Обоянского грамоте, в Курском Духовном Правлении, в 1680 году просил он Великого государя царя и Великого князя всея России Феодора Алексеевича о запрещении продавать у Святых ворот монастыря Курского разночинцам восковые свечи; почему в том же 1680 году июня 11 дня, и прислана Его Величества к Курскому воеводе боярину Князю Петру Ивановичу Хованскому грамота, за подписанием дьяка Любима Домнина, в которой написано, что ежели кто близ монастыря из посторонних будет продавать восковые свечи, того упомянутому воеводе наказать яко противника государеву указу, означенную продажу восковых свечей запретить. Оный же архимандрит в 1682 году в апреле месяце, посылал Чудотворную Знамения Пресвятой Богоматери икону на Дон, для испрошения милостыни на постройку каменных зданий в Курском монастыре, преставился он 1683 года сентября 2 числа во время заутрени, за два часа с половиною до света.

2. Александр первый

Пострижен он в монашество в Курском монастыре, где быль казначеем, по смерти вышеописанного архимандрита Никодима присланною 1683 года сентября 5 дня, от Преосвященнейшего Мисаила митрополита Белоградского и Обоянского в Курский монастырь к братии грамотою, велено избрать промеж себя достойного человека, и представить его Преосвященству для произведения его в архимандрита оному монастырю; во исполнение которой Его Преосвященства грамоты, вся упоминаемая братия выбрала по согласию вышеименованного казначея Александра, избрание его происходило 7 числа того же сентября в монастырской церкви, где собравшаяся братия вся подписала выбор, при котором купно с прошением представили оного казначея Александра его Преосвященству, прося оным о произведении его в их монастырь в архимандрита; по которому их прошению показанный казначей Александр того же сентября 31 дня 1683 года его Преосвященством и произведен‚ при бытности его в оном монастыре в 1684 году прислан в оной монастырь от великих государей и царей Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича список с Чудотворной Знамения Пресвятой Богородицы иконы в серебряном и позлащенном окладе, которой велено боярам и воеводам брать с собою в походы, при поставлении сего архимандрита нынешняя Соборная монастыря Курского каменная Знамения Пресвятой Богородицы церковь построена уже была, и при ней каменная колокольня, и сделан был в оную церковь иконостас.

3. Самлсон

Произведен он в архимандрита Курскому монастырю Преосвященнейшим Авраамием митрополитом Белоградским и Обоянским 1685 года в феврале месяце. Что же принадлежит до обстоятельств и происхождений, примечания достойных‚ относящихся до монастыря Курского во время его жизни в семь монастыре настоятелем‚ из последующего описания видеть можно. 1. В 1686 году в июне месяце выкопал он в сем монастыре колодец глубиною в семнадцать сажен ‚ за который работным людям уплачено по договору 38 рублей 98 копеек: сей колодец и поныне в целости имеется, которого водою во время весны и осени многие люди довольствуются. 2. 1687 года марта 2 числа по грамоте Великих государей царей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Всея России Самодержцев Чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы Курская‚ была послана из Курского монастыря в большой полк Царственной большой печати, государственных великих и посольских дел оберегателю‚ ближнему боярину и дворовому воеводе и наместнику Новгородскому князю Василию Васильевичу Голицыну со товарищи, и для служения у оной велено быть по силе оной грамоты, Курского монастыря иеромонаху‚ иеродиакону, со священною одеждою и книгами, отпустить же оную Святую икону велено тою же грамотою самому Курскому архимандриту с молебным пением и подобающею честью. 3. В 1688 году, будучи в Москве, сделал в Курский монастырь колокол весом 178 пудов, два подсвечника запрестольные серебряные чеканные и местами по приличию золоченые ‚ в них весу 8 фунтов 78 золотников‚ оные подсвечники и поныне в Курском монастыре во всякой целости находятся; три кадила серебряные чеканные: в первом весу 1 фунт с половиною, в другом 1 фунт 35 золотников, в третьем 1 фунт 6 золотников; в то же время сделал колокол весом в 163 пуда, за извоз которого из Москвы в Курск уплачено извозчикам 18 рублей, оного колокола ныне не имеется. 4. В 1689 году по воспоследовавшей от государей царей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича грамоте, присланной к Преосвященному Авраамию митрополиту Белоградскому и Обоянскому марта 22 дня того же году взята была копия с Чудотворной Курской Знамения Пресвятой Богородицы иконы в полки, отправлявшиеся в поход в Крым, в надежду и крепкое ополчение и защищение боярам и воеводам, и на охранение полков и ратных людей, как в оной грамоте написано, которая провожаема была с молебным пением соборно в Белгород, откуда отправлена в вышеозначенное место со священно- и церковнослужителями. 5. В 1690 году также будучи он в Москве, поднес Святейшему Патриарху два пуда меду, за которой заплачено 1 рубль 38 копеек, да 200 яблок, за которые заплачено 1 рубль 18 копеек; в сем же году апреля 10 дня освящена в Курском Знаменском монастыре Богоявленская каменная церковь Преосвященным Авраамием митрополитом Белоградским и Обоянским‚ который по освящении церкви 25 числа апреля приказал быть около города Курска крестному ходу, в котором и сам изволил присутствовать‚ по окончании которого освятил его Преосвященство на реке воду; в том же году Великие государи цари и Великие князья Самодержцы Всероссийские Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич пожаловали в Курский Знаменский монастырь колокол весом в 50 пудов и 4 фунта. 6. 1692 года сделал в Москве медное паникадило весом 14 пудов 10 фунтов, заплачено за оное денег 124 рубля да за извоз из Москвы в Курск уплачено 16 рублей 5 копеек. 7. 1693 года в феврале месяце, будучи он также в Москве, купил 7 небольших колокольчиков, в коих весу 92 пуда 15 фунтов. 8. В 1695 году по грамоте из поместного приказа приписана в ведомство Курского монастыря Ильпиновская Троицкая пустынь с принадлежавшими к ней землями (о коей выше изъяснено) Сей же архимандрит Сампсон, будучи настоятелем Курского монастыря, присутствовал и в духовном Курском правлении, уверяют некоторые‚ что он из сего монастыря хиротонисан в архиерея Астраханского, однако по архиву сего монастыря известия о семь не сыскалось, впрочем заключить можно, что он, будучи в сем монастыре настоятелем, имел о благоустройстве своей обители, а паче о благолепии храмов Божьих, в оной находящихся, усердное попечение.

4. Нифонт

Сей произведен в архимандрита Курского монастыря Преосвященнейшим Авраамием митрополитом Белоградским и Обоянским 1697 года мая 23 дня, во время его производства издержано денег на уплату пошлин архиерейских‚ на певчих и на прочих, всего девять рублей.

5. Пимен

Пострижен он в монашество в Курском Знаменском монастыре, рукоположен в иеродиакона во оной монастырь Преосвященнейшим Авраамием митрополитом Белоградским и Обоянским 1699 года марта 26 дня, в иеромонаха произведен оным же Преосвященнейшим Авраамием 1700 года мая 31 дня в оный же Курский Знаменский монастырь, где был и казначеем‚ откуда взят в Белоградский архиерейской дом и определен в должность казначейскую же, после 1704 года в апреле месяце произведен Преосвященнейшим Иустином митрополитом Белоградским и Обоянским в игумена в Хотмыжский Богородицкий Знаменский монастырь. Наконец, 1705 года сентября 3 дня произведен в архимандрита в Курский Знаменский монастырь, где и скончался.

6. Игнатий

Сему 1707 года по присланной Великого государя царя и Великого князя Петра Алексеевича к Преосвященному Иустину митрополиту Белоградскому и Обоянскому грамоте отказано от всех монастырских крестьян и доходов, а для управления оными определен келарь Кондратий.

7. Александр второй

Сей когда произведен не известно: в 1711 году был уже он настоятелем монастыря Курского до 1714 года, в котором октября 31 дня Преосвященнейший Иларион митрополит Белоградский и Обоянский лишил его настоятельства без всякого следствия, а определил его на обещание в приписанную Курскому монастырю (во время учреждения Духовного стата отписанную) Ильпиновскую Троицкую пустынь строителем, где и скончался‚ он при жизни своей в сем монастыре настоятелем сделал в 1711 году изрядную архимандричью шапку, которая и ныне есть.

8. Михаил Нифонтов

Уроженец он города Курска, сын купеческий‚ мирское его имя Максим‚ пострижен в монашество в Курском Знаменском монастыре в бытность настоятеля архимандрита Игнатия в 1707 году, в 1714 году, будучи он иеромонахом, произведен по прошению Курского монастыря братии в архимандрита оному монастырю Преосвящевным Илароном митрополитом Белоградским и Обоянским‚ где будучи настоятелем присутствовал и в Курском Духовном правлении, по определению Преосвященного Епифания епископа Белогородского и Обоянского, воспоследовавшему в 1726 году‚ которому между прочим велено как возможно наблюдать, чтобы все священники и дьаконы ведомства его ежемесячно исповедовались у определенных в городе и уезде духовников, с неисповедовавшихся же велено брать за всякой месяц по 1 рублю штрафу, в 1732 году в октябре месяце взят он был в Москву в Тайную контору, и, будучи там оправдан, в 1733 году в феврале месяце скончался на 76 году от рождения своего. Тело его привсзено в Курск и погребено в Курском Знаменском монастыре по правую сторону Соборной Знаменской церкви при входе в оную, всего времени бытия его в сем монастыре архимандритом 20, а от пострижения в монашество 27 лет, был он у курских жителей в великом почтении, ибо и поныне свято вспоминают его имя и многие, входя в церковь, кланяются над гробом его по три раза, касаясь рукою лежащего над оным камня.

9. Митрофан Шепиков

При бывшем архимандрите Михаиле Нифонтове прислан он в 1729 году Преосвященным Епифанем епископом Белоградским и Обоянским из Святогородского Успенского монастыря в Курский Знаменский монастырь на рассмотрение настоятеля, и жития его в большом ли Курском монастыре или в приписной какой-либо оному пустыни, и велено ему служить по очереди с прочими братьями седмицу в облачении иеромонашеском‚ а в праздничные и высокоторжественные дни в облачении архимандрическом, по смерти же упоминаемого архимандрита Михаила в 1733 году пожалован настоятелем Курского монастыря, где будучи присутствовал в Белогородской консистории и в Курском Духовном правлении, а в 1739 году взят он был в Москву в Тайную контору, где оправдан был и отпущен в Курск. В 1747 году позван указом Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербург на чреду, в котором году в бытность уже его в Москве в следственной о раскольниках комиссии членом, за некоторые учиненные там дерзости, июня 6 дня архимандрическаго чина лишен и послан в Коломенской епархии в Голутвин монастырь на послушание, потом паки был архимандритом в Боровском монастыре, где и скончался. В том же 1747 году сентября против 25 числа в час ночи внутри города Курска близ монастыря Курского Знаменского учинился пожарь, от которого в оном монастыре на церковных главах, и на церковных переходах, и на кельях крыши и прочее деревянное строение, так же на колокольне, и на часовой башне два колокола погорели, при том в церквях иконостасы и стенное писание от того же пожару повредились, на исправление всего того по смете должно было употребить денег 8100 рублей: в бытность упомянутого архимандрита Митрофана в Курском монастыре настоятелем построено в Санкт-Петербурге в первой Адмиралтейской части на новой Исаакиевской улице, коштом оного монастыря каменное подворье.

10. Иоасаф Рудзинский

До 1747 года был он в Санкт-Петербурге в Шляхетном кадетском корпусе иеромонахом, а в оном году октября 29 дня по определению Святейшего Правительствующего Синода произведен в архимандрита в Курский Знаменский монастырь Синодальным членом Преосвященнейшим Симоном епископом Псковским и Нарвским в Санкт-Петербурге в придворной Стретенской церкви, и по произведении отправлен при указе к Преосвященнейшему Антонию митрополиту Белоградскому и Обоянскому того же года ноября 9 дня, которым указом велено оному Преосвященнешему Антонию дать сему архимандриту от себя ставленую грамоту и отпустить в Курский Знаменский монастырь, потом будучи он в 1751 году в Санкт-Петербург на чреде, произнес некоторые на архипастыря своего Преосвященнейшего Иоасафа Горленка епископа Белоградского и Обоянскаго поносные речи, за что по снятии с него креста, отослан в Киево-Печерскую лавру на послушание.

11. Гедеон Антонский

Уроженец полку Нежинского‚ сын отца воинской службы, мирское его имя Григорий по изучении Латинскому диалекту, был он в Харьковском Коллегиуме, а потом в Московской Славяно-греко-латинской академии учителем, и, будучи уже риторическим учителем, пострижен в 1739 году в монашество в Заиконоспасском монастыре, где и жил в учительской же должности по 1744 год, а в оном году по именному блаженной и вечной славы достойной памяти Великой государыни императрицы Елисаветы Петровны Всероссийской Самодержцы указу, произведен в архимандрита в Харьковский Покровский училищный монастырь, где был ректором по 1754 год, а в оном году переведен указом Святейшего Правительствующего Синода в Курский Знаменский монастырь с привилегиями Харьковского Покровского монастыря, то есть: дозволено ему панатию носить и служить с рипидами, был он в сем монастыре настоятелем по 1770 год, а в оном году марта 22 числа на 70-ом году от рождения своего преставился, в бытность свою в сем монастыре церковь Соборную Знамения Пресвятой Богородицы как изнутри, так и снаружи штукатурною работою всю обделал, на оной же церкви имеющуюся одну большую главу разобрав, сделал по пропорции пять глав, из которых на средней сделан крест медный нарочито позлащенный, в оной же церкви пониже имеющихся малых окон, пробил другие большие окна, в той же церкви, равно как и в другой Богоявления Господня, полы вместо деревянных поделал чугунные, в трех церквях, в показанной Знаменской, Богоявленской и Петропавловской, что на Святых воротах, вместо старых сделал новые иконостасы, и два из них, в Знаменской и Петропавловской церквях, столярною и резною работами окончил; но живописью и позолотою не успел по причине смерти его. Богоявленскую же церковь по совершенном окончании в ней иконостаса, по благословению Преосвященного Самуила епископа Белоградского и Обоянскаго 1770 года января 2 дня сам освятил; при семь же архимандрите по указу Святейшего Правительствующего Синода в 1767 году пресекся ход из Курска иконы Знамения Пресвятой Богородицы в Коренную, где она явилась, пустынь, и оная пустынь (как выше изъяснено) при сем архимандрите по указу Святейшего Правительствующего Синода члена Преосвященнейшего покойного Порфирия епископа Белоградского и Обоянского состоявшемуся‚ 12, а полученному в Курском Знаменском монастыре 24 числа августа в 1764 году из ведомства Курского монастыря исключена, и наименована монастырем; также Ильпиновская Троицкая пустынь, бывшая в ведомстве Курского Знаменского монастыря упразднена: жития его в сем монастыре 16 лет и два дня.

12. Иов Базилевич

Переведен он в 1770 году из Харьковского Покровского Училищного монастыря, где он был ректором и богословия учителем, в Курский Знаменский монастырь; в котором, пожив не более трех недель, хиротонисан в епископа Переясловского, где и умер.

13. Виктор Лодыженский

Родом из малороссиян, сын мещанский, в Киевской академии обучался латинскому, немецкому‚ греческому и польскому языкам, и после, с 1752 года по 1761 год, был учителем в оной же академии греческого языка, с низших классов и постепенно дошел до риторики, преподавал оную купно с греческою школою, а в оном 1761 году произведен в игумена в Скельский монастырь, откуда переведен в Киево-Петропавловский монастырь игуменом же, где будучи, присутствовал в Киевской консистории, и с 1764 года сентября 1 числа по 1766 год был в Киевской академии богословия учителем, а того 1766 года ноября 1 дня определен наместником Киевского Софийского кафедрального монастыря, и присутствовал в Киевской консистории, наконец по указу Святейшего Правительствующего Синода произведен в архимандрита в Неженский Благовещенский монастырь Преосвященным Арсением митрополитом Киевским и Галицким 1768 года сентября 22 дня и был также кафедральным наместником по 1769 год; а оного года июня 16 числа от должности наместника кафедрального уволен и отпущен в Неженский монастырь, где и был настоятелем по 1771 год; а того года января 24 дня, по указу Святейшего Правительствующего Синода переведен из оного Благовещенского в Курский Знаменский монастырь, откуда в 1773 году на 1774 год взят по указу Святейшего Правительствующего Синода для исправления священнослужения и проповеди слова Божия в Санкт-Петербург, где по окончании той должности пожалован Святейшего Правительствующего Синода конторы членом, в которой и присутствовал в Санкт-Петербурге в 1775 году, коего года августа 15 дня преставился, тело его погребено в Троицком Александро-Невском монастыре, Преосвященным Парфением епископом Смоленским и Дорогобужским; при жизни сего архимандрита сделано в сем монастыре в большой Знаменской церкви старанием его престол, который весь обложен медными нарочито позлащенными пятью досками, на которых досках по четырем сторонам оного престола сделаны изображения страстей Христовых серебряные позлащенные, вокруг по углам положены серебряные же литии, во всех оных изображениях и литии весу один пуд двадцать четыре фунта, двадцать один золотник и три четверти золотника, при семь же архимандрите также старанием его сделанные как выше написано архимандритом Гедеоном столярною и резною работами два иконостаса, живописью и позолотою окончены, и как на большой Знаменской церкви все пять глав и под ними большие купола позлащены, так и на Петропавловской, что на Святых воротах, глава вновь сделана и позлащена.

14. Лавретий Кордет

Родом из малороссиян‚ сын отца воинской службы, мирское его имя Лука, обучался в Киевской академии латинскому языку, греческой и еврейской грамматике, пострижен в монашество 1756 года февраля 18 дня в Харьковском Покровском Училищном монастыре, откуда взят в дом Белоградского архиерея, где был дьяконом, экзаменатором и присутствовал в консистории, после был паки в Харьковском коллегиуме поэзии и риторики учителем‚ в игумена произведен в 1760 году Преосвященным Иоасафом Миткевичем епископом Белоградским и Обоянским в Озерянскую пустынь, в которой находясь настоятелем, был в Харьковском коллегиуме префектом, и через шесть лет преподавал философию, после определен в Белоградский Николаевский монастырь игуменом, а 1767 года октября 15числа переведен в Святогорский Успенский монастырь игуменом же, наконец 1770 года сентября 8 дня по указу Святейшего Правительствующего Синода, произведен в архимандрита Преосвященным Самуилом епископом Белоградским и Обоянским в Харьковский Покровский Училищный монастырь и, будучи там ректором, преподавал богословие пять лет и два месяца; потом 1775 года октября 26 дня по указу Святейшего Правительствующего Синода, переведен в Курский Знаменский монастырь настоятелем‚ где и скончался на 60-ом году от рождения своего 1781 года мая 18 дня.

Конец


Источник: Сочиненная в 1786 году из разных рукописей, грамот царских и патриарших, также из рукописного летописца, в Курском Знаменском монастыре находящихся. С указанного дозволения в Курске, в типографии курского приказа общественного призрения, 1792 года

Комментарии для сайта Cackle