Азбука веры Православная библиотека История Церкви Паломничества, путешествия, святыни Храм Знамения Пресвятой Богородицы за Петровскими воротами, в Никитском сороке города Москвы
Н.А. Скворцов

Храм Знамения Пресвятой Богородицы за Петровскими воротами, в Никитском сороке города Москвы

Источник

Местность, где в настоящее время находится храм Знамения Пресв. Богородицы за Петровскими воротами, в XVII веке значилась в той части Москвы, которая называлась Земляным и Деревянным-Земляным городом: он начинался за стенами Белого города и продолжался до насыпного земляного вала, по которому стояли деревянные стены с башнями и проездными воротами (теперь на месте этого вала Садовые улицы). Петровские ворота тогда, действительно, существовали в каменной стене Белого города, который с одной стороны доходил до теперешних бульваров, с другой соприкасался с Кремлем и Китай-городом. В пору постройки существующего каменного храма Знамения Пресвятой Богородицы местность эта была в приказе (т.е. в полку) полковника Никифора Ивановича Колобова (Московское Отделение Архива Министерства Императорского Двора 189 года № 555). В XVII в. (1701–1755 гг.) место церкви определялось названиями «в полку Федора Колзакова» (Актовые книги г. Москвы I, 42; III, 107. 174. 469; VII, 201. 261), «в Жукове полку» – в 1717 и 1722 годах (там же, II, 232 и Описание док. и дел, хран. в архиве Свят. Прав. Синода, том II, часть 1, приложение 47, стр. 533), хотя в это время уже не было стрелецкого войска; в 1779 году – «близ Трубы» и «на Трубе» (Актовые книги г. Москвы XII, 267. 270).

Каменный храм Знамения Пресвятой Богородицы построен вместо ранее существовавшего деревянного во имя св. священномученика Климента, папы Римского. Этот последний еще не значился в 1620–1621 годах, а с 1625 года уже выдавалось его священнику царское жалование (молебных и панихидных денег) 1 рубль 17 алтын, диакону 1 рубль 3 алтына, просфорнице 18 алтын (Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Москва, 1884 г., I, 621; II, 188. Доп. Акт. Ист. IX, 330). В 1631–1632 годах в приходе было 508 дворов; в 1635 г. здесь жили стрельцы полка Михаила Рчинова; в 1650 году в приходе Климентовской церкви считалось 500 человек, с которых причтом платилась дань в патриаршую казну1.

Церковь св. священномученика Климента со всеми иконами сгорела в 1676 году, и после того уже построена существующая каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы с приделом священномученика Климента на новом месте.

Вид храма с северо-западной стороны

Где же стояла деревянная церковь св. священномученика Климента? Местоположение ее в документах определяется словами «на Трубе», «у Яру». Местность «на Трубе» известна до настоящего времени: здесь теперь Трубная площадь. Яром обыкновенно называется обрывистый берег реки, пруда, озера; в этой местности была одна только речка Неглинная, следовательно, на берегу ее, близ нее, и нужно искать следы Климентовской церкви. Итак, церковь стояла неподалеку от Трубной площади и речки Неглинной. Так и определяется место ее документами и преданием. Сохранились переписные книги города Москвы XVIII века, довольно ясно указывающие место церкви. Здесь за 1744 год значится: под № 420 – поворотя от Неглинной к старому кладбищу огород князя Семена Михайловича Козловского, у Неглиненского пруда; под № 421 – церковная земля по улице 9 сажень 2 аршина, длины 20 саж.; под № 422 – старое кладбище, мерою по улице и в заднем конце поперек 8 саж., длиною 12 саж.; под № 423 – с другой стороны старого кладбища на повороте к переулку церковная земля поперек 8 саж., длиною 12 саж.; на обоих участках церковной земли с той и другой стороны кладбища стояли дома жильцов (Переписные книги города Москвы. Москва 1891, т. VII, ст. 156). Эта кладбищная и причтовая земля находится в 1-м Знаменском переулке на повороте к 3-му Знаменскому. Местное предание, подтверждая указания переписных книг, говорит, что церковь св. священномученика Климента с погостом и причтовыми домами находилась там, где теперь домы Богомоловых (№ 15), Татаринова (№ 17) и Глумова (№№ 19 и 21). В 1832 году, когда отбирали от старожилов сведения о земле Климентовской церкви, один из них, цеховой Михаил Яковлев, показал, что на том месте, где тогда находился дом чиновника Василия Афанасьева Троеборского, задолго до нашествия французов стоял столп в виде часовни, около него было много надгробных камней, из чего он заключает, что здесь было приходское кладбище, и, как слышал от родителей своих, существовала церковь во имя священномученика Климента (Архив Моск. Дух. Консистории 1826 года № 26). В 1860 году местный священник сообщал известному историку и археологу И. М. Снегиреву, что церковь Климента «стояла по сю сторону съезжей, где домик Иванова» (Дневник И. М. Снегирева. Москва 1905 г., т. II, стр. 154). Этот «домик» теперь принадлежит Глумову. При постройках, производившихся в этих владениях, неоднократно находили много человеческих костей – несомненный признак существования здесь кладбища. Если сравнить сведения о земле Климентовской церкви за 1744 год со сведениями о ней же за 1657 год, то мы увидим, как постепенно сокращалось количество церковной земли, т.е. она переходила в частное владение. По строельной книге 1657 года, земли под церковью и кладбищем было в длину 38 саж., в другом длиннике 36 саж., поперек 26 саж., в другом поперечнике 23½ саж., причтовой: под домом одного священника 14×10 сажень, другого 21½×12 саж., диакона 9¼×7¼ саж., пономаря 20×5 саж., просфорницы 18½×3¾ саж. (Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М. 1891, ч. II, ст. 188–189). Всего приблизительно 625 3/16 квадр. саж., а в 1744 году только около 412 квадр. саж. Старое Климентовское кладбище несколько раз упоминается в документах XVIII века, как земля церковная: 1. В 1722 г. 22 мая ратушский подьячий Василий Прокофьев Плохой продал комиссару Новгородского полка Григорию Михайловичу Бартеневу двор на стрелецкой оброчной земле в полку Федора Колзакова, в межах: против передних ворот – «церковное Климонтовское кладбище» (Актовые книги города Москвы III, 174); 2. 1747 г. 10 августа жена солдата Ивана Дмитриевича Деревнина Соломонида Ивановна продала солдату Филиппу Васильевичу Лобанову строение на старом кладбище, на церковной земле (там же, VII, 92); 3. 1752 г. 7 сентября диакон Покровского собора Иван Матвеев продал каменщику Сергею Минееву строение на церковной земле настаром кладбище (там же, VIII, 103); 4. 1781 г. 14 мая регистратор Вотчинной Коллегии из дворян Петр Васильевич Токарев продал вдове поручика Анне Ивановне Протопоповой строение возле старого кладбища на церковной земле (там же, XII, 364). Об этом же говорит и следующее дело, сохранившееся в архиве Московской Духовной Консистории.

Дирекции князя Сергея Васильевича Гагарина секретарь Тихон Андреев подал 7-го июня 1778 года архиепископу Платону «доношение» такого содержания: «Церкви Знамения Пресвятыя Богородицы, что за Петровскими вороты, у священника, диакона и старосты церковного нанял я под свое дворовое и хоромное строение оной церкви церковной земли, что было старое кладбище, и потом по отдачам на урочные годы под строением разного звания людей, состоящее давно впусте, мерою длиннику 16, поперечнику в переднем 20, в заднем концах 28 сажень, впредь на десять лет из платежа в означенную церковь на каждый год по три рубля, в чем с ними, священником, диаконом и старостою, при приходских людях и заключил контракт, с которого при сем прилагаю копию. Того ради Ваше Преосвященство прошу сие мое доношение и с контракта копию приказать в Московскую Духовную Консисторию принять и по найму мною показанной церковной земли для выстройки мне надлежащего строения сей контракт записать, а потому и предписанную землю в означенное время числить во владении за мною».

Контракт заключался на десять лет с 20-го марта 1778 года с платою трех рублей в год в Знаменскую церковь.

Преосв. Платон написал такую резолюцию: «Велеть у прихожан всех обще благочинному взять известие, согласны ли они за столь малую плату не малое число земли отдать: так же и церковникам и просвине будет ли место к поселению; а притом обяжется ли секретарь через десять лет строение снесть непременно, и таковые справки, собрав, нам представить; а между тем сей контракт не утверждать и строиться ему не дозволять».

При осмотре места благочинным, церковники и просвирня показали, что, по немалой отдаленности той земли от церкви, довольны они пока и тем местом, на котором ныне состоят домы их, но, если вновь им строиться, места им не достанет. Прихожане, в виду того, что эта земля издавна состоит впусте и никакого дохода с нее в церковь нет, других желающих снять ее также нет, согласны были отдать ее секретарю Андрееву за три рубля в год. Благочинный же находил, что оная земля, по способности к дому секретаря и к саду, который ныне состоит также на церковной земле, более той платы стоит. Преосвященный Платон решил: «Как по разсмотрению благочинного, для строения церковникам места впредь будет с недостатком, а за землю плата малая, то хотя по согласию священно- и церковно-служителей и прихожан землю на десять лет и отдать, но с тем, чтоб ничем оную не застраивать, а обратить в огород или клажу, дабы впредь в очистке того места меньше было затруднения».

Секретарь Тихон Андреев настаивал, что земля ему нужна для постройки дома, а не для огорода или склада, и что он снимает ее только для постройки, но преосв. Платон снова (6 сентября 1778 г.) отказал: «Ежели, писал он, дозволить землю церковную застроить из столь малой платы, а после понадобится оное строение сносить, то и просителю, и причту, и духовной команде имеет быть затруднение, почему и поступать в силу прежней резолюции» (Арх. Моск. Дух. Конс. Связка дел по Знаменской, за Петровскими воротами, церкви, № 28).

Однако старания архиепископа Платона о сохранении земли Климентовской церкви за Знаменской остались безуспешными: земля, как мы видели, все-таки перешла во владение частных лиц.

Почему стрельцы построили новую церковь на другом месте? Вероятно, вследствие неудобства прежнего места: не умея укрепить обрывистый берег Неглиненского пруда, на котором стояла деревянная церковь, они боялись, что каменная вовсе не устоит здесь, и решили перенести ее подальше, на более высокое место; быть-может, заставила это сделать и необходимость устроить новое кладбище: к старому еще в 1657 году потребовалась прирезка земли, которая ко времени постройки Знаменской церкви могла быть вся использована.

Знаменская церковь построена в последней четверти XVII века. Ни одного документального указания на раннейшее ее существование не имеется, а взятое А.А. Мартыновым из Исторического известия о церквах Московских (Москва 1796 г.) известие о том, что Знаменская церковь сгорела в 1629 году (Мартынов А.А. Москва. Подробное историческое и археологическое описание города. Москва 1875 г. I, 61) ни на чем не основано. В прошении стрельцов, относящемся к 1680 году2, о выдаче икон в новопостроенную ими и «великого государя жалованием» каменную Знаменскую церковь и придел священномученника Климента, упоминается о большом пожаре 1676 года, когда сгорели находившиеся в храме иконы. Хотя в прошении говорится о прежнем их приходском храме, и он не называется по имени, но, судя по тому, что раньше нигде не упоминалось о Знаменском храме, а только о Климентовском, нужно здесь разуметь последний. Знаменская церковь заложена в 1679 году 1 июня, а придел 1 июля того же года. Об этом записано было на двух деревянных крестах так: «Водружен бысть крест сей в церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честного и славного Ея Знамения от чудотворныя иконы, яже в Великом в Новеграде лета 7187 месяца июня в первый день при благоверном государе царе и великом князе Феодоре Алексеевиче всея великия и малыя и белыя России самодержце и при патриархе Московском и всея России Иоакиме»; на другом: «Водружен бысть крест сей в церкви святого священномученика Климента папы Римского в лето 7187 году июля в первый день». Это записано было на ветхом типиконе, которого в настоящее время уже нет, и там же было прибавлено: «Эти надписи обретены на двух деревянных крестах, как зачата церковь строиться, подписал священник Михаил Онуфриев для предбудущих лет. 1747 году месяца августа 31 дня». Здесь разумеется постройка придела во имя Всех Святых, о чем будет речь ниже. Священнику Михаилу Онуфриеву мы обязаны еще некоторыми историческими сведениями о Знаменском храме, за что он заслуживает только глубокой благодарности.

Каменная шатровая колокольня построена в одно время с храмом и приделом св. Климента. Относительно времени устройства церковной ограды нет точных сведений: ее не видно на фотографическом снимке (изд. Н.А. Найденова) 1881 года, и первый раз о ней упоминается в клировых ведомостях 1887 года.

К освящению Знаменской каменной церкви, по просьбе стрельцов приказа Никифора Иванова Колобова, иконы выданы в 1680 году 26 октября из Оружейной Палаты, о чем сказано выше.

Выше упомянуто, что при начале постройки придела Всех Святых найдены два деревянных креста с надписями, и об этом событии записал священник Михаил Онуфриев 31 августа 1747 года. А в 1753 году он же и прихожане писали, что «состроенный каменный придел во имя Всех Святых неисправою приходскою не сооружен и в оном не было освящения иконостаса, а теперь они желают оный придел, прежде сооруженный, возобновить, также святые образа и иконостас все вновь построить». Архиепископ Платон (8 марта 1753 г.) велел: «Ежели, по учинении надлежащих справок, не окажется к тому никакого препятствия: дать указ на возобновление показанного придела». Место для придела оказалось приличным, и 24 сентября 1753 года из Консистории дан указ на построение придела (Архив Моск. Дух. Консистории. Связка дел по Знаменской за Петровскими воротами церкви № 3). В 1754 году 18 июля священник Михаил Онуфриев донес, что придел готов к освящению, и Синодальная Контора 21 сентября дала разрешение освятить его (Архив Моск. Синод. Конторы 1754 г. № 159). Сохранилась запись об освящении придела, сделанная рукою священника: «Сооружена церковь вновь Всех Святых 1754 года и освящена сентября 27 дня при настоятеле тоя церкви Знамения при священнике Михаиле Онуфриеве, при диаконе Никите Петрове, а освящал Большого Успенского собора3 ключарь священник Семен Филипов».

По просьбе того же священника Михаила Онуфриева и прихожан, дозволено (1777 г. 24 мая) в обоих приделах поправить иконостасы, иконы в иконостасах, полы, крыши, с придела священномученика Климента четыре главы за ветхостию снять, а пятую оставить (Арх. Моск. Дух. Конс. Связка дел… № 26). Об этом имеется и запись священника на деревянной дощечке большого евангелия под медным вызолоченным изображением евангелиста Марка: «При сей Знаменской церкви четыре главы сняты с церкви Климонта папы Римского сего 1780 году сентября 2 дня по данному указу Консистории благословения преосвященного Платона второго4 Московского архиерея при священнике Михаиле Онуфриеве и диаконе Никите Петрове, а сняты главы для того, что была великая течь, для ведения подписал я иерей Михаил своею рукою».

В 1812 году Знаменская церковь пострадала мало: на ней сгорела крыша, повреждены двери и окна, в главном храме похищен антиминс, с престола содраны срачица и индития. После того она приписана к соседней Спасской, на Песках церкви, как значилось в ведомости, представленной Свят. Синоду 1813 года 26-го мая (Розанов Н. История Московского Епархиального Управления, ч. 3, кн. 2, прим. 147).

В октябре 1814 года причт и прихожане, предварительно приготовив все нужное, ходатайствовали об освящении храма. Преосв. Августин велел освятить его местному благочинному, протоиерею Вознесенской, на Царицыной улице, церкви Иосифу Михайлову.

В декабре 1814 года члены причта, указав в прошении на то, что до нашествия неприятеля имели они при церкви собственные дома, которые, при вторжении его в Москву, со всем, оставшимся в них, имением, сожжены, просили выдать Всемилостивейше назначенное священно-церковно-служителям, лишившимся домов, денежное пособие, по примеру прочих. Преосв. Августин велел справиться, сколько выстроилось приходских домов. Благочинный заявил, что обстроены и заняты жителями дома тайного советника Петра Васил. Мятлева, князя Николая Серг. Гагарина, полковника Александра Вас. Аргамакова, титулярного советника Николая Петр. Брашкова, статского советника Ростислава Евграфовича Татищева, поручика Александра Иван. Татаринова, жены коллежского секретаря Настасьи Иван. Орловой, коллежского секретаря Василия Афанас. Троеборского, жены коллежского секретаря Лукерьи Мартемьяновой, титулярного советника Ивана Алексеевича Семичева, московского купца Василия Ивановича Бердоносова, Вологодского купца Ивана Михайловича Михайлова, московских купцов Ивана Юдина Мар…на, Григория Алексеева,.. Данилова,.. Алексеева, Поликарпа Ананьева, Карташева, жены священника Сергиевской в Крапивках церкви Анны Строевой, жены коллежского регистратора Евдокии Лукиной Морозовой, Двора Ее Высочества Екатерины Павловны комиссарского помощника Дмитрия Петровича Нигунева, московского купца Прохора Иванова, московских мещан Лаврентия Степанова, Михаила Яковлева, Андрея Григорьева, Иоанникия Кузьмина, Петра Сисоева Хватова, Федора Родионова, московских вечно цеховых Ивана Латышова, Афанасия Васильева, Петра Федорова Запольского, московского мещанина Тихона Иванова Сергеева, дворового человека графа Дмитрия Никол. Шереметева Дмитрия Ефимова, статского советника Абрама Степан. Лопухина, крестьянина Леонтия Нестерова; кроме того, два дома (купца Ивана Дмитр. Снопова и крестьянина Федора Максимова) еще не совсем были обстроены; всего, след., в приходе было 35 домов. Получив этот реестр, преосв. Августин 22-го декабря 1814 года решил: «как приходу выстроилось довольное количество дворов, то церковь сделать самостоятельною и священнику с причтом выдать в пособие, что по указу следует» (Арх. Моск. Дух. Конс. 1814 г., № 1169). Благочинный 11-го мая 1815 года донес преосвященному об освящении Знаменского храма, но день освящения не указал (там же 1814 г., № 1152).

В прошении причта и прихожан поданном преосв. Августину 24-го мая 1817 года, указывается, что и придел Всех Святых был благоустроен и освящен. Оставался неосвященным только придел священномученика Климента. Прихожане, «желая благоприлично приготовить оный к освящению, вознамерились оный возобновить, перекласть вновь святый алтарь, разделать окна и, какие еще окажутся ветхости, исправить». Преосв. Августин разрешил сделать все согласно прошению. Консистория сообщила о предположенной перестройке в Комиссию для строений в Москве. Последняя, сочинив план и фасад на постройку алтаря, препроводила в Консисторию для внесения на утверждение преосв. Августина, после чего план и фасад отосланы обратно в Комиссию (Арх. Моск. Дух. Конс. 1817 г. № 157). Когда придел был возобновлен и приготовлен к освящению, тогда прихожане заявили преосв. Августину, что они «по особенному усердию, желают оный посвятить имени преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца». Августин (16-го января 1819 г.) разрешил освятить придел во имя преп. Сергия. Перестройка этого придела обошлась в 4223 руб. 60 коп., в том числе от прихожан пожертвовано 2890 рублей. Придел освящен 30-го января 1819 года архимандритом Богоявленского монастыря Аполлосом (Арх. Моск. Дух. Кон. 1819 г. № 71).

Так неожиданно Климентовский придел превратился в Сергиевский! Может быть этому главным образом сочуствовали те лица, которые жили на земле Климентовской церкви: для них очень важно было совсем уничтожить о ней воспоминание.

Существующий в настоящее время в приделе преп. Сергия предалтарный иконостас устроен в 1842–1843 годах церковным старостою, временным московским купцом Никифором Степ. Цыгановым. В 1841 году 25 августа им подано митрополиту Филарету следующее прошение: «Любя место селения славы Господней и ревнуя о благолепии храма Его, я имею искреннее желание сделать новый иконостас в приделе преподобного Сергия при Знаменской церкви на собственное иждивение. Представляя при сем на благоразсмотрение Вашего Святейшества план на предполагаемый мною иконостас, всепокорнейше испрашиваю Вашего Архипастырского благословения на приведение в исполнение сего усерднейшего моего желания и о сем моем прошении милостивейшей резолюции». Представлены были планы прежнего иконостаса, устроенного в 1818 году, и вновь предположенного. По отзыву благочинного (протоиерея Пименовской, в Старых Воротниках, церкви Михаила Ионина Отрадинского), иконостас 1818 года, хотя тверд, но работы низкой, не соответствующей должному благолепию храма, и требует обновления, окраски и позолоты, стоящих не малой цены; построение нового иконостаса составит лучшее украшение храму и избавит церковь от необходимой значительной издержки на обновление существующего, так как староста желает устроить новый иконостас на свои средства, а старый возобновлять на свои средства не желает.

Консистория решила дозволить устроить новый иконостас, и митрополит Филарет просил разрешения на это у Свят. Синода. Определение Свят. Синода о дозволении церковному старосте Цыганову устроить новый иконостас в приделе преп. Сергия утверждено Императором Николаем I в 1842 году 30 мая5. В 1843 году 22 сентября благочинный Отрадинский заявил Консистории, что новый иконостас с позлащенною резьбою, согласно Высочайше одобренному чертежу, устроен, окрашен кармином и установлен в благолепном виде (Арх. Моск. Дух. Конс. 1 экспедиции 2 стола 1843 г. № 13). Иконостас стоил 1700 рублей (опись церковного имущества 1834 г. л. 23 и 1855 г. л. 42).

В 1909 году иконостас в приделе преп. Сергия вновь вызолочен. В иконостасе с правой стороны от царских врат икона Спасителя, с деяниями (1¾ арш.×1½ арш.), хорошего письма XVII века; серебряная риза, весом в 14 фун. 21 зол., сделана в 1860 году прихожанином купцом Курочкиным; с левой стороны – Казанская икона Божией Матери с чудесами (1¾ арш.×1½ арш.) – XVIII века; серебряная на ней риза, весом 14 фунт. 15 зол., сделана в 1860 году тем же Курочкиным. Кроме того, следует отметить здесь икону Знамения Пресвятой Богородицы, со стоящими вверху мучеником Иаковом Персянином и великомучеником Георгием Победоносцем, внизу – преподобными Онуфрием Великим и Макарием Египетским (1 арш.×¾ арш.), в серебряной вызолоченной ризе, весом в 3 фун. 40 зол. На ней надпись: «истинное изображение чудотворного образа Знамения Пресвятой Девы Богородицы, яже в Великом Новеграде на Илиине улице. Написан 714 году месяца марта 22 день». Икона поступила в храм в 1836 году, по завещанию госпожи Комендантовой.

В 1909 году внутренние стены придела преп. Сергия расписаны, по рисункам художника Нестерова и других современных, художником Пашковым.

Вслед за устроением нового иконостаса в приделе преп. Сергия, возобновлен иконостас в главном храме.

В 1844 году 23 августа причт и староста церковный с прихожанами подали митр. Филарету следующее прошение: «Иконостас в храмовой нашей Знаменской церкви от времени пришел в ветхость, который ежели Вашему Святейшеству благоугодно будет, мы почитаем за необходимое исправить и, не отступая ни в чем от плана онаго иконостаса, желаем его украсить резьбою и позолотою по рисунку, при сем на благоусмотрение Вашего Святейшества прилагаемому. На починку и украшение онаго иконостаса мы предположили употребить церковную сумму, которой у нас находится четыре тысячи рублей ассигнациями и которой при усердном содействии прихожан, полагаем, будет достаточно. Почему Ваше Святейшество всепокорнейше и просим на исправление и украшение онаго иконостаса Вашего Архипастырского благословения и милостивейшего разрешения на израсходование означенной суммы церковных денег». Митрополит велел «Консистории учинить посему надлежащее разсмотрение». В настольном докладном реестре Московской Духовной Консистории 29 сентября 1844 г. определено: 1) священно-церковно-служители с церковным старостою и прихожанами просят дозволения исправить в храмовой церкви их иконостас, не отступая ни в чем от прежнего плана, между тем, 2) из представленных чертежей усматривается разность одного с другим, как-то: на одном изображаются херувимы, а на другом их нет, и представляется на месте их одна резьба; представленные чертежи не подписаны, кто составлял их, не подклеены и не имеют надлежащих надписей, а потому не видно, который из них в существующем, который в предполагаемом виде. Посему, вызвав в присутствии Консистории священника с церковным старостою, выдать им обратно чертежи те с распиской под делом с тем, чтобы они, по надлежащем изготовлении их к отправлению в Святейший Синод, представили оные в Консисторию без замедления, при чем объяснили бы: 1) почему ими в прошении об устройстве иконостаса объяснено несогласие с представленными чертежами, и почему ими допускается такое изменение, 2) когда именно и кем сделан предназначенный к исправлению иконостас, и не имеет ли он чего-либо особенно примечательного по древности его, 3) в случае дозволения исправить иконостас, те ли самые поступят в оные иконы, какие находятся в существующем ныне, и не потерпят ли они какого изменения. Причт со старостою объяснил, что 1) ими в прошении не указано на разность между рисунками существующего и предполагаемого иконостаса, потому что сия разность заключается в наружном украшении и не нарушает главного плана иконостаса, 2) время сооружения существующего иконостаса и лицо, соорудившее его, из церковных записей неизвестны, и из старожилов-прихожан никто не знает, 3) в предполагаемом иконостасе иконы без всякого изменения и повреждения останутся те же, которые находятся в ныне существующем, а в историческом отношении существующий иконостас ничего замечательного не представляет. Консистория после сего составила доклад о дозволении исправить, за ветхостью, существующий иконостас и украсить позолотою и резьбою по приложенным рисункам. Митрополит согласился с мнением Консистории и отправил в Свят. Синод донесение, прося разрешения, согласно с указами Синода от 20 апреля 1841 года и 22 декабря 1843 года. Синод указом от 25 июля 1845 года уведомил митрополита Филарета, что Государь Император, по докладу главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями с представлением чертежей существующего и предполагаемого иконостаса, Высочайше соизволил повелеть возобновить существующий иконостас без всяких изменений. Митрополит Филарет приказал Консистории Знаменскому священнику с церковным старостою предписать к должному исполнению, а благочинному иметь наблюдение, чтобы исполнение в точности произведено было согласно с Высочайшим повелением. Благочинный (Старопименовский протоиерей Михаил Отрадинский) 19 ноября 1847 года донес Консистории о том, что существующий в Знаменской церкви иконостас ныне возобновлением без всяких изменений по утвержденному чертежу окончен (Арх. Моск. Дух. Конс. 2 стола 1 экспедиции 1847 г. № 813). Таким образом, только благодаря Высочайшей воле, иконостас остался в прежнем, но не первоначальном, виде.

Иконостас Знаменского храма

Вид его в настоящее время такой. Он – деревянный, четырехъярусный, вызолоченный, на нем две колонны у царских врат и прочие колонны резные, рамы икон гладкие.

Царские врата резные с шестью круглыми шестивершковыми иконами Благовещения Пресв. Девы Марии и евангелистов.

Над царскими вратами овальное (8 верш.×12 верш.) изображение Тайной Вечери.

С правой стороны царских врат иконы:

1. Спасителя (1¾ арш.×1 арш. 6 верш.) в серебряной вызолоченной ризе; риза сделана моск. купцом Никифором Степановым Цыгановым в 1851 г.; он же устроил и икону эту, как сказано в приписке к описи 1834 года. Раньше здесь стояла икона Преображения Господня (см. № 4).

2. Знамения Пресв. Богородицы с чудесами в 20 местах (2 арш.×1 арш. 13 верш.), новгородского рисунка. Изображение писано в круге с 8 серафимами на четырехугольнике, по краям которого четыре символа евангелистов; у Иисуса Христа в руке свиток. Чудеса писаны одновременно со срединою, где изображено Знамение Пресв. Богородицы, т.е. в конце XVII века. На самом изображении Знамения Пресв. Богородицы риза и венцы серебряные вызолоченные, весом в 7 фун. 63 зол. (см. опись 1834 г.); на чудесах риза серебряная вызолоченная, весом в 16 фун., сделана в 1852 г. 29 марта моск. купцом Гавриилом Ильиным Борисовым.

3. На южной двери (3 арш.×1 арш.) изображен фрязью XIX века с лепным фоном архидиакон Лаврентий.

4. Преображения Господня (2 арш.×1¼ арш.) – конца XVII века. На ней изображены кремневые уступами горы, покрытые цветами и мелкими травами. Вверху в усеянном звездами небе стоит Спаситель в белой одежде, от Него исходят снопы лучей. Справа от Спасителя пророк Илия. Сзади ангел на облаке, с поднятыми крыльями, ведет пророка Илию; лицо ангела обращено к пророку, правая рука его обхватывает пророка по правому плечу; левая, простертая, как бы указывает на гору Преображения; правая рука пророка простерта, левая пригнута к груди. Выше в углу в облаке горний Иерусалим. Слева от Спасителя пророк Моисей со скрижалями в обеих руках. Сзади ангел на облаке ведет пророка Моисея, восставшего из гроба – гроб изображен ниже на горе среди уступов. Ангел левою рукою обхватывает левое плечо пророка Моисея, правою указывает на гору Преображения. Ниже изображения Преображения представлены моменты, предшествовавшие ему, одновременные с ним и последовавшие за ним. Слева: Господь ведет апостолов на гору, правою рукою благословляет именословно, в левой Его руке свиток; в средине: три апостола со взорами, устремленными на Господа и пророков; справа: Господь удаляется с апостолами с горы, руки апостолов простерты; внизу Господь поднимает апостолов, касаясь правой рукой спины ап. Петра, а левой – главы ап. Иоанна.

На этом месте стояла прежде икона св. священномученика Климента, папы Римского (см. описи 1784 и 1834 годов).

5. На южной стене, на правом клиросе, свв. благоверных князей Бориса и Глеба (1¾ арш.×1¼ арш.) в рост, в росписных княжеских одеждах, – начала XVIII века.

С левой стороны царских врат иконы:

1. Смоленская – Божией Матери (1¾ арш.×1 арш. 6 вершк.), конца XVII века, записанная, в серебряной вызолоченной ризе, весом 18 фунт. 82 зол.; риза сделана в 1851 г. моск. купцом Никифором Степановым Цыгановым.

2. Воскресения Христова и Сошествия в ад (1¾ арш.×1 арш. 6 вершк.), конца XVII века, записанная, в серебряной вызолоченной ризе. В левой части иконы: Распятие, Положение в гроб, Явление ангела мироносицам при гробе; в средине – вверху Иисус Христос в облаке, ниже – Воскресение (восстание из гроба), под ним Сошествие в ад; в правой части иконы: рай, благоразумный разбойник, праотцы, пророки, апостолы и другие праведники идут в рай; в самом низу иконы: явление воскресшего Господа апостолам на море Тивериадском.

3. На северной двери (3 арш.×1 арш.) изображен фрязью XIX века, с лепным фоном, св. первомученик архидиакон Стефан.

4. Донская – Божией Матери (1¾ арш.×1 арш. 3 верш.), XVII века, записана масляными красками, в медной вызолоченной ризе, устроенной в 1835 году неизвестным, – весом в 18 фунтов.

5. На северной стене, на левом клиросе, св. Николая Чудотворца (1 арш. 2 верш.×15½ вершк.), начала XVIII века, с 20 местами чудес, XVII века; в иконе с чудесами 1 арш. 13 вершк. вышины, 1 арш. 9½ вершк. ширины; на иконе св. Николая Чудотворца серебряная вызолоченная риза 1830 года, весом в 9 фунт. 42 зол.

Во втором ярусе иконостаса иконы:

В средине Отечество (8 вершк.×10 вершк.). С правой ее стороны иконы: Жив. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Сошествия в ад, Преображения Господня, Распятия с предстоящими, Успения Пресв. Богородицы; с левой стороны иконы: Богоявления, Сретения Господня, Рождества Христова, Благовещения Пресв. Девы Марии, Введения Ее во храм и Рождества Ее; все эти иконы размером 16 вершк.×13 вершк.

В третьем ярусе иконостаса:

В средине Деисис – Господь, в виде Вечного Архиерея Своей Церкви восседает на престоле славы, Ему предстоят Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил, Гавриил; икона эта овальной формы (2¼ арш.×2 арш. 1 верш.), с правой стороны иконы святых апостолов: Павла, Андрея Первозванного, Иакова, ев. Марка, Симона Зилота и Фомы; с левой стороны иконы святых апостолов: Петра, ев. Иоанна Богослова, ев. Матфея, ев. Луки, Филиппа и Варфоломея; все иконы одного размера (28 вершк.×13 вершк.); с полукруглыми верхами; апостолы изображены с книгами и закрытыми свитками.

В четвертом ярусе иконостаса:

В средине, с полукруглым верхом, икона Богоматери с Богомладенцем на лоне и двумя летящими херувимами; с правой ее стороны иконы царя Соломона, первосвященника Аарона, пророков Илии, Даниила, Иезекииля и Иеремии; с левой стороны иконы царя Давида, пророков Моисея, Захарии, Исаии, Аввакума и Иоиля; все эти иконы одинакового размера (26 вершк.×13 вершк.), с полукруглыми верхами; изображенные в этом ярусе пророки имеют в руках открытые свитки своих пророчеств и преклоняются пред Богоматерью и родившемся от Нее Сыном Божиим.

Сравнивая иконы современного иконостаса Знаменского храма с выданными из Оружейной Палаты в 1680 г. 26-го октября, мы совсем не находим праотеческого пояса; в пророческом сохранились иконы Богоматери, Давида, Илии, Моисея, Исаии, Аввакума, Аарона, Соломона, Захарии, Даниила, Иеремии, нет икон пророков: Наума, Ионы и Елисея, прибавлены вместо того иконы пророков: Иезекииля и Иоиля; в апостольском поясе к выданным прибавлены иконы апостолов: Фомы, Луки, Филиппа; не было выдано икон двунадесятых праздников, деисиса, северной двери, а южная дана с изображением диакона Авива, а не Лаврентия.

Кроме икон в иконостасе Знаменского храма, заслуживают упоминания: 1) на северной стене в киоте икона св. священномученика Климента, папы Римского, с житием в 16 местах (1 арш. 11 верш.×1¼ арш.), XVII века; священномученик изображен в крестчатой фелони, стоящим на трехступенном подножии, правою рукою благословляет двуперстно, в левой держит евангелие на плате. Вероятно, это – храмовая икона из существовавшего придела имени этого священномученика; 2) в серебряной ризе икона преп. Феодора Трихины (3 верш.×2 верш.), XVIII века; помещается на аналое в жестяном складне, петровского времени, в верхней части которого находится 39 частиц святых мощей; складень с мощами и иконою пожертвован в 1869 г. женою надворного советника Параскевою Андреевною Аникеевою; 3) в арке с южной стороны в киоте икона Божией Матери «Живоносный Источник» (2 арш.×1½ арш.), XVIII века, плохой сохранности, в медной высеребренной ризе, весом в 20 фунтов (риза в описи 1784 г. названа «новою»); 4) в арке с северной стороны икона Св. Троицы (2 арш.×1½ арш.), конца XVII века; риза и венцы медные высеребренные, весом в 18 фунтов.

В 1852 г. устроен новый предалтарный иконостас в приделе Всех Святых. В 1850 г. 10-го октября причт и староста церковный Никифор Степанович Цыганов подали митрополиту Филарету прошение о дозволении возобновить в теплой церкви стенное писание, от продолжительного времени потемневшее и потерявшее надлежащий вид, и поставить в приделе Всех Святых новый иконостас вместо пришедшего местами в ветхость, с помещением в нем прежних икон; средства на это давал староста Цыганов. Митрополит Филарет определил: «1) Возобновление прежнего стенного писания разрешить, под смотрением благочинного за сохранением близости к древнему и приличия. 2) Касательно иконостаса в соображении с существующими правилами дать мнение». В Консистории выписаны на справку: 1) Указ Святейшего Синода от 20-го апреля 1843 г., за № 4879, которым объявлено Высочайшее повеление, «дабы нигде ни под каким предлогом в древних церквах не дозволялось ни малейшего исправления, возобновления и изменения живописи и других предметов древнего времени, и всегда испрашивалось бы на то разрешение от Свят. Синода»; 2) отношение главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями от 22-го декабря 1843 г., за № 17104, на имя обер-прокурора Свят. Синода о том, что Государь Император повелел, при представлении проектов на возведение новых зданий и капитальные перестройки существующих, прилагать всегда общие планы местности, на которой строение существует или возвестиь предполагается. Священник Знаменской церкви Павел Крылов не знал, когда устроен прежний иконостас, и заявил, что он ничего особенного не представляет. Консистория нашла также, что он особенно замечательного в искусственном и историческом отношениях не имеет, архитектура его принадлежит к недавнему времени, и потому согласна была на замену его новым. На докладе Консистории об этом митрополит Филарет 5-го декабря 1850 года написал: «Рисунок иконостаса не представляет правильности и составлен не художником. Некоторым иконам даны весьма странные формы. Посему естьли и представлен будет, едва ли можно надеяться утверждения. Советуется составить более правильный и менее обремененный безполезными фигурами».

В марте 1851 года причт и староста представили митрополиту Филарету новый рисунок иконостаса, начерченный архитектором Лаготиным. 27 марта митрополит отправил в Свят. Синод просьбу о дозволении поставить новый иконостас, приложив к ней рисунки прежнего и вновь предположенного. 6 октября того же года на докладе об этом Государь собственноручно написал следующее: «Согласен, но вкус самый безобразный; переделать в русском».

Составленный после этого проект иконостаса в русском стиле представлен был в Консисторию священником Крыловым и вдовою Цыганова Екатериною Трофимовою и удостоился Высочайшего утверждения в 1852 году 3 апреля (Моск. Дух. Конс. 1 экспедиции 2 стола 1852 г. № 318). Он существует и в настоящее время, в нем иконы XIX века.

В ризнице храма хранятся деревянные два потира и три тарелочки XVII века, оловянные потир, звездица и четыре оловянных тарелочки XVII-XVIII вв., серебряное блюдо с надписью по краю: «Повелением великого господина святейшего Иева патриарха Московсково и всея Росии при игумене при Мисаиле з братьею», евангелие 1744 года, приобретенное «к церкви Знамения и в предел Климента тщанием и радением священника Михаила Онуфриева 1748 года 3 марта», из книг – триоди постные 1687 и 1696 годов, евангелие Киевской печати 1702 года, евангелие на Александрийской бумаге, выданное по просьбе священника из Московской (Синодальной) Типографии 10 ноября 1759 года. На евангелии 1780 года имеется несколько, весьма важных для истории храма, записей, сделанных священником Михаилом Онуфриевым. 1. На деревянной дощечке, на которой утверждено медное позолоченное изображение евангелиста Луки: «Сооружено сие Евангелие 1780 году, декабря 19 дня, для сведения подписал тоя церкви настоятель Михаил Онуфриев»; там же: «Сооружена церковь Знамения Пресвятыя Богородицы в лето 7187 построенная Климента вместе зачета строитца, церковь была на старом кладбище, деревянная была Климонта, по нерадению она сгорела в лето 184 году, построена стрельцами. все снято. вторая же зделана церковь вновь 1754 году, освящена сентября 17 (?) дня. При стрельцах было при деревянной церкви 1000 дворов в приходе». 2. На такой же дощечке под изображением ев. Марка: «Сея Знамения церкви умре иерей Григорий Никитин 1746 году ноября 30 дня, на его место посвящен иерей Михаил Онуфриев, 1724 году родился Михаил Онуфриев ноября 7 дня, тезоименитство ноября 8 числа, посвящен во диакона и восприявший в брак 1743 году сентября 17 дня посвящен во иерея Климента церкви 1747 году генваря 29 дня. При сей Знаменской церкви четыре главы сняты с церкви Климента папы Римского сего 1780 году сентября 2 дня по данному указу консистории благословения преосвященного Платона второго Московского архиерея при священнике Михаиле Онуфриеве и диаконе Никите Петрове, а сняты главы для того, что была великая течь, для ведения подписал я иерей Михаил своею рукою, посвящен к Климентовской церкви 1747 году генваря 29 дня». 3. На дощечке под изображением ев. Иоанна Богослова: «Сооружено сие Евангелие на престол в церкви Знамения Пресвятыя Богородицы за Петровскими вороты при священнике настоятеле тоя же церкви Михаиле Онуфриеве в лето 1780 декабря»; на дощечке под изображением евангелиста Матфея нет записи.

Детали северной стороны Знаменского храма

В заключение несколько слов об архитектуре храма.

Главный храм представляет из себя безстолбный четверик с сомкнутым сводом на четверике, к восточной его стороне примыкают три полукруглых абсиды. Северная и южная стены четверика в верхней части вертикально расчленены парными колонками на три части, восточная и западная – на четыре. Над колонками тянется богатый карниз-антаблеман, основание колонок северной и южной стены покоится на поясе, который продолжается и на абсидах. Во фризе – ширинки, приготовленные для заполнения кафелями. Выше карниза под спусками крыши с северной и южной сторон по три, с восточной и западной – по четыре арки, соответственно таким же вертикальным делениям фасадов.

Прямоугольные окна, расположенные между парными полуколонками в верхней части четверика, имеют в фронтонной части треугольники и кокошники; фронтоны поддерживаются резными столбиками – пилястрами; последние взяты с дерева и отличаются разнообразием. Окна с впадинами и крючьями для ставень.

Вид храма с юго-восточной стороны

Главный храм имеет северный и южный входы, последний с крыльцом.

Крыша четырехскатная. На пяти главах прорезные кресты. Шеи глав – без окон, украшены арками, опирающимися на пилястры с перехватами, между арок прямоугольные углубления и гладкая поверхность чередуются друг с другом; под пилястрами и выше арок гладкие пояса – валики; у шеи средней главы поверх арок два гладких валика; над верхним валиком зубчатый карниз, выше него два гладких пояса – валика. У основания шей угловых глав устроены декоративные кокошники, у центральной главы их нет.

Придел пр. Сергия с сомкнутым сводом – постройки одного времени с главным храмом, алтарь его вновь построен в 1817 – 1819 годах. На нем одна золоченая главка на круглой шее (остальные четыре сняты в 1780 году): она теряется здесь среди широкого четырехскатного покрытия и не идет к типу пятикупольных храмов московской архитектуры XVII века; при реставрации здесь снова должны быть помещены четыре главы по образу сохранившейся. Шея главки украшена аркатурой: арки, опирающиеся на короткие пилястры, в сравнении с высотой и шириной шеи, непомерно широки и потому нескладны; ниже пилястр и сверх арок вокруг шеи по одному гладкому валику – поясу; над верхним поясом зубчатый карниз. Стены придела имеют с северной стороны два ряда прямоугольных окон, разделанных в 1817 – 1819 годах, простой карниз и над ним три полукруглые арки. Западная внутренняя стена придела вынута широкою аркою. К западу от нее идет пристройка позднейшего времени (определить его точно не удалось) с четырехскатною кровлею; несомненно, эта часть здания сооружена для увеличения площади придела пр. Сергия; между этой пристройкой и колокольнею есть еще невысокая постройка, в которой устроен вход на колокольню.

Соединяет главный храм и придел преп. Сергия с колокольнею так называемая трапезная часть, в которой помещается придел Всех Святых; трапезная часть, придел преп. Сергия и пристройка к нему имеют сообщение чрез арки, пробитые в стене трапезы. Трапезная часть покрыта на два ската, окна ее и алтаря имеют фронтонные части в виде треугольников и кокошников, над окнами продолжен пояс главного храма, выше пояса под кровлею зубчатый карниз.

Западный портал храма арочный, с резными пилястрами, богато раскрашен.

Западный портал храма

Колокольня представляет собой двухъярусный четырехгранник, на нем восьмигранник, завершающийся шатровым восьмигранным верхом с гранною золоченою главкою на гранной шейке, на главке восьмиконечный крест. Нижний ярус четверика украшен с трех сторон балясинами, арками6 и карнизом; во втором ярусе с северной и южной сторон – по одному глухому окну с фронтонами-кокошниками, на западной – железный навес над написанной в 1910 году иконою Знамения Пресв. Богородицы; по углам парные полуколонки, над ними широкий зубчатый карниз. В каждом ребре шатрового верха – по три окна – слуха, расположенных по одному друг над другом, окна имеют обычные треугольные фронтоны и наличники гладкие и с перехватами. Гурты (т.е. ребра) граней и над верхними окнами представляют гладкие валики7.

* * *

1

По указу патриарха Филарета 1632 года, назначено было причтам приходских церквей платить в год с дворов: священника по 4 деньги, диакона по 2, дьячка, пономаря и просфорницы по деньге; стольников, дворян, дьяков, купцов по 6 денег, торговых людей Гостинной и Суконной сотен и с подьячих по 3 деньги; с дворов всех остальных по 2 деньги. В 1642 году последовал новый указ, по которому дворы духовенства оставлены на прежнем окладе, со стрелецких голов и сотников положено брать по 6 денег с двора, с пятидесятников и десятников по 4 деньги, с рядовых людей и ямщиков по 2 деньги, со старост и сотских черных слобод по 6 денег, средних людей по 2 деньги, «молотчих» по деньге с двора; причты освобождены были от сбора за дворы митрополитов, епископов, бояр и окольничих (Забелин И. Материалы… I, 1193–1194.)

2

Вот подлинное прошение стрельцов, хранящееся в Московском отделении Архива Министерства Императорского Двора, в числе столбцов 189 года № 555: «Царю государю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьють челом холопи твои стольника и полковника Никифорова приказу Ивановича Колобова пятидесятники и десятники и рядовые всего приказу стрельцы. Твоим великого государя жалованием, а нашим холопей твоих обещанием построена у нас церковь каменная во имя Знамения Пресвятыя Богородицы да в пределе священномученника Климента папы Римского, а Божия милосердия образов построить нам холопем твоим нечим, потому что того церковного строения на нас холопех твоих долгов по кабалам разных чинов людем тысяча триста рублев платить, а сроки государь тем долгам прошли а в твоей великого государя казне в приказе оружейные полаты стоит излишней иконостас и никуды не отдан, а которые государь в прежней нашей приходской церкви были святыя образы и те все в прошлом во 184 году в большое пожарное время згорели. Милосердый государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй нас холопей своих своим великого государя жалованьем: вели государь тот излишней иконостас дать нам холопем твоим в новопостроенную нашу приходскую церковь, чтоб той новопостроенной нашей приходской церкви без освященния не стоять. Царь государь, смилуйся». Помета на обороте: «189 году октября в 11 день пожаловал велел им те иконы дать в той церкви из Оружейные Полаты и указ о том учинить окольничему и оружейному Ивану Максимовичю Языкову с товарыщи». Другая помета: «Октября в 13 день выписать что есть в казне великого государя дейсусные иконы».

«189 году октября в 26 день великого государя ис казны из Оружейной Полаты в новопостроенную каменную церковь Знамения Пресвятыя Богородицы, что за Петровскими вороты, стольника и полковника в Никифорове приказе Ивановича Колобова принято святых икон праотец, пророков и апостолов 41 икона да южная дверь диякон Иавиф, приял те иконы и росписался того ж приказу пятисотной Филька Иванов».

«В нынешнем во 189 году октября в 26 день великого государя ис казны из Оружейные Полаты в новопостроенную каменную церковь Знамение Пресвятые Богородицы, что за Петровскими вороты, стольника и полковника в Никифорове приказе Ивановича Колобова принято икон

в праотцех образ Господа Саваофа


правая сторона: левая сторона:
праотец Адам прабаба Евва
праотец Аврам праотец Авель
праотец Енох праотец Ияков
праотец Исак праотец Ной
праотец Сиф пр. Веньямин
праотец Асир
праотец Иосиф
праотец Мелхиседек
праотец Лот

во пророцех образ Пресвятые Богородицы


правая сторона: левая сторона:
пророк царь Давид пророк царь Саломон
пророк Илья пророк Захарии
пророк Моисей пророк Данил
пророк Исаия пророк Иона
пророк Наум пророк Захарии
пророк Авакум пророк Еремей
пророк Арырон (?) пророк Елисей

в апостолех:


правая сторона: левая сторона:
архистратиг Михаил архистратиг Гаврил
апостол Петр апостол Павел
апостол Андрей апостол Марко
апостол Иоан апостол Матвей
апостол Ияков апостол Симан
апостол Варфоломей

южная дверь дона диакон Авиф

не выдано икон Спасова Богородична Предтечева образов, апостольских: Филиппа, Фомы, Иякова Олфеова, дванадесятных празников икон ничего не дано, северной двери».

3

Так назывался настоящий Успенский собор в отличие от Успенской, на Крутицах, церкви – кафедрального собора Сарских и Подонских епископов.

4

Действительно, Платон Левшин был вторым из Платонов: первым был Платон Малиновский.

5

В Указе Свят. Синода от 22 февраля 1841 г. № 1422 объявлено, что Государь Император, обращая особенное внимание на благолепное строение церквей первопрестольного града Москвы и желая, дабы стиль древнего византийского зодчества не нарушался при новых переделках и пристройках, Высочайше повелел, чтобы отныне как при созидании в Москве новых церквей, так и при обновлении существующих, при сооружении в них новых приделов, от коих, смотря по различному устройству, зависит или вящшее украшение или нарушение древнего вида церквей, проекты всем таковым постройкам и переделкам были, всякий раз, установленным порядком представляемы на Высочайшее Его Императорского Величества усмотрение.

6

С северной и южной сторон арки заделаны каменными глухими стенками, у западной заделан верх, а низ имеет двустворчатую дверь, пред которою недавнего устройства железный зонт над ступеньками крыльца.

7

Прилагаемые при настоящем очерке рисунки представляют воспроизведение фотографических снимков, сделанных в ноябре 1910 года.


Источник: Храм Знамения Пресвятой Богородицы за Петровскими воротами, в Никитском сороке города Москвы : [историко-археологический очерк] / Н.А. Скворцов. - Москва : Русская Печатня, 1911. - 34 с.

Комментарии для сайта Cackle